Педагогическая гостиная по вопросам семейного воспитания. Педагогическая гостиная "в детский сад с улыбкой"

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МОЙ КРАСОЧНЫЙ МИР».
Введение:
Использование в ДОУ традиционных методов сотрудничества с семьей (родительские собрания) не всегда оказываются достаточно эффективными, так как родители остаются неактивными и незаинтересованными, пассивными слушателями. Хотя многие родители хотели бы научиться лучше понимать своих детей, им нужны средства и методики понятные для использования. Конечно, совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка - необходимо.
Укрепить сотрудничество детского сада и семьи может помочь такая форма организации родителей, как ГОСТИНАЯ - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Родители получают знания не через лекции, консультации (пассивный вид восприятия), а через практическую деятельность с детьми. В моменты специально организованного взаимодействия происходят положительные изменения в отношениях:
Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают, повышается уверенность и самооценка детей; формируются навыки партнерства, как детей, так и взрослых;
Родители через практические действия начинают понимать внутренний мир ребенка, осознавать важность детской игры, отмечается повышение интереса к детскому творчеству;
Происходит содействие в налаживании положительного контакта между членами семьи;
Повышается социально-психологическая компетентность педагога и родителя;
Взаимоотношения детей и родителей приобретают конструктивный характер;
Педагогические гостиные помогают психологам и специалистам дошкольных учреждений научить родителей понимать детей.

Гостиная «Мой красочный мир».

Цель: Способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Способствовать расширению знаний родителей в формах эффективного общения с ребенком.

Задачи:
1. Способствовать расширению знаний родителей в формах эффективного взаимодействия с ребенком.
2. Познакомить родителей со зрительными возможностями детей; подвести родителей к пониманию диагноза ребенка, его трудностей и совершенствовать навыки взаимодействия с ребенком.
3. Развивать навыки эффективного общения, поддерживание психоэмоционального контакта.
4. Обеспечить взаимосвязь диагностической, развивающей и психопрофилактической функции педагога-психолога ДОУ с родителями и детьми.
5. Создать эмоционально положительный настрой участников гостиной

План:
Вводная часть
1. Беседа с родителями (выяснение отношения родителей к данному вопросу).
Выступление педагога-психолога: «Психологический аспект ношения очков. Как уговорить ребенка носить очки».
2. Выступление учителя-дефектолога: «Принципы построения образовательной деятельности с детьми в работе учителя - дефектолога» (учет зрительного диагноза для посадки, предъявление раздаточного материала, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми дома).
3. Основная часть
4. Упражнение «Посмотри глазами ребенка»
5. Игра «Друг к дружке »
6. Изготовление игры – тренажера
Заключительная часть
7. Игра «Большой круг, маленький круг»
8. Чаепитие.
9. Оценочное анкетирование.

Ход проведения гостиной
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (ПРОХОДИТ БЕЗ ДЕТЕЙ)
I. Беседа «Психологический аспект ношения очков. Как уговорить ребенка носить очки» (проводит педагог-психолог)
Цель: Наладить контакт с родителями, снять излишнее напряжение, заинтересовать родителей, посмотреть на вопрос с разных сторон отношения к нему, подготовить к восприятию следующего вопроса.
Диагностика, с целью отношения родителей к данному вопросу.
1. Беседа (по вопросам, с целью диагностики):
- Знаете ли Вы диагноз своего ребенка?
- Знаете ли, как видит Ваш ребенок?
- Как Вы относитесь к тому, что ребенку выписали очки?
- Сталкивались ли Вы с такой проблемой, что ребенок отказывался носить очки?
- От чего отказывался ребенок, как объяснял свой отказ (что ему не нравилось)?
- Что Вы предприняли, что бы ребенок согласился носить очки?
2. Психологический аспект ношения очков (выступление).

II. Сообщение учителя-дефектолога «Как видят дети с разными диагнозами».
Цель: Познакомить родителей со зрительными возможностями детей, учитывая их зрительные диагнозы.
Тренировка в выполнении зрительной гимнастики.
1.Сообщение «Как видят дети с разными диагнозами» (учет зрительного диагноза для посадки, предъявление раздаточного материала, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми дома) - сопровождается показом мультимедийной презентации.
2.Рекомендации по организации места, подбору материала для деятельности с учетом диагноза ребенка.
3. Рекомендации и выполнение родителями зрительной гимнастики

