Социализация молодежи в современном российском обществе

Еще одна классификация форм социализации – по видам будущего, простому и сложному, о которых мы прежде упоминали. По этому основанию, соответственно, происходит деление на адаптационную и инновационную социализацию. Традиционно социализация выстраивается в рамках простого будущего, т.е. эволюционирующего общества, не меняющего своего качественного состояния.

Далее, общеизвестна зависимость между социализационной деятельностью и обществом, которое ее осуществляет. От признаков общества зависят многие характеристики и формы социализации. Так с точки зрения разнообразия культурно-исторической определенности целостных общественных формирований (сообществ), пропорционально возрастает и многовариантность культурно-исторических моделей и проектов социализации. С учетом характера исторического момента, присущих ему скорости и интенсивности социальных изменений, а так же социальной роли традиций, социализацию делят на традиционную и модернизационную. При этом выделяют две полярные группы стран, между которыми остальные занимают переходные позиции. На одном полюсе находятся страны, которым присуща традиционная социализация. Она осуществляется на основе и посредством механизма традиций в странах с традиционным типом развития (Япония, Китай).

На другом полюсе располагаются страны, которым присуща модернизационная социализация. Она характерна для стран, не имевших традиционный уклад (США) или переживших его слом и оставшихся без традиционных механизмов регуляции социальных процессов. Такие потери происходят в результате социальных революций и модернизаций, они свойственны так же для тех стран, которые пребывают ныне в этом состоянии.

Дополним предложенную классификацию еще двумя вполне уместными здесь формами. Сюда же можно отнести переходную социализацию, характерную для обществ переходного периода. Когда старые традиции еще не до конца разрушены, а новые еще не до конца отстроены, общество избирает новые ориентиры (цели и ценности), но с трудом адаптирует к ним существующие социальные факторы. Это усложняет социализационную деятельность, трансформирует или смазывает общую картину социализационных процессов, присущих «чистым» типам.

И четвертой формой в этом наборе является мобилизационная социализация. Мобилизационным типом развития (общества и соответствующей ему социализации) называется «развитие, ориентированное на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Отличительной его чертой является то, что оно происходит под влиянием внешних, экстремальных факторов, угрожающих целостности и жизнеспособности системы».

Понятно, что мобилизационная форма социализации характерна для обществ, переживающих экстремальные периоды развития, требующие концентрации социальных ресурсов на жизнеопределяющих для социума вопросах, для быстрого и эффективного разрешения наиболее важных и злободневных проблем. В ней есть элементы, обезличивающие унификации и манипулятивности, но она активизируется в такое время, когда уже никого не интересует твое Я, твое самоопределение, твои права. Ближайший пример – это война. Там простота проекта – выжить – понятна человеку без всяких рефлексов. И он выстраивает свою деятельность так, что бы выжить вместе со всеми.

Эта классификация необязательно совпадает с формационным делением. Но есть моменты, когда можно указать преимущество присущей тому обществу социализации.

Типология мирового социума с учетом геополитического и государственно-управленческого факторов порождает и типологию качественно различающихся национально – региональных моделей социализации (касается в основном институциональных форм социализации).

Еще одна чрезвычайно важная классификация - по социализирующей среде, т.е. в зависимости от того, в действии с какими объектами, явлениями и процессами развивается и социализируется индивид и поколения. Сейчас следует выделить три поля, три мощных социализирующих фактора – вещественно – предметный (взаимодействие с которым происходит объективно, стихийно и дает, такие непредсказуемые последствия социализации, которые никогда не проектировались), социально-институциональный и информационный (Система массовой информации). Здесь соответственно три формы социализации – вещная, социальная и информационная.

Так же есть еще одна классификация, которую мы уже затронули - это стихийная (так осуществляется традиционная социализация) и специализированная (профессиональная, чем стала современная социализация).

Классификацию форм социализации можно было бы продолжить и дальше. Например, по сферам или формам деятельности – производственная, профессиональная, социально-групповая, политическая, идеологическая и т.п. может даже быть деформированная социализация, девиация группы, причиной в которой могут быть отклонения в здоровье, что потом может переползти в криминал.

К примеру, специалисты считают, что если в свое время первичная социализация не состоялась, то какой бы хорошей не была вторичная, то человек уже не будет полноценно социализирован.

    1. Социализация и ювентизация молодежи

Социализация молодежи не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействии. Такое понимание роли молодежи было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адоптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение вперед. Именно поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою.

Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально- политической и ценностной системе общества».

Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако здесь важно иметь в виду, что ювентизация может приобретать крайне и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство; различные формы отклоняющегося поведения; альтернативные движения.

Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становиться субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества. Ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения.

«Успех» или «неудача» социализации очень часто зависят от методов, применяемых для ее осуществления. Бывает и так, что социализация терпит полное фиаско.

Необходимо постоянно оказывать помощь молодежи в преодолении ее духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует разработки программы социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без формирования вдохновляющего образа будущего, основанного на серьезном анализе всего хода как современного, так и предшествующего исторического развития, отказа от грубой политической тенденциозности.

В некоторых публикациях последних лет навязывается точка зрения, согласно которой в «прежние времена молодежь выступала лишь объектом социализации, а главным принципом социализации оставался традиционализм т.е. «старшие знают», «старшие научат». Видимо, авторы подобных «открытий» совершенно не знакомы с социологической литературой 60-х годов, в которой аргументировано критиковалась недопустимость отношения молодежи лишь как к «объекту воспитания», а не как к субъекту социальной жизни. Где-то была и чрезмерная опека молодого поколения, воспитывающая инфантилизм, но именно молодежь первой ехала на целину, на сибирские стройки, защищала рубежи Родины. Об этом следует помнить.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и вне семейного общения, искусства, средств массовой информации и др.)

Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания.

По мнению Нейла Смелзера, «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности».

На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы:

Целенаправленное воздействие общества на личность, т.е. воспитание в широком смысле слова.

Социальная среда, в которой человек постоянно находиться, воспитывается и формируется.

Активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении;

Умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать;

Активное участие в практической, преобразование деятельности.

Социализацию нельзя сводить лишь к механическому «наложению на молодежь» готовых социальных «форм», к простому взаимодействию или только к сумме внешних влияний макро- и микросреды. Это процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов всей общественно значимой жизнедеятельности. Молодежь не

только и не столько объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, она – активный субъект социальной жизни. От ее сознания и самосознания, собственной социальной активности во многом зависит конечный «результат» социализации – молодой человек как явление должен «состояться».

Таким образом, социализация молодежи осуществляется под общим воздействие социальных (прежде всего, обще молодежных) экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.

Проблемы социализации молодежи в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Положения теории социализации и ее фазы. Основные подходы к периодизации социализации. Социализация молодежи в современном обществе. Каналы и механизм социализации молодых людей. Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2008

    Социализация как процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, основные этапы и факторы, влияющие на данный процесс. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. Типология жертв неблагоприятных условий.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Социализация молодежи как отрасль прикладной социологии. Процесс социализации. Социология здоровья и медицины. Социальные задачи развития российского общества. Платная медицинская помощь. Словарь социологических понятий. Ценностная ориентация личности.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2008

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Гендерная социализация как проблема глобального общества. Современное общество Беларуси и проблема его гендерной социализации. Меры по реализации гендерной политики. Содержание понятия "Gender". Общественное доверие как показатель социализации личности.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Социализация как способ усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей общества. Киберсоциализация человека на этапе обучения - процесс качественных модификаций структуры самосознания и мотивационной сферы личности.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2017

    Анализ положения молодежи в социуме. Характер и содержание деятельности молодежи в обществе как субъекта социального развития. Роль объективных условий социальной среды (влияние ряда факторов, СМИ), предлагающих ей определенные модели социализации.

    статья , добавлен 18.01.2012

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества. Факторы правового поведения. Процессы правовой социализации. Правовая культура, социализация личности. Механизм принятия решения.

    реферат , добавлен 17.06.2008

    Процесс становления социального "Я". Концепция "обобщенного другого" Дж. Мида. Социализация как процесс раскрытия врожденных качеств человека. Основные механизмы социализации. Стремительное обновление условий жизни. Внутреннее освоение ценностей.

В отношении процесса социализации, молодёжь нельзя рассматривать как пассивное отражение действительности, своеобразное зеркало социальных условий и взаимодействий. Такое понимание роли молодёжи было бы примитивным, так как задача сводилась бы к выработке механизмов адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. Это исключало бы прогресс, движение вперёд, поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Исходя из этого, следует охарактеризовать некоторые особенности социализации молодёжи, которые обусловлены её переходным статусом .

Основная особенность социализации молодых людей состоит в том, что на этапе молодости завершается первичная и начинается вторичная социализация. Индивид начинает осваивать нормы и ценности социального окружения с учетом того, что он успел воспринять на этапе первичной социализации. Молодой человек ориентируется уже не столько на конкретных «других», сколько на обобщенного «другого», либо отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями, поскольку в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

К особенностям социализации молодежи относится также большая значимость так называемых барьеров перехода – границ между различными этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолевать такого рода барьеры помогают так называемые ритуалы перехода (термин, введенный А. ван Геннепом) – институционализированная и формализованная система коллективных действий, принятая в данной культуре. Ван Геннеп сконструировал универсальную модель таких ритуалов, которая состоит из трех этапов: фаза отделения от группы, пограничная фаза и фаза реинтеграции. Выражением таких ритуалов в традиционных обществах являются обряды инициации, которые в той или иной степени существуют и в современных обществах.

