Что должен уметь ребенок в год: психомоторные и речевые навыки. Что может уметь дитя в двенадцать месяцев? Развитие малыша в раннем возрасте

Время чтения: 6 минут

В этом возрасте дети, как правило, уже обладают базовыми способностями, столь необходимыми для дальнейшего познания окружающего мира. По этой причине, чтобы своевременно обнаружить отставание в развитии своего малыша, родителям крайне важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год, какими навыками он обязан обладать к этому моменту. Узнайте подробнее об этом периоде взросления крохи.

Развитие ребенка в 1 год

Любящие родители с большим трепетом относятся к первым проявлениям осознанного восприятия жизни у малышей. При этом некоторые мамы и папы в стремлении дать своему крохе все самое лучшее иногда перегибают палку, что выражается в обычной ситуации в требовании от ребенка освоения не характерных для его возраста навыков. Помните, что каждый малыш по-своему уникален и нельзя превращать малютку в «объект» самоутверждения. При всем этом нужно понимать, что существует некий усредненный набор навыков, которым карапуз к 12 месяцам должен обладать.

Относиться к такого рода показателям развития стоит спокойно и без фанатизма. Зачастую то, что умеет ребенок в 1 год, всецело зависит от родителей. Исключение составляют только какие-либо ярко выраженные симптомы отставания малютки в развитии. Помимо этих моментов, стоит уделять внимание нормам веса и роста ребенка. Так, годовалый малыш должен утроить свой исходный вес и вырасти на 25 см. Важно сказать, что указанные значения не могут применяться в отношении недоношенных или имеющих проблемы с лишней массой тела детей.

Физическое

К годику детки, как правило, уже умеют стоять, держась за предметы мебели или взрослого, сидеть, активно ползать. Некоторые особо шустрые малыши умеют даже ходить . По большей части детки передвигаются по дому вдоль опоры или с поддержкой за одну или две ручки. При этом не стоит недооценивать карапуза и думать, что он не сможет забраться на подоконник или стащить со стола острые предметы. К этому времени детки уже в достаточной степени умные и при необходимости могут подставить стул.

Отвечая, что должен уметь ребенок в 1 год, специалисты отмечают, что темпы развития физических способностей полностью зависят от степени самостоятельности крохи. По этой причине крайне важно, чтобы малыш выполнял основную «работу» сам, но с родительской подстраховкой. К слову сказать, если ваш карапуз хочет научиться ходить, то дайте ему возможность сделать первые шаги самостоятельно, не забывая при этом о подстраховке.

Психическое

Годовалые детки независимо от индивидуальных темпов развития активно изучают окружающий мир. Малышам, как правило, очень интересно брать предметы с недоступных мест, осваивать навыки построения простейшего конструктора. Последнее занятие весьма полезно для карапуза, так как позволяет развивать мелкую моторику. Касательно того, что должен уметь годовалый ребенок с точки зрения психологического развития, стоит сказать, что кроха к этому времени уже обладает следующими основными навыками:

  • умеет собирать пирамидку из нескольких колечек;
  • играет с посудой и при этом делает вид, что ест ложкой, пьет из кружки;
  • может построить башенку из двух кубиков;
  • проявляет интерес к незнакомым предметам;
  • кормит кукол, причесывает их и укладывает спать;
  • умеет брать мелкие предметы двумя пальцами;
  • подражает взрослым;
  • танцует под музыку;
  • пытается самостоятельно открывать и закрывать дверцы шкафов;
  • собирает игрушки.

Навыки ребенка в 1 год

Большинство малышей к 12 месяцам умеет самостоятельно ходить. Тем не менее некоторые годовалые дети все еще нуждаются в маминой помощи во время передвижения по дому или детской площадке. Кроме того, к этому времени карапуз должен уметь сидеть на корточках и свободно подниматься из этого положения . Маленький человечек с каждым днем становится все более самостоятельным, поэтому родителям нужно уделять ему как можно больше внимания. На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется то или иное отношение к окружающему миру.

