Материал по лексической теме день матери в. Составить описательный рассказ об игрушке по плану

Таиса Евтушенко

Цель: повышение социальной значимости материнства; развитие лексико- грамматического строя речи и связной речи детей, развитие познавательных способностей.

Задачи: образовательные : формировать у детей представления об общественном празднике нашей страны-День Матери; расширять и активизировать словарь прилагательных; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; продолжать учить составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме.

воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь.

Предварительная работа: беседы о маме; чтение художественных произведений о маме; рассматривание иллюстраций; репродукций картин известных художников; слушание песен о маме; конкурс собирателей пословиц и поговорок о маме, совместное обсуждение смысла и заучивание их; рисование «Как я помогаю маме».

Материал: игрушка-сердечко, сюжетные картинки с изображением действий женщин, опорная схема для рассказывания.

Ход НОД: Организационный момент: -

Я рада всех вас видеть сегодня!

Как один мы дружно встанем,

Утра доброго всем пожелаем.

Все друг другу улыбнёмся,

И на стульчики вернёмся!

Ребята, послушайте стихотворение:

Сколько звёзд на небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только мама одна на свете!

Ребята, кто у нас одна на свете? (мама)

Правильно, мама у всех на свете одна. Мама делает всё для того, чтобы её дети были счастливы. К ней мы идём со своими радостями и бедами. Она всегда поймёт, утешит и обнадёжит.

А какой праздник приближается? (День Матери)

Да, правильно День Мам. Сегодня мы будем говорить о наших любимых мамах.

Давайте вспомним имя и отчество наших мам. Мою маму зовут Любовь Петровна. (Ответы детей)

Игра «Передай сердечко».

Сделаем сердечко необычным, спрячем в него много добрых и нежных слов о маме. Передавайте сердечко друг другу, произнося волшебные слова, (умная, заботливая, добрая, ласковая, нежная, весёлая, любимая, ненаглядная красивая, единственная, родная, интересная, надёжная, трудолюбивая, чудесная, замечательная.)

Ребята, почему про мамины руки говорят золотые? (трудовые,умеющие делать всё).

Демонстрация сюжетных картинок.

Вспомните, что ваши мамы делают дома по хозяйству? (Моя мама готовит обед, стирает, моет посуду и т. д.)

А чем они любят заниматься в свободное время? (Моя мама любит вязать, шить, вышивать и т. д.)

У мамы много дел, помимо этого она ходит ещё на работу. Она очень устаёт. А вы ей помогаете?

Физкульт. минутка «Помощники».

Раз,2, 3,4,5,

Мамам надо помогать,

Чтобы чистым был наш дом,

Веником мы пол метём.

А теперь без суеты

Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем,

Стол к обеду мы накроем.

Дружно помогаем маме,

Мы бельё полощем сами.

Раз,2 ,3,4 - потянулись,

Наклонились,

Хорошо мы потрудились! (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Мама - это первое слово, которое говорит малыш. Мама - это защита, опора от разных невзгод. Мама - самая добрая на свете,

Без мамы не могут жить дети.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о маме:

Материнская забота и на дне моря спасает;

У ребёнка заболит пальчик, а у мамы сердце;

При солнышке тепло,а при матери - добро;

Лучше друга не найти, чем родная мама;

Для матери ребёнок до ста лет ребёнок;

Материнская ласка конца не знает;

Птица рада весне, а младенец матери.

Много пословиц и поговорок о маме знаете. Молодцы! Ребята, а как свою любовь и уважение к матери выражали поэты, художники, композиторы? (Поэты в стихах, художники в своих картинах, композиторы в своих песнях.)

Вот так умники. На все вопросы ответили правильно. Значит вас не затруднит составить рассказ о маме, опираясь на опорную схему.

Как зовут маму (имя, отчество?

Как выглядит (внешность мамы) ?

Что она делает по дому и как вы ей помогаете?

За что любишь маму? Какая она?

Что ты ей пожелаешь в праздник?

Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? (о мамах)

Как вы думаете какой подарок для мам самый желанный? (наша любовь, забота, уважительное отношение)

Кого надо не забыть поздравить в этот день? (бабушек)

Вам понравилось занятие? Что больше всего? (Ответы детей.)

Мне тоже. Вы просто молодцы! Я надеюсь, вы не забудете про нашу беседу и будете любить свою маму всегда-всегда. Не забывайте заботиться о ней, помогать и никогда не огорчать!

Публикации по теме:

Цель: формировать у детей знания о празднике День папы. Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих.

