Воспитание подростка 14 лет мальчик. Правильное воспитание подростков

Когда в семье растет подросток , иногда родителям бывает нелегко. Чтобы его правильно воспитывать, нужно обладать большим терпением и эмоциональным интеллектом.

Только в этом случае мы сможем привить ребенку нужные ценности и адекватные ограничения и постепенно воспитать в нем зрелость и ответственность.

Мы объясним, как это сделать.

Подросток: как его воспитывать?

1. Предлагать новые права и обязанности

Обычно девочки развиваются несколько быстрее, чем мальчики, и в 11-12 лет они становятся более требовательными по отношению к родителям.

Мальчики развиваются медленнее, но лет в 13 и они «вдруг» становятся упрямыми и высокомерными , и мы перестаем их понимать.

В этом возрасте подросток начинает «входить» в мир взрослых, но еще «на детских ногах». Это нелегко. У него внутри царит гормональный, и когнитивный хаос, в котором ему предстоит разобраться.

Подростки жаждут учиться «быть взрослыми», требуют больше прав и свобод , но не могут объективно оценивать свои действия: насколько они рискованны и какими последствиями грозят.

Лучшее, что могут сделать родители, — это поддерживать определенное равновесие между правами и обязанностями подростка . Например, отпускать гулять с друзьями только после того, как выполнены все школьные задания. Важно, чтобы дети возвращались домой к условленному времени; если же ребенок опоздал, этого права его можно на какое-то время лишить.

Важно, чтобы подросток понял, что во взрослой жизни также есть множество обязательных норм и требований. Вещи не «падают с неба». Взрослые работают, чтобы обеспечивать семье достойный уровень жизни, покупать еду, одежду и другие необходимые вещи.

От подростков нужно требовать, чтобы они учились отвечать за свою учебу, за свои действия. И если вы устанавливаете нормы, эти нормы должны соблюдаться , а за их нарушением — следовать наказание.

Нельзя сегодня прощать за отступление от нормы, а завтра за это наказывать; поступая так, родители теряют уважение своих детей-подростков.

2. Воспитывать в позитивном духе: лучше поддержать, чем наказать

Некоторые родители постоянно ругают и наказывают своих детей-подростков. Выговоры, упреки… Это неправильно. Между наказаниями и поощрением и поддержкой должно быть определенное равновесие, и не стоит наказывать, когда можно помочь все исправить.

Рассмотрим пример. Ребенок «провалился» на экзамене, он приходит домой и его встречают криком и обвинениями. Мол, он бездельник, он никогда ничего не добьется в жизни и т. д.

Так делать не следует. Таким образом мы пробуждаем в подростке отрицательные эмоции , чувство беззащитности и понижаем его . Лучше расспросить его о причинах случившегося и сказать, что мы не сомневаемся в его способностях и верим в успешную сдачу экзамена после необходимой «работы над ошибками». При этом нужно по возможности помочь ему в этой «работе».

Когда ребенок совершает ошибку, подскажите ему, как ее исправить, как сделать лучше, а не подвергайте сразу уничижительной критике, не «уничтожайте морально». Вместо постоянных упреков и наказаний предлагайте стратегии поведения и демонстрируйте доверие . Это гораздо лучше.

3. Стараться установить и поддерживатьдоверительное общение

Старайтесь всегда выкроить время, чтобы пообщаться с ребенком, спросить его, как прошел день, что было интересного. Не нужно «выставлять оценки» за то, что он сделал или не сделал. Родители должны ориентировать подростка в жизни , а это предполагает постоянный и доверительный диалог.

Старайтесь не допускать, чтобы ваш ребенок-подросток, как это часто бывает, постоянно сидел в комнате за компьютером, слушая музыку, и выходил только поесть или погулять с друзьями. Старайтесь, чтобы он не отстранялся от общих домашних дел.

Во время еды и разговаривайте с детьми. Спрашивайте их об их вкусах, друзьях, о тех, кто им нравится.

В идеале дети должны видеть в вас друга, готового прийти на помощь, а не «врага», который постоянно критикует и наказывает, и от которого нельзя ждать помощи и поддержки.

Выслушивайте детей, помогайте им ориентироваться, будьте им родителем, но также другом. Устанавливайте ограничения, когда нужно, и давайте права , когда можно. Так вы воспитаете в детях зрелость и ответственность.


В заключение отметим, что быть родителем подростка нелегко. Никто не даст вам идеального «учебника» по этому «предмету».

Тем не менее, уверяем вас, что, обладая оптимизмом, любовью и волей, вы сможете воспитать зрелую и ответственную личность, способную принимать важные жизненные решения. Это будет личность, способная быть , которая знает, что для достижения целей нужно прилагать усилия, что для того, чтобы иметь хороших друзей и мужа (жену), нужно уметь их уважать и понимать.

Озвучим еще одну важную мысль: необходимо, чтобы отец и мать придерживались одних взглядов на воспитание детей. У них должны быть одни ценности и одни требования.

или

особенности воспитания подростков

Автор : Арина Покровская - психолог, автор и ведущая психологических тренингов, правозащитник. Занимается индивидуальным и семейным консультированием. Работает с подростковыми и детскими проблемами.

Комментарий Шишкова Сергея Николаевича (психолог, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, магистр педагогики, автор книги "От мальчика до мудреца. Мужские тайны", ведущий психологических тренингов, генеральный директор НИИ Социальной Психологии и Психологии Развития Личности):

"Все хорошо, да вот тема необъятная. Подростковый период в жизни мальчика оказывает решающее влияние на большинство сфер жизни. И этот же период жизни проходит в глубоком конфликте: подросток считает себя взрослым, а остальной мир нет. Отсюда и протест, и желание обособиться. Усугубляет эту ситуацию общая инфантилизация современных мужчин и псевдофеминизация женщин, мальчикам просто не с кого брать мужской пример. И все что им остается это партизанская война с Сильной Женщиной. А впрочем, чтобы родители не делали - дети вырастают. Просто помогите своему взрослому ребенку войти в наш взрослый мир".

Мальчики становятся мужчинами или особенности воспитания подростков

Мы знаем, чего ждать от мужчины. Мы понимаем, на что способен мальчишка. Но когда вчерашнее дитя пробует свои силы и совершает первые ошибки, превращаясь во взрослого, родители теряются: что делать им с этим неведомым существом? И я буду говорить с вами о том, как вести себя, чтобы помочь и не навредить.

Подростковый возраст: мифы и реальность.

С подростковым возрастом в нашем обществе связано множество родительских опасений и мифов. Ребенок в подростковом возрасте находится в кризисе, в поиске себя, и для решения этого кризиса ему нужно постепенно выходить за пределы семьи. Не каждой семье легко это пережить. Какие-то родители ожидают бунта на корабле и заранее закручивают гайки. Кто-то неожиданно для себя замечает, что вчерашний малыш скоро перегонит в росте и спешно пытаются наверстать упущенное в воспитании…

  • Это время действительно бывает непростым, как для самого подростка, так и для его родителей. Но, как и любой кризис, его можно пережить, разрешив новому войти в вашу жизнь…

Подростковым возраст, как правило, считается, начиная с 11-ти и заканчивая 19-ю годами.

Подросток начинает осваивать мир взрослых - как психологически, так и физически, он все более приближается к взрослению. С подростка все больше спрашивается как в семье, так и в социуме - т.е. за ним признают в разы больше обязанностей, чем у ребенка. Однако прав у него все еще не так много. Вобщем, количество обязанностей часто заметно превышает количество прав. А часто - и возможностей подростка.

  • Это верно для подростков обоих полов.

Однако мужчинам в нашем обществе предъявляют заметно большие требования касаемо успешности, достижений, социальной активности. Вспомним выражения, вроде ты же мужчина!, а, значит, ты должен и далее перечисление: быть сильным, много зарабатывать, содержать семью… Если добавить про мужчины не плачут (как будто не имея прав на выражение чувств), становится совсем грустно…

  • И мне хочется рассмотреть эту тему поглубже, понять, как становятся мужчинами подростки и как быть родителям, чтобы помочь и не навредить.

Всем известно, что не бывает так, чтобы вчерашний подросток вдруг проснулся настоящим мужчиной. Вы можете с удовольствием, а иногда и с тревогой замечать, как ваш сын постепенно растет и меняется, как все больше мужское проявляется в нем. И вроде бы вы, родители, желаете ему самого лучшего, и знаете, что нужно только создавать условия для роста и отпускать, отпускать своего мальчишку в жизнь… Но как это порой непросто, и сколько вопросов возникает вдруг!..

К счастью, человечество накопило достаточно опыта в воспитании мальчиков, и к этому опыту можно присмотреться повнимательнее - вдруг кое-что пригодится?..

Кто воспитывает будущих мужчин и что это значит?

В нашей стране, в связи с воспитанием подростков, меня часто волнует привычная отстраненность отцов от воспитания, а зачастую и от участия в семейной жизни. Я в своей практике неоднократно замечала, что отец бывает вытесненным из семьи. Самое печальное, что некоторые люди продолжают считать это положение вещей вариантом нормы.

И воспитателями мальчишек, начиная с младенчества, в большинстве случаев являются женщины.

Судите сами: в декретный отпуск, как правило, уходит мама ребенка. В этом случае отец обычно зарабатывает на жизнь семьи и проводит с сыном намного меньше времени. Если присутствует няня, в подавляющем большинстве случаев - это снова женщина.

Конечно, для первых трех-четырех лет ребенка близкое общение мальчика с матерью оправданно и очень желательно.

От этого общения зависит умение будущего мужчины любить, проявлять свои чувства в близком общении и создание теплых отношений в будущей семье.

Вернемся к социальной среде:

  • Детский сад - если мальчика туда отдают, воспитывать его снова будут женщины. Ведь в детских садах от нянечки до заведующей персонал обычно женского пола.
  • Школа: начиная с первой учительницы и заканчивая завучами и директором школы, воспитывают мальчика также женщины. Если повезет, то физруком или учителем труда будет мужчина. Хорошо, если это окажутся учителя, по настоящему увлеченные своим предметом и образованием учеников.
  • К моменту поступления в институт говорить о воспитании уже поздновато. Вот и получается, что наших мужчин воспитывают женщины.

И, как ни грустно это признавать, наши мальчики иногда так и не вырастают. Они даже похожи с виду на мужчин, и у них мужские игрушки, но… Они отказываются принимать свои решения, они боятся менять работу, они не хотят рисковать, они плывут по течению… И самое страшное в том, что им не нужны близкие отношения с другой женщиной. Ведь у них есть мама…

  • А ведь, если немножко копнуть русскую историю, можно узнать, что раньше, примерно лет эдак до семи, ребенок считался чадом, и его пол вообще особенно не отличали. Ну отмечали при рождении, мол, сын родился, хорошо. И бегал малыш на женской половине дома, в простой рубахе до пят и обычно и без порток, в полном женском подчинении в толпе других детей. А к семи годам мальчик переходил на мужскую половину дома, и считалось, что он готов уже стать учеником отца.
  • Все, на том женское воспитание заканчивалось, мальчику позволялось одевать более мужскую одежду, и он полностью переходил под власть отца. В этом был явный резон - к подростковому возрасту у мальчика уже не возникало вопросов, как нужно жить и как быть мужчиной. Опять же, и профессия мужская приобреталась, а, значит, уж сам-то себя отрок прокормить сможет. А там и до своей семьи недалеко.

В современное время многое изменилось, но потребность мальчика в доступной отцовской фигуре никуда не делась.

Роль матери в воспитании мальчика.

В самом нежном возрасте, до трех-четырех лет жизни, любой ребенок имеет крепкую связь с матерью. Это очень важно для полноценного развития чувственной сферы мальчика. Позже, в зрелой любви с женщиной, мужчина чаще ищет к себе то же любовное отношение, образец которого подарила ему мама.

  • Мать также символизирует кормящее чрево, и все, что с этим связано: заботу о теле, теплые ощущения и чувства, душевный и тактильный контакты.

Примерно до 6-7 лет мальчик все еще крепко эмоционально связан с матерью, но значение ее фигуры уравновешивается с отцом ребенка.