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Посмотри глазами ребенка» (совместное проведение педагога – психолога и учителя-дефектолога).
Цель: Подвести родителей к пониманию диагноза ребенка, его трудностей.
Родителям предлагается «одеть» очки - имитаторы (сделаны из картона, с разными прорезями для глаз, заклеенные пленкой, разной плотности - как при разных видах нарушения зрения, остроте зрения)
с учетом диагноза их ребенка и выполнить практические задания.
1.Упражнение «Дорожки» - необходимо нарисовать «дорожку» между двумя линиями, не отрывая руки.
2.Упражнение «Выложи узор» - из счетного материала выложить на доске узор по заданию учителя-дефектолога.
3.Рефлексия.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. (ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ).
Игра «Друг к дружке» (проводит педагог-психолог).
Цель: Формирование группы, создание положительного настроения, отношений «ребенок-взрослый». Для родителей – снятие напряжения.
Все стоят в кругу. Под музыку расходятся («гуляют») в разные стороны дети и взрослые. Музыка останавливается, ведущий говорит: «Друг к дружке!», дети бегут к своим мамам и папам, а родители обнимают детей.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (ДЕТИ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛЫ)
Изготовление игры – тренажера (совместное проведение педагога – психолога и учителя-дефектолога).
Цель: Совершенствовать навыки взаимодействия с ребенка.
Родители вместе с детьми изготавливают игру-тренажер.
В процессе выполнения родителям оказывается помощь: объяснение как помочь ребенку: обвести контур, помочь взять ножницы, помочь вырезать, наклеить.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Игра «Большой круг, маленький круг» (проводит педагог-психолог).
Цель: Развитие умения сотрудничать, поддерживание положительного настроения.
Дети и взрослые встают в круг, берутся за руки, под музыку идут по кругу. По предложению взрослого «Большой круг» - стараются сделать самый большой круг, не разрывая рук и не падая. По предложению «Маленький круг» - стараются сделать маленький круг, т.е. сходятся в центре круга.

Заканчивается встреча чаепитием, за которым могут поговорить родители и дети на свободные темы.

Анкетирование оценочное (проводит педагог-психолог).
По окончании чаепития родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Цель: Оценка эффективности проведения гостиной.
Анкета.
1.Заинтересовали ли Вас какие-то вопросы, обсуждаемые в гостиной?
2.Какие испытывали чувства, когда выполняли задания?
3.Изменилось ли Ваше отношение к ношению очков ребенком?
4.Узнали что-то новое и что будете использовать?
5.Ваши предложения.

Заключение
Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка является главной, так как для детей дошкольного возраста мнение или отношение мамы /папы/ к чему-то, их авторитет является неприкасаемым. Внутрисемейные отношения и отношение к ребенку оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира ребенка. Поэтому встречи семьи и специалистов детского сада должны помочь родителям лучше понять детей. В то же время, хорошо, если мероприятия будут активными, через которые родители приобретут опыт общения и взаимодействия с детьми.
Как показал опыт проведения гостиной, во время участия в различной деятельности происходит взаимодействие всех участников – детей, родителей, педагогов.
Гостиная проводилась с родителями и детьми, посещающими среднюю группу компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Выбрана она была не случайно: именно в этой группе многим детям выписывают очки и возникает проблема, что дети не всегда хотят носить очки и не все родители хотят, что бы их дети носили очки, не всегда соблюдают рекомендации учителя-дефектолога.
Начинается общение между родителями и педагогами еще до посещения гостиной: с ярко оформленного приглашения, которое вручается каждому.
Родители принимают активное участие потому, что происходит «живое» общение на интересующие их вопросы, и они являются не просто пассивными слушателями, а активными участниками деятельности, через деятельность они понимают, чувствуют, что происходит с ребенком, а значит меняется отношение к ребенку. В этот момент родители слышат рекомендации специалистов, которые тут же могут попробовать выполнить, повторить. А то, что делается самим человеком, остается в памяти дольше, проживается, складывается мнение о том, что объясняют. Этого не происходит, если просто зачитать на лекции эти рекомендации.
При проведении гостиной использовались разные методы и приемы работы:
1) Беседа – которая помогла наладить контакт с родителями, хотя в начале встречи родители были насторожены, скованы. В процессе общения тема разговора их заинтересовала, они отвечали на вопросы, поддерживали беседу с другими родителями, задавали интересующие вопросы. Беседа помогла снять излишнее напряжение, заинтересовать родителей, посмотреть на вопрос не только с медицинской точки зрения, а и с психологической, увидеть вопрос с разных сторон, подготовить к восприятию следующей информации.
2) Консультация и рекомендации с возможностью практической проработки вопроса (так родителям наряду с традиционной бумажной памяткой предлагалось самим выполнить зрительную гимнастику, состоящую из простых упражнений, которые легко запомнить и потом применить).
Сопровождение излагаемого материала показом мультимедийной презентации способствует более глубокому пониманию обсуждаемого вопроса.
3) Практическая деятельность родителей – выполнение заданий в очках-имитаторах – способствует более глубокому пониманию ребенка, «вхождение» в его состояние.
4) Совместная (продуктивная) деятельность детей и взрослых – способствует позитивному психологическому настрою, объединяет всех участников, знакомит родителей с деятельностью, которой можно заниматься с детьми дома. Значимость деятельности для родителей заключается - закрепление, применение полученных знаний, рекомендации. Значимость для ребенка – поддержание уверенности в себе, положительный контакт с родителями.

Изготовление игры-тренажера, вызвала большую заинтересованность у родителей (игра на развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаза). Во время этой деятельности происходит закрепление, обучение применению тех рекомендаций, которые услышали родители. Сначала они услышали рекомендации, затем - осознали состояние через примеривание очков – имитаторов, затем – закрепили полученные знания, сведения в практической деятельности, где опять же получили профессиональную поддержку со стороны педагогов.
5) Совместные игры с детьми, в которых принимали активное участие все родители – так же способствуют снятию напряжения родителей, объединению всех участников в одну группу.