Разработала и провела: Новикова Татьяна Витальевна, воспитатель группы № 6 МБДОУ №13 Центр развития ребенка – детский сад г. Тула Образовательные.

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы МКДОУ №424 д/с “Умка” города Новосибирска. Цели: Развивать навыки доказательной,.

Конспект занятия по развитию речи подготовительной группе Тема: «Составление описательного рассказа» Программное содержание: 1. Обеспечение целостного восприятия картины. Закреплять умение детей составлять связный рассказ – описания по картине.

Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Конспект занятия По развитию речи в 1 младшей группе Тема: «В гостях у Сказкино» Цель: 1. Познакомить детей (2-3 года) со сказкой, помочь.

Для детей 4-5 лет
1. Расскажите ребенку о празднике 8-е марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют "Мамин день". Помогите запомнить информацию.

2. Научите ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день сестре, бабушке, маме и т.д.

3. Попросите ребенка рассказать, как он помогает бабушке, маме (рассказ из личного опыта).

4. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря.
Мама (какая?) - ...
Сестренка (какая?) - ...
Бабушка (какая?) - ...

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...
Бабушка - ...
Сестра - ...
Тетя - ...

6. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

Как у нас семья большая да веселая,
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются,
(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются,
(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)

7. Развитие слуховой памяти, внимания.
Выучить стихотворение (любое на выбор).

Мамин день
Г. Виеру

Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник мама,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Мама
Я. Аким

Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА"!

Мамин день
Е. Благинина

Все хожу, все думаю, смотрю:
"Что я завтра маме подарю?
Может, куклу? Может быть, конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денек
Аленький цветочек-огонек.

Для детей 5-7 лет
Восьмое марта - Международный женский день

1. Побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.

2. Рассказть историю зарождения традиции праздновать 8-е марта. Помочь запомнить информацию.

3. Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.

4. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...

5. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ...
Одна тетя, две тети, три тети, ...

7. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...

8. Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.
Я мою сегодня пол - завтра я пол... (вымою) - вчера я пол... (вымыл).
Я стираю снйчас белье - завтра я белье... - вчера я бельё ...

9. Развитие мелкой моторики.
Нарисовать портрет мамы, бабушки.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тети, сестры) в виде аппликации.

10. Развитие слуховой памяти, выразительности речи.
Выучить стихотворение (не менее 2-3, по выбору ребенка).

В. Нестеренко

А) Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них и не день рожденья.
Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет - испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.
Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!
А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"

Б) Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она еще лучше и краше.
Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать ее мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.

В) Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
И ни разу,
И ни разу,
Ни словечка не скажу.


ГБОУ СОШ пос. Комсомольский СПДС «Колосок»

Окружной конкурс практических материалов для учителей-логопедов ДОУ

Лексическая тема: «Мамин праздник»

Составители: учитель - логопед Атаманова Л.Г.

педагог - психолог Канухина Н.А.

2012 год


Атаманова Людмила Геннадьевна

Канухина Наталья Александровна

Место работы (наименование ОУ в соответствии с Уставом)


Структурное подразделение - детский сад общеразвивающего вида «Колосок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области.

Учитель - логопед,

педагог - психолог.

Контактная информация:

Телефон


89272969608 – Атаманова Л.Г.

[email protected]

Введение................................................................................................................................. 3

Компелексно - тематическое планирование образовательной работы с детьми разновозрастной группы............................................................................................................4

Взаимодействие с воспитателем..............................................................................................12

Конспекты занятия в средней группе.......................................................................................15

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию «Моя мама лучше всех»............................................................................................20

Конспект занятия в старшей группе..........................................................................................24

Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе........................................26

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.....................................36

Конспект занятия в старшей группе тема: «Мама»..................................................................48

Конспект занятия для детей средней группы по теме «Я и моя семья»..............................52

Приложение...........................................................................................................................52

Современной маме. Развивающие игры на кухне....................................................................58

Логопедическая зарядка по теме: «8 марта»...............................................................................62

Изготовление открытки с цветами................................................................................................63

Картинный план на тему «Мамин праздник»............................................................................66

Дидактические игры и упражнения.............................................................................................67

Пальчиковая гимнастика.................................................................................................................71

Подвижные игры ….........................................................................................................................72

Досуг................................................................................................................................75

Советы родителям для детей 4-5 лет..............................................................................................76

Советы родителям для детей 5-7 лет..............................................................................................78

Загадки, потешки, считалки, стихотворения про маму..............................................................80

Сценарий группового занятия с родителями младшей группы...............................................94

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию представлены материалы по лексической теме «Мамин праздник». Данная тема является составной частью совместной образовательной деятельности тематической недели, посвященной международному женскому дню.

