"воспитание детей у разных народов". Воспитание детей в разных странах мира: примеры

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

²Амурский гуманитарно-педагогический

государственный университет²

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

Тема: Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира

Комсомольск-на-Амуре


2. Воспитание в Японии

3. Воспитание в Америке

4. Дошкольное и детское воспитание в Европе

Библиографический список


1. Понятие семьи и особенности семейного воспитания

Многие авторы популярных публикаций рассуждают о семье так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц. Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи.

ЭТНОПЕДИАТРИЯ - новая наука, изучающая различия в подходах воспитания детей у разных народов в разных странах мира. Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточены миллионами лет эволюции, они инстинктивно "знают", когда и сколько спать и есть, каким образом "общаться" с родителями и как сообщать им о своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разных народов различны. Например, в развитых странах грудных детей кормят не более 6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливают примерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желание поесть выражают более коротким плачем, чем их "цивилизованные" ровесники.

Как заметил канадский педиатр Рональд БАРР, спят дети также по-разному: считается нормальным, если в обычных семьях 4-месячные дети спят всю ночь, в то время как в племени кипсиги в Кении детям "положено" просыпаться по несколько раз за ночь. В Голландии родители считают, что важно соблюдать режим, в США, напротив, полагаются прежде всего на желание самого грудничка, в результате, дети в Америке ложатся спать в среднем на 2 часа по местному времени позже их европейских сверстников.

2. Воспитание в Японии

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны, в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

3. Воспитание в Америке

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Марина Шиян
Воспитание мальчиков и девочек на основе народных традиций

Использование народных традиций в воспитании необходимо прежде всего потому, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт , человеческая мудрость и выражается характер и душа народа , лучшие черты истории семейно - бытовой жизни общества.

Цель воспитательных

Задачи основным

Цель : необходимость использования воспитательных возможностей общества и образовательных учреждений в сфере противостояния негативным общественным явлениям.

Задачи : овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе. Познание культуры, как хранилища лучших образцов человеческой сущности, тайные смыслы человеческой жизни, выступает основным средством развития индивидуальность ребенка.

С. Ф. Егоров пишет, что «до начала века восточнославянские этносы прошли длинный путь своего развития. Таким же длинным было и развитие воспитания

Огромное влияние на культуру языческой Руси оказало принятие в 988 году, Владимиром Святославовичем христианской веры, которое стало эпохальным событием для русского государства.

Дашкова Е. Р. Призывала воспитывать в детях такие исконно русские качества, как скромность, милосердие, трудолюбие, любовь к отечеству, родному языку, почтительно относиться к родителям своим».

(учитель) воспитатель русских детей воспитания

Известный педагог-гуманист начала 20 века И. А. Ильин в своих педагогических воззрениях обращался к русским учителям, призывал их продумать и прочувствовать до конца свою национальную задачу. «Он (учитель) не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель русских детей . В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания . Национальная задача русского учителя- в пробуждении и укреплении в детях духовности, совести, чести, художественного вкуса, братской сверхклассовой солидарности,чувства ответственности, патриотизма и уважения к своей и чужой собственности».

К типично русским относятся такие традиции , как крепкая семья, построенная на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании; ценностное отношение к матери, как одной из главных святынь, и к материнству, как единству природного и духовно - нравственного начала; беспредельная любовь к детям; ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человека; традиционное отношение к человеку, как главной ценности на земле, неразрывно связанное с представлениями русского человека о красоте, чести, мужестве, достоинстве, добродетелях и трудолюбии.

Рождение ребенка в семье, как правило, являлось радостным событием, воспринималось как дарование , Божья милость. Еще со времен славян - солнцепослушников было принято первым на руки брать ребенка отцу. Этим действом он признавал малыша своим, затем укутывал его в свою рубаху, в косматый тулуп, клал ребенка в люльку.

Обряд, посвященный мальчику - казачонку , был описан в древнерусских летописях. Годовалому казачку крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранились за именной иконой. Далее казачка сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, стараясь угадать судьбу будущего воина.

С трех - пяти лет казачонка приучали к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. С пяти лет мальчик работал в поле с родителями : погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. В семьях уделялось большое внимание физическому развитию мальчиков . Русские народные игры - лапта . С детства отец внушал сыну : «Ты - мой наследник» , продолжатель рода, фамилии, помощник.

С самого рождения девочку воспитывали иначе , чем мальчика , старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Девочке внушали , что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - это крепкая семья и честно заработанный достаток. С раннего детства девочки участвовали во всех работах по дому. Игры - обшивали кукол т. д. «Первой обязанностью семи - восьмилетней девочки было нянчить младших братьев и сестер».

Формирование у детей ценностного отношения к труду, как основное жизненное благополучие, - одна из наиболее актуальных задач современного образования, которую необходим решать на основе педагогического опыта русского народа . Семейно - бытовая культура предполагала разумную, эстетически безупречную систему традиционного женского рукоделия и мужского ремесла, первые шаги в освоении которых не только помогали детям обрести необходимые трудовые навыки, но и обеспечивали эстетически - нравственную почву для формирования чувства женского и мужского достоинства.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание детей на основе традиций кубанского казачества» «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Слайд 1 Слайд 2 Край наш кубанский, Родные просторы: Нивы бескрайние,.

Предлагаю еще одну игру на гендерное воспитание ребенка. Оборудование: предметные картинки - куртка, шапка, шарф, брюки, платье, юбка, рубашка,.

Занятие по гендерному воспитанию «Золотая осень для мальчиков и девочек» Тема: «Золотая осень «(для мальчиков и девочек) 3-4 года. Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного воспитания Задачи.

«Воспитание мальчиков и девочек в традициях и обычаях русского народа" Программные задачи: Продолжать формировать у детей интерес к историческому.

Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях» Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.


в Америке

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Рычко Валерия 6 "А", гимназия №11 г Волгоград

Данная презентация подготовлена к уроку обществознания в 6 классе. Презентация знакомит ребят с системой воспитания которая сложилась у разных народов мира. Цель: познакомить учащихся как живут их сверстники в разных странах мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К УРОКУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Подготовила ученица 6 ’’A” Рычко Валерия гимназия №11 Учитель Костромина М.Г.

На планете проживает огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Традиции воспитания детей разных стран зависят от религиозных, идеологических, исторических и других факторов. Какие же традиции воспитания детей существуют у различных народов?

В разных странах разные взгляды на воспитание подрастающего поколения. Чем экзотичнее страна, тем оригинальнее подход родителей. В Африке женщины прикрепляют детей к себе при помощи длинного отреза ткани и всюду носят с собой. Появление европейских колясок встречает бурный протест среди почитателей вековых традиций.

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. В исламских странах считается, что необходимо самому быть правильным примером для своего ребенка. Здесь особое внимание уделяется не столько наказаниям, сколько поощрению хороших поступков. На нашей планете нет стандартных подходов к уходу за ребенком. Пуэрториканцы спокойно оставляют грудных детей на попечение старших братишек и сестренок, которым не исполнилось и пяти лет. В Гонконге мать не доверит своего ребенка даже самой опытной няне.

На западе дети плачут также часто, как и по всему миру, но дольше, чем в некоторых странах. Если заплачет американский ребенок, его возьмут на руки в среднем через минуту и успокоят, а если заплачет африканский малыш, на его плач откликнуться примерно через десять секунд и приложат к груди. В таких странах, как Бали грудных детей кормят по первому требованию без всякого расписания.

Западные руководства предлагают не укладывать детей спать днем, чтобы они утомились и легко уснули вечером. В других странах такую методику не поддерживают. В большинстве китайских и японских семей маленькие дети спят вместе с родителями. Считается, что так дети лучше спят и не страдают от кошмаров.

Германия Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился. Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Франция Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе. Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

Италия В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Великобритания Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

Америка Американцы обычно заводят двух или трех детей, считая, что одному ребенку будет трудно расти в мире взрослых. Американцы всюду берут детей с собой, часто дети приходят вместе с родителями на вечеринки. Во многих общественных заведениях предоставляются комнатки, где можно переодеть и покормить малыша.

Япония Японскому ребенку до пяти лет позволено делать все. Его никогда не ругают за шалости, не бьют и всячески балуют. Начиная со средней школы отношение к детям становиться более жестким. Господствует четкая регламентация поведения и поощряется разделение детей по способностям и конкуренция среди сверстников.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках. Традициям воспитания детей разных стран посвящено огромное количество книг, но, ни одна энциклопедия не даст ответ на вопрос: как правильно воспитывать ребенка. Представители каждой культуры считают свои методы единственно верными и искренне хотят вырастить достойное поколение себе на смену.

Детство привлекает внимание психологов и педагогов, социо­логов и этнологов, философов и культурологов, писателей и ху­дожников. Феномен детства представляется как сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломля­ются закономерности сущности и существования человека и че­ловечества.

Детство - не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни.

Откуда мы черпаем знания о проблемах ребенка, его воспита­нии и обучении в историческом аспекте и до сегодняшнего дня? Прежде всего из сочинений педагогического характера. Подобные тексты в области педагогики дают представление о том, как по­нимают взрослые детство, как описывают его и как они действу­ют по отношению к детям.

О детстве и проявлениях «детскости» писали почти все мысли­тели прошлого (Платон, Аристотель, Августин, Г. В.Ф.Гегель, К.Маркс, Л.Фейербах). Детство исследуется в работах М.Мид, Р.Тейлора, А.Камю, Ж.П.Сартра, Э.Фромма, З.Фрейда и др. Сре­ди отечественных исследователей эту проблему разрабатывали И.С.Кон, Е.В.Золотухина-Аболина, Р.Т.Апресян, А.А.Петраков, Г.Д. Гачев, К.А. Пигров и др.

На протяжении веков практически у всех народов существова­ло типичное представление о детстве, несмотря на различие культур и цивилизаций, - ребенок как объект педагогических усилий взрослых.

Антропологические исследования М.Мид показали, что, не­смотря на биологическое сходство людей, период детства у пред­ставителей разных культур проходит по-разному, поскольку на характер протекания детства у разных народов существенное влия­ние оказывают социокультурные факторы.

Детский и взрослый мир, как правило, были разведены между собой, а роли детей и взрослых точно определены. Роли взрослых четко очерчивались и не были слишком сложны, поэтому дети к

исполнению этих ролей могли легко подготовиться и приспосо­биться.

В этот период не существовало представления о детстве, кото­рому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых.



Общественные системы первобытных народов были просты. Они основывались на традиции и почитании предков, а традиции имеют огромное значение. Общественные перемены происходили мед­ленно, прошлое взрослых становилось будущим для новых поко­лений, у старших и младших существовали почти одинаковые цен­ностные ориентации.

Основой освоения культуры в данном обществе стала простей­шая форма подражания - копирование.

В архаичных обществах (например, в древних китайской, япон­ской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная власть патриархальной семьи сохранялась, даже когда сыновья станови­лись взрослыми.

В античной Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание - начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. До 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Лю­бой взрослый играл роль воспитателя. Дети полностью подчиня­лись господствовавшим нормам.

В Афинах, демократическом городе-государстве, дети и моло­дежь получали большую свободу действий, занимались образова­нием, осваивали искусства, спортивные игры. Основу социализа­ции детей составляла имитация, когда освоение ценностей и норм культуры регламентировалось менее жестко по сравнению с ко­пированием.

В Средние века городская культура становится определяющей для возникновения особой детской стадии в жизни человека. Овладение ремеслом требовало больших сроков обучения; рыцар­ство тоже нуждалось в длительной подготовке по овладению уме­нием сражаться, слагать и петь баллады и т. п. Однако из-за соци­альных различий жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Статус ребенка был непосредственно связан с соци­альным статусом семьи, сословной принадлежностью ребенка.

При переходе к капитализму в результате возникновения бур­жуазной семьи и обучения детство очерчивается более определен­но. Граница между ребенком и взрослым стала весьма ощутимой. Понятие детства как общей для всех людей фазы развития впер­вые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения, в первую очередь Ж.Ж.Руссо. «Люди, будьте человечны, - писал он, - это ваш первый долг: будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку... Любите детство;

поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечный смех, а на душе всегда мир» 1 .

Детство идеализируется как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господству­ющим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить ре­бенка к контакту с социальной действительностью, формирова­ние и развитие детей гарантируют обновление общества. По мне­нию Ж. Ж. Руссо, общество портит человека, поэтому детство сле­дует защищать от его пагубного влияния. Содержание жизни в детстве - проявление во всей полноте «телесности» человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Человек должен прожить детство во всей его неповторимости: лишь тогда жизнь будет полноценной. В эту эпоху акцент делается на моделировании ребенком социальных ситуаций.

В научных сочинениях XVI -XVII вв. для характеристики воз­растных периодов жизни использовалась терминология, которая употребляется до сих пор: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Западная христианская традиция приняла характеристики, дан­ные детству, отрочеству, юности античными авторами в русле по­пулярной темы возрастов (или этапов) человеческой жизни (к ран­ним периодам жизни относятся возрасты т/апНа, риеппа, айокзсеппа, ]и\епШ). Она присутствует в поэзии Солона, в сочинениях Гиппо­крата, Пифагора, Птолемея, Аристотеля и других авторов, их ва­риации известны во всех культурах европейского Средневековья.

Древнерусский «Травник» вобрал в себя многие положения, восходящие к Гиппократу (через Галена и Филона) и Птолемею: «Первая седмица - когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов испадение, незлобие, кротость и неразумение, шало­сти в играх и все мысли младенческие... Вторая седмица - когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, то есть 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем бывает похотью плотской, семени испущением и буйством неле­пым... Третья седмица - когда бывает человеку три раза по семь, то есть 21 год, тогда юноша буен и многомятежен, в уме его гнез­дятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя мно­гие нелепыя буйства. Но тогда же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, во всем подражая и во всем преуспевая» 2 .

1 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. - СПб., 1913. - С. 55.

2 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI-XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 7.

Общим местом для средневековой педагогической литературы было определение детства с точки зрения физиологической - рост, незрелость - физическая и умственная. С точки зрения социальной - это период несамостоятельности и подчиненности

взрослым.

Рождение в середине XIX в. научной педиатрии, появление в конце века психоанализа заставили по-новому взглянуть на про­блемы детства.

XIX столетие французский ученый Ф.Ариес называл привиле­гированным возрастом детства.

Отнесение «открытия детства» к строго определенному исто­рическому периоду не вызывает у многих историков единодушия. Однако многие ученые согласны с тем, что Новое время, особен­но XVII и XVIII вв., связано с ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержатель­ным различением детского и взрослого миров и, наконец, при­знанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности.

В XX в. произошло осознание детства как глобальной философ-ско-культурологической проблемы, имеющей значение для по­нимания специфики человека и человечества.

Тема детства появилась в русской письменной традиции лишь в XVIII в. в рамках столь же нового литературного жанра - воспо­минаний о своей жизни. Эти источники определенно свидетель­ствуют о возникновении интереса к осмыслению детства в более позднее время, и положение о том, что Средневековье не знало понятия «детство», представляется вполне справедливым. В тек­стах допетровской эпохи сохранились скудные сведения о детстве. В эпоху Просвещения были заложены основы представлений о всесилии человеческого разума, прогрессе в развитии человече­ства, науке и просвещении как основах благоденствия народов, о могуществе воспитания в исправлении людских пороков. Однако отношение к детству, постулируемое Руссо, оказалось совершен­но противоположным тому, которое было привычно до этой поры русскому обществу, воспитанному на домостроевских установках. Педагогические советы Руссо, изложенные им в его труде «Эмиль, или О воспитании», были по большей части приняты в штыки. Это неприятие особенно отчетливо выразилось в личном письме Екатерины Великой: «Особенно я не люблю емилевского воспи­тания, в наше доброе старое время думали иначе, а так как между нами есть, однако ж, удавшиеся люди, то я держусь этого резуль­тата» 1 . Тем не менее тема ребенка и его воспитания, ранее не при-

1 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI -XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 19.

влекавшая к себе широкого внимания, превратилась в спорную и вызывавшую интерес.

Идеи этой эпохи господствовали, развивались, детализирова­лись и не подвергались сомнению вплоть до недавних времен.

Согласно взглядам современных психологов исследовать дет­ское развитие исторически - значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его лич­ности внутри каждого возрастного периода, происходящее в кон­кретных исторических условиях.

Для культуролога изучение истории детства - это исследова­ние исторической эволюции детства как социокультурного фено­мена в определенном культурном контексте, детерминированном социумом.

Философско-культурологический анализ детства предполагает прежде всего определение типов отношения человека и различ­ных сообществ к процессу взросления, включая экскурс в про­блематику истории детства как социокультурного феномена.

Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали изменению пред­ставлений о детстве как «натуральной стадии». Будучи социо­культурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функ­ция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифферен­циации, продолжительность и самобытность детства. На характер и содержание отдельных периодов детства оказывают влияние так­же социально-экономические и этнокультурные особенности об­щества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания.

Этнопедагогику ребенок интересует прежде всего с точки зре­ния воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отно­шении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Довольно полно представлены факторы воспита­ния: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рожда­ется внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания во­площались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогиче-

ских функций: развитие ума, воспитание честности, порядочно­сти, трудолюбия и т.д.

Непрерывность социализации, сохранение воспроизводства человека обеспечивает культура, которая сама выступает как на­копленный опыт.

В опыте прошлого много знакомых и понятных нам проблем. Однако с развитием общества плюрализм общественных норм и представлений приводит к возникновению «веера» направлений социализации, в котором опыт, накопленный этнопедагогикой, как часть педагогической культуры человечества может и должен найти свое достойное место.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте, что общего вы находите в понимании детства у автора древнерусского «Травника» и у античных авторов.

2. Как менялось отношение к детству в истории культуры?

3. Приведите примеры из произведений русской классической лите­ратуры, посвященных детству, по которым можно было бы судить об отношении к детству.