По результатам оценочной анкеты родители отвечали, что обсуждаемый вопрос интересен, актуален. Практически всех затронуло то, что они побывали в роли детей при одевании очков-имитаторов. Некоторые осознали свои ошибки, взяли себе на заметку рекомендации, и что самое главное изменили свое отношение к ношению очков ребенком.
Психолого-педагогические гостиные – эффективный способ сохранения, налаживания отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Используемые источники:
1. Запорожец И.Ю.
Психолого-педагогические гостиные в детском саду
Издательство «Скрипторий 2003» 2010
2. http://www.proglaza.com/psychological_aspect
3. http://63.ru/text/health/548863.html

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
БЕСЕДА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НОШЕНИЯ ОЧКОВ. КАК УГОВОРИТЬ РЕБЕНКА НОСИТЬ ОЧКИ».
Сегодня мы предлагаем Вам поговорить о взаимодействии с детьми со зрительными диагнозами: о том, как с ними общаться, оказывать помощь.
Хотим поговорить об этом вопросе, потому что мы видим, что не все дети хотят носить очки и не все родители хотят, что бы их ребенок носил очки.
Беседа (по вопросам)
1. Знаете ли Вы диагноз своего ребенка?
2. Знаете ли, как видит Ваш ребенок?
3. Как Вы относитесь к тому, что ребенку выписали очки?
4. Сталкивались ли Вы с такой проблемой, что ребенок отказывался носить очки?
5. От чего отказывался ребенок, как объяснял свой отказ (что ему не нравилось)?
6. Что Вы предприняли, что бы ребенок согласился носить очки?

В конце беседы, делается вывод.
- Как мы видим, что проблема ношения очков есть. Как же сделать так, что бы ребенок не отказывался носить очки, был успешен в любой деятельности, не чувствовал себя при этом не таким, как все.
Педагог-психолог:
Итак, Вам сообщили или Ваш ребенок уже носит очки.
Сообщение педагога-психолога (проводится в форме беседы)
Очки выписывают, чтобы защитить детское зрение от ухудшения. Речь зачастую идет о безопасности его жизни и здоровья – если он плохо видит, как он будет, например, переходить дорогу или заниматься активным спортом? Двух мнений быть не может: очки необходимы, и чем раньше, тем лучше.
Отношение к этому вопросу можно рассмотреть с двух сторон:
Отношение родителей к тому, что ребенок носит очки.
Сообщение, что ребенку нужны очки, гораздо сильнее травмирует родителей, чем малыша. Но если вы рассмотрите позитивные моменты, то перестанете расстраиваться. Прежде всего, очки помогут ребенку видеть лучше. Если они необходимы, то их ношение предотвратит любые задержки в развитии и возникновение комплекса неполноценности, которым часто страдают дети с пониженным зрением.
Родители являются первыми и самыми важными людьми, которые видят ребенка в новом образе – в очках. Известно, что у ребенка первый опыт является фильтром для дальнейшего восприятия окружающих. Поэтому важно, чтобы мама и папа были спокойны внутренне и воспринимали очки не как ущерб, а как особенность ребенка. Помните, что дети бессознательно чувствуют настроение и тревогу родителей. И уже при первой примерке оправ для очков важно, чтобы окружающие близкие люди помогли ребенку, посмотрели с ним в зеркало, улыбнулись, обрадовались тому, что ему подошла та или иная оправа. Именно тогда ребенок начинает чувствовать себя уверенно - Принцессой, маленьким Профессором. Он сразу чувствует, что его принимают таким, какой есть, и не важно, в очках он или нет. Положительное отношение родителей к очкам поможет и ребенку быстрее освоиться с ними.
Начинать носить очки в раннем возрасте легче, чем тогда, когда приходится прислушиваться к мнению сверстников.
С самого начала выражайте положительное отношение к очкам. Если вы будете шептать друг другу: «Бедняжке нужны очки!», ребенок сразу сообразит, что в очках заключено какое-то несчастье. Лучше попробуйте так: «Как замечательно выглядит наше чадо в этих очках!
Обратите внимание малыша на тех, кто тоже носит очки: братьев и сестер, товарищей по игре, родителей, дедушек, бабушек, любимых персонажей из мультфильмов или книг. Объясните, что всем им очки нужны, чтобы лучше видеть. Малышу будет легче носить очки, если он поймет, что не одинок.
Изложите ребенку (коротко) пользу от ношения очков. Объясните, что он будет видеть предметы более четко и ему станет интереснее играть (или, что у него больше не будет болеть голова или возникать другие неприятности с глазами). Только не переигрывайте, иначе малыш начнет испытывать подозрения (хуже этого ничего быть не может) или разочарование (когда ношение очков окажется вовсе не таким уж интересным занятием).
Поговорите также с братьями, сестрами и товарищами по игре. Расскажите им, что малыш будет носить очки до того, как он появится в их компании, чтобы они оказали ему поддержку и не смеялись над ним.
С другой стороны Вы можете столкнуться с проблемой, что ребенок не хочет носить очки, снимает их, ломает. В подавляющем большинстве случаев причина, по которой ребенок отказывается от ношения очков – неудобство, страх перед новым. Многие родители не знают, как поступать в такой ситуации, поэтому прибегают к недопустимым методам психологического воздействия и попросту начинают давить на ребенка своим авторитетом. Дескать, не будешь носить очки, накажем, «отлучим» от телевизора, не поведем гулять. Естественно, в ответ ребенок еще упрямее противостоит уговорам. А ведь эту проблему можно решить более мягко – достаточно убедить его в том, что очки являются не просто необходимостью, а еще и украшением.
Самое главное правило – позволить ребенку самому выбрать оправу. Это позволит «убить двух зайцев»: во-первых, он почувствует себя взрослым человеком, которому доверили такое серьезное дело, а во-вторых, это гарантия того, что очки будут ему нравиться. Ведь если подумать, то эти очки будет носить он, а не его родители, поэтому крайне важно, чтобы оправа нравилась в первую очередь ему.
Но не позволяйте слишком своевольничать: малыш должен понять, что ношение очков так же неизбежно, как и необходимость чистить зубы. Если сопротивление ребенка не ослабнет, попросите доктора поддержать вас: авторитетное заявление постороннего взрослого может подействовать лучше вашего.
Научите малыша заботиться об очках. Пройдет несколько лет, прежде чем вы сможете рассчитывать, что ребенок действительно начнет заботиться об очках, но начинать учить его этому следует уже сейчас. Покажите малышу, как снимать очки двумя руками, не трогая стекол, и как класть их в футляр, когда они не нужны. Малыш постарше сможет научиться протирать их влажной мягкой тряпочкой.
Наша общая задача – сохранить зрение, а чтобы его сохранить надо самим знать и понимать как видит ребенок. Сейчас учитель-дефектолог группы расскажет, как видят дети с разными диагнозами, даст практические рекомендации по взаимодействию с вашим ребенком дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
«КАК ВИДЯТ ДЕТИ С РАЗНЫМИ ДИАГНОЗАМИ». РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ.
- Сегодня мы поговорим о том, какие зрительные диагнозы есть у наших детей, основных трудностях, с которыми они встречаются и как оказывать им помощь при организации различных видах деятельности.