Обязательные умения и навыки

Перечисляя, что должен уметь ребенок в годик, педиатры нередко называют, на первый взгляд, абсолютно лишние и неуместные способности. Тем не менее эти умения являются показателем успешности дальнейшего становления крохи как личности. При ситуации, когда карапуз не умеет делать что-либо из указанных специалистами умений, это должно стать для родителей поводом к корректировке воспитания малыша. Что касается обязательных навыков, то годовалый карапуз должен уметь:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • уверенно держать в руках нетяжелые предметы;
  • проявлять эмоции без истерики и плача;
  • узнавать знакомых людей;
  • адекватно эмоционально реагировать на разные ситуации;
  • показывать на картинках объекты, о которых идет речь;
  • посредством совместной игры контактировать со сверстниками;
  • говорить хотя бы пару-тройку слов;
  • подражать взрослым, имитируя их жесты, мимику.

Как должен ходить ребенок в год

К этому моменту малыш активно познает окружающий мир. При этом основным навыком, над которым «работает» карапуз, становится ходьба. Большая часть малышей к этому моменту умеет передвигаться вдоль опоры или с помощью взрослых. Некоторые дети начинают рано ходить, пропуская при этом стадию ползания. При всем этом стоит обратить внимание на то, как ребенок ходит. При ситуации, когда малыш во время передвижения делает упор на носочки или слишком широко расставляет ножки, необходимо обратиться за консультацией к детскому ортопеду .

Навыки самообслуживания

Годовалый карапуз всей своей сущностью стремится к самостоятельности. Кроха к этому моменту учится кушать самостоятельно, что ни в коем случае не исключает участие мамы в процессе. Некоторые детки даже пытаются самостоятельно одеваться. Не стоит пренебрегать этим душевным порывом малютки. Выдайте ребенку одежду и дайте возможность вволю потренироваться, наблюдая за этим действом со стороны. Помимо всего прочего, годовалые детки должны уметь:

  • самостоятельно пить из чашки-непроливайки или кружки;
  • откусывать и жевать твердую пищу;
  • самостоятельно кушать;
  • садиться на горшок (по сути, кроха должен проситься на горшок и понимать, для чего он нужен);
  • мыть руки.

Развитие речи у ребенка в 1 год

К 12 месяцам карапуз должен понимать обращенную к нему речь и выполнять простые просьбы взрослых. Годовалые детки очень чутко реагируют на интонацию, поэтому крайне важно не переусердствовать, воспитывая кроху. Малыш должен получать по большей части позитивные эмоции от общения с мамой. Не стоит беспокоиться, если карапуз не знает чего-то из перечня того, что должен говорить ребенок в 1 год. В этой ситуации гораздо важнее, чтобы кроха понимал речь взрослых и правильно воспринимал ее эмоциональную сторону.

Сколько слов должен говорить ребенок в год

Развитие речевых навыков у детей происходит совершенно по-разному. Одни малыши в годик уже умеют разговаривать, тогда как другие карапузы только учатся произносить слова. Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно вести с ним оживленную беседу . При этом очень важно комментировать все происходящее вокруг. Словарный запас годовалого ребенка включает всего 2-10 слов, куда в том числе входят звукоподражания. При ситуации, когда ваш кроха не умеет произносить простейшие слова и не понимает взрослую речь, его необходимо показать детскому психологу.

Какие слова ребенок должен говорить в год

К году малыш имеет ограниченный словарный запас, поэтому некоторые детки пытаются освоить звукоподражание. Надо сказать, что многим это с успехом удается. В арсенале карапузов к годику присутствуют, как правило, двузначные слова: мама, папа, баба, деда. Большая часть деток способна исключительно на лепет и только им понятные звуки. Отвечая, что должен уметь годовалый карапуз, педиатры, переходя к речевому развитию, как правило, называют слова типа: би-би, дай, та-та, му-му, ля-ля, дя-дя, ам-ам.

Поведение ребенка в 1 год

В этом возрасте малыши еще не могут контролировать свои эмоции, выражая их нередко плачем, криком и прочими неприглядными действиями. Такого рода протесты стоит воспринимать как вполне нормальное явление для этого этапа развития крохи. Правильного поведения можно добиться исключительно лаской и поощрением. Кроме того, в годик дети начинают осознавать свою оторванность от родителей. Они могут плакать, потому что мама ушла и оставила их в одиночестве. Малыш должен помнить, что мама хоть и отлучилась, но находится неподалеку и готова в любую минуту прийти ему на помощь.

