Презентация на тему история пуговицы. Презентация к исследовательской работе "большая история маленькой пуговицы"

Проект


МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида"

ПРОЕКТ « ИСТОРИЯ ПУГОВИЦЫ»

Старшая группа ТНР "Радуга"

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск – Уральский

Образовательный проект « История пуговицы»

Вид проекта
: информационно познавательный.
Продолжительность
: краткосрочный.
Срок реализации:
октябрь – ноябрь.
Участники проекта:
дети старшей группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей:

о. о «Познание»
- НОД информационные сообщения об истории возникновения пуговиц, познавательно – исследовательская деятельность с пуговицами (размер, форма, материал)
о.о «Коммуникация»
-беседа, заучивание пословиц, поговорок о пуговицах.
О.о «Социализация»
- знакомство с профессиями людей причастных к изготовлению пуговиц, сюжетно ролевые игры «Ателье», «Модный салон».
О.о «Безопасность»
- знакомство с правилами техники безопасности по пришиванию пуговиц.
О.о «Художественное творчество»
- изготовление поделок из пуговиц.
Актуальность
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание» Э.М.Ремарк. Действительно, мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А ведь многие из них, порой даже саамы е обычные, таят в себе много интересного. Мы решили узнать об истории возникновения пуговиц.
Цель:
Познакомить с историей возникновения пуговиц.
Задачи:
Воспитание познавательного интереса к предметному миру, расширение кругозора посредством познавательно исследовательской деятельности.
Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления, творческих способностей.
Ожидаемый результат:
создание мини – музея «Пуговица», выставка работ на тему «Вот такая пуговка!»
Этапы реализации:

1 этап – подготовительный:
разработка проекта, постановка цели и задач, подбор необходимого материала по теме (пословицы, поговорки, информационный материал), разработка конспектов;
2 этап – основной:
беседы, рассматривание иллюстративного материала, чтение познавательной литературы о том « Что обозначает слово пуговица?», «Чем пользовались люди до изобретения пуговицы?», « Какими были первые пуговицы и из какого материала они были сделаны?», какие виды пуговиц бывают, набор пуговиц;
3 этап – заключительный:
создание мини – музея, создание выставки «Вот какая пуговка!»
Формы работы:
НОД, беседы, познавательно – исследовательская деятельность по теме дидактические игры: «Найди пару», «какая лишняя?», «Выложи узор», «Собери бусы». Знакомство с пословицами и поговорками о пуговицах, художественно – творческая деятельность, сюжетно ролевые игры «Ателье», «Модный салон», «Магазин», «Отдел «Пуговица». Создание мини – музея, организация выставки поделок из пуговиц.
Участие родителей:
помощь в подборе информации, участие в создании мини – музея, участие в изготовлении поделок для выставки.

Результаты реализации проекта:
результатом проекта стало создание мини – музея, где было представлено разнообразие видов пуговиц, их принадлежности и материалов, из которых они сделаны. Дети также узнали об истории возникновения пуговицы, её совершенствовании. Расширение кругозора детей: ведь в ходе проекта дети проводили исследовательскую деятельность: сравнивали, экспериментировали. Главное, что усвоили дети и взрослые – это сознание того, что самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.

История пуговицы

История пуговицы началась семьсот лет назад. Но имени человека,

который ее придумал, история не сохранила. Интересно, что женщины

по началу абсолютно игнорировали это изобретение и продолжали

пользоваться булавками, пуговицы интересовали только мужчин.
Так как в те времена мужская одежда была не менее яркой, чем женская пуговицы делали из дорогих металлов, украшали драгоценными камнями. А на мужское платье пришивалось так много пуговиц, больше нескольких тысяч, что оно становилось очень тяжелым. История помнит, что французский
король Франциск
заказал для отделки своего бархатного костюма 13 600 золотых пуговиц. По пуговицам определялось положение человека. Пуговицы из золота и серебра делали для дворян, из недрагоценных материалов - для солдат и слуг, из стекла и дерева для простых людей.
«Пуговица» в русском языке
имеет то же корень, что и слово
«пугать»
. И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. За столетия каких только пуговиц не было. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. А современных галантерейных магазинах в продаже потрясающий выбор пуговиц!
Это интересно
На мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева. Считается, что во времена внедрения пуговиц мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки – поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении. Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

История пуговицы
История появления пуговиц начинается еще в период античности. Самые древние образцы были найдены во время раскопок в долине реки Инд, а значит ими пользовались еще в Индской цивилизации (III тысячелетие до н.э.). Кроме этого, археологи находили подтверждение того, что пуговицы использовали древние греки, скифы и древние римляне. Есть находки, свидетельствующие, что они были на ремнях, которыми воины крепили доспехи. Пуговицы тех времен отличались многообразием форм – от круглых до канонических.
Однако, конечно же, в древние времена пуговицы не применялись настолько широко, как в Средние века. Тогда в моду начали входить облегающие костюмы, сшитые по фигуре. Сначала их зашивали прямо на человеке, а после швы распарывали. Со временем для ускорения процесса был придуман шов, который распадался, если потянуть нить за один конец. Однако это было не очень удобно. В результате, проблема была решена с помощью пуговиц. Правда их могли себе позволить только очень состоятельные люди, поскольку изготавливались они тогда из драгоценных металлов – золота или серебра. Чем больше пуговиц было на костюме человека, соответственно, тем выше был его статус. Известно, что король Франции Франциск I был обладателем костюма, на котором было пришито более тринадцати с половиной тысяч пуговиц!
Со временем возможность использовать пуговицы в одежде получили и остальные слои населения, так как их начали изготавливать из более дешевых материалов. Интересно, что они стали также знаком отличия – их делали со штампованным рисунком, который свидетельствовал, что владелец костюма или мундира принадлежит к тому или иному ведомству.
Неординарный способ использования этой застежки предложил изобретательный Петр I, издав указ, по которому ненужные пуговицы пришивали на рукав солдатского мундира, чтобы отучить солдат вытирать рукавом рот или нос. Это позволяло дольше сохранить дорогое сукно, из которого шились тогда костюмы.

Презентация продукта проектной

деятельности

ПУГОВИЦЫ КРУПНЫЕ

ПУГОВИЦЫ СРЕДНИЕ

ПУГОВИЦЫ МЕЛКИЕ

ПУГОЫИЦЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

ПУГОВИЦЫ ДЕТСКИЕ

ПУГОВИЦЫ НЕОБЫЧНОЙ ФОРМЫ

ПУГОВИЦЫ ФОРМЕННЫЕ

Совместная творческая выставка работ

Конспект занятия для детей старшей группы на тему

«Чудо пуговицы»

Цели и задачи:
- познакомить детей с историей происхождения пуговицы; - развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр; - расширить представление детей в области использования пуговиц; -развивать творческое воображение. Интеграция образовательных областей: "Социально – коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Художественно – эстетическое развитие", «Речевое развитие». Материал: коллекция пуговиц, текст стихотворения, текст загадок, картинки для рассказа.

