Процесс социализации в следующих возрастных периодах. Особенности социализации на разных возрастных этапах

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

Выделяют следующие стадии социализации:

    Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

    Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

    Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом.

    Изменение себя, «стать как все».

    Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

    Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 2.1

2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности»

Предметная деятельность

Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»

А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства»

Учебная деятельность

Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности

5. Подростковый (11-14 лет)

Общение со сверстниками

А – освоение норм отношений между людьми

6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я»

Учебно-профессиональная деятельность

Б – освоение профессиональных знаний, умений.

7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости»

Трудовая деятельность, профессиональная учеба

А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений

8. Этап человеческой зрелости

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные – отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

Окончательная форма эгоидентичности Стадия 8

«приняти себя, жизни», мудрость старость

Разочарование в жизни после 50 лет

Творчество, любимая работа, Стадия 7

воспитание детей, забота о детях, зрелость до

удовлетворенность жизнью 50 лет

Опустошенность, застой, регрессия

Чувство близости, интимности, Стадия 6

единство с людьми, любовь молодость от

Изоляция, одиночество 20 до 25 лет

Цельная форма эгоидентичности,

находит свое «Я», верность себе, Стадия 5

признание себя людьми юношеский от

    диффузия идентичности, тревога, 11 до 20 лет

одиночество, инфантилизм, не нашел

свое «Я», непризнание людьми,

«путаница ролей», враждебность

Уверенность в себе, компетентность Стадия 4

Неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет

Инициативность, целеустремленность, Стадия 3

активность, предприимчивость, дошкольный

самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет

Автономия, самостоятельность, Стадия 2

опрятность, воля ранний возраст

    сомнение, стыд, зависимость от от 1 до 3 лет

Базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1

стремление к жизни младенчество

    базальное недоверие к миру, пессимизм,

стремление к смерти

Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает: «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир, как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход, остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.

Еще одна линия американской психологии разви­тия - соединение психоанализа и этологии.

Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных связей у живот­ных. Соединение этих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опыта велико, но ограничено временем его действие: в определенные периоды жизни влияние окружающей сре­ды на развитие оказывается по своему воздействию очень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незна­чительно.

Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опыт ранних лет. Это было показано в экспериментах на многих позвоночных и беспозвоноч­ных животных. Это же явление наблюдается и у челове­ка. В связи с этими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу пове­дения, к изучению возникновения социальных связей.

При изучении формирования социальной привязан­ности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолирован­ными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, что детеныши опреде­ленно предпочитают одетые модели - «уютных матерей», от которых они не получали пищевого подкрепления, чем проволочную - «холодную мать», дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источни­ке социальной привязанности была отброшена.

Детеныши, воспитанные искусственной матерью, были плохими матерями, не обращали внимания на сво­их детенышей и часто били их, когда те кричали. Не­смотря на такое отношение матерей, детеныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей. Был сделан важнейший вывод: социаль­ная связь строится не на пищевом подкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных - потребность в контакте, а не в пище.



Еще задолго до опытов Харлоу Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировал концепцию импринтинга - «запечатления».

В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Американский психолог Е. Хесс разработал критерии продолжитель­ности критических периодов. Начало периода опреде­ляется зрелостью двигательных возможностей, способно­стей животного; конец - развитием реакции страха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингу у вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха и ход развития двигательных способностей.

Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированы биологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можно изменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так, например, критический период можно расширить, используя некоторые фармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональ­ное возбуждение - весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений у высокоразвитых животных и человека.

Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддер­живают контакт между животными. Эта реакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, махание хвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей прима­тов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забо­та и воспитание младенцев у человека.

Развитие привязанности останавливается, когда воз­никает реакция страха, которая заставляет избегать кон­тактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев воз­растает страх по отношению к незнакомцу.

Первоначально исследователи концентрировали вни­мание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимается привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы.

Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех до десяти недель щенок восприим­чив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжет­ся это животное.

В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестым месяцами жизни существует критиче­ский период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от общества равных себе, необра­тимо подавляет способность животного к социальному регулированию поведения.

По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с, близкими ему людьми, когда он учится зависимости. И другой в два-три года, когда он приучается быть незави­симым в определенных важных отношениях.

Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

Были выделены также критические периоды обуче­ния. Критические периоды иногда называют сензитивными периодами для обучения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных меха­низмов, подчеркивают американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку времени.

Открытие критических периодов немедленно сфоку­сировало внимание ученых на процессах развития, кото­рые их вызывают. По мере того как станут понятны эти процессы, возникает возможность направленного их из­менения, что очень важно для здоровья и обучения ре­бенка.

Если мы знаем потенциальные возможности и опас­ности каждого периода развития, то мы можем использо­вать эти возможности и избегать вредный опыт.

Исследование критических, сензитивных периодов в американской психологии есть по существу исследование врожденных механизмов и их уникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулу связи с окружающей средой.

В исследованиях внешней среды и ее роли в разви­тии поведения изучалась сенсорная депривация, соци­альная изоляция, с одной стороны и, с другой, - интен­сивная стимуляция, экспериментальное обогащение сре­ды. Было получено множество экспериментальных фак­тов:

q Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга генетически сходных крыс наступают анатомические и хими­ческие изменения (Креч и Розен Цвейг);

q Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фик­сированы и не детерминированы созреванием. Под влиянием опыта развитие ускоряется.

q Младенцы способны воспринимать сложные зри­тельные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной сти­муляции. Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критиче­ского (сензитивного) периода под влиянием соот­ветствующего опыта. (Франц, Бауэр).

q Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении животного в раннем воз­расте возможности видеть свои передние конеч­ности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличи­вающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отдают пред­почтение менее сложным зрительным стимулам.

q Взрослые с исключительно высокими способно­стями испытали интенсивную раннюю интеллек­туальную стимуляцию (Мак Карди).

q При перемещении из минимально стимулирую­щей обстановки в более обогащенную наблюдает­ся увеличение показателей интеллектуальности.

Какой вывод из этих исследований?

Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты до поразительного уровня при помощи учета и использования сензитивных периодов и общей пластич­ности нервной системы. Вмешательство в развитие чело­века должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластичности наибо­лее высок. Остро ставится проблема образования родите­лей, так как большинство из них не осознает размеров влияния (положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей.

Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается в особом внимании в самые ранние го­ды.


Еще одна линия американской психологии развития -- соединениепсихоанализа и этологии. Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитииличности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. С другой стороны, Лоренц обратил внимание на важность критическихпериодов для образования первичных социальных связей у животных. Соединениеэтих двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта вразвитии молодого организма. Было высказано предположение, что влияние опытавелико, но ограничено временем его действия: в определенные периоды жизнивлияние окружающей среды на развитие оказыва- ется по своему воздействиюочень глубоким, а его значение в другие периоды жизни незначительно. Наибольший след в жизни организма оставляет, главным образом, опытранних лет, что было показано в экспериментах на многих позвоночных ибеспозвоночных животных. Это же явление наблюдается и у человека. В связи сэтими фактами в американской психологии проявился огромный интерес к раннемуонтогенезу поведения, к изучению возникновения социальных связей. При изучении формирования социальной привязанности было установлено,что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессесоциализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолированными прирождении и вскормленными искусственными матерями. Эти опыты показали, чтодетеныши определенно предпочитают одетые модели -- "уютных матерей", откоторых они не получают пищевое подкрепление, чем проволочную -- "холоднуюмать", дающую пищу. Таким образом, теория потребности в пище как источникесоциальной привязанности была отброшена. Детеныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состояниибыли плохими матерями, не обращали внимания на, своих детенышей и частобили их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, детенышиползли к ним. Значит, наказание не тормозит образование социальных связей.Был сделан важнейший вывод: социальная связь строится не на пищевомподкреплении! Опыты показали, что самая важная потребность у детенышейживотных -- потребность в контакте, а не в пище. Еще задолго до опытов Харлоу, Лоренц заметил, что у выводковых птицпривязанность возникает раньше, чем они начинают есть. Он сформулировалконцепцию импринтинга -- "запечатления". В американской психологии период максимальной способности к импринтингубыл назван критическим периодом или критическим возрастом. Е. Хесс показал,что помимо времени появления первой реакции, для запечатления важнаинтенсивная практика молодого животного, которая повышает устойчивостьреакции следования за матерью. Хесс сформулировал "закон усилия", согласнокоторому сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным длядостижения значимого объекта в период запечатления.. Е. Хесс разработалкритерии продолжительности критических периодов. Начало периода определяетсязрелостью двигательных способноетей животного; конец -- развитием реакциистраха. На основе этих критериев можно предугадать способности к импринтингуу вида, зная лишь характерное для него время возникновения реакции страха иход развития двигательных способностей. Хотя начало и конец критического периода довольно жестко фиксированыбиологическими процессами роста и созревания определенных реакций, можноизменить продолжительность этого периода в экспериментальных условиях. Так,например, критический период можно расширить, используя некоторыефармакологические препараты, снижающие эмоциональность. Эмоциональноевозбуждение -- весьма важная часть первичных социальных взаимоотношений увысокоразвитых животных и человека. Критический период для социализации определяется появлениемповеденческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Этареакция цепляния у обезьян, реакция следования у стадных животных, маханиехвостом, игривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаютсяответными реакциями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов,хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев учеловека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха,которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многихптиц и млекопитающих, даже у детей около восьми месяцев, возрастает страх поотношению к незнакомцу. Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическомпериоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность кчленам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения сдругими членами группы. Например, социализация у собак выражается в том, что примерно с трех додесяти недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичнаясоциализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется этоживотное. В опытах на обезьянах Харлоу установил, что между третьим и шестыммесяцем жизни существует критический период, во время которого социальнаядепривация, особенно депривация от общества равных себе, необратимоподавляет способность животного к социальному регулированию поведения. По отношению к детям было высказано мнение, что существуют двакритических периода социализации: один -- в первый год жизни, когда уребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учитсязависимости. И другой -- в дватри года, когда он приучается быть независимымв определенных важных отношениях. Процесс социализации у младенцевначинается с возраста около шести недель, но достигает максимума вчетырепять месяцев, на что указывает появление так называемой социальнойулыбки. Были выделены также критические периоды обучения Критические периодыиногда называют сензитивными периодами для обучения Считается, что еслиобучение не происходит в течение этого времени, то оно может никогда непроизойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развитияврожденных механизмов, подчеркивают американские психологи. Если обучениенеобходимо сделать наиболее эффективным, оно должно быть приурочено копределенному отрезку времени. Открытие критических периодов немедленно сфокусировало внимание ученыхна процессах развития, которые их вызывают. По мере того, как станут понятныэти процессы, возрастет возможность направленного их изменения, что оченьважно для здоровья и обучения ребенка. Если мы знаем потенциальные возможности и опасности каждого периодаразвития, то мы можем использовать эти возможности и уменьшить влияниевредного опыта. Исследование критических, сензитивных периодов в американскойпсихологии есть по существу исследование врожденных механизмов и ихуникальной, ограниченной во времени, избирательной по отношению к стимулусвязи с окружающей средой. В исследованиях внешней среды и ее роли вразвитии поведения изучалась сенсорная депривация, социальная изоляция, содной стороны, и, с другой,-- интенсивная стимуляция, экспериментальноеобогащение среды. Было получено множество экспериментальных фактов: Показано, что под влиянием различных условий окружающей среды в коремозга генетически сходных крыс наступают, анатомические и химическиеизменения (Д Креч и М Розенцвейг) Уровни развития, намеченные Гезеллом, не фиксированы и недетерминированы созреванием Под влиянием опыта развитие ускоряется. Младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении,но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции.Зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течениекритического (сензитивного) периода под влиянием соответствующего опыта(Фанц, Бауер). Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишенииживотного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р.Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, встаршем возрасте отдают предпочтение более простым стимулам (М Фоке); уприматов имеется предпочтение зрительных нарисованных изображенийувеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи тогоже возраста, отдают предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г.Саккет) Взрослые с исключительно высокими способностями испытали интенсивнуюраннюю интеллектуальную стимуляцию (X Мак Карди) При перемещении из минимально стимулирующей обстановки в болееобогащенную наблюдается увеличение показателей интеллектуальности (Д Хебб). Какой вывод из этих исследований? Средние интеллектуальные возможности могут быть развиты допоразительного уровня, при помощи учета и использования сензитивных периодови общей пластичности нервной системы. Вмешательство в развитие человекадолжно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот периодуровень пластичности наиболее высок Остро ставится проблема образованияродителей, так как большинство из них не осознает размеров влияния(положительного или отрицательного), которое они оказывают на своих детей. Умственное, физическое и эмоциональное развитие детей нуждается вособом внимании в самые ранние годы

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации
. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация - стадия к социальному окружению (от рождения до ). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью и .

3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
- усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
- отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
- конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою . Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм .

5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия . Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль . Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности , в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные , постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками , приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу - к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации .

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период . Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость . Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д Старость . Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации , где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.