Коррекционно-развивающее занятие Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств». Осязание

Химик Джон Дальтон предложил теорию, в соответствии с которой вся материя и объекты состоят из мельчайших частиц, называемых атомами . И эта теория до сих пор, почти два века спустя, является общепринятой в научном сообществе. Каждый из этих атомов состоит из чрезвычайно маленького ядра и еще более мелких электронов, которые двигаются по орбитам на достаточно большом расстоянии от центра.

Если представить себе стол в миллиард раз больше обычного, тогда атомы, его составляющие, будут размером с арбуз. Но даже в этом случае ядро в центре атома будет слишком маленькое, чтобы его увидеть, и то же самое относится к его электронам. Но тогда почему наши пальцы не проходят сквозь предметы, состоящие в основном из пустоты, и почему через нее не проходит свет?

Для ответа на этот вопрос нам нужно повнимательнее приглядеться к электронам. К несчастью, сведения, полученные нами в школе, слишком упрощены - электроны не обращаются вокруг ядра в атоме, как планеты вокруг солнца, как вас, возможно, учили. Вместо этого электроны можно сравнить с роем пчел или стаей птиц, когда движения отдельных особей из-за скорости слишком сложно различить, но хорошо вида форма целого роя.

"Танец" электронов

В действительности электроны "танцуют" - лучшего слова и не подобрать. Но это не свободный танец, он больше похож на вальс, где частицы движутся по определенным моделям, следуя математическому выражению, названному в честь Эрвина Шрёдингера .

Эти модели могут изменяться. Некоторые из них медленные и плавные, как вальс, а другие быстрые и энергичные, как чарльстон. Каждый электрон придерживается своей модели движения, но однажды он может сменить ее на другую, пока никакой другой электрон не движется по этой схеме. Не могут одинаково двигаться два электрона в одном атоме: это правило называется принципом Паули .

Хотя электроны никогда не устают, движение в более быстром темпе требует большей энергии. А когда электрон переходит к более медленному "танцу", он теряет энергию. Так что когда энергия в виде света попадает на электрон, он может поглотить немного энергии и перейти к более сложной, более быстрой модели "танца". Световой луч не проходит через стол насквозь, потому что электроны во всех атомах стремятся взять немного энергии от света.

Спустя совсем небольшой промежуток времени они теряют приобретенную энергию, возможно, снова в виде света. Изменения в движении поглощенного и отраженного света дает блики и цвета - таким образом мы видим стол как твердый предмет.

Сопротивление при касании

Так почему же стол кажется твердым на ощупь? На многих сайтах можно прочитать, что все дело в отталкивании - что два отрицательно заряженных предмета должны отталкиваться друг от друга. Но это неверное объяснение, оно доказывает, что интернету никогда нельзя полностью доверять. Стол кажется твердым из-за танцующих электронов.

Когда вы прикасаетесь к столу, электроны атомов на ваших пальцах приближаются к электронам атомов стола. Когда электроны одного атома на достаточное расстояние сближаются с ядром другого атома, модели их "танцев" меняются. Это происходит потому, что электрон на низкоэнергетическом уровне одного ядра не может делать то же самое движение вокруг другого - место там уже занято его собственным электроном. Новичку приходится занимать свободную, более энергичную позицию. Эту энергию необходимо где-то брать, на этот раз не в виде света, а в виде усилия со стороны вашего пальца, касающегося поверхности.

Таким образом, сближение двух атомов требует затрат энергии, потому что их электроны вынуждены переходить в свободные высокоэнергетические состояния. Попытка максимально сблизить все атомы стола со всеми атомами пальцев потребует огромных затрат энергии - гораздо больше, чем усилия ваших мускулов. Поэтому вы чувствуете сопротивление поверхности при касании пальцем стола, и поэтому он кажется твердым.

Тальма Лобель, профессор психологии Университета Тель-Авива и приглашённый профессор Гарварда, университетов Нью-Йорка, Сан-Диего и Калифорнии, написала свою первую книгу о влиянии физического окружения на наше поведение и эмоции.

«Тёплая чашка в холодный день» (в оригинале «Sensation. The New Science of Physical Intelligence») рассказывает о «физическом интеллекте». Тальма Лобель утверждает, что вещи, к которым мы прикасаемся, их температура, текстура, цвет, запах - все эти показатели непосредственно, но неосознанно для нас влияют на наше поведение, эмоции и решения. Свои утверждения израильский психолог подтверждает не только собственными житейскими наблюдениями, но и многочисленными исследованиями, проведёнными учёными в разных точках мира.