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (ГИПЕРМЕТРОПИЯ)
Затруднено рассматривание предметов как вдаль, так и на близком расстоянии. Нельзя длительное время работать с мелкими предметами, только дозировано.
Особенности освещения
Основные трудности
в сужении поля обзора при чтении
в быстром утомлении
в возникновении головных болей
в неприятных ощущениях в глазах
Ограничения
работа вблизи
недопустимо рассматривание мелких объектов
Основные рекомендации
Изображения должны быть крупного размера с небольшим количеством мелких деталей. Иллюстрации для рассматривания давать по частям, увеличить время демонстрации материалов. Размер демонстрационных пособий от 15 до 25см. предъявляется на расстоянии от 25до35см. с четким прорисованным контуром и освобожденным от мелких деталей. Цветоисполнение преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка - от 10 минут до 15 мин. Во время занятия обязательная зрительная гимнастика на снятие зрительного утомления.
Контрастность

Косоглазие.
Нарушение глазодвигательных функций. Выражается в снижении остроты
зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. Ребенок испытывает сложности при пространственном восприятии объектов, формировании движений.
Ребенок неверно воспринимает форму и величину предметов. На косящем глазу всегда наступает амблиопия.
Особенности освещения
Расположение рабочего места: слева от окна, чтобы свет падал слева (если ребенок правша) и справа, если ребенок левша. Дополнительное освещение (особенно при глаукоме) настольным светильником должно быть мощностью 60 ватт.
Основные трудности
затруднено динамическое восприятие
зрительно- пространственный синтез
косоглазие осложняет направление взгляда на объект
нет четкого видения предметов
Основные рекомендации
Важно учитывать остроту зрения при подборе размера материалов. Рабочее место в индивидуальной работе: при сходящемся косоглазии - вертикальное, при расходящемся - горизонтальное. При расходящемся косоглазии необходимо сводить взор при видении вдаль. Размер демонстрационных пособий от 15 до 25см. предъявляется на расстоянии от 25до35см. Цветоисполнение преимущественно в красно - оранжевых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка от 7до10 мин. Обязательна смена однообразной деятельности.
Упражнения: при сходящемся содружественном - расслабление конвергенции, при расходящемся - усиление конвергенции (поднесение пальца руки к носу). Тренировать глазодвигательные мышцы.
Контрастность
60%-100%

БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ М)
Затруднено рассматривание удаленных предметов. Они воспринимаются
нечетко, расплывчато, искажено.
Особенности освещения
Расположение рабочего места: слева от окна, чтобы свет падал слева (если ребенок правша) и справа, если ребенок левша. Дополнительное освещение настольным светильником должно быть мощностью 60 ватт.
Основные трудности
в восприятии написанного на доске
утомляются при плохом освещении (менее 500лк)
видят предметы диффузно (расплывчато)
читают и пишут низко склоняя голову
не могут переводить взор вдаль, вблизь
нарушается сумеречное зрение
Ограничения
в прыжках
в подскоках, беге
упражнениях с резкими переходами из положения сидя в положение лежа
в резком сотрясении тела
в длительных наклонах вниз
в зрительной нагрузке, которая должна быть
минимальна
в работе с мелкими предметами (бисер, мелкие бусы - категорически
запрещено)
Основные рекомендации
Для индивидуальной работы использовать исключительно средний и крупный размер материалов, расположенный на небольшом расстоянии от глаз (20-35см). Демонстрационный материал от 15 до 25 см (в зависимости от остроты зрения) с хорошо прорисованными контурами и разгруженностью второго плана. Цветоисполнение преимущественно в красно - оранжевых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка от 5 до 10 мин. Обязательна смена вида деятельности, оптимальное освещение.
Упражнения на тренировку аккомодации
Контрастность
100% на темном фоне

АСТИГМАТИЗМ (ast)
Предметы воспринимаются нечетко, искаженно. Ребенок видит форму предмета как будто удвоенно; очень искажено, т.о. предмет неузнаваем до конца. Причина возникновения - неравномерное напряжение окологлазных мышц.
Особенности освещения
Расположение рабочего места: слева от окна, чтобы свет падал слева (если ребенок правша) и справа, если ребенок левша. Дополнительное освещение настольным светильником должно быть мощностью 60 ватт.
Основные трудности
при соединении элементов букв, линий в чертежах и рисунках
не видят четких границ плоскостей - могут ронять предметы со стола
частые головные боли
Основные рекомендации
Обязательный учет остроты зрения, очковой коррекции. Размер демонстрационных пособий от 15 до 25см. предъявляется на расстоянии от 25 до35 см. Цветоисполнение преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка - от Здо 7 минут, обязательный отдых не менее 10 минут. Зрительная гимнастика: для снятия утомления не менее 2х за занятие.
При работе с тетрадями - приклеить полоску- ограничитель, чтобы ребенок видел, куда класть тетрадь.
Упражнения на аккомодацию
Контрастность
Фоновая контрастность обязательно от 90до100%.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УПРАЖНЕНИЕ «ПОСМОТРИ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
- А теперь мы Вам предлагаем самим попробовать, почувствовать, как видит Ваш ребенок (родителям предлагается «одеть» очки - имитаторы с учетом диагноза их ребенка и выполнить практические задания):
1. Упражнение «Дорожки» - необходимо нарисовать «дорожку» между двумя линиями, не отрывая руки.
2. Упражнение «Выложи узор» - из счетного материала выложить на доске узор по заданию учителя-дефектолога.

Рефлексия:
Тяжело ли было вам выполнять задания, что было тяжело?
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Как вы себя чувствовали?
Вывод:
Когда у ребенка с нарушением зрения не получается что-то слепить, нарисовать, прыгнуть, часто падает все со стола – это не всегда проявление невнимания или особенностей поведения – чаще всего это проявление его диагноза, особенности зрения (он просто не видит край стола, он видит нечетко, у него искажается изображение). Поэтому для детей так важна поддержка и понимание близких людей (родителей), оказание необходимой для них помощи, что способствует формированию у детей веры в себя, уверенности в своих силах, уверенности, что их понимают и готовы прийти на помощь близкие люди.
Конечно же необходимо соблюдать рекомендации учителя-дефектолога по подбору материала, организации рабочего места ребенка дома.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ.
- Ребята, вчера мы делали для Вас игру, но доделать не успели, поможете ее доделать?
Эта игра будет у вас всегда в группе, и вы когда захотите, будете ее брать и играть (показ готового пособия и как можно с ним играть).
Нужно вырезать кружки и приклеить их на листочек, там, где нарисованы контуры.
- Уважаемые мамы, папы, Вы помогайте своим детям (закрепление в деятельности полученных знаний). На столах лежат черные доски для фона, фломастеры, что бы обвести контур фигуры, разный размер фигурок, ножницы, клей.
Выполнение. В процессе выполнения родителям со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога оказывается помощь: объяснение как помочь ребенку: обвести по контуру, взять ножницы, вырезать, наклеить.
В конце деятельности:
- Большое спасибо взрослым, что помогли ребятам сделать такие красивые игры, в них мы будем играть в группе /показ получившихся пособий/. Игра складывается в коробку.


Мы надеемся, что вам сегодня было интересно на нашей встрече и будем рады, если мы Вам в чем то помогли.