Дошкольный возраст, это возраст когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия. Я заметила, что информация, которую мы даем детям в процессе обучения, усваивается детьми успешнее, если она дается не только в словесной форме, но и подкрепляется возможностью самим практически действовать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Поэтому в совместной деятельности с детьми я стараюсь давать возможность детям самим действовать.

Моя задача – поддержать интерес детей к близким родственникам – маме, бабушке, вызвать желание радовать их, заботиться о них, радоваться тому, что можно самим сделать для них подарки к празднику.

Цель совместной деятельности: обобщить знания детей о маме, бабушке, их значении в жизни детей.

1. Образовательная: формировать представления детей о маме и бабушке как о значимых и любимых людях в окружении ребёнка, о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей (дорогая, родная, любящая, единственная, заботливая).

2. Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию действий в системе «глаз – рука» через изготовление поделок.

3. Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к мамам и бабушкам через желание отблагодарить их за любовь , через стремление выполнить подарки своими руками.

Предполагаемый результат: обобщение знаний о близких, которые значимы в жизни ребёнка, о женском празднике, изготовление подарков.


Взаимодействие с воспитателем

Цели взаимодействия

Вид занятия

Закрепляемый словарь

Коррекционная работа вне занятий

Развитие психических процессов

1 половина дня

2 половина дня

  • Активизировать словарь по теме.

  • Различать женский и мужской род существительных ("мой", "моя")

  • Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

  • Развитие речи и ознакомление с окружающим и природой : дифференциация предлогов "под", "за"(куда?); творительный падеж (-ом) существительных мужского рода единственного числа без ударения; дифференциация творительного падежа мужского и женского рода существительных (ом, -ей) под ударением во фразе, потешках, коротких рассказах.

  • Математика : закрепить квадратную форму; представление о независимости числа предметов от интервалов между ними; закрепить ориентировку в пространстве: называть правую и левую руку (ногу) - игра "Угадай, какая рука, щека, ухо".

  • Рисование "Украсим платочек для мамы": учить строить рисунок на квадрате, начиная с центра проводить вертикальные и горизонтальные равные полосы, не поворачивая лист бумаги; закрепить изученные (основные) цвета; воспитывать эстетический вкус.

  • Лепка (по замыслу) "Праздничное угощение для мамы": закрепить навыки раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями (пряники, бублики, конфетки).

  • Аппликация "Подарок маме": учить вырезать круглые формы , срезая и закругляя углы у квадрата, составлять из вырезанных частей цветочек.
Музыкальное :

игра "Ну-ка, угадай"(узнавать песни по мелодии); разучивание песни "Мы запели песенку"; "Танец парами"(учимся танцевать парами, ставить ногу на носок и кружиться).


  • Физкультура : ходьба по кругу, взявшись за руки, с переменой направлений; бег врассыпную; учить ходить и бегать по наклонной дорожке и доске, сохранять равновесие; воспитывать смелость и решительность, упражнять в перепрыгивании через шнуры с использованием взмаха руками; подвижная игра "Найди, где спрятано"(ориентировка в пространстве).

  • Ритмика : выполнять ритмичные движения в соответствии с музыкой с использованием предметов (погремушек) и словами: "Маму я свою люблю".

Мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка;

Старый, молодой, маленький, младший, большой, добрый, ласковый;

Отдыхает, готовит


  • Пальчиковая гимнастика "Моя семья".

  • Игра "Маму я свою люблю".

  • Чтение стихов и рассказов о маме.

  • Изготовление поздравительной открытки маме.

  • Игра "Запомни, повтори"(3-4 предмета).

  • Игра "Узнай, кто это"(по набору слов - действий отгадывать объект).

  • Игра "Помоги Оле"(дифференциация предметов по форме: круг, квадрат, прямоугольник).

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию: "Моя мама лучше всех"
Программное содержание :

воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;

познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;

развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту цветов, передавать ее в аппликации.
Предварительная работа:

рисование портретов мамы;

чтение художественной литературы;

заучивание стихотворений и пословиц о маме;

предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде.
Материалы и оборудование: игрушечный микрофон, мяч, рисунки детей с портретами мам (фотографии мам), творческие работы мам; оборудование для аппликации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед: Ребята, давайте представим, что нас пригласили в телевизионную студию на детскую передачу « Моя мама – лучше всех». Хотите быть участниками этой передачи? А кем буду я?
Дети: Телеведущей.
Логопед: А те, кто в зале?
Дети: Телезрителями.
Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали!


