Психосоматика детских простудных заболеваний. Психосоматика — детские болезни и их причины

По какой причине один логопед говорит, что надо постоянно просить не разговаривающего малыша повторять слова за взрослыми, называть ту вещь, которая ему нужна, требовать от ребенка: «Скажи это…», «Повтори то…», а другой логопед убеждает, что это лишь усугубит ситуацию молчания, и кроха совсем откажется говорить после таких настойчивых требований и предложений взрослых? К кому прислушиваться?

А заговорит ли малыш?

Правильно ли поступает мама, с завидным упорством «пристающая» к неговорящему карапузу: «Скажи «мишка!», «Скажи «это мяч!»? И хорошо ли она поступает, когда не добивается от малыша ответа и, отворачиваясь, и говорит: «Какой плохой мальчик!»?

Бывает, что ребенок один раз произнесет какое-то слово и затем больше не повторит его. Родители с энтузиазмом принимаются за свое чадо, требуют повторить это слово, назвать предмет, произнести слово по образцу. Сначала они ласково просят, после — требуют, и наконец, они разозлятся и поставят малыша в угол. Заговорит ли после подобных действий ребенок?

Скорее всего, что не заговорит. Кроме того, подобная ситуация нередко приводит к возникновению речевого негативизма. Это явление, при котором малыш с огромной неохотой вступает в речевое общение. Зачастую речевой негативизм появляется у деток, которые отстают в речевом развитии, причем взрослые с излишней активностью принуждают кроху заговорить или акцентируют внимание на недостаточно правильном произношении. Заикающиеся дети тоже могут иметь речевой негативизм, причиной которого является страх перед речевыми запинками.

Когда малыш отказывается говорить, тем самым он выражает протест против непомерных требований взрослых. На всякий вопрос или обращение к нему ребенок станет отворачиваться и молчать, а иногда — мычать и показывать пальцем. Детки с речевым негативизмом часто стараются удовлетворить свои потребности самостоятельно, чтобы не обращаться к взрослым. Они сами достают игрушки с полки, берут из шкафа нужные вещи, включают телевизор или компьютер. Подобная «самостоятельность» может даже обрадовать родителей, но они просто не знают, что за этим кроются несформированные навыки речевой коммуникации и явление стойкого речевого негативизма.

В норме речевое развитие малыша проходит такие этапы:

Этап первый:

— развивается мотивация к речи, возникает желание говорить с окружающими;

— развиваются способности ребенка к имитации речи взрослых.

Этап второй:

— обогащается словарный запас (происходит накопление слов);

— развивается грамматическая сторона речи, то есть, малыш правильно употребляет слова и согласовывает их в предложениях.

Этап третий:

— развивается монологическая и диалогическая речь.

Работа родителей по развитию речи крохи должна строиться, опираясь на эти три этапа. Стоит заметить, что они не имеют четких границ и иногда их области накладываются друг на друга.

Если ребенок совсем не говорит, то в любом возрасте вы должны начинать с первого этапа. То есть для начала нужно вызвать у малыша желание общаться, формируя его мотивацию к речевому общению. Начинается все с простейшей игры. Садитесь рядом с ребенком, берите в руку куклу (у вас девочка) или машинку (мальчик), и выполняйте действия с игрушкой. «Вот наша куколка идет: топ-топ. Как ходит наша кукла?» И ответьте сами: «Топ-топ». «А какое имя у нашей куклы?» И опять давайте сами ответ, не требуйте ничего от крохи: «Ляля. Имя нашей куклы — Ляля». Не ожидайте сразу первых слов от ребенка, не требуйте, играйте и произносите снова и снова самые простые слова: «Ляля», «Би-би», «Топ-топ»…

И если услышите от карапуза робкое «Би», похвалите его, порадуйтесь! Это будет маленькой победой, вашей и малыша! Вы установили контакт, у крохи появилось желание общаться и разговаривать. И теперь можете переходить ко второму шагу – стимулированию имитации речи взрослого малышом.

Нужно отобрать 5-10 простых по слоговому составу слов – названий предметов, любимых игрушек ребенка. Например, играйте с кубиками и говорите: «Берем большой кубик. Это что?». И после паузы, если малыш не скажет сам, говорите за него: «Кубик». «Мы ставим его на второй кубик. Получается домик. Что построили?» «Домик» и т. д. Постепенно увеличивайте паузы после вопросов, поощряя ребенка вступить в диалог. Нужно стремиться к тому, чтобы кроха следил за вашей артикуляцией. Если он молчит и ничего не отвечает, не стоит его ругать. Продолжайте с энтузиазмом озвучивать любые действия. Так же разговаривайте с малышом в период режимных моментов. Важно, чтобы ребенок не догадывался, что вы с ним специально занимаетесь для развития речи, общение должно быть непринужденным, естественным, комфортным для малыша. И главное не использовать слова «повтори» и «скажи».

