Тренировка рабочей памяти. Насколько хорошо можно «прокачать» свою память, если в течение года ежедневно учить новое стихотворение? Игра "Сложное скоростное движение"

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Хорошая память, как правило, считается полезным практическим навыком. Однако реальная польза от обладания ею простирается гораздо дальше. Оказывается, те, у кого хорошая рабочая память, имеют ярко выраженную тенденцию к оптимизму, ментальной адаптивности и гибкости, обладают здоровой уверенностью в себе, чаще удовлетворены работой и личной жизнью, реже болеют и скорее поправляются. А самое главное - они в целом ощущают себя более счастливыми людьми, чем те, память которых хуже. В связи с этим мы в How to Green решили подготовить материал о способах развития памяти.

Что такое рабочая память

Это наша способность одновременно запоминать, обрабатывать и использовать полученные данные. Примеры информации, с которой работает этот вид памяти: имена, лица, даты, факты и формулы, изученные к экзамену, презентация, подготовленная для выступления перед коллегами, назначенные встречи и даже шутки и анекдоты. Сложно усомниться в ключевой роли памяти для нашей социальной адаптации, включающей карьеру и все виды межличностных отношений (семью, друзей, коллег и прочие).

Что влияет на качество нашей памяти

Стресс - основная причина ухудшения памяти. Сюда относятся: некачественное питание, токсины из окружающей среды, эмоциональные травмы и простая совокупность ежедневных раздражителей - цейтнот, пробки, сложные ситуации на работе и дома. Повышенный уровень гормона стресса оказывает разрушительное воздействие на способность запоминать информацию и оперировать ею.

Поэтому первое, о чём стоит задуматься в деле улучшения рабочей памяти, - это снижение уровня стресса в организме. В этом поможет здоровый режим и такие его составляющие, как:

  • правильное питание - никакого фастфуда и рафинированного сахара; рацион, включающий продукты с низким гликемическим индексом, голубику, кокосовое масло, омега-3 жиры и витамины группы В, С и Е;
  • постоянные физические нагрузки - приток крови к мозгу способствует лучшему его насыщению нутриентами и кислородом, это улучшает мыслительную функцию и концентрацию;
  • здоровый сон и медитация - и то и другое имеет одинаково положительный эффект на качество рабочей памяти: во время покоя наш мозг перестаёт обрабатывать информацию и происходит крайне важный процесс закрепления данных.

Практические методы развития рабочей памяти

Вместе с комплексом мер ЗОЖ в деле улучшения рабочей памяти здорово помогают специальные упражнения, тренирующие мозг. О них пойдёт речь далее.

1. Мнемоника

Этот метод развивает память через ассоциации. В основе упражнения всегда лежит последовательность, которая ввиду частого использования запоминается наизусть. К каждому её элементу мысленно прикрепляется факт или объект, который необходимо запомнить. Вот пример.

В качестве основной последовательности можно взять маршрут, который вы помните вплоть до мельчайших подробностей. Например, когда отправляетесь на пробежку в местный парк:

  • дверь - её вы закрываете, выходя из квартиры;
  • консьержка - её вы приветствуете, спустившись вниз;
  • лавочка - стоит сразу на выходе;
  • магазин - первое здание, мимо которого вы проходите;
  • парковка - следует за магазином;
  • … и так далее до старта пробежки.

И допустим, есть список мест, куда вам сегодня необходимо заехать, и этот список вам нужно запомнить. Например: копировальный центр, магазин косметики, спортклуб, банк, салон связи. Теперь следует привязать этот список мест к первой последовательности с помощью ассоциаций. Они могут быть смешными, странными и понятными только вам. Не переживайте насчёт нелепости ассоциаций - ведь кроме вас о них никто не узнает. Вот пример:

  • дверь - в копировальном центре вы распечатаете договор, который откроет «дверь» к новым финансовым возможностям;
  • консьержка - у этой пожилой дамы всегда яркий макияж, она наверняка часто бывает в магазине косметики ;
  • лавочка - возвращаясь с пробежки, вы тянетесь и делаете выпады, используя лавочку, она ваш мини-спортклуб ;
  • магазин - это большой банк товаров;
  • парковка - мобильными являются не только водители авто с парковки, но и все, кто пользуется услугами салона связи , ведь у них есть мобильные телефоны.

Попрактиковавшись, с помощью такого метода вы сможете запоминать до 50 и более объектов. Другой способ - это когда в качестве основной последовательности берутся цифры от 1 и до необходимого вам числа. Далее к цифрам рифмуются любые слова, и после с помощью ассоциаций привязываются необходимые объекты.