  • Добрый день, дорогие телезрители! Сегодня в нашей студии дети подготовительной логопедической группы. Они пришли на передачу, чтобы рассказать о своих мамах, самых лучших мамах на свете. В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День Матери». Поэтому тема телепередачи очень важна. Дети, как
вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Выслушиваются ответы детей, положительно оцениваются такие слова, как «мир», «Родина»)
Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.
Как ласково можно назвать маму?
Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамуся….
Логопед: Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
Логопед: Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет!
Логопед: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная, …
Логопед: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. Давайте поподробнее расскажем о своих мамах: как ее зовут? Где она работает? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд? (Заслушиваются три - четыре рассказа)
Послушайте стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».

Дети читают стихотворение Е. Благининой.
Логопед: А сейчас в нашей передаче рекламная пауза. Прошу вас пройти на ковер и поиграть со мной в игру «Чьи детки?» (Игра с мячом)
У котенка – кошка.

У козленка - коза.

У цыпленка - курица.

У теленка - корова.

У жеребенка – лошадь.

У ягненка – овца.

У тигренка – тигрица.

У львенка – львица.
Да, дети, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу.
А сейчас попрошу участников передачи вернуться на свои места в «телестудию». Мы продолжаем наши рассказы о мамах.
Логопед: У мам добрые, золотые руки! Что делают ваши мамы дома? Что особенно любит твоя мама делать? Помогаешь ли ты ей? (Заслушиваются три – четыре рассказа детей)
Логопед: Давайте вспомним пословицы о маме.
Дети рассказывают пословицы.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка не знает конца.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Логопед: Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете.
Вам нужно чаще радовать своих мам вниманием, заботой, подарками, которые вы можете сделать своими руками. Давайте подумаем, что мы можем подарить маме в этот пасмурный осенний день? (Дети высказывают свои предположения)
Логопед: Предлагаю вам сделать открытки с цветами для наших мам. И тогда мама будет уверена , что в семье растет внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью. Эти открытки вы подарите своим мамам в «День Матери». (Дети изготавливают открытки)
В конце занятия все работы выставляются и рассматриваются. Дети любуются открытками, которые они подарят своим мамам.
Логопед: Время нашей передачи закончилось. Я благодарю вас, дети, за участие в телепередаче «Моя мама – лучше всех!». До новых встреч!

Тема «Мамин праздник» (1 год обучения, ОНР 2-3 уровень)
Цель:
- расширение словаря прилагательных;

Составление простого предложения;

Заучивание стихотворения: развитие памяти, внимания;

Развитие связной речи: пересказ рассказа.
Оборудование: предметные картинки, мячи, рассказ А.В. Митяева «За что люблю я маму» (Хрестоматия по детской литературе, стр. 311).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Скажи самое хорошее слово о своей маме. - Моя мама самая... добрая, красивая, умная, ласковая, заботливая, нежная, трудолюбивая, любимая...».
2. Развитие мелкой моторики.
Мама, мама? Ладошки вместе, постукивают друг друга два мизинца.

Что, что, что? Постукивают друг друга два больших пальца.

Гости едут. Так же мизинцы.

Ну, и что? Так же большие пальцы.

Здравствуйте! Мизинцы прижаты друг к другу, большие пальцы тоже,

остальные, переплетаясь, шевелятся.
3. Составление простого предложения. «Гости приехали на праздник. На какой? - 8 Марта, мамин... - Гости приехали с подарками. Вы, наверное, тоже готовили маме подарок». Далее детям предлагается выбрать на доске картинки, сказать, что бы ты хотел подарить. Картинки на доске не все подходят для подарка. Есть и такие, как «завод», «ящик», «забор», «кирпич». «Я подарю маме красивую вазу (яркие тюльпаны, вкусные конфеты, торт, розы, заколку для волос...)».
4. Развитие памяти. «Когда дарят подарок, говорят хорошие, добрые слова». Предлагается детям выучить небольшое стихотворение. Милая, добрая мамочка моя. На тебя похожей... (имя) Так хочу быть я.
5. Физкультминутка,
Я дома маме помогаю, стоят по кругу

Пол мету, носки стираю, имитируют движения

Время зря я не теряю, берут мяч, ударяют им о пол одной рукой

Я с собакой погуляю, (это собака)

Перемою всю посуду, имитируют движение

Отдыхать потом я буду. присели
6. Развитие связной речи. Чтение рассказа А.В. Митяева «За что люблю маму».
Воспитательница в детском саду спросила: «За что вы любите свою маму?». У Пети мама строитель. Он хотел сказать: «За то, что мама дома строит». Но промолчал. Разве не любил бы он ее, если бы она была доктором. Зина хотела сказать: «За то, что мама вкусные кушанья готовит». И тоже промолчала. Мама однажды уезжала , вкусную еду готовил папа, но девочка и тогда не разлюбила маму. Тут со стульчика встала Галя: «Когда мне было больно, мама меня жалела, и мне сразу стало легче. Я люблю маму за это. - И я за это! - И я». Оказалось, все дети любят своих мам за это.
«О чем спросила воспитательница детей? О чем хотел рассказать Петя? О чем подумала Зина? Что сказала Галя? Что решили дети? А вы за что любите своих мам?» Читаем еще раз рассказ. Слушаем пересказ 2-3 детей.


  • Итог занятия.

Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе

Цели:

Развитие познавательной сферы :


  • слухового , зрительного и тактильного восприятия;

  • целенаправленного внимания (концентрации) и наблюдательности;

  • слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной;

  • наглядно - образного, схематического, логического мышления и мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;

  • пространственной ориентировки.
Развитие эмоционально - волевой сферы:

  • активизация произвольной экспрессии, механизмов восприятия и идентификации эмоциональных состояний;

  • развитие элементарных навыков невербального общения.
Развитие речи - активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Нравственное воспитание - совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к противоположному полу.

Оборудование:

Демонстрационный материал: мяч, ноутбук; две куклы - мальчика и девочки; три ладошки - красного, жёлтого и синего цветов; плакат к заданию "Лабиринт"; мешочек, предметы для него - помада , расчёска, зеркало, галстук, заколка, пистолет; демонстрационный набор из 6 пиктограмм; 6 сюжетных картинок к игре "Узнай лицо".

Раздаточный материал: индивидуальные карточки с человечками из геометрических фигур к заданию "Лабиринт"; бланки к заданию "Лабиринт" для самостоятельной работы; карточки к упражнению "Раздай игрушки", маркеры; набор из 6 пиктограмм для каждого ребенка.

Ход занятия

Введение.

Игра "Снежный ком"

Здравствуйте, ребята! (здравствуйте, Елена Анатольевна и гости)

Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.

Давайте поиграем в игру "Снежный ком". Сейчас будем называть ваши имена. Как? (Каждый повторяет предыдущие имена и называет своё имя)

А теперь, вспомните и назовите, как вас ласково называет ваша мама. А мы запоминаем.

Ласково мама вас называет, когда у неё какое настроение?

"Азбука настроения"

(с использованием ноутбука и слайд презентации - см. Приложение 1 )

А в стихотворении "Азбука настроения" мы узнаем каким вообще бывает настроение.

Подойдите, пожалуйста, ко мне. (дети подходят к ноутбуку)

Слушайте стихотворение "Азбука настроения"

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, какое настроение у девочки?

А теперь вспомним, какая пиктограмма подходит к такому настроению.

Правильно?

Изобразите такое же выражение лица.

Таким образом просматриваются все слайды.

Последние слайды - радость и удивление.

Основная часть.

Появляются две куклы - мальчик и девочка.

Вот, с таким же настроением к нам пришли в гости две куклы - мальчик и девочка.

Девочку зовут Василиса, мальчика - Руслан. Поздоровайтесь с ними.

Куклы Василиса и Руслан здороваются с ребятами.

А куда это мы попали? - говорит кукла Руслан (в детский сад)

Как у вас здесь хорошо, красиво. Вы, наверное, любите это место? - говорит кукла Василиса. (да)

А давайте расскажем Василисе и Руслану стихотворение про наш детский сад.

Динамическая пауза "Девочки и мальчики"

(с использованием опорных символов: "кричалки" - красная ладонь, "шепталки" - жёлтая, "молчалки" - синяя)

Чтение стихотворения сопровождается соответствующими движениями. Перед произнесением каждого ответа детей и последних двух строк, психолог демонстрирует красную, жёлтую или синюю ладошку (Рис.1), детские ответы звучат в соответствии с показанной ладошкой - громко, тихо или показывается жестом, молча. Затем игра продолжается. В конце игры психолог показывает синюю ладонь.

Упражнение "Найди сходства и отличия"

Значит, здесь живут мальчики и девочки? - спрашивают куклы.

А кто из нас мальчик, а кто девочка, мы не знаем, а вы нам поможете разобраться? Почему?

(дети по очереди объясняют, чем отличаются мальчики от девочек)

Игра "Лабиринт"

- Ой, ребята, кажется, кто - то плачет. У нас потерялись человечки. Они не могут найти дорогу домой. Давайте поможем им. Мы будем их друзьями. Игра называется "Лабиринт".

