Во сколько малыши начинают ползать и сидеть. Когда и как научить ребёнка ползать: упражнения и полезные рекомендации врача

Когда малыш начинает ползать, в его жизни наступает немаловажный ответственный период. На первый взгляд кажется, что можно и не заострять внимание на данном событии. «Ну а что такого произошло? Всё естественно и рефлекторно.» Но на самом деле первые попытки самостоятельного передвижения свидетельствуют о запуске важных механизмов в организме крохи.

На данном этапе происходит:

  • укрепление опорно-двигательного аппарата и мышц;
  • развивается подвижность суставов;
  • совершенствование концентрации внимания;
  • становление интеллектуальных способностей;
  • улучшается ориентация в пространстве;
  • регулируются обменные процессы и совершенствуется работа внутренних органов.

От того, насколько правильными и грамотными будут действия родителей, зависит то, насколько правильным и своевременным будет физиологическое и морально-психологическое развитие ребёнка.

В каком возрасте ребёнок начинает ползать

Мало кто задумывается о том, что первые попытки к ползанию младенец проявляет с самого рождения, когда он пытается ёрзать из стороны в сторону, потом отталкивается ножками от опоры, после с помощью активных движений конечностями старается продвинуть своё тело вперёд. И к пятимесячному возрасту малыш осваивает навык ползания.

Педиатры утверждают, что к девяти месяцам ребёнок ползает достаточно быстро и уверенно. Но не стоит загонять себя и кроху в строгие рамки, если вдруг что-то пошло не по графику. Некоторые детки справляются с поставленными задачами чуть раньше, другие - немного позднее. Организм у каждого разный, и происходящее процессы протекают в индивидуальных пределах.

Первые тревоги и опасения или как не навредить своему чаду

Естественно, что новый этап в жизни маленького человека приносит любящим мамочкам дополнительные заботы и тревоги. Их волнует куда больше вопросов , чем во сколько месяцев должен поползти младенец. Зачастую большинство опасений оказываются напрасными. Попробуем разобраться с часто возникающими вопросами, которые могут потревожить родителей, когда ребёнок начинает ползать.

Грань между нормой и патологией так тонка , что порой сложно различить, где же это запретный рубеж. Конечно, частые необоснованные визиты к врачам не принесут пользы малышу, но и невнимательное отношение к крохе может привести к серьёзным последствиям. Мамам нужно больше времени проводить с ребенком, отмечать для себя все успехи и продвижения вперёд. Только в том случае, когда вдруг остановились процессы развития или даже замечен регресс, следует обращаться за помощью к специалистам.

Мамины руки в помощь ножкам малыша

Родители должны заботиться о своём ребёнке и всячески помогать ему во всех процессах жизнедеятельности. В момент наступления этапа ползания на четвереньках от мамы требуются массаж, гимнастика и специальные упражнения. Поговорим о каждом виде "родительской помощи" более подробно.

Укрепляющий массаж

Массаж является как бы вводной частью к гимнастике. Сначала тело малыша разогревается и подготавливается к дальнейшим занятиям, после непосредственно проходят основные занятия. Начинать массаж следует с плавных поглаживаний , постепенно переходящих в лёгкие растирания, пощипывания и постукивания. Должны быть задействованы область спины и ягодиц, кончики пальцев, ладони, стопы, голени, предплечья, наружная поверхность бёдер и плечей. Область живота нуждается только в мягких поглаживаниях. Допускаются лёгкие пощипывания вокруг области пупка.

Гимнастика для новорождённых в возрасте 6–9 месяцев

Скрещиваем ручки малыша на груди, сгибаем и разгибаем ножки в коленях, вместе и поочерёдно, производим круговые движения руками и подъём прямых ног, переворачиваем со спинки на живот., осуществляем приседания. Некоторые родители предпочитают водную гимнастику и гимнастику на специальном мяче. Для водных процедур совсем необязательно посещать дорогостоящие занятия в бассейне, можно ограничиться пределами ванной комнаты. Главное, не оставлять ребёнка в воде без присмотра взрослых.

Учимся формировать устойчивую опору на руках. Положить малыша на живот, выше уровня головы расположить игрушку. Кроха будет пытаться дотянуться до интересующего предмета, а соответственно, приподниматься на ручках.

Укрепляем вестибулярный аппарат . Малыш на животе. Под грудь подкладываем валик. Располагаем ребёночка таким образом, чтобы руки и голова свисали с валика, а ноги располагались на опоре. Оставляем кроху в таком положении на 15 минут. Если малыш устанет, упражнение можно прекратить раньше.

Учим грудничка стоят на четвереньках. Мама сидит на полу, ноги вместе. Ребёнок расположен на ногах мамы лицом вниз, руки и ноги спущены. Расстояние до пола такое, чтобы кроха мог дотянуться до поверхности ладонями и стопами.

Если вышеперечисленные упражнения не приносят результата , то целесообразно перейти к более серьёзным занятиям, во время которых требуется второй помощник и происходит непосредственное обучение переставлению ручек с ножками и стимуляция активных движений. Первые занятия следует проводить под контролем педиатра или в кабинете массажа и лечебной физкультуры.

Кроме этого, никто не отменял здорового питания, прогулок на свежем воздухе и нормального чередования режимов сна и бодрствования. Такой образ жизни полезен не только маленькому человеку, но и взрослому.

Сложно дать точный ответ на вопрос, во сколько дети начинают ползать на четвереньках. Временные границы раздвигаются в пределах от четырёх аж до двенадцати месяцев. И это нормально. Самое главное в жизни матери - это здоровье и счастье её чада . Пусть лишние тревоги не отвлекают семью от естественных процессов развития.

Ползание – важный критерий оценки уровня развития грудничка. Этот навык указывает на то, что костная система детей формируется правильно и готова к физическим нагрузкам. Теперь ваш кроха умеет не только размахивать ручками, но и старается встать на четвереньки. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает ползать? Какие упражнения способствуют развитию этих достижений у мальчиков и девочек? Что рекомендуют детские педиатры и врач Комаровский? Читайте далее в нашей публикации.

Чем полезно ползание для малыша

Для того чтоб избежать запоздалости навыка ползания врачи рекомендуют заниматься с малюткой с самого раннего детства. Гимнастика и массаж хорошо укрепляют мышцы спины и общее самочувствие крохи. С помощью этих процедур ребенок быстрее учится ползать и стоять на четвереньках. Подобные упражнения стимулируют физическое развитие малыша, а также:

  • Способствуют сохранению равновесия и правильной ориентации в пространстве.
  • Укрепляют мышцы рук, ног, позвоночника, формируют правильную осанку.
  • Синхронизируют работу опорно-двигательного аппарата, а также оба полушария головного мозга.
  • Оказывает положительное влияние на развитие речи и двигательной активности.
  • Ползание устраняет ряд ортопедических нарушений – кривошея, асимметрия таза, искривление позвоночного столба.

Первые попытки ходить на четвереньках дети начинают после 6 месяцев. К этому времени у них хорошо развиты мышцы и структура скелета. Обучение навыку происходит в процессе, когда ребенок пытается дотянуться к любимым игрушкам, пытаясь, стать на коленки. Осмысленными эти движения станут, примерно к 9 месяцам. Однако некоторые малыши ползают на четвереньках, только после 12 месяцев. Как правило, это категория недоношенных и слаборазвитых детей.

Когда возникает навык и от чего зависит?

Во сколько дети начинают ползать, зависит от физической готовности ребенка и его стремления обучаться этому навыку. Доктор Комаровский выделяет несколько основных факторов:

  1. Пол малыша. Девочки более активны в развитии и осваивают ползание быстрее мальчиков.
  2. Вес грудничка. Если у новорожденного избыточный вес, который не соответствует нормам роста, то ему труднее освоить ползание. Таким деткам тяжело передвигаться ножками и вставать на четвереньки.
  3. Состояние здоровье, сроки. Младенцы с патологией центральной нервной системы, родившиеся раньше указанного срока (семимесячные), с ослабленным иммунитетом, пробуют ползать позже здоровых сверстников. Чаще всего такая активность наблюдается в возрасте 9-10 месяцев.
  4. Семейная обстановка. Неблагоприятный микроклимат в семье (частые ссоры, крики, употребление спиртного), отсутствие пространства для передвижения, все это негативно влияет на формирование и закрепление новых достижений.


Период, когда начинает ползать ребенок, зависит не только от веса и роста, но от умственного интеллекта крохи. Если в эмоциональном развитии имеются отклонения, значит, есть все предпосылки для задержки навыков ползания по-пластунски. В таких случаях педиатр Комаровский рекомендует обращаться за помощью к специалистам, которые проверят уровень нервно-психического состояния малютки и при необходимости назначат специальные упражнения.

Как ребёнок учится ползать

На форумах женской тематики родителей часто интересует, со скольки месяцев кроха начинает ползать. Ответить однозначно на этот вопрос трудно. Все зависит от степени развития у ребенка двигательных навыков. Их можно условно разделить на несколько этапов:

  • 3 месяца – карапуз учится делать перевороты на бок, поворачивает голову в стороны, лежа на животе, пытается достать игрушку либо заинтересовавшие его предметы.
  • 4-5 месяцев – малыш может подняться на ручки, подползти к заинтересовавшему его кругозор объекту. Все новорожденные разные по темпераменту и характеру. Одни дети начинают ползать на животике, другие по-пластунски, третьи – вперед, влево и вправо. А вот становиться на четвереньки ребенок освоит не раньше полугода.
  • 6-7 месяцев – грудничок активно овладевает навыками ползания и даже может сидеть без поддержки. Благодаря окрепшим связкам и мышцам спины легко встает на коленки, упирается ножками, когда его держат в вертикальном положении.

Педиатры советуют давать крохе больше свободы в его движениях. Отказаться от манежей и ходунков, которые способны оказать серьезные проблемы в работе позвоночника.


Этапы освоения навыка

Многие задают вопрос, что происходит раньше? Ребёнок учится сидеть или начинает ползать? Ответить сложно, потому как все дети разные в своем развитии. Одни раньше срока садятся на попу, другие только изучают ползание по-пластунски, третьи – освоили технику перемещения вперед и назад, уверенно опираясь на локотки. Если ребенок к 7 месяцам не научился полноценно двигаться, это не значит, что имеются какие-то нарушения. Не стоит волноваться и торопить события. Через месяц, другой он уверенно поползет и тем самым удивит своих родителей.

Этапы становления навыков:

  1. На животе – этот способ передвижения доступен младенцам в трехмесячном возрасте. Не всегда они способны контролировать свое телодвижение и ползти вперед. Иногда бывает, что грудничок вертится по кругу, чередуя движения ног и рук. Отсутствие двигательной координации присущее многим детям, поэтому является вариантом нормы. Со временем малютка сообразит, как это правильно делать и проблем с развитием навыка ползать не будет.
  2. По-пластунски – выполняя подобные упражнения, кроха учится ориентироваться в пространстве. Ребенок поочередно подтягивает ножки, опираясь на локти и загребая обеими руками. Такая гимнастика полезна для мышц тела и ладошек рук, так как является подготовительным этапом к перекрестному ползанию.
  3. На четвереньках – карапуз пытается вставать, опираясь на ручки, а затем и локотки. Как правило, этот период наступает в 6-7 месяцев, когда спинные мышцы и связки окрепнут в достаточной мере и ребенок сможет самостоятельно встать на четвереньки.

Грудничок не ползает: когда надо беспокоиться?

Часто на прогулках мамы делятся впечатлениями, что их дети уже ползают и даже пытаются ходить при удержании в вертикальном положении. Многие родители обеспокоены, что их кроха не умеет не то, что садиться, но так и не начал ползать. Как ответная реакция начинают стимулировать развитие этих навыков. Что категорически нельзя делать. Для начала необходимо узнать причины, по которым малыш не ползает, и только потом делать выводы. Иногда, чтоб стимулировать ползание достаточно нескольких курсов массажа и гимнастических упражнений.

Причин отказа вставать на четвереньки может быть несколько, давайте рассмотрим:

  • Слабо развиты мышцы, отвечающие за работу опорно-двигательного аппарата.
  • Последствия родовых травм.
  • Лишний вес. Таким деткам тяжело передвигаться, поэтому они стараются больше быть наблюдателями.
  • Темперамент. Если малыш флегматик, ему не интересно ползать или сидеть в манеже. Такому типу характера личности всегда свойственна медлительность, спокойствие и невозмутимость.

Если по достижению 8-9 месяцев карапуз не проявляет интереса к физической активности, следует обратиться за помощью к педиатру. В случае острой необходимости в дополнительной консультации врач порекомендует других специалистов – невролога, ортопеда, хирурга, кардиолога.

Когда нужна помощь?

Понять, почему грудничок не ползает, способен лишь врач. Что должно настораживать маму и папу? Если кроха передвигается к игрушке, при этом волоча ножки или ручки. Когда в возрасте 9 месяцев, облокотившись на локти, падает на бок и в дальнейшем не делает никаких попыток подняться. В случае появления не характерных изгибов позвоночника. Даже развитие мозговой деятельности оказывает непосредственное влияние на ползание.

Во сколько начинают ползать недоношенные дети

Недоношенными считаются дети, которые появились на свет раньше установленного срока – менее 40 недель. Такая категория деток отстает в развитии примерно на 1 месяц, чем их сверстники. Так младенцы 1 степени, агукают и гулят в два-три месяца. Малютки 2-3 степени – несколькими неделями позже.

Первые предпосылки к активным движениям у недоношенных малышей проявляются после 6 месяцев развития, они учатся делать перевороты, ползать по-пластунски, в 7-8 – раскачиваться на четвереньках. Однако полностью начинают ползать только в 9-12 месяцев. Иногда бывают исключения, когда дети, появившиеся раньше срока, уже в 10 месячном возрасте хорошо осваивают этот навык.

Стимуляция ползания

Бывают ситуации, когда малыш отлично освоил навыки ползать в детской кроватке, однако заставить его передвигаться на четвереньках по комнате родителям не удается. Если чадо не хочет показывать свою активность, не нужно бездействовать. Что же делать и как помочь стимулировать ползание? По мнению Е. Комаровского помогать крохе можно, для этого необходимо выполнять следующие действия:

  • Ребенка кладут на теплый пол, а вдали раскладывают погремушки, мячики, кубики. Увидев в поле своего зрения указанные предметы, малютка будет пытаться подползти, чтоб взять в ручки интересующий объект.
  • Если малыш не уверен в своих действиях или начинает плохо ползти, мама может слегка подтолкнуть его ладонью под попку либо создать упор для пяток.
  • Как скоординировать свое тело и перемещаться на четвереньках, наглядный пример могут показать старшие дети. Карапуз будет подражать их действиям – стараться самостоятельно подниматься на колени, ползать, сидеть, опираясь на ручки.
  • Стимулировать активные движения ножек и укрепить мышцы можно при помощи ежедневного курса массажа и зарядки.


Меры предосторожности

Когда малыш обучился навыку ползать, его не удержать в манеже или на кровати. Теперь ему интересно передвигаться на четвереньках по дому, дотрагиваться к незнакомым предметам. Его так и норовит, что-то потянуть, открыть, схватить либо оторвать своими цепкими ручками. Совершенствуясь в ползании, кроха может добираться до самых отдаленных уголков в доме. Как же обезопасить маленького «непоседу» от нежелательных последствий? Чтобы исключить риск возможного травматизма следует придерживаться следующих мер предосторожности:

  • Исключить контакт с опасными предметами. Открытые электрические провода, розетки по возможности спрятать или поставить специальные заглушки. Убрать в детской острые и мелкие части игрушек, чтоб ребенок не тянул в ротик.
  • Установить на оконные ручки специальные замки, а на дверцы мебели – блокировки.
  • Установить накладки на острые углы мебели, бытовой техники. Эти приспособления защитят ребенка, который научился ползать, от случайного удара или падения.

Пожалуй, все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш начнёт ползать. Ведь с обретением этого навыка ребенок превращается из внимательного наблюдателя в активного исследователя окружающего мира.

В этой статье вы узнаете о том, когда именно ожидать начало этого важного этапа в развитии.

Стоит ли помогать малышу ползать? Как вообще проявляется на первых порах этот навык?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед. Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности.

Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша. В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться. Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе. А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как понять, что ребёнок начинает ползать?

Родители могут заметить первые «звоночки», говорящие о том, что ребёнок скоро предпримет попытки к ползанию. Активному ползанию предшествует развитие синхронизированных между собой движений, проявление интереса к окружающему миру, общее развитие моторики. Становится видно, что движения малыша приобретают осознанный характер, исчезает произвольность и хаотичность.

Потребность ребёнка в познании растёт, а значит, ему становится мало пространства, ограниченного кроваткой. Это и заставляет малыша наконец поползти.

Иногда малыш начинает проявлять двигательную активность ночью. Почему же ребёнок ползает во сне?

Ответ прост: у детей в этом возрасте нервная система развивается очень быстро. По сути, нервная система находится в постоянном напряжении, и малыш испытывает потребность в тренировке новых умений практически круглосуточно.

Интересно! Как быстро приучить ребенка к горшку: 10 простых правил

Некоторые дети просыпаются ночью и ползают буквально в полусонном состоянии. Не стоит переживать, это не признаки лунатизма, а возрастная особенность. Как только передвижение станет для ребёнка привычным делом, его спокойный сон восстановится.

Какие бывают этапы ползания?

Конечно же, сразу передвигаться на четырёх точках опоры у малыша вряд ли получится. Полноценному ползанию обычно предшествуют несколько этапов:

1 Ползание на животе (по-пластунски). Малыш передвигается на животе, используя для подтягивания вперёд локти. При этом максимальная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и локтевые суставы. Эти движения чем-то похожи на то, как передвигается гусеница. Сначала ребёнку будет трудно направить свои силы на передвижение вперёд. Если малыш ползёт таким образом в стороны или даже назад – в этом нет ничего страшного.

2 Ползание по-пластунски, отталкиваясь ножками. Если раньше в попытках к активному движению принимали участие только верхние конечности и плечевой пояс, то теперь малыш пытается задействовать в ползании еще и ножки.

Ребёнок может подтягивать ножки вперёд по одной, что будет похоже на попытку встать на четвереньки.

Похожие манипуляции малыш может проделывать также в положении лёжа на спине, как бы оттачивая манеру движений. Вместо опоры некоторые дети начинают использовать уже не локти, а ладошки. В этот период можно заметить, что малыш двигается задом наперёд – это также совершенно не противоречит правильному ходу развития координации движений.

3 Ползание на четвереньках. После всех тренировок у ребёнка появляется достаточно практических знаний и умений для того, чтобы совершить настоящее ползание вперед на четвереньках. Теперь кроха умеет ставить руки и ноги в правильной последовательности (перекрестно, так, как ходит большинство млекопитающих).

Осознав, что теперь движения получаются складными, ловкими и четкими, малыш просто не может не воодушевиться для ползанья на длинные дистанции. Вы будете невероятно удивлены тем, как быстро ребёнку удаётся преодолевать расстояние до интересующего его объекта!

Обычно все эти этапы проходит каждый ребёнок. Но разные малыши интерпретируют их по-разному: кто-то начинает ползать по-пластунски, как бы крутясь вокруг своей оси, кто-то движется вбок. Некоторые дети почему-то оставляют ножки прямыми, не сгибая их в коленях. Или в движениях участвует только одна нога, вторую же ребенок подгибает под животик.

Случаются и более странные вещи – иногда малыши ползают, лёжа на спине.

Бесспорно, такой способ обучения ползанию несколько неординарный, но и он не выходит за рамки нормы. Для ребёнка не существует понятия «нормального» или «ненормального» — он просто выбирает наиболее удобный для себя способ передвижения. Со временем малыш научится применять эти умения, уже лёжа на животе.

Упражнения для ползания

Стремление к движению у людей заложено природой, но это не значит, что в вопросах развития малыша стоит полагаться только на естественный ход событий. Необходимо помогать малышу преодолевать трудности, забывать о первых неудачах и наконец научиться правильно ползать. Для этого существует комплекс специальных упражнений, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение координации движений.

