Пальчиковая гимнастика дождь. Пальчиковая игра «Капустка»

Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики).
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики.

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.

Или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их .
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.

Пальчики .
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
- Этот пальчик хочет спать.
- Этот пальчик - прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики. Ура!
- В детский сад идти пора.

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка.
- На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка.
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки

Мышка.
- Как у нашей мышки
- Ножки-коротышки.
- Ножки мышкины спешат
- К сырной корке - и назад.
Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Солнышко.
- Ножки вверх! Ножки вниз!
- Солнце, солнышко, качнись!
- Солнце с тучкою качнулось
- И Трезорке улыбнулось.
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

Солнышко:
- Утро красное пришло,
- Солнце ясное взошло.
- Стали лучики светить
- Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
- Прилетели тучки
- Спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок

Жук
- Шесть мелькает ножек-рук -
- Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
- Жук в траве укрылся где-то.
Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка.
- "Сколько пыли, сколько сора -
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Мишка.
- Мишка топает ногой,
- Мишка топает другой,
- Ух, как веселится
- В доме половица!
Топаем "ножками" - пальчиками.

А пока танцует Мишка,
- Мы похлопаем в ладоши.
- Вместе с лисонькой-плутишкой
- Будем зрителями тоже.
Хлопаем в ладоши.

Журавли.
- "До свиданья, до свиданья,
- Возвращайтесь поскорей!" -
- Провожаем, провожаем
- В путь-дорогу журавлей.
Машем ручкой вслед птицам.

- Крылышками машем:
- "До свиданья, Маша!
- Полетели мы на юг,
- Вспоминай нас, добрый друг!"
Ладошками изображаются крылья птиц.

Козел.
- "Вот какой козел рогатый!" -
- Рожки делают ребята.
- "Вот какие рожки
- У козла Тимошки!"
- Встрече Тимофей не рад -
- Грозно смотрит на ребят.
- "Уходите, вас не знаю:
- Забодаю, забодаю!"
Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак.
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей - вот так!
- Манит он своей клешнею:
- "Пощипаемся с тобою!"
Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник.
- "Слоник, апельсин подай!" -
- "Угощайся попугай!"
- Слоник очень-очень рад,
- Что сильнее всех носат.
Пальчиком изображается хобот.

Слоник.
- «В зоопарке стоит слон.
- Уши, хобот, серый он.
- Головой своей кивает,
- Будто в гости приглашает»

Козочка.
- Шел старик дорогою
идти пальчиками по стол
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
снова показать рога
- А старик ругается.
погрозить пальчиком

Киска .
- Киска ниточки мотала
вращять руками,как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля.Покупайте у меня!
показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх

Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник
- Топором дрова колю
имитировать действия топора,двигать вместе ладошками вверх-вниз
- А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы,двигать вместе ладошками вперед-назад
- Отнесу их бабушке,
показать ладоши
- Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга

Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями

Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай.

Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим солим
пальчики щепоткой-солим
- Мы капусту мнем мнем
ручками "мнем" капусту

Отдыхаем
- Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование,плавно поднимать руки перед собой
- Наши пальчики устали,
- Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
- Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование

Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями

Отдохнем
- Наши пальчики просулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхунлись…
выполняем все эти движения
- По ладошке побежали
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
изобразите эти движения
- И устали. Сели отдыхать
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
- В прятки пальчики играли
- И головки убирали,
- Вот так,вот так,
- И головки убирали

Дождик
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

Строим стенку.

- Строим стенку,
- Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
- Добрались уже до крыши!
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки:
- Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Квасим капусту

Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
- Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
- Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».
- Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
- А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
- Все перемешаем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
- В бочки набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.
- В погреб опускаем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
- Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Улитка.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
- Улитка-улитка,
- Отвори калитку,
- выходи из дома,
- Будем знакомы!
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
- Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница.

- Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
- Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
- По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
- Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
- Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Поела
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
- Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
- Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
- Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
- Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе.

Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
- И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
- А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
- Кап-кап
и т.д.

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)

Жизнь ребенка — это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика - это игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Уже с первых недель жизни, общаясь с ребенком, нужно разговаривать с ним, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций.

С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, позволяет превращать скучные виды деятельности в увлекательные, способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, мелкой моторики, а также речевой деятельности.

