Воспитатель принципы работы с детьми. Важные принципы в работе с ребенком

развивающие принципы в работе с дошкольниками

Педагогика объединяет данные всех естественных наук о ребенке, законах развития воспитательных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.

Объектом педагогики является человек, а предметом – процесс воспитания.

В частности дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей дошкольного возраста (от рождения до поступления в школу).

Долгое время предметом дошкольной педагогики являлось воспитание. Современные взгляды на педагогику привели к пониманию того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Следовательно, целью воспитания должно являться формирование личности ребенка, а предметом дошкольной педагогики – педагогический процесс, направленный на всестороннее и гармоническое развитие ребенка.

Цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна, а вот задач определяемых целью воспитания, обычно много, например,

К воспитательным задачам относятся те, что направлены на формирование взглядов, убеждений; развитие конкретных нравственных качеств личности, воли, чувств и эмоций на основе знакомства с жизнью, произведениями искусства; становление и развитие у детей самовоспитания.

К развивающим задачам относятся те, что направлены на формирование и развитие у детей логических операций и приемов мышления, психических процессов и активизацию познавательной деятельности, развитие способностей и творчества.

К возможным видам образовательных задач – можно отнести формирование полноценных представлений на основе получаемой информации, усвоение теоретических, фактических и дополнительных сведений, формирование практических умений и действий; развитие самообразование детей.

Цели и задачи поставлены, значит должна быть система последовательных действий связанных с решением данных задач – это педагогических технологии. Таким образом, педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель приносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходства и общим признакам можно выделить следующие технологии:

традиционная (репродуктивная) технология обучения,

технология развивающего обучения,

технология поэтапного формирования умственных действий,

технология коллективного взаимодействия,

технология полного усвоения,

технология разноуровнего обучения,

технология адаптивного обучения,

технология программированного обучения,

технология компьютерного обучения,

технология проблемного обучения

технология модульного обучения,

технология концентрированного обучения,

технология проектного обучения,

технология гарантированного обучения,

технология дистанционного обучения,

Технология развивающего обучения.

Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выгодский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие. На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л.С. Выгодского, создателя культурно-историческогой теории психического развития человека

До Л.С. Выгодского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием. Л.С. Выгодский доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития. Смысл понятия «зона ближайшего развития» состоит в том, что на определенном этапе ребенок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами

Понятие о зоне ближайшего развития и того, что с ней связано, - один из самых замечательных инструментов для педагогов. Хотите развивать ребенка? Так работайте в зоне его ближайшего развития! - совет психологов педагогам.

Введение в науку понятия зоны ближайшего развития считается одним из выдающихся открытий Л.С. Выготского. Сам Выготский полагал, что это понятие должно коренным образом изменить подходы к диагностике развития ребенка и к практической работе с ним. Попробуем разобраться, что же это такое - зона ближайшего развития.

Ребенок - существо становящееся. Его психические функции и способности развиваются с возрастом. Каждой возрастной ступени соответствуют определенные нормы совершенства в развитии той или иной функции, тех или иных умений. Это уровень так называемого «реального развития ребенка». Определяя его, Л.Выготский писал, мы всего лишь заглядываем во вчерашний день и констатируем: в предшествующий период развитие шло так-то и так-то. Этого совершенно недостаточно.

Психические функции и способности ребенка развиваются неравномерно. Какие-то из них к моменту диагностики уже сложились, их развитие завершилось. Но в это же время психике того же самого ребенка свойственны и другие процессы - еще не завершенные, становящиеся. Результаты становления будут явственны только «завтра». Выражаясь образно, психика ребенка находится одновременно в двух состояниях - твердом и жидком. Что-то в ней уже устоялось, оформилось, отвердело. А что-то, напротив, еще «течет и меняется», еще только ищет свою форму отливки.

Согласно представлениям Выготского, не созревшие на сегодняшний день, но находящиеся в периоде созревания психические процессы образуют зону ближайшего развития. Существует ряд интеллектуальных операций и умений, которые ребенок к определенному возрасту может выполнить сам. Это уровень реального развития. Но существует и то, что сегодня умеет делать только в сотрудничестве со взрослым или с более старшим ребенком.

Это уровень потенциального развития, или зона ближайшего развития. К примеру, трехлетний ребенок может сам разорвать лист бумаги на клочки или смять в комок газету. А в сотрудничестве со взрослым он из клочков бумаги может сделать аппликацию, из мятого комка - бумажный мячик. Почему такое сотрудничество свидетельствует о потенциальном развитии? То, что сегодня ребенок умеет делать только с помощью взрослого, завтра он научится делать самостоятельно. Это психологический тезис.

Однако до исследований Л.В. Занкова идеи Л.С. Выгодского были не востребованы применительно к дидактике и практике обучения. Л.В. Занкову удалось развернуть на базе обучения в начальных классах педагогический эксперимент, в основу которого была положена идея о том, что можно ускорить развитие ребенка за счет повышения эффективности обучения. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю степень трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.

Принципы обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержание образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом, однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся.

Технологию развивающего обучения также активно разрабатывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их многочисленные ученики.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что

Современный процесс обучения опирается на общие дидактические принципы. Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог.

В современной теории дошкольного обучения выделяется ряд основополагающих принципов:

принцип развивающего обучения,

принцип опережающего обучения,

обучение на высшем уровне трудности, (о них уже упоминалось выше),

принцип воспитывающего обучения,

принцип наглядности,

принцип доступности,

принцип научности,

принцип систематичности и последовательности,

принцип активности и сознательности детей в усвоении знаний,

принцип индивидуального подхода к детям,

принцип связи знаний и умений с жизнью и практикой и др.,

Принципы организации предметно-развивающей и игровой среды.

При использовании разных форм организации детской деятельности в педагогическом процессе необходимо сочетать баланс между так называемыми стабильными и нестабильными формами деятельности. К стабильным формам относятся режимные процесс, систематические занятия, свободная деятельность детей, досуговая деятельность. К нестабильным формам – проблемные педагогические ситуации и нестандартные формы организации детской деятельности и т.д.

Сочетание данных моделей может быть скомбинировано в «сборную», которая позволяет учитывать разнообразные формы взаимодействия взрослого с детьми и формы организации содержания образования. С одной стороны, содержанием первого блока данной модели является специально организованное обучение в форме занятий, с другой стороны, содержанием второго блока является совместная взросло-детская (партнерская) деятельность, третьего блока – свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

В концепции развивающей среды, разработанной под руководством В.А. Петровского, изложены пути кардинального преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении. По С.Л. Новоселовой, базисными компонентами предметно-развивающей среды должны быть природные и культурные объекты, физкультурно-оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-функциональные помещения, дизайн, игро- и видеотеки и т.п.

При создании определенных условий предметно-развивающая среда обогащает личностное развитие ребенка, обеспечивая ему широкую гамму сенсорных впечатлений, возможность исследовательской деятельности, общения со сверстниками и окружающими людьми.

С одной стороны, личностное становление ребенка возможно лишь при реализации принципа уважения к его потребностям в движении, общении и познании, принципа уважения к его мнению. С другой стороны, должны быть созданы условия для стимулирования развития способностей ребенка, его самостоятельной индивидуальной деятельности. Для этого необходимо дать ему свободу выбора деятельности, соблюдать принципы функциональности, опережающего характера обучения. При этом не следует смешивать процесс обучения с игрой – занятия должны носить развивающий характер, проводиться в определенной системе, а в игре ребенку предстоит освоить человеческие отношения, способы общения, отобразить посредством замещающей функции мышления все значимые для себя роли, самоопределиться в них.

При организации педагогу необходимо уметь использовать любое пространство в развивающих целях.

Можно спланировать:

Использование смены расположения бытовых и игровых зон, показ детям новых действий и известными им предметами;

Простые пособия, атрибуты, оборудование, которые помогут создать фон для игры и занятий, подсказать новое упражнение.

Предметно-игровая среда должна строиться на определенных принципах:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Ребенок по своему усмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или малым числом сверстников, со взрослыми или может остаться в одиночестве – в зависимости о настроения, эмоционального или психологического состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Принцип стабильности-динамичности

Реализуется при разделении общего игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами оборудования и, с другой, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций. Зонирование может быть достигнуто путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых для пространственного обеспечения необходимых видов деятельности детей и организации занятий.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

В возрастном плане может быть раскрыт как увеличение непрогнозируемости событий, наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений, представлений об окружающем, знакомству с языком музыки, движений, графики и др.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

Предоставляет возможность создать такую среду, когда мечты детей перестают быть условностью или даже перерастают в дизайнерские способности.

Принцип открытости - закрытости

Представлен в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «я», собственного внутреннего мира. Предполагает нарастание структурности среды, разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и тд.

Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации можно представить в виде схемы: «общество – игрушка - ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.

Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить практически невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время, от времени уступая первенство друг другу.

Основные принципы организации работы с семьёй:

  • -- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);
  • -- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • -- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • -- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Преемственность согласованных действий.

Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада -- этого единого пространства, объективной реальности -- состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. Признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

4. Открытость.

Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.

  • 5. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  • 6. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

7. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

8. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Познакомившись с принципами взаимодействия, предлагаемые ФГОС, мы решили сделать их анализ. Сопоставили новые вышеизложенные принципы, с теми, которые рекомендует традиционная педагогика, чтобы выявить, насколько они актуальны и современны.

Индивидуальный подход осуществлялся прежде только в работе с детьми, а ФГОС предполагают осуществление индивидуального подхода и в работе с родителями, поэтому современному педагогу нужно быть психологом, чтобы увидеть и подметить или разобраться в поведенческих реакциях родителей.

Детский сад до начала реформ позиционировал себя как учреждение, которое информирует и образовывает родителей через различные формы педагогической пропаганды. ФГОС предполагает вместо наставничества, общепринятого для всех ДОУ - сотрудничество.

В связи с социальными переменами в общественной жизни, в связи с появлением новых технологий, которые прочно вошли в нашу жизнь, в связи с быстро развивающимися событиями в области образования и воспитания, а так же науки, необходимо уметь быстро реагировать на происходящее и всегда быть готовым соответствовать требованиям современности,а значит детский сад должен идти в ногу со временем. Поэтому, предлагаемые ФГОС принцип динамичности является актуальным.

Изучив и сделав анализ теоретического материала по вопросам принципов, задач и форм работы с родителями, мы узнали, что приоритеты в воспитании детей дошкольного возраста поменялись. Приоритет семейного воспитания стал преобладать над общественным.

Принципы дошкольного образования

Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад,центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

Детский сад –это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми,здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.

Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других.

Также в детском саду дети осваивают основы саморегуляции. То есть ребенок учиться самостоятельно, выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем)в школе.

Почему я выбрала эту профессию?

Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя, и он всегда помнит своих учеников. Поэтому ещё в школе я решила: «Буду учителем начальных классов!» Ведь моя учительница самая лучшая,и я должна быть такой! По окончанииВольскогопедагогического училища № 2 начала работать в МОУ СОШ №4. Мне помог случай: Однажды директор школы мне предложила перейти на должность учителя-логопеда. Но чем я буду заниматься? Мысли в хаотичном порядке сменяли друг друга. Решила: «Попробую!» Окончила Саратовский государственный университетимени Н. Г. Чернышевского и поняла: «Я не ошиблась. Как здорово и прекрасно быть учителем-логопедом! Ведь работая с детьми, я, как и учитель, отдаю частичку своего сердца и души». И вот уже 20 летработаю учителем - логопедом. Учу слову, воспитываю словом,обращаю внимание на бережное к нему отношение.

Высшее достижение в работе с детьми.

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

Самое важное достижение в работе с детьми – это когда дети тебя любят и радуются встречи с тобой. И пусть проходят года, мои первые выпускники став уже взрослыми при встрече по - прежнему здороваются и улыбаются тебе.Но самое главноеконечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Вот уже на протяжении 10 летвсе мои выпуски отмечены 100% успехом.Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел. Вот это я считаю самымвысокимдостижением!

Мои основные принципы работы с детьми

Принцип создания для детей комфортной, доброжелательной атмосферы.

Уважительное отношение к каждому ребенку. Каждый ребенок - это личность, индивидуальность и развивая ребенка, необходимо это помнить всегда!

Научить ребенка не только усваивать, запоминать сумму знаний, но главное показать пути, через которые можно найти ответ на вопрос, интересующий ребенка.

Почему я решила участвовать в Конкурсе?

Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Современный ритм жизни требует от учителя-логопедапостоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность . Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Хочу вызвать интерес общества к своей профессии.Поэтому участие в этом конкурсе, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе:

Как решить проблему нехватки садов? –

Это трудный вопрос,

Но ответ мой готов:

Может надо вернуть те сады, что стоят

При закрытых дверях дожидаясь ребят…?

По моему мнению, проблема дефицита детских садов решается очень просто. Строить детский сад очень дорого. Подход к решению этой проблемы должен быть комплексным. Нужно вести работу по возвратудетских садов, реконструкциииихремонту.

Как я представляю идеальный детский сад будущего:

Детский сад Будущего – Дом радости. Утро начинается с девиза «В детский сад хожу без слез!» В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. Для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной.

Когда мы поймем, что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад стане кристаллом развития культуры. И это наше будущее!!!

Детский сад Будущего – второй дом не только для ребенка, но и для семьи. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки развития каждого ребенка, даже ребёнкас ограниченными возможностями. Ведь доступная среда должна быть у каждого.


Введение

Определение принципов обучения детей дошкольного возраста

1 Принцип научности

2 Принцип наглядности

3 Принцип доступности

4 Принцип активности и сознательности

5 Принцип систематичности, последовательности и постепенности

6 Принцип развивающего обучения

7 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении

Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованных источников


Введение


Выдвижение на передний план социальной функции современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблемы отбора содержания и организации процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Известная оторванность дошкольного учреждения от реального мира, строгий научно-системный принцип отбора и структурирования содержания программ воспитания и обучения, далеких от конкретных интересов детей, делают сложными процессы присвоения ребенком культурно - исторического опыта, развития и саморазвития в осмысленной деятельности.

Современные активные поиски в области дошкольной педагогики, находящие свое отражение, в основном, в создании многочисленных программ, свидетельствуют о попытках преодоления вышеуказанного противоречия.

Воспитательная личностно ориентированная деятельность имеет своим основанием новое понимание функции дошкольного учреждения, как открытого социально-образовательного учреждения, оказывающего педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирующего имеющиеся проблемы в их поведении и развитии. Последнее возможно только при условии наличия доверия, партнерского взаимодействия и сотрудничества с родителями и родственниками детей. В данной работе раскрыты способы и пути "выращивания" совместного бытия значимых для ребенка взрослых - воспитателей и родителей, а также возможности вовлечения в процесс обучения в детском саду целостного социального пространства жизни детей, событий и ситуаций, имеющих для них личностный смысл. При этом мы обращаемся к анализу как отечественной, так и зарубежной современной теории и практики дошкольного образования .


1. Определение принципов обучения детей дошкольного возраста


Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения .

Одновременно у детей формируется более лояльное отношение к труду, интерес к трудовой деятельности взрослых, трудолюбие. Обучение и воспитание обычно находятся в одном целом: обучая, мы воспитываем, а воспитывая - обучаем.

Вместе с тем обучение и воспитание как своеобразные стороны единого процесса имеют свой состав, свои определенные методики, свои материальные и психологические предпосылки. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступают в более тесном единстве, и дифференцировать их трудно, но по мере того, как ребенок подрастает, воспитание и обучение все четче дифференцируются. Но это совсем не значит, что обучение теряет свою воспитательную силу, а воспитание перестает быть обучающим. Обучение на всех этапах развития ребенка остается воспитывающим, а воспитание - обучающим .

Принципами обучения называют такие исходные положения, которыми пользуется воспитатель во время отбора содержания, организации и методов обучения. Они отражают внутренние естественные стороны деятельности воспитателя и ребенка, определяют эффективность обучения на различных возрастных этапах при различных формах организации обучения.

Принципы обучения не являются раз и навсегда принятыми категориями. По мере развития психолого - педагогической науки они совершенствуются, приобретая более глубокое обоснование (принцип активности обучения, развивающего обучения и т. д.) .

Организационной формой обучения являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями, большей степенью сотрудничества педагога с детьми. Главная особенность учебных занятий с дошкольниками в том, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой. Однако общие закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста и младших школьников одни и те же. Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название - дидактические принципы обучения.

Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка .

Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей. В практике используются следующие принципы обучения детей дошкольного возраста.


1.1 Принцип научности


Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа. Первоначальные научные знания школьника возникают не на голом месте, а на основе реальных представлений, полученных детьми в детском саду. Таким образом, более глубокое научное познание действительности возникает на основе менее глубокого. Бесспорно, нелегко придерживаться этого принципа при объяснении дошкольникам самых простых вещей. Дидактика и призвана подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной Стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой - был бы понятен и доступен детям. Принцип научности обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста элементов диалектико - материалистического понимания окружающего мира .

Ученые не раз задумывались над данной проблемой. Где тот возрастной рубеж, указывая на который мы могли бы с уверенностью сказать: вот то время, когда нужно начинать формирование элементов материалистического понимания окружающей ребенка действительности. Многие, кто понимал важность и актуальность этой проблемы, в нерешительности опускали руки при возгласах оппонентов: а возможно ли решение данной проблемы относительно дошкольного возраста?


.2 Принцип наглядности

обучение воспитание дошкольный

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Принцип наглядности не является новым. При этом не исключено, что в процессе развития ребенка, в нем формируют, качества, прямо противоположные тем, которые нам хотелось бы видеть.

Период дошкольного детства - благоприятное время для постепенного формирования у ребенка основ научного миропонимания, что приобретаемые на этой возрастной ступени знания, опыт деятельности, отношении, поведения - все это, вместе взятое, подготавливает в ребенке тот качественный скачок, который происходит в процессе формирования мировоззрения на более поздней возрастной ступени - школьном обучении.

Не случайно дети любой рассказ стремятся провести на образный язык, представить себе в форме какой-то наглядной картины, события. Самые сложные мыслительные умения - рассуждать, считать, доказывать, анализировать и сравнивать - происходят от первоначальных внешних действий, от работы с конкретными предметами. Чтобы научиться считать в уме, надо немало потрудиться, считая реальные предметы. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности детей. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени .

Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада - значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка уточнять его эмпирические знания.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности:

1.предметная;

2.образная;

.условно - символическая наглядность.

Используя предметную наглядность, показываю детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов).

При использовании образной наглядности показываю детям картины, иллюстрации, слайды.

При использовании условно - символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению состава чисел.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется, прежде всего, в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

К наглядности, используемой на занятиях, предъявляются следующие требования: они должны в полной мере отражать все вокруг, соответствовать уровню развития дошкольников, быть высокохудожественными по содержанию и оформлению,


.3 Принцип доступности


То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно, а также определенно соответствовать развитию ребенка.

Ни о чем так не спорят в наши дни педагоги и психологи, как о доступности. Какие знания, с какого возраста и при каких условиях можно давать детям? Лет 15 назад еще уважали традиционный запрет: нельзя начинать обучение грамоте и письму раньше пяти лет. Сегодня разрешается учить ребенка и раньше, лишь бы свято соблюдалось правило: вызвать интерес, побудить самого ребенка ожидать очередной "урок". Лишь бы не было принудительного обучения, учить с игрой, с увлечением.

Чтобы овладеть грамотой, ребенок должен научиться различать фонетическую сторону текста. Кроме этого, у ребят в этом возрасте характерно физиологическое косноязычие (не умеют произносить шипящие, свистящие звуки и т. д.), а значит, их невозможно подготовить к непосредственному обучению грамоте.

Существенный признак принципа доступности - связь получаемых знаний с теми, которые уже сформированы в сознании ребенка. Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны детям .

Однако, доступное в обучении детей нельзя приводить в пример с легким. Легкое обучение не вызывает у ребят никакого умственного усилия, напряжения, а следовательно, и не содействует их развитию. Доступное обучение всегда предполагает постановку перед детьми таких задач, таких заданий, решение или выполнение которых было бы посильно детям и в то же время вызывало некоторое напряжение их умственных сил.


.4 Принцип активности и сознательности


Экспериментальные данные показывают, что если дети не проявляют интереса к учению, то информация, идущая от воспитателя к ребенку, не воспринимается ими. Даже при нейтральном психическом состоянии ребенка информация, идущая извне, не воспринимается мозгом ребенка.

Практика детского сада показывает, что многие дети интеллектуально пассивны из-за того, что воспитатель при объяснении учебного материала не предусматривает в нем заранее приемов, активизирующих познавательные способности, мышление и поведение ребенка, когда все до мелких деталей "разжевывает" сам, не опираясь на активность и самостоятельность ребенка, которому ничего не остается, как только "проглотить" очередную дозу материала.

Значение этого принципа и состоит в том, что чем больше ребенок решает практических и познавательных задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Важнейшим показателем эффективности обучения является проявление детьми познавательной активности и самостоятельности. В основе этой реакции лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. От воспитателя и применяемых им методов и приемов зависит развитие познавательных способностей и творческих сил ребенка .


.5 Принцип систематичности, последовательности и постепенности


Это означает, что состав обучения и конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную "дозу" учебного материала. Каждая такая "доза", часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Принцип связи с жизнью вытекает из диалектико-материалистического закона единства теории и практики. Конечно, связь с жизнью для маленьких детей ограничена их возможностями. Их жизнь - это игра, труд, занятия. Приобретаемые знания следует использовать в указанных видах деятельности.


.6 Принцип развивающего обучения


В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое. Именно это желание является эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Секрет возникновения интереса к учебной деятельности заключается в личных успехах ребенка, в его ощущении роста своих возможностей, в овладении учебным материалом. Значит, чем больше успехов у ребенка в знаниях, в учении, тем выше и устойчивее его желание приобретать новые знания .


.7 Принцип учета возрастных особенностей и индивидуального подхода к детям в обучении


Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Воспитатель должен знать, на что способен каждый ребенок. Кто из 25 - 30 ребятишек быстро схватывает учебный материал, а кто - медленно. Нельзя требовать от дошкольника невозможного. Надо изучать личность ребенка, присматриваться к нему, выявлять его характер.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях сажают ближе к воспитателю, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, особенно только что пришедшие в сад, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании. Нужно воспитывать благожелательное отношение к ним и со стороны товарищей.

В детском саду встречаются дети, у которых нет привычки к умственному труду, они любят играть, но занимаются неохотно. Именно таким детям необходимо дать возможность испытать радость успеха, что повысит их интерес к содержанию занятия, к умственному труду .

В работе воспитателя учитываются следующие параметры индивидуальности ребенка:

1.характер переключения умственных процессов;

2.уровень знаний и умений;

.работоспособность;

.уровень самостоятельности и активности;

.отношение к обучению;

.уровень волевого развития.

Руководствуясь дидактическим принципами, можно достичь лучших результатов в обучении детей дошкольного возраста.

Таким образом, названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности педагога и познавательной деятельности детей. Методы, содержание, организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста находятся в существенной зависимости от понимания педагогом принципов обучения и умения применять их в своей деятельности .


2. Зарубежный опыт обучения детей дошкольного возраста


В зарубежной педагогике решение проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения существенно отличается от решения этого же вопроса в российской педагогике. Там в центре внимания находятся ребенок и его семья, а взаимодействие дошкольного учреждения с родителями рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги .

Такой подход определяется различиями в государственной политике России и за рубежом, где дошкольные учреждения, в отличие от бывшего СССР, не контролируются государством, т. е. не являются учреждениями, призванными обеспечить общественное воспитание. Поэтому при организации деятельности дошкольных учреждений в других странах и определении их целей принимают во внимание прежде всего позицию семьи, как родителей, так и ребенка .

В Англии существуют государственные (бесплатные) и частные дошкольные учреждения. Они подчинены органам, ведающим начальным и средним образованием. Официальных инструкций относительно содержания работы или программ не существует. Работники дошкольных учреждений составляют программы самостоятельно с учетом рекомендаций, которые даются на специальных конференциях и курсах. Руководящими принципами в работе дошкольных учреждений являются самовыражение ребенка в деятельности как наилучшем средстве выявления способностей и установка на их спонтанное, стихийное развитие .

В США также нет ни единой программы дошкольного воспитания, ни единой государственной системы, ни общих законов, поэтому работа в каждом штате строится по-разному. В США дошкольные учреждения разные: государственные детские сады при государственных школах, университетах, колледжах, частные детские сады и детские центры. Концепция дошкольного воспитания во многом базируется на прагматической педагогике Дж. Дьюи. В соответствии с ней в дошкольных учреждениях преобладает самостоятельная деятельность детей, широко используются игры со строительным материалом. Большое внимание уделяется обучению детей умению самостоятельно планировать свою работу, тщательно ее выполнять, доводить до конца. Детей учат быть лидерами .

Во Франции также есть государственные и частные дошкольные учреждения. Они были включены в систему народного образования в 1982г., при этом государственные являются бесплатными и светскими, а частные, которые посещают дети обеспеченных родителей, работают по разным образовательным программам.

Обилие образовательных программ и ориентированность дошкольного воспитания прежде всего на семью, а не на общество в целом находят выражение в разных педагогических подходах к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения. Можно выделить следующие модели взаимодействия с родителями: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна, модель групповых консультаций X. Джинота и др. .


Заключение


Таким образом, для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты, достаточно соблюдать основные принципы обучения:

Принцип обучения в игровой деятельности. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку - он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

Принцип наглядности. В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно .


Список использованных источников


Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова - М.: Владос, 2003. - 400с.

Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств / И.А. Колесникова // Педагогика. - №7. - 1998. - С. 55 - 58.

Аванесова, В.Н. Теоретические основы занятий как форма умственного воспитания и обучения: Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / В.Н. Аванесова - М.: Просвещение, 1980. - 200с.

Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Ребенок в детском саду. - №2. - 2003. - С. 21 - 28.

Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, Н.Г. Саморукова - М.: Просвещение, 2000. - 250с.

Каралашвили, Е.А. Взаимодействуем со специалистами / Е.А. Каралашвили, Н.Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №7. - 2010. - С. 74 - 78.

Лагунов, Ю.А. Дошкольное образование: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.А. Лагунов - СПб.: Первое сентября, 2000. - 400с.

Ремезова, А.С. Скоро в школу / А.С. Ремезова // Ребенок в детском саду. - №5. - 2005. - С. 35 - 37.

Http://detstvo.ru

Www.doshkolniki.org


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.