2. «Обратная хронология»

Это специальное упражнение желательно делать каждый день в течение нескольких недель. Займёт оно не более 5 минут. Вечером сядьте в тихом месте, прикройте глаза и вспомните все события прошедшего дня в обратной последовательности. Начинайте прямо с текущего момента. Ваша последовательность может выглядеть примерно так: нанесла на лицо ночной крем, умылась, посмотрела серию любимого сериала, поела, приготовила ужин, переоделась (придя с работы) и так далее до самого пробуждения. «Обратная хронология» творит чудеса - попробуйте и убедитесь сами. И кстати, вы не заметите, как довольно скоро начнёте прекрасно помнить свои сны - это один из эффектов от постоянной вечерней практики упражнения.

3. Чтение и запоминание

Одним из наиболее эффективных способов развития памяти является запоминание стихов. Это тренирует мозг и со временем развивает способность удерживать в памяти большие объёмы информации. Интересно, что не зубрёжка за пару часов, а регулярные и не слишком долгие занятия дают наилучший результат. Как вариант, устройте себе челлендж и начните учить поэму «Евгений Онегин», при этом занимайтесь не более 30 минут в день. И важно - после занятия давайте себе отдохнуть, тогда запоминаться материал будет ещё лучше. На отдых достаточно 10 минут, просто прикрывайте глаза и расслабляйтесь.

4. Иностранные языки

Изучение языков эффективно не только для социальной адаптации во время путешествий, но также и для развития памяти. Работает это как гимнастика для мозга. Его, кстати, часто ассоциируют с «мышцей», которую, как и другие мышцы тела, нужно постоянно поддерживать в тонусе. Запоминая новые слова и выражения, соотнося их со значениями из родного языка, мы улучшаем общую способность мозга запоминать любую информацию.

5. Шахматы

Положительное влияние регулярной игры в шахматы на нашу память доказано научно. Среди причин - необходимость помнить сложные правила, стиль и стратегию оппонента и стараться не допустить ошибок, сделанных ранее. Кроме памяти, шахматы улучшают креативность, способность фокусироваться и повышают IQ.

6. Приложения для смартфона

Если вы активный пользователь мобильных приложений, то с лёгкостью подберёте одно-два максимально интересных вам. В большинстве случаев они предлагают комплексное развитие когнитивных способностей мозга. Задания представлены в виде развивающих игр, головоломок и задач на запоминание. Вот несколько приложений, которые приглянулись нам:

  • Lumosity;
  • Peak;
  • Memorado;
  • Brain+;
  • Elevate.

Пожалуй, самый простой и приятный способ развивать рабочую память лежит через культивирование любви и положительных эмоций. Проводите больше времени на природе, встречаясь с друзьями или выгуливая пса, радуйте себя букетом цветов, занимайтесь любимым хобби, помогайте нуждающимся. Такие активности здорово снижают уровень эмоционального и физического стресса. А в результате - вы легко вспоминаете и к слову используете вдохновляющие цитаты, блещете знанием поэзии и просто не забываете о днях рождения близких. В общем, одни плюсы!

Включите свою рабочую память на полную мощь Эллоуэй Трейси

Развитие рабочей памяти

Развитие рабочей памяти

В отличие от рассмотренных методов, упражнения и рекомендации, которые включены в эту книгу, были разработаны на основе проведенных нами исследований и глубокого изучения механизмов функционирования рабочей памяти. Предложенные упражнения направлены непосредственно на улучшение ее навыков.

Росс возглавляет компанию, занимающуюся распространением обучающей программы для детей и подростков Jungle Memory . Эта компьютерная программа в игровой форме развивает навыки эффективного функционирования дирижера рабочей памяти. Задания, представленные в программе, можно разделить на несколько групп:

Игры для развития пространственных навыков;

Словесно-буквенные задания для развития мыслительных навыков;

Задания на решение арифметических задач;

Игры на внимательность и наблюдательность.

Чтобы максимально задействовать рабочую память игроков, задания постепенно усложняются. Объективная проверка показала, что программа Jungle Memory имеет эффект как ближнего, так и дальнего переноса. У учащихся, регулярно занимающихся на этом тренажере, наблюдается значительное улучшение рабочей памяти (эффект ближнего переноса). Далее мы расскажем об этом более подробно. Но это еще не все: программа Jungle Memory помогает улучшить успеваемость по различным учебным дисциплинам, к примеру, по письму и математике (эффект дальнего переноса). Преподаватель, участвовавшая в эксперименте, сообщила нам, что после занятий по программе Jungle Memory у одного из учащихся, которому чтение давалось с большим трудом, значительно улучшились показатели – сразу на три уровня.