Например, в 2008 году группа исследователей из Йельского университета провела неожиданное исследование: для участников эксперимента испытание началось ещё в лифте, где ассистент профессора просил подержать испытуемого чашку с кофе, пока тот записывает его фамилию. Эта на первый взгляд ничего не значащая просьба была главным условием эксперимента. У половины испытуемых в руках оказывалась чашка горячего кофе, у второй половины - холодного. После этого участники наконец заходили в лабораторию, где им предлагали описать человека на фотографии по нескольким критериям. Необычным оказалось то, что прикоснувшиеся к горячему кофе участники были склонны считать незнакомого человека добрым и милым, то есть «тёплым». Другая половина испытуемых давала противоположные характеристики, описывая незнакомца как злого и неприятного.

Может ли резюме, напечатанное на плотной бумаге, оказаться более «весомым» для работодателя, чем напечатанное на тонкой бумаге? Зависит ли статус человека от размера блюда, заказанного в ресторане? Повлияет ли тёплая чашка чая на ваше решение о цене, которую вы готовы заплатить за новую квартиру? Тальма Лобель даёт ответы на все эти вопросы и предлагает читателям ознакомиться со множеством ситуаций, в которых на наши повседневные решения влияют на первый взгляд совершенно незначительные вещи.

FURFUR публикует отрывок из второй главы, в которой пойдёт речь о влиянии текстуры на наши ощущения и решения. Книга Тальмы Лобель выйдет в конце июля в издательстве «Альпина Паблишер» .

Отрывок из второй главы «Мягко стелет - жёстко спать»

«Тёплая чашка в холодный день.
Как физические ощущения влияют на наши решения»

Тальма Лобель

профессор психологии

аш осязательный опыт не ограничивается прикосновениями других людей. Тактильные ощущения мы получаем постоянно, часто их не замечая. Мягкое, жесткое, шероховатое, гладкое окружает нас постоянно в виде одежды, книг, сумок, компьютеров, смартфонов и планшетов. Мы ощущаем мягкость или жесткость подушек и стульев дома, в офисе или в ресторане. Вечером, ложась спать, мы чувствуем постель - мягкую или жесткую, какую сами некогда выбрали. Полотенца после душа, тонкие или толстые коврики на занятиях пилатесом или йогой - тоже источник тактильных ощущений.

Термины, связанные с осязанием, широко используются в переносном значении. Например, слово «жесткий» относится к трудным, неприятным ситуациям или периодам времени, поскольку соответствующее физическое прикосновение объекта

может быть грубым. Прилагательным «мягкий» мы метафорически описываем человека, с которым легко иметь дело, или податливого, легко поддающегося воздействию, - словом, мягкого как воск. «Твердый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

Эти метафоры не просто фигуры речи, а свидетельство глубинной связи между физическими ощущениями и нашими поступками. А значит, фактура объектов, к которым мы прикасаемся, способна воздействовать на поведение. Может ли твердый или мягкий стул повлиять на мягкость или жесткость нашей реакции? Насколько важно, на чем мы сидим во время сложных переговоров?

«Твёрдый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

И у сильных людей есть свои слабости

Каждый отпуск я езжу в Сан-Диего проведать свою дочь и внучек. Я люблю с ними общаться, слушать их истории и рассказывать свои. Днем, когда все в школе, мне нравится выходить на свежий воздух. Чаще всего я брожу вдоль берега: пляжи Сан-Диего прекрасны, погода тоже, прогулка может растянуться на многие мили. Вместе с моей хорошей приятельницей, которая живет здесь же, мы гуляем около полутора часов, а потом заходим посидеть в одно из прибрежных кафе.

Вдоль пляжа можно идти либо по песку, либо по тротуару - пути параллельны, только тротуар замощен. У нас с приятельницей нет предпочтений: в разные дни мы выбираем то тротуар, то песок.

Наблюдая за ней довольно долгое время, я заметила, что в некоторые дни она очень несговорчива, а в другие более уступчива: порой ей все равно, в какое кафе зайти, а в других случаях она требует, чтобы все шло в точности по начальному плану. Я всегда приписывала это ее переменчивости и внезапным вспышкам дурного или хорошего настроения. Однако не так давно я обратила внимание, что в те дни, когда мы идем по тротуару, она более упряма, чем когда мы ходим по песку. Главная разница этих двух путей состоит в том, что тротуар твердый, а песок мягкий. Возможно ли, чтобы тактильные ощущения твердости и мягкости смягчали или ужесточали настрой моей приятельницы?

