Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное воспитание

Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

1) воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

2) воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

3) в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

4) появляется коррекционное воспитание;

5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

6) меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

7) растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

2) набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп; воспитательные организации различных видов и типов;

3) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

4) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

5) ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и др.).

Воспитание включает определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

1) создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;

2) подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

3) предоставление стабильности общественной жизни посредством трансляции культуры, способствование ее преемственности, обновлению;

4) способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);

5) социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;

6) адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания – составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и большую роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится доминантным в семейном воспитании. Параллельно в социальном и коррекционном воспитании верховодит рациональный компонент, а эмоциональный играет хотя и существенную, но все же лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так и (в еще большей мере) имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.

В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер.

В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных – воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых – коллективов; социальных – организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер.

В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин– раб».

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Государство – понятие политолого-юридическое. Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.

Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) раз-витие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.

Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.

Государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и нередко благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы). Государственная система воспитания включает в себя шесть элементов.

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

1) учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т. д.);

2) учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;

3) учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;

4) организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;

5) учреждения для детей, подростков, юношей с психосоматическими и социальными отклонениями или дефектами;

6) организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией.

С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением социально-экономических культурных потребностей общества, меняются их роль и значение в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. п.) и финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания:

1) организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях;

2) воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.);

3) воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники);

4) воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате которых воспитание становится системным образованием. Они разрабатывают план воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном уровнях) и создают необходимую для его реализации инфраструктуру (совокупность организаций, обеспечивающих организационно, материально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания).

Функцией органов управления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; привлечение, отбор и работа с кадрами).

Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компетенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития.

Во многом эффективность государственной системы воспитания зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуется принцип культуросообразности воспитания

воспитание семейный коррекционный религия

В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов -- исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).

Воспитание как социальный институт возник для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности -- осмысленного взращивания членов общества.

Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

  • · воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
  • · воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
  • · в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
  • · появляется коррекционное воспитание;
  • · складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
  • · меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
  • · растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

  • · совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
  • · набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
  • · воспитательные организации различных видов и типов;
  • · системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
  • · набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
  • · ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания -- детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).

Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:

  • · создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспитания;
  • · подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
  • · обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее преемственности и обновлению;
  • · способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
  • · социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
  • · адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.

Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания -- составных частей воспитания как социального института.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.

Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных -- воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых -- коллективов; социальных -- организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».

Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.

Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют на воспитание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного общества (В. Розин).

С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.

В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерен переход от одного типа общества к другому, или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «другого» человека и делать это «по-другому».

В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».

Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.

4. Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания

В предыдущей главе, мы раскрыли вопрос о невозможности религиозного воспитания вне семьи. В этой части необходимо обратить внимание на взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания.

Известно, что семья не одна имеет влияние на ребенка, рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальный мир ребенка. На подрастающего школьника оказывают влияние его ближайшее окружение, школа, друзья. отделить дитя от социального мира невозможно и не нужно, но можно и должно как пишет В.В, Зеньковский «воспитывать дитя к свободе, т. е. укреплять в нем духовные силы, при которых он не будет подавлен окружающей с средой, помогать ему в его детских исканиях, быть источником и резервуаром, необходимых ему сил»..

Но семья, воспитывая ребенка не должна забывать, что она готовит его для жизни, а это значит, что родители должны способствовать развитию социальных сил в ребенке, развивая в нем чувство солидарности.

Социальные и индивидуальные стороны личности в идеале должны находиться в равновесии. «Только в обществе, в социальном общении каждый становится человеком, и только живя для общества, мы развиваем свои индивидуальные силы» . Таким образом, по Зеньковскому, не отдельная, изолированная личность имеет смысл, а социальное целое. «Личность никогда не может достичь идеала вне общества, ведь в основе всего развития ребенка лежит социальное взаимодействие» . Расширение социальных связей, с точки зрения философа, не ослабляет, а укрепляет индивидуальное самосознание человека.

Потому что, чем больше у ребенка социальных кругов, к которым он принадлежит, тем меньше зависимость от каждого из них. И если человеку не удалось реализовать себя в какой-то социальной группе, он спокойно может утвердиться в любом другом социальном кругу, без внутренней трагедии.

Вот почему, расширяя социальные связи «человек укрепляет свое индивидуальное самосознание» . Отсюда вытекает вывод Зеньковского: «...правильное моральное развитие предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу» .