И таких отзывов множество. Учителя, родители и школьные консультанты рассказывают нам о положительных результатах после работы с программой. Преподаватели с радостью отметили не только повышение успеваемости, но и повышение внимательности учащихся на уроках. А одна мама написала нам, что у ее ребенка улучшилась память и теперь не нужно каждый день напоминать ему одно и то же. Многие педагоги и родители отмечают, что после работы с программой Jungle Memory дети обретают уверенность в своих силах, у них просыпается жажда знаний.

Улучшения, достигнутые в результате занятий по программе Jungle Memory , можно считать долговременными. По объективным оценкам, положительная динамика сохраняется в течение как минимум восьми месяцев.

Трейси провела ряд независимых проверок для оценки эффективности тренажера Jungle Memory . Одним из наиболее важных аспектов этой программы является эффект дальнего переноса. В рамках одного из экспериментов группе учащихся, имеющих трудности с обучением, было предложено заниматься по программе Jungle Memory . Чтобы убедиться в том, что улучшение рабочей памяти и успеваемости произошло именно благодаря использованию программы, мы включили в исследование контрольную группу, участники которой дополнительно занимались с преподавателями по некоторым предметам, к примеру по английскому языку и математике, и были мотивированы на повышение успеваемости. Обе группы прошли проверку уровня развития рабочей памяти до и после проведения эксперимента.

Перед занятиями (по программе или с преподавателями) все участники прошли тесты на эффективность рабочей памяти, IQ и успеваемость. В обеих группах результаты тестов были приблизительно одинаковыми. Это очень важный момент: если перед экспериментом все испытуемые находились на одинаковом уровне, значит, можно с большой долей уверенности заключить, что любые последующие улучшения вызваны выбранной методикой (занятия по программе Jungle Memory или с репетитором).

Участники занимались по выбранной методике в течение восьми недель, после чего Трейси снова провела проверку. Разница между двумя группами была поразительная. У учащихся, занимавшихся по программе Jungle Memory , показатели рабочей памяти улучшились почти на 10 процентов по сравнению с контрольной группой, уровень эффективности рабочей памяти которой остался прежним. Улучшение рабочей памяти считается эффектом ближнего переноса, так как программа Jungle Memory направлена именно на ее тренировку.

Но как быть с дальним переносом? Неужели программа Jungle Memory направлена только на улучшение рабочей памяти? Нет, не только. Учащиеся, занимавшиеся на нашем компьютерном тренажере, смогли показать лучшие результаты по английскому языку и математике. К примеру, грамотность повысилась почти на 10 стандартных пунктов, что сопоставимо с повышением оценки на целый балл, скажем с «удовлетворительно» до «хорошо» или с «хорошо» до «отлично». Через восемь недель успеваемость учащихся, занимавшихся с репетитором, никак не изменилась, а в отдельных случаях даже снизилась.

Чтобы в полной мере оценить результат, полученный с помощью программы Jungle Memory , – улучшение показателей грамотности почти на 10 стандартных пунктов, – можно сравнить его с изменением среднего IQ. Считается, что за последние пятьдесят лет уровень развития интеллекта значительно вырос, хотя на самом деле рост составил всего около трех стандартных пунктов за десять лет. Теперь сравните эти цифры с результатами, достигнутыми с помощью тренажера рабочей памяти Jungle Memory всего за восемь недель.

Трейси провела еще одно исследование, целью которого было изучение эффективности программы Jungle Memory для развития рабочей памяти детей, страдающих дислексией и аутизмом. И снова результаты превзошли все наши ожидания: ее показатели у учащихся, которые регулярно занимались по программе Jungle Memory , были в пять раз выше, чем у учащихся, занимавшихся на тренажере только раз в неделю. Также наблюдалось значительное улучшение языковых и математических навыков: участники, регулярно работавшие с программой, смогли более чем в четыре раза улучшить свои результаты в тестах по правописанию и математике по сравнению с теми, кто работал на тренажере только раз в неделю.

Но впереди нас ожидал еще больший сюрприз. Через восемь месяцев, когда Трейси повторно протестировала учащихся, занимавшихся по программе Jungle Memory , выяснилось, что достигнутые результаты ничуть не ухудшились, несмотря на то что испытуемые не занимались по программе с момента окончания эксперимента. Полученные данные позволяют говорить о долговременном улучшении навыков функционирования рабочей памяти.

Важный вопрос о целесообразности использования программы Jungle Memory для улучшения рабочей памяти взрослых людей остается открытым и требует дальнейшего подробного изучения. Как уже говорилось в седьмой главе, по мере взросления в мозге человека происходит множество разнообразных изменений, поэтому эффективность тренажера для взрослых может быть не такой высокой, как для детей. До сих пор большинство исследований в области новых методик развития рабочей памяти были предназначены либо для школьников, либо для пожилых людей. И это неудивительно. Ведь до недавнего времени считалось, что в улучшении рабочей памяти нуждаются только люди со сниженными когнитивными способностями: учащиеся, испытывающие те или иные трудности с обучением, или пожилые люди, столкнувшиеся с возрастным ухудшением умственных способностей. Но одно из недавних исследований показало, что тренировка рабочей памяти у взрослых приносит несомненную пользу.

В 2008 году Сюзанна Йегги из Мичиганского университета опубликовала статью, в которой рассказывалось, как задания на развитие рабочей памяти помогают взрослым людям улучшить результаты соответствующих тестов. В эксперименте принимали участие молодые люди в возрасте примерно двадцати лет. Им были предложены задачи n-назад, которые представляют собой задания для оценки развития рабочей памяти. В ходе эксперимента зачитывался вслух ряд чисел, а участники должны были их запомнить и назвать те, которые встречались несколько позиций назад. Вот несколько примеров:

Задача 2-назад. Укажите, какие числа встречались две позиции назад. Пример: 3 2 3 5 5 5 7 1 7 .

Правильным ответом в данном примере являются числа, выделенные жирным шрифтом: 3, 5, 7.

Задача 3-назад. Укажите, какие числа встречались три позиции назад. Пример: 8 1 6 8 2 6 4 7 9 4 .

Правильным ответом в данном примере являются числа, выделенные жирным шрифтом: 8, 6, 4.

Участники исследования были разделены на четыре группы, каждая из которых выполняла задачи n-назад в течение восьми, двенадцати, семнадцати или девятнадцати дней. По мере улучшения результатов испытуемым предлагались все более сложные варианты задач, чтобы заставить рабочую память функционировать на полную мощность. По окончании эксперимента был проведен тест на проверку логического мышления, который показал, что показатели всех участников улучшились. Однако исследование показало, что самых высоких результатов добились те, кто занимался дольше всех (в течение девятнадцати дней). Исследование, проведенное Сюзанной Йегги, позволяет говорить о том, что занятия имели эффект не только ближнего, но и дальнего переноса. Задачи n-назад не имели ничего общего с логическим мышлением, однако их использование позволило также улучшить результаты теста на проверку логического мышления.

Положительный эффект от выполнения заданий на развитие рабочей памяти очевиден, и мы надеемся, что в ближайшее время будут проведены новые исследования с целью изучения возможности их применения в работе с людьми, страдающими нарушениями речи или синдромом Дауна. Тренажер рабочей памяти Jungle Memory широко используется в школах и помогает учащимся достигать новых успехов в учебе.

Исследования различных методик развития рабочей памяти продолжаются. С их помощью мы сможем определить, насколько результативны те или иные задания и как долго сохраняется достигнутый положительный эффект. Но на основании уже полученных результатов можно с уверенностью сказать, что тренажер рабочей памяти Jungle Memory имеет три основных преимущества: эффект ближнего и дальнего переноса, а также достижение долговременных улучшений.

………………………

Как мы уже говорили, укрепить рабочую память можно не только с помощью заданий. Есть масса способов повысить ее эффективность путем изменения привычек или образа жизни, но об этом мы поговорим немного позже. В следующей главе вас ждет знакомство с гениями рабочей памяти, которые поделятся секретами своих удивительных способностей. Следуя их советам, вы сможете улучшить свою рабочую память.

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

4. Модели рабочей памяти Из предыдущей главы мы усвоили, что способность сохранять информацию играет базовую роль в решении широкого диапазона интеллектуальных задач. Рабочая память используется для того, чтобы контролировать внимание, запоминать и извлекать из памяти

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Эволюция рабочей памяти Даже несмотря на то, что микроскопические генетические изменения происходят постоянно, между мозгом кроманьонца и мозгом современного человека гораздо больше сходств, чем различий. Но объемы мозга не менялись на протяжении 40 тысяч лет, а

Из книги автора

Гипотеза рабочей памяти Рассел Баркли, психолог и ведущий ученый в области СДВГ, в 1997 году написал статью, в которой высказал предположение, что многие проблемы СДВГ можно объяснить дефектами рабочей памяти. Именно предположение, поскольку он не владел

Из книги автора

Определение рабочей памяти Рабочая память представляет собой сознательную обработку информации. Сознательная обработка означает, что информация находится в вашем сознании, вы направляете на нее все свое внимание, изучаете во всех подробностях, сосредоточиваетесь на

Из книги автора

Расположение рабочей памяти За последние десять лет ученые смогли исследовать расположение рабочей памяти в мозге с помощью методов нейровизуализации. Результаты исследований показали, что за нее отвечает сразу несколько участков головного мозга. Перечислим наиболее

Из книги автора

Враги рабочей памяