Расписание дня на каникулы для девочек. Распорядок дня школьника младшего, страшего, во сторую смену и на каникулах: образец, фото

Летом это расписание может сильно измениться. Часто дети проводят больше времени на даче, практически постоянно находятся на улице, бывает, что обедают не дома, не спят днем или ложатся спать значительно позже обычного.

Иногда такая смена режима вызывает у ребёнка усталость, раздражительность. Многим детям сложно адаптироваться к новым условиям. Однако родители также заслуживают отдых после сложной работы в течение года, и будет неверным совсем не изменить расписание летом на отдыхе, подстраиваясь под обычный режим дня малыша.

Вот несколько советов для родителей, как помочь малышу подстроиться под летнее расписание.

Подъём

На каникулах перед родителями часто встает вопрос: будить или не будить малыша. Ответ зависит от самого ребёнка. Некоторые дети всегда просыпаются сами примерно в одно время. Другие не могут утром проснуться, а после не могут заснуть после обеда, что полностью нарушает их режим. Если ваш малыш летом встает на два часа позже, то, скорее всего, на два часа сдвинется дневной сон и отход вечером ко сну. Если вы знаете, что это невозможно, не бойтесь будить ребёнка. Для детей с установившимся режимом сна (обычно после года) нет ничего страшного в том, чтобы проснуться от ласковых прикосновений и маминых поцелуев.

Малышу будет очень полезно вставать примерно в одно время и на каникулах. Даже если ваш ребёнок лег немного позже обычного, лучше разбудить его, следуя ежедневному режиму. А недостаток сна компенсировать во время дневного отдыха.

Когда малыш встал, постарайтесь соблюдать ежедневную последовательность: например, умыться, почистить зубки, одеться, заправить вместе постель, позавтракать… Это придаст малышу уверенности даже в новом, незнакомом месте.

Утро

Утренние часы можно посвятить занятиям и играм. Предложите ребёнку занятия, требующие концентрации. Малыши могут поиграть с развивающими игрушками, дети постарше заняться письмом (например, написать открытку другу).

Однако, если погода позволяет и есть возможность, всегда лучшим вариантом будет провести это время на улице. Очень полезны для детей игры с водой и песком , они прекрасно способствуют сенсорному развитию и развитию мелкой моторики. Так как летом достаточно просто организовать такие игры, не стоит упускать этой возможности.

Обед

Для ребёнка достаточно важно обедать в определённое время. Менее важным является то, где пройдет обед. Ребёнку пойдет на пользу разнообразить своё меню, обедая в гостях или пробуя новые блюда в отпуске.

Малышам очень нравится есть на свежем воздухе, где они обычно едят больше и с удовольствием. Поэтому если утром, выходя на прогулку, вы не уверены, что успеете вернуться домой к обеденному времени, можете взять обед с собой. Гораздо приятнее будет съесть обед в парке на лавочке, чем спешить домой.

Предложите ребёнку поучаствовать в приготовлении обеда, пусть он сам подумает, какую еду несложно взять с собой.

На даче тоже очень приятно проводить обеды на террасе.

Послеобеденный отдых

Сон после обеда может стать значительной проблемой в отпуске. Во-первых, потому что часто нет возможности вернуться с прогулки домой, чтобы поспать в кровати. А во-вторых, дети могут получать столько новых впечатлений на отдыхе, что им становится тяжело заснуть днём.

Что же делать родителям? Какой вариант лучше: не выходить на длительные прогулки или пренебрегать сном?

Лучше постараться организовать сон или отдых ребёнка так, чтобы вы могли съездить или сходить на длительную прогулку. Ведь новые впечатления так важны в нашей жизни как для детей, так и для родителей. Не стоит пренебрегать ими ради часов сна! Единственное, что вы должны продумать, это где и когда будет спать (или отдыхать) ребёнок. Вот варианты:

  1. Если есть возможность, берите с собой коляску. Уставший ребёнок прекрасно спит в ней, а взрослые могут в это время осматривать окрестности.
  2. Если ребёнок ещё маленький (до 2–3 лет), уложить на сон его можно в слинге или рюкзачке.
  3. Возьмите с собой небольшое одеяльце – тогда вы сможете уложить ребёнка прямо на земле в парке (многие мамы так же используют слинг).
  4. Не волнуйтесь, если ребёнок проспит меньше времени, чем дома.
  5. Помните, что дети после 3–4 лет не нуждаются в обязательном послеобеденном сне – они нуждаются в послеобеденном отдыхе. Таким отдыхом может быть спокойная деятельность (чтение, разукрашивание, прослушивание приятной музыки и т. п.). Если ваш ребёнок проводит час спокойно, а вечером не выглядит уставшим и капризным, – значит, ему уже не требуется ежедневный дневной сон.

Вечер

Вечернее время до ужина можно посвятить совместным играм, творческим занятиям или опять провести на свежем воздухе. В это время жара обычно немного спадает, и дети могут поиграть в активные игры.

Ужин

Ужин летом может проходить немного позже обычного. Если вы знаете, что такое может произойти, позаботьтесь о сытном полднике, чтобы ребёнок не был голоден. Не забывайте, что лето и каникулы – время для новых впечатлений и экспериментов. Вы можете предложить ребёнку ужин во дворе возле костра на даче или устроить ночной пикник при луне, смотря на звёзды. Если ребёнок не устал в течении дня и не капризничает, такие новые впечатления пойдут на пользу и ему, и всей семье!

Сон

Отход ко сну во время летнего отдыха – один из самых важных пунктов. Как бы не менялось дневное расписание ребёнка и время отхода ко сну, стоит позаботиться о соблюдении определённого ритуала. Если в течение года ребёнок принимает перед сном ванну, слушает сказку и засыпает с любимой игрушкой, в любом новом месте важно продолжать укладывать ребёнка именно так. Это значит, что, отправляясь на дачу или в поездку, вам придётся захватить с собой любимую игрушку или книжки для чтения перед сном. Соблюдение такого вечернего ритуала поможет ребёнку чувствовать себя комфортно в любом месте и обеспечит хороший сон, а утром – прекрасное настроение.

Распорядок дня школьника - каким должен быть и как составить

О пользе наличия режима говорят во всем мире. Правильный распорядок дня позволяет грамотно распределять нагрузку и сформировать биологические ритмы. Именно от этого зависит физическое и психологическое развитие ребенка.

Рациональное распределение времени с учетом отдыха делает ребенка более собранным и дисциплинированным. Такие качества очень важны в современной жизни. Кроме того, это позволит избежать переутомлений и нервозов, которым очень подвержены дети.

Школьная жизнь вносит значительные изменения в привычный ритм. Дети, посещавшие детский сад, легче адаптируются. Однако и они нуждаются в правильном режиме. Что учесть, составляя идеальный распорядок дня?

  1. Расположение школы. Чем дальше школа расположена от дома, тем раньше нужно встать. У малыша должно быть достаточно времени, чтобы спокойно собраться и позавтракать;
  2. Гимнастика. Несложные физические упражнения, на выполнение которых потребуется 10 минут, помогут настроиться ребенку на рабочий лад и прогнать сонливость. Психологи советуют делать зарядку вместе с малышом. Бодрая и веселая музыка в совокупности с хорошо проветренной комнатой помогут быстрее прийти в отличную форму и зарядиться энергий на весь день.
  3. Завтрак. Полезный завтрак требуется как детям, так и взрослым. Однако не стоит заставлять малыша есть, если он не хочет. Ищите компромиссы и готовьте то, что ваш ребенок съест с удовольствием.
  4. Утренняя прогулка. Старайтесь не превратить поход в школу в забег. Утренняя прогулка спокойным шагам позволит малышу сохранить хорошее настроение. В это время можно пообщаться с ребенком и подышать свежим воздухом, поэтому выходить из дома стоит с запасом времени до начала уроков.
  5. Послеобеденный отдых. Исследования доказывают, что многие дети после уроков очень устают. Сложности с адаптацией к школьному процессу только усугубляют данный показатель. После школы стоит дать малышу возможность отдохнуть и заняться приятными делами.
  6. Дневной сон. Прекрасно справиться с утомлением позволит дневной сон. Если малыш готов спать днем, не стоит ему препятствовать. В случае с первоклассниками дневной сон, по мнению врачей, должен стать обязательной процедурой.
  7. Активные игры на свежем воздухе. Это еще один способ восстановиться после умственной работы.
  8. Первокласснику рекомендуется принимать пищу через каждые четыре часа. При этом они должны спать не менее 10 часов в сутки. Даже незначительный недосып негативно сказывается на здоровье и самочувствии малыша. Ребенок в возрасте 6-7 лет должен отправляться спать не позднее 9 часов вечера.

Какой должен быть распорядок дня у школьника

Составляя примерный распорядок дня школьника, стоит учитывать время на отдых, выполнения заданий, игры и т.д. Для каждой возрастной категории режим дня имеет свои особенности.

Правильный режим дня младшего школьника

От рационального распределения времени младшего школьника зависит очень многое. Врачи рекомендуют ориентироваться на следующие советы:

  • Подъем в 7:00 – 7:30 является наиболее благоприятным временем для пробуждения;
  • Зарядка и гигиенические процедуры - 7:30-7:45. Зарядка поможет малышу взбодриться и настроиться на рабочий ритм;
  • Завтрак 7:45-8:00. Завтрак помогает сохранить высокую работоспособность и здоровье ребенка. Нарушение временных интервалов между приемами пищи негативно сказывается на работе пищеварительной системы, а также на аппетите малыша;
  • Пребывание в школе 8:30 – 12:30. В это время малыш должен сконцентрироваться на учебном процессе;
  • Прогулка на свежем воздухе 12:30 -13:00. После школы ребенок должен отдохнуть и снять умственное напряжение. Для этого подходят игры на свежем воздухе. Время прогулки может быть скорректировано;
  • Обед 13:00-13:30;
  • Дневной сон 14:00-15:30. Рекомендуемое время дневного сна составляет час-полтора. Педиатры во всем мире настаивают на том, что сон для первоклашки должен быть обязательным пунктом в режиме дня;
  • Игры на свежем воздухе 15:30-16:30. В течение дня ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее трех часов;
  • Полдник 16:30-17:00;
  • Самостоятельные занятия 17:00-18:00. После этого можно также отправиться на улицу с малышом или посетить секцию, которая ему нравится;
  • Ужин 19:00-19:30;
  • Домашние обязанности 19:30-20:00. Первоклассник уже прекрасно должен справляться со своими обязанностями. Он может прибрать в комнате, убрать игрушки и обеспечить уход за домашним любимцем;
  • Вечерняя прогулка 20:00-20:30. Перед сном очень полезно совершить вечернюю прогулку в спокойном ритме;
  • Гигиенические процедуры 20:30-21:00;
  • Ночной отдых с 21:00.

Идеальный режим дня старшего школьника

У старшего школьника появляется множества своих увлечений. При этом ему нет необходимости спать днем. Однако и такой ребенок нуждается в восстановлении сил после непростого учебного дня. Для этого рекомендуются прогулки на свежем воздухе или посещения спортивных секций, посещать которые он может в вечернее время или сразу же после школьных занятий.

Необходимо также найти время для подготовки домашних заданий. Лучше всего делать уроки до 20:00. После восьми часов вечера работоспособность человека уменьшается в разы. Подготовка к будущему школьному дню в это время не просто бесполезное, но и вредное занятие, так как память и нервная система ребенка уже перегружена.

Стоит отметить, что ученики выпускных классов тратят очень много времени на учебу. Это связано с поступлениями в высшие учебные заведения и серьезными нагрузками. Найти время на физические упражнения практически невозможно. Это и есть основная ошибка. Отсутствие тренировок приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Да и лучший отдых – это смена деятельности, поэтому постарайтесь обеспечить своему ребенку хотя бы минимальные физические нагрузки.

Режим учащегося во вторую смену

Организовать грамотный режим ребенка по часам во вторую смену значительно сложнее. Однако родители должны постараться помочь своему чаду правильно распределить время. Многие считают, что учеба во вторую смену позволяет ребенку поспать подольше, при этом смещается время ночного сна. Это неправильно. Школьник должен ложиться не позднее 9 часов вечера, а вставать не позднее 7:30 утра. Завтрак, обед и ужин должен проходить в то же время, как и у учащихся в первую смену. Основные изменения в режиме коснуться времени на подготовку к урокам. Лучше всего их делать с утра.

Приведем примерный распорядок дня:

  • Подъем, гигиенические процедуры, зарядка, уборка постели - 7:00 – 7:30;
  • Завтрак 7:30-7:45;
  • Прогулка на свежем воздухе 8:00-8:30;
  • Подготовка к урокам 8:30 – 10:30;
  • Второй завтрак - 10:45;
  • Свободное время и прогулка – 11:20 – 13:00;
  • Обед 13:00 – 13:30;
  • Уроки в школе 14:00-18:20;
  • Уличная прогулка с 18:30-19:10;
  • Ужин – 19:30;
  • Свободное время до 20:15;
  • Подготовка ко сну и сон -20:00-20:30.