Только «лишь приобщением к общечеловеческой сокровищнице разумного, доброго, прекрасного мы находим свою индивидуальность» .

«Мы должны стремиться к истине, к добру, к прекрасному, и, теряя себя в этом универсальном содержании, мы находим себя... Глубокий завет христианства говорит словами Спасителя: лишь тот сохранит свою душу, кто потеряет ее ради Спасителя; то есть потеряет себя в истине, в добре, в прекрасном» . Таким образом, в этом стремлении неразрывно соединяется религиозное мировоззрение, которое ребенок получает в семьи и социальное воспитание, которое ребенок получает в школе, или в учреждениях дополнительного образования.

«Связь общего и индивидуального в душе человека как неразрывна, так и таинственна, но, по Зеньковскому, существует ненарушимый ничем закон: отдавшись развитию в себе универсального содержания, человек удивительным образом разовьет свою индивидуальность, зато при особом внимании к индивидуальности создастся, лишь бесцветный шаблон, или пустота. И хотя усвоение универсального содержания замедляет рост индивидуальности, но зато в конце земного пути человека ждет награда в виде особого расцвета индивидуального творчества. И задача педагогики в этом случае - сократить собственную работу ребенка, помогая ему усвоить прежнюю работу человечества, но не повторять, а продолжать ее» .

К сожалению, констатирует философ, педагогика слишком поздно поняла цель своего воздействия и, кроме того, часто понимала свою задачу воспитания однобоко: «развитие общего, осуществляемое путем приобщения души к общечеловеческой культуре, не есть подлинная цель и последняя задача педагогического воздействия: оно есть лишь путь, единственный путь для достижения высшей цели - воспитания индивидуальности», которое ребенок получает в лоне семьи. .

Индивидуальность воспитывается по особым, таинственным, мистическим, непознаваемым законам, и лишь общее доступно нашему воздействию, только это общее человек может развивать и расширять, но нельзя забывать о высшей цели - о преобразовании личности в идеальную, гармонично развитую индивидуальность. В этом случае личность будет наиболее тесно связана с Богом, то есть это и ведет к необыкновенному расширению и углублению религиозной и социальной сферы. Душа человеческая только тогда сможет быть неразрывно связана с Богом и почти уподобиться ему, если сумеет все низкое, грязное, недостойное в душе переработать и тем самым нравственно преобразиться - ведь она будет напрямую связана с миром абсолютного добра, истины и красоты.


Заключение

Таким образом, согласно Зеньковскому, если мы говорим о взаимосвязи семейного, социально и религиозного воспитания, то должны дать свободу и проявлению религиозных движений ребенка, в его личной и общественной жизни.

Духовная сторона личности слишком глубоко спрятана, закрыта, и ее следует открыть в ребенке. Семейное религиозное воспитание во многом способствует этому раскрытию. Но без устремленности души к общечеловеческой культуре, к добру, к Богу невозможно воспитать всестороннюю, развитую, духовную, творческую личность. А это и есть главная цель и задача воспитания.

Институты воспитания, так же как и семья, должны взаимодействовать с социальной средой, в которой они находятся. Только при соблюдении этого условия, процесс социального воспитания обеспечивает равномерное взаимодействие ребёнка и среды. В том случае если ребенка намеренно изолируют от социального окружения, или избирательно определяют социальные контакты, неминуемо происходит сосредоточение воспитания на ребёнке, в итоге он вырастает эгоистом, пользующимся «всеми благами социального развития, всецело погружённого в свои собственные задачи» .

В.В. Зеньковский выстроил универсальную воспитательную концепцию, отразившую единство семейного, социального и религиозного воспитания.

Испокон веков самобытная социально-философская мысль в России отражает единство религиозных и социальных исканий исследователей. «Доминирование такого рода социальных и духовных установок в мировоззрении россиян оказывает значительное воздействие на то, каким образом в настоящее время происходит возрождение системы религиозного воспитания и образования в российском обществе».


Список используемой литературы

1. Зеньковский В.В., Педагогика, Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002

Социальных ролей и культурных норм. [Рапацевич Е.С «Педагогика»: Большая современная энциклопедия / сост. Рапацевич Е.С, М., 2005г] 1.2 Особенности влияния стилей семейного воспитания на успешную социализацию младшего школьника семейное воспитание социализация школьник Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, ...

Со стороны родителей). - асоциальный образ жизни родителей. - тяжелые жизненные ситуации. Глава II Опытно- исследовательская работа

Духовно-нравственное воспитание детей – один из важнейших вопросов человечества, который имеет непосредственную связь с его эволюцией. В этом вопросе существует два взгляда. Приверженцы одного мнения считают, что добродетели ребёнку лучше всего прививать с помощью религии, а другие считают, что воспитать хорошего человека можно и без неё. Несмотря на разность, эти позиции сходятся в одном: все родители хотят, чтобы их дети получили представление о нормах морали и правильного поведения в обществе. О том, как религиозное воспитание влияет на формирование личности ребёнка, его мировоззрения – читайте в нашей статье.

Воспитание и религия

Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке.

Воспитание - это воздействие на человека с целью формирования у него определённых качеств. Вот и религиозное воспитание призвано просвещать и, прежде всего, формировать высокие духовно-нравственные качества. Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке. Малыш, воспитываемый таким образом, будет думать и действовать в соответствии с началом, которое в него заложено Богом, и в каждом поступке своём, в каждой мысли он будет пытаться соответствовать мировоззрению, в котором основное место занимает Бог.

Главный вопрос религиозного воспитания - формирование определённого мировоззрения.

Религиозное воспитание может осуществляться с помощью:

  • священнослужителей
  • верующего окружения (родителей, родственников, знакомых, членов религиозных общин и пр.)
  • педагогов учебных заведений (как обычных средних школ, гимназий, лицеев, так и дополнительных - воскресных школ, религиозных кружков и др.)
  • детско-юношеских объединений при религиозных организациях
  • светских детско-юношеских организаций (к примеру, скаутов)
  • СМИ, которые созданы по инициативе религиозных организаций
  • культурного наследия (литературы, искусства и пр.)

При религиозном воспитании используются в основном такие формы :

  • уроки
  • лекции
  • семинары
  • клубы для верующих
  • праздники
  • оркестры
  • паломнические экскурсии
  • и пр.

Все формы религиозного воспитания наполняются сакральным смыслом и специфическим содержанием той или иной конфессии. Под воздействием таких форм у ребёнка вырабатывается определённая система норм и ценностей, особый стиль жизни.

Формирование духовной жизни ребёнка

Хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении.

Истинная природа ребёнка – это нежность, жалостливость, незлобность, искренность. Однако эти хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении. Родители должны приложить усилия, чтобы сохранить и развить эту прирождённую доброту в ребёнке, помочь малышу найти средства для борьбы с негативными проявлениями его характера, сформировать нужное качество, именуемое «совестью». На этом пути и может помочь религиозное воспитание, осуществляемое на основе мудрости той конфессии, которая принята в семье ребёнка. Это и будет залогом правильного формирования духовной жизни малыша.

С чего начать? Как начать воспитывать, опираясь на религию, правильно?

  1. Воспитывайте, опираясь на веру ребёнка в Бога и формируя отношение к Нему.
  2. Не забывайте, что вера в Бога, его любовь в Нему – это ключ к формированию всех лучших качеств ребёнка: доброты, сострадания, сочувствия, раскаяния, взаимопомощи, жалости, стыда, желания быть лучше и т. д.
  3. Помните, что 3-4 летнему крохе уже доступны понятия о добре и зле. Просто преподносить их нужно в доступной, приемлемой форме для ребёнка.
  4. Понимайте религиозное воспитание как средство решения некоторых принципиальных вопросов, которые ребёнку не объяснишь иным способом: о категориях «добро» и «зло», о сотворении мира, о смысле жизни и т. д.

«Священнослужители утверждают, что вера в Бога даётся человеку при рождении, именно поэтому она является понятной и доступной всем людям – и детям, и взрослым, и простым крестьянам, и выдающимся учёным».

Религиозное воспитание в семье, его средства

Верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия.

Религиозное воспитание в семье начинается с того, чтобы научить ребёнка слушаться. Чем раньше малыша мы этому научим, тем проще будет воспитывать его дальше. Вначале просто: запретил и всё. А потом? Иногда у нас не хватает слов и доводов, почему нельзя то или иное. В таких ситуациях родители могут прибегнуть к двум вариантам. В первом случае они используют наказание. Однако если его применять часто, сделав основным способом воспитания, то оно может породить в душе ребёнка упрямство, неподчинение, озлобленность, скрытность, недоверие. Во втором случае можно использовать религиозный способ воспитания, который будет действовать более эффективно. В этом случае родителям незачем наказывать ребёнка, достаточно пояснить, что требуемые правила – не их выдумка, а того требует Господь Бог (Высшая сила). Верующие родители скажут: «Не поступай так – Боженька этого не одобрит…». Постепенно можно приучить ребёнка к ощущению, что Бог наблюдает за всеми действиями ребёнка, и это может стать более гуманным способом воздействия на поведения ребёнка в целях воспитания.

