Эстетический и художественный вкуc. Формирование и развитие эстетического вкуса

Воспитание эстетического вкуса во все времена было неотъемлемой частью воспитательного процесса. Еще мудрые древние греки ставили его в один ряд с развитием интеллекта и физических возможностей, полагая, что всесторонне развитая личность может быть успешной только в том случае, если она умеет ценить окружающее ее прекрасное.

Современная педагогическая наука также придает большое значение возможностям эстетики. Развивать умение чувствовать, принимать и искать прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни – важная задача, которую нужно решать сразу после рождения малыша.

Сущность определения

«Эстетика» – слово греческого происхождения, обозначающее способность чувственно воспринимать действительность.

Эстетическое воспитание, базируясь на этом принципе, призвано научить детей распознавать внутреннее содержание красоты внешнего мира и искусства через его внешние проявления. Научить взрослеющую личность ценить, анализировать и творить прекрасное – главная задача этого направления воспитательного процесса.

Немаловажным имеет значение оценка слова «прекрасное», ведь его значение не всегда совпадает с определением «красивое». Эталоны красоты менялись и будут меняться в зависимости от эпохи, веяний моды и специфики развития общества. Прекрасным в эстетическом понятии является гармония духа и тела, искусство в его вечных проявлениях добра и гуманизма, духовность и доброта.

Эстетическое воспитание – регулярное и целенаправленное воздействие на развивающуюся личность, в процессе которого происходит формирование познания и навыков восприятия прекрасного.

Специфика воспитания качеств эстетики заключается не только в пассивном восприятии лучших проявлений действительности. Нужно учить личность иметь активное отношение к действительности, принимая непосредственное участие в его создании.

Особенно тесная связь эстетического воспитания с нравственностью. Ведь оба направления педагогики связаны с условными разделениями жизненных ценностей на положительные и отрицательные. Испытанная гордость после хорошего поступка сродни ощущениям радости, которые испытывает человек, наслаждаясь красотой пейзажа или мастерски написанной картиной.

Эстетика сильна своими возможностями заставлять человека переживать сильные эмоции: восторга, радости, горя, сожаления или сочувствия.

Чувства патриотизма прививаются также под непосредственным воздействием эстетики: любовь к Родине развивается через восторг от красоты ее природы, силы и мужества людей, живущих в одной стране с воспитываемым.

С помощью художественно-эстетического восприятия мира у подрастающей личности закладываются основы зрительной, слуховой и ассоциативной памяти. Улучшается логическое и пространственное мышление через возможности анализа и синтеза полученной информации. Следовательно, можно утверждать, что интеллектуальное развитие непосредственно связано с эстетикой и ее направлениями.

Составляющие воспитания эстетики

Как и любое педагогическое определение, эстетическое воспитание имеет свои цели, задачи и структурные компоненты.

Его основная цель – воспитать в ребенке эстетическую культуру.

Культура воспитания эстетики включает в себя несколько компонентов, представленных в таблице.

Компоненты Характеристика
Восприятие Умение находить и ценить прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни:
  • В отношениях с людьми;
  • В наблюдениях за явлениями природы;
  • В искусстве;
  • В литературе;
  • В музыке;
  • В живописи.
Чувства Умение оценивать с позиции нравственности явления действительности.
Потребности Формирование устойчивой необходимости в соприкосновении с прекрасным.
Вкусы Умение анализировать и создавать аналоги эстетического порядка.
Идеал Индивидуальные представления о высшей степени эстетической нормы.

Так как все представленные выше компоненты должны обязательно присутствовать в развитии эстетики у ребенка, содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений их использовать в практической деятельности и стойких навыков, базирующихся на чувствах, вкусах и идеалах.

Обязательным условием развития эстетического вкуса является привитие навыков к самостоятельному творчеству через осмысление творений гениев мирового искусства. С помощью творческой деятельности развивающаяся личность может выразить свои потребности и интересы, страхи и радости.

Задачи эстетического воспитания призваны максимально содействовать воплощению в жизнь главной цели:

  • Развивать способности видеть и оценивать красоту окружающего мира;
  • Стремиться к гармонии во всех ее проявлениях;
  • Уметь анализировать свои действия с точки зрения эстетических категорий.
  • Красивое и уродливое;
  • Трагическое и комическое;
  • Духовное и низменное.

Проявления данных категорий видоизменяются с развитием общества и научно-технического прогресса. Тем не менее, каждая из них содержит неизменные, вечные ценности, которые служат базой для развития чувства прекрасного.

Средства и методы

Средства для формирования эстетического вкуса используют, комбинируя, на протяжении всего этапа обучения и воспитания. Все они являются неотъемлемой частью жизни любого человека. К ним относятся такие виды эстетического воздействия:

  • Природа;
  • Художественная литература;
  • Театр;
  • Кино;
  • Изобразительная культура;
  • Музыка;
  • Трудовая деятельность;
  • Межличностные отношения.

Средствами эстетического воздействия можно считать повседневную жизнь личности, которая умеет и хочет найти в ней лучшие проявления.

Для того чтобы ребенок смог научиться находить прекрасное во всем, педагоги используют главные инструменты воспитательного воздействия – методы.

Поговорим о самых эффективных методах эстетического воспитания.

Личный пример

Все, кто интересуется вопросами саморазвития и воспитания, знают, что личный пример является главным методом воздействия на ребенка. При этом важная роль в этом вопросе отводится семье: ни одно учебное или воспитательное занятие не заменит этого естественного метода воздействия.

Развитие ребенка проходит в социуме. Длительное время для малыша этим социумом является семья. Там, основываясь на неосознанном подражании, у ребенка закладывается прочный фундамент представлений о нравственной и эстетической позиции.

Родители могут тщательно готовиться к лекциям о том, что нужно быть аккуратным. Но если они не соблюдают сами свои установки, проявляя неряшливость в быту, вряд ли их старания будут оценены отпрыском по достоинству.

Неосознанный личный пример также важен на этапе формирования социально активной личности. Именно для этих целей образование предлагает широкий спектр эстетических знаний, овладевая которыми, ребенок может выбрать идеал для подражания в процессе своего развития.

Беседы, лекции, тренинги

Из трех рассматриваемых методов самым эффективным является последний. Мы уже упоминали о том, что одна из важных составляющих эстетического воспитания – внедрения полученных знаний и умений в повседневную жизнь.

Тренинги являются своеобразной «тренировкой», на которой можно «отточить» свои знания, рассматривая и анализируя произведения искусства, проводя дискуссии по просмотренному фильму и т. д.

Экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных залов

Метод получения необходимых эстетических знаний и впечатлений. С их помощью дети познают красоту не только музейных экспонатов или памятников архитектуры, но и учатся распознавать окружающую естественную красоту.

Создание предметов искусства

Данный метод позволяет проявить творческие способности через призму полученных знаний, ведь создание произведений искусства – процесс всегда индивидуальный, творчески неповторимый.

Рождение эстетически значимой вещи может быть связано как с трудовой, так и с интеллектуальной деятельностью. В этом случае не имеет значения направление. Ребенок может ухаживать за растениями, рисовать картины, сочинять стихи или создавать макеты для учебных занятий. В любом случае подобные самостоятельные проявления, основанные на теоретических знаниях и небольшом практическом опыте, позволят развивающейся личности выразить свой, индивидуальный эстетический потенциал.

Структура процесса и оформление пространства

Эстетическое воспитание как процесс обязательно включает в себя несколько структурных компонентов, которые позволяют разносторонне воздействовать на личность.

  • Образование. Включает в себя получение необходимых теоретических знаний и умений;
  • Воспитание художественного вкуса;
  • Практическое использование полученных теоретических знаний на основе примеров классики мирового искусства;
  • Самообразование и саморазвитие. Желание совершенствоваться и развиваться в эстетическом направлении;
  • Формирование потребностей эстетического восприятия действительности.

Данные компоненты включаются в развитие ребенка с самого раннего возраста.

Мы уже подчеркивали необходимость личного примера для полноценного развития эстетического вкуса у ребенка. Чем раньше малыш будет вовлечен в процесс эстетического развития, тем лучше и быстрее проявятся результаты воспитательного воздействия.

При этом важно помнить, что воспитание не может быть жестко регламентировано. Несмотря на его целенаправленность и управляемость, данный процесс должен проходить непринужденно, без навязывания определенной точки зрения.

Правильно построенный процесс воспитания эстетики заключается в плавном и естественном привитии нужных ценностей малышу.

Для развития эстетического вкуса ребенка окружают красивыми вещами, которые всегда аккуратно размещены в комнате (кабинете, классе). Не менее важны ощущения психологического комфорта и взаимоотношения взрослых членов семьи (педагогов в школе, воспитателей в детском саду).

Перечислим обязательные требования, которые должны быть соблюдены при оформлении интерьера для развития эстетического вкуса у ребенка:

  1. Предметы, окружающие малыша, должны быть функциональными. Их размещение нужно отрегулировать их сферой применения и частотой использования.
  2. Вещи – находиться на своих местах, быть чистыми.
  3. Цветовое оформление – соответствовать возрастным особенностям, склонностям и полу ребенку. При этом важно соблюдать гармонию красок в оформлении помещения и в цветовом решении мебели и предметов интерьера.
  4. Обязательное наличие произведений искусства в виде картин, панно, статуэток, декоративных изделий из дерева, пластика или сухих растений.

Музыка должна звучать как можно чаще. В периоды домашнего отдыха, праздников, учебных или воспитательных мероприятий музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью развития эстетических качеств личности. На ранних этапах развития ребенка рекомендуется использовать произведения классической музыки или звуки природы.

Природа – лучший учитель, который научит видеть и наслаждаться прекрасным. Она воспитывает собой, демонстрируя естественную красоту и гармонию. Поэтому важно организовывать регулярные походы, экскурсии или обычные пешие прогулки.

Длительное нахождение на свежем воздухе не только укрепит здоровье малышей, но и научит восхищаться обыденными вещами. Смены времен года позволят увидеть разнообразие красок увядания и воскрешение живого, проследить закономерности жизненного процесса, научиться ценить и оберегать естественные богатства животного и растительного мира.

Несмотря на то, что вся учебная деятельность призвана содействовать всестороннему развитию личности, приоритетными в сфере эстетического воспитания остаются предметы гуманитарного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, биология.

На этих школьных занятиях ребенок может проявить потенциал зрительного и ассоциативного восприятия, полученный в естественной среде.

Возрастные особенности

Выбор методов эстетического воспитания напрямую зависит от возраста ребенка.

Дадим краткую характеристику методических принципов развития эстетики на разных возрастных этапах.

Методические принципы воспитания дошкольников:

  • Окружающая обстановка, соответствующая эстетическим требованиям;
  • Самостоятельная творческая деятельность;
  • Занятия под руководством взрослых: родителей и воспитателей.

Правила работы с младшими школьниками должны учитывать их умения строить логических цепочки и анализировать изученные факты:

  1. Школьные занятия по учебным предметам;
  2. Классные часы;
  3. Тематические праздники;
  4. Экскурсии;
  5. Конкурсы;
  6. Творческие викторины и конкурсы.

Методика работы со старшеклассниками по развитию эстетических норм является продолжением ранее начатой практики, так как основные понятийные ценности в этом возрасте уже сформированы.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что эстетическое воспитание, как и весь воспитательный процесс, – долгий и непрерывный путь. Его успешность во многом зависит от окружения подрастающей личности, которое включает в себя гармонию отношений, красоту внешнего вида и эстетические примеры.

Становление личности - процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте 18-25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.

Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности

Часто эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус - не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.

В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности - от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать субъективным.

Сущность познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на целостное овладение мира музыкальных ценностей.

1. Определение понятия эстетический вкус

2. Формирование и развитие эстетического вкуса

3. Особенности понятия художественный вкус

Заключение

Список использованных источников



Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что эстетический и художественный вкус – это разные наименования одного и того же явления или это разные модификации некоего психического механизма. Если второе верно, то чем художественный вкус отличается от эстетического? Может они реально существуют в многообразии конкретных вариаций.

Эстетический вкус – это понятие более широкое, чем вкус художественный, который проявляется в отношении к искусству. Художник, обладая художественным вкусом, имеет, безусловно, и эстетический вкус, проявляет свое эстетическое отношение к объективной реальности в целом, и к отдельным ее областям. Художественный вкус художника – это и чувствование, понимание красоты в жизни, это и передача чувства прекрасного в произведениях искусства.

Цель работы – изучить особенности эстетического и художественного вкуса.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать определение понятия эстетический вкус;

2. Изучить формирование и развитие эстетического вкуса;

3. Раскрыть особенности понятия художественный вкус.

Эстетический и художественный вкус человеку не дается с рождения, так же как и способности; он развивается с развитием человека, его органов чувств, психики, его опыта познания жизни.



1. Определение понятия эстетический вкус


Эстетический вкус обычно рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который считал, что вкус – это «способность судить о красоте». Вопрос, однако, издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.

В чем причина такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?

Сразу оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят и спорить было бы просто неразумно. Но это из области чисто физиологического вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей человека и отчасти его психологической своеобразия. Это, скорее, не вкус, а преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного значения, не затрагивают интересов другого человека.

Совсем другое дело – эстетический вкус. Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но принадлежит совсем к другой сферы – сферы общественной, социальной. Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.

Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформування. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенности, целостности, то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами.

2. Формирование и развитие эстетического вкуса


Становление личности – процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Есть однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте 18–25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы, эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.

Если говорить об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному совершенствованию личности.

Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности

Часто эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус – не только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности, нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения. Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения или совместной деятельности. Способность человека последовательно и целенаправленно развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным эстетическим вкусом.

В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности – от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать субъективным.

Сущность познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на целостное овладение мира музыкальных ценностей.


3. Особенности понятия художественный вкус


Эстетический вкус имеет также и особую модификацию – художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и влияет в свою очередь на него. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой. Но поскольку содержанием искусства является все та же система общественных ценностей, только представленная в художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса

Этот спор не только возможно, но и необходимым именно потому, что касается ценностей, которые касаются самой духовной структуру человеческой личности, то есть ценностей личностно значимых и определяющих не только характер личностного самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальной жизнестроительства. Поэтому личность как общественное существо заинтересована в общественном признании тех, ценностей, которые определяют систему его духовности, ее ориентиры и жизненные потребности.

В такой же мере, как и по отношению к личности, эстетический и художественный вкус могут характеризовать страсти, симпатии и антипатии социальной группы или класса. Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в классовом обществе он всегда несет на себе отпечаток классовых предпочтений, целей и ценностей. Единых эстетических вкусов и норм, пригодных для всех времен и народов, для всех общественных групп, не существует. Очень хорошо это замеченное Н.Г. Чернышевским, ярко показал, насколько отличаются эталоны женской красоты в зависимости от условий существования простого народа и зажиточного класса. Поэтому необходимо приучать студентов тактично и терпимо относиться к мнению других людей, признавая за ними равное право на самостоятельный поиск и самостоятельную мысль.

Все это делает оценку художественного произведения делом сложным и ответственным. Правильная мысль часто производится лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий. Вот почему следует не только полагаться на свой эстетический вкус, но и знакомиться с литературно-критическим обсуждением произведения, с мнением других зрителей и слушателей.


Заключение


Эстетический и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его преимущества или наоборот делать его терпимым и многогранным.

Поскольку мнение эстетического вкуса – это оценка действительности в соответствии с эстетических чувств, потребностей, интересов и мировоззрения людей, то эстетический вкус является единство объективного и субъективного. В уме вкуса отражаются не только качества предмета, воспринимается, но и качества субъекта, который воспринимает. В нем видны своеобразие чувств, интеллект, культура субъекта, его социальная принадлежность

Мнение эстетического вкуса основана на особом интеллектуальном механизме – эстетической интуиции, включающая такой способ познания, как творческое воображение, охватывающий образ «целого», не предваряя его логическому расчленению, аналитической действия ума. «Специфическая роль силы воображения в акте познания, – отмечал Э.В. Ильенков, – заключается в том, что она позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не» формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами, данными в живом созерцании. Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают способность выдумывать то, чего в действительности нет. Тем временем действие силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что есть, но еще не выражено в виде понятия».

Все вышеизложенное позволяет понять объективные основы споры о вкусах, поскольку в нем сталкиваются не просто личные, групповые или классовые страсти – здесь противостоят друг другу истинные и ложные ценности, отражающие сложность социальных процессов, своеобразие общественного развития, а также ошибочных поисков, мнимых верований.



Список использованных источников

1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1998.

2. Буров А.И. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1990.

3. Левчук Л.Т. и др. Эстетика, Выща школа, Киев, 1991.

4. Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985. - 175 c.

5. Эстетическое сознание и процесс его формирования, Ин-т философии АН СССР, М., Искусство, 1991.

6. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ВВЕДЕНИЕ

Современные социальные изменения обуславливают множество стоящих перед человеком проблем, влияющих на его нравственные устои, ценностные ориентации, эстетические предпочтения. Происходящие в обществе процессы затрагивают сферу культуры, образования, традиционные этические и эстетические категории наполняются новым содержанием и в реальной жизни нередко становится сложным отличать истинные ценности от мнимых.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...» .
В этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания в творческих объединениях дополнительного образования, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию, формированию эстетического вкуса.
Эстетический вкус является основой эстетической культуры личности. Развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус. О вкусах спорили, спорят и будут спорить, потому что человек во всех сферах своей деятельности действует по законам красоты, а понятие красоты связано с эстетической оценкой как отдельных явлений, так и жизни в целом. Хороший эстетический вкус – способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, поведении, в быту, в искусстве.
Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформування. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенности, целостности, то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами.
Декоративная деятельность дает широкие возможности для формирования эстетического вкуса. Основанная на многовековом опыте, она развивает творческие способности, духовно развивает личность, несет в себе знания и умения многих поколений. В целом, воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает не только эмоционально-чувственную сферу, но и способствует приобретению профессиональных навыков, самовыражению личности различными средствами, в том числе и при изготовлении аппликации из бумагаи.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного формирования эстетического вкуса при изготовлении аппликации из бумаги в творческих объединениях дополнительного образования необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, уметь их выбирать и сочетать в своей работе. На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
Общие вопросы эстетического воспитания отражены в работах И.Ф. Гончарова, Э.В. Ильенкова, Г.С. Лабковской, Э.И. Медведь, М.М. Рукавицина и др.
Проблеме формирования эстетического вкуса уделяли большое внимание в современной отечественной литературе С.Г. Плуткин, Г.В. Раицкая, И.Л. Сосонкин, В.К. Скатерщиков, Е.Г. Яковлев.
Понятие «аппликация», её виды представлены в работах А.Д. Аланиной, О.А. Андреевой, З.А. Богатеевой, Л. Каченаускайте и др.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы формирования эстетического вкуса учащихся посредством техники аппликации из бумаги в творческом объединении дополнительного образования.
Объект исследования – роль и значение аппликации при формировании эстетического вкуса учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования – процесс формирования эстетического вкуса школьников в начальных классах на уроках технологии по технике аппликации.
Гипотеза – формирование эстетического вкуса при изготовлении аппликации будет наиболее эффективным, если в творческом объединении педагог дополнительного образования будет использовать разнообразные формы и методы организации занятий.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    Раскрыть сущность понятий «эстетическй вкус», «аппликация».
    Изучить способы и методы формирования эстетического вкуса.
    Подготовить и провести исследование по формировнию эстетического вкуса при изготовлении аппликации.
Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ педагогической, научно-практической и методической литературы, наблюдение, обобщение, беседа, описание опыта работы педагога дополнительного образования.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПРИ ИЗГОТО ВЛЕНИИ АППЛИКАЦИИ
      Сущность понятия «эстетический вкус»
Эстетический вкус является основой эстетической культуры личности. Что же такое «вкус»? Толковый словарь русского языка определяет это понятие так: «Вкус – чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий вкус. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьем-нибудь вкусе» .
В эстетическом словаре А.А. Беляева определение этому понятию звучит следующим образом: «Эстетический вкус – способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравиться – не нравиться») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и этическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического (чувство юмора) .
В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявился уже в XVII – XVIII вв. Французские просветители и теоретики классицизма (Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали ее с позиции рационализма. Представители английской эстетики (Шефтсбери, Хом и др.) связывали эстетический вкус с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Берку, утверждавшим всеобщность эстетического вкуса, Юм подчеркивал его субъективность. Особое место занимает разработка этой проблемы в эстетике Канта, который отметил противоречивый, общественно-индивидуальный характер эстетического вкуса. Русские революционеры-демократы Белинский, Чернышевский считали эстетический вкус субъективным критерием эстетической оценки, то есть более интуитивным, предшествующим рациональному эстетическому суждению .
Развивая эстетическую культуру, мы развиваем эстетический вкус. О вкусах спорили, спорят и будут спорить, потому что человек во всех сферах своей деятельности действует по законам красоты, а понятие красоты связано с эстетической оценкой как отдельных явлений, так и жизни в целом. Хороший эстетический вкус – способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, поведении, в быту, в искусстве.
Эстетический вкус является плохим, дурным, извращенным, когда человек равнодушно или даже с отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого.
Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности .
Все влияет на развитие вкуса: политика и экономика, культура и нравственность, философия и религия, искусство во всех формах его проявлениях.
Всякая деятельность человека кроме практического, утилитарного назначения имеет хотя бы крупицы общечеловеческого, то есть имеет значимость для всего человеческого рода. Общечеловеческая значимость придает человеческой деятельности эстетическое содержание.
Деятельность человека не только проникается общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического – становится художественной деятельностью, которая «в процессе исторического развития и общественного разделения труда выделилась в самостоятельный вид духовно-практической деятельности, сохраняя с трудом опосредованную культурой связь» .
Но сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру. И работа художника – конструктора, создающего проект полезной и красивой вещи для ее промышленного изготовления, и трудовой процесс изготовления прекрасного и полезного продукта, и сам этот продукт, и его применение – все это – эстетическая деятельность человека вне художественного освоения мира.
Внехудожественная сфера деятельности, которая складывалась веками и особенно бурно расцвела и расширилась в ХХ веке, долгое время не могла обрести своего терминологического обозначения. Ее называли по-разному: промышленное искусство, прикладное творчество, художественное конструирование, область эстетики труда (промышленной и технической эстетики), и, наконец, дизайн.
Так же, как отождествление эстетической деятельности с искусством, так и попытки их разрыва и противопоставления неверны.
Сама эстетическая деятельность существует не только в практической (садово-парковая культура, промышленный дизайн) и художественно-практической (создание произведений искусства) форме, но есть еще и внутренние, духовные ее формы: эмоционально-интеллектуальные, вырабатывающие эстетические впечатления и представления, эстетические вкусы и идеалы, а также теоретические, вырабатывающие эстетические концепции и взгляды.
Чтобы лучше понять всю структуру эстетической культуры общества, обратимся к схеме 1.

Схема 1. Взаимодействие эстетической и художественной культуры общества

Эстетические представления, вкусы и идеалы, являясь результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащая его внутренний мир, находит выход в практическую деятельность данной личности, воплощаясь в продуктах его деятельности.
Рассмотрим подробнее все компоненты духовной сферы эстетической деятельности.

    Эстетическое восприятие и представление – это схватывание и духовно культурное присвоение личностью общечеловеческого в реальном мире.
    Эстетические вкусы – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на исторически обусловленных эстетических представлениях и восприятиях.
    Эстетический идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры.
    Эстетические концепции – это теоретическое осмысление и приведение в научную систему исторического опыта эстетической деятельности людей данного общества.
    Эстетические взгляды – система эстетических концепций, господствующая в данном обществе или в одном из его подразделений и определяющая дальнейшую практику эстетической и художественной деятельности людей. Эстетические взгляды выражаются в абстрактных понятиях .
Совокупность всех форм художественной деятельности, порождающей искусство во всем многообразии видов (прикладное искусство, цирк, архитектура, декоративное искусство, живопись, графика, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, фотография, кино, телевидение), а также учреждений, руководящим этим процессом и обслуживающих ее как с точки зрения подготовки художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т.д.), так и с точки зрения обеспечения социального функционирования искусства (музеи, кинотеатры, театры, концертные залы и т.д.), составляют художественную культуру общества. Последняя в свою очередь в единстве с эстетической деятельностью образует пласт эстетической культуры общества .
Восприятие эстетическое – это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Это сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего объекта. От эстетической деятельности художника – творца произведения искусства эстетическое восприятие отличает то, что оно не технологично и движется в обратном направлении: от восприятия результата (произведения в целом) к заложенной в нем идее. Между произведением и воспринимающим субъектом всегда существует эстетическая дистанция – сознание того, что перед ним лишь изображение действительности, а не сама действительность. Для преодоления этой дистанции необходима определенная настроенность субъекта на восприятие художественного произведения, как если бы оно было действительностью, не забывая в то же время о его условности. Сложность эстетического восприятия обусловлена тем, что идея произведения непереводима в вербальный, словесно-понятийный план. Однако в художественном тексте, в системе выразительных средств всегда заложен код, позволяющий расшифровать его сокровенный смысл. Проникновение в смысл художественного произведения зависит также от эстетических способностей субъекта, от степени развитости его эстетического чувства .
Хороший эстетический вкус – способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве .
Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, которая предполагает сознательное или неосознанное сопоставление тех или иных явлений с эстетическим идеалом. Сам же эстетический идеал – это такой вид эстетического отношения, который находится как бы между эстетическим вкусом, с одной стороны и эстетическими взглядами – с другой .
Уже эстетический вкус представляет собой обобщение эстетического опыта, но это обобщение во многом субъективно. Эстетический идеал – более глубокое, объективное обобщение практики человека, общественных классов и даже в определенном смысле, целых эпох (например, эстетический идеал человек Древней Греции, эпохи Возрождения). Идеал может быть прекрасным и безобразным, отвратительным, как например фашистский идеал общественной жизни, преподносившийся его сторонниками как эстетический идеал (что предполагало эстетизацию явлений, связанных с «новым порядком»: военные парады, эффектные манифестации, факельные шествия и т.п.).
О том, каким эстетическим идеалом руководствуется человек, можно судить по его отношению к миру, по его деятельности и поведению.
      Понятие «аппликация», её виды и технические приёмы
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон .
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения .
Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, стендов, выставок и др.), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д. .
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Аппликация может быть:
    предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево и т.д.); (Приложение 1).
    сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина», «Мой дом» и т.д.); (Приложение 2).
    декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсит различные предметы (Приложение 3).
Всем известна и доступна предметная аппликация, которая представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Чего проще на листе цветной бумаги нарисовать предмет, вырезать его и наклеить на фон. Если форма и цвет соответствуют действительности, работа обречена на успех .
Намного сложнее из целого листа бумаги или из нескольких получить полуобъемное изображение этого же объекта даже без использования ножниц. Такая техника изображения называется пластической аппликацией из мятой бумаги (Приложение 4).
Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные и т.п.).
Особый интерес вызывает у детей и взрослых создание сюжетно-тематической аппликации. Она представляет собой наклеенные на фон изображения, связанные между собой темой или сюжетом (событие, ситуация, явление) (Приложение 5).
Обычно дети выполняют такого вида аппликацию с использованием шаблонов. Последовательно вырезая детали изображения, они приклеивают их на фон. Дети, имеющие хорошую подготовку по созданию аппликации, могут создавать композиции самостоятельно, без шаблонов.
Разнообразие геометрических форм позволяет создавать геометрические аппликации (Приложение 6).
Традиционно геометрические аппликации представляют собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества .
Другой вариант использования геометрических форм – конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.
Из геометрических форм легко получить плоскостные конструкторы, которые открывают перед детьми дополнительные изобразительные и конструкторские возможности.
Все те аппликации, которые не претендуют на вид геометрической, относятся к негеометрическим. Их преимущество в том, что они не накладывают на творчество детей каких-либо ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она очень часто присутствует в детском творчестве.
К негеометрической аппликации относится аппликация с использованием текстуры бумажных салфеток. Полученные путем обрывания кусочки имеют пушистые, неровные края, которые и позволяют получить мягкую, пушистую поверхность, так необходимую для получения объектов, имеющих в природе пушистый покров: котенок, щенок, цыпленок, одуванчик, цветок и т.д. (Приложение 7).
При формировании из бумажных кусочков пушистой поверхности важно приклеивать их к плоскости только серединкой, чтобы неровные, пушистые края смотрели вверх .
Рассмотрим создание аппликации с контурной прорисовкой. Как известно, контурная линия используется для четкой прорисовки рисунка. Точно так же и в аппликации. Для начала по шаблонам получим цветные заготовки для аппликации. Затем на фоне (который впоследствии будет являться цветом контурной линии) сложим полное изображение из цветных заготовок. Те края заготовок, которые соприкасаются с краями других заготовок и требуют контурного очерчивания, с помощью ножниц уменьшим на несколько миллиметров и поместим на то же место. Когда все заготовки будут обработаны с помощью ножниц и на фоне расположены таким образом, чтобы контурная линия между ними стала одинаковой по размеру, можно поэтапно приклеивать. Наклеенные заготовки на контурный фон образуют целостное изображение аппликации и требуют обрезки ножницами по внешнему контуру с соблюдением толщины контурной линии (Приложение 8).
Иногда для получения дополнительных эффектов мы получаем детали аппликации без помощи ножниц, а путем обрывания, такая аппликация называется рваная, или обрывная. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости (Приложение 9).
Существует два способа получения изображения:
    обрывание из целого куска бумаги без предварительной прорисовки;
    Обрывание по линиям, предварительно прорисованным. Для получения изображения необходимо лист цветной бумаги положить на газету, сложенную в несколько раз, с помощью шариковой ручки создать необходимое изображение, четко прорисовывая (продавливая) линии. Затем аккуратно, по прорисованной линии прорвать изображение .
Выйти за рамки плоскости позволяет объемная аппликация, которая при создании предусматривает крепление изображения предметов или их деталей на фон только частью плоскости, создавая видимость объема: (Приложение 10).
    аппликация с использованием оригами;
    аппликация с подвижными элементами;
    аппликация с секретом.
На полученном плоскостном изображении можно вырезать кармашки-дверцы, в отверстия которых сзади необходимо подклеить нужные изображения. В результате получится плоскостная аппликация с потайным изображением. Для того чтобы его увидеть, необходимо открыть кармашек-дверцу.
Такая техника изображения позволяет создать наглядные пособия, где возможно использование сюрпризного момента.
Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) и сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.
Оригинально будет смотреться мозаичная работа, выполненная из объемных элементов. Например, сделанных из фантиков или бумажных салфеток катышков, комочков. Главное – подобрать нужное количество элементов по цвету .
Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя (Приложение11).
Используя этот вид аппликации, можно создавать интереснейшие композиции из окрашенной папиросной бумаги. Как известно, папиросная бумага обладает свойством прозрачности. При наложении одного цвета папиросной бумаги на другой получаются дополнительные оттенки, что делает работы добрыми, теплыми, нежными, воздушными.
В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.
Материалы и оборудование, применяемые в аппликации из бумаги
Прежде чем начать делать изделия по технике аппликации, следует поближе познакомиться с материалом, с которым предстоит работать, т.е. с бумагой.
Бумага различается по толщине, водостойкости и иным параметрам. Поэтому, прежде чем приступить к выполнению изделия, следует выбрать бумагу, подходящую для него. Для аппликации пригодна глянцевая, настольная, мраморная, шагреневая, тисненая, гуммированная, бархатная, серебряная и бронзовая бумага .
Глянцевая бумага – лучший материал для аппликации. Она ярко окрашена, легко режется, хорошо приклеивается. С её блестящей поверхности легко снимается клей.
Настольная бумага – плотная, окрашена в мягкие тона, используется не только для вырезания изображений, но и для фона. Работа с ней требует особой осторожности, так как клей и влажные руки оставляют пятна на её поверхности.
Мраморная бумага – тонкая, блестящая, разводы её окраски напоминают мрамор. От клейстера на ней не остается пятен. Применяется при вырезании ваз, декоративных орнаментов, букв, цифр.
Шагреневая бумага бывает как плотной, так и мягкой, рисунок на ней напоминают измятую бумагу. В аппликации используется не часто, когда вырезают стволы деревьев, ветки, заборчики, землю.
Тисненая бумага – плотная, прочная, с рельефным рисунком. В аппликации применяется выборочно. Она служит для выполнения таких изображений, как крыша, корзина, мебель, буквы, цифры.
Бархатная бумага отличается насыщенностью и глубиной тона, плотностью, имеет бархатистую поверхность. Она с трудом режется, на сгибах ломается. Из бархатной бумаги нельзя вырезать сразу несколько изображений. Бумага плохо приклеивается, поэтому требует густого сильного клея, например, казеинового или синтетического. Необходимо помнить, что любые механические воздействия на лицевую поверхность портят её: образуется белесые вмятины. Детали рисунка будущей аппликации можно рисовать только на обратной стороне бархатной бумаги. Во время работы с ней надо следить, чтобы клей не попадал на её лицевую сторону. Поэтому использовать бархатную бумагу на занятиях не рекомендуется. Но эта бумага является прекрасным декоративным материалом. Она широко применяется для праздничных оформлений: вырезания букв, цифр, знаменательных дат, заголовков на стендах разного содержания.
Серебряная и бронзовая бумага окрашена алюминиевой или бронзовой краской. Это ломкие сорта бумаги, их нельзя сгибать. Применяется в тех же целях, что и бархатная, кроме того, используется в аппликации на елочных украшениях, флажках, в хохломском орнаменте.
Следует назвать еще один сорт бумаги – это гуммированная бумага. С одной стороны она окрашена в яркие привлекательные тона, а с другой – проклеена гуммиарабиком. Эта бумага не всегда хорошо приклеивается, поэтому её лучше использовать в качестве фона. Не рекомендуется также для аппликации фольга. Она может применяться только при оформлении елочных игрушек .
В качестве фона для аппликации широко используются чертежно – рисовальная бумага, настольная, плотная оберточная, картон. Рисовальная бумага плотная, прочная, с шероховатой поверхностью. На нее хорошо приклеивается аппликация. Оберточная отличается гигроскопичностью, она размокает от клея. Эта бумага обычно окрашена в мягкие тона, она чаще применяется как фон.
Картоном принято называть толстую, очень твердую бумагу. В продажу картон поступает под номером. Чем легче и тоньше лист картона, тем меньше его номер. Картон чаще всего окрашен в приглушенные серые, голубые, сиреневые, розовые и коричневые тона. Если аппликация выполняется на картоне, по окончании работы обратная сторона его оклеивается писчей, обойной или оберточной бумагой, чтобы картон не коробился. Аппликация высушивается под тяжелым грузом.
В продаже имеется большой ассортимент бумаги, которую можно применять в аппликации. Но, кроме этого, можно использовать цветные обложки ученических тетрадей, оберточную бумагу, вырезки из цветных плакатов, иллюстраций, гладкую обойную бумагу и т.п. Иногда бумагу окрашивают в требуемый цвет .
Кроме материала, в качестве которого выступают различные виды бумаги и картон, потребуются некоторые инструменты и приспособления. К их числу относятся ножницы, клей, кисточки, краски, чистая салфетка.
Для изготовления аппликации необходимыми материалами являются клей и клейстер. От их свойств во многом зависят качество аппликации, её прочность, внешний вид. Клей и клейстер должны отвечать определенным требованиям: хорошо склеивать поверхности, быстро высыхать. Клей не должен оставлять пятен и обесцвечивать бумагу. Широко применяются синтетический, казеиновый клей и клейстеры. Не рекомендуется употреблять силикатный клей, так как он оставляет следы и обесцвечивают окрашенную бумагу. Клейстер лучше всего варить самим. Он приготовляется из картофельного, кукурузного крахмала или из низких сортов пшеничной муки. Непригодна для клейстера крупчатка. Следует помнить, что клеящие свойства клейстера проявляется только в течение 8-10 ча
и т.д.................

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

5. Условия и средства эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

Целесообразность, практическая оправданность обстановки.

Чистота, простота, красота.

Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законом красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Мощным средством эстетического воспитания является природа .

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств.

Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство : изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.