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

Форма работы "педагогическая гостиная" используется в ДОУ для реализации следующих задач: формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, повышение самооценки педагогов, изучение характера и психологических особенностей сотрудников, оценка способностей и творческого потенциала, для эффективного осуществления образовательной работы, успешного и конструктивного взаимодействия педагогов. Вашему вниманию предлагается одна из встреч в педагогической гостиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная

Тема: «Я – педагог»

Цель:

1.Формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, повышение самооценки педагогов

2.. Изучение характера и психологических особенностей сотрудников

2. Оценка способностей и творческого потенциала, для эффективного осуществления воспитательной работы и успешного взаимодействия педагогов

Успешное воспитание дошкольника напрямую связано с индивидуальными и профессиональными качествами воспитателя. Однако работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, поднять самооценку каждого педагога, создать ситуацию успеха, раскрыть творческий потенциал, повысить престиж профессии воспитатель. Отношения в коллективе должны строиться с опорой на такие понятия как нравственность, ответственность, открытость, контактность, коллективизм, организованность, информативность, т.е. хорошее знание коллегами дел в коллективе и знание друг друга Сегодняшнюю встречу мы начнем с представления себя, с презентации. Я предлагаю каждому из вас сформулировать своё жизненное кредо, девиз. (Передавать игрушку)

Задание 2

К. Д. Ушинский сказал, что «В воспитании все дело в том, кто воспитатель»

Я прошу Вас высказать свое мнение по данной проблеме.

Действительно результат воспитания зависит непосредственно от личности самого воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником.

Задание 3

Игра «Хорошо-плохо»

Разделить плакат на 2 части.

Выделить положительные и отрицательные стороны профессии педагог…

Отрезать часть плаката с отрицательными качествами

Обратить внимание педагогов на то, что положительного в профессии больше чем отрицательного. Предлагаю отрезать часть плаката с отрицательными характеристиками. Очень важно, не позволить негативным проявлениям властвовать над нами. Существуют 2 причины разрушающие здоровье педагога мировоззренческие и психические .

Мировоззренческие причины :

Неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

Неумение жить в данный момент, считая его самым важным;

Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям;

Неполное осознание того, что каждый из нас очень нужен на своем рабочем месте, нужен людям, стране, истории, вечности.

Психические причины :

Неумение противостоять стрессам,

Неумение вырастить в себе эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной заработной платы;

Неспособность смеяться над жизненными ситуациями.

Предлагаю отдохнуть и провести психологическую зарядку, которая способствует повышению энергетического потенциала

Психологическая зарядка

1.Стоя свести лопатки, улыбнуться, подмигивать правым глазом, потом левым, повторить «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь»

2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача»

3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»

6. Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»

7. Руки на поясе, наклоны вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!!!».

8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!!!».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Творческий потенциал сотрудника детского сада важен для детей, родителей и коллег.

Предлагаю вашему вниманию предметы: бутылочка из под шампуня, старый зонтик.

Выяснить, кто предложит наибольшее количество вариантов использования этих вещей.

Дано начало стихотворения, продумайте окончание :

Утром настроение плохое,

глаз накрасить не могу никак…

Весной везде повсюду лужи,

В ручьях кораблики плывут….

Все любят послушных, приветливых деток,

Капризных, упрямых не любит никто…

Родители часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь

Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенят…

Если в очереди Вас обидели,

Улыбнитесь и забудьте сей же час…

Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не надо надувать…

В то время как педагоги выполняют задание предлагаю провести тест и определить творческий потенциал наших гостей.

Под небом голубым

Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Какая из перечисленных картин выглядит для Вас наиболее успокаивающей и расслабляющей:

Белая заснеженная равнина;

Голубой морской простор;

Покрытые зеленью горы;

Поле, поросшее желтыми цветами.

1. Если сотрудник выбирает воображаемую заснеженную равнину, он обладает особой восприимчивостью, воображением, интуицией, способен даже в какой-то степени прогнозировать будущее.

2. Выбор морского простора свидетельствует о том, что у сотрудника наиболее развито воображение в сфере межличностных отношений, он подбадривает коллектив, помогает не терять уверенности и оптимизма.

3. Покрытые зеленью горы выбирает человек, наделенный воображением в сфере ораторского искусства, он способен сделать интересным сухой доклад, помочь подготовить увлекательное родительское собрание и научить воспитанников говорить образно.

4. У сотрудника выбирающего поле, поросшее желтыми цветами, воображение развито практически во всех сферах деятельности, это обладатель большого творческого потенциала, вдохновитель праздников и вечеринок, режиссер спектаклей.

Игра –упражнение «Подарки»

Игра способствует сплочению группы, формированию эмоционально-благоприятной атмосферы.

Раздать участникам по 2 билета. На каждом билете можно записать только одно качество, которое вы цените в людях. Билеты складываем в мешок. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто обладает данным качеством. Получивший подарок выбирает следующий билет и дарит его следующему игроку.

ИЛИ

Даны слова ДОБРОТА, КРАСОТА, УМ, ЗДОРОВЬЕ. Используя эти слова подписать поздравление коллеге.

Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла нам взглянуть друг на друга несколько с другой стороны. Психологический климат в коллективе должен быть всегда благоприятным, от этого зависит работа воспитателя, отношения с родителями, с коллективом. Если мы чаще будем понимать душевное состояние других людей, то сами от этого только выиграем. До новых встреч.


Елена Журавлева

Педагогическая гостиная проводится в старшей группе.

Цель мероприятия: Развивать сотрудничество педагогов и родителей воспитанников путем расширения их педагогических, психологических и логопедических знаний.

