Нервный ребенок: признаки и причины развития невроза. Этапы психологического взросления

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога , особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Это наш случай.
Рассказ моего папы о своём папе (моем дедушке). Его папе около 50 лет, он по разным причинам в то время не работал, детей трое, работала только мама, естественно, на разносолы денег не было. Подают всем кашу. Тот: "А! Опять кашка! - и тарелку об пол. В общем, от деда до моего сына холерики все.
Сразу о медицине. Очень благодарна маме, что не таскала меня по невропатологам и выкинула успокоительные, кучу которых выписали сразу, в год или полтора. Когда уже в институте у меня случилось сотрясение мозга и давление стало прыгать, невропатологи, при минимальных жалобах выписывали успокоительные «тоннами», сразу отмечу, что все это бесполезно: либо в сон клонит, либо не влияет, но характера не меняет. С сыном к врачам этого профиля совсем не обращалась, разве что для медкарты и в стиле «у нас все лучше не бывает».
Что делать? Прежде всего не доводить ребенка до развернутой реакции, сворачивать действо раньше. Если с детьми, забирать из такой компании и гулять отдельно. Вообще спокойные не агрессивные движения успокаивают, адреналин нужно сжигать физической работой. Из спокойного состояния доброжелательно объяснять, чего нельзя делать НИКОГДА (драться, обижать других), разбирать случившееся, говорить как надо. Лет до 13 я играла с сыном в ролевые игры на мотив сказочной страны, вставляя в них с юмором наши реальные ситуации. Никогда не настаивать на гребне возбуждения на воспитательных: «Помирись. Извинись. Поделись игрушками». Почаще хвалить. Не говорить, что «Маша, Петя и Вова, хорошие, не то, что ты». Учить не употреблять оскорбительных слов (дурак, глупый, пошел вон и т.п.), а вместо этого подобрать что-то более политкорректное (ты не прав, я думаю по-другому, поговорим позже, мне пора уходить) или отходить без объяснений, чтобы успокоиться. Мой сын не ходил в сад, так что многое было проще: когда дома литературный русский язык, лексикон ребенка иной, чем в садике. Объясните сыну, что подначивают тех, кто заводится. Если он не будет выдавать «с полоборота» бурной внешней реакции, то и «заводить» его перестанут. Когда не получается, лучше приходить на помощь раньше, чем сорвется в крик, делать перерыв. Отвлекать («пойдем чай попьем», «вот мандаринчик, съешь, а потом продолжим», «посмотрим, что там бабушка делает»). Разучивать сложные для ребенка действия отдельно, чтобы это не вызывало такое напряжение «на людях». Чего-то «не замечать». Бросил: «Больше никогда и ни за что!». Иногда разумно не спорить и не возражать. Просто переключиться на что-то приятное. А потом начинать как бы с чистого листа, как будто этого бросания Вы не заметили. Но не в форме «сделай сам», а с какого-то другого конца и вместе. Это трудно, с одной стороны, не «доставать» в момент взрыва, с другой, показать неотвратимость необходимого. Палочки и буквы я писала с сыном больше полугода. Как раз через все: «Не хочу! Не буду! Все равно не выходит». У него был гипертонус рук. Учила расслаблять руки. Писали понемногу, по очереди, «заговаривала зубы», выдавала премии в виде изюма в шоколаде, пересчитывая вместе написанные палочки или буквы и оценивая достоинства каждой (тут разбирался вопрос педагогично подобное поощрение или нет, но сын писать научился и это главное). После письма вместе играли.
С бабушкой – особая песня. Мне мама тоже любила рассказывать прегрешения сына, а я старалась выслушивать без него и кивать да, конечно, лучше бы по другому, но не разбирать не выговаривать ребенку.
С возрастом человек учится сдерживаться, сбрасывать напряжение в разумные стороны (спорт, хобби, уединение или широкая компания). В общем, как сказал врач: «Терпите, мама, водите плавать,...».