А как вы думаете, это мальчики или девочка? (есть и мальчики, и девочки)

Я сейчас раздам каждому карточку с изображением человечка. Вы, по очереди, сначала находите такую же геометрическую фигуру, как голова у вашего человечка, потом проведёте человечка по дорожке, находя геометрическую фигуру, такую же, как туловище у него. Затем поселите вашего человечка в тот домик, куда привела вас дорожка.

Первые двое детей, которые уже "поселили" своих человечков в домик, получают индивидуальное задание - бланк, на котором изображен подобный лабиринт.

Ребенку нужно расселить всех человечков, нарисовав их маркером в домике.

Игра "Волшебный мешочек"

В мешочке спрятаны разные предметы - помада, заколка, расчёска, галстук, пистолет, зеркало. Дети, по очереди, нащюпывают какой - либо предмет, отгадывают его, вытаскивают и дарят либо мальчику , либо девочке. Есть два предмета - расчёска и зеркало, которые подойдут обоим.

Ой, посмотрите, что эту тут висит? У вас человечки, а у меня - мешочек! И в нём что - то есть. Сейчас мы узнаем, что там.

Каждый, по очереди, опускает руку в мешочек, находит там что - то, узнаёт, называет что это. И только потом вытаскивает из мешочка.

Первый ребенок вытаскивает какой - либо предмет.

А как вы думаете, кому эту вещь можно подарить: мальчику или девочке?

Ребенок кладёт свой предмет какой - либо из кукол. Игра продолжается.

Последним психолог достаёт апельсин.

Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

Что это? (апельсин)

Все ли знают стихотворение про апельсин?

Очищаем апельсин, (изобразить)
На тарелке он один, ("тарелка")
Апельсин я разломлю, (изобразить)
Всех знакомых наделю: (движения кистями от груди вперед)
Эту дольку Ване, эту дольку Тане, (загибаем пальчики, начиная с большого пальца, на обеих руках одновременно)
Эту дольку Толе, эту дольку Коле,
Ну, а что останется, только мне достанется (движения кистями вперед, к груди)

Упражнение "Раздай игрушки"

Упражнение выполняется сидя за столами, индивидуально.

Ребята, а вы делитесь конфетами, игрушками?

Посмотрите, на этих карточках ребята никак не могут разделить между собой игрушки. Нужно им помочь. Догадайтесь, как нужно правильно раздать игрушки. Мальчики будут помогать мальчиками, а девочки - девочкам. Вам нужно маркером провести линию от хозяина к его игрушке. Посмотрите внимательно.

Вадим, кому ты отдашь первый кораблик?

Всем понятно?

На карточках изображены мальчики и кораблики, девочки и куклы.

Каждая игрушка сочетается по цвету и рисунку на одежде со своим хозяином (Рис. 3, 4).

Рис. 3

Рис. 4

Динамическая пауза "Как живёшь?"

И мальчики, и девочки получили свои подарки. Они вам благодарны за помощь.

Все любят подарки, не только получать, но и дарить, правда?

Весело мы живём! А настроение у вас какое? (веселое)

Как и в игре "Как живёшь?"

Как живёшь? - Вот так!

А плывёшь?

А бежишь?

Вдаль глядишь:

Ждёшь обед:

Машешь вслед:

Утром спишь:

А шалишь:

(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)

А мама вошла в комнату и посмотрела как? (дети изображают мимикой)

Вот так. Что она сделала? (удивилась или рассердилась. Демонстрируются пиктограммы удивления и злости)

Подойдите к столу, там ещё есть пиктограммы.

Игра "Узнай лицо"

Перед каждым ребенком набор из 6 пиктограмм:

радость, страх, гнев, удивление, обида, грусть (Рис. 6).

Психолог предлагает каждому ребенку, по очереди, вытащить сюжетную картинку, на которой изображено какое - то эмоциональное состояние (Рис. 5), не показывая её, изобразить это состояние мимикой. Дети должны молча, показать ту пиктограмму , которой соответствует это выражение лица. Затем ребенок демонстрирует сюжетную карточку. Игра продолжается.

Рис. 5

Рис. 6

Сейчас каждый, по цепочке, будет вытаскивать сюжетную картинку, и изображать нам своим лицом, мимикой, настроение ребенка, который на ней нарисован. А все остальные ребята, молча, будут отгадывать и показывать пиктограмму, которая подходит к этому выражению лица.

Итог.

Как мы интересно, весело поиграли. Давайте поможем нашим куклам вспомнить в какие игры мы играли.

Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты. Рассказывают, какие игры им понравились.