Задачи: Повышать компетентность родителей в области логопедии; познакомить их с играми и упражнениями, которые можно использовать в домашних условиях; вызвать положительные эмоции от общения с детьми.

План мероприятия.

Подготовка пространства.

Представлен стенд с различными книгами и пособиями для родителей по закреплению правильного произнесения звуков в речи детей.

Помещение группы разделено на зоны.

Зона 1 - стулья расставлены полукругом по количеству присутствующих (для семинара)

Зона 2 – рабочее пространство (для занятия с детьми)

Зона 3 – свободное пространство (для проведения игры «Клубок»)

Зоны 4, 5, 6, 7 – «станции путешествия» – стол со стульями, расставленными вокруг.

Организационный момент.

Родителям предложена анкета, цель которой – выяснить, как они относятся к речевым дефектам своего ребенка, настроены ли на сотрудничество с логопедом ДОУ.

Проведение гостиной.

Гостиную открывает логопед, он приветствует родителей и детей. Предлагает «познакомиться».

Игра «Клубок».

Цель: Познакомить участников гостиной друг с другом, вызвать положительные эмоции и снять напряжение, скованность.

Материал: Мягкая симпатичная игрушка или мягкий, пушистый клубок.

Ход игры.

Взрослые образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя встает его малыш. Логопед отдает одному из детей игрушку со словами: «Здравствуйте, я – клубок-Колобок, очень хочу познакомиться с такими симпатичными, умными детишками и вашими замечательными родителями. Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей (твоего) мамы\папы»

После знакомства логопед проводит для родителей теоретический семинар, тема которого – «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция». Дети в это время выкладывают из пуговиц или палочек картинки.

Переход к практической части.

Логопед предлагает детям вместе с родителями отправиться в небольшое путешествие. «Мы будем путешествовать на разном транспорте».

Игра «Угадай по звук у».

На каком транспорте мы отравимся в путешествие? (звучит музыкальный сигнал паровоза).

Дети должны угадать и назвать.

Логопед читает стихотворение:

Вдаль несется скорый поезд,

Слышен звонкий стук колес.

За собой вагоны возит

Самый быстрый паровоз.

Дети с родителями встают друг за другом и, изображая поезд, движутся к первой станции.

1 стол - "Веселая обезьянка". На этой станции представлен основной комплекс артикуляционной гимнастики.

Обезьянка очень любит играть с зеркалом, тренирует свой язычок. Мы тоже поиграем вместе с ней».

Цель: Научить родителей правильно выполнять упражнения, которые показывает логопед.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1."Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать - 5-7сек.

2."Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-7сек.

3."Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя:". Повторить 3 раза.

4."Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя". Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-1 О сек.

5."Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.

6."Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).

7."Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.

8."Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

9."Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.

10."Шоколадка" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.

11."Конфетка" - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)

12."Больной пальчик" - положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.

14. "Индюк" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл:". Тянуть звук 5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.

Звучит следующий сигнал. Дети угадывают пароход.

Логопед сообщает, что путешествие продолжается на пароходе, читает стихотворение, дети выполняют движения, подражая пароходу.

По морям, по океанам

Этот быстрый пароход

В неизведанные страны

С нами весело плывет.

2 стол. "Поможем капитанам". Где представлен комплекс дыхательных упражнений.

Цель: обратить внимание родителей на тип дыхания детей, показать родителям комплекс дыхательных упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи. Оборудование:

"Буря в стакане". Ребенок плавно дует в стакан с водой через трубочку. Можно изменять силу струи: плавно-сильнее-сильнее-плавно.

"Кораблики". Для этого задания нужен тазик с водой и легкие пластмассовые игрушки или бумажные кораблики. Задача детей свой кораблик "отправить" на другой берег (в виде соревнования).

Звучит следующий сигнал. Дети угадывают самолёт.

Логопед читает стихотворение, дети с родителями подражают движению самолета.

Словно сказочная птица,

Ввысь поднялся самолёт.

Он быстрее ветра мчится!

Управляет им пилот.

3 стол «Поиграем с Карлсоном». Знакомство с заданиями на развитие фонематического слуха и мелкой моторики рук.

Игра «Угадай, что звучало?». За ширмой раздаются звуки различных музыкальных инструментов, а дети их угадывают.

«Отбивание ритма» - взрослый воспроизводит музыкальным инструментом определённую последовательность ритмов, а ребёнок вслед за ним должен повторить (хлопаньем в ладоши).

Использование различных пальчиковых игр с речевым сопровождением (по методике «Расскажи стихи руками»)

Звуковой сигнал «Скорая помощь».

Логопед: «Друзья, доктор Айболит просит нас помочь вылечить слонёнка - слоненок перепутал все звуки»

4 стол - "Поможем доктору Айболиту". Здесь показывается пример работы с картинками на различные группы звуков.

Выбери картинки с определенным звуком;

В какой части слова спрятался звук (начало, середина, конец слова)

По окончанию "путешествия" взрослые с детьми рассаживаются по своим местам (Зона 1).

Логопед проводит с родителями рефлексию: предлагает проанализировать результаты совместной работы, дать оценку и внести свои предложения.