  • Чем ближе сын к социальным сферам, школам, коллективам, компаниям сверстников, тем больше ему нужен отец. Но все происходит постепенно.

Подростковый период - время начинающейся сепарации сына от семьи. В нашей культуре - прежде всего от матери ввиду исторических причин. Людская память еще хранит подсознательную информацию о времени, когда на войнах, а потом в лагерях была истреблена масса молодых и здоровых мужчин. И женщины многое брали на свои плечи. Время изменилось, а память осталась. И многие мамы несут бремя ответственности за семью по тяжелой привычке. Поэтому бывает так страшно отпускать от себя сыновей.

  • Все кажется: в школе поддержу, иначе не окончит, от армии откуплю, иначе дедовщина, в институт помогу, а то не поступит, и брак проконтролирую, а то жену не ту выберет…Так мальчики и остаются под контролем мамы всю жизнь…

Главное для матери, когда ее сын подрастает - понемногу освобождать место для участия в его жизни отца. Если семья не полная, или папа по какой-то причине не общается с сыном, стоит помочь мальчику построить общение с мужчиной, вызывающим у вас доверие.

Если же у матери есть какие-то обиды, негативные эмоции в адрес отца ребенка или в адрес мужчин в целом, для здорового превращения сына в мужчину важно для начала разделить свои чувства к сыну и к его отцу.

  • Мальчику, чувствующему, что мать не принимает в нем его мужскую часть, придется очень несладко. Ведь и мать и отец (даже если вдруг папа с семьей не живет) для него одинаково важны, и в нем самом заложены качества и отца и матери - он их сын, их дитя в равной степени. И тогда сын, подсознательно протестуя против негатива к папе, может начать что-то, обычно самое подавляемое от папы проявлять.

Поэтому, в такой ситуации для матери может быть эффективно проработать эти непроявленные эмоции к отцу ребенка с профессиональным психологом.

Помимо перечисленного сыну нужно предоставлять большую свободу для его личных выборов и решений. Так сказать, поле для ответственности и взросления. И маме стоит постепенно все больше отпускать сына, больше заниматься собой, мужем или другими детьми.

  • Самое ценное, что вы можете предложить подростку - это ваша готовность к поддержке и то, что вы его любите и гордитесь им. Даже если вам что-то и не нравится в его жизни, это проявления его индивидуальности и их можно уважать. Я думаю, при такой позиции любая мама сможет и сохранить теплые отношения с сыном и поддержать его вступление во взрослую жизнь.

Роль отца в воспитании мальчика.

Начиная с трех лет мальчика, роль отца становится все важнее. До достижения ребенком семи лет папе уже весьма желательно принимать активное участие в общении с сыном.

Если роль матери в воспитании относится скорее к эмоциональной сфере, то отец в семье дает ребенку правила поведения в обществе, передает важные социальные навыки. Отец в жизни ребенка символизирует социум, внешнюю среду. И если сын к такой среде сызмала чувствует доверие и надежность - мир не покажется ему излишне враждебным, он уже будет уметь с ним взаимодействовать.

  • Не случайно в стихотворении В. Маяковского сын-кроха пришел именно к отцу спрашивать, что такое хорошо и что такое плохо. Мать может много говорить сыну о таких вещах, однако они никогда не будут восприняты с той верой и глубиной, как это будет усвоено им от отца.

Значение такого вклада для дальнейшей жизни подростка трудно переоценить. Однако и папам и мамам лучше завершить процесс передачи воспитательных ценностей к 11-12 годам. В разгар несчастной, как и положено, любви и гормональный бурь в организме вашему сыну будет не до воспитания.

Кризис, который переживает подросток мужского пола, заставляет его по-новому взглянуть на отца. Когда вопросы о том, как справляться с этой надвигающейся взрослой жизнью, начинают тесниться в голове подростка, он интересуется: а как живет папа? Для нотаций поздновато, остается личный пример.

  • Для мальчика, входящего в подростковый возраст, очень важно видеть достойную мужскую фигуру перед глазами, полноценно общаться с отцом или с замещающим его человеком - дедушкой, дядей или другом семьи.

Мальчик, который учится быть мужчиной, обычно берет пример с доступных к подражанию объектов. От родителей во многом зависит тот выбор, который сделает подросток - будет ли это его отец, родственник, учитель в школе… Есть и не лучшие варианты: дворовый хулиган, скандальная кинозвезда или герой компьютерной игры, мастерски убивающий все живое.

Главное для отца, когда его сын входит в подростковый возраст - заранее уважать в нем мужчину с правом на свои решения и свои ошибки. Это не всегда просто.

  • Иногда полезно вспомнить себя в таком возрасте. Конечно, сын не равный вам и в каком-то смысле никогда им не станет - просто потому, что вы всегда будете его родителями, а он всегда - вашим ребенком. Однако стоит задуматься о том, чего вы хотите от своего сына, и что вы для этого делаете. Например, если от подростка требуют ответственности, при этом все время контролируя - ясно, что почвы для роста такого качества просто нет.

Я уверена, что взрослеющему мальчишке поддержка и любовь отца не менее (если не более) важна, чем контакт с матерью. Отец, с которым у сына установлены по-мужски крепкие и доверительные отношения - значит для подростка, что тылы прикрыты. Можно и активно во взрослую жизнь выходить, становиться мужчиной.

Первая любовь и сексуальное развитие мальчика-подростка.

Примерно в начале подросткового периода в мальчике начинает активизироваться его сексуальное развитие. Подросток физиологически дозревает до мужчины и обращает свое внимание на девочек.

В случае общепринятой нормы подростки выбирают партнеров противоположного пола.

  • Стремление к партнеру своего пола у мальчиков может скрываться в развитии запутанных, часто невыносимых отношений с матерью. Безусловно, в случае полной семьи такие отношения поддерживает отец, в случае с неполной основная ответственность лежит на матери. В такой ситуации мальчик как бы решает, что если с женщинами все так тяжело, то буду строить отношения только с мужчинами, с ними хотя бы понятно.

И тогда участие психолога может помочь только в случае искреннего желания самого подростка и его семьи что-то поменять.

Если отношения с матерью выстроены гармонично, а в нужное время в жизни мальчика полноценное место заняла отцовская фигура, выбор партнера, вероятно, произойдет в рамках нормы.

  • И тогда, скорее всего, у вашего сына случится первая любовь. Обычно, отношение к этому событию у родителей и сына разное. Подросток может действительно испытывать сильные переживания, страдая от неразделенности чувства или непривычных ярких эмоций. Родители же иногда считают все это несерьезной ерундой, которая скоро должна из головы выветриться.

Истина посередине: первая, особенно неразделенная любовь - это, в некотором роде, как ветрянка, и подростку ею нужно переболеть. Однако тяжесть ее от этого нисколько не умаляется. Вашему мальчику правда кажется, что он может умереть без ее любви, а мир - рухнуть! И родителям важно не вмешиваться в переживания сына с советами и прогнозами, а уважать его чувства. Когда ситуация выровняется, ваш сын просто станет сильнее.

Вклад семьи: это важно.

В подростковом возрасте, как мы уже говорили, уже поздно словесно поучать сына, как нужно жить. Как правило, тематические нотации подростки воспринимают в штыки. И родителям бывает сложно сохранять баланс между вниманием и навязчивостью.

Окружающий социум от мужчин в основном ожидает уверенности в себе, проявления силы и успеха. Взрослая жизнь не за горами, и мальчики-подростки это чувствуют. Очень сложно быть активным и успешным на заданную родителями тему. И все еще очень сложно отстаивать свое.

  • Родителям как никогда важно поддерживать сына в его делах и начинаниях, даже если они вам не по душе. Ведь ваш сын в будущем скорее всего также станет отцом, главой семьи - ему нужно научиться ответственности за свои решения и чувствовать стержень уверенности внутри себя.

Подростки очень чувствительны к фальши и лицемерию. Когда родители честны с собой и искренни с сыном, я уверена, доверия и тепла в семье прибавляется даже в непростые времена.

Да, подростки ищут себя, проходят кризис, отдаляясь от семьи. Но семья сохраняет свою значимость.

  • В столь переломный период жизни - уже не дети, но еще не взрослые, уже столько хочу, но все еще сам мало чего могу, подростки всегда ищут внешнюю опору. В себе ее еще сложно найти, а если папа с мамой не поддерживают, не доверяют, пытаются контролировать и учить, как надо жить - опора будет найдена вне семьи. Итог может быть любым.

Конечно, сыновья меняются. Порой их первые мужские решения совсем не по нраву родителям. Однако ваш сын всегда останется вашим сыном, а то, что с любовью заложено в семье, сохранится в его душе на всю жизнь.


Воспитание подростков.

Помочь родителям подростка - основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью , вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.

Структура статьи.

  • Рекомендации родителям подростков.
Психологические особенности подросткового возраста.

О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении.

В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе.

Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д. Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека.

Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек - подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды.

Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь .

Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.

В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков.

  • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
  • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
  • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
  • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
  • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
  • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые, а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
  • В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
  • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка.

    Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

  • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов .

    Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

  • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов.

    Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

  • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка.

    В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

  • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей

    Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях).
  • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля.

    Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

  • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

    В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

  • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий.
Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
  • Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни. Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

    Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка - чуть ниже в этой статье.

Рекомендации родителям по воспитанию подростков.

Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, - это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

Основные принципы воспитания подростка:

Проявления любви.
Справедливость.
Оказание поддержки.

Основные средства воспитания подростка:

Общение, разговор.
Контроль.
Совместные мероприятия.
Личный пример.
Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически. Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды . А семья - это важный фактор, влияющий на развитие подростка.

Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

Проявления любви не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку . Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание.

Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

Рекомендация 1 . Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас ) это привело.

Рекомендация 7. Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я - сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением .

Отдельная тема - сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему.

Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.

Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

«Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет ….»

Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков .

1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу .
В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное - проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу. Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок .

3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего. Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения. Переживания и эмоции носят театральную наигранность .
Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
Но кто лучше родителей знает своего ребенка? Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, - какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

В заключение отметим следующее.

К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию.
В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях.

Доброе времечко суток! Когда наши детки достигают подростковый возраст, то начинается очень сложный период не только для них, но и для родителей. Так как дочка или сынишка начинают себя вести неприлично, отказываются помогать по дому, огрызаются. И в голове у родителей возникает вопрос, как воспитывать подростка. Сегодня я с вами и хочу поговорить на эту наболевшую тему, так как любая семья рано или поздно с этим сталкивается.

узнать подробнее

Давайте для начала узнаем о переходном возрасте детей, так как именно из-за него дети становятся неуправляемые.

Переходный возраст

И так, переходный возраст разделяется на три группы:

  • Первая группа: начинается с 10-ти — 11-ти лет и длится до 14-ти лет (ранний)
  • Вторая: от 14-ти до 16-ти — 17-ти лет (средний)
  • Третья: от 16-ти — 17-ти до взрослого (поздний)

Что такое переходный возраст — это время, когда у мальчиков и девочек начинается половое созревание. И у разных детей оно начинается в разное время.

Девочки развиваются намного быстрее мальчиков. Обычно половое созревание у детей начинается в 11-ть, 12-ть, 13-ть лет. У девочек начинается менструация, а у мальчиков эякуляция.

Основные признаки полового созревания подростка:

  • Быстро меняется настроение
  • Становится раздражительным
  • Беспокойным
  • Упрямым
  • Тянет больше к сверстникам
  • «Забивает» на учебу и т.п.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод: родители, учитывайте психологические и физические изменения своего ребенка. Не нужно провоцировать конфликт и показывать, что вы недовольны своим ребенком, так как это только усилит данную ситуацию.

Очень сложно пережить переходный возраст в той семье, у которой один ребенок. И если вы будите противоречить ему, то у него может начаться невроз. Так что следует запастись терпением и ждать завершения трудного времени для всех, обычно к 15-ти годам все прекращается и ребенок встает в свою прежнюю колею.

Развития подростков

А сейчас поговорим про развития подростков. Оно делится на физиологическое и психическое.