Ученые доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой.

1.Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3.Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

4.Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

6.У малыша развивается воображение и фантазия.

7.Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». И.В.Нищева

Вышел дождик на прогулку. «Шагаем* по столу указательным и
средним пальцами рук.
Он бежит по переулку. Загибаем по одному пальцу на руках
Барабанит по окошку, на каждую строку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхиваем ладонями так, как буд-
то отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол.

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Загибаем пальчики, по одному, на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Снова загибаем пальчики.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяем кулачок об кулачок и хлопаем в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас».

Попеременно ударяем по столу и хлопаем в ладоши.

На каждое название обуви загибаем пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю».

Пальчиковая гимнастика «Компот».

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

Подвижное упражнение «Дождик».

Пальчиковая гимнастика «За малиной».

Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

Пальчиковая гимнастика «Лошадка»


Чок-чок-чок. «чок-чок, чок-чок»
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок

Раз, два, три, четыре, пять Дети загибают пальчики на левой Будем пальчики считать. руке.
Крепкие и дружные Сжимают и разгибают кулачки.
Все такие нужные.
На другой руке опять Дети загибают пальчики на правой
Пальчики быстрые руке.
Хотя не очень чистые. Сжимают и разгибают кулачки.

Сентябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»


Этот пальчик хочет спать, Дети загибают пальчики, Этот пальчик лег в кровать, начиная с мизинца.
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Пальчиковая игра «В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать, Дети поочередно загибают

Этот пальчик – прыг в кровать, пальчики руки.


Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура! Дети машут кистями рук.
В детский сад идти пора.

Сентябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Сорока»

Сорока – белобока, Указательный палец правой руки делает

Кашу варила Круговые движения на левой ладони.

Деток кормила.
Этому дала, Поочередно, загибаем пальцы левой руки.

Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала. Большой палец поднять вверх.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Мальчик – пальчик, где ты был? На первую строку показать С этим братцем в лес ходил, большие пальцы обеих рук
С этим братцем щи варил, и соединить их.

С этим братцем песни пел. Затем поочередно загибать

пальцы рук.

Октябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка. По ходу чтения, загибается на ручке

Этот пальчик – бабушка. ребенка пальчик, начиная с большого
Этот пальчик – папочка. пальчика.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Пальчиковая игра «Пальчик ест кашу»


Этот пальчик воду носит. Поочередно загибаем пальчики,
Этот пальчик сыплет просо. начиная с мизинчика.
Этот пальчик кашу варит.
Этот пальчик кашу ставит.
А этот пальчик ест да хвалит.
Он ел, оттого и потолстел.

Октябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висел замок Ритмичные быстрые соединения

Кто открыть его бы мог? пальцев двух рук в замок.

Покрутили. Пальцы в замке, руки тянутся в стороны.

Постучали Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.

И открыли. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат.

Пальцы расцепляются, ладони в сторону.

Пальчиковая игра «Очки»

Бабушка очки надела Колечки подносят к глазам

И детишек разглядела. Дети повторяют действия за

И детишки очки надели, воспитателем
Бабушку разглядели.

Октябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Рыбки»

Рыбки весело резвятся. Имитировать движения в

В чистой тепленькой воде. соответствии с текстом,

То сожмутся,

Разожмутся, повторяя за взрослым слова текста.

То зароются в песке.

Пальчиковая игра «Капустка»

Мы капустку рубим, рубим, Движения ладонями вверх, вниз.

Мы капустку солим, солим поглаживание подушечек пальцев.

Мы капустку трем, трем потираем кулачок о кулачок.
Мы капустку жмем, жмем. сжимаем и разжимаем кулачки

Октябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Человечки»

Побежали вдоль реки, Пальцы сначала одной руки бегут

Дети на перегонки. по поверхности стола,
Побежали, побежали потом пальцы другой руки бегут по столу
Никого мы не догнали.

Пальчиковая игра «Дятел»

Вдруг в лесу раздался стук. Дети постукивают по столу Затем Это дятел долбит сук. подушечкой указательного

Он деревья не калечит, пальца правой руки.