Существенным отличием социализации молодежи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые агенты вторичной социализации.

Рассматривая социализацию молодежи, как сложный и многосторонний процесс, А.И. Ковалева предлагает несколько критериев для ее классификации. Во-первых , по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. Во-вторых , содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности. В-третьих , критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию .

К основным факторам социализации молодежи, определяющим ее ход и результативность, следует отнести:

    характер и особенности социального контроля в обществе и группе. На характер социального контроля влияют: соотношение формальных и неформальных регуляторов, обязательность или необязательность следования социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций за их нарушение, плотность социального контроля и т.д.;

    степень согласования или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности общества и окружения индивида;

    особенности системы образования, сосредоточенность ее только на обучении или на воспитании, в том числе идеологическом, индивида;

    особенности семейно-демографической ситуации в обществе, наличие конфликта поколений либо относительно сбалансированное взаимодействие различных когорт; наличие в обществе эйджизма;

    дискретность, прерывность линейного развития общества, кризисы в его развитии;

    экономическая ситуация в обществе, востребованность молодежи на рынке труда;

    политическая ситуация в обществе, распространение экстремистских настроений и практик;

    информационная политика государства и характер деятельности СМИ, их сосредоточенность на определенных темах; степень многообразия источников информации и др. Значимость СМИ в процессе социализации обусловлена тем, что они являются не только каналами распространения норм и ценностей. Они также способны уводить массовое сознание от реальных проблем, замещая их ложными, концентрировать внимание массовой аудитории на определенном круге явлений, навязывать оценки и установки и др;

    характер референтных групп – тех, которые являются для молодежи образцом для подражания.

Каждое общество исторически по-разному и в различных формах приобщало новые поколения к основным социальным ценностям и нормам. Необходимость исследования специфики социализации молодого поколения в условиях переходного общества, которым в настоящее время является Россия, вызвана изменениями в индивидуальном и массовом сознании, сопровождающими закономерно обусловленную модернизацию экономической, политической системы, а также системы управления социальной структурой общества. За кратчайший, по историческим меркам период времени (с середины 1980-х гг. и до настоящего времени) в России осуществляется смена тоталитарной формы государственного правления на демократическую; политическое и экономическое единообразие уступило место многопартийности, многообразию форм собственности; воинствующий атеизм – свободе вероисповедания; однообразие духовной жизни и творчества, ориентировавшее индивидуальное и массовое сознание, поведение и деятельность индивидов на следование догмам революционного марксизма, – плюрализму; информационная и культурная изолированность от внешнего мира – гласности, открытости, добровольному и равноправному сотрудничеству представителей многочисленных этносов, конфессий, культур и т.д.; идеология революциионного мессианства, аскетизма и самопожертвования ради победы мировой коммунистической революции, классовой ненависти к ее реальным и потенциальным врагам, как за пределами своего социума, так и внутри его – признанию приоритета общечеловеческих ценностей, чести и достоинства личности, человеческой индивидуальности, политической, религиозной, этнической толерантности в отношениях между индивидами, социальными группами, государствами.

Сложность и непредсказуемость процесса модернизации современного российского социума вызвана целым рядом причин, среди которых одну из доминирующих ролей играет деятельность трех поколений россиян, преднамеренно или неосознанно с разной степенью активности участвующих в создании новой для России социально-политической системы.

К первому поколению относятся те, кто вырос, получил воспитание и образование в советское время и в силу указанных обстоятельств сформировал свое мировоззрение под воздействием революционной марксистско-ленинской идеологии тоталитарной системы, характерной особенностью которой был страх человека за свою жизнь и судьбу своих близких, причем страх этот носил массовый характер. Жесткий полицейский контроль над человеком и обществом тормозил развитие самобытного мира личности, заставлял индивида адаптироваться к существующей реальности политического насилия и совершать неблаговидные поступки. От такого страха человек становился "немым" и позволял вершить над собой любой произвол. Как следствие сложился определенный статус человека, детерминированный спецификой тоталитарной системы, сводившейся к следующим особенностям:

    между индивидом и государством не существовало такого опосредующего звена, как социально-групповые идентификации;

    советское (коммунистическое) общество было построено не из индивидов, а из коммун. Поэтому носителем личностного начала выступал именно целостный коллектив, посредством которого человек осуществлял коммуникацию с государством;

    само Советское государство по своей сути являлось криминогенным и правонарушающим фактом общественной жизни.