Физиологическое:

  1. Половое созревание: девочки — начало менструации, мальчики — поллюции
  2. Внешние изменения: девочки — меняется форма тела, мальчики — волосяной покров бороды, мутация голоса (становится более грубым)

Психическое:

  1. Очень сильное беспокойство
  2. Желание самоутверждения
  3. Найти пример для подражания
  4. Знакомство с новыми людьми
  5. Отвратительное поведения в отношение к взрослым
  6. Мгновенная смена настроения
  7. Резкая чувствительность
  8. Любят мечтать
  9. Первая влюбленность
  10. Стремление к самостоятельности

Как воспитывать подростка мальчика


Под действие плохой компании, во время переходного возраста, чаще всего попадают мальчишки и совершают грубейшие ошибки в своей жизни, которые в некоторых случаях являются непоправимые. Именно поэтому мальчика гораздо сложнее воспитывать в таком возрасте, чем девочку.

По словам психологов, нужно поставить себя на место ребенка. Папам постараться вспомнить, как они пережили 13-ти летний подростковый возраст. Стать для трудного подростка верным другом, ведь друг не обидит и не осудит тебя, а наоборот поможет и окажет помощь. Подставьте свое дружеское плечо. Не нужно сразу с криком и ремнем набрасываться на мальчугана за принесенную двойку или за запах табака. Так вы раз и навсегда можете потерять его доверие.

Если вы узнали о том, что ребенок покуривает, то объясните ему, что девочки не любят запах табака, что на сэкономленные деньги от сигарет, можно купить вещь о которой он мечтал, да и вообще вы опасаетесь за его здоровье.

Как правило, в таком возрасте дети уже не сидят дома с родителями. Как вы думаете почему? Да потому что им скучно. Родители проводят время за телевизором, к примеру, за просмотром новостей, а подростку они не интересны. Поэтому в первую очередь, вам нужно узнать интересы ребенка, его вкусы, внутренний мир. Но, не в коем случаи не нужно осуждать его интересы и вкусы. Если он слушает рэп, то не надо говорить ему, что это не музыка, а полная чушь. Включать Юру Шатунова и доказывать, что вот это музыка, а то что слушаешь ты, это полный бред.

Как вы думаете? Когда мальчик становится мужчиной? Именно тогда, когда ему доверяют и дают ответственное задание. Так что, папы, берите своих мальчуганов с собой в гараж, когда ремонтируете машину. Давайте ему небольшие поручения: подать ключ, закрутить болт, объясните ему для чего нужна эта деталь и т.п.

Не в коем случае не нужно заводить интимные темы. Если мальчуган изъявить желания спросить вас об этом, то не нужно пытаться объяснить все на своем языке. Самый лучший вариант это дать ему почитать определенную литературу.

Самое страшное воспитывать подростка матери одиночке. Когда мальчику не с кого брать пример и поэтому он ищет пример для подражания в кругу социального общества. И как правило выбор падает на самого отпетого хулигана. Поэтому мама, нужно следить за своим ребенком и за его поведением. Проводить с ним доверительные отношения, приводить примеры успешных людей, которые несмотря ни на что добились всего в жизни сами. Самое главное использовать такие слова как: крутой, знаменитый, успешный и т.п.

Также подростку мальчишке обязательно нужно заниматься в какой — либо секции. Причем он должен сделать выбор сам. Будь то бокс, каратэ или танцы, вам нужно смириться с его выбором. Таким образом вы строите с подростком доверительные отношения. Помните об этом!

Советы от психолога

Как воспитывать подростка девочку


С девочками ситуация конечно же обстоит помягче, но все же в подростковый период они ведут себя так же похабно, как и мальчишки. И если ваше 10-ти летнее милое и любимое очарование, превращается в противоположный персонаж, то на этот случай есть определенные правила по воспитанию.

Не когда не делайте девочке-подростку замечание по поводу ее внешности или гардероба. Именно в этот период у девочки появляются первые признаки женственности. И многие девочки переживают по этому поводу, сравнивая себя со сверстниками, которые выглядят старше и женственнее.

В этом случае дочке нужно объяснить, что все девочки рано или поздно становятся взрослее, это зависит от развития организма. У кого то происходит развитие быстро, а у кого то медленнее. И тут лишь только вопрос во времени. Так девочка успокоится и будет знать, что пройдет определенное время и она тоже повзрослеет.

Не запрещайте дочке одеваться так, как хочет она, конечно же в допустимых рамках. Так как в такой возраст, подростки выделяют мнение ровесников, чем родителей. Если вы для дочки были раньше авторитетом, то у многих девочек он пропадает. И для того, чтобы его сохранить, вам нужно построить взрослую дружбу. Дети стремятся стать похожими на своих любимых кумиров, так докажите своей дочери, что мама может быть и выглядеть не хуже звезды.

Мамы являются для дочки самым близким человеком, поэтому можно устроить игру. Подбирать для друг друга гардероб, а затем разделять мнение. Наводить новые прически и т.д. Дочка должна видеть, что вы одобряете ее выбор и решение, ей нужна именно ваша поддержка. Сделайте так, чтобы ей не пришлось искать ее на стороне.

Так же как и в случаи с мальчиками, пусть дочка самостоятельно выберет для себя занятие: спорт, музыка, танцы и т.п. Дайте ей возможность занять именно тем, чем хочет она. Пусть она выплеснет наружу всю энергию, которая в ней накопилась в этот сложный период.

Также в подростковый период приучить дочку ухаживать за собой. За лицом, руками, ногами, интимной гигиены и т.п. Причем сделайте так, чтобы вы для дочери оказались примером.

Объясните дочке, что не нужно влюбляться и бросаться на шею первому встречному мальчугану. Самое главное это сохранить чувство собственного достоинства. Что не следует проявлять свои чувства на глазах у всех. Объясните, что отношения строятся на доверии и о заботе друг о друге. Если вы начнете учить этому с подросткового периода, то вашему ребенку будет легче построить отношения будучи взрослой. Конечно же лучший пример для подражания это вы сами (папа и мама)

Советы родителям

Главные ошибки родителей при воспитании мальчика подростка

  1. Не при каких обстоятельствах не лишайте сына любви и ласки, так как лишив его этого вы воспитаете бесчувственного мужчину.
  2. Не пытайтесь воспитать сына похожего на себя, у вас все равно разные характеры.
  3. Никогда не ссорьтесь на глазах у сына, он может стать жестоким по отношению к женщинам.
  4. Не в коем случае не сравнивайте своего сына со сверстниками (например физически)

Главные ошибки родителей при воспитании девочки подростка

  1. Точно также как и с мальчиками, девочкам нужна забота, внимание и любовь от родителей. Только лишь тогда, такое как воспитание как «ежовые рукавицы» дадут положительный результат.
  2. Если ваша дочка постоянно находится по вашими поручениями и приказами, которые вы ей даете, да еще и с таким требованием — «это не обсуждается!» То она, может замкнуться в себе от неприятия ее личности и затаить обиду на весь мужской пол.
  3. Также вы совершаете серьезную ошибку, если дочку возносить на пьедестал, превращая ее в « », жизнь в сказку. Такое воспитание повредить ее будущему, так как если в детстве ей все было дозволено, чтобы она не захотела — все для нее, то во взрослой жизни может стать все совсем по другому.
  4. Не допускайте материнское своеволие, это касается в обсуждении любых вопросов, а особенно интимных. Так как это может надломить дочкину психику. Так же излишняя скрытая критика поведение папы, в будущем может оказаться преградой в отношении с мужским полом.

Дети это цветы жизни, и за ними нужен правильный уход, только лишь тогда мы вырастим из них что-то уникальное, именно то, что принесет пользу и радость всему миру.

Счастья, здоровья и удачи в воспитании! Пока!

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастов — узнать подробнее

С уважением Алексей!

Являюсь администратором данного сайта и по совместительству автором, в свободное время пишу статьи связанные с тематикой сайта. В 2015 году заинтересовался сайтостроением и заработком на нем. Изучил множество различных курсов, фотошоп, основы html, seo и другие. Самостоятельно научился писать оптимизированные тексты, в связи с этим заинтересовался тематикой сайта. И теперь уже не остановить))