Простое предложение. предложение как основная синтаксическая единица. Методика "незаконченные предложения"

Метод "незаконченных предложений"

Проективная психологическая методика, относится к методикам дополнения, и именно - аддитивным методикам, одному из видов проективных методик. Методика включает 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

В советской патопсихологии методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее значение для проведения реабилитационных мероприятий.

Тест незаконченных предложения Сакса (Sacks sentence completion test, SSCT) был разработан Джозефом М. Саксом в 1950г. Создание теста осуществлялась следующим образом: 20 клинических психологов попросили предложить на рассмотрение по три пункта на завершение предложений, имеющих целью выявить значимые установки по каждой из указанных категорий. К ним были добавлены пункты, отобранные из литературы по завершению предложений. Таким образом, было получено 280 пунктов. Их распределили в количестве от 14 до 28 на категорию. Например, 19 пунктов относились к категории установки к матери, 22 - к категории установки к отцу и так далее. Затем 20 психологов попросили выбрать в каждой категории четыре пункта, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для выявления значимых установок в этой категории. Пункты, выбираемые наиболее часто, вошли в тест.

Методика "незаконченных предложений" является вариацией техники словесных ассоциаций. SSCT добился того, что он уменьшает количество ассоциаций, вызываемых отдельным словом, дает возможность лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания, он предоставляет большую свободу индивиду и большую вариативность ответов и отражает большую площадь поведенческого мира респондента.

Методика может применяться индивидуально и в группах, а также в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения - свой ответ; при использовании бланка - ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.

При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция

Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.

Группы предложений

№№ заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим лицам

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Количественный анализ предполагает предварительную экспертную оценку эмоциональной насыщенности каждого предложения. Для оценки ответов испытуемого предлагается следующая шкала:

  • "+2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
  • "+1" - положительное отношение;
  • "0" - нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
  • "-1" - отрицательное отношение;
  • "-2" - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении".

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от "+8" до "-8", может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

Пример. Отношение к семье - утверждения 12, 26, 42, 57.

Ответы испытуемого и их экспертная оценка:

  • (12) По сравнению с большинством других семей, моя семья … достаточно крепкая (оценка +2 – положительная эмоциональная нагрузка) .
  • (26) Моя семья обращается со мной, как с … взрослым человеком достаточно часто (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная эмоциональная нагрузка).
  • (42) Большинство известных мне семей … нередко ограничивают свободу своих детей (оценка –1 – скорее отрицательная, чем положительная эмоциональная нагрузка).
  • (57) Когда я был ребенком моя семья … прислушивалась к моему мнению (оценка +1 – скорее положительная, чем отрицательная).

Таким образом сумма баллов по шкале "Отношение к семье" составит: +2+1-1+1=+3

В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Шкалы: отношение к нравственным нормам

Назначение теста

Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.

Инструкция к тесту

На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

Тест

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
6. Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

. 0 баллов - ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
. 1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
. 2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
. 3 балла - ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Источники

Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114

Название теста

Методика "Закончи предложение"

Предназначение

Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом.

Методика предназначена для индивидуальной работы с ребенком-испытуемым. Допускается присутствие родителя. Это особенно хорошо в случае, если ребенок стесняется. Родитель оказывает моральную поддержку, но не подсказывает.

Оцениваемые качества

Возрастная категория

6-8

Порядок проведения

Психолог зачитывает ребенку фразы с карточки (сама карточка ребенку не показывается).

Фразы зачитываются последовательно. После каждой ребенок должен сказать пропущенное слово. Если он не понял, фразу можно повторить. Если ребенок называет не ту словоформу, то надо поправить. Например:

– Правильно. Только не рубль, а рублей.

После каждой фразы психолог ставит оценку в свой блокнот (0, 1 или 2).

Инструкция

Сейчас я буду зачитывать тебе разные предложения. В каждом предложении последнее слово пропущено. Ты должен его угадать и сказать мне. Будь внимателен.

Задания

Обработка результатов

За каждое полностью правильно названное слово (с соблюдением словоформы) ставится 2 балла. Если слово угадано правильно, но не в той словоформе (например, «рубль», а не «рублей»), то ставится 1 балл. В прочих случаях начисляется 0 баллов.