Группа исследователей из Гарварда, Йеля и Массачусетского технологического института, изучая этот вопрос, нашла способ заставить испытуемых прикоснуться к твердому или мягкому предмету: прохожих приглашали посмотреть на фокусы и принять участие в действе. Вы, вероятно, помните, что перед выполнением трюка (готовясь, например, превратить носовой платок в голубку или высыпать кучу денег из пустой шкатулки) фокусник часто просит кого-нибудь из зрителей прикоснуться к предмету, чтобы убедить публику, что все происходит без обмана. Исследователи тоже предлагали прохожим тронуть предмет, якобы предназначенный для фокуса. Половине испытуемых давали твердый кусок дерева, другой половине - мягкое одеяло. Затем исследователи говорили участникам, что представление откладывается, и давали им другое задание, будто бы не связанное с первым: их просили прочесть абзац, описывающий некую неоднозначную ситуацию между начальником и подчиненным, а потом оценить в баллах некоторые качества подчиненного, часть из которых была связана с не уступчивостью и твердостью. Те, кому давали потрогать мягкое одеяло, сочли подчиненного менее неуступчивым и твердым (иными словами - более мягким), чем те, кому давали потрогать деревянный брусок. При этом текст был один для всех, и остальные свойства персонажа (как, например, общительность и серьезность) участники из обеих групп оценивали одинаково, мнения расходились лишь в отношении неуступчивости и твердости.

Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твёрдых.

Ученые решили выяснить, влияет ли ощущение мягкости и твердости не только на восприятие и оценки, но и на поведение - например, во время переговоров или обсуждения сделок. Сторонник мягких методов ведения переговоров воспринимает собеседника как друга и стремится к соглашению даже в тех случаях, когда от него требуются уступки. Такой человек скорее изменит собственную изначальную позицию, лишь бы достичь согласия с партнерами. Сторонник жестких методов, напротив, видит в собеседнике не друга, а противника; он обычно не доверяет оппоненту и не настроен менять свои изначальные намерения и идти на компромисс.

Чтобы понаблюдать, как осязательные ощущения мягкости и жесткости сказываются на манере ведения переговоров, исследователи предлагали участникам сесть на мягкий или твердый стул и просили представить себе, что они находятся в фирме по продаже автомобилей и хотят купить конкретную машину, на которой написана цена. Участники должны были дважды предложить свою цену (предполагалось, что первая названная ими сумма будет отвергнута продавцом). Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твердых. Мягкое сиденье заставляло людей и торговаться более мягко.

Мягкость и твердость могут служить характеристикой не только людей и типов поведения, но и некоторых социальных категорий - например, гендерной принадлежности. Гендерные роли, разумеется, в последнее время ощутимо изменились, однако в силу стереотипов некоторые свойства личности по-прежнему считаются «более мужскими» или «более женскими». Одно из этих свойств - мягкость. Как бы мы ни возмущались такими предрассудками, факт остается фактом: обычно считается, что женщины мягче мужчин, а мужчины жестче женщин.

Группа исследователей провела две серии опытов с целью выяснить, как наше сознание соотносит мягкие и жесткие ощущения с характеристиками мужественности или женственности. Во время первого опыта испытуемым демонстрировали на компьютерном экране восемь портретов, на которых люди не имели выраженных гендерных черт, а затем участникам предлагали указать, на каком портрете женщина, а на каком мужчина. При этом их просили сжимать в руке мячик (участникам объяснили, что эксперимент якобы исследует влияние параллельной деятельности на восприятие лиц). Испытуемых разделили на две группы: одним вручали мягкий мячик, другим твердый. Те, кому достался твердый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом. Иными словами, тактильные ощущения мягкости или жесткости повлияли на то, мужским или женским казалось лицо.

Во второй серии экспериментов участников вновь просили рассортировать лица на женские и мужские, только портреты на этот раз были не на компьютерном экране, а на бумаге - на ней испытуемые и должны были написать ответ от руки. Одной группе велели надавливать на ручку сильнее, чтобы надпись отпечаталась через копировальную бумагу на втором экземпляре, второй группе сказали давить на ручку слабо, чтобы не повредить копировальную бумагу, подложенную под лист. В результате выяснилось: те, кто сильнее надавливал на ручку, чаще называли лица мужскими, чем те, кто надавливал слабо.

Те, кому достался твёрдый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом.