Всё это происходит сидя на ковре, передавая мяч по кругу.

Помните, в начале занятия, каждый сказал, как его ласково зовёт мама. Давайте, прощаясь, назовём друг друга ласково.

Каждый ребенок прощается с остальными ребятами, называя их ласково по имени.

А затем дети прощаются с психологом, куклами и гостями.

Список литературы:


  • Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.

  • Игра "Наши чувства и эмоции" (Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально). - "Весна Дизайн", 2005 г.

  • Соколова Ю.А.

  • Игры и задания на готовность к школе ребенка 6 - 7 лет. - м.: Эксмо. 2009. - 64с.

  • Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.

  • Психологические занятия с дошкольниками "Цветик - семицветик". - СПб.: Речь, 2004. - 96с.

  • Катаева. Л.И.

  • Работа психолога с застенчивыми детьми. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.

  • Ткаченко Т.А.

  • Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с.

  • Салмина Н.Г.

  • Учимся думать. Что это такое?: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вента - Граф, 2005. - 80 с.

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель проекта: формировать у детей целостное представление образа матери – хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

Воспитывать культуру поведения и общения, поддержания традиций бережного отношения к матери;

Задачи проекта:

Воспитывать любовь и уважение к матери. Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.

Способствовать развитию умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

Формировать умение понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.

Пробудить чувства гуманного отношения к мамам, родным и близким людям.

Использовались следующие формы работы с детьми:

Беседа с детьми о маме, семье: « Знакомство с историей возникновения праздника», «Чем можно порадовать маму», «Почему мама поздно ложится спать», «Мамин праздник», «Чудо материнской любви»; Беседы - обсуждения бытовых ситуаций на тему: «Почему мама грустит?», «Чем я порадовал маму?», «Как сказать о том, что я натворил?», «Я поступаю хорошо»

· Разбор пословиц о маме: Все купишь, а отца и матери не купишь. Без матушки родной и цветы не цветно растут. Всякой матери свое дитя мило. У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее. При солнышке тепло, при матери добро. Сердце матери лучше солнца греет. Материнская рука на ласку, что пух, мягка. Материнская забота на дне моря спасет. Кто матери не послушает, тот в беду попадет. Береги отца и мать – других не сыщешь. Нет милее дружка, чем родима матушка.

Просмотр семейных фотоальбомов, фотографий мам

Словесные игры «Расскажи о маме» Составление описательных рассказов с детьми на тему «Моя мама лучше всех», «Подбери словечко», «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т.д.). «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья мама?»

Чтение произведений о маме: ненецкая сказка «Кукушка»; Е. Емельянов «Мамины руки», «Надо и не хочется», «Мама все понимает», «Мамино горе»; Н. Артюхова «Трудный день»; Е. Благинина «Мамин день»; М. Пляцковский «Ты на свете лучше всех»; Е. Карганова «Про маму», Э. Мошковская «Я маму обидел», А. Барто «Мама поет»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой… »; Н.Носов «Самая красивая».

· Рассматривание: репродукции великих художников Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», К.Петров-Водкин «Мать», «Петроградская мадонна»; М.Васнецов «Богоматерь с младенцем»;

· Прослушивание и заучивание песен: «Мама будь всегда со мною рядом», «Песенка мамонтёнка», «Мама» (первое слово, главное слово….), «Солнечный круг»

Дидактические игры: «Найди ошибку», «Живая радуга»

· Сюжетно – ролевые игры: «Семейный праздник», «Мамины помощники», «Встреча гостей»

Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы», «Помощники», «Салат для мамы»

· Физ. минутка. Игра «Мама»

· Рисование пластилином. Подарок для мамы

Рисование портретов мам «Самый любимый человек»

· Выпуск стенгазеты «Поздравляем наших мам с Днем Матери»

Выставка рисунков: «Вот какие наши мамы! »

Электронная презентация просмотр: «Самая прекрасная женщина!», «Солнечный круг»

Работа с родителями: Оформление родительского уголка информацией о празднике, Оформление папки – передвижки с поздравлением для родителей.

· Участие в конкурсах:

Всероссийский проект ко Дню матери «Я горжусь своей мамой»

Всероссийский конкурс творческих работ «Моей любимой мамочке»

Развлечение тематическое «День Матери»

В последнее воскресенье ноября в России отмечают особый праздник - День матери. Это праздник, к которому никто не может оставаться равнодушным. Ведь сколько бы нам ни было лет - пять или пятьдесят - нам всегда нужна мама, ее любовь, ласка, внимание, совет.

Оформлен зал был работами детей.

