Умственное развитие дошкольников. Умственное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского экспериментирования Умственное развитие детей разных возрастных групп

Особенности умственного развития детей очень индивидуальны, ведь не существует двух одинаковых малышей. И, тем не менее, они напрямую зависят от возраста ребенка.

Как правильно развивать ребенка

Чтобы развитие малыша было всесторонним и правильным, нужно с ним играть. Но, играть полезно. Например, читать. Яркие и увлекательные, доступные детскому пониманию книжки сегодня в изобилии в магазинах. Выберите ту, что подходит по возрасту, и читайте малышу. Ему будет гораздо интересней, если вместе с ним будут «слушать» и любимые игрушки. Пусть такое станет своего рода игрой.

Умственное развитие детей дошкольного возраста происходит, прежде всего, через мышление.

Оно, в свою очередь, самым непосредственным образом зависит от воображения. И мало что может так же эффективно помочь его развивать, как рисование. К тому же, дети в подавляющем большинстве, обожают такое занятие. Поиграйте с малышом: рисуйте вместе. Можно, как пытаться изобразить увиденное, так и пофантазировать. Не ограничивайте малыша, пусть в ход идут даже пальцы рук, лишь бы картина в итоге получилась такой, как хотел ребенок.

В дошкольном возрасте дети учатся не воспринимать окружающий мир, как кучу разрозненных предметов, а обобщать все, складывая в некую единую картину. Логическое мышление развивается на основе воображения. А потому и сюжеты рисунков будут состоять из многих компонентов, например, домика и окружающих его деревьев, собачек с кошечками и, конечно, вас с ним.

Не менее полезно также будет занять ребенка лепкой из глины или пластилина. Когда малыш подрастет, покажите ему, как складывать пазлы.

Это развивает не только мелкую моторику рук, но и логическое мышление.

Нельзя самостоятельно делать выводы о том, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Это под силу только детскому психологу после беседы, а возможно и тестирования малыша.

Продукты для полноценного умственного развития ребенка

Особенности умственного развития детей самым прямым и непосредственным образом зависят от того, поступает ли в его организм достаточное количество витаминов и минералов. О необходимости сбалансированного рациона малыша хорошо известно всем родителям. Следите, чтобы ребенок ел именно полезную пищу, а еще, чтобы продукты его питания были достаточно разнообразными.

Чтобы ваш малыш эмоционально и психически хорошо развивался, давайте ему следующие продукты:

Источники простого сахара, то есть, сахарозы, как авокадо, абрикосы, яблоки и цитрусовые. Последние часто становятся причиной аллергии, так что при появлении соответствующей реакции организма ребенка, исключите их.

  • Белки, как мясо птицы, рыба, красное мясо, яйца и морепродукты.
  • Источниками насыщенных жиров станут соевое и кукурузное масла, молокопродукты и особенно твердый сыр, а еще йогурты и какао.
  • Клетчатку организм получает из орехов, семечек и зеленых листовых овощей, а еще из моркови.

Подавляющее большинство малышей хотят кушать не то, что полезно, а то, что вкусно. Проявите фантазию и приготовьте блюда для трапезы ребенка так, чтобы они заинтересовали его. Дошкольники многое воспринимают в игровом виде. Так что можно превратить полезную пищу в элемент некой игры, для победы в которой порцию понадобится съесть.

Консультация для родителей

Интеллектуальное развитие дошкольников

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

Аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;

Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

Развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) , умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста - Страница 3

Умственное воспитание и обучение детей дошкольного возраста: понятие, задачи, содержание, условия и средства.

А) ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Умственное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование) .

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Умственное развитие детей дошкольно­го возраста зависит от комплекса социальных и биологи­ческих факторов , среди которых направляющую, обогаща­ющую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – это прежде всего разви­тие активной мыслительной деятельности дошкольни­ков. Полноценное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.

Таким образом, умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии . Умственное воспитание во мно­гом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитыва­ются закономерности и возможности умственного разви­тия детей первых лет жизни.

Поэтому, особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие ЗАДАЧИ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ детей дошкольного возраста:

Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни;

Развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

Развитие любознательности и умственных способностей;

Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны.

Ребенок думает, что «облако - это вата», а «звезды - электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) , о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.) . В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками и т.д.

Развитие познавательных психических процессов - ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи - важной задача умственного воспитания.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий . Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию .

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи . Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими.

Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.) , а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития , как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания , увеличивается объем памяти ; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения ; оно необходимо для всякой творческой деятельности.

В первые дошкольные годы - это воссоздающее воображение , на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление .

На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление . Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Развитие любознательности и умственных способностей

Любознательность - качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы .

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания - развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка .

Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью.

Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности .

Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума , как сообразительность (быстрота умственной реакции) , критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.) , пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа) , вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает - не летает» и др.) , в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности .

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т.е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков , сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

Материал с сайта otveti-examen.ru

Когда нужно начинать умственное развитие дошкольников?

На самом деле, оказывать помощь в развитии необходимо начинать уже в неонатальном периоде. Обнимая ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности, удовлетворяя его основные потребности вы способствуете его развитию.

Безусловно, это имеет большое влияние на его развитие, не только физическое, но и умственное и эмоциональное. Предоставление ребенку дополнительных стимулов слуховых и зрительных (погремушки, музыкальные шкатулки и т. д.) , стимулирует его общее развитие.

Пик интеллектуального развития приходится на дошкольный возраст. Стоит позаботиться о развитии и воспитании детей, прежде чем они начнут обучение в школе. Это единственный способ, защитить их перед неудачами и ввести на путь школьных успехов.

Чтобы это удалось, взрослый должен прежде всего знать, что конкретно для этого нужно. Важно стремиться к пониманию того, что чадоделает и говорит.

Помимо желания помочь ребенку в развитии требуются знания, психологическая готовность и время, которое можно посвятить крохена совместное времяпровождение.

В научной литературе проблематику раннего усиленного умственного развития ребенка представляет множество трудов, дополняющих друг друга и иногда противоречивых.

Большинство педагогов утверждают, что интенсивная поддержка развития необходима не только детям, которые медленно развиваются, но и всем. Многое указывает на то, что все дети рождаются талантливыми, но есть задатки, которые нужно умело развивать.

Чем раньше начать способствовать их развитию, тем лучше. Поэтому поддержка развития помогает всем детям в создании условий для полного развития имеющихся интеллектуальных возможностей.

В результате этих действий дети, которые развиваются очень хорошо, могут действовать на еще более высоком уровне, так как необходимые развивающие мероприятия дают шанс развиться их особым способностям.

В случае, если дети развиваются медленнее, развивающие мероприятия могут подтолкнуть их к более быстрому темпу, что дает шанс на успехи сначала в роли дошкольника, а позже и в роли ученика.

А детям, которые отстают в развитии, принятые меры могут значительно помочь в выравнивании дефицита развития.

Правила умственного развития дошкольников

При интенсивных развивающих мероприятиях, следует помнить о двух основных принципах. Первый касается адаптации мероприятий к реальным познавательным и исполнительным возможностям вашего непоседы.

Говоря, например, о трехлетнем малыше, имеется в виду не только возраст жизни, но, прежде всего, его уровень развития. Условием мудрой поддержки является сохранение жизненного цикла и переход через все его этапы.

Второе правило гласит, что вы не можете переступать этапы развития ребенка. Малышдолжен самостоятельно подняться на последующие ступени развития.

Очень важная задача взрослого, который сопровождает ребенка в этом „восхождении” – это разумная помощь, т. е. организация процесса обучения и его контроль.

Поэтому, чтобы чадобыл умнее, больше знал и умел, необходимо сформировать в его сознании те вещи, которые необходимы при прохождении отдельных ступеней школьного образования.

Навыки, которые должен иметь дошкольник, чтобы соответствовать этим требованиям, вы можете заключить в двенадцати тематических блоках.

  1. Пространственная ориентация (формирование навыков, которые позволяют ребенку хорошо ориентироваться в пространстве и свободно говорить о том, что вокруг него находится) .
  2. Ритмы и ритмическая организация времени (развитие навыков укладки ритмов) .
  3. Причина и следствие (предсказание последствий, формирование аналитического мышления) .
  4. Умение подсчета объектов.
  5. Сложение и вычитание, разделение на группы по несколько объектов.
  6. Классификация (разделение объектов и явлений по категориям) .
  7. Установка по порядку, нумерация.

Материал с сайта sosed-domosed.ru

Интеллектуальное развитие дошкольников | Мама, папа и малыш!

Все детки раннего дошкольного возраста очень восприимчивы к новой информации. Сознание ребенка в этот период сравнивается с губкой, впитывающей огромное количество разнообразных сведений об окружающем мире.

Эти знания и навыки дети получают, общаясь со сверстниками в процессе игры, принимая участие в занятиях и беседах с воспитателями. Поэтому для интеллектуального развития дошкольников крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность малышей в нужное русло.

Ребенок имеет огромный потенциал к постоянному обучению, заложенный в него самой природой. Такая любознательность может послужить прекрасной основой для постепенного становления дошкольника как всесторонне развитой личности.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы ненавязчиво «подобрать ключик» к каждому малышу, учитывая его таланты, способности и умения, а также возраст. Ребенок должен постигать новое постепенно и без принуждения.

К тому же воспитатель должен поощрять маленького человека к самосовершенствованию и получению новых знаний и навыков. Только в таком случае, при соблюдении всех необходимых условий, умственное воспитание детей будет организовано должным образом.

Модели умственного развития дошкольников

Каждый ребенок это индивидуальность, поэтому нельзя умственное развитие всех детей подвести «под одну гребенку».

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим различают три модели умственного развития дошкольников. Давайте рассмотрим следующую таблицу.

Модель Характеристика Эмоциональная

С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

Логическая

В возрасте до 5 лет у деток активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности ребят запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый.

Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.

Чем характеризуется развитие мышления у дошкольников?

  • Вопросы. Постоянные детские «почемучки» свидетельствуют о непрекращающейся «умственной» работе малыша. Задача воспитателей – дать «правильные» ответы.
  • С возрастом ребенок «осваивает» речь и развивает способность рассуждать. Таким способом малыш учится решать свои «задачи», сопоставлять различные явления и их взаимосвязь.
  • В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые «ростки» инициативности, любознательности, уверенности и гибкости. Задача воспитателей – посодействовать их развитию.

Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье малыш получает такое важное родительское одобрение, поддержку и заботу. Давайте дарить детям уверенность в собственных силах и свою любовь!

Читайте также в этом разделе:

Подробней mamapapaimalish.ru

Предварительный просмотр:

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь, это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна.

Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности.

Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще.

Сенсорное развитие - это фундамент общего умственного развития ребёнка. Оно имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, школе и для многих видов труда.

С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Наряду с традиционно используемыми материалами по воспитанию сенсорной культуры ребёнка, его интеллектуального развития в нашем детском саду используются в работе материалы М. Монтессори.

Эта неординарная методика воспитания и обучения разработана итальянским педагогом Марией Монтессори, которая считала, что любому современному малышу для гармоничного развития и личностного роста необходима совершенно особенная среда, наполненная дружественным отношением, отсутствием соперничества и комфортным получением знаний.

Мария Монтессори полагала, а, вслед за ней, так же считают и ее последователи, что базовая роль в воспитании ребенка принадлежит самостоятельным играм. Причем, играм, развивающим мелкую моторику – «основу основ формирования мышления и речи».

Монтессори-игры, как таковые, не нуждаются в особом или сложном инвентаре – это могут быть самые разные «подручные» средства – банки с крышками, бельевые прищепки, сыпучие продукты, а также игрушки, сшитые своими руками.

Для маленьких воспитанников сегодня создаются всевозможные пальчиковые игры, геометрические и познавательные рамки-вкладыши, различные виды шнуровок и лабиринтов, игрушки-застежки, а также наборы для детского творчества, которые мы тоже используем в свой работе. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров) , а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, развитие слуха) . Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори - материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её.

Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Помимо сказанного, доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать «ключи» к окружающему миру.

Занимаясь самостоятельно с уникальными игровыми комплектами, каждый малыш развивает собственную индивидуальность, учится создавать что-то, а также формирует чувство ответственности перед самим собой за конечный результат своего творчества.

Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5, 5 лет. Разумеется, здоровый ребенок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр.

М. Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он «утончал» (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему - навыки распознавания.

Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «утончению» собственных органов чувств?

Прежде всего, давайте доверимся природе. Позволим ребенку делать все, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней.

Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.

Совсем по-другому сыпется песок из закрытого чайника в блюдце через дырочки в носике. Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной в двух плошках.

Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Попробуем воспользоваться воронкой!

Металл блестит! Это можно обнаружить, если взять бархотку и мелкими движениями пальцев натирать металлический предмет.

Работа с зернами - перекладывание, сортировка - обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков.

Большой деревянный пинцет, которым малыш пытается ухватить шишку, тренирует мускулатуру его руки.

А если перекладывать пробки из сухой миски в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет.

Ручная работа пипеткой поможет малышу пронаблюдать, как капает вода.

Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков, яблока, винограда по форме, размеру.

Галька - совершенно особый материал для работы ребенка. Возможность свободного выбора камешка вызывает спонтанный интерес ребенка. Создание картины из гальки, зерен, блестящих шариков, тесьмы дает возможность развивать концентрацию внимания.

Ребенок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как могут они превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл.

Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет. Закроем глаза и руками почувствует то, что не всегда можно увидеть глазами.

Сухие цветы и фрукты - это тоже природный материал. Его можно взять, положить, разглядеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.

Сырая земля может быть мягкой и твердой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из маленьких камешков и быть холодной или теплой.

Хочу познакомить вас с некоторыми видами игр по методике Монтессори.

"Игры с водой" Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом.

Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом.

В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку) . Даже такая простая игра развивает координацию движений.

Поможет сориентироваться в окружающем мире.

Игра "Аквариум"

Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики) , поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками) . Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно, не помогая другой рукой.

Игры с бисером

Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока. Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Развитие мелкой моторики ребенка очень влияет на развитие мышления и освоения ребенком речью.

Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами.

Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

Игра "Цветные дорожки":бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой") . Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

Игра "В тишине"

Игрушки: любые предметы в комнате. В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.

Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать.

Воспитатель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: «Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое». Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства.

Воспитатель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой.

Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам.

Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.

Прямая цель: ощутить полную тишину.

Косвенная цель: Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.

Развивающая игра “Что внутри?”

Подготовкой материала можно заняться вместе – это весело и полезно. Пусть ребенок сам насыплет крупы, потрогает их ручками и опишет вам свои ощущения.

Что развиваем: мелкую моторику, тактильное восприятие

Что вам понадобится: воздушные шары одинакового цвета и размера, вода, песок, мука, горох, фасоль, крупы

Рассыпаем все заготовленные материалы: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом.

Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку.

Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Игра «Геометрические фигуры»

Прямая цель: узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель:развитие моторики руки, развитие зрительной памяти. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на карте должны точно соответствовать друг другу.

С помощью монтессори-игр ребенку последовательно прививается терпение, усидчивость, умение владеть собой при любых обстоятельствах, даже когда что-то совсем не получается.

Материалы-монтессори способствуют также духовному становлению личности, начиная с самого раннего возраста, и через активное развитие сенсорики и моторики. Это настоящий «ключ» к пониманию ребенком окружающего его мира. Кроме всего прочего, монтессори-игры приводят к поляризации детского внимания, а это немаловажный момент в воспитании и развитии личности.

Опытным путем выявляется глубинная связь различных предметов – в частности, вещей, входящие в определенные игровые наборы. Например, с помощью шнуровок, маленькие дети на практике пробуют соединить самые разные предметы в единое целое, формируя параллельно в собственном сознании образы и понятия, в том числе, ассоциативные.

В принципе, любой из видов монтессори-материалов обладает вполне конкретными функциями. Например, рамки- застежки обучают малышей самостоятельно одеваться, застегивая на пуговицы, молнии, пряжки, крючки или липучки предметы собственного гардероба.

Современная индустрия товаров для детей и в этих вопросах идет навстречу пожеланиям потенциальных покупателей и выпускает целую серию игр «Монтессори», пользующуюся неизменным потребительским спросом.

Есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги,блоки с цилиндрами – вкладышами и прочее.

Специальные игрушки-лесенки и игрушки-штанги знакомят маленьких детей со сравнительными понятиями – такими, как «толстый-тонкий», «широкий-узкий», «большой-поменьше-совсем маленький», «длинный-короткий» и т.д.

Цилиндрические блоки помогают ребенку уяснить для себя понятия «войдет не войдет», а также учат маленького человека, что называется «на глаз» определять соотношение отдельных предметов. Есть также комплект цилиндрических блоков, в котором каждый из цилиндров не только обладает собственными габаритами и цветом, но еще и звуком. Таким образом, малыш учится подбирать аналогичные вещи не только визуально, но и на слух.

Кроме всего прочего, с помощью оригинальных монтессори-игр детям прививаются базовые математические знания – навыки счета и простейших арифметических действий. Это достигается использованием на занятиях специальных счетных наборов – «Золотые бусины», «Веретена», «Геометрические тела» и т.д.

Психологи и педагоги считают, что монтессори-материалы – это нечто среднее между развивающими игрушками и настоящими учебными пособиями.

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Используемая литература:

1. М. Буторина, Е. Хилтунен. Монтессори- материал. Школа для малышей.

2. М. Ильина. Психологическая оценка интеллекта у детей.

3. О. Земцова. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет.

4. С. В. Лыков. М. Монтессори Помоги мне сделать это самому.

Основными показателями умственного развития дошкольников является развитие мышления, внимания, памяти, воображения

. Развитие мышления дошкольника . В дошкольном возрасте дети начинают познавать мир с помощью мышления - общественно обусловленного психического процесса, который заключается в обобщенном и опосредованном отражении действительности. Его развитие у дошкольников зависит от развития воображения. Ребенок механически заменяет в игре одни предметы другими, предоставляя им несвойственных, но определенных правил игры новых функций. Позже предметы она заменяет их образа мы, в связи с чем отпадает необходимость практического действия с нимими.

Основными направлениями развития мышления в дошкольном детстве является совершенствование его наочнообразности, связанной с представлением ситуаций и их изменений на основе воображения, произвольной и опосредствованной памяти нач чаток активного формирования словесно-логического мышления (использование понятий, логических конструкций) путем использования языка как средства формулировки и решения интеллектуальных задач.

Если в раннем детстве мышление осуществляется в процессе предметных действий, это у дошкольника оно начинает опережать практические действия, поскольку он уже учится переносить ранее усвоенный способ действия на а другую, ае тождественную первой, ситуации.

В дошкольном возрасте ребенок решает жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным (реальное испытание свойств предметов), наглядно-образным (оперирование конкретными образами предметов и ситуац этой) и благодаря логическим суждениям с опорой на понятия. Чем она старше, тем реже использует практические попытки и чаще наглядно-образные, а позже и логические способи.

Основой развития мышления дошкольника является формирование умственных действий. Исходным пунктом этого формирования является реальное действие с материальными предметами. Затем дошкольник предпринимает действия с реальными материальными п предметами во внутреннем плане, с их образами. Например, если ребенку говорят, что у нее есть 2 яблока, и спрашивают, сколько у нее будет яблок, если ей дадут еще одно, то ей уже не нужно реально перестал лять яблоки и считать их, это действие она может осуществить в образной форме. Далее внутренние действия становятся свернутыми. Например, если ребенку говорят, что у нее есть три конфеты, и спрашивают, сколько у нее будет конфет, если ей дадут еще 2, она сразу может сказать, что 5, не прибегая к последовательному выполнению в воображении действий: 3 13+1+1 в 5. И, наконец, ребенок начинает выполнять полностью внутренние действия, в которых реальные предметы заменены представлениями и понятиями. Итак, путем интериоризации внешних действий возникают наглядно-образный и логически-пон нятийний виды мышленияня.

На высших этапах развития мышления, в частности, в процессе логически-понятийного, умственные действия осуществляются с помощью внутренней речи, использование различных знаковых систем. Однако дошкольник в процессе мышление оперирует не столько знаками, сколько образами, которые либо отражают конкретные предметы или более или менее обобщенными и схематизированной. При этом он представляет себе решение задачи как ря д развернутых действий с предметами или их заменителямми.

По результатам исследований. Ж. Пиаже, особенностями детского мышления является отсутствие возвратности (возможности, проследив любое преобразование, осуществить его мысленно в обратном направлении, восстановив вы ихидне положения) и влияние наглядной ситуации на процесс решения задачи. Образ восприятия оказался доминирующим на слабее, неустойчивым представленияям.

Однако, несмотря на то что в некоторых случаях образное мышление дошкольника неточное и сопровождается ошибками, оно является мощным инструментом познания окружающего мира, обеспечивает создание обобщенных представлений влены ребенка о вещи и явления. Это вполне проявляется в процессе дошкольного обученияя.

Современные исследования показали, что многие особенности мышления дошкольников, которые ранее считались неотъемлемыми признаками возраста, вызванные условиями их жизни и деятельности и могут быть изменены ре идок использования другого содержания и методов дошкольного обучения. Так, конкретность (привязанность к конкретному случаю) детского мышления исчезает, уступая место обобщенным формам суждений, если ребенка знакомят не с отдельными предметами и их свойствами, а с общими связями и закономерностями явлений действительности. Дети пяти-шести лет легко усваивают знания о некоторых общих физические в йства, состояния тел, о зависимости строения тела животных от условий их существования, о соотношении целого и частей и т.д., используя эти знания в своей умственной деятельности. При соответствующих условиях учеб ния (поэтапного формирования умственных действий) дошкольники овладевают понятиями и способами логического мышленияння.

Возможность овладеть в дошкольном возрасте логические операции, способность к усвоению понятий не означает, что это должно быть основной задачей умственного воспитания детей. Им является развитие наглядно-образного мыс слення, для которого дошкольный возраст наиболее сенситивных и который имеет большое значение для будущей жизни, поскольку является неотъемлемой составляющей любой творческой деятельностиі.

. Развитие внимания дошкольника . В дошкольном возрасте ребенок начинает направлять свою психическую деятельность на предметы и явления, которые имеют для него важное значение, интересуют ее. Это является свидетельством определенного уровня развития ее * внимания - направленности и сосредоточенности сознания на определенном предмете, явлении и т.п.. Внимание как процесс и этап настройки ребенка на восприятие значимой информации и выполнение поставленных задач в дошкольном в возрасте отражает его интерес к окружающим предметам и действиям, которые она выполняет. Малыш сосредоточен только до тех пор, пока не угас его интерес. С появлением, например, нового предмета внимание переключается на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним деломавою.

протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем развитии внимание становится более сосредоточенным и устойчивой. Если младшие дошкольники могут играть в одну игру. ЗО-50 0 мин, то в 5-6 лет продолжительность ее увеличивается до 2-х ч.. Это обусловлено тем, что в их игре воспроизводятся сложные действия и взаимоотношения людей, интерес к ней поддерживается постоянным появлением новых ситуациицій.

Основное изменение в процессе развития внимания дошкольников состоит в том, что они впервые начинают управлять ею, сознательно направлять ее на предметы и явления. Истоки произвольного внимания (внимания, сознательно направляется ется и поддерживается) лежат вне личностью ребенка. Это означает, что сам по себе развитие непроизвольного внимания (возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений) не вызывает возникновение произвольной внимания. Она формируется благодаря включению взрослыми дошкольника в новые виды деятельности, направления и организовуванню его внимания, в результате чего ребенок познает способы, используя которые, она предоставила и начинает сама управлять своим вниманиемгою.

Формирование произвольного внимания в дошкольном возрасте связано также с общим ростом роли языка в регуляции поведения малышей. Планирующая функция языка помогает и заранее сосредоточивать свое внимание на нужной деятельности, словесно формулировать задачи, на которые следует ориентироваться. Хотя у дошкольников и начинает развиваться произвольное внимание, непроизвольное внимание преобладает протяжении всего дошкольного детствева.

. Развитие памяти дошкольника . В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Если человеку трудно или почти невозможно вспомнить что-нибудь из раннего детства, то дошкольное детство, в особенно старший дошкольный возраст, оставляет много ярких воспоминаний. Память дошкольника, как правило, непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания и они реализуются в деятельности, обусловлены ею. Произвольные формы запоминания и воспроизведения, начинают складываться в среднем дошкольном возрасте, существенно совершенствуются в старших дошкольников. Н айсприятливиши условия для овладения произвольного запоминания и воспроизведения формируются в игре, когда запоминание является условием выполнения ребенком взятой на себя ролл ролі.

В некоторых дошкольников развивается. Эйдетические (греч еисиов - образ) память - особый вид зрительной памяти, который заключается в запоминании, фиксировании и сохранении во всех деталях образов предметов и ситуаций после их восприятия ее образы своей яркостью и четкостью приближение ижаються к образам восприятия. Вспоминая ранее воспринятые предметы, ребенок как бы снова видит их, может описать их со всеми деталями. Эйдетические память - явление возрастное. Многие дети в школьном возрасте теряю во йь її.

. Развитие воображения дошкольника . Ребенок дошкольного возраста уже способна представлять, то есть создавать образы тех предметов и явлений, которых она непосредственно не видела. Как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений, мыслительных ситуаций, я которые в действительности не воспринимались человеком, воображение связана с знаковой функцией сознания - кодированием визуальной информации с помощью схем, фигур и более сложных условных знаков. Развитие знаковой функции сознания происходит по следующим линиям:

а) замещения одних предметов другими и их изображениями, а далее - использование языковых, математических и других знаков, овладение логическими формами мышления;

б) появление и расширение возможностей доповнювання и замищування реальных вещей, ситуаций, событий мнимыми, выстраивание из представлений новых образов

Воображение ребенка формируется в игре. На первых этапах она неотделима от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. В игре детей младшего дошкольного возраста существенное значение имеет тождество предмета--замен-ника с предметом, который он заменяет. Старшие дошкольники могут представлять предметы, совсем непохожие с предметами замещения. Постепенно потребность во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - пе рехид в игре к мнимой действия с предметом, которого в действительности нет, а также к игровому преобразования предмета, придания ему нового содержания и мнимых действий с ним. Сформировавшись в игре, воображение переходит и в инпги в иди деятельности детей (рисование, созданию сказок, стишковшиків).

Преобразование действительности в воображении ребенка происходит путем комбинирования представлений, предоставление предметам новых свойств. Дошкольники могут представлять предметы, преувеличивая или преуменьшая их. Бытует мнение, что ребенок должен богатую воображение, чем взрослый, поскольку она фантазирует по самым разным причинам. Однако это мнение является противоречивой. Ребенок может представить себе гораздо меньше, чем взрослый, потому что имеет ограниченный жизненный опыт, а значит, и меньше материала для представленийлень.

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованного обучения и собственного опыта ребенка.

В дошкольном возрасте быстрыми темпами идет накопление знаний, формируется речь у детей, совершенствуются познавательные процессы, дошкольник овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется под воздействием окружающей среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате - ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им как средством общения.

Умственное развитие происходит в процессе деятельности: общении, предметной, игре, а затем в учебной, трудовой и продуктивной (рисование, конструирование, лепка и др.).

Умственное развитие наиболее эффективно происходит под воздействием обучения и воспитания. Современная наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Основной особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина). Какие - либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним строением животных и условиями их существования; достаточно легко формируются у детей представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно - образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.