Итак, мягкое или твердое тактильное ощущение влияет на восприятие гендерной принадлежности людей. Возможно ли получить аналогичные результаты в отношении других понятий, стереотипно считающихся «жесткими» или «мягкими»? Несколько ученых исследовали этот вопрос применительно к двум социальным категориям людей: одна характеризовалась принадлежностью к определенному направлению в науке, другая - политическими убеждениями.

Научные дисциплины обычно разделяются на «жесткие» и «мягкие»: естественные и точные науки принято считать жесткими, общественные - мягкими. Эта дихотомия мне не нравится, особенно если вспомнить, что психология часто считается общественной, то есть «мягкой» наукой, хотя мы, психологи, ставим контролируемые эксперименты и производим количественные измерения так же, как ученые, занимающиеся точными и естественными науками.

Исследования политической жизни показали, что в США Республиканская партия считается «жестче» Демократической и большинство американцев полагают, что демократы «мягче» республиканцев. В отношении экономики и международной политики, а также в социальных вопросах, таких как аборты и однополые браки, республиканцы демонстрируют более жесткую позицию, чем демократы.

Ученые решили выяснить влияние тактильных ощущений на то, кем сочтут испытуемые неизвестного им человека - демократом или республиканцем, физиком («жесткая» наука) или историком («мягкая» наука). Участникам показывали фотографии четырех мужчин и четырех женщин и просили угадать политическую принадлежность каждого, при этом испытуемые сжимали в руке мяч - мягкий или жесткий. Как и в случае с гендерной принадлежностью, сжимавшие мягкий мяч более часто определяли людей как демократов, чем испытуемые из другой группы, которые сжимали в руке жесткий мяч.

В следующем эксперименте участникам давали фотографии профессоров и просили определить, физик или историк изображен на снимке. И опять одной группе давали мягкий мяч, другой - твердый. По сравнению с группой, державшей мягкий мяч, участники с твердым мячом отнесли большее количество профессоров к физикам.

Результат этих исследований показывает, что тактильные ощущения воздействуют на наш выбор. Осязаемые мягкость и жесткость активизируют психологическое представление о мягкости и жесткости. Физические ощущения влияли на то, жестким или мягким люди сочтут некое взаимодействие, к «мягкой» или «жесткой» категории отнесут других людей. Ощущения влияли на реальные человеческие поступки.

Осязаемые мягкость и жёсткость активизируют психологическое представление о мягкости и жёсткости.

Потрогайте шершавое, а теперь гладкое.

Однажды моя трехлетняя внучка Натали застала своего отца в дурном настроении. Настроение - штука сложная (да и можно ли его называть «штукой»?), и некоторые ученые тратят всю жизнь на то, чтобы исследовать его феномен, однако Натали, этот «малолетний психолог», сразу нашла объяснение папиной хандре: он зол, потому что у него лицо заросло волосами! Она имела в виду щетину на небритом лице, однако я решила, что ее толкование - как часто бывает у детей - очень логичное. «Конечно же, у папы сегодня колючее настроение, потому что у него колючее лицо!» - так думала Натали.

Неровность и шершавость во многих языках ассоциируются с трудностями, разочарованием и болью, что указывает на глубинную связь между ощущениями и словами.

Когда в юности я служила солдатом в воздушных войсках, ночные дежурства длились с семи часов вечера до восьми утра, затем мы на сутки возвращались домой, а на следующее утро вновь шли на службу. Такой распорядок меня устраивал и оставлял время для университетских лекций, и все же ночные смены я ненавидела. Нас разделяли на две группы, и каждой давали по четыре часа сна в маленькой комнате. Я отчетливо помню шершавые одеяла и простыни. Со временем мы выяснили, что можно приносить свои полотенца, простыни и наволочки, и спать стало удобнее и приятнее. Даже дежурства показались не такими тягостными: я начала больше радоваться времени, проведенному там с друзьями. Атмосфера сглаживалась, мы работали в согласии, споры и конфликты возникали реже. Мы все понимали, что на гладком белье спать стало приятнее, однако до этого нам не приходило в голову, что постельное белье повлияет не только на сон, но и на нашу жизнь во время бодрствования. Сейчас, много лет спустя, я убеждена, что тактильные ощущения от мягкого и грубого белья влияли на наши поступки и отношения: дело было не в том, что мы вставали не с той ноги, - просто мы спали не на тех простынях.