Некоторое время назад официальная медицина с достаточным скептицизмом относилась к попытке нетрадиционно ориентированных специалистов объяснить ряд заболеваний проблемами психологического характера. Благодаря многочисленным тестированиям и статистическим данным воздействие эмоционального состояния ребенка на физическое оказалось доказанным. Ввиду этого, сегодня все большее число врачей вынужденно признают существование психосоматики , а родителей – обращаются за помощью к психологам.


Фото: Помощь психолога

Характеристика психосоматики

Психосоматические расстройства представляют собой телесные болезни, вызываемые душевной дисгармонией . Проще говоря, через тело детская душа пытается выразить свои беспокойства, рассказать о своих переживаниях и чувствах.

Малыши относятся к волнующим их вопросам не менее серьезно, нежели взрослые. При этом следует понимать, что высказаться ребенку намного труднее. Особенно сложной ситуация становится под давлением взрослых, пытающихся доказать ребенку, что «мальчики не должны плакать», а «приличные девочки никогда не капризничают». Категоричность родителей – причина, по которой ребенок начинает чувствовать себя виновным за попытку выразить чувства и эмоции . В результате, при очередной стрессовой ситуации, он остается наедине со всем, что творится внутри. Накаливаемое со временем нервное напряжение, подкрепляемое безысходностью, постепенно просачивается наружу, выражаясь в телесных неприятностях . Таким образом, очищается и освобождается душа.


Фото: Детская психосоматика

Рассмотреть психосоматику в качестве причины неполадок в детском организме уместно в случае регулярного развития новых заболеваний и возвращения старых.

Психосоматические расстройства способны проявляться даже у грудничков. Более того, существует предположения, что психологические факторы неблагоприятного характера оказывают воздействие даже на находящийся в утробе матери плод!

Что может вызвать психосоматические расстройства?

Некоторые дети появляются на свет крепкими и активными. Про таких говорят не иначе как «богатырь» и «крепыш». Случается и обратное: ребенок рождается явно вялым, лишенным сил и здоровья. Адепты нетрадиционной медицины утверждают, что к последней категории детей относятся те, которые с самого своего зарождения внутри женщины были нежеланными. Другими словами, в первую очередь на здоровье малыша оказывает состояние матери в тот момент, когда ей становится известно о своем положении .


Фото: Состояние матери влияет на здоровье будущего малыша

Главная причина психосоматических нарушений у детей после рождения – пошатнувшееся эмоциональное состояние матери . Выглядящий совершенно беззащитным малыш очень чувствителен к материнскому состоянию, склонен чувствовать любые изменения в ее поведении и настроении. Ревность, беспокойство, нервозность и прочее крайне негативно воздействует на женщину и ее дитя.

Толчок к развитию психосоматических расстройств у детей старшего возраста дают следующие ситуации:

  • недостаток родительского внимания и чрезмерная их требовательность по отношению к ребенку;
  • регулярные ссоры между родителями;
  • сложности в период и школе;
  • неумение наладить дружбу со сверстниками, и прочие.


Фото: Неумение наладить дружбу со сверстниками- причина психосоматического расстройства

На самом деле, у детей всех возрастов может быть невероятное количество трудноразрешимых с их точки зрения проблем, о которых взрослые не догадываются или попросту не спешат этого делать.

Психосоматические заболевания у детей

Специалистами выделены часто встречающиеся детские заболевания, имеющие связь с психосоматикой. Среди таковых:

  • ангина;
  • бронхит;
  • аллергия;
  • кишечные расстройства;
  • анемия;
  • онкология.

Согласно утверждениям специалистов, занимающихся изучением психосоматики, по атакующему ребенка недугу можно понять характер терзающей его душу проблемы. Так, если ребенок подвержен частым простудам , его настигают кашель и насморк, вполне очевидно наличие мешающей свободному дыханию проблемы. Вероятно, нарушение дыхания связано с чрезмерной опекой родителями, частой критикой с их стороны, предъявляемыми высокими требованиями.

Дети, которые с заметной регулярностью и прочими заболеваниями горла, попросту не могут высказаться. Порой ребенка может мучить чувство стыда или вины. Доказано, что частые ангины настигают детей при ссорах со сверстниками, особенно если ребенок ощущает собственную вину за произошедшее. Еще одна причина – разлука с мамой. К примеру, во время адаптации к детскому саду, когда малыш очень скучает по маме, но молчит о своих переживаниях и просто плачет.


Фото: Эмоции и заболевания

Кишечными расстройствами , согласно статистическим данным, чаще страдают замкнутые дети. Чувство страха перед окружающим миром и незнакомыми людьми усиливает проявления проблемы, то есть возникают запоры/поносы и боли в животе.