1 Упражнения для укрепления мышц рук

Интересно! Развитие ребёнка в 6 месяцев

Ходьба на руках. Очень полезное упражнение для мускулатуры рук и плеча. Для этого осторожно укладываем ребёнка животиком вниз на внутреннюю сторону своего предплечья, придерживая его за спину другой рукой. Держим малыша над столом под небольшим наклоном вперёд. Ребёнок будет искать опору ручками, тем самым передвигаясь вперёд на ладонях.

Подтягивание на руках. Малыш лежит на животе. На небольшом расстоянии от него вешается погремушка, так, чтобы она находилась немного выше его линии горизонта. Ребёнок будет стараться напрягать плечевой пояс, чтобы подтянуться к ней.

2 Упражнения на фитболе

Выкладываем ребёнка на фитбол животиком вниз. При этом аккуратно придерживаем его за подмышки. С легкостью покачиваем мяч в направлении вперёд-назад. Малыш будет немного напрягаться, выгибая спинку.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины, также очень важных для ползания.

Положение остаётся исходным. Одной рукой продолжаем держать ребенка за подмышки, второй придерживаем за пяточки так, чтобы ноги находились в горизонтальном положении. На пол, недалеко от фитбола, выкладывается яркая игрушка. Ребенок будет пытаться дотянуться до неё, передвигая ладонями.

3 Упражнение с ходунками

Данное упражнение лучше выполнять тогда, когда основные навыки ползания уже были приобретены малышом. Оно поможет научиться ребенку увереннее передвигаться с помощью коленок.

На застеленном полу выкладывается подушка или мягкий валик. Осторожно укладываем малыша на подушку грудью, сгибаем его ножки в коленях; коленки ставим на пол. Становимся лицом к лицу к ребёнку, с обратной стороны подушки, и начинаем подтягивать её к себе. Ребенок будет понемногу переставлять коленки, чтобы двигаться с вами в такт.

Что не стоит делать, когда ребенок начинает ползать?

Некоторые родители недооценивают важность данного этапа, мотивируя это тем, что ползание может отдалить момент начала самостоятельной ходьбы.

Ребенка ни в коем случае нельзя пересаживать в ходунки, и вообще ограничивать в стремлениях ползать. Слишком ранние занятия с ходунками создадут лишнюю нагрузку на позвоночник и тазобедренный сустав.

А к таким испытаниям малыш, только начавший ползать, явно не будет готов. Помогать ребёнку начать скорее ходить без поддержки взрослых можно и нужно, но не в ущерб ползанию.

Физическое развитие детей проходит поэтапно. На пути к взрослению настоящим прорывом считается период, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. Врождённый рефлекс познания развивает двигательную активность. Когда в зоне досягаемости рук неизученных секретов не остается, любознательный малыш пытается узнать о других предметах, до которых нужно добраться. Самый удобный для этого способ - встать на четвереньки и доползти. Осваивая новую технику передвижения, кроха начинает ощущать свободу и всю прелесть открывающихся перед ним возможностей. Этот этап развития очень важен и полезен для маленьких деток.

В каком возрасте малыш впервые встает на четвереньки

Ползание на четвереньках - это классика, самый распространённый способ передвижения детей раннего возраста. Малыши очень изобретательны в своём стремлении побыстрее познакомиться с окружающим миром, поэтому перемещение может исполняться по-разному.

Детки ползают так, как им нравится. Обычно всё начинается с неуверенных движений, покачиваний и неизбежных падений. Возможны слёзы и синяки, но любопытство сильнее.

Для заботливых родителей мы специально подготовили статью о том как помочь ребенку научиться ползать , обязательно ее прочтите!

С каждым днём увеличивается дистанция и скорость передвижения. Пытливый малыш уже не ограничивается пространством одной комнаты. Он уверенно движется за мамой на кухню, заглядывает в ванную комнату и с любопытством посматривает на входную дверь, пытаясь понять, что там за пределами коридора. Ребёнком управляет жажда познания, но ни один педиатр не даст точного ответа, когда именно появляется потребность в ползании на четвереньках. В этом вопросе норм и строгих сроков не существует. Всё индивидуально и зависит от разных факторов:

  • особенностей нервной системы;
  • строения опорно-двигательного аппарата;
  • психического развития;
  • телосложения;
  • состояния здоровья;
  • инициативы родителей.