Воспитывая ребёнка, религиозные родители также расскажут ему, что за хорошее поведение Бог вознаграждает, в сложных полезных делах – помогает, оберегает, приносит удачу. Поэтому они учат ребёнка молиться, говорить с Богом о своих трудностях, а также благодарить Бога за все блага.

По мере развития детей, верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия:

  • совместного чтения и обсуждения религиозной литературы
  • посещения храмов
  • соблюдения священных дней
  • отмечание традиционных праздников.

«Как в любом воспитании, и особенно в религиозном, большое значение имеет личный положительный пример родителей. Оберегайте семейные традиции и старайтесь, чтобы влияние семьи на формирование характера ребёнка было преобладающим».

Тенденции современной жизни таковы, что родители сегодня привыкли довольствоваться чисто внешними достижениями ребёнка, практически не обращая внимания на то, какие изменения происходят в его душе. Внутренние достижения (усовершенствование душевных качеств) не менее важны достижений внешних. Такое развитие происходит в семьях, где между родителями и детьми существует тесная душевная связь. Чтобы установить такую связь, необходимо постоянно общаться с детьми, вовлекать их в мир семейных проблем и забот, возлагать на них ответственность за посильные дела на благо семьи. Хорошо, если родители сумеют добиться того, чтобы дети охотно принимали участие в семейных делах не по принуждению, а по зову сердца: тогда можно считать, что духовная работа состоялась. Как этого достичь?

«Совет. Чтобы научить ребёнка искренне помогать родителям, нужно создать в доме благоприятную доверительную атмосферу между детьми и родителями, не унижая достоинства ребёнка».

Подросшие дети (средние и старшие школьники) всё чаще задумываются о том, что у них в душе. Здесь важно не пропустить момент, быть внимательным к ребёнку, иначе отсутствие ответов на его вопросы может резко смениться на равнодушие и враждебность к внешнему миру.

И в первом, и во втором случае на помощь придут средства религиозного воспитания: беседы о Высшей Силе, о добродетели, рассмотрение поступков и ситуаций.

Особенности уроков духовности в школе

С религиями можно познакомиться, изучая школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Теперь в российских школах можно выбрать школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» . Программа содержит шесть направлений, одной из которых родители могут выбрать для своего ребёнка в зависимости от взглядов и верований:

  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»
  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы буддийской культуры».

Этот школьный предмет разработан Министерством образования и науки с целью формирования более глубокого понимания национальной культуры региона, в котором проживает ученик, и воспитания нравственных ценностей. Курс был разработан поликонфессиональной группой с учётом особенностей основных мировых религий, верующие которых проживают на территории России. Создание этого курса продиктовано настроением современности: времени, когда утрачены многие идеалы, и когда важно воспитать духовность у подрастающего поколения. Ребёнок, не имеющий моральных ориентиров, легко может стать жертвой дурного влияния. А мировые религии будут основой нравственности и этики школьника, его ценностей, психического здоровья. В процессе обучения дети одного из модулей этого курса дети учатся быть толерантными, патриотичными, по- настоящему культурными и воспитанными; они учатся уважительно относиться к разным религиям и культурам.

Курс разработан таким образом, чтобы не навязывать ученику ту или иную религию, а показав разнообразие и познакомив с традициями, привить ему глобальные ценности, присущие всем конфессиям: ценность жизни и семьи, верность, долг, честность, трудолюбие и т. д.

Смотрите видео о том, как проходят уроки религиозного воспитания в школе

Трудности религиозного воспитания детей

Главная проблема , которая лежит в основе правильного воспитания детей, считают священнослужители, - это ослабление веры родителей, что ведёт к многочисленным сложностям в семье, в том числе и к ослаблению ценности семьи, её разрыву. Семейный кризис, в основе которого неверие, негативно влияет на становление личности ребёнка. На его глазах меняются ценности, он может стать чёрствым, неуверенным в себе, депрессивно настроенным, бесцельным.

Родителям важно понять то, чтобы правильно воспитать ребёнка, следует духовные ценности семьи ставить выше материального благополучия. Именно благодаря таким установкам можно правильно воспитывать и растить детей, передавая им вековую мудрость и демонстрируя свой положительный пример. Многие религии указывают на то, что гораздо лучше жить небогато, не зато, не ссорясь и радуясь, чем роскошно, но с унижениями, скандалами и жестокостью. Именно вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Чтобы воспитание детей давалось легче, родителям следует обратить внимание на:

  • атмосферу в семье
  • отношения между супругами
  • что и сколько дети смотрят по ТВ, какую музыку слушают, чем увлекаются
  • сохранение семейных традиций.

Вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Дорогие родители, знайте, что при всех трудностях, подстерегающих вас при воспитании детей, есть и нечто положительное: обучая ребёнка уму-разуму, вы растёте духовно сами. Заботьтесь о детях, ищите гуманные способы их воспитания, передавайте им доступную мудрость и помните, что если что-то не получается – поможет вера.


Введение

Индивидуальная помощь

Заключение

Введение


В исследовании профессора А.В. Мудрика рассматриваются вопросы возникновения в истории общества воспитания как социального института для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества для трансляции культуры и социальных норм. Автор называет составные элементы социального воспитания, которыми оно обладает как всякий социальный институт: определенные функции в общественной жизни, в том числе и латентные; ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации воспитанием присущих ему функций; набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания, набор определенных санкций (поощрительных и осуждающих) и т.д. В статье исследуются также вопросы социального воспитания, воспитания как педагогической категории. Впервые затрагивается и такая тема, как диссоциальное воспитание.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. На протяжении более чем двадцати столетий (от эпохи Платона до наших дней) эту категорию активно используют в большинстве человековедческих наук, давая ей различные содержательные трактовки. Воспитание (относительно социально-контролируемая социализация) автономизируется от исторически первичной стихийной социализации тогда, когда на определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества подготовка его членов к жизни выделяется в относительно самостоятельную сферу.

Цель работы: социальное воспитание как продукт исторического развития и относительно целенаправленной деятельности общества и государства.

Функции социального воспитания:

Становление и обновление культуры

Социальное воспитание-это устойчивое развитие человека и общества

Адаптация человека в обществе

Индивидуальная помощь

Социальное воспитание в истории общества и государства


В каждом обществе в ходе исторического развития воспитание проходило определенный путь становления.

На ранней стадии развития человечества не существовало специального периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. Воспитание было слито со стихийной социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизнедеятельности взрослых (производственной, ритуальной, бытовой). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. При этом разделение обязанностей между мужчинами и женщинами обуславливало различия в социализации мальчиков и девочек.

То есть в архаичных обществах стихийная социализация и воспитание синкретичны (слитны, не расчленены), что встречается и в наши дни (например, в Полинезии, некоторых регионах Африки).

В раннеклассовых обществах детей начинают все в большей мере специально готовить к жизни в условиях конкретного социума, т.е. подготовка к жизни постепенно отделяется от самой жизни. Отражением этого становится выделение процесса воспитания в относительно автономную часть процесса социализации, стихийная составляющая которой, тем не менее, продолжает играть основную роль в развитии детей и сохраняет свое значение в полном объеме в развитии людей других возрастных групп.

Воспитание, которое осуществлялось в семье (т.е. появляется семейное воспитание), а также служителями культа (появляется и религиозное воспитание), ориентировалось на привитие человеку положительно оцениваемых в обществе качеств, приобщение к культуре и на развитие задатков и способностей в соответствии с сословной принадлежностью. Это вело к социальной дифференциации воспитания, т.к. содержание домашнего воспитания определялось сословной принадлежностью и имущественным положением семьи.

На определенном этапе социально-экономического развития того или иного общества семейное и религиозное воспитание дополнялись возникающей системой социального воспитания, которое с самого начала приобретало сословный характер. Специализированные воспитательные организации создавались, в первую очередь, для детей господствующих сословий. Так, уже в эпоху рабовладения знатные и богатые люди получали разностороннее воспитание.

Именно на этом этапе в процессе воспитания начинает приобретать все более определенное и возрастающее значение процесс обучения.

В Средние века в Европе получили распространение воспитательные организации и для детей торговцев и ремесленников - ремесленные или цеховые школы, гильдейские школы. С развитием мануфактурного и фабричного производства появилась система школ для детей рабочих, дававших минимум общеобразовательных и профессиональных знаний и умений, позднее были созданы школы для детей крестьян.

Интенсивное развитие промышленности, проникновение капиталистических отношений в деревню, становление гражданского общества существенно увеличивали требования к подготовке работников для всех сфер социально-экономической и общественной жизни. Поэтому дальнейшее развитие системы социального воспитания во многих странах привело к постепенному переходу сначала ко всеобщему начальному, а затем и к среднему образованию. Это свидетельствует о том, что подготовка к жизни окончательно выделяется в относительно самостоятельную сферу.

Кроме того, исторически довольно рано возникли контркультурные организации в сфере социальной, политической и религиозной жизни, в которых осуществляется воспитание прямо противоречащее по своим ценностям тем, которые реализуются семейным, религиозным и социальным видами воспитания и которое условно можно назвать диссоциальным. Его осуществляют, например, квазирелигиозные секты, криминальные структуры, экстремистские политические организации. Как это ни странно звучит, но возникновение и функционирование диссоциального воспитания отвечало и отвечает определенным потребностям тех или иных слоев и групп общества, что позволяет считать его составной частью воспитания как социального института.

Постепенно воспитание охватывает все более старшие возрастные группы, а со временем складывается еще один его вид - коррекционное воспитание.

Таким образом, воспитание становится специальной функцией общества и государства, т.е. окончательно оформляется в специфический социальный институт.

Беглый экскурс в историю позволяет сделать вывод о том, что нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

воспитание выделяется в автономную составляющую процесса социализации;

воспитание дифференцируется на семейное, религиозное, социальное, диссоциальное и коррекционное, роль, значение и соотношение которых не остаются неизменными;

в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низким и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

растет значение воспитания: оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт


В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупностью организаций, возникших и созданных для тех же целей.

В зависимости от социально-функциональной роли социальные институты регулируют:

репродуктивную функцию - семья;

социально-общественную деятельность - воспитание, производство;

устойчивость организации общества - власть, политика, армия, суд;

сферу культуры - кино, театр, музеи;

общественное сознание - СМК, партии, культы.

Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, чем озабочены семья, религиозные организации и организации, созданные для реализации социального и коррекционного воспитания членов общества.

Воспитание, как и всякий социальный институт, обладает определенными составными элементами, каждый из которых выступает в более или менее оформленном виде. Это во-первых. Во-вторых, каждый из элементов, будучи всеобщим, имеет определенную специфику в семейном, религиозном, социальном, диссоциальном, коррекционном воспитании.

Элемент первый. Воспитание имеет определенные функции в общественной жизни, как явные (осознаваемые и даже формулируемые обществом, государством, социальными группами и индивидами), так и латентные (в данном случае - скрытые, неосознаваемые, неформулируемые).

Наиболее общие явные функции воспитания следующие:

планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы либо только в процессе воспитания, либо в нем, а также в других социальных институтах;

подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества "человеческого капитала", в достаточной мере адекватного общественным культуре и перспективам;

обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности и обновлению, соответствующее регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений, т.е. обеспечение выполнения ими желательных действий и осуществление негативных санкций по отношению к нежелательным;

способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов

общества и относительной гармонизации интересов общества и интересов половозрастных, этноконфессиональных и социально-профессиональных групп как необходимое условие внутренней сплоченности общества.

Латентные функции воспитания весьма многочисленны, а главное, существенно различны в зависимости от типа и культуры того или иного общества, а также для каждого из видов воспитания. В то же время есть, условно говоря, всеобщие или почти всеобщие латентные функции. Например, социальная селекция членов общества и их адаптация в меняющейся социокультурной ситуации, особенно к тем ее реалиям, которые не осознаются или не признаются обществом или его сегментами.

Элемент второй - ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации воспитанием присущих ему функций. Ресурсы включают в себя ценности, передаваемые в процессе воспитания, личностные ресурсы его субъектов и пр.; материальные - инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т.п.; финансовые - бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, доход семьи и пр.

Элемент третий - набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: воспитуемые различного возраста, половой, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности; родственники, осуществляющие семейное воспитание; священнослужители и единоверцы, осуществляющие религиозное воспитание; руководители, научно-методические и технические специалисты, организующие и программирующие социальное и коррекционное воспитание на государственном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; воспитатели-профессионалы (учителя, тренеры, руководители творческих объединений, социальные педагоги, социальные работники; воспитатели дошкольных, интернатных, в том числе загородных, лагерей, закрытых коррекционных организаций; преподаватели средних и высших учреждений профессионального образования; няни, гувернеры; менеджеры по работе с персоналом); воспитатели-волонтеры (работающие на общественных началах в государственных, добровольных общественных и частных организациях); лидеры криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) сообществ, реализующие диссоциальное воспитание, которых можно назвать воспитателями-компрачикосами (этим словом в Средние века называли тех, кто покупал или похищал детей и калечил их для продажи в качестве шутов и пр.).