Для ребенка на каникулах

Каникулы – любимое время любого ребенка, ведь теперь нет необходимости ходить в школу. Однако и это время у школьника должно быть организовано правильно. Рекомендуется выдерживать время сна и бодрствования ребенка. Плюс ко всему - свободное от занятий время нужно провести максимально полезно. Что стоит помнить, организовывая режим на лето?

В первую очередь . ребенок должен достаточно спать. Здесь не рекомендуется отходить от привычных временных границ.

Во-вторых . питание ребенка должно быть разнообразным и сбалансированным. Во время летних каникул дети должны максимально набраться сил. Тем более для этого всё есть: свежие овощи, фрукты, ягоды.

В-третьих . оздоровление ребенка – приоритетная задача для родителей. Если нет возможности съездить на море, то неплохо было бы провести побольше времени за городом на свежем воздухе.

В-четвертых . лето – не время прерывать занятия. О каждодневной нагрузке в полной мере речь не идет. Ребенок должен продолжать читать книги, смотреть образовательные передачи и т.д.

Видео: образец будничного распорядка дня школьника

Данный видеоролик продемонстрирует вам, как правильно организовать режим дня ребенка и как это важно для его гармоничного роста и развития. После просмотра вы узнаете, как распределить время на сон, отдых, учебу, питание и прогулки, а также сможете лично оценить предложенный распорядок дня, считающийся идеальным для детей в зависимости от различных возрастных категорий.

Больше информации

Режим дня подростка и его влияние на организм.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня.

Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

Повторяясь изо дня в день, определённый распорядок работы «настраивает» организм подростка на работу и отдых. Эти процессы осуществляются легко и эффективно без лишний усилий со стороны организма. Облегчается и ускоряется выполнение всех дел, учёба идёт успешно, подросток здоров, жизнерадостен, бодр. Режим дня не только способствует правильному и гармоничному развитию ребёнка, но и приучает к дисциплине, формирует представление об обязанностях.

Ребёнок любого возраста нуждается в чётком режиме, который должен быть постоянным и строго соблюдаться. Только в этом случае режим не будет в тягость, а поспособствует воспитанию волевых качеств, приучит к дисциплине. Не стоит «начинать новую жизнь» мгновенно, надо привыкнуть постепенно к соблюдению режима дня, выработать привычки, и организм сам «настроит» свои биологические часы.

В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Подростки 13 – 14 лет должны спать 8 – 9 часов в сутки. Если они спят меньше (5 – 7 часов), уровень их работоспособности понижается на 30%, что негативно сказывается на умственной деятельности.

Иногда школьники, кроме выполнения домашних заданий, много времени проводят за компьютером и/или телевизором. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно отразиться на состоянии здоровья подростка.

Также необходимо правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов вдень, половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, так как это может негативно отразиться на растущем, ещё не полностью сформировавшемся организме. Например, катание на коньках, лыжах не должно превышать полутора – двух часов, игра в футбол – одного часа.

В выходные дни подростку следует выспаться. Восстановить утраченные за учебную неделю силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах, занятия спортом.

Правильно организованный и строго соблюденный режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма.

Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.

Режим дня необходимо соблюдать всем – и взрослым, и детям, так как отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.

Режим дня - неотъемлемая часть здорового образа жизни. Он должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей.

Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределить нагрузку на организм.

Жвачка для рук "Печенька"

Детям, любящим различные опыты и эксперименты, придутся по вкусу творческие наборы. Если ваш ребенок давно мечтает сделать хэндгам, пришло время воплотить эту мечту! Малыш самостоятельно изготовит игрушку из компонентов, сходящих в комплект. - прекрасный тренажер-антистресс, ее можно мять, подбрасывать, растягивать. Хэндгам успокаивает, снимает напряжение, укрепляет кистевые мышцы, тренирует мелкую моторику. А еще жвачка для рук имеет приятный аромат печенья, мяты, экзотических фруктов и пр.

Следующие новинки будут интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В городских квартирах мы все больше отдаляемся от природы. Ребятишки порой не знают, откуда берутся овощи и фрукты, думая, что вкусняшки появляются в холодильнике сами собой. Теперь каждый ребенок может сам вырастить на подоконнике небольшой огород.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ: БИЗИБОРДЫ ЗАМОЧКИ, ПЕРВОЛОГИКА

Бывают ли настольные игры для самых маленьких? Мы говорим: «Да!». создана для дошкольников младшего возраста. В комплект входят 12 карточек, на которых нарисованы цветные кружочки в разных сочетаниях. А также 9 шариков: красные, желтые, синие. Игроку необходимо разложить шарики таким образом, чтобы их цвета совпадали с цветами ячеек-кружочков. Играть могут и несколько юных участников. «ПервоЛогика» способствует развитию аналитического мышления, памяти, умения сопоставлять. В групповой игре, кроме того, дети учатся эффективной коммуникации, пополняют словарный запас.

Режим дня школьника

AD EXEMPLUM

по образцу

Что необходимо знать?

  1. Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток .
  2. Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.
  3. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма .

Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов .

Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.

Основные элементы режима дня школьника

  1. Учебные занятия в школе и дома
  2. Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
  3. Регулярное и достаточное питание
  4. Физиологически полноценный сон
  5. Свободная деятельность по индивидуальному выбору.

! При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.

В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении.

В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.

Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.

В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.

Утренняя зарядка

Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.

Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.

! Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания , затем упражнения для рук и плечевого пояса , затем туловища и ног . Заканчивают зарядку прыжками и бегом , после чего делают успокаивающее дыхание . Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут . Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе . Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки, повышается эмоциональный тонус.

Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от ваших склонностей.

Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах.

Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа.

! Ч ем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице .

Водные процедуры

После утренней зарядкивас ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ .

Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.

Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур.

Завтрак

Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка.

Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать.

Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30.

Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.

После школы, отдых

Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть . Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.

Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность.

Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим .

Наилучшим активным отдыхомявляется подвижная деятельность, особенно на воздухе. Свежий, чистый воздух укрепляет организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.

Лучшими видами подвижной деятельности являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).

Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе , включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших - не менее 2-2,5 часов .

В режиме дня следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим - 1,5-2,5 часа .

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Домашнее задание

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа .

При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными.

! Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается. Тотчас же после школы домашнее задание готовить нельзя! В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается.

! Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

! Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше,чем с 16-17 часов. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо бы сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.

Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио.

Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.

В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться.

Занятия по интересам

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).

! Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю . Л учшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам.

! Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Примерная схема режима дня школьников первой смены (начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха

Возраст школьников

7-9 лет

10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка

Водные процедуры

Уборка постели, туалет

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Утренний завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Дорога в школу

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Занятия в школе

8.30–12.30

8.30–13.30

8.30–14.00

8.30–14.30

Горячий завтрак в школе

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

Обед

13.00-13.30

14.00-14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

Послеобеденный

сон или отдых

13.30-14.30

Прогулка

Игры и спортивные

занятия на воздухе

14.30-16.00

14.30-17.00

15.00-17.00

15.30-17.00

Полдник

16.00-16.15

17.00-17.15

17.00-17.15

17.00-17.15

Приготовление

домашних заданий

16.15-17.30

17.15-19.30

17.15-19.30

17.15-20.00

Прогулка

на свежем воздухе

17.30-19.00

Ужин и свободные

занятия (чтение,

музыкальные занятия,

ручной труд, помощь

семье, занятия

иностранным языком и пр.)

19.00-20.00

19.30-20.30

19.30-21.00

Для 14-15 лет:

20.00-21.30

Для 16-17 лет:

20.00-22.00

Приготовление ко сну

(чистка одежды, обуви,

гигиенические

процедуры)

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-21.30

22.00-22.30

Сон

20.30-7.00

21.00-7.00

21.30-7.00

Для 14-15 лет:

22.00-7.00

Для 16-17 лет:

22.30-7.00

! В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.

! Отдых должен быть активным - поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, разнообразные подвижные игры, купание. Полезен также посильный физический труд на воздухе, в саду, огороде.

! Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.

Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)

Возраст,

лет

Учебные

занятия

дома

Спорт

Игры

Прогулки

Чтение

Занятия

в кружках

Помощь

семье

Приём

пищи

Туалет

Зарядка

Ночной

сон

7

1

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

8

1 -1,5

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

9

1,5 - 2

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

10

2 – 2,5

3,5

2,5

2,5

10,5 -10

11

2 – 2,5

3

2,5

2,5

10 – 9,5

12

2,5 - 3

3

2,5

2,5

9,5 - 9

13

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

14

3 - 4

2,5

2

2

9,5 - 9

15

3 - 4

2,5

2

2

9 -8,5

16

3 - 4

2,5

2

2

8 - 8,5