МБДОУ «Боханский детский сад №1»

Психолого-педагогическая гостиная

для родителей

дошкольников старшего возраста

Тема: «Игротерапия дома и в детском саду»

подготовила педагог-психолог Иванова А.В.

Бохан, 2018.

Оборудование и материалы:

Мяч, семейные фотографии с мест совместного отдыха, картинки небольшого размера с изображением разных животных, предметов; 4 больших листа ватмана, склеенных между собой; гуашь; кисти; стаканчики-непроливашки с водой; ноутбук, музыкальные записи.

Предварительная работа: Игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми. Домашнее задание: подбор родителями фотографий с мест отдыха.

Ход встречи

Приветствие

П.: Здравствуйте! У меня в руках мяч. Сейчас мы будем передавать его друг другу! Тот, у кого в руках оказывается мячик, будет рассказывать, как он провел зимние каникулы. А родители могут показать фотографии, сделанные во время отдыха.

Рассказывать об отдыхе ребенок и родитель могут вместе.

Игра «Поклон»

П.: Сейчас мы с родителями поиграем в игру «Поклон». Каждый родитель выходит в центр – делает поклон. Поклоны не должны повторяться. Вы можете использовать шляпы, платки и т.д.

Игра «Передай по кругу»

Основная часть

П.: Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать друг другу тяжелую штангу. Она очень тяжелая! Ручки напрягаем, передаем своему соседу.

Посмотрите, у меня в руках непослушный маленький птенец! Давайте его будем аккуратно передавать друг другу. Он маленький, нежный! Послушайте, как он тихо чирикает. Бережно держа в ладошках, передаем птенца друг другу.

А теперь у меня в руках красивый букет из разноцветных осенних листьев. Мы его тоже передадим соседу. Аккуратно передавайте букет, ведь он может рассыпаться.

сейчас передадим тяжелую штангу: руки напрягаем, передаем своему соседу.

А теперь у меня в руках легкая вата (снежок). Она воздушная, передавать нужно так, чтобы не уронить.

Родители и дети имитируют передачу по кругу тяжелой штанги.

Имитируют передачу маленького птенчика.

Передают по кругу «букет осенних листьев».

Передают тяжелую штангу.

Передают «легкую вату»

Игра «Добрый ангел»

П.: Теперь я прошу вас всех сесть поудобнее. Родители, обнимите своих детей. Я хочу прочитать вам сказку.

В каждой семье есть добрый ангел, который охраняет и радуется, когда видит, что все члены семьи помогают друг другу, берегут своих близких, доставляют им радость. И грустит, когда замечает, что в семье ругаются, ходят хмурые и говорят плохие слова. Давайте порадуем своего Доброго ангела и покажем, как мы бережно и с любовью относимся к своим близким.

Теперь, родители, покажите, как вы любите своего ребенка (можно показать жестами, можно словами). Затем поменяемся ролями, и дети покажут, как они любят своих родителей.

психолог читает сказку под музыку.

Родители и дети по очереди обнимают друг друга и говорят друг другу ласковые слова.

игра «Новая сказка»

П.: Сегодня я предлагаю вам самим сочинить новую сказку. На столе вы видите картинки, положенные изображением вниз. Вам необходимо по ним рассказать сказку.

Понравилось? Какая интересная сказка у нас получилась.

Первый взрослый берет картинку и сразу начинает рассказ, где разворачивается действие с одним героем – животного изображенного на картинке. Другие участники продолжают рассказыватьсказку (равивать сюжет, вплетая в повествование информацию, связанную с изображением на картинках). Если ребенок затрудняется. То взрослый помогает. Если игра проходит в быстром темпе, можно поиграть два раза.

рисование «Любимая сказка»

Продуктивная деятельность детей и родителей

П.: Проходите, пожалуйста, к столам, сейчас мы будем рисовать.

Сегодня у нас должна получиться одна большая картина, которая называется «Любимая сказка». Родители тоже могут рисовать, а могут помогать своим детям. Включаем музыку, начинаем рисование!

Какая красивая получилась картина! Молодцы!

Дети и взрослые вместе рисуют на одном большом ватмане иллюстрации к своим любимым сказкам. После рисования можно провести совместное обсуждение нарисованного. Возможно составление общей сказки.

Домашнее задание

Прощание

П.: Наша встреча подошла к концу. Сегодня мы с вами играли в игры, которые вы также можете устраивать с детьми дома. Игра «Передавай по кругу» способствует снятию психомышечного напряжения, «Добрый ангел» помогает достичь тактильного контакта, который так необходим ребенку. Составление новой сказки развивает речевое общение, умение четко излагать свои мысли и умение слушать.

Какие игры вам сегодня понравились?

Было ли сложно выполнять?

Какие чувства вы испытывали в процессе игры?

П.: Вместе со всей семьей проведите беседу на тему «любимая сказка» и нарисуйте общий рисунок, как мы это делали в группе.

Давайте встанем и скажем: «Спасибо за приятную встречу! До новых встреч!

Родители и дети отвечают на вопросы

Встреча с родителями в форме педагогических гостиных позволяют организовать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Помогают научить играть с детьми, понимать их.