Живя в столь специфических условиях, советские люди стали носителями, так называемой идеологической морали, которая, в отличие от морали традиционной, предусматривающей добровольное решение людей ограничивать свои действия по отношению к другим, руководствуясь в поведении законами коммунальности, избавляет людей от внутренних самоограничений. Идеологическая мораль оправдывает любые преступления руководства страны, как в отношении своего населения, так и в отношении других народов. Руководство действует во имя «прогресса», «освобождения трудящихся от эксплуатации и колониализма», построения самого «справедливого» общества, т.е. во имя самых благородных целей. И если ради этих целей потребуется стереть с лица земли миллионы людей, это будет делаться (и делалось) без всяких колебаний. Низшие слои населения, в свою очередь, вынуждены правдами и неправдами приспосабливаться к условиям жизни, платя ложью, ленью, воровством, пьянством, халтурой и пр. за потоки лжи и насилия, обрушивающиеся на них сверху. Устав от жизни в обществе с двойными моралью и стандартами, хроническим товарным голодом и тотальным контролем за всеми сторонами своей жизни, от бесплодных социальных экспериментов, советские люди с большой надеждой восприняли происходящие в стране перемены, но в основной своей массе оказались неготовыми к ним, ибо, как и их лидеры, несли на себе груз утопических иллюзий и идей, в частности веру в возможность одномоментной и безболезненной трансформации их жизни после ее реформирования сверху.

Ко второму поколению, представляющему собой наиболее социально, экономически и политически активную часть населения современной России, относятся представителей той возрастной группы, которая вошла в период гражданской зрелости в 1980-е гг., когда коммунистическая власть в СССР в поисках средств вывода общества из состояния «застоя» инициировала политику перестройки, декларировала цели: создания эффективного механизма ускорения социально-экономического развития общества; всестороннего развития демократии; укрепления дисциплины и порядка; уважения к ценности и достоинству личности; отказа от командования и администрирования; поощрения новаторства; решительного поворота к науке; соединения научно-технических достижений с экономикой и др., предполагая возможность реконструкции социализма и сохранения целостности коммунистической системы, а значит, и собственной власти. Однако попытка ограничить процессы, протекающие в стране, рамками перестройки оказалась неудачной, обнаружив как утопичность возможности преобразования общества в соответствии с определенными планами, так и глубину кризиса советского общества, который перестройка еще более усилила. Завершающий ее этап ознаменовался новой социальной иллюзией о возможности выхода агонизирующей коммунистической системы из исторического тупика посредством репродуцирования моделей экономического, социально-политического управления обществом наиболее развитых государств планеты, чему способствовало и то обстоятельство, что нередко из конъюнктурных, политических соображений реформационный порыв в гуманитарных науках оказывался направленным на отрицание позитивного опыта в историческом развитии нашей страны в советское время и переоценку перспектив его досоветского периода, на фетишизацию западных моделей социального развития. Таким образом, представители второго поколения, пытаясь критически осмыслить опыт советского прошлого страны, оказались жертвами наивной веры в непогрешимость рецептов западной демократии, в приемлемость для нее стандартов западного образа жизни и мысли.

Третье поколение вошло в социальную реальность в период вторичной социализации, имея отличные от первых двух поколений представления о ней самой и о перспективах общественного развития. Формирование мировоззрения этого поколения происходило в условиях болезненного отрезвления массового сознания, его избавления от мифа закономерной обусловленности построения коммунизма по советской модели в отдельно взятой стране (СССР) с последующим ее репродуцированием во всем мире. Такое отрезвление сопровождалось критическим осмыслением истории страны, роли в ней отдельных личностей. В результате представители третьего поколения в основной массе обладают устойчивым иммунитетом к идеям достижения материального благополучия, высокого социального статуса за короткий временной отрезок под влиянием внешних факторов (государственной власти, счастливой случайности, чьей-то помощи). В отличие от второго поколения, для которого в конце 1980-х – начале 1990-х гг. среднее и высшее профессиональное образование имело столь низкий рейтинг в структуре социальных ценностей, что в эти годы российские ссузы и вузы испытывали хронический дефицит студентов, третье поколение возвело профессиональное образование в ранг неотъемлемого условия успешной самореализации личности. Именно этим обстоятельством мы объясняем взрыв в нашей стране в последние годы интереса населения к высшему образованию, что привело к росту количества вузов, появлению негосударственных учебных заведений, численность которых достигает в настоящее время 40 % от общего количества вузов.