Интерпретация для дошкольника (6-7 лет):

0 – 4 балла. Очень низкий результат.

5 – 8 баллов. Низкий результат.

9 – 12 баллов. Средний результат.

13 – 16 баллов. Высокий результат.

17 – 20 баллов. Очень высокий результат.

Интерпретация для школьника (7-8 лет):

0 – 6 балла. Очень низкий результат.

7 – 9 баллов. Низкий результат.

10 – 13 баллов. Средний результат.

14 – 17 баллов. Высокий результат.

18 – 20 баллов. Очень высокий результат.

Год разработки теста

2016

Номер версии

1.0

Постоянная ссылка

Библиографическая ссылка

1. Методика "Закончи предложение" [Электронный ресурс] // А. Я.. 8.11.2016..html (8.11.2016).

Испытуемому предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро дописать его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у испытуемого практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер, куда входят отношения к отцу, матери, собственной семье, работе, руководству, подчиненным, к прошлому и будущему, к здоровью и т. д. Каждая из сфер представлена четырьмя предложениями, разбросанными, перемешанными друг с другом.

Цейтнот, в котором находится испытуемый, заставляет его дописывать именно те слова, которые первыми пришли в голову, то есть то, что его волнует. Времени на обдумывание конца фразы нет, выбрать несколько вариантов концовки невозможно.

Этот тест оказывается полезным при поиске конфликтной ситуации, больного места.

В качестве примера давайте, читатель, посмотрим некоторые предложения, дописанные при тестировании 35-летним директором предприятия, испытывавшим головные боли, раздражительность, плохой сон, сердцебиения. В беседе с врачом пациент все свои беды связывал с тем, что много работает, устает, переживает трудности с подбором и расстановкой кадров.

Предварительно ранее разбросанные предложения скомпонуем по разделам, жизненным сферам. Не буду приводить все предложения, а лишь те, в которых наиболее остро чувствуется конфликт. Итак, приступим... Предложения, отражающие отношения с матерью, свидетельствуют о любви испытуемого к ней, хотя в одном из них («Я люблю мать, но... часто с ней спорю по вопросам своей семейной жизни») можно отметить некоторые трения. Это еще ни о чем не говорит. У кого нет подобных трений?

Следующая сфера - «отношение к отцу». «Думаю, что мой отец редко... думал о семье», «Если бы мой отец только захотел... моя жизнь сложилась бы по-другому», «Я хотел бы, чтобы мой отец... в действительности был отцом». Это уже что-то. И не просто что-то, а довольно длительный и мощный конфликт. Не будем здесь выяснять, почему это случилось. Ведь мы анализируем тест, а не болезнь моего пациента. И еще одно, прямо-таки убийственное предложение из этой сферы: «Думаю, что мой отец... не имеет права им называться». Да, четко видно, что пациент весьма отрицательно относится к своему отцу. Это очень тяжело для любого человека.

Далее - «отношение к половой жизни». «Когда вижу женщину вместе с мужчиной... возникает мысль о том, что дружбы между ними быть не может», «Моя половая жизнь... складывается вполне удовлетворительно». Как будто ничего особенного. Ну, некоторый скепсис. «Если бы у меня была нормальная половая жизнь... психологическое состояние было бы лучше». Несколько расходится с утверждением, сформулированным в предыдущем предложении. Конфликт? Вероятно.

А как с отношением к женщинам вообще? «Идеалом женщины для меня является... женственность». Фраза несколько шероховатая, но следует учесть цейтнот, дефицит времени на обдумывание конца фразы. «Считаю, что большинство девушек... к сожалению, не похожи на Татьяну Ларину», «Считаю, что большинство женщин... не могут быть тем идеалом, которым должна быть женщина для мужчины». Вот так-то! Да, требования к женщинам чересчур высокие.

Ну ладно. Что там у нас дальше? Отношения к вышестоящим людям на работе. «Мое начальство... не всегда правильно оценивает мои действия», «Когда ко мне приближается мой начальник... я не могу спокойно чувствовать себя в этот момент». С одной стороны, чувствуется, что нет четкого взаимопонимания с руководством, а с другой - страх перед ним. Интересно, за счет чего?