ХОД
Воспитатель. - Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения знакомой и привычной вещи. Много различных вещей окружают нас, и мы никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Именно о такой вещи мы сегодня поговорим. -Отгадайте загадку, о нужном в нашей жизни предмете: 1. Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь. Если нет ее на месте ты неряхой, прослывешь. Ответ детей. (пуговица) 2.Одеваться соберёшься – Без меня не обойдёшься. Знают взрослые и дети – Застегну я всё на свете. Что это?
Ответ детей. (пуговица) Воспитатель. -Конечно – это пуговица. Вот о ней и пойдет разговор. -Посмотрите, какие они разные. (Демонстрируются картинки с различными изображениями пуговиц.) Зачитывается стихотворение Вера Авдеева. Пуговицы. Пуговицы с якорями На бушлатах моряков. Я хочу дружить с морями. Я бушлат носить готов. И с дубовыми листками Пуговицы лесников. Я хочу дружить с лесами, Охранять я их готов. А на форме машиниста Пуговицы с молотком. Чтобы поезд ехал быстро, Буду в кителе таком. Но сказала тихо мама, чтобы всё я понимал: В кителе для генерала Ходит только генерал. Мама долго хохотала, Потому, что я хитёр. Буду в форме генерала, Если буду я актёр.
- Представьте себе, что на всей Земле исчезли пуговицы. Что делать людям? Чем можно заменить пуговицы? Ответы детей. Воспитатель. -Как все-таки хорошо, что они есть. - Как вы думаете, для чего нужны пуговицы? Ответы детей. Воспитатель. Всегда ли они были такими как сейчас? Послушайте необычайно-занимательную историю "пуговицы". (Рассказ сопровождается показом иллюстраций, предметов по теме) Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и, что бы она не сползала, ее придерживали руками. (Показ первой картинки). Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. (Показ второй картинки). Поэтому на одежде и появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений. (Показ третей картинки). - Пользуемся ли мы застежками, придуманными первобытным человеком? Ответы детей. Воспитатель. - Правильно, из глубины веков нам достался такой способ застежки, как пояс и ремень. Конечно он сильно отличается от своего пра- пра- пра- собрата и теперь играет роль скорее декоративного элемента. (Показ четвёртой картинки). К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек, передавали по наследству. Чем больше пуговиц, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол около 40 пуговиц. (Показ пятой картинки). В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.
- А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа. - Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы: - Из какого материала делали пуговицы в старину? Ответы детей. (Из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек) Воспитатель. - Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас? Ответы детей. Воспитатель. - Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей. (Воспитатель демонстрирует пуговицы). Пуговицы нужны человеку для одежды, но с ними можно и поиграть. Перед вами разнообразные пуговицы и я предлагаю из них создать узор для ковра.
Чудо ковёр.

Цель
. Вызвать у детей желание играть с различными видами пуговиц, развивать фантазию, воображение, внимание.
Материал.
Различные виды пуговиц, прямоугольная заготовка для «ковра» (различных цветов). Дети выполняют задания. Ход выполнения задания. Детям предлагается выбрать понравившийся фон для «ковра». Выбрав фон для «ковра» дети самостоятельно выкладывают рисунок из пуговиц. Воспитатель. Молодцы ребята у вас получились замечательные рисунки на коврах и я предлагаю оставить работы на столах, что бы вы могли внимательно их рассмотреть. (Дети встают из за столов и рассматривают «ковры»). Воспитатель спрашивает детей о том, какой ковёр им больше понравился.
(Ответы детей). Воспитатель. Вам понравилось занятие? (Ответа детей). Воспитатель. А что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Воспитатель. Наше занятие подошло к концу, но знакомство с чудо пуговицами обязательно продолжиться.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Прост, как пуговица. Застёгнут на все пуговицы. На чужой рот пуговицы не нанизать. Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдёт поближе – медная пуговица. Пуговички золочённые, а три дня не евши. Умная умница – Это светлая пуговица. Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ
В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение. Совместная игра детей и родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
ПУГОВИЧНАЯ КОПИЛКА
Вам потребуются: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету). На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!
НЕОБЫЧНОЕ НАНИЗЫВАНИЕ
Вам потребуются: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки. Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на
собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.
КАРТИНКИ ИЗ ПУГОВИЦ
Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка. «
С пальца на палец»
Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя. «
Пуговичный футбол»
Для этой игры понадобится 7 пуговиц. Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра. Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.

В рассыпную
На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков. По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.
Еще дальше
Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу. Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.
Больше-меньше
Для этой игры чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая. Ведущий говорит: - ищем самую большую пуговицу, - и высыпает все пуговицы из коробки на стол. Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой. Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание: - ищем самую маленькую пуговицу И так далее. Задания могут быть примерно такими: - ищем пуговицу в тремя дырочками - ищем треугольную пуговицу - ищем самую большую красную пуговицу Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы
никто из участников не мог подсмотреть заранее). Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.
Пирамида
Чтобы выиграть в этой игре нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.
Ловкачи
Все игроки выстраиваются на одной линии. Каждому выдают по одной пуговице. Игроки вытягивают левую ногу вперед и делают носочек «утюжком», таким образом, чтобы можно было положить на него пуговицу. По команде ведущего все игроки начинают скакать на правой ноге вперед. Нужно доскакать до финиша (условленной черты) не уронив пуговицу.
Шнуровка
Каждому игроку выдается нитка (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки. Ведущий хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание
"Запомни и повтори"
Эта игра поможет развить внимание, память. Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

ПУГОВИЦА, пугвица, пуговка, пуговичка - кружок или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пугва (ж. церк.) выпуклость, горбок. Пуга, пужка - тупой конец яйца, пятка, гузка. Пугово(и)чный мастер, или пуговичник, пуговница.


Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках: * На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства. * Итальянском - bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон. * Немецком - Knopf, в голландском Кnоор имеют значение «шишка, выпуклость, вершина». (Сравните со словом «кнопка», обозначающим вид застежки).




В давние времена люди соединяли свою одежду различными косточками животных, небольшими палочками, шипами растений. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.


Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, использовались в качестве украшения, а не для застёгивания и были обнаружены в Индии. Сделаны они около 5000 лет тому назад!!! Предки русской пуговицы датируются VI веком. Древнерусские пуговицы-гирьки


Пуговицы, как правило, украшались рисунком. Например, концентрические круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. В России пуговица, в основном, служила оберегом. Пуговицы были полыми, в виде шарика, в который помещали кусочек металла. При ходьбе такие пуговицы гремели и тем самым отпугивали злых духов.


По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не распарывая. Поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока одежду зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а после так же долго освобождаться от «оков красоты».


Впервые пуговицу стали использовать как застежку в Германии примерно в 13 веке. Затем пуговицы быстро распространились по Европе и применялись для изготов- ления облегающей одежды. Появились истинные произведения искусства. С помощью специальной глазури художники расписывали пуговицы яркими картинами.


Зародившись, пуговица долго оставалась элементом мужской военной формы. Дамы предпочитали шпильки и булавки. Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя вчерашним крестьянам вытирать рукавом нос или рот после еды.


Но, как и все в мире моде, при достижении определенного уровня совершенства, его присваивают себе женщины. Так случилось и с пуговицами. Когда пуговицы стали настоящим предметом искусства, женщины обратили на них свой взор. Пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря.




В 1877 году, по выражению одного из модных журналов того времени, "женщин обуяло пуговичное безумие". Тогда же появились пуговицы, обтянутые тканью. Женщинам просто надоело каждый день натирать до блеска металлические пластины.


Серебряные английские и французские пуговицы в стиле модерн гг. Пуговицы с изображением насекомых, покрытые стеклом. Середина или конец XVIII в. Медные пуговицы. Предположительно Англия. XVIII в.




А в х годах ХХ века во всем мире стали популярны пуговицы из цветного стекла, выпускавшиеся в Западной Германии и Чехословакии. Чистые яркие цвета, золотая и серебряная отделка, продуманный дизайн делали их замечательным дополнением и украшением женской одежды. Но с повсеместным Распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, от них пришлось отказаться. После Второй мировой войны сырья для производства пуговиц катастрофически не хватало, поэтому в дело шел любой подручный материал: в Германии выпускались пуговицы из лобового стекла списанных истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефонных пластинок.






Пуговицы 16 век Пуговицы из хлеба Пуговица век Деревянная пуговица


Где берёт начало этот элемент одежды – пуговица?

Какая история скрывается за её нарядным блеском?


  • Пуговица - застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.
  • Простейшая пуговица представляет из себя диск, с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий также может варьироваться.

  • Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками.
  • В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
  • Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии. Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000-1500 до н.э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.
  • Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н.э.

  • В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы.
  • Именно на Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.
  • Слово "пуговица" попало на Русь с Востока, пришло оно из древнеиндийского языка и буквально означает "ком, куча, масса". До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце XV века.
  • До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни не скупясь платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Очень модными были круглые, похожие на шарики пуговицы с петелькой для пришивания - их называли кляпышами.

Древнерусские пуговицы-гирьки

Пуговицы на кафтанах. Примерно Х век.


Пуговицы. Серебро, эмаль. XVI-XVII вв.

  • Русские бояре и боярыни не скупясь платили золотых дел мастерам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов.

В России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца.

Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти.

Пуговицы со столовых царских кафтанов


Царский кафтан, женская шуба

  • К каждому виду платья полагалось строго определённое число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе - по 8, 11, 13, 14, 15, 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее (стёганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники).
  • Чем больше пуговиц на одежде, тем богаче её хозяин, тем выше его положение в обществе, тем ниже кланялись ему окружающие.

В XVIII столетии, которое и без того бурлило блеском шелков, пеной кружев и игрой бриллиантов, состоялся их парадный выход.

Сотни мануфактур и отдельных мастеров во многих странах, в большинстве своем в Париже, шили, монтировали, вытачивали, штамповали, гранили и вырезали пуговицы.

Наряду с великолепными образцами из золота, серебра и драгоценных камней начали появляться обтяжные пуговицы, которым предстояло стать преобладающими в следующем столетии.

Их изготовляли в тон одежде, обтягивая деревянную или костяную пуговицу на ножке. Пуговицы со сквозными отверстиями вошли в моду много позже.


  • Долгое время пуговицы были привилегией мужчин. Пуговицы не только выполняли функцию застёжек, но и были композиционной частью мужского костюма.
  • Ювелиры изготавливали для парадных мужских туалетов пуговицы очень высокой стоимости, используя дорогие камни и сложные техники.

В женскую моду пуговицы входили значительно медленнее.

Причины коренились в общественной нравственности, которая отвергала застежки спереди.

И вплоть до начала 1920-х годов застежки в женской одежде, в большинстве своем, были сзади.


  • В дальнейшем обозначающая роль пуговиц весьма развилась - и в царские, и в советские, и в наши времена форменные пуговицы профессиональных, военных, образовательных, юридических и других учреждений рассказывают о принадлежности носителя.
  • Николай I который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными.

Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом.

Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.


История маленьких приспособлений для скрепления деталей костюма - это занимательный рассказ о выдумке, мастерстве, фантазии портных и прочих мастеров.

В самой природе пуговиц есть какая-то искорка, вызов, способность организовать костюм, подчиняя его единому стилю, создавая настроение и праздник на каждый день.


Беседа-игра о происхождении пуговицы. В беседе-игре использовано много художественного слова, теоретический и практический материал.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

2.Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

(Дети отгадывают загадку.)

Висит, скучает пуговица,

Спокойно ей живется.

Не замечают пуговицу,

Пока не оторвется.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Беседа-игра: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПУГОВИЦЫ

(в подготовительной к школе группе 6-7лет)

МБДОУ "Детский сад №72"город Энгельс 2013год.

Составила воспитатель: Арефьева Ирина Валентиновна.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с историей происхождения знакомых и привычных вещей;

Развить интерес к изучаемому предмету и образное мышление при помощи загадок и игр;

Расширить представление детей в области использования пуговиц;

Выработать эстетическое понятие о различных элементах одежды, воспитать аккуратность, внимание к мелочам;

Развивать творческое воображение.

Интеграция образовательных областей: "Социализация", "Познание", "Коммуникация","Чтение художественной литературы", "Физическая культура", "Безопасность", "Художественное творчество", "Музыка","Труд".

Предшествующая работа: Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Н.В Алешина, О.В. Дыбина Что было до…..(Игры путешествия в прошлое предметов).

Словарная работа: Фибула-металлическая застежка из бронзы (английская булавка), камзол.

Материал: коллекция пуговиц, "английская булавка", "молния", "липучка", кнопки, лист-ватман, альбомы, фломастеры.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей происхождения знакомых и привычных вещей. Сотни вещей окружают нас, и мы никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Именно о таких вещах мы сегодня поговорим.

Отгадайте загадку, о нужном в нашей жизни предмете:

1. Эту нужную вещицу на одежде ты найдешь.

Если нет ее на месте ты неряхой, прослывешь.

2.Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете. Что это?

(Дети отгадывают загадку.)

Конечно – это ПУГОВИЦА. Вот о ней и пойдет разговор.

Посмотрите, какие они разные.

(ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ)

Зачитывается стихотворение Р. Сефа "Пуговица".

Висит, скучает пуговица,

Спокойно ей живется.

Не замечают пуговицу,

Пока не оторвется.

Представьте себе, пожалуйста, что на всей Земле исчезли пуговицы. Что делать людям? Чем можно заменить пуговицы? (ответы детей).

С этим вы быстро справились, молодцы; все подойдет – и липучки, и шнурки, и деревяшки, и булавки.

Как все-таки хорошо, что они есть. Еще лучше, когда их много, полная шкатулка.

Перед вами пуговицы, и у меня пуговицы, пуговицы в шкатулках.

В каждой шкатулке они лежат в определенном порядке.

На счет "раз-два-три" я показываю вам свою шкатулку с пуговицами, затем вы по памяти выкладываете свои пуговицы в том же порядке, что и у меня.

(У детей набор картонных кругов: 2 красных, 2 желтых, 1 зеленый). У педагога карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают, расположение кругов, педагог убирает карточки, дети выкладывают по памяти круги. (Игра "Огоньки").

Как вы думаете, для чего нужны пуговицы? Всегда ли они были такими как сейчас?

Послушайте необычайно-занимательную историю "пуговицы".

(Рассказ сопровождается показом иллюстраций, предметов по теме)

Вы знаете, что одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя?! Шкура накидывалась на плечи и, что бы она не сползала, ее придерживали руками. Но первобытному человеку, руки нужно было освободить для труда: что бы готовить орудия для охоты, делать западню для мамонта. Поэтому на одежде и появились застежки. Первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.

Пользуемся ли мы застежками, придуманными первобытным человеком? (Ответы детей).

Правильно, из глубины веков нам достался такой способ застежки, как пояс и ремень. Конечно он сильно отличается от своего пра- пра- пра- собрата и теперь играет роль скорее декоративного элемента.

Древние римляне и греки использовали фибулы - металлические застежки из бронзы похожие на современную английскую булавку.

В 12 веке появляются и находят широкое распространение кожаные, металлические, и костяные застежки. Их носили только богатые люди, и стоили такие застежки дороже, чем сама одежда. Простые люди пользовались веревочными завязками. Привычная для нас пуговица появилась гораздо позже, в 16 веке, т.е. более 400 лет тому назад. Причем женщинам пуговицы не сразу понравились, а вот мужчинам они очень понравились.

К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из драгоценных камней, передавали по наследству. Пуговицы вошли в моду, и в Европе началась «пуговичная эпидемия». Чем больше пуговиц, тем знатнее господин. Уважающий себя дворянин нашивал на камзол около 40 пуговиц.

В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

А вы знаете, что на женской одежде пуговицы пришивают слева, а на мужской справа.

Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда ответьте на вопросы:

Из какого материала делали пуговицы в старину?

(из драгоценных металлов и камней, меди, олова, дерева, кости и даже из фруктовых косточек)

Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас?

Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей.

Все могут пришивать пуговицы? Нет? Сейчас мы поучимся.

На доске нарисована пуговица с четырьмя дырочками. Дети должны придумать как можно больше вариантов "пришивания" пуговицы. (Они рисуют пуговицы у себя в альбомах).

Физминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,


Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Не потеряйся, не оторвись!

Интернет-сайт.

Вы устали? Теперь немного подвигаемся (звучит ритмичная музыка)

Физминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. (Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

А теперь обратите внимание на форму пуговиц, размеры.

(ДЕМОНСТРАЦИЯ КОЛЛЕКЦИИ ПУГОВИЦ).

Какие из этих пуговиц можно пришить на пальто?

Какие подойдут к нарядному платью? Почему?

Какие виды застежек кроме пуговиц вы знаете? (Ответы детей)

Правильно, это «молния», кнопки, «липучка». И каждая из этих застежек имеет свою историю. Замок «молния», например, изобрел шведский инженер Гидеон Сенбека около сотни лет тому назад. Сначала она была тяжелой, металлической и громоздкой и стоила она очень дорого. Теперь эта застежка стала легкой и удобной, ее можно увидеть везде: на куртках, сапогах, сумках…

Не следует гнаться за самыми модными, дорогими застежками. Нужно помнить, что главное в одежде не самая модная застежка, а аккуратность. Очень красивые и дорогие пуговицы не украсят одежду, если она застегнута на протертые, рваные петли. И самая скромная пуговица, на аккуратно поглаженной одежде смотрится красиво и эстетично.