Видео

Развитие ребенка, особенно первенца - это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику. Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма. Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы. Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.

Развитие малыша в раннем возрасте

Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.

В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.

Годовалый ребенок - это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи - но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.

Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства . Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.

Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.

Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка

Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец - это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.

Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.

Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание

Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде, концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.

Ходьба - один из критериев умений ребенка в 1 год

Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей - это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.

В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения. Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15. Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок - не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время.

Основные навыки обслуживания себя при питании

До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к и другим проблемам с зубками в дальнейшем.

Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год

До года ребенок активно изучает окружающий мир, а также его реакцию на собственные действия. Малыш должен научиться достаточно крепко держать в руках различные предметы, носить их, возможно, вертеть в руках и рассматривать. Некоторые проблемы с моторикой в таком возрасте могут быть в пределах нормы, однако если ваш ребенок плохо контролирует свои пальчики и не может держать предмет в 12 месяцев, лучше обратиться к педиатру, который поможет разобраться с проблемой. Впоследствии задержки в развитии моторики могут стать более заметными и вылиться в патологическую неуклюжесть и неловкость. Однако, как правило, период активного рукоделия (когда малыши собирают оригами и лепят из пластилина) выравнивает эти задержки и помогает активно развивать мелкую моторику.

Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:

  • постройка пирамидок из колечек;
  • постройка «башенок» из кубиков;
  • укладывание предметов в коробку.

Навыки общения годовалых детей

Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.

Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).

К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают. Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» - когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины. Ругать его за это ни в коем случае не стоит - это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.

Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.

Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами - упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя - уметь называть его другим людям и откликаться на него.

Обратите внимание : очень важный элемент социального воспитания - умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.

Реакция на окружающий мир

В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.

Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:

  • узнает ли ребенок голоса родителей и близких;
  • узнает ли ребенок лица родителей и близких;
  • чувствует ли ребенок боль, когда ударяется, обжигается или ранится;
  • не теряет ли ребенок ориентацию в пространстве, когда ползает или ходит.

Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.

Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание

Очень важный момент в развитии маленького ребенка - умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут. Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение - их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима. Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.

Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть .

В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные - от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.

Что не должен, но может делать ребенок в 1 год

Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:

  1. Ребенок умеет выражать свои естественные потребности (голод, горшок, неудобство) любыми средствами, кроме плача. Например, это могут быть специфические звуки (кряхтение, сопение, характерное гуканье), по которому родитель может понять, что необходимо малышу.
  2. Малыш учится или уже умеет играть в простые игры с мячом. Умеет толкать, бросать, хватать мяч, передавать его другим.
  3. Попытки воспроизводить взрослую речь - это отличный признак, который может указывать на быстрое развитие ребенка в 1 год и его хороший потенциал. Иногда из-за особенностей детского произношения получаются особенные слова, которые лишь отдаленно напоминают настоящие (например, «собака» - «бабака») и прочно входят в речь малыша именно в таком, «детском» виде.
  4. Обобщение предметов по общему признаку - это яркий признак того, что ваш ребенок в 1 год обладает незаурядным складом ума и способен к абстрактному мышлению. Если малыш называет свою куклу «лялей» и, увидев на улице у другого дитя другую куклу, показывает пальчиком и говорит «ляля» - это хороший знак. Попробуйте развить ребенка в этом направлении.
  5. Рисование с помощью подручных средств, пальцев и ладошек часто развивается еще до года, однако этот навык не является обязательным и необходимым, а его отсутствие не указывает на проблемы в развитии.

Раннее развитие детей в 1 год

Рекомендуем прочитать:

Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину - играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.

Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше

Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее - они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так. Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки - вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).

Развивающая игрушка «своими руками»:

Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели - кубики, пирамидки из колечек, шарики.

Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип - не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.

Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи - горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.

Свой первый юбилей ребёнок встречает подросшим, окрепшим и более сознательным. Он обладает присущими только ему личными чертами характера, имеет своё собственное мнение, предпочтения в играх и еде. Кроха стремится активно исследовать новые территории, и удержать его, практически, невозможно, ведь начинают проявляться такие качества, как настойчивость, и даже упрямство. Теперь родителям придётся считаться с мнением маленького человека, а зная, что должен уметь ребенок в 1 год, постараться направлять его в нужное русло.

Ребёнок в один год весит около 10 килограммов, и рост его составляет примерно 76-78 сантиметров, по сравнению с первыми месяцами жизни, он вырос втрое. Теперь, по причине активного времяпровождения, малыш будет расти медленнее, зато станет совершенствовать свои способности и приобретать новые умения.

Особенности изменений:

  1. К году у многих детей уже около 8-12 зубов, четыре из которых – коренные. Если даже появились ещё не все, это должно произойти в ближайшее время.
  2. Характерной особенностью детишек в это время являются их стопы, пока абсолютно плоские, так как в наличие остаётся подушечка из жира, исчезающая со временем. Несмотря на это, дети уже свободно встают из любых положений и могут ходить без опоры и помощи взрослых. В целом, большинство детей осваивает ходьбу к полутора годам.
  3. Малыши хорошо знают всех своих родственников, называют их по имени, откликаются на своё имя, бурно проявляя радость или огорчение, если предстоит расставание.
  4. Теперь день ото дня ребёнок будет становиться всё более самостоятельным, а копируя поведение старших, он вырабатывает и собственные манеры, поэтому родителям следует следить за своими действиями и не самыми лучшими привычками, чтобы потом не увидеть их повторение в поступках малыша.

Важное значение в этот период имеет правильное воспитание – если дети живут по определённому режиму, они быстро приучаются к дисциплине. В этом случае им проще объяснить смысл требований и табу на некоторые вещи. К сожалению, без запретов обойтись нельзя, к тому же, ребёнок и сам чувствует себя более защищённым, когда они существуют. В конце концов, установленные правила облегчают жизнь всей семьи, и оберегают здоровье и психику детей.

Физическое и психическое развитие ребенка в 1 год достигло определённых высот, но родителям расслабляться рано, впереди ещё предстоит много работы над тем, чтобы маленький человек вырос не только сильным и умным, но и обладал такими важными человеческими чертами характера, как доброта, чуткость, сопереживание.

Что должен уметь ребенок в 1 год

В физическом плане годовалый ребёнок шагнул далеко вперёд, причём в буквальном смысле. Некоторые ранние малыши, хотя это и редкость, сразу выбирают такой метод передвижения, как ходьба и, фактически, пропускают ползание.

Но рассматривая усреднённый вариант, следует перечислить следующие навыки, которые касаются большинства деток:

  • годовалые малыши очень подвижны – они много ползают, хорошо сидят, умеют вставать и садиться, делая это довольно ловко;
  • ходят дети, держась на руку папы и мамы, или опираясь на диван;
  • у многих получается сидеть на корточках и самостоятельно подниматься;
  • карапузы неплохо освоили подъём по лестнице и могут осторожно спускаться вниз, в том числе, слезать с возвышений;
  • речевые навыки ребёнка в 1 год значительно улучшаются – лексикон его составляет около 15-20 слов, правда иногда он путает слоги;
  • речь родителей малыши понимают безупречно и стараются повторять за ними все незнакомые слова;
  • годовалый карапуз уже вполне может ответить на обращённый к нему вопрос «Где» и «Кто», назвав имя или, показав пальчиком;
  • ребёнку можно доверить и некоторые дела, например, вытереть пыль, помочь маме накрыть на стол или помыть фрукты;
  • из нескольких кубиков ребёнок очень быстро построит башню, а рукой он уже может брать два мелких предмета, для манипулирования используя два пальца;
  • в год дети любят отыскивать и прятать игрушки, бросать их, разбирать на части;
  • детки в этом возрасте знают названия и внешний вид многих животных, деревьев, бытовых предметов;
  • они запоминают события, происшедшие 4-5 дней назад;
  • самостоятельно пользуются столовыми приборами, чашкой, зубной щёткой и расчёской.

Возрастает и социальная активность детей, они становятся более коммуникабельными и тянутся к общению со сверстниками. Взрослые бывают, по-настоящему, счастливы, наблюдая, какими проявлениями пополняется их эмоциональность – теперь они способны улыбаться, смеяться, научились обнимать и целовать папу и маму. При переизбытке чувств они целуют даже свои игрушки – любимых мишек и кукол. Чувства годовалых детей порою видны по их жестам и мимике, и родные, обычно, хорошо понимают этот язык.

Однако детки могут выражать не только довольство и положительные эмоции – они могут злиться и негодовать по поводу запретов, выглядеть расстроенными, когда папа уходит на работу, выказывать обиду, если их укладывают спать раньше времени. Малыши и сами неплохо разбираются в эмоциональном состояние отца и матери, определяя его по тону голоса и выражению лица, а из-за стремительного формирования у них долговременной памяти, часто демонстративно показывают обиду, запомнив недавние неприятные события.

Размышляя над тем, что должен уметь ребенок в 1 год, добавим, что он может танцевать и петь, с интересом изучать в зеркале своё отражение, знать предназначение многих домашних устройств, выполнять несложные просьбы и задания взрослых. Остаётся только подавать им хороший пример, чтобы чадо быстро впитало полезную информацию и претворило её в жизнь.

Как развиваются мальчики и девочки в 12 месяцев

Различия между способностями детей обоих полов, фактически, не различимы, но начинают сильно отличаться модели поведения. Когда встаёт вопрос, что должен уметь годовалый мальчик, логично ответить «всё», с той разницей, что он менее чувствителен, более самостоятелен, часто протестует, когда ему предлагают помощь. Ребёнок начинает чувствовать себя не просто личностью, но немного – мужчиной, который, собственно, и занят, по большей части, мужскими делами. Он много играет сам, любит машинки, конструктор, подвижные игры с мячом.

Надо ли это уметь в 12 месяцев девочке – разумеется, да, но малышка предпочтёт более спокойное времяпровождение за кормлением и переодеванием куклы, лечением зверей и подобными занятиями.

А вот естественный эгоизм развит у детишек обоих полов – они не понимают, почему надо отдать свою игрушку кому-то другому. И заставлять их это делать психологи не советуют, чтобы избежать скандала и истерики, лучше отвлечь ребёнка чем-то более интересным.

К одному году у детей также прочно входят в привычку навыки самообслуживания. Помимо использования ложки и чашки, они уже пользуются вилкой, откусывают и прожёвывают твёрдые кусочки, моют ручки, вытирая их полотенцем, осваивают горшок. Малыши уже вполне могут снимать с себя шапочку, верхнюю одежду, носочки и обувь на липучках. А чтобы быстрее одеваться, им нужна тренировка.

Что должен уметь делать ребёнок в год? Конечно, то чему его научат собственные родители, найдя для этого подходящее время и заинтересовав малыша. В основном, от них зависят достижения и неудачи годовалых детей

Совместные игры и занятия

У годовасиков следует развивать разные навыки и способности, уделяя внимания каждому пункту. В этом возрасте важно всё – физическое и творческое совершенствование малыша, формирование у него логического мышления, тренировка памяти и внимания.

Занятия и игры с малышом могут преследовать разные цели, но все они необходимы:

  1. Развитие двигательной функции, наверное, является одной из главных целей. Чтобы помочь малышу в этом непростом для него деле можно посоветовать родителям приобрести для малыша каталку в виде большой красивой машины или игрушечной коляски, которая будет стимулировать желание ходить, в то же время, являясь опорой для малыша.
  2. Среди игр, развивающих мелкую моторику, а также логику и память, можно выделить крупные мозаики и пазлы, конструкторы, игры-шнуровки, стаканчики, баночки и мелкие детали для складывания и пересыпания.
  3. Годовалым деткам уже подходят более сложные обучающие игрушки – фигурки-вкладыши, лабиринты, простые аппликации.
  4. Чтобы развить координацию и ловкость ручек и пальчиков крохи, используйте солёное тесто или пластилин. Конечно, ребёнок ещё не сможет слепить фигурку из этого материала, зато с удовольствием украсит раскатанную лепёшку мелкими элементами – ракушками, пуговками, цветными бусинками.
  5. Чтение – необходимый элемент не только развития, но и воспитания, поэтому читать ребёнку нужно ежедневно. Во-первых, он может запоминать новые слова, во-вторых, усвоит правильное произношение. Кроме того, изучение интересной и нужной информации повысит его интеллект и расширит кругозор.
  6. Дети с удовольствием займутся «игрой» на музыкальных инструментах, если подарить им барабан, детское пианино, ксилофон, маракасы, игрушечный бубен или гусли.
  7. Рисование маленькие дети очень любят, и это очень полезное для них занятие. В процессе создания своих необыкновенных шедевров, дети улучшают зрительную функцию, тренируют пальчики, учатся правильно воспринимать сочетание цветов, развивают воображение, память и мышление. К тому же, краски и карандаши – это отличные инструменты для детских экспериментов, главное, чтобы мама с папой были неподалёку.
  8. Хорошей тренировкой и, одновременно, игрой, станет и пальчиковый театр. В этом случае у ребёнка есть возможность самостоятельно создать героев из бумаги, картона или других материалов, а затем устроить настоящее представление. Такая игра задействует сразу несколько аспектов развития ребёнка.