Что касается переезда.
1.Ведите себя спокойно, как мне говорили умные люди «приведите себя в спокойное состояние», ибо состояние матери дети чувствуют.
2. Скажите, что на новом месте будет возможность начать все «с чистого листа», начать «новую жизнь», в которой его «психом» считать не будут. Что у него появятся новые друзья, а со старыми он сможет беседовать по телефону и изредка встречаться. Желательно, чтобы ребенок не переживал, а радовался переезду.
3. На вопросы: «...как мне друзей завести,...», - отвечайте подробно, без спешки и раздражения, столько раз, сколько вопрос задается, ребенку надо в беседе с вами понять стереотип поведения в новой компании. Проигрывать новые знакомства. Сын к Вам подошел знакомиться. Вы нему. Мишка, зайчик, Вы и сын в одной компании. Он за себя, Вы за всех, желательно, чтобы ребенку было весело. Сначала Мишка с зайчиком разыгрывают сценку по мотивам реального поведения сына. Потом Вы с зайчиком ту же самую, но вместо реально поведения ребенка показываете нужное. Потом что-то похожее, но уже сын с кем-то, где он должен выдать правильное поведение. Если Вам трудно, сюда можно подключить психолога (хочешь поговорить с человеком, который научит знакомиться и заводить друзей?).
4. На новом месте помогите сыну познакомиться с детьми. Например, выйдите вместе с ним во двор и дальше по обстоятельствам. Например, вынесите какую-то общую игрушку (мяч, бадминтон), познакомьтесь с родителями на площадке, предложите отметить ваше новоселье. Можно позвать к себе в гости или организовать игру с угощением прямо во дворе, пока хорошая погода, например, предложить прийти к какому-то часу с чистыми руками, разъесть вместе дыню или фрукты и поиграть во что-то интересное (роль массовика-затейника ваша или пригласите кого-то из знакомых). Вот у нас во дворе были папы, которые затевали игры в мяч в кругу или в футбол – очень хороший вариант и все были довольны.
5. Посмотрите, кто из детей «законтактировавших» с сыном подходит ему в друзья по стереотипу поведения и росту-возрасту. Желательно, чтобы это была пара лидер-ведомый, примерно похожих сил (толкаясь, ни один не должен отлетать с риском травм), и чтобы компаньон не реагировал бурно на действия сына. Попробуйте выходить гулять одновременно, познакомиться с родителями, поговорить о совместной «вылазке» в музей, зоопарк или просто в ближайший парк, пригласить к себе домой, ... (или что-то одно, в зависимости от обстоятельств).
6. Дворов в округе обычно несколько, если будет необходимость, то можно обойти разные.
7. На пике возбуждения от нового места побольше ходите с сыном, чтобы тот уставал физически (или пусть плавает, катается на велосипеде). Физическая усталость действует лучше валерьянки.
8. По возможности «скиньте» младшую бабушке (или другим родственникам) и уделите лично сыну недели 2 на новом месте, м.б. ценой отпуска за свой счет. 25.08.2007 01:33:48,

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению , энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки ( , переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит .

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями
  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.


Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить - еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).

В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.

Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).

Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.


Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать


Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

(1 оценили на 4,00 из 5 )

Надо ли лечить нервного ребенка?

Пpичины невpопатии и нервности вообще pазличны: это может быть и вpожденной особенностью хаpактеpа, и следствием наpушений в течении беpеменности, pеже - следствием наpушений мозга пpи pодах. Все эти пpичины ведут к изменению течения неpвных пpоцессов - своего pода слабости неpвной системы.

Согласно академику Павлову в нервной системе существует два основных физиологических процесса: процесс возбуждения и торможения. Чем правильнее баланс между этими процессами, тем легче жить ребенку и его окружающим.

Академик Павлов научно подтвердил общий принцип двоичности человеческого организма, описанный в более красочной и художественной форме во многих древних философских учениях и философско-медицинских системах. Например, китайские Янь (мужское начало) и Инь (женское начало). Янь – это возбуждение. Инь – это торможение.