Группа исследователей попыталась выяснить, скажется ли прикосновение к гладкой или шероховатой поверхности на восприятии человеческих отношений как «гладких» или «шероховатых». Для получения тактильных ощущений участников усаживали за картинку-головоломку, которую нужно было собрать из отдельных фрагментов (якобы для тестирования когнитивных способностей). Половине участников вручали головоломку с гладкими глянцевыми фрагментами, другой половине - с фрагментами, покрытыми крупнозернистым абразивом. После собирания головоломки участникам давали другое задание, якобы не имеющее отношения к «когнитивному тесту»: их просили прочесть расшифровку стенограммы раз- говора между двумя людьми. Разговор был намеренно неоднозначным - то ли дружеская беседа, то ли ссора, - и участников просили определить, дружелюбный это диалог или враждебный, обсуждение или спор.

Студенты, которым досталась головоломка с абразивом, сочли диалог более агрессивным, недружелюбным и конфликтным (то есть «шероховатым»), чем студенты из второй группы, имевшие дело с гладкой головоломкой: те восприняли диалог как дружеский и неконфликтный (то есть «гладкий»). Несмотря на то что диалог всем давали один и тот же, простое прикосновение к гладкому или шершавому предмету повлияло на то, «гладкими» или «шероховатыми» показались студентам отношения людей, изображенных в диалоге. Интересно, что в обеих группах степень близости персонажей участники оценивали одинаково, головоломка повлияла лишь на параметры, связанные с «гладкостью» и «шероховатостью».

Прикосновения к гладкой, шероховатой, твёрдой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтём некую ситуацию, мягко или жёстко себя поведём.

Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания. Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) - это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученые с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.

В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» - «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» - «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга.

Брить или не брить?

Жизнь - череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий - больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.

Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки - мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, - телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Теория воплощённого познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твёрдым предметом из ближайшего обихода.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов - дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту - женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем чело- веке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия - такие как приласкать или погладить животное - понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существо - лучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста

«Твердое-мягкое»

Цель : формировать знания о качестве предметов

Задачи :

Образовательные :

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;

Закреплять умение различать и называть качества предметов : «мягкий» - « твердый » ;

Активизировать в речи детей слова «мнется» , «нельзя мять» ;

Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;

Развивающие :

Продолжать развивать каналы восприятия : кинестетический, визуальный и аудиальный;

Обогащать тактильные ощущения детей ;

Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;

Регулировать мышечный тонус с помощью игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться;

Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

Материалы и оборудование : Игрушка (медведь, велосипед детский, дидактический фартук для педагога, рюкзак детский, контейнеры с соленым тестом и камешками, корзинка с орешками и ягодой, цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, воздушные шары с изображением улыбок, аудиозапись, магнитофон.

Предварительная работа :

Знакомство с соленым тестом.

- Игра : «Чудесный мешочек»

Рисование на песке

Обследование мягких и твёрдых предметов

Дидактическая игра «Разноцветные коврики»

Ход непрерывно-образовательной деятельности

Воспитатель входит в группу в красивом наряде .

Организация детей : стоя на ковре

Мотивация

Воспитатель : Ребята, кто у меня нарисован на кофточке? (Ответы детей ) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Весна уже наступила, а он всё спит. Давайте разбудим Мишку вместе?

Игра «Разбудим мишку»

Мишка просыпается, (дети потягиваются)

К детям собирается.

Вымыл ножки, (поглаживание ног)

Застегнул сапожки

И коленочки потер,

Как учил его бобер, (массируют колени)

Вымыл носик, (поглаживание носа)

Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)

Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)

Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны )

Воспитатель : Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал велосипеда) .

Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на велосипеде въезжает в группу )

Мишка : Здравствуйте!

Воспитатель : Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются) .

Воспитатель : Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.

Мишка : Я из леса в гости к вам спешил.

Рюкзак красивый захватил,

Белочки просили передать :

Не скучать, всем поиграть.

(Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)

Воспитатель : Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?

(Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.

Организация детей : дети стоят за столами, поставленными буквой «П»

(В каждом контейнере лежит кусочек соленого теста и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек теста)

Воспитатель : Что это?

Дети : Тесто.

Воспитатель : Ребята, а как можно узнать мягкое тесто или нет? Что с ним надо сделать?

Дети : Тесто надо взять в руки и помять.

Воспитатель : Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку теста. Помните его руками. Мнётся тесто или нет?

Дети : Да, мнётся.

Воспитатель : Значит тесто, какое?

Дети : Мягкое. (3-4 индивидуальных ответа) .

Воспитатель : Что из теста можно делать?

Дети : Пирожки, булочки

Воспитатель : Положите, пожалуйста, тесто в коробочку.

Воспитатель : Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей ) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Настя, сколько у тебя камешков?