Взглянем в раздел «Страхи и опасения». Что здесь? «Знаю, что глупо, но боюсь... казаться еще глупей», «Хотелось бы мне перестать бояться... неуверенности в fee6e», «Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь... когда-нибудь ошибиться в последний раз». Прямо как минер! Тяжело, видимо, живется моему пациенту с его чувством неуверенности в себе, страхом проявить некомпетентность. Отсюда, естественно, неспокойное самочувствие при встрече с руководством.

Идем дальше... «Мои подчиненные... всегда и во всем со мной советуются», «Если кто-нибудь работает под моим руководством... он всегда должен разделять мою точку зрения». Моему пациенту трудно, и его подчиненным не легче. Как хотите, читатель, но я бы не хотел работать на этом предприятии. Это уж точно! Трудно всегда и во всем разделять точку зрения руководителя.

Таково отношение к подчиненным. А к себе? «Если все против меня... то я должен быть против всех», «Моя наибольшая слабость заключается в том, что... я не умею защищать себя», «Думаю, что достаточно способен, чтобы... руководить более крупным предприятием». В разделе «Сознание вины» читаем следующее предложение: «Моей самой большой ошибкой было то... что я пошел на руководящую работу». Вот это да! Не согласуется абсолютно с утверждением о собственной способности руководить более крупным предприятием. В разделе «Отношение к будущему» имеется фраза, также противоречащая утверждению пациента о том, что сожалеет о выборе работы: «Надеюсь на... более успешное продвижение по службе». Да, действительно трудно продвигаться по служебной лестнице, если жалеешь о выбранном пути.

Везде прослеживается высокий уровень притязаний, оппозиционность к окружающим и даже агрессивность по отношению к подчиненным, ригидность (малоподвижность) установки на лидерство. При этом неуверенность в себе: «...не умею защищать себя».

Давайте заглянем в раздел «Цели». К чему стремится испытуемый? «Я всегда хотел... быть больше того, что я есть сейчас», «Я мог бы быть счастливым, если бы... был здоров». В этих предложениях четко видны цель, неудовлетворенность достигнутым положением и не менее четко взгляды больного на причины его неудач. Все, по его мнению, связано со здоровьем. Они подтверждаются и тем, как мой пациент закончил предложения раздела «Отношение к здоровью»: «Мое здоровье позволяет... не очень многое, к сожалению», «Забота о здоровье... в настоящее время на первом месте».

Итак, тест незаконченных предложений выявил очень многие стороны личности испытуемого, пролил некоторый свет и на причины, почему сформировалась именно такая, а не другая личность (давний, вероятно с детства, конфликт с отцом). Весьма богатый материал для последующей психотерапии. Между прочим, обычная беседа с больным не выявила и пятой части того, что продемонстрировал тест. Повторяю, мы анализировали не случай болезни, а лишь возможности теста.


Коммуникативная функция предложения. Слова и сло­восочетания при помощи определённых форм, интонации и по­рядка расположения образуют предложения, например:

1)Ива­нов, приготовить чертёж, приготовить к вечеру. - Иванов приготовит к вечеру чертёж. 2) Приготовить чертёж, приготовить к вечеру.- а) Приготовьте к вечеру чертёж, б) Приготовить к вечеру чертёж!

П р е д л о ж е н и е - наименьшая единица речевого обще­ния, грамматически и интонац-ионно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение, например: С утра светит солнце. Ты поедешь со мной за город? Приходи ко мне пораньше! Каждое предложение закончено по смыслу и отделя­ется от соседнего предложения паузой.

В отрывке: Холодно. Мартовское солнце ещё плохо греет. На берегу качаются тёмные ветви голых деревьев (М. Г.) - три предложения. По тону речи, по остановкам голоса (паузам) слышно, где кончается одно предложение и начинается другое.

Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим оно отличается от словосочетания. Ср.: Мальчик пишет и писать письмо. В первом случае перед нами предложение, которое со­общает, что некий мальчик совершает определённое действие (пишет); во втором случае перед нами словосочетание, назы­вающее действие (писать) и объект, на который направлено действие (письмо), но не содержащее сообщения о том, проис­ходит ли действие.

П р и м е ч а н и е. Особую группу составляют междометные предложения, в которых выражаются чувства или волевые побуждения, например: 1) Ай-ай ой.. Пропал я совсем! (М.Г.) 2) "Марш!" - сердито сказал офицер. (М. Г.) (См.§ 73.)

В каждом предложении выражается отношение говорящего к действительности. Это отношение выражается или морфоло­гическими формами (наклонения, времени, лица) вмес­те с интонацией, или при отсутствии этих форм только интона­цией.

В предложении Мальчик умывается говорящий устанавли­вает, что действие на самом деле совершается. В предложении Ты умойся! говорящий побуждает другое лицо к действию. В первом предложении действие выражается глаголом в изъяви­тельном наклонении, во втором - глаголом в повелительном наклонении. В предложении Встать! обязательность действия выражается не наклонением, а интонацией.

Слова и словосочетания, входя в состав предложения, ста­новятся его членами. Одни члены предложения являются главными, другие - второстепенными. Главные члены предложе­ния - подлежащее и сказуемое. Они или образуют предло­жение, или составляют основу предложения, например:

ск. п. ск. ск. п.

1) Приближается весна. Потеплело. Прилетели жаворонки. (Главные члены образуют предложения.)

2) Приближается долгожданная весна. В воздухе потеплело.

Классификация предложений по структуре. Предложе­ния двусоставные и односоставные. В предложении может быть или два главных члена, или один главный член, например:

ск. п. ск. п. п. ск.

1) Восходит солнце. Просыпается природа. Люди спешат на поля.

2) Летнее утро. Уже светает.

Предложение, в состав которого входят два главных члена, называется д в у с о с т а в- н ы м. Предложения, в составе кото­рых только один главный член, называются о д н о с -о с т а в ­ н ы м и.

Предложения нераспространённые и распространённые.

И двусоставные, и односоставные предложения могут быть н е р а с п р о с т р а н ё н н ы- м ии р а с п р о с т р а н ё н н ы м и. Н е р а с п р о с т р а н ё н н ы м ипредложениями называются та­кие, которые состоят только из главных членов, например: Утро. Тишина. Морозит. Деревня просыпается. Зажигаются огни.

Р а с п р о с т р а н ё н н ы м и называются такие предложе­ния, которые состоят из главных и второстепенных членов, на­пример: Раннее зимнее утро. Предрассветная тишина. Сильно морозит. Заснеженная деревня просыпается. В избах зажигают­ся огни.

Простые и сложные предложения. Подлежащее и ска­зуемое связаны в предложении связью, которая называется п р е д и к а т и в н о й. Двусоставные предло-жения, в которых только одна предикативная связь, т. е. одно подлежащее и одно сказуемое, называются п р о с т ы м и. Простыми являются и та­кие предложения, в которых есть однородные подлежащие или.однородные сказуемые: предикативная связь и в этом случае одна, а однородные члены связаны между собой сочинительной связью., например:

нездоровится, то надо лечь в постель. 3) Ночью заморозки, а днём теплеет.

4) Уже рассвело, но в комнате еще темнота.

Возможны и такие сложные предложения, одна часть которых сход­на с двусоставным предложением, а другая - с односоставным:

ск. ск. п. ск. п. ск.

1) Еще холодно, но чувствуется приближение весны. 2) Говорят, что он поступил в нститут.

В этих сложных предложениях первая часть аналогична односос­тавному предложению, а вторая часть - двусоставному.

18. Прочитайте вслух и кратко охарактеризуйте каждое предложение: 1) одно­составное или двусоставное; 2) нераспространённое или распространённое.

1) Казачья станица. Рассвело. В хате кипит самовар. Белеют сте­ны. Расставлена посуда. Белый хлеб. Чистая скатерть. Хозяйка хло­почет у печки. Пахнет дымком. 2) Из-за пустяков сыр-бор разгорел­ся. 3) Нечего из мухи делать слона.

Предложения повествовательные, вопросительные и по­будительные. В зависимости от цели высказывания, а также от оценки его содержания говорящим предложения бывают п о в е ­ с т в о в а т е л ь н ы е, в о п р о с и т е л ь н ы е и п о б у­ д и т е- л ь н ы е.

1. В п о в е с т в о в а т е л ь н ы х предложениях говорящий что-то сообщает собеседнику. Интонация повествовательного пред­ложения характеризуется понижением голоса к концу предложения:

Лошадь моя была готова. Я поехал с проводником. Утро было прекрасное. Солнце сияло. (П.)

Если повествовательное предложение сильно распространено, то оно в произношении может распадаться на две части.

Первая часть обычно произносится с повышением голоса, а вто­рая - с понижением:

...Художественное произведение | непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. (Ч.)

П р и м е ч а н и е. К повествовательным относятся предложения, содержащие определение какого-нибудь понятия или предмета (на вопросы что это та­кое ? или кто это такой ?), например: Фонетика-учение о звуковом строе языка. Москва - столица России. Работа - великая сила. (Гл.) Интонационно эти предложения распадаются на две части: их первая часть произносится с особенно сильным повышением голоса, затем следует длительная пауза, после которой вторая часть предложения произносится более низким тоном.

2. В о п р о с и т е л ь н ы е предложения или побуждают со­беседника высказать что-либо, или же требуют от него под­тверждения или отрицания того, что высказано говорящим.

П р и м е р ы:

1) - Скажите, пожалуйста, который час?

- Без четверти шесть.

2) - Ты принёс мне книгу?

- Да, вот она.

3) - Вы не видели Николая Ивановича?

- Нет.

Интонация вопросительных предложений характеризуется резким повышением голоса: Приехал? Здоров?

Если вопросительное предложение состоит из нескольких слов, то повышение голоса приходится на то слово в вопросе, которое требует подтверждения или отрицания в ответе:

Вы изучали английский язык? (Ответ: Изучал. Или: Не изу­чал.)

Вы изучали английский язык? (Ответ: Да, английский. Или:

Нет, французский.)

Кроме интонации, для выражения вопроса употребляются вопросительные местоимения, наречия, вводные слова и частицы.

П р и м е р ы: О чём вы думаете? Где Борис Алексеевич? А не много ли будет? Не правда ли , странная пьеса? (Из пьес А. П. Ч е х о в а.)

П р и м е ч а н и я. 1. Предложения, которые составляют ответ, принад­лежат к повествовате-льным, потому что заключают в себе сообщение.

Интонация ответных предложений состоит в значительном понижении голоса;

она как бы заканчивает вопрос:

Товарищ, задание выполнил? - Выполнил. - В срок? - В срок.

2. Не все вопросительные предложения требуют ответа. Многие вопроси­тельные предложения содержат сообщения. Укажем некоторые случаи.

а) В с т р е ч н ы ев о п р о с ы (т.е. вопросы на вопрос), заключающие по содержанию ответ, например:

В и ш н е в с к а я.Чем же вы жить-то будете? Ж а д о в. А голова-то, а руки-то на что?

(А. И. Островский, Доходное место.)

Смысл высказывания Жадова - "будем жить своим трудом".

- Что ж ты, теперь домой идёшь?

-- А то куда? Известно, домой.

(И. С. Тургенев, Малиновая вода).

б) Р и т о р и ч е с к и е в о п р о с ы, который говорящий задаёт, не пред­полагая ответа, поскольку подобные вопросы по существу содержат сообщение (у т в е р ж д е н и е или о т р и ц а н и е), например: Кто в этом сомневается? (Никто не сомневается.) Кто этого не знает? (Всякий знает.)

Подобные вопросы названы риторическими (от греческого слова rhetor -оратор), так как они часто применяются в ораторской речи, чтобы вызвать сочувствие слушателей, их согласие, подытожить целый ряд доказательств, а иногда просто поддержать внимание слушателей.

В поэзии риторические вопросы служат для выражения чувства, например:

Почто в груди моей горит бесплодный жар и не дан мне в удел витийства грозный дар? (П.)

3. В разговоре вопрос часто задаётся не для того, чтобы побудить собесед­ников к ответу, а чтобы изменить направление внимания слушателей, переменить тему разговора, например: Но не будем говорить ни о пьесах, ни об атомах. Вечер такой славный... Слышите, господа, поют? (А. П. Чехов, Чайка; слова Аркадиной.)

4. Вопрос может иметь характер вводного предложения, ставящего своей задачей привлечь внимание к словам говорящего, например:. ..Что касается его писаний, то... как тебе сказать? Мило, талантливо... но... после Толстого или Золя не захочешь читать Тригорина... (А. П. Чехов, Чайка; слова Треплева.)

3. П о б у д и т е л ь н ы е предложения ставят своей целью побудить собеседника к совершению чего-нибудь. Форма побуж­дения может быть разная: приказание, просьба, приглашение, предостережение и т. п.:

С о р и н (умоляюще). Останьтесь!

Нина. Не могу, Пётр Николаевич.

С о р и н. Останьтесь на один час и всё. (А. П. Ч е х о в, Чай­ка.)

Ольга (нетерпеливо). Андрей, иди же, наконец! (А. П. Ч е-х о в, Три сестры.)

Интонация побудительных предложений имеет множество разновидностей. По-разному произносятся предложения, выра­жающие: а) просьбу, мольбу: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой! (Кр.); б) приглашение: Приходи посидеть вечерок! (Фед.); в) приказание: Просить, позвать, сказать, что дома." (Гр.); г) призыв: Вперёд, вперёд, рабочий народ! (Блок.)

Побудительные предложения характеризуются не только интонацией; в них могут употребляться глаголы в повелитель­ном наклонении, а также различные побудительные частицы:

пусть, да, давай, ну, -ка и др.: Не сокрушай ты меня, стару­ху! (Т.) Давай улетим! (П.) Яков, подними-ка , братец, зана­вес." (Ч.)

Восклицательные предложения. Предложения отлича­ются друг от друга не только по цели, но и по характеру высказы­вания. Любое предложение: повествовательное, вопросительное или побудительное - может стать также и восклицательным, если будет высказано с особой силой, с особой выразитель­ностью, повышенным тоном. Это бывает тогда, когда говорящий чем-то взволнован. Предложение, произнесённое особым повы­шенным тоном, называется восклицательным. Сопоставьте П р и м е р ы: 1) Мама, Петя приехал.-Мама, Петя приехал! 2) Вы уже уходите? - Как, вы уже уходите?! 3) Возвращайтесь по­скорее. - Возвращайтесь же поскорее!

Восклицательная интонация очень разнообразна, потому что она передаёт самые разнообразные оттенки чувства, например сожаление: Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит! (Л.); восторг: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) и др.

При выражении восклицания употребляются междометия, частицы, а также вопросительные местоимения и наречия, кото­рые в этом случае служат не для вопроса, а для выражения восклицания:

...Когда мне приходилось ставить свою новую пьесу, то мне казалось всякий раз, что брюнеты враждебно настроены, а блон­дины холодно равнодушны. О, как это ужасно! Какое это было мучение! (А. П. Чехов, Чайка.)

П р и м е ч а н и е. Как правило, восклицательными бывают междометные предложения, например: 1) Эх! -он схватил себя за голову и закачался, сидя на ларе. (М. Г.) 2) Какие тебе деньги? Вон! (Ч.) (См. § 73.)

Знаки препинания в конце законченных предложений.

1. В конце законченного повествовательного предложения ставится т о ч к а: Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стременным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович должен был обедать. (П.)

2. В конце вопросительных предложений ставится вопроси­тельный знак: Кто там? Вы, Яков? (Ч.) Видите на том берегу дом и сад? (Ч.) Что это вы. пишете? (Ч.) Борис Алексеевич, где вы? (Ч.) Чёт или нечет? (Ч.) Тебе ли с твоим ревматизмом разъезжать по гостям? (Ч.) Это кто сейчас вышел? Нина? (Ч.)

П р и м е ч а н и е. Вопросительный знак может ставиться после отдельных членов перечисления, произносимых с вопросительной интонацией, например:

И часто я угадать хотел, о чём он пишет: о тёмном ли владычестве татар? о казнях ли свирепых Иоанна? о бурном ли новогородском вече? о славе ли отечества? (П.)

3. В конце восклицательных предложений ставится в о с ­к л и ц а т е л ь н ы й з н а к: Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! (П.) Это вы? Здравствуйте! (Ч.) Где Борис Алексее­вич? - Он в купальне рыбу удит. - Как ему не надоест! (Ч.)

4. В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак. Т о ч - к а ставится, если предложение произносится без восклицания: Что говорил, чему учил старый писатель? - Верь в свой народ, создавший могучий русский язык, верь в его творческие силы. Помогай ему подняться с колен, иди к нему, иди с ним. (М. Г.) Если предложение произ­носится с восклицанием, то ставится в о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к: Не будь, товарищ, слепым и глухим/ Держи, товарищ, порох сухим. (В. М.) Огня! - кричат. - Огня! - Пришли с ог­нём. (К р.)

Многоточие. Многоточие (обычно три точки) упо­требляется для обозначения незаконченности высказывания или перерывов речи независимо от того, чем эта незаконченность или перерывы вызваны (взволнованностью говорящего, припо­минанием, вмешательством других лиц и т. п.).

П р и м е р ы. 1) Простите, государь!.. Стоять я не могу... Мои колени слабеют... Душно... Где ключи? Ключи, ключи, мои... (П.) 2) Это было в году... в тысяча девятьсот восьмом году это было. (К.. С.) 3) Не мешает сделать замечание, что Манилова... но признаюсь, что о дамах я очень боюсь говорить, да притом пора возвратиться к моим героям. (Г.) 4) - Я хочу только в своё оправдание сказать вам, что... - Довольно, я уже всё понял.

П р и м е ч а н и е. Если на месте перерыва речи требуется интонацией постановка восклицательного или вопросительного знака, то после этого знака ставятся только две точки, например: Ай-ай-ай!.. Пропал я совсем! (М. Г.)

Многоточие ставится и для обозначения заминок в речи: - Ва... ва... ва... ваше превосходительство, - шептал Попов. (А. К. Т.)

Упражнение 19. I. Объясните знаки препинания в конце предложений, определив каждое предложение с точки зрения цели его высказывания.

Чацкий. Свободнее дыханье стало.

Помочь ей чем? Скажи скорее. Повеять чем?

Л и з а. Вот опахало.

Там в комнате вода стоит,

(Чацкий бежит и приносит. Всё сле- Ч а ц к и й.

Софья очнётся.) Молчалин на ногах давно!

Л и з а. Безделица её тревожит.

Стакан налейте. Л и з а.

Да-с, барышнин несчастен

Ч а ц к и й. нрав,

Уж налит. Со стороны смотреть.

Шнуровку отпусти вольнее. не может,

Виски уксусом потри. Как люди падают стремглав.

Опрыскивай водой,

Смотри,

(А. С. Грибоедов, Горе от ума.)

II. Выпишитеиз пьесы М. Горького "На дне" вопросительные, повество­вательные (ответные), побудительные и восклицательные предложения (по 4 примера на каждую разновидность предложений).

§ 16. Логическое ударение. Каждое предложение получает свой смысл только в речи, в связи с другими предложениями и обстановкой речи. Слова, имеющие особенно важное значение для понимания смысла предложения, выделяются более силь­ным ударением, которое называется л о г и ч е с к и м или с м ы с ­л о в ы м у д а р е н и е м.

Например: 1) Мы были вчера на лекции- так говорят, ког­да хотят подчеркнуть, к т о был на лекции. 2) Мы были вчера на лекции - так скажут, когда захотят подчеркнуть своё п р и­ с у т -с т в и ена лекции. 3) Мы были вчера на лекции - здесь отмечается время, когда были на лекции . 4) Мы были вчера на лекции - подчёркивается м е с т о, где были.

Слова, выделяемые логическим ударением, составляют смыс­ловой центр предложения. В ответе, например, только они обыч­но и употребляются, образуя неполные предложения, например: Где вы были вчера? - На лекции . Подробнее об этом см. § 48-54.

Упражнение 20. Прочитайте следующие отрывки из басен И. А. Крылова, делая логическое ударение на выделенных словах.

1) Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был;

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

А у людей она слыхала,

Что это зло ещё не так большой руки;

Лишь стоит завести Очки.

3) По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ, -

Известно, что слоны в диковинку у нас -

Так за Слоном толпы зевак ходили.

4) Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, доотвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

21. Прочитайте басню И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", укажите слова, на которые падает логическое ударение.


Навигация

« »