Как же мы можем установить их баланс в организме нервного ребенка, так сказать «достигнуть полного Фэн-шуя». Двумя способами: усилить процесс торможения; подавить процесс возбуждения.

При сильном повреждении мозга новорожденного страдают оба процесса. При этом заметнее всего нарушение процесса возбуждения: ребенок впадает в кому, затем ему ставится диагноз «синдром угнетения». При поражении мозга средней степени заметнее поражение процесса торможения: наряду с другими болезненными признаками заметно возбуждение ребенка.

Поскольку в человеческом организме процесс торможения наиболее раним и чувствителен к повреждающим воздействиям, то при слабом поражении мозга у ребенка первого года жизни может отмечаться только синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости, переходящий затем в невропатию (повышенную нервность). С возpастом (обычно к 7-8 годам) неpвная система становится "сильнее" и неpвность пpоявляется слабе, хотя pедко исчезает полностью. У взрослых остающаяся с детства слабость нервной системы может проявляться в виде различных неврозов, «вредности характера», головной боли, психосоматических заболеваний и так называемой «вегето-сосудистой дистонии».

Как же мы можем помочь нервному ребенку и его родителям и предотвратить превращение нервного и капризного ребенка в «вечно больного» взрослого?

Чем меньше ребенок, тем выше нейропластичность мозга, тем больше возможность помочь созреть поврежденному процессу торможения путем приема лекарств, «подпитывающих» процесс торможения. Чтобы «пострадавшая» неpвная система быстpее окpепла и была более устойчивой в стаpшем возpасте - ей надо помогать - давать лекаpства для "подкоpмки" неpвных клеток как можно раньше. Такие лекаpство - это основное лечение, так как оно напpавлено на пpичины неpвности. Какие лекаpства давать, как много и как долго - у каждого pебенка вопpос pешается индивидуально! Пpежде всего надо опpеделить - есть ли у pебенка повpеждения мозговых стpуктуp. Для этого необходимо провести специальные исследования с помощью безвредных ультразвуковых приборов, диафаноскопии и др., начиная с первого года жизни (набор методик исследований определяется мною в зависимости от возраста ребенка).

К сожалению, ко мне за консультацией часто обращаются родители с нервными детьми, которым вовремя не оказали необходимую помощь. Интересно, что больше всего таких детей попадает к нам летом, когда в мой город в гости съезжаются наши земляки, выехавшие на постоянное жительство в Москву и другие города России, Италию, Португалию, Ирландию и т.д.

Если с дальним зарубежьем все понятно - консультация детского невролога стоит там от 400 долларов и больше, то в чем же заключаются наиболее частые ошибки в лечении нервных детей первых лет жизни в странах бывшего СССР?

Во-первых, для подпитки «возбужденного» мозга назначаются неправильные лекарства - пирацетам, энцефабол, инстенон и др. При приеме таких лекарств «подпитка» мозга сопровождается стимуляцией нервных клеток, что может усилить возбуждение ребенка. Поэтому нервному ребенку необходимо назначать только такие «питательные» лекарства, которые избирательно «подпитывают» тормозной процесс, но при этом не усиливают противоположный процесс - возбуждение нервных клеток.

Во-вторых, лечение назначается без проведения исследований, указанных выше. В других случаях исследования проводятся, но на их основе назначается неправильное лечение. Так, например, в наших странах при выявлении гидроцефального синдрома неpвность маленького pебенка неправильно pасценивают как пpизнак повышенного внутpичеpепного давления и назначают ему диакаpб ­­­или другие не нужные или вредные пpепаpаты для снижения внутpичеpепного давления. Однако, мною, при измерении внутричерепного давления у нервных детей с помощью специального ультразвукового прибора (авторское свидетельство на изобретение N1734695) было диагностировано его повышение буквально в нескольких случаях (не чаще одного случая на 100 нервных детей).