Пик активности познавательной деятельности выпадает на возраст 5–7 месяцев. В этот период многие детки начинают сидеть. Ходить они ещё не умеют, поэтому пытаются передвигаться любыми доступными способами. Благодаря ползанию на четвереньках ребёнок начинает думать и логически размышлять. Он видит цель и соображает, как лучше и быстрее до нее добраться. Ему не интересны уже опробованные способы перемещения. Освоив технику синхронного передвижения рук и ног, кроха понимает, насколько удобней и быстрее могут исполняться его желания.

У некоторых детей желание ползать может появиться на только 10–12 месяце. Подвижный и смышлёный ребёнок осваивает новые движения быстрее, поэтому первые попытки у активных малышей можно заметить в 5 месяцев. В 6–7 месяцев большинство из них уже передвигаются ползком и с удовольствием пользуются удобством перемещения на четвереньках в нужном им направлении.

Маленький ребёнок выбирает максимально удобный для себя стиль передвижения. Он должен ползать самостоятельно, прокладывая маршруты и достигая цели. Не мешайте ему в этом стремлении, не переучивайте и не настаивайте на своих методах.

Важность ползания на четвереньках для маленьких детей

Многие дети предпочитают ползать на четвереньках, а не по-пластунски. Именно этот способ педиатры называют полноценным, самым полезным и сложным. Малыш должен не только синхронно передвигать руки и ноги. Он старательно удерживает свое тело в приподнятом положении, координирует движения и учится держать равновесие. У детей формируются изгибы позвоночника, они учатся распределять нагрузку и управлять направлением. Вместе с этим развиваются интеллект, зрительные навыки и моторика.

Не исключено, что кроха пропустит этап ползания на четвереньках и сразу встанет на ножки. Это не отклонение, но полезный навык желательно не пропустить. Ползая, дети получают новые знания, открывают для себя необычные предметы и осваивают незнакомые пространства. Они тщательно изучают всё, что встречается на пути. Постепенно формируется восприятие себя, как отдельного человека. Кроха привыкает к самостоятельности, учится находить и принимать решения.

Стоит ли беспокоиться если ребенок не ползает на четвереньках

Нежелание передвигаться ползком может быть вызвано отклонениями в развитии, избыточным весом и проблемами со здоровьем. В таких случаях требуется участие лечащего врача. Одной из самых частых причин отказа от ползания является чрезмерная услужливость родителей. Они настолько старательны в своем опекунстве, что у ребёнка просто нет необходимости и возможности проявлять свои способности. При отсутствии интереса рождается обычная лень, а это не самое лучшее качество для успешного будущего.

Выводы

На каком месяце у малыша возникает потребность в перемещении на четвереньках спрогнозировать невозможно. Обычно это возраст 5–12 месяцев. Польза такого способа передвижения очевидна и доказана. Если кроха отказывается ползать и причина не связана со здоровьем, попробуйте научить его. Делайте это правильно. Обычные тренировки эффекта не принесут, встать и поползти малыш должен захотеть, а для этого его надо заинтересовать. Просто создайте комфортные условия, наблюдайте за процессом и ненавязчиво помогайте.

Видео по теме

  • Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

    Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

    Когда ребенок начинает ползать

    Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

    Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

    Как начинает ползти ребенок

    Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

    Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

    Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

    Ребенок начал ползать

    Все дети начинают ползать по-разному :

      Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

    Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

      на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

    На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

    На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

    Ползание на четвереньках

    Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

    Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

    Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

    Как научить ребенка ползать

      Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

    Видео - как научить ребенка ползать

    Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

    Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

    Последствия ограничения движения ребенка

    В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

    Использование манежа

    Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

    Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

    Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

    Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

    Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

    Использование ходунков

    Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

    Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

    В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

    «Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

    1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

    Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

    Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

    Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

    1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

    Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

    Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

    Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

    Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

    Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

    Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

    Видео - педиат об использовании ходунков