Настя : Один.

Воспитатель : А у тебя, Дима, сколько?

Дима : Один.

Воспитатель : Сколько камешков у Насти, Димы, Ксюши, всех детей вместе ? (много)

Воспитатель : А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?

Дети : Твёрдые.

Воспитатель : Послушайте, я постучу камешком по столу. Вот какой громкий звук : тук-тук-тук. Давайте вместе скажем громко : тук-тук-тук. А теперь тестом постучу. Почему звука теста не слышно? Потому что тесто, какое? (мягкое) . А камешек, какой? (твердый )

Воспитатель : Теперь положите камешки обратно в контейнер.

Мишка : Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы .

(Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)

Воспитатель : Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе . Он спрашивает : что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?

Дидактическая игра «Разные коврики»

Организация детей : стоя на ковре

Пока будет играть музыка - мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям : На каком коврике ты стоишь : на твердом или мягком ? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)

Воспитатель : Дети, Мишка с Белочками так старались, подарки для нас готовили. Я думаю Мишке нужно тоже в ответ передать подарки для лесных жителей. Только где оно лежит нам нужно с вами поискать. Ну-ка, посмотрите вокруг, кто нашел место где лежат подарки?

Дети обнаруживают корзинку.

Организация детей : стоя вокруг стола

Дидактическая игра : «Тактильная корзинка» .

Воспитатель : Да, в этой корзинке наверняка и лежат наши угощения : орешки и малинка. Необходимо опустить руку в корзинку, найти предмет и назвать его. (Ребёнок на ощупь трогает предмет в корзинке и говорит воспитателю, какой он твёрдый или мягкий.)

Воспитатель : Как думаешь, что это такое? Давай доставать. Это орешек! Какой орешек твёрдый или мягкий?

Дидактическая игра : «Разложи правильно» .

Воспитатель : Посмотрите, какой на мне красивый фартук. Кто нарисован на этом кармашке?(Мишка) А кто на этом? (Белочка) Орешки у нас кто ест? (Белочка) А малину? (Мишка) . Помогите мне разобрать угощения для Мишки и Белочек. Давайте, мы с вами разложим правильно по кармашкам : орешки - Белочке, ягоду – Мишке.

Дети поочередно раскладывают по карманам орехи и ягоды.

Продуктивная деятельность : «Рисование орешков на манке»

Организация детей : стоя за столами

Воспитатель : Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас один, а Белочек много. Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)

Рефлексия

Воспитатель : Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!

Мишка : Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?

Дети : Да.

Мишка : А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки : твердая или мягкая )

Поймай игрушку Цель: определение места прикосновения к телу.

Оборудование: мягкая игрушка киска (мокрая рыбка, колючий ежик и пр.).

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Узнай фигуру

Цель: нахождение геометрической фигуры на ошупь по зрительно-воспринимаемому образцу.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).

Кто быстрее

Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.

Оборудование: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).

Определи на ощупь

Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;

сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.

Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).

Почтовый ящик

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Оборудование: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Платочек для куклы

Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Угадай на ощупь, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Оборудование: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Угадай, из чего сделан предмет

Цель: определение фактуры материала при прикосновении.

Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

Узнай предмет по контуру

Цель: определение предмета по контуру.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).

Догадайся, что за предмет

Цель: определение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: тонкая непрозрачная салфетка; набор объемных предметов, разных по форме (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.).

Найди пару

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Соедини коробки

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

Разложи по размеру

Цель: определение размера наполнителей на ощупь. Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п. Содержание: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.

Отгадай цифру (букву)

Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.

Собери матрешку

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Оборудование: две матрешки-вкладыши.

Золушка

Цель: различение мелких предметов на ощупь.

Оборудование: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника). Содержание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

Пирожки

Цель: развитие осязательных ощущений руки.

Оборудование: пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

Лабиринт

Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.

Оборудование: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).

В то же время есть свойства предметов, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, качество поверхности.

Приведем примеры упражнений.

Гладкая - шершавая

Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Оборудование: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Холодно - тепло - горячо

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

Сенсорная тропа для ног

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Оборудование: сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

МЫ УЖЕ БОЛЬШИЕ…

Почему на ощупь можно определить разные свойства и состояния предмета: его хрупкость, вес, толщину, высоту? Можно определить, холодный предмет или горячий, мягкий или наоборот, твердый. Есть такое чувство, которое называется осязание. Именно оно и помогает нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы прикасаемся к чему либо. Порой та информация, которую мы получаем посредством осязания, может вполне заменить информацию, полученную при помощи зрения. Убедиться в этом нам поможет опыт, который мы назвали «Лабиринт».