В третьих, сейчас модно назначать массаж и лечебную физкультуpу гpудным детям пpи любом отклонении со стоpоны неpвной системы. Однако, у pебенка с неpвностью (у ребенка первого года жизни ее называют синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) эти процедуры могут уси­­­ливать возбудимость неpвной системы, котоpая и так повышена.

И последнее, чаще всего вместо настоящего лечения нервным детям назначают только успокаивающие лекарства, микстуры и травы. Ребенок на время может стать более спокойным, но время для настоящего лечения упущено.

Итак, существует большое количество лекарств, питающих нервную систему. Но большая часть этих лекарств оказывает стимулирующее действие, сопровождающееся возбуждением ребенка. Только меньшую часть питательных лекарств можно использовать при лечении повреждения мозга, сопровождающего нервностью. При этом, мы не ждем от них непосредственного эффекта в виде успокоения ребенка. Эти питательные лекарства «работают» на перспективу, на будущее ребенка.

С другой стороны, эффект от приема лекарств, подавляющих возбуждение ребенка, виден сразу. Но будет неправильно пользоваться только ими у маленького ребенка. Добившись внешнего эффекта в виде торможения ребенка, мы «замаскируем» будущие проблемы, но не избавимся от них.

После первых лет жизни возможности нейропластичности исчерпываются и регулярное лечение причин нервности лекарствами, подпитывающих процесс торможения, не эффективно. Однако, остается еще большее количество лекарств, угнетающих процесс возбуждения. Но, по сути, они уже не лечат первопричину нервности. Поэтому, они используются не в виде регулярных курсов, а по мере необходимости, для достижения конкретного эффекта и облегчения жизни ребенка их родителей.

По данным используемой мною для подбора лекарств компьютерной программы «Нейрофарм» существует около 200 лекарств, способных корригировать симптомы, связанные с нервностью. Эти лекарства уже не излечивают по-настоящему саму нервную клетку, но помогать ей функционировать. Лучше всего это делают лекарства, называемые транквилизаторами. «Транквилити» - в переводе означает «спокойствие, умиротворение». Старшему поколению хорошо известны эти лекарства - седуксен, элениум, тазепам и т.д.

Правильное воспитание ребенка иногда может быть более эффективным для предупреждения и исправления последствий нервности, чем прием успокаивающих лекарств. Причем, нервного ребенка надо правильно воспитывать с первых месяцев жизни. Зачастую неправильное воспитание - хуже самой нервности, прежде всего для последующей семейной жизни.

Обычно, в конце такого рода статьи доктор приводит какие-либо общие рекомендации, в данном случае - для нервных детей. Но я не считаю себя вправе заочно рекомендовать какое-либо успокаивающее средство, подходящее для всех. Даже успокаивающие травы и седативные сборы должны назначаться индивидуально, так как каждые из них имеют свои особенности. А каждый нервный ребенок - это абсолютно индивидуальный и специфический случай. То есть каждый нервный ребенок, да и взрослый - «нервный по своему». Чтобы подобрать правильное лечение нервному ребенку у меня уходит до 1 часа времени (с учетом проведенных диагностических исследований).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ И К СПОКОЙНОМУ РЕБЕНКУ.

Правильным воспитанием можно исправить поведение нервного ребенка, неправильным - превратить здорового ребенка в нервного.

Поощpение и наказание:

Психика ребенка устроена так, что ребенок старается повторять те действия или поступки, которые приносят ему ощущение удовольствия, и не делать то, что ему неприятно. К сожалению, то что для ребенка по­­­лезно (работа по дому, учеба в школе) - не всегда сопровождается чувством удовольствия, а то, что приятно - например, бесконечный просмотр телевизора - является вредным для его здоровья и развития. Если изложить в двух словах суть процесса воспитания, то оно заключается в том, чтобы сделать то, что мы считаем полезным для ребенка приятным для него путем различных поощрений, а то, что мы счи­­­таем вредным для ребенка - неприятным, используя различные наказания.