Элемент четвертый - набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие). Те и другие, в свою очередь, - на регламентированные (оговоренные в соответствующих документах) и неформальные (используемые в рамках традиции и обычаев общества, системы воспитания, воспитательных организаций, субъектов воспитания).

Становление и обновление культуры


Роль воспитания в становлении культуры общества - проблема исторического исследования, но можно предположить, что она различна в зависимости от природно-географических и экономических условий развития общества, его типологических особенностей и стадии развития.

Роль воспитания в трансляции культуры общества можно считать универсальной, с одной стороны, и имеющей определенную специфику, связанную с историко-культурными традициями общества, которые определяют место воспитания в процессе социализации и ценность воспитания в системе ценностей общества.

Роль воспитания в обновлении культуры определяется как особенностями общества, так и специфическими особенностями воспитания как социального института. Одни общества (более традиционные) в большей степени, чем другие (модернизированные), объективно консервативнее во внутрикультурном развитии и более закрыты по отношению к межкультурным влияниям. Соответственно и воспитание в этих обществах имеет основной функцией трансляцию культуры. Функция обновления реализуется воспитанием в этих обществах слабо и проявляется в масштабе больших исторических отрезков времени.

В то же время воспитание как социальный институт в любом обществе обладает определенной консервативностью, что сдерживает реализацию им функций обновления культуры. Однако чем более модернизировано общество, тем большую роль в обновлении его культуры играет воспитание. В этих обществах происходят перманентные инновационные изменения в воспитании, диктуемые как изменениями в обществе, так и необходимостью в несколько опережающем его наличный уровень развития "человеческом капитале", способном к освоению и продвижению процессов модернизации.

Итак, несмотря на все различия, воспитание как социальный институт функционирует в любом современном обществе (кроме архаических).

Социальное воспитание - это устойчивое развитие человека и общества


Анализ отечественной научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Современные исследователи воспитание рассматривают как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие, как управление развитием личности и т.д. Каждое из этих определений справедливо, ибо каждое отражает какой-то аспект воспитания, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом как фрагмент социальной реальности.

Анализ массовой педагогической литературы, нормативных документов, педагогической практики и обыденных представлений педагогов, как практиков, так и теоретиков и методистов, показывает, что фактически под воспитанием (независимо от деклараций) понимается работа, проводимая с детьми, подростками, юношами, девушками вне процесса.

Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а многими и сейчас): "Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни.

Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит".

В последние десятилетия подход к воспитанию и, соответственно, определение его как педагогического понятия существенно изменились. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе. Уже в американском "Педагогическом словаре", изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет; б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 г. в изданном там же "Кратком педагогическом словаре" воспитание трактуется как: а) любой процесс формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности; б) развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.

Это определение свидетельствует о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина "еducation" как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее, просто искаженная в угоду конъюнктуре. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание: семейное (Family Education); религиозное (Religious Education); социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).

В реальности не существует некоторого одного процесса воспитания. Можно констатировать наличие нескольких видов воспитания - семейного, религиозного, социального, коррекционного, диссоциального. Они более или менее существенно различаются по сущности, содержанию, формам, методам и т.п.

Приведем определения всех видов воспитания с тем, чтобы, во-первых, показать свойственные им общие и особенные характеристики, а во-вторых, показать их некоторые различия.

Семейное воспитание представляет собой более или менее осмысленные усилия одних членов семьи по взращиванию других в соответствии с имеющимися у них представлениями о том, какими должны быть их сын, дочь, муж, жена, зять, невестка.

Религиозное воспитание представляет собой процесс индоктринизации мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определенной конфессии.

При социальном воспитании взращивание человека происходит в процессе планомерного предоставления условий для его позитивного (с точки зрения общества и государства) развития и создания определенной ценностной ориентации. Социальное воспитание осуществляется в специально созданных воспитательных организациях (от домов ребенка и детских садов до школ, вузов, центров социальной помощи и пр.), а также во многих организациях, для которых функция воспитания не является ведущей, а нередко имеет латентный характер (в армейских подразделениях, политических партиях, многих корпорациях и пр.).

Государство и общество создают также специальные организации, в которых проходит коррекционное воспитание - взращивание человека, имеющего те или иные проблемы или дефициты, в процессе планомерного создания условий для его приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития.

В контркультурных организациях - криминальных и тоталитарных (политических и квазирелигиозных сообществах) происходит диссоциальное воспитание - целенаправленное взращивание вовлеченных в эти организации людей как носителей девиантных (отклоняющихся от принятых норм) сознания и поведения.

Воспитание любого вида (кроме диссоциального, в котором воспитуемый находится только в позиции объекта) осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (семья, коллектив, группа), социальных (воспитательные, религиозные и иные государственные, общественные и частные организации).

Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных группах и организациях воспитание создает или не создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения и т.д.), а также для его самостроительства, самоосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.


Адаптация человека в обществе


Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности. индивидуальное своеобразие человека это личные качества, при сущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспособляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки. Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабливаться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одно временно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал. Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в понимании природы формирования адаптационных возможностей. Ребенку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, "домашний ребенок" с трудом адаптируется к группе детского сада.

Поэтому нужно создавать благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека.

Индивидуальная помощь


Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениях с опасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.

Достаточно условно можно выделить группы возрастных задач - естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические, а также источники опасностей - семья, общество сверстников, воспитательные организации.

В соответствии в выделенными тремя группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.

В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем, как укрепление здоровья, развитие своих физических задатков, чтобы в возможной степени соответствовать норме возрастного физического развития; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности - фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным "соответствием" этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей; с приобретением знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок; с пониманием проблем семьи, других групп членства, социума, восприимчивостью к ним.

В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная помощь становится необходимой в случае возникновения у человека проблем, связанных с самопознанием и самопринятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

Можно назвать лишь самые общие способы этой работы: индивидуальные и групповые беседы, создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; работа со значимыми лицами; переориентация индивидуальных и групповых интересов; тренинга и ролевые игры; рекомендация для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-психологов и некоторые другие.

Индивидуальная помощь незащищенным детям, подросткам, юношам в воспитательной организации может дать положительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.

Во-первых, наличия у педагогов и других работников сферы социального воспитания установки на необходимость оказания индивидуальной помощи, а также определенного уровня психолого-педагогической подготовки.

Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя, установки на добровольный контакт с ним по поводу своих проблем, желания найти у него понимание, получить информацию, совет, порой даже инструктаж.

В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорового самовосприятия, т.е. удовлетворяющей его позитивной Я-концепции; последовательности в установках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем, уважительного отношения к ним; стремления и умения культивировать теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с воспитанниками, умения пробуждать у воспитанников чувство свободы в общении, умения разрядить обстановку во время беседы, чувства юмора.

В-четвертых, умения воспитателя вести индивидуальные беседы с воспитанником в качестве "эксперта", "советчика", "опекуна": использовать свое влияние для того, чтобы прояснить ситуацию сложившуюся у воспитанника, осмыслить ее; произвести переориентацию его ущербных установок и точек зрения; помочь определить ему свои позиции и взгляды. Для этого он должен уметь выдвигать перед воспитанником ряд альтернатив, вести диалог с ним о достоинствах и недостатках каждой, помочь осознать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реальный и подходящий для решения проблемы вариант.

В-пятых, использование в воспитательной организации личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.

В результате, для решения естественно-культурных задач в рамках возрастного подхода необходимо разрабатывать оптимальный режим кормления и ухода за человеком на каждом возрастном этапе; систему физического и сенсорно-моторного развития, мер компенсации и реабилитации дефицитов и дефектов процесса созревания и развития отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках индивидуального подхода); стимулировать осознание ценности здоровья, активного отношения человека к своему физическому развитию и его методы; культивировать здоровый образ жизни на каждом возрастном этапе, позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные эталоны женственности и мужественности, адекватное восприятие человеческой сексуальности, учитывая этнокультурные традиции.

социальное воспитание общество культура

Заключение


Таким образом, мы видим, что преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличии объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Список используемой литературы


1. Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Психология детства, Изд. центр "Академия" М.: 1996

Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 1924.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С.138-175,233-238.

Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М" 1996. - С.24-28, 295

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т.1. - С.267-33

Pstgu.ru>download/1233514916. mudrik. pdf

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - М., 1985.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.