Кожные неприятности возникают на нервной почве. Когда напряжение внутри ребенка, вызванное сильными негативными эмоциями, достигает своего апогея и выплескивается наружу через кожу, крапивница, сыпь или дерматиты.

Специалисты в области психосоматики настаивают на принадлежности к этой области и анемии.

Стойкий недостаток железа свидетельствует об отсутствии в жизни ребенка ярких моментов и положительных эмоций. Возможна и иная причина — неуверенность малыша в собственных силах.

Одну из частых неприятностей в детском возрасте, энурез , тоже можно объяснить с точки зрения психосоматики. Урологическое нарушение говорит о страхе ребенка перед взрослением, нежелание принимать ответственность за свои поступки.


Фото: Энурез- психосоматическое заболевание

Можно ли помочь ребенку?

Основная трудность в борьбе с психосоматическими расстройствами заключается в их диагностике . Очень часто родители, наблюдая за пошатнувшимся здоровьем чада, на протяжении месяцев и даже лет не придают значения участию в процессе психологического аспекта. Ввиду этого, специалистам по психосоматике часто приходится сталкиваться с весьма запущенными случаями.

Борьба с психосоматическими нарушениями предполагает слаженную работу самого ребенка, его родителей, педиатра и психолога . Врач-педиатр должен подобрать консервативное лечение того или иного заболевания, а психолог приступает к работе с душой ребенка, уделяя особое внимание взбунтовавшемуся органу или системе. Родители же должны прислушиваться к рекомендациям обеих сторон, поддерживать своего ребенка и создавать в семье теплую атмосферу. Взрослым непременно нужно выстроить с ребенком по-настоящему доверительные отношения!


Фото: Доверительные отношения с ребенком

Профилактика

В случае с психосоматическими расстройствами профилактике отведена ведущая роль. Гораздо проще предупредить тот или иной телесный недуг, вызванный душевными терзаниями, нежели заниматься его устранением . Не допустить развития болезней помогут следующие правила:

  • Не поощрять болезней (не стоит слишком облегчать жизнь болеющего ребенка, позволяя ему все то, что недопустимо в здоровом состоянии)
  • Соизмерять возлагаемую на малыша нагрузку и предъявляемые к нему требования
  • Предоставлять ребенку личное пространство
  • Создать спокойную атмосферу в доме

8237

Психосоматика детских болезней: устранение неочевидных причин и лечение заболеваний.

Часто болеющий ребенок сегодня не редкость. Традиционно слабое физическое здоровье ребенка связывалось с плохой экологией, недостаточно развитой иммунной системой. В этом вопросе есть серьезное упущение, ведь, говоря о здоровье, нельзя учитывать только физическую сторону (здоровое тело), необходимо принимать во внимание и более тонкие материи (ментальные, эмоциональные, психологические).

Немного научной терминологии

Основоположник современной концепции стресса, канадский врач и ученый Ганс Селье одним из первых указал на связь между эмоциональным напряжением и болезнью. Он пришел к выводу, что страх, гнев и другие сильные чувства вызывают увеличение надпочечников за счет избыточного воздействия на них гормонов гипофиза.

Иными словами, сильный стресс и переживания приводят к тому, что мозг посылает сигналы в гипоталамус, гипофиз и надпочечники, чтобы эти железы начали выработку определенных гормонов. Надпочечники вырабатывают адреналин, который распространяется по всему телу. Если стресс недолгий, то выброс адреналина, как правило, приносит пользу. Но для нормальной жизнедеятельности телу необходимо определенное количество каждого гормона, которые должны находиться в равновесии. Нехватка или избыток определенного гормона приводит к негативным физическим последствиям и нарушению в работе внутренних органов.

Выброс адреналина в кровь сопровождается выделением еще одного гормона - кортизола. С течением времени избыточное содержание кортизола приводит к повышению уровня сахара и инсулина в крови, снижению иммунитета, усиленным накоплением жиров, истощением костной ткани и проч.

Доктор Н. Волкова полагает, что психологические расстройства становятся причиной 85 % заболеваний тела, в 15% случаев не удалось доказать прямую взаимосвязь, однако она, вероятнее всего, существует. «Дирижером» заболевания специалист считает именно психологические аспекты, тогда как внешние факторы (переохлаждение, инфекции) действуют лишь вторично. Т. е. в спокойном состоянии ваш иммунитет способен справиться с заболеванием, под воздействием стресса - нет.

С Н. Волковой соглашается с доктором А. Манегетти. В своей работе «Психосоматика» автор утверждает, что для победы над хронической (или часто возникающей) болезнью необходимо психологическое изменение.

У болезней детей также есть эта психологическая, подсознательная составляющая. Как же понять истинную причину болезни ребенка и помочь малышу?

Подавляющее большинство детских заболеваний связано с глазами, носом, ушами, кожей, горлом. Заболевания детей говорят о том, что они не могут в полной мере выразить своих чувств (из-за неумения это делать или родительского запрета). Болезни становятся следствием недостатка любви, внимания и заботы.

С момента рождения ребенок попадает в социальную среду со своим набором убеждений, верований. Однако малыш с рождения имеет свои верования. Ребенку придется приспособиться под окружающих его людей. Малыш должен понимать, что он имеет право выражать свои эмоции и чувства, даже если это не нравится взрослым, но он также должен понять, что у окружающих его людей есть свои дела, заботы, и они не могут посвящать ему все свое свободное время.

Практикующий психотерапевт, гомеопат, психолог В. В. Синельников в своей книге «Возлюби болезнь свою» обращает внимание на особенности детских болезней. Зачастую за недугом физическим скрываются глубокие эмоциональные переживания. Для победы над болезнью родителям и ребенку необходимо будет пройти серьезное психологическое изменение.

Дети на тонком энергетическом уровне связаны со своими родителями и детские болезни – это отражение взаимоотношений в семье. Ребенок чувствует напряжение в отношениях между близкими родственниками, даже если при нем никто не показывает неприязни друг к другу.

Каким же образом дети чувствуют состояние родителей. Еще немного теории.

Петрановская: "Очень грубо говоря, мозг можно разделить на "внешний" (кортикальный) - это наш разум ("обычный мозг") и "внутренний" - лимбическая система, которая отвечает за наши самые базовые, витальные потребности: пища, безопасность, голод, холод, любовь, блаженство, тепло, страх, эмоции. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом, а также ПРИВЯЗАННОСТЬ. Глубокая эмоциональная связь, существующая между ребенком и «его» взрослым, называется привязанностью.

В ситуации стресса внутренний мозг включает сигнал тревоги. Чем выше стресс, тем громче сигнал. Внешний мозг в этом случае просто «сносит», он теряет работоспособность, мы плохо соображаем. Характер стресса, кстати, может быть любой: и сильный испуг, и горе, и яркая влюбленность, и неожиданный выигрыш в лотерею разумности нам не прибавляют. Как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект»".

Профессор Алан Шор исследовал большое количество научной литературы и совершил значимый вклад в развитие неврологии. Он подчеркивает, что рост клеток мозга - "следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)". Отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. ⁠Воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.

Поэтому для правильного развития нервной системы и мозга младенца так важно спокойное состояние матери и окружающей обстановки.

С этой позиции нельзя не согласиться с утверждением, что дети отвечают за грехи своих родителей. Однако не стоит слепо корить себя в неправильном поведении, которое вызвало болезнь ребенка, тем более испытывать чувство ВИНЫ! Любой недуг малыша стоит расценивать как сигнал к его, либо вашему внутреннему изменению.

Если ребенок заболел, родители могут обратить внимание на взаимоотношения в семье, изменить их в лучшую сторону, совместными усилиями прийти к гармонии. Большинство современных родителей игнорируют подобные детские сигналы. Пытаются лечить малыша всевозможными лекарственными препаратами, забывая о комфортной психологической обстановке.

Ребенок гармонично сочетает в себе мужское (от отца) и женское (от матери) начало. В сознании маленького человека уже содержатся эмоции, чувства обоих родителей. Если эти мысли негативны, то они пагубно влияют на здоровье и развитие ребенка. Поэтому от отношений родителей в семье так же зависит физическое и психическое здоровье их ребенка (но не на 100%).

Часто физическими и психическими расстройствами ребенок «кричит» родителям о том, что ему некомфортно.

Так, в семье, где родители постоянно ругаются, у детей нередко возникают воспалительные заболевания ушей, бронхов, легких. Этими сигналами ребенок дает понять родителям, что ему важны спокойствие, гармония. Способны ли родители услышать маленького ребенка и понять его?

«Настраивать» ребенка на болезнь может и сама мать. У тех малышей, матери которых всерьез задумывались об аборте на самых ранних сроках, «включается» программа уничтожения, которая может проявляться в тяжелых формах привычных заболеваний.

На состояние ребенка также оказывает влияние беременность женщины, события которые с ней происходили в этот период, чувства и переживания.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поведение и мысли родителей могут отражаться , «программировать» ребенка на определенные состояния. Излечиться от заболевания частично или полностью возможно осознав его истинные причины и трансформировав запускающие механизмы, разумеется если человек (ребенок) к этому готов.

Не стоит рассматривать болезни ребенка только как негативный опыт , зачастую это стимул к внутренним трансформациям ребенка, возможно и родителей, выход на новый уровень осознанности.

Эту точку зрения поддерживает и доктор О. Торсунов. Автор уникальных методик оздоровления, он уверен, что в семьях, в которых отсутствует гармония и взаимопонимание, дети часто болеют (жар, беспричинные крики, беспокойства, истерики).

Доктор Л. Вильма в книге «Психологические причины болезней» приводит обширный список детских заболеваний и психологических проблем, которые к ним приводят. Так:

  1. ангину у малышек до года провоцируют плохие взаимоотношения в семье;
  2. аллергию – гнев родителей, страх ребенка, что его не любят;
  3. причину астмы стоит искать в дефиците любви, постоянном подавлении чувств;
  4. частые головные боли возникают у детей, родители которых не могут разрешить возникшие разногласия;
  5. у детей, родители которых привыкли ссориться, громко выяснять отношения, нередко болит горло ;
  6. переживание ребенка за папу провоцирует недержание мочи ;
  7. насилие над психикой ребенка выливается в задержку умственного развития ;
  8. ребенок, которого постоянно стыдят, часто страдает заболеваниями ушей ;
  9. сутулость является проявлением чрезмерной власти матери;
  10. шизофрения может стать следствием навязчивых родительских идей.

Люби себя

Подробный анализ причин распространенных детских заболеваний приводит в своей книге «Твое тело говорит «Люби себя!» Лиз Бурбо. Детские болезни не появляются сами по себе. Зачастую они становятся следствием более глубоких внутренних переживаний.

  • Аденоиды. Опухание тканей носоглотки говорит о чувствительности ребенка. Такие дети, как правило, чувствуют проблемы семьи на самой начальной стадии. Часто они скрывают тревоги, не говорят о них родителям. На ментальном уровне ребенок чувствует себя нелюбимым, полагая, что все проблемы семьи из-за него. Луйза Хэй, автор книги «Исцели себя» советует поговорить с ребенком, объяснить ему, что он любимый, желанный.
  • Врожденные заболевания. Причиной врожденных заболеваний Лиз Бурбо называет нерешенные конфликты прошлой жизни. Ребенок, рождаясь на свет, приносит их с собой как напоминание. Родителям детей с врожденным заболеваниями не стоит винить себя, так как это был выбор ребенка. Детям с врожденными заболеваниями придется приспособиться к жизни, понять ограничения.
  • Наследственные болезни. Они говорят о том, что ребенку и взрослому, от которого «унаследовано» заболевание предстоит получить одинаковые уроки в жизни. Неприятие этого простого закона приводит к конфликту: ребенок винит родителя, родитель – ребенка. Наследственное заболевание нужно принять как возможность для духовного роста, а не для конфликта.
  • Заикание. Ребенок с заиканием боится высказывать свои потребности и желания, пугается властных людей. Ребенка важно научить не бояться высказывать свое мнение, нести ответственность за поступки.
  • Коклюш. Чаще всего от него страдают дети до 5 лет. Сильный кашель стоит рассматривать как еще один способ привлечения внимания. Чаще всего его используют малыши, которые чувствуют себя любимчиками в семье.
  • Рахит. Заболевание, характеризующееся отставанием в физическом развитии, недостатком витамина Д в организме. На ментальном уровне рахит говорит о недостатке внимания. Механизм прост: ребенку нужно быть в центре внимания, они принимает решение дольше оставаться маленьким и буквально «затормаживает» физическое развитие.
  • С ребенком нужно разговаривать, объяснять, что его любят и заботятся, но необходимо взрослеть и учится принимать самостоятельные решения.
  • Сомнамбулизм (хождения во сне). Встречается у детей с очень богатым воображением. Фантазия таких детей настолько богата, что порой они теряют грань между реальностью и сном (чаще всего при очень ярких, насыщенных событиями снах), что и сопровождается ночными хождениями. После утреннего пробуждения ребенок забывает о происходившем ночью
  • Энурез (ночное недержание мочи). Заболевание возникает у детей старше 3 лет, которые по физиологическим нормам уже должны контролировать свое тело. Ночное недержание объясняется чрезмерным напряжением и контролем в течение дня. Такие дети как правило боятся своего отца. Такого ребенка нужно чаще поддерживать, хвалить, со временем страх (как и заболевание) исчезнет.

Возможно, данная статья полностью перевернет ваше представление о детских болезнях и способах их лечения, однако не забывайте про принцип разумности. Многие ошибочно начинают полагать, что психосоматика отменяет медицинское лечение. Это не так, болезнь ребенка - это сигнал о том, что с ним происходит и это уже последствие проблемы. Любое заболевание - это совокупность множества факторов, в том числе и психологических, и не всегда мы можем проанализировать каких именно и в каких пропорциях. Иногда в наших силах изменить ситуацию или повлиять на нее, а иногда нет. Иногда болезнь нужно просто прожить или пережить. Что касается ребенка, он способен гармонично развиваться и расти в спокойной обстановке любви и заботы (не "идеально-вакумной", а просто спокойной в большинстве своем), в противном случае малыш будет справляться со стрессом всеми известными для него способами.

Все родители знают, как бывает тяжело, когда болеет ребенок. Иногда даже если это "банальное" ОРВИ с высокой температурой или прорезывание зубок. Кажется, что лучше самому лежат с высокой температурой и мучиться, лишь бы малышу полегчало...

Сейчас очень распространены различные сборники и книги, в которых указываются названия болезней по списку, а также психологические причины этих заболеваний. С одной стороны, многим известно, что есть такое явление, как психосоматика, которое заключается в том, что наше психологическое и телесное состояние неотрывно связаны. И тело сигнализирует о том, что хорошо бы позаботиться о себе и отдохнуть... Обычно про психосоматику говорят, если речь заходит о состоянии здоровья взрослого человека.

Нередко я наблюдаю две крайности, когда считают, что все, что происходит с телом человека - это психосоматика, и везде срочно нужно искать психологическую основу болезни, либо - что никакой психосоматики не существует, и тело лечим, игнорируя душевное и психологическое состояние. Конечно, как обычно, истина находится где-то посередине - так, есть заболевания, которыми лучше переболеть и приобрести впоследствии иммунитет к ним. А есть такие, где без помощи психолога, возможно, будет достаточно сложно справиться. И у детей, как и у взрослых, есть так называемая "психосоматика", когда тело начинает сигнализировать о том, что хорошо бы обратить внимание не только на то, как ребенок себя чувствует в телесном, но и эмоциональном, психологическом плане.

Практикующие детские психологи знают такую закономерность: чем младше ребенок, тем больше работы проводится непосредственно с родителями , т.к. именно через тело ребенок может им сигнализировать, что что-то происходит не так. Почему? Когда мы появляемся на свет, у нас есть один-единственный "канал" выражения нашего эмоционального состояния - телесный. Младенец не умеет ходить, говорить, манипулировать предметами. Он может либо плакать, либо улыбаться, и именно через тело в первую очередь выражает свой дискомфорт. Неоднократно от своих клиентов приходилось слышать рассказы о том, как вечером мама поссорилась с папой, а ночью у ребенка "на ровном месте" поднялась температура. Или вдруг ни с того ни с сего начались "колики", от которых ребенок до этого момента не страдал.

Поэтому обычно если ко мне приходят родители с вопросом, а почему так часто болеет их ребенок, мы в первую очередь выясняем - а насколько эмоционально комфортная обстановка в семье? Ведь это только кажется, что дети ничего не понимают... Может быть, сознательно и не понимают, но очень чутко улавливают, что происходит...

В некоторых семьях бывают такие ситуации - например, старший ребенок после рождения младшего братика или сестренки вдруг в глазах родителей становится "взрослым", несмотря на то, что ему всего лишь только пять лет, а то и меньше (возраст здесь указан условно, в качестве примера). И рассказывают ему, какой он уже большой, и что нужно делиться игрушками и лакомствами, и забывают порой (или не успевают, и такое бывает) прочитать сказку на ночь или просто посидеть с ним в обнимку... Вдруг ребенок простывает, у него поднимается температура, и поведение взрослых меняется как по мановению волшебной палочки - мама с папой опять включаются в жизнь малыша, покупают ему вкусности, окружают большей заботой, чем была до этого... и как будто тем самым отправляют ему несловесное послание - "если ты будешь болеть, мы будем с тобой ласковыми и нежными, поэтому будь больным и слабым". Если такая ситуация будет повторяться регулярно, то ребенок просто будет "уходить в болезнь", и эту ситуацию нужно будет впоследствии исправлять не только при помощи таблеток. Как мне рассказала однажды моя знакомая чудесная мама - ее старший сын заболел, она сидела с ним вечером на его кровати и разговривала, и он сказал ей: "Мама, я так люблю болеть, ты тогда со мной всегда сидишь". Мама взяла это на заметку и с тех пор стала сидеть по вечерам вместе с сыном просто так, не дожидаясь, когда же он заболеет.