Приготовьте лист ватмана, карандаш, фломастеры, кусок ткани, скотч, толстую иглу и часы с секундомером. Сначала нарисуем на ватмане лабиринт в виде цветных, переплетающихся линий. Попросите вашего малыша определить маршрут и найти выход из лабиринта. Время пошло. Сколько секунд понадобилось? Засеките время по секундомеру. А теперь, прислоните лист ватмана к окну и на обратной стороне прочертите выход из лабиринта. Положите лист на кусок ткани и иглой наколите весь путь до выхода. Снова поверните лист на лицевую сторону и попросите ребенка найти тот же путь, но с закрытыми глазами, только лишь касаясь пальцами наколотой линии. Вновь засеките время. И вы убедитесь, что в результате эксперимента пальцы найдут выход быстрее, чем глаза. А происходит это потому, что чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Пока мозг анализирует информацию, потом обрабатывает данные, чтобы найти выход, на это и уходит дополнительное время.

Если дети прикасаются к какому либо предмету, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, различать, запоминать. Каждый согласится, что глазки малыша перебегают с одного предмета на другой. Зрительный канал ребенка часто перегружен, поэтому необходимо и очень полезно для развития вашего малыша использовать и тактильный канал. Кроме обычной памяти, у нас есть еще и тактильная память, которая помогает запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Развитие тактильных ощущений напрямую связано с развитием памяти, внимания, мышления, творческого воображения, хорошей, связной речи, да и просто помогает эмоционально воспринимать детям окружающий мир.

Предлагаем вашему вниманию всевозможные способы и методы развития тактильной чувствительности у детей. Все занятия рекомендуем проводить в игровой форме, ни в коем случае не заставляя и не навязывая. Попробуйте игры с малышом направить в полезное и приятное русло. И вы увидите, как такие развивающие занятия понравятся вашим детям.

Ура! Игра начинается!

«ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ»

Для нашей игры понадобятся 10 карточек с разной поверхностью. Оптимальный размер – не менее 6-10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. На картон наклеиваем различные на ощупь материалы, создающие твердую, мягкую, ворсистую, шероховатую, гладкую, ребристую поверхности. Это может быть мех, байка, наждачная бумага, крупа, пряжа, целлофан, фольга, даже расплавленный воск со свечи. Можно использовать и самые разные природные материалы. Игра проходит в два этапа.

  1. Исследование и запоминание .

Разложите карточки в ряд. Попросите ребенка закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхности. Спросите малыша: «Что это тебе напоминает?» Пофантазируй и нарисуй. Постарайся запомнить, в каком порядке лежат карточки. Затем предложите перемешать их, не открывая глаза. Только не подглядывать! А теперь попробуй на ощупь разложить карточки в прежнем порядке. Попросите ребенка найти карточку по вашему описанию.

  1. Развитие тактильной памяти и ассоциативного мышления .

Будем учиться сопоставлять поверхность карточки с определенным предметом. «Что это напоминает? На кого же похожа наша дощечка? Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную и т.д.» Спросите у малыша: «Какая карточка нравится тебе больше всех? А какая совсем не понравилась?» Попросите ребенка разложить карточки по сюжету: «По дороге (карточка) ползет змея (карточка). Цыплята (карточка) клюют зернышки (карточка)». Можно использовать другой вариант – разложить карточки от самой неприятной до самой приятной на ощупь.

А теперь поиграем в другие игры.

Найди, из чего сделано?

Дети вначале ощупывают три-пять игрушек с различной поверхностью, затем кусочки материалов, из которых они сделаны. Попросите подобрать к игрушке «свой» материал, из которого она сделана.

Пальчиковый бассейн.

В высокую коробку (7-8 см) вместе с ребенком насыпьте горох, фасоль, рис и поместите несколько предметов, разных по величине и форме. А теперь предложите малышу самому найти предметы и узнать их на ощупь.

Горячо – тепло – холодно.

Ребенок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов. Сначала предлагаем грелку с теплой водой, затем мягкую игрушку, затем металлическую ложку.

Для развития тактильной памяти не менее полезно пальчиковое рисование. Приготовим лист бумаги, краски для рисования пальчиками или гуашь, смешанную с зубной пастой.

Осьминожек.

Примакиваем ладошки с раздвинутыми пальчиками. У нас получается голова и ножки. Пальцем дорисуем глаза и рот. Какой смешной осьминожек получился!

Ветка рябины.