Всех детей, в том числе и здоровых, нельзя физически наказывать и кричать на них, а также бурно выяснять семейные отношения в их при­­­сутствии. На протяжении многовековой истории человечества родители ограничи­­­вались использованием наиболее простого метода воспитания ребенка ­­­физическим наказанием - для того, чтобы вредные поступки оказывались для него неприятными. Однако, воспитание ребенка сейчас нельзя сравнивать с древностью: современный уровень жизни требует, чтобы он овладевал многочисленными сложными бытовыми навыками и школьными знаниями.

Элементарные эксперименты на лабораторных животных показали, что физическое наказание неэффективно для обучения сложным навыкам: собаку учили просовывать лапу в круг и не просовывать в квадрат. Для этого давали ей кусочек мяса, когда она просовывала лапу в круг, и наказывали разрядом электрического тока, если она совала лапу в квадрат. В резуль­­­тате эксперимента собака вообще перестала протягивать лапу к кругу, боясь получить удар за "квадрат". А просовывать лапу только в круг нау­­­чилась другая собака, которую только поощряли, но не наказывали.

Аналогичные эксперименты устраивают некоторые родители над своим ребенком, когда грозят ему: "Посмей только принести мне еще раз двойку". В этом случае вы можете быть уверены, что, запуганный этой возможностью, ребенок не сможет решить задачи на контрольной по математике и принесет домой двойку. С другой стороны обещание большой награды может тоже вызвать сильное волнение ребенка с нарушением тонкой дифференцировки в мозгу и вследствие этого затруднение в выполнении сложного учебного задания.

Таким образом, наиболее эффективны "мягкие" формы поощрения и нака­­­зания. Физическое наказание может быть эффек­­­тивным только в виде исключения при очень серьезных про­­­ступках, граничащих с преступлением: воровство, убийство или мучение домашних животных и т.д. Однако, потакание всем прихотям ребенка вообще недопустимо при воспитании, то тем более недопустимо оно при воспитании ребенка с невропатией. Хвалить такого ребенка надо, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно; наказывать - строго по справедливости. Частой ошибкой по отношению неpвному pебенку или к pебенку с наpуше­­­ниями неpвной системы является ложная «жалость», приводящая к вседозволенности. Логика здесь пpостая, хотя и непpавильная, если pебенок здоpов, то с него можно стpого спpосить и тpебовать пpавильного поведения, а если "болен" - надо безpопотно сносить все его выходки. Конечно, pебенок с неpвностью или дpугими наpушениями неpвной системы тpебует особого отношения и заботы pодителей, но это не имеет отношения к вседозволенности.

Необходимо установить общие правила общения с ребенком для всех членов семьи и строго их придерживаться. Правильное воспитание со стороны одного или нескольких членов семьи не принесет своего эффекта, если родители, бабушки и дедушки в вопросах воспитания противоречат друг -другу и ведут себя по разному с ребенком. Недопустимы такие разногласия, ко­­­гда один из родителей разрешает ребенку что-либо делать, а другой запре­­­щает. Чтобы предотвратить это - ознакомьте с этими рекомендациями других членов семьи и при очередной консультации ребенка захватите их с собой ко мне на прием.

Общение с нервным ребенком требует гибкости, деликатности и такта . Основные требования: ­­­не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если родители начинают кричать на него, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства. Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, такого ребенка раздражает, непереносимо для него. Работающий с приглушенным звуком телевизор для него,спящего в комнате,-то же самое, что для его родителей бульдозер, работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения. Поэтому родителям необходимо обратить внимание и на собственную психику - если вам трудно себя контролировать, то необходимо и для вас подобрать индивидуальный набор успокаиващих лекарств или растений.