Не стоит буквально понимать нормативные показатели того, что должен уметь 12 месячный карапуз, ведь многое зависит от желания и настоящей заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка. И здесь следует напомнить, что поможет выкроить время для совместных уроков и игр – правильно составленное расписание дня маленького человека.

Распорядок дня годовалого малыша

При составлении режима для ребёнка следует учесть, что дети, предпочитающие спать один раз в дневное время, должны вставать позже. Это, разумеется, не каприз малыша, а его особенность организма и одного тихого часа днём ему вполне хватает, чтобы оставаться бодрым и жизнерадостным. Всего в сутки ребёнку требуется около 13-14 часов на отдых, при этом ночью он может спать от 9 до 10 часов, а днём 3-4 часа. В данный период уже пора приучать детей засыпать самостоятельно.

Годовалые дети питаются вместе со взрослыми, но им запрещены некоторые продукты, в том числе соленья, маринады, колбасные и копчёные изделия. Слишком мягкая пища, приготовленная по старинке, как в начале введения прикорма, может приводить к неправильному прикусу и нарушению пищеварения, так что детям необходимо давать и достаточно твёрдую пищу в виде небольших кусочков. В год уже можно постепенно переводить ребёнка на четырёхразовое кормление, тем более, если он уже не питается маминым молоком.

Правила ухода остаются такими же, как и в предшествующие месяцы, и предусматривают все основные гигиенические процедуры. Что касается зарядки и массажа, то они малышам необходимы, так как помогают укреплять структуру мышечных тканей, обеспечивают нормальное кровообращение и обогащение организма кислородом. Массирование, кроме того, снимает напряжение после активного бодрствования.

Развитие ребенка в двенадцать месяцев: видео

Представляя, что должен уметь ребенок в 1 год, и зная правила воспитания и обучения, родители, конечно, должны постоянно поощрять ребёнка к познавательной деятельности и стремлению делать всё самостоятельно. Но при этом нельзя забывать, что перед вами маленький ребёнок, который, по-прежнему, нуждается в родительской любви и ласке, и их не сможет заменить сухой, учительский тон.

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых — кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным — ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство — поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Игры для годовалых

Толкание

В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.

Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.

Проявляйте заботу

Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.

Пищалки

Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.

Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.

Пожалеть

Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.

Попасть в отверстие

Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость. Можно купить что-нибудь наподобие в магазине. К примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать самим, есть какое-то разнообразие, и ребенку игрушка не наскучит.

Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.

Первый год жизни малыша – самый важный и насыщенный. Никогда в жизни не будет таких разительных изменений, такого прогресса в развитии малыша, как в эти 12 месяцев.
За это время вес ребенка увеличивается втрое, появляются 8-12 зубов, он умеет ходить (самостоятельно или с поддержкой взрослых)…
Несмотря на столь разительные перемены, многие родители задаются вопросом, соответствует ли развитие их ребенка общепринятым стандартам, существуют ли таковые вообще. О том, что должен уметь ребенок в 1 год, и поговорим сегодня.

Физические показатели: что считается нормой?

Каждый малыш, начиная свой жизненный путь, имеет разные стартовые возможности и условия. Ничего странного, если к концу первого годика детки приходят с разными показателями. Младенец – это чистый лист, и что на нем будет написано, зависит от многих факторов.

Но, несмотря на индивидуальные особенности, по мнению ВОЗ , к первому году жизни ребенок должен прийти с такими физическими показателями и иметь такие двигательные навыки:

  • Увеличением веса примерно втрое;
  • С ростом, увеличившимся на половину показателя при рождении;
  • Умением стоять, ходить (с помощью), приседать и подниматься;
  • Подниматься по лестнице (ползком или с помощью взрослых);
  • Катать коляску;
  • Залезать на стул, диван;
  • Нажимать на игрушки, создающие звуки.

Параметры роста и веса не имеют константы , однако, в педиатрии существует таблица с примерными показателями физических параметров развития малыша. Здесь важен взвешенный подход: если родители хрупкого телосложения, сложно требовать от ребенка полного соответствия принятым нормам.

Важно следить, чтобы рацион малыша был разнообразным, в него входило достаточно продуктов с кальцием витамином Д.

Познавательное развитие малыша: активность и мелкая моторика рук

Годовалый возраст крохи – это период открытия и познания мира, отдельных явлений, осознание свойств и предназначения предметов. Крайне важно, чтобы в этот период ребенок имел возможность полноценного общения с родителями, старшими детьми, сверстниками. Это дает возможность наблюдать, сравнивать, повторять действия.

Рита, мама Егора 1 год: «Оказывается, и между грудничками может быть конкуренция. Девятимесячный сынишка соседки умел показывать на пальчиках, что ему будет скоро один годик, а моему был год, но я его этому не учила. Малыш научился моментально, и в тот же день не только показывал, сколько ему лет, но и научился говорить «динь» (один в переводе)».

Психологи считают, что годовалый малыш может самостоятельно выполнять такие манипуляции:

  • Складывать и разбирать пирамиду;
  • Собирать мелкие игрушки в коробку или в другую объемную игрушку (ведерко и пр.);
  • Строить башенку из кубиков;
  • «Найти» себе забаву из обыденных вещей (посуда, обувь).
  • Воспроизводить «жизненные» ситуации: кормить куклу, причесывать собачку, на своем языке хвалить или ругать кого-то;
  • Брать пальчиками мелкие предметы, отдавать их по просьбе;
  • Катать мяч, перекатывать его напарнику по игре;
  • Подражать действиям взрослых «как дед кашляет, папа читает газету, мама красит губы»;
  • Интересовать содержимым ящиков, шкафчиков, открывать и закрывать их;
  • Подражать поведению старших деток или повторять за сверстниками: пищать, хлопать, прыгать.

Мама восьмимесячного Ростислава поделилась «изобретением» сынишки: «Сын сидел в манеже и громко смеялся. Когда я подошла, увидела занимательную картину: малыш ставил карандаш (с гранями) в чашку, наклонял ее немного, и карандаш катался по стенкам чашки, издавая цокот из-за перекатывания с грани на грань. От этого звука кроха весело хохотал, а когда карандаш останавливался, он опять наклонял чашку, и движение по инерции продолжалось».



Социальные навыки и привычки

Годовалого ребенка, которого родители не ограничивают в общении, прогулках, отличает от чрезмерно опекаемых сверстников активное поведение, коммуникабельность и желание все попробовать, постоянно двигаться. Получив доступ к заинтересовавшему объекту, малыш уделяет ему внимание, исследует, испытывает всеми возможными способами, хвастается перед другими.

Для годовалого возраста свойственно такое поведение ребенка:

  • Проявлять свои чувства к маме, папе, любимым игрушкам. На вопрос «А как ты любишь маму?» целовать и обнимать, даже укусить обожаемый объект;
  • Радостно реагировать на появление новой игрушки;
  • Радоваться приходу знакомых ему людей;
  • Показывать на фото членов семьи;
  • Бояться незнакомых людей;
  • Интересоваться книжками, увлеченно их перелистывать, показывать пальчиком на знакомых животных, предметы, на сказочных персонажей;
  • Петь и танцевать (реакция на звучащую музыку);
  • «Возмущаться» на запреты или строгий тон старших при помощи мимики, сварливого бормотания, писка, крика;
  • Подражать многим действиям взрослых; пылесосить, говорить по телефону, собираться на работу;
  • Хвалить себя, рассматривать себя в зеркало.

Чем больше малышу уделялось внимания, велись с ним взрослые «беседы», «читались» книжки, тем больше багаж знаний и умений будет к годовалому возрасту у крохи.

Речь и ее понимание

По мнению неврологов, одним из основных навыков того, что должен уметь делать ребенок в год – это понимать речь других и начинать произносить свои первые слова. Важнейшим показателем нормального развития малыша есть его реакция на просьбу других: «Покажи, где у тебя ушко, принеси мячик, покорми куклу и пр.». Если реакция отсутствует, есть повод для беспокойства: у малыша могут быть проблемы со слухом (зачастую это обнаруживают раньше, чем в год) или он отстает в развитии.

Так что должен знать ребенок в 1 год, какой «словарный запас» считается нормальным к 12-месячному возрасту?

  • Произносить от десяти отдельных слов;
  • Подражать звукам, издаваемым животными, транспортом, показывать, как сам малыш поет или разговаривает по телефону;
  • Копировать интонацию взрослых;
  • Произносить отдельные слова или их заменители при общении с другими детками;
  • Выполнять просьбы взрослых, понимать запреты;
  • Указывать на предметы интерьера, перечисляемые взрослыми;
  • Реагировать на свое имя;
  • Выполнять игровые манипуляции «ладушки, ку-ку, пока».



Характер

К годику родители уже хорошо ориентированы на личностные свойства малыша: спокоен или капризен, усидчив или слишком активен. Это заложено природой, и как говорили мудрые мира сего, воспитательными мерами нам по силам изменить лишь несколько процентов.
12-месячный возраст – это тот период, когда ребенок начинает осознавать, что расставание с мамой – это плохо, появляются первые детские страхи. Мудрые родители – те, кто терпеливо объясняет, куда идет, на какое время, умеет договариваться с малышом и не поддается на крики, истерики (в годик это уже ярко проявляется).
Важно научить малыша правильной реакции на запрет: серьезный тон и спокойное объяснение со временем выработает у крохи понимание слова «нельзя».

Бытовые навыки

К году ребенок должен владеть некоторыми бытовыми навыками:

  • Держать в руке и кусать твердую пищу;
  • Самостоятельно пить;
  • Пытаться самостоятельно кушать (руками или специальной ложкой);
  • Понимать и активно участвовать в гигиенических процедурах: давать ручки и лицо для умывания, вытирать руки;
  • Делать первые попытки одеваться, реагировать на слова мамы «давай одну ножку, а теперь вторую»;
  • Осознавать связь между мокрыми штанишками и своими потребностями, показывать, что ему дискомфортно от того, что одежда мокрая или хочется на горшок.

Можно ли ускорить развитие малыша?

Список того, что должен знать и уметь малыш в 1 год, довольно солидный. Как прийти к такому результату, имея всего 12 месяцев в запасе?
Природа мудра, основные навыки ребенок получает на генетическом уровне, но вот относительно психоэмоционального развития – здесь есть простор для того, чтобы вырастить маленького вундеркинда.

Естественно, природные данные – это сверхважно, но общение и ранее развитие способны принести поразительные плоды. Начав учить малыша плаванию в возрасте нескольких месяцев, к году получаем результат, который недоступен 99% сверстников. Неправильно говорить, что ребенок ничего не умеет, вернее признать, что родители его ничему не научили.


Как ускорить развитие: игры, занятия, путешествия

Как помочь малышу расти активным, умным и любознательным? Ответ прост: предлагать ему новые предметы, впечатления, общение не после того, когда это ребенка заинтересует, а до того момента, то есть действовать по методике опережающего развития. Для этого не нужны огромные финансовые вложения, няни и репетиторы. Достаточно внимания, любви и желания самих родителей.

Нередкие случаи, когда ребенок первый раз видит ножницы и пытается ими резать в детском саду в возрасте 5 лет. Аналогичная история и с акварельными красками, клеем, цветной бумагой и пластилином. И есть другие случаи, когда полуторагодовалый ребенок ловко орудует ножницами, рисует красками при помощи собственных ладошек и вместе с взрослыми клеит отрывные аппликации.

Чемпионы, ученые, изобретатели вырастают в тех семьях, где ребенку с пеленок предлагалось что-то новое, интересное, увлекательное. А ведь ничего сложного в этом нет: детский турник, гимнастическое снаряжение, энциклопедия, краски и бумага, совместные путешествия и постоянные беседы с малышом – это даст результат, и тогда даже в годовалом возрасте малыш будет радовать вас своими успехами.

Видео по теме