Мальчики исполняли шуточные частушки как они помогают мамам

Поиграли в игры: «Веникобол», «Мусорим - убираем», «Назови маму ласково»,

«Закончи пословицу»

Видео презентация «С Днем Матери!» на основе фотографий мам с детьми, портретов нарисованных детьми и подарков приготовленных мамам.

Потом на развлечение пожаловали хозяева книжного дома! (Домовёнок и Кот Учёный). Детям они загадали загадки о лучших сказочных мамах.

Cпели «Песенка мамонтёнка»

Потом загадали загадки о вещах необходимых каждой маме.

Дети много читали стихов поздравление и пожеланий.

Поиграли в игру «Нарисуй портрет мамы»

Сценка «Мечта»

Исполняется танец «Как дела»

Песня «Мама»(первое слово, главное слово….

Презентация «Солнечный круг»


Портных Елена Васильевна

Лексическая тема «Мамин день»

1. Побеседовать с ребёнком о празднике , спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.
2. Научить ребёнка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме , бабушке, сестре и т.д.

Дидактические игры и упражнения.

Игра «Кому что нужно для работы»

Образование дательного падежа имён существительных:


  • Кастрюля нужна (кому?) - повару.

  • Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.
Образование винительного падежа имён существительных

  • повару – поварёшка,

  • продавцу – … ;
Игра «Бывает – не бывает»

  • Повар варит суп.

  • Суп варит повар.

  • Суп варит пÓвара.

  • Суп сварен поваром.

  • Поваром сварен суп.

  • Повар сварен супом.

  • Супом сварен повар.
Игра «Помощник»

  • Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.

  • Я стираю бельё. …… .
Игра «Опиши маму».

Мама (какая?) – добрая, ласковая, заботливая …

Спросить про мамины руки, глаза, волосы.

Подбор родственных слов


  • Мама – мамочка , мамуля.

  • Бабушка -

  • Сестра -
Игра «Наоборот»

  • Баба Яга старая, а мама... (какая?) - молодая.

  • глупая - умная

  • страшная - красивая

  • злая - добрая

  • низкая - высокая

  • грустная - весёлая

  • грубая - нежная

Дидактическая игра «Назови женскую профессию »


  • повар – повариха,

  • портной – портниха,

  • учитель – …,

  • воспитатель – …,

  • художник – …,

  • певец – …,

  • скрипач – …,

  • пианист – …,

  • продавец – … .
Дидактическая игра «Кто что делает?»

  • Повар – варит, жарит, готовит, печёт...

  • портниха – ….

  • врач - …,

  • учительница - …,

  • продавец - …,

  • парикмахер- …
Игра: «Какая мама?»

  • У мамы светлые волосы, мама (какая?)... - светловолосая

  • тёмные волосы - темноволосая

  • голубые глаза - голубоглазая

  • длинные волосы - длинноволосая

  • карие глаза - кареглазая

  • короткие волосы - коротковолосая

  • чёрные глаза - черноглазая

  • зелёные глаза - зеленоглазая

Составь описательный рассказ о маме по плану

(приклейте в тетрадь мамину фотографию):


  • Кто это?

  • Как маму зовут?

  • Какого цвета у мамы глаза?

  • Какие у мамы волосы?
Научите ребёнка называть мамину профессию.

  • Кем мама работает?

  • Попросите ребёнка нарисовать и рассказать о том , что нужно маме для работы.

  • Маме нужны...

Упражнение "Назови слова-родственники"
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...

Упражнение "Подбери признак"
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная , красивая и т.д.

Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...

Упражнение "Посчитай"

Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек , ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестёр, ...
Одна тётя, две тёти, три тёти, ...

Упражнение "Скажи наоборот"
Бабушка старенькая , а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...

Упражнение "Помощник"
Я мою сегодня пол - завтра я пол... (вымою) - вчера я пол... (вымыл).
Я стираю сейчас белье - завтра я белье... - вчера я бельё ...

Развитие мелкой моторики.
Нарисовать портрет мамы, бабушки.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тёти, сестры) в виде аппликации.

Развитие слуховой памяти, выразительности речи.
Выучить стихотворение (не менее 2-3, по выбору ребёнка).

В. Нестеренко

А) Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.
Принимают поздравления, хоть у них и не день рожденья.
Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.
А ещё сюрприз их ждёт - испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду , навели порядок всюду.
Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!
А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"

Б) Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша очень стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она ещё лучше и краше.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами ,
Что позабудет, подскажем ей сами.

В) Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю ,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
И ни разу,
И ни разу,

Ни словечка не скажу.