Ребро детской ладони – ветка, сама ладошка – гроздь, пальчики – ягодки, ладошки – листики.

Между биоактивными точками пальцев, центральной нервной системой и внутренними органами существует тесная связь. Воздействуя на активные точки, можно регулировать работу внутренних органов. Так, точки безымянного пальца «отвечают» за печень, среднего – за кишечник, указательного — за желудок, большого – за голову. Массаж пальчиков и ладошек благотворно влияет на оздоровление организма ребенка, помогает профилактике заболеваний. Массаж или самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони сначала на одной руке, потом на другой. Затем растираем ладошку от серединки к краям большим пальцем другой руки. Теперь можно приступать к упражнениям.

Согреем ладошки.

Сильно потираем ладони одна о другую движениями вверх-вниз.

Какие горячие они стали! Затем сжимаем пальцы в кулак и с силой разжимаем, сначала быстро, потом медленно.

Утюжок.

Одна рука лежит на столе ладошкой вверх. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. Теперь меняем руки.

Пила.

Ребром ладони имитируем пиление по всей поверхности ладошки: вверх-вниз, вверх-вниз.

Каток.

Косточками сжатых в кулачек пальчиков одной руки двигаем вверх-вниз по ладони другой, разминая ее. Затем меняем руки.

Краб.

Согнув указательный и средний пальцы пощипываем пальцы сначала на одной, потом на другой руке.

Предлагайте как можно чаще вашему малышу массировать ладошки и пальчики карандашом, грецкими орехами, семенами. Можно удерживать их между пальчиками, катать между ладошками, по столу. Не менее полезно разминать глину, тесто и пластилин. Недаром считается, что развитие мышления, памяти и речи у нас на кончиках пальцев.

Тренировка детских пальчиков поможет не только развить интеллект ребенка, но и станет отличной подготовкой к освоению письма.

Предлагаем развивающие занятия.

Бильбоке.

Бильбоке состоит из деревянной чашечки на палочку и шарика, укрепленного на шнуре и привязанного к концу палочки. Играющие дети подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

Узелки.

За определенное время нужно завязать как можно больше узлов на веревке, затем как можно быстрее их развязать. Другие варианты –нанизать бусины на леску, расстегнуть и застегнуть пуговицы, крючки.

Шоферы.

Дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к которой привязана машина.

Кто быстрее.

К веревке, на которой отмечена середина, с двух концов привязаны палочки. Двое детей встают парой и накручивают веревку на палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит веревку до середины.

Колодец.

Из счетных палочек или спичек попросите ребенка построить колодец. Чем выше он получится, тем лучше.

Узоры.

Предложите ребенку выложить различные узоры из семян, геометрических фигур, ниток, проволоки.

Вышивка.

На картоне нарисуйте любой предмет. По контуру изображения через равные промежутки шилом проколите дырки. Задание для ребенка – вышить по контуру, продевая в уже готовые отверстия нитку с иголкой или проволоку.

Можно и устроить «театр в руке». Попробуйте сшить самых простых персонажей, например, гномика и его друзей. Наденьте их на пальчики и поиграйте с ними. Смейтесь, веселитесь! Можно сочинить стишок или считалку. Возьмите пальчиковые краски и нарисуйте себе и малышу на указательных пальцах забавные рожицы, дайте им имена и придумайте маленький спектакль.

Предлагаем пройти вашим детям теппинг-тест. Это упражнение поможет определить у ребенка уровень развития выносливости и быстроты мышц кисти.

Начертите по пять квадратов в два ряда. Предложите малышу поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается по 30 секунд, через каждые три секунды давайте ребенку команду переходить к следующему квадрату. Обязательное условиезанятие проводим в максимальном темпе без остановки. Затем подсчитайте количество точек в каждом квадрате и общее количество точек за тридцать секунд. Изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о работоспособности вашего малыша и его выносливости. Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение количества точек, это говорит о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или его ровный уровень – о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Если такие занятия проводить часто, то можно и нужно развить эти качества у детей .

Мы предложили вам множество увлекательных упражнений и игр для развития в ваших детях внимания, памяти, речи, воображения, и,в конечном счете, интеллекта в целом. Не забывайте в процессе занятий хвалить и поощрять малыша, отмечая его достижения и успехи.

Можно вечерами сидеть перед компьютером или телевизором, смотреть фильмы или даже мультики… А можно проявить совсем немного фантазии и терпения, и мир ребенка заиграет новыми красками. Выбор как всегда — за вами.

Добавлено: Апрель 15, 2015