Отличительной особенностью третьего поколения является и то, что его первичная социализация проходила в весьма специфических условиях: невостребованности большей части социального опыта старшего поколения, накопленного им в условиях иной, уже не существующей системы социально-экономических отношений. Это обстоятельство вынудило его перенимать единственно доступный ему через средства массовой информации и интерпретированный ими опыт общества массового потребления, которое в российском варианте характеризуется как общество западноцивилизационного типа, но в виде уже исчерпавшей свою историческую перспективу формации, отличающейся коррумпированной властью; могуществом олигархии; многоукладностью экономики; преобладанием в его структуре социально незащищенного населения; невозможностью для основной массы населения использовать декларированные российской Конституцией права в целях позитивного саморазвития личности; моральной деградацией личности; развитием социальных аномалий в форме безработицы, проституции, детской беспризорности и т.п.; угрозой духовного распада личности; отсутствием идейно-политической целостности социума; утратой личностью веры в способность государственной системы обеспечить ей достойный социальный статус и защитить ее интересы; утратой личностью чувства собственного достоинства; массовой деполитизацией граждан при растущей партийной дифференциации политической системы общества в виде преимущественно «карликовых» политических объединений с узкой социальной базой; возрастанием деструктивной активности малочисленных экстремистских групп; ростом попыток использования этнонационального, межконфессионального контекста в борьбе за сферы политического и экономического влияния; организованной преступностью.

Отличие условий жизни третьего поколения от двух предыдущих заключается также в том, что именно в этот исторический отрезок времени во взаимоотношениях человека и общества, существенной является тенденция сдвига приоритета в сторону индивида. С одной стороны, указанная тенденция является позитивной, так как с отмиранием старого коллективизма и старого индивидуализма происходит возрождение личности. Это значит, что свободный человек может построить сообщество, чтобы вносить свой вклад в свое дело. Благодаря функционированию свободной ассоциации индивид получает возможность обретения ценности и самоактуализации, т.е. можно говорить о коллективной индивидуализации. Здесь сознательная активность человека, принимающего участие во всемирном объединении, снова возвращается на коллективный уровень. Индивид больше не оторван от социального мира, как это было на стадии старого индивидуализма, но становится зрелой личностью, способной использовать полностью, раскрыть все свои возможности, удовлетворить самую высшую свою потребность в самоактуализации. С другой стороны, указанная тенденция заключает в себе ряд негативных моментов, поскольку связана с изменением структуры ценностных ориентации представителей третьего поколения, для которого все большую ценность приобретают такие понятия, как «богатство», «индивидуализм», «личное достоинство», «предприимчивость» и «свобода». Симптоматично, что возглавляет иерархию ценностей третьего поколения «личное достоинство» .

Предпринятая выше попытка создания обобщенных социально-психологических образов трех поколений наших соотечественников, принимающих наиболее деятельное участие в трансформации российского общества, позволила нам выделить у каждого из них свой вектор социализации.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что первое (старшее) поколение, еще сохраняющее высокую социальную активность и стремление удержать достигнутый социальный статус, вынуждено проходить болезненный процесс ресоциолизации, адаптации к крайне сложным для себя условиям существования, не смоделированным до конца, а, следовательно, и не апробированным в условиях модернизируемого социума. Осознанно ориентируя себя на совместное участие со вторым и третьим поколениями в создании нового опыта, оно в то же время остро переживает как личную трагедию свою невостребованность со стороны общества, включая аккумулированный им опыт предшествующих поколений, а также созданный на пике его социальной, функциональной активности новый опыт. Второе (среднее) поколение, пройдя период вторичной социализации, переживает крайне дискомфортное для себя психологическое состояние, которое мы характеризуем как перманентную ресоциолизацию. Наиболее специфичными ее признаками являются необходимость постоянной ревизии знаний и опыта, обретенных этим поколением в ходе первичной социализации, а также в результате его личного участия в трансформации динамично развивающегося российского социума. Это поколение вынуждено постоянно импровизировать, заниматься информационной селекцией, находиться в поиске наиболее эффективных для России путей социального прогресса, одновременно решая и другую, не менее сложную социальную задачу создания моделей деятельности, поведения, социальных отношений, востребуемых не только им самим, но и более молодым поколением. Третье (младшее) поколение проходит тернистый путь усвоения опыта предшествующих поколений в ходе инкультурации и на начальном этапе вторичной социализации. Специфика этого процесса заключается в невостребованности большей части отечественного практического и теоретического социального опыта старших поколений в связи с завершением советского периода истории нашей страны. Требующий же скрупулезного и системного анализа зарубежный опыт социализации личности в условиях модернизации социума воспринимается и трактуется у нас противоречиво и весьма специфически из-за крайней субъективности источников информации по самым различным причинам, в том числе и их ангажированности, некомпетентности, политической наивности, безответственности и т.д. В результате, доходя до объектов этой информации в деформированном виде, чужой опыт весьма усложняет протекание процессов социализации поколений, прежде всего третьего, не имеющего достаточно четких нравственных, ценностных ориентиров, моделей деятельности. Эти обстоятельства вынуждают его нарабатывать новый опыт собственного существования в столь непростых условиях .

Таким образом, в период трансформации российского общества мы можем наблюдать социальный феномен, заключающийся в том, что все три поколения его граждан вынуждены участвовать в создании нового опыта из-за невозможности эффективно использовать позитивный опыт прежних поколений. Востребованность же негативного опыта старшего поколения в данном случае крайне ограничена следующими рамками: овладение им позволяет избежать прежних ошибок, утопических заблуждений, дабы не репродуцировать их на новом этапе общественного развития. Поэтому он не является генератором новых знаний и опыта, но служит именно тем катализатором, без которого немыслим процесс создания новых социальных отношений, моделей общественного развития.

Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами социализации. Основное противоречие в сфере социализации молодежи – это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспита-тельными средствами воздействия на человека.

Социализация молодежи осуществляется на фоне полуразвалившейся экономики, коррумпированности властей, нищенского существования большинства молодых людей, нарастания криминального беспредела и т. д. Основные противоречия в сфере социализации - это противоречия между:

      объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить ее ресурсами, средствами;

      старыми ценностями общества и новыми. На молодежь оказывают влияние как идеи социализма, так и либерализм – ценности рынка, частной собственности, свободы, демократии, а также религии, церкви;

      нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным потенциалом молодежи. Ныне в стране отчетливо проявляется отчуждение молодежи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем суровые реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т.п.) побуждают определенную часть молодежи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий и знаний;

      потребностями молодежи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребности;

      декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищенностью детей и молодежи;

      формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая индифферентность молодежи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т.п. .

Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Принятые законы и программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократии и криминалитета. Такая социально-политическая, информационная обстановка в России требует новой стратегии и методов работы с молодежью. Управление процессами социализации может стать достаточно эффективным, но для этого необходимы следующие условия:

      объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитета и поведенческих характеристик молодежи;

      своевременное блокирование и устранение факторов, тормозящих процесс социализации молодежи;

      наличие научно обоснованной государственной молодежной политики и эффективных механизмов ее реализации .

Социализация молодежи - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Молодежь – Это Субъект Истории, Мощный Фактор Социальных Перемен. Освоение Мо...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... НАЗАРОВА Н С...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место социологии в системе общественных наук
Всякое общество нуждается в специальных науках, которые подобно зеркалу, показывали бы мир, в котором это общество существует. В этом качестве выступают многие общественные науки, а также журналист

Предмет и объект социологии
Термин «социология» происходит от лат.sociеtas (общество) и греч. «логос» (слово, учение). В этом буквальном смысле слова социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить об

Функции социологии и методы социального познания
Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информаци

Структура социологии
Структура любой науки обусловлена теми задачами, которые она ставит, и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Во-первых, структура социологии обусловлена тем, что социология решает научн

Роль социологии в жизни общества
Возрастание роли и значения социологии в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств: 1. В мире происходят быстрые социально-политические изменения. Наша страна переживает период

Тема 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В истории развития социологической мысли различают два этапа: Классический(1850-1920 гг.). Это время О.Конта, Г.Спенсера, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера и др.

Социологические школы
В социологии XX века наиболее значительное место занимают две социологические школы: Чикагская и Франкфуртская. Чикагская школа – одна из первых школ в социологической

Развитие социологической мысли в Украине
Говоря о развитии социологической мысли в Украине, следует отметить, что вообще истоки социально-политических учений относятся еще к X веку (Острожская школа), затем в значительной степени Киево- М

Типы и структура (этапы) социологического исследования
Социологические исследования являются важным инструментом познания социальной реальности, они позволяют «поставить диагноз» социальным недугам, помогают найти пути лечения. Исторические корни прикл

Программа социологического исследования
Программа социологического исследования – это научный документ, который содержит методологические и процедурные основы исследования социального объекта. Социологическое исследование начинается с ра

Интервью
При всей важности анкетного метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется, пр

Выборка и обработка данных
После определения исследовательской стратегии составляется план выборки, который представляет собой комплекс принципов и процедуру формирования обследуемой (выборочной) совокупности. В социологии х

Предмет социологии социальной структуры общества
Социология социальной структуры общества и ее динамика – ключевая проблема социологии. Анализ и осмысление социальной структуры общества предполагает выяснение, что такое социальная структура, каки

Модели изучения социальной стратификации общества
Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены еще М. Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему. Для изучения этой многомерной си