Он деревья клювом лечит. то же самое проделывают

левой рукой

Ноябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Зайчата»

Вот встречаются зайчата. Дети трут тыльные стороны

Как согреться нам, ребята? ладоней друг о друга.

Чтобы побыстрей согреться,

Надо спинками тереться.

Пальчиковая игра «Мышки»

Две мышки залезли в подвал сложенными в щепоть

Тайком, чтоб никто не видал. пальцами обеих рук

Спустились следом подружки - изображаем ползающих по Три сереньких мышки-норушки. столу мышек.

Первая мышка увидела сыр, сжимаем одну руку в кулак,

Другая сгрызла его до дыр, а с помощью другой руки согласно

Третья собрала все крошки, освобождаем пальцы по одному

Четвертой осталось немножко, тексту считалочки.

А пятая гордо сказала: расслабляем кисти обеих рук

«Не вылезу я из подвала, и отряхиваем их одна о другую.

Пока хозяин квартиры

В подвал не доставит мне сыра!»

Ноябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Котик»

Котик маленький сидит раскрытые ладони прикладываем к.

И ушами шевелит. ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые Вот как, вот как, пальцы, показывая, как котик шевелит

Как ушами шевелит. ушами

Котик маленький замерз, потираем нос поочередно то одной,

Прикрывает лапкой нос. то другой ладонью.

Котик-котик, Котофей! прыгаем или сидя шевелим ногами, Быстро мы тебя согреем! переставляя стопы с пятки на носок.

Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгай с пятки на носок!

Пальчиковая игра «Карась»

В парке есть глубокий пруд. Дети вытягивают ладони и качают Караси в пруду живут. запястьями вправо – влево
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

Ноябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Пес»

Возле будки дремлет пес, соединяем ладони с сомкнутыми Спит, закрывши лапой нос. пальцами крест-накрест и качаем

Накормить его забыли, кистями рук вправо-влево, вперед-

С поводка не отцепили, назад.

И голодный наш Трезор ладонной стороной кисти одной руки

Грустно охраняет двор. поглаживаем тыльную сторону другой

Я налью побольше щей, затем руки меняем.

Накормлю его скорей! поднимаем кисти рук ладонями наружу,

сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы.

Пальчиковая игра «Дождь»

Капельки-дождинки раскрываем одну ладонь,

Упали на травинки. имитируя дождевые капли.

Кап-кап капельки, подушечками пальцев другой руки

Кап-кап маленьки. постукиваем по ней,

На ладошки дети

Ловят капли эти. делаем то же самое с другой ладонью.

Кап-кап капельки,

Кап-кап маленьки.

Ноябрь.

Я неделя.

Пальчиковая игра «Цветочек»

Как у Насти маленькой раскрываем ладонь одной руки

Есть цветочек аленький, и указательным пальцем другой руки

А его лепестки - поглаживаем ее круговыми движениями.

Это пальцы у руки. тем же указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять - слегка нажимаем на подушечки

поглаживаем каждый палец от основания до подушечки.

Повторяем все для другой руки.

Биева Елена

Цели:

Продолжать работу по воспитанию у детей интереса к занятиям, видам музыкальной деятельности, стремления участвовать в коллективных песнях, плясках, упражнениях;

Воспитывать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, сосредотачиваться во время звучания, дослушивать до конца;

Учить начинать движение одновременно с началом музыки, ориентироваться на вступление, в соответствии с изменением характера и сменой частей пьесы изменять характер движения;

Совершенствовать пространственную ориентировку;

Развивать логическое мышление; фонематический слух;

Развивать речевое дыхание и мелкую моторику.

Предварительная работа:

1. Разучивание пальчиковой игры «Дождик»; игры «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой); двигательного упражнения «Прогулка», игры с палочками «Лягушата».

2. Разучивание песни – оркестра «Дождик» («Летний дождь», музыка Г. Вихпревой; песни – упражнения «Звонкие капельки», Л. Гусевой.

3. Беседа о времени года Весна, её приметах.

Материал: аудиокассеты – фонограмма «шум дождя», «Подснежник», П. И. Чайковского, «Аэробика для малышей», Е. Железновой – «Лягушата»; палочки для логоритмики;2 тучки (голубого цвета – мажор, серого – минор); карточки - тучки с изображением «мажора» и «минора» (на каждого ребенка 2 тучки); музыкально дидактическая игра «Весело – грустно»; фланелеграф; маска сома; альбомный лист с изображением тучки (для каждого ребёнка, капельки из голубой бумаги, клей карандаш; ведёрко с наклеенными капельками для угощения.

Литература:

1. «Волшебный мир звуков и слов», Е. А. Пожиленко М. : «Владос», 1999 г.

2. Журнал «Колокольчик», №9, 1998 г.

3. Журнал «Колокольчик» № 36, 2006 г.

4. Журнал «Музыкальная палитра №3, 2008 г.

5. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет», Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова С-Пб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005 г.

6. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», М. Ю. Картушина, М. : «ТЦ Сфера», 2006 г.

7. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М. Ю. Катрушина, М. : «ТЦ Сфера», 2008 г.

8. «Логоритмика» (игры и упражнения для дошкольников, О. А. Новиковская С-Пб, КОРОНА принт, 2005 г.

9. «Пальчиковая гимнастика», Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова С-Пб, КОРОНА Принт, 2006 г.

Музыкальный руководитель (далее М. р.). У нас сегодня необычное занятие – мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Ребята, скажите, а где в природе мы можем встретить воду? Вы знаете, где вода бывает, где путешествует (Ответы детей.) Правильно, ребята, вода может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинами или горячим паром. Вот какая она разная, волшебница вода.

Звучит фонограмма «Шум дождя».

М. р. Слышите? Что это, ребята? (Ответы детей.) Правильно, это к нам в гости торопится весенний дождик. Давайте, позовём его, чтобы он не заблудился, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Дождик».

Дождик, дождик, веселей! каждым пальчиком правой

руки стучат по левой ладошке

Капай, капай, не жалей! каждым пальчиком левой

руки стучат по правой ладошке

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи! правый кулачок стучит 2 раза

по левому, затем меняем руки

Брызни в поле гуще: изображать пальчиками «брызги»

Станет травка гуще! скрестить ладоши - пальцы растопырены

Воспитатель вносит в зал тучку – дождик (мягкую игрушку).

М. р. А вот и дождик к нам пожаловал. Посмотрите, у него для нас письмо от Волшебницы Воды.

(читает) «Вы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

В озере меня найдёте,

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Ваша спутница – вода!

Ребята, предлагаю вам попутешествовать вместе с моим Дождиком и его капельками». Ну что, ребята, отправимся путешествовать вместе с Дождиком?

Двигательное упражнение «Прогулка».

Мы отправимся гулять, Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдём Ходят «змейкой» между «кочками»

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали Бегут на носочках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем, Ходят высоким шагом, перешагивая

через «кочки»

На кочки мы не наступаем.

Топ, топ, топ, топ, Маршируют.

А теперь все вместе: «Стоп!» Остановиться на слово «стоп»

М. р. Вот мы с вами и оказались на весенней лесной полянке. Становитесь в хоровод, споём песенку.

Хоровод «Веснянка», музыка М. Картушиной («Колокольчик» № 36, стр17).

М. р. Присаживайтесь на стульчики-пенёчки, немножко отдохнём. (Дети садятся на стульчики.) Среди детских музыкальных инструментов есть инструменты, звук которых похож на звук дождика. Назовите, что это за инструменты? (Металлофон,треугольник, колокольчики.) Предлагаю вам сейчас сыграть в оркестре песенку про «Дождик».

Ребёнок. По опушке шла весна,

Ведра с дождиком несла.

Опиралась на пригорке –

Опрокинулись ведёрки.

Оркестр «Дождик», музыка Г. Вихаревой (Музыкальная палитра 3/08, стр. 24).

(М. р. показывает 2 тучки: голубого цвета – мажор, серого – минор.)

М. р. Какие странные тучки приготовил для нас дождик. Что же дождик хочет нам сказать? (ответ детей.) Да ребята, это мажор и минор – два музыкальных лада. В каждом музыкальном произведении звуки связаны между собой, сплетены, т. е. живут в ладу друг с другом. Отсюда и происходит слово «лад». Бодрые, жизнерадостные, светлые, весёлые мелодии – это мажорный лад. Печальным и грустным мелодиям соответствует минорный лад. А дождик хочет проверить, сможете ли вы различить мажорный и минорный лад?

Музыкально – дидактическая игра «Весело – грустно»

М. р. играет несколько музыкальных фрагментов, дети должны определить, какой лад у каждого фрагмента и показать соответствующую карточку – тучку.

М. р. Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Ребята, а мы ведь дождя не боимся! Давайте поможем дождику весело играть.

Песня – упражнение «Звонкие капельки», музыка Л. Гусевой («Колокольчик» №9, стр. 5) :

М. р. Разыгрался весёлый дождик, застучал дождевым молоточком по деревьям, по траве, цветочкам и по нашим спинкам!

Игра «Массаж спины» (на слова песни «Дождик» Е. Попляновой):

(Дети встают друг за другом «паровозиком», образуя круг)

Дождик бегает по крыше Похлопывают ладонями

по спинкам друг друга.

Бом! Бом! Бом!

По весёлой, звонкой крыше Постукивают пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите, - Поколачивают кулачками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, - Растирают рёбрами ладоней.

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте, - Кладут ладони на плечи и большими

пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда играйте. Поглаживают ладонями.

Бом! Бом! Бом!

Затем дети поворачиваются на 180 и повторяют массаж.

Упражнение «Ручеёк, река, озеро»

М. р. Ребята, посмотрите, после дождика капельки собрались вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Давайте и мы с вами превратимся в ручеёк. Возьмитесь за руки. Побежали!

(Дети, взявшись за руки, «бегут» как ручеёк «змейкой» через весь зал.)

Встретились однажды ручейки и стали большой рекой. (Идут под музыку через центр зала.)

Текла – текла река, и попала в большое озеро. (Образуют круг, останавливаются.)

После дождика лягушки

Веселились на опушке.

Что за прелесть, ква-ква-ква!

Всюду мокрая трава!

Игра с палочками «Лягушки»:

(дети садятся на ковер на коленки)

Сели дружно на лугу стучать палочками одновременно 2 раза

справа и 2 раза слева по полу

Зелёные лягушки.

Купались весело в пруду перекладывать палочки на полу –

«плывут»

Забавные квакушки

о пол 4 раза

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква,

Зелёные лягушки. стучать основаниями палочек друг о друга

Ква-ква-ква, стучать палочками друг о друга накрест П I

Ква-ква-ква,

Забавные квакушки. стучат двумя палочками одновременно

о пол 4 раза

М. р. А четверо маленьких лягушат очень любят веселиться, прыгать и нырять.

Логоритмическое упражнение «Четверо лягушат», музыка Е. Железновой

М. р. Вам понравилось нырять вместе с лягушатами? А вы знаете, что лягушки – маленькие помощницы, они очищают воду. Вот и в нашем озере водичка чистая, прозрачная и живет здесь очень много рыбок. А на самом дне лежит хитрый сом! (М. р. одевает одному из детей маску сома)

Все ребята покружитесь

И в рыбёшек превратитесь!

Игра «Усатый сом»:

Посмотрите взрослый сом

Не ударит в грязь лицом!

Он лежит себе на дне

Самостоятельный вполне!

Рыбки, рыбки, не зевайте!

Поскорее уплывайте!

Сом усами шевелит,

Прячьтесь быстро, он не спит!

Дети "плавают" под музыку,как рыбки, по всему залу,поют. С окончанием слов выплывает «сом», ловит рыбок, рыбки убегают на места.

М. р. Много интересного мы увидели вместе с дождиком. Ребята, не забывайте, что надо бережно относиться к природе, воде. Посмотрите, какую странную картинку приготовил для нас дождик. На ней есть тучка, лужицы, а чего не хватает? (Капелек)

Под музыку П. И. Чайковского «Подснежник» дети выполняют коллективную работу

(Дети наклеивают капельки дождя. Затем рассматривают работы, обсуждают результаты.)

М. р. Дождику очень понравилось с вами путешествовать, понравилась ваши работы. Для вас он приготовил сюрприз – это небольшое ведёрко, наверное, с дождевой водой? Давайте посмотрим.

(В ведёрке конфеты). Дети прощаются, уходят в группу.