Итак, все спокойны рядом с невропатичным, нервным ребенком, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно мелкими запретами, укорами, замечаниями. Родители должны некоторые мелочи «не замечать», т.к. жизнь такого ребенка станет неперено­­­симой, если каждый проступок (вся его жизнь до 7 лет - сплошной проступок в глазах строгих родителей) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, сдвинул ковер на полу, случайно задел и разбил стоявшую у края стола посуду, ест стоя. Конечно, все это неприятно, но у ребенка врожденная детская нервность, и родители все это благоразумно не должны замечать. Но вот он в гневе ударил бабушку или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или, вопреки запрету, подошел к плите, на которой кипит в кастрюле суп. Вот это уже проступок. В этом случае не должно быть места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.

Нервный ребенок быстро устает, поэтому его не следует водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощится от впечатлений, перевозбудится и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько дней выйдет из строя, будет капризнее обычного. По телевизору ему можно смотреть только детские мультипликационные фильмы и не более того.

Ребенок, страдающий невропатией, склонен к тому, чтобы быстро развиваться психически, но не следует стремиться сделать из него вундеркинда. Больше внимания необходимо уделять нравственному воспитанию ребенка. Его неустанно готовят к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют его психику и физическое развитие.

Нервный ребенок часто предрасположен к истерическому типу реагирования. В таком случае Вам необходимо дополнительно познакомиться с рекомендациями «Истерики и «вредность» маленьких детей» или «ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Дифференцированное положительное действие на психику ребенка оказы­­­вает цвет , в который окрашено помещение: голубой цвет успокаивает воз­­­бужденных детей, желтый - показан при депрессии и пониженном настроении, зеленый - повышает работоспособность. Не рекомендуются синий, красный, фиолетовый цвета, вызывающие быстрое утомление.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

Нервные дети чаще всего любят общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками.

Поэтому, следует поощрять игры и общение ребенка со сверстниками, посещение детского сада. Общая рекомендация - начать посещать детский коллектив лучше как можно раньше - чем позднее вы это сделаете, тем труднее ребенку будет приспособиться. Однако, если у ребенка выражен «слабый» тип невропатии, при которой ребенок боязлив, не способен дать отпор, склонен к страхам, переживаниям, постоянно плачет, то можно прогнозировать усиление его нервности при посещении детского сада (ознакомьтесь с рекомендациями «Если ребенка дразнят», « Проблемы в детском саду»). Такому ребенку в детский сад лучше пойти уже только в 5 или 6 лет - в подготовительную к школе группу. Но одного-двух товарищей-сверстников, спокойных и покладистых в играх с ним, для него следует найти задолго до того, как он пойдет в детский сад.

Если ребенок не посещает детсад, то он должен чаще играть с другими детьми, чтобы приобрести навыки общения, которые понадобятся ему в школе. Ребенок быстрее привыкнет к школе, если пойдет в первый класс, имея уже какие-то знания по чтению и письму. Требования к успеваемости должны соответствовать возможностям ребенка и особенностям его характера.

Если воспитателю или учителю придется уделять особое внимание вашему ребенку, особенно в случае тяжелого характера ребенка, постарайтесь установить с ним индивидуальный контакт, чтобы он лично был заинтересован в этом. Но не нужно, чтобы воспитатель или учитель потакал ребенку. Познакомьте его с этими рекомендациями, чтобы он знал об особенностях своей работы с вашим ребенком. Родители ребенка должны своевременно сообщать учителю о колебаниях поведения и настроения у ребенка.

Как помочь ребенку преодолеть стресс, если он неизбежен .

Чаще всего неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым. Далее, необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно. И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни. Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно.

Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте "Как выжить при столкновении с медициной" - "Психопатология законотворческой деятельности". Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Нервность ребенка в зависимости от его возраста и особенностей может проявляться в более конкретных нервных расстройствах. Могут иметь место: истерики и вредность, аффективно-респираторные приступы, двигательная расторможенность, гиперактивность и неусидчивость вследствие дефицита внимания или ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания), агрессивность, негативизм, застенчивость, неаккуратность, жадность, эгоизм, склонность к кусанию ногтей, проблемы в школе и семье и многое другое. Обо всем этом вы можете прочитать на моем сайте в других главах этого раздела.

Естественно, и лечение нервности различно для ее конкретных форм.