А бывают ситуации "наоборот" - каждый раз, как ребенок заболевает, мама невыносимо пугается, ей страшно и как будто невыносимо смотреть на то, как болеет малыш и ухаживать за ним. Бывает еще хуже - мама начинает на ребенка ругаться и срываться на него за то, что он опять заболел... И что же тогда происходит? Ребенок на бессознательном уровне понимает, что болеть - это плохо, и если плохо себя почувствуешь и заболеешь - мама будет ругаться, и просто перестает воспринимать сигналы собственного тела как некую важную информацию, начинает игнорировать свое плохое самочувствие. Впоследствии из такого ребенка вырастает взрослый, который доводит себя до тяжелого состояния, так как не привык доверять тому, как он себя чувствует на самом деле, потому что когда-то этому взрослому, который был маленьким, намного было важнее, как чувствуют себя родители, а не он сам...

У гиперопекающих родителей, которые контролируют каждый шаг ребенка - как покушал, поел, поспал, что делал - также нередко встречаются дети, которые как бы пытаются убежать от этой гипреопеки в свое болезненное состояние. И здесь важно помнить ту самую банальную истину, что важно не только количество, сколько качество внимания - когда мы не просто контролируем, а искренне интересуемся жизнью ребенка.

Как уже отмечалось выше, некоторые психологи считают, что абсолютно все, что происходит с телом, связано с тем, что происходит с психикой человека. Вместе с тем, даже если вы купите сборник, в котором будут указаны психологические причины заболеваний, вы не обязательно эту причину там найдете, т.к. каждая ситуация у каждого человека уникальна и нужно понимать, анализировать, разбираться, что происходит. Можно выделить несколько заболеваний, с которыми можно справиться, обратившись не только к врачу, но и психологу. При этом, как правило, психолог не берет на себя право ставить диагнозы, назначать лекарства и т.п., он может помочь разобраться в ситуации и по-другому выстроить взаимоотношения в семье с ребенком.

Рассмотрим несколько примеров.

Достаточно распространенное среди современных детишек такое явление, как энурез , может иметь в своей основе психологическую причину. Часто это дети, которые не умеют выражать злость, при этом родители могут удивляться - у них же такой спокойный ребенок, послушный, никогда не злится, но регулярно писается по ночам... В моей практике был случай, когда стал внезапно писаться по ночам восьмилетний мальчик. Когда с родителями стали выяснять, что же произошло, оказалось, что, когда мамы не было дома, отец ребенка позволил себе несколько раз ударить сына. При этом папа считал, что подумаешь - ну "шлепнул" пару раз ребенка, и вообще он это заслужил... Невозможность отреагировать злость на отца привела сына к такому временному энурезу. После консультации с родителями ситуация нормализовалась. Конечно, энурез энурезу рознь, но и исключать возможность психосоматического проявления его также не стоит.

Бронхиальная астма - также заболевание, которое часто связано с взаимоотношениями между мамой и ребенком. Психологи иногда говорят, что бронхиальная астма - это заболевание детей "холодных" матерей. При этом мама внешне может быть очень заботливой и гиперопекающей, но на самом деле недоступной в эмоциональном плане для своего ребенка. И часто наличие бронхиальной астмы - это также повод для встречи с психологом.

Еще иногда меня спрашивают - вот как так, мы окружили ребенка любовью и заботой, а вот в соседней семье, где родители, например, активно выпивают или есть еще какой-либо вариант неблагополучия, почему-то дети не болеют, вот повезло же таким родителям...

Часто дети из таких семей являются как бы "брошенными" при живых родителях, и что там с ребенком происходит, просто родителей может не волновать. Возможно, периодически ребенок плохо себя чувствует и болеет, но родители не обращают на него внимания, и ребенок перестает слышать сигналы своего тела. И кажется подвижным, здоровым, самостоятельным, правда, приобретает он все это слишком высокой ценой. Впоследствии, в более взрослом возрасте, этот ребенок может оказаться с целым "букетом" всяких хронических "болячек". Поэтому лучше не оглядываться на таких соседей и знакомых, тем более, что дети там находятся не в самой лучшей ситуации, к сожалению.

Язык здоровья

Еще порой родители могут разговаривать со своим ребенком на "языке болезни", а могут - "на языке здоровья", и это связано обычно с тем, какие послания в своем детстве чаще всего слышали родители в свой адрес. "Не лезь в лужу, намочишь ноги, простудишься, заболеешь", "не сиди на сквозняке - будет насморк!", "не ешь так быстро мороженое - горло заболит" , "не лезь туда - упадешь, что-нибудь сломаешь" - это язык болезни, когда родители или бабушки делают не самый благоприятный прогноз в отношении действий ребенка. А дети - такие послушные на самом деле существа. И прогнозы родителей они нередко оправдывают...

А если все же намочил, например, ноги, упал в лужу - посмеялись, ничего страшного, с кем не бывает, прибежали домой, переодели носочки - и ребенок впоследствии не заболел. А если все же заболел, то при ребенке не говорим всякие ужастики о том, что бывает, когда промочишь ноги. Лучше - и особенно это, кстати, помогает, тревожным мамам, которые боятся, как бы не заболел их малыш - рассказать, что и я в детстве болела, и справилась, ничего страшного; можно рассказать сказку о персонаже, который заболел и справился - и все у него потом стало хорошо. Поэтому так важно понаблюдать за собой - а на каком языке вы разговариваете со своим малышом?

И здоровья вам и вашим деткам!

Евгения Погудина , практикующий психолог,

доцент факультета психологии ТГУ. Томск-2015


Вконтакте

Sohel Parvez Haque / Shutterstock

Тот факт, что физическое и психологическое состояние человека влияют друг на друга, врачи знали со времен Гиппократа, а Зигмунд Фрейд утверждал, что бессознательные мысли и чувства могут быть превращены в физический (соматический) симптом.

Детская психосоматика – причины

Проявление детской психосоматики связано с подавлением эмоций. Вместо открытого выражения страха или гнева, ребенок вытесняет эти чувства в бессознательное, что вызывает “накопление негатива” внутри тела и появление симптомов заболевания. Тошнота, диарея, головная боль могут быть не только результатом напряжения связанного с предстоящими контрольными. Иногда, взрослые слишком требовательны или отказываются верить, что ребенок устал. Особенно подвержены психосоматике , которые не любят оглашать свои переживания. Отсюда возникают различные симптомы разных вариаций, например, рвота перед выступлением в музыкальной школе, возникновение отита перед посещением детского сада, стенокардия после развода родителей.

Детскую психосоматику можно представить в виде схемы:

стресс -> здоровье (снижение иммунитета) -> заболевание

Не существует никаких психологических изменений, которые не вызвали бы реакцию организма. Что это значит? Когда ребенок заражается гриппом, он становится апатичным и грустным, то есть, больное тело влияет на настроение. То же самое происходит в противоположном направлении – психика влияет на физиологию. Если у малыша отнять любимую игрушку, он начнет плакать, злиться, топать ногами, в это время участится дыхание и увеличится адреналин. Конкретная эмоция приносит с собой ряд изменений в теле.

Психосоматика у детей чаще развивается в следующие заболевания:

  • простуды
  • бронхиальная астма
  • заболевания сердца
  • атопический дерматит, аллергия
  • повышенный мышечный тонус
  • расстройства желудка
  • гастрит
  • головные боли

Конечно, не каждое заболевание связано с детской психосоматикой. Искать психологическую причину следует тогда, когда врач во время обследования не обнаруживает каких-либо отклонений. Если это так, возможно, в жизни ребенка произошли существенные изменения – ссора с другом, рождение младшего брата или потеря близкого родственника.

Как помочь детям с психосоматическими расстройствами

Серьезность воздействия детской психосоматики на здоровье, зависит от множества факторов – устойчивости нервной системы, склада характера, количества напряженных ситуаций и окружающей среды. Помочь ребенку можно не только с помощью спокойной обстановки, правильного питания и витаминов. Поговорите с малышом, узнайте о скрытых страхах, беспокойствах и причинах раздражения. Покажите ребенку, что его проблемы также важны для вас, как и он сам. Если это подросток, найти общий язык будет не просто, так как дети старше 12 лет не любят говорить о проблемах. Попробуйте стать ближе – интересуйтесь увлечениями, чаще гуляйте вместе, наблюдайте за поведением.

Когда в процессе близкого общения вы заметили, что пробить “броню скрытости” не представляется возможным, обратитесь к педагогам. Возможно, причиной недомоганий служит школьная неуспеваемость или проблемы в общении со сверстниками. Исправить ситуацию, помогут слова поддержки, положительные эмоции, “случайные” воспоминания из личной жизни об отношениях с людьми. Отвлечь подростка от негатива можно с помощью введения дополнительных занятий на выбор – спорт, творчество, иностранный язык или шахматы. Иногда, подростки симулируют болезнь, чтобы избежать какого – то события, поэтому взрослому необходимо научиться отличать реальные признаки нарушения здоровья от выдуманных жалоб. Не получается найти причину? Обратитесь к психологу, который проведет беседу и даст на основе выводов рекомендации.

Предотвратить психосоматические заболевания можно с помощью адекватных амбиций направленных на ребенка. Позвольте своему отпрыску бегать, прыгать и управлять личным временем по собственному желанию, когда все дела уже сделаны. Научите использовать методы релаксации (глубокое дыхание, физические упражнения) во время сложных ситуаций и следите, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Откажитесь от вредной привычки ругать чадо за проявление эмоций в домашних условиях. Кроме того, строго регламентируйте количество часов проведенных с гаджетом, некоторые ситуации в сети Интернет негативно сказываются на неокрепших нервах, вызывая признаки детской психосоматики.