И еще ребята, можно придумывать различные игры с пуговицами.

Играя с пуговкой, твори

И непременно – говори!

Друзьям своим ты покажи

И маму с папой научи,

Как новые узоры из пуговиц собрать

И мелкую моторику успешно развивать.

А еще послушайте русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница - что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.

Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
Застёгнут на все пуговицы.
Прост, как пуговица.
Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица)
На чужой рот пуговицы не нашить.

Теперь давайте представим себя на пять минут художниками. Вам поступил срочный заказ: нарисовать картину "Веселая лужайка". А ваш волшебный карандаш вдруг стал рисовать только пуговицы.

Попробуйте и заказ выполнить, и карандаш не обидеть.

(На большом листе-ватмане дети рисуют лужайку пуговицами – изображение нестандартными средствами – цветы из пуговиц, а если учесть, что пуговицы бывают разной формы, то получится очень интересная картина. Дети работают под спокойную музыку).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

И так какую пользу мы вынесли из сегодняшней беседы?

Узнали историю появления пуговицы. Поговорили о пуговице, ее внешнем виде, назначении, роли в эстетическом оформлении одежды. Давайте же будем следить за своими пуговками. Чтобы всегда они были у нас пришитыми.

Пуговка, пуговка, крепче держись

Не потеряйся, не оторвись!

На платьице нашем ты так хороша

В наряде порядок - ликует душа!

Литература: Умные занятия. Из серии "Через игру – к совершенству". Е.Синицина.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Н.В. Алешина

"Что было бы до…" Игры-путешествия в прошлое предметов. О.В.Дыбина.

"Поделки из ткани, ниток и пуговиц". А.А. Анистратова, Н. И. Гришина.

Выдержки из словаря В. И. Даля.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №12 структурное подразделение «Березка» Краткосрочный проект «Волшебная пуговица». Воспитатели: Карманова Г.В. Таепова Р.Х.

Актуальность Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

Тип проекта: Исследовательско -творческий Продолжительность: Краткосрочный (3 недели) По количеству участников: групповой (дети, родители, педагоги) Предмет исследования: Пуговицы.

Привлечь родителей и детей к совместному продуктивному творчеству. Цель проекта: Задачи: Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человеческому опыту познания мира. Познакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире; Развивать воображение детей и родителей, творчество, интерес к коллекционированию; развивать мелкую моторику кистей рук, познавательную активность, фантазию, коммуникативные навыки. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.

Подготовительный этап: Информационный лист для родителей о начале проекта; Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта; Создание в группе коллекции «Волшебные пуговицы» Подбор иллюстративного, художественного материала; Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.

Основной этап НОД Работа с родителями Работа с детьми Совместная деятельность взрослых и детей

Создание коллекции «Пуговица - волшебница».

Совместная деятельность родителей и детей

Работы родителей: «Массажные коврики для профилактики плоскостопия».

Семья Андрея О. и семья Дарины З.

Браслеты.

Дидактическая игра: «Запомни и повтори»

Дидактическая игра: «Подбери листья к дереву»

Пуговичные узоры

«Чудо- дерево».

Образовательная деятельность в режимных моментах Лепка «Чудо пуговки»

Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему: «Такие разные пуговицы»

Образовательная деятельность в режимных моментах «Художественно – эстетическое развитие» Аппликация: «Рыбки в аквариуме».

Художественно-эстетическое развитие. Лепка на тему:« Вот поезд наш мчится, колеса стучат»

Заключительный этап – трансляция проекта Фотовыставка режимных моментов в ходе проведения проекта. Смотр массажных ковриков. Оформление мини – музея «Волшебная пуговица». Презентация проекта Выставка поделок совместной деятельности родителей и детей (фоторамки, волшебный мешочек, панно, сумочки и браслеты т. д.)

Ожидаемый результат - Развитие познавательных и творческих способностей детей. - Проявление самостоятельной активности детей. - Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников проекта. - Позитивное отношение к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.

Мини – музей

Наши гости

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!