Теория социальной стратификации
Страта в переводе с латинского означает слoй. В отличие от класса, страта позволяет проанализировать социальную структуру общества более детально. Это более гибкий и «тонкий» инструмент. Л

Статус и роль
Теория социального статуса составляет часть концепции социальной стратификации. Социальный статус обозначает положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхожден

Социальная мобильность
Составной частью теории социальной стратификации является понятие социальной мобильности, введенное в социологию П.Сорокиным. Сорокин исследовал большое число различных обществ, включая традиционны

Виды, типы и формы социальной мобильности
№ Виды, типы и формы Краткая характеристика 1. Горизонтальная мобильность Изменения положения и

Маргинальность и маргинальные слои
В социологии термином «маргинал» обозначаются личности и группы, находящиеся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений

Средние слои
В стабилизации современного демократического общества так называемые средние слои играют определяющую роль. Большое внимание средним слоям или среднему классу уделял М.Вебер. Ведь в экономически ра

Сущность и структура личности
На протяжении веков над вопросом, что такое «человек», «личность» задумывались и на него отвечали философы, теологи, антропологи, медики, психологи, социологи. Начало философскому осмыслению личнос

Теории личностного развития
Тип теории Родоначальники Ключевые положения теории «Я» - теория Ч.Кули (Концепция «зеркального «Я») &nb

Социализация личности
Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индиви

Доверие versus Недоверие (младший возраст).
2. Автономия versus Стыд и сомнение (возраст 1 – 2 года). 3. Инициатива versus Чувство вины (от 3 до 5 лет). 4. Прилежание versus Нерадивость (младший школьный возраст).

Регуляция и саморегуляция личности
Проблема регуляции и саморегуляции личности – объект пристального внимания зарубежных социологов, предмет многочисленных исследований. На основе таких важных критериев, как отношение личности к цел

Сущность девиантного поведения
Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии. Откло

Причины девиантного поведения
Преступность на планете растет быстрее, чем численность населения, валовый национальный доход и другие показатели. Корни же девиантного поведения социологи ищут в различных факторах. В нау

Суицид, садизм и мазохизм, некрофилия
Некоторые относят к отклоняющемуся поведению и самоубийство, хотя на самом деле здесь речь должна идти, с корее всего, о проблеме психологического здоровья человека и об усилении заботы общества о

Структура культуры
В социологии выделяют следующие элементыкультуры: 1. Первым и наиболее важным элементом является познавательный знаково-символический элемент, т.е. знания

Функции культуры
В силу того, что культура явление многогранное и многомерное, то спектр выполняемых функций чрезвычайно широк. Назовем хотя бы некоторые. Гуманистическая – или ее еще назы

На общественную жизнь
Мир человеческой культуры выступает сферой развития, формирования и выявления сущностных сил человека, их реализации в природе и обществе. С позиций социологии выделяют три основные сферы проявлени

Символические и знаковые системы
Поведение людей в обществе, социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Конечно, далеко не все люди в одних и тех же о

Преемственность и традиции в культуре
Культурное наследие – это та часть материальной и духовной культуры, которая передается последующим поколениям, принята и усвоена ими. В отличие от этого категория «образ жизни личности», группы ил

Конфликт и диалог культур
В социологии культуры принято деление на западную и восточную культуры. К западной, в основном, относят: западноевропейскую, североамериканскую, всю среднеземноморскую и, пожалуй, мусульманскую кул

Смысл и причины возникновения субкультур
Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на

Цивилизация и культура.
Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в. и использовалось вначале для обозначения определенной исторической ступени развития общества. Постепенно его стали трактовать как совокупность обычаев, ве

Массовая культура
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную и массовую (а также две ее разновидности: субкультуру и контркультуру, о которы

Социальные последствия науки
Отдельные элементы научных знаний начали формироваться уже в древних цивилизациях (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия). Возникновение науки же как таковой относят к VI веку до нашей эры, когд

Проблемы современного образования и пути их решения
Сейчас во всем мире говорят о кризисе образования. Вообще редко когда-либо общество было удовлетворено своей системой образования. Даже в относительно благополучное время типичны разговоры о кризис

Социальная сущность семьи и брака
Семья является предметом исследования многих общественных наук: социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом и

Ролевые отношения в семье
Ролевые отношения в семье зависят от ряда факторов. И успех выполнения семейных ролей зависит от: - правильности ролевых представлений исполнителя (если в семье сын привык получать из рук

Функции семьи
Сфера семейной деятельности Общественные Индивидуальные Репродуктивная Биологическое воспроизводство населен

Семейное воспитание
Семья – реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка, воздействия, в сфере которого одновременно оказывается и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, вкусы

Структура, типы и формы семьи
Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо родственных отношений между ее членами, также и систему духовных, нравственных отношений, в том числе

Проблемы современной семьи
Семья – это социальный институт, который многие столетия почти не подвергался принципиальным изменениям. Однако, политические, социальные, экономические, культурные изменения общества, которые прох

Демографические проблемы и демографическая политика
Демографическая подсистема общества находится в тесной взаимосвязи с другими подсистемами: экономической, политической, культурной, религиозной, от них зависит и на них влияет.

Семья и здоровье нации
Поскольку мы сейчас во многом «повторяем зады» западной цивилизации, то вступили в полосу «сексуальной революции» то бишь либерализации норм сексуального поведения. А отсюда и целый ряд проблем: за

Становление социологии религии
Социология религии изучает закономерности развития и функционирования религиозного сознания, место и роль религии в различных сферах жизнедеятельности людей, т.е. изучает религию как социальный инс

Социальные функции религии. Свобода совести
Социальная сущность религии реализуется через те функции, которые она выполняет. В числе важнейших следует отметить следующие. Компенсаторная. Эта функция связана с той ро

Типология религий
Ныне социологи выделяют три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. В христианстве, как известно, различают три ветви: като

Религиозные организации
Религия не может существовать без своих организаций. Существует несколько основных типов религиозных организаций. Церковь – религиозная организация (открытая, формальн

Конфессиональаня ситуация в Украине
В настоящее время в Украине зарегистрировано около 60 конфессий, что является свидетельством свободы совести в стране. На смену тоталитаризму приходит возможность свободно исповедовать любую религи

Сущность и причины конфликтов
Проблема конфликта стара как мир, истоки ее исследования восходят еще к философам античности, которые пытались определить источник развития. В настоящее время теория конфликта одна из центральных в

Типология конфликтов. Методы анализа
В современной социологии нет единой типологии конфликтов. Классификация конфликтов может строиться по различным основаниям: · по структуре конфликта (горизонтальные

Разрешение конфликта
В социологии разработано немало рекомендаций, которые касаются различных аспектов конфликтной ситуации, поведения людей в этих условиях, выбора соответствующей стратегии поведения, а также средств

Объект и предмет социологии молодежи
В силу того, что многие проблемы социологии молодежи в той или иной мере освещались в других темах курса («Девиантное поведение», «Социология культуры», «Социология семьи и брака»), мы очертим толь

Молодежная субкультура
Наиболее рельефно духовные искания молодежи проявляются в молодежной субкультуре. Молодежная субкультура – это культура молодежных общностей и групп с определенными типами ценностных ориентаций. Эт

Глобальные проблемы.
Экологическая социология или социальная экология – отдельная социологическая наука, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и его средой, взаимоотношения общества и

Экология и культура.
Д.С.Лихачев подчеркивал неразрывное единство народа, природы и культуры. Природа и Родина - глубоко родственные слова, у них даже один корень. Наверное, это оттого, что любовь к родине и любовь к п

Разрешение экологических проблем.
Еще в 1922 году В.И. Вернадский писал, что нет сейчас более высокой и гуманной задачи, чем борьба за то, «чтобы не довести человечество до самоистребления». Ныне человечество, еще не сняв опасность

Человек – существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, дабы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения – детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

С начала 90-х годов ХХ века ситуация социализации молодых людей существенно изменилась. Эти перемены были вызваны переориентацией развития общества, экономическими кризисами, развенчание старых ценностей и невозможностью формирования адекватных новых. Особенности социализации молодежи в переходный период, который и по сей день переживает наше общество, заключаются в отсутствии единой линии. Направления социализации нового поколения отличаются от тех, которые были актуальны в нашей стране долгие десятилетия, а также между собой – это отражается в различиях уровня и образа жизни, образования, доступа к информации. Именно в этой неоднозначности заключаются и основные проблемы социализации молодежи.

Особое внимание социологов на современном этапе привлекает политическая социализация молодежи. В условиях индифферентности гражданской позиции подавляющего большинства населения очень важно формировать в молодых людях политическую грамотность и способность к собственной субъективной оценке происходящего.

Под влиянием современных тенденций западноевропейских стран значительное внимание в школах и других институтах образования уделяется гендерным аспектам социализации молодежи. Чаще всего речь идет о равноправии полов, гендерной толерантности и повышении конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Этапы социализации молодежи

  1. Адаптация – длится с рождения до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности.
  2. Индивидуализация – приходится на подростковый период. Это выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией».
  3. Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям своего социума. Если нет, возможны два варианта: агрессивное противостояние обществу и
  4. Изменение себя в сторону конформизма.
  5. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу.
  6. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.

Факторы, влияющие на социализацию молодежи

Одним из важнейших мезофакторов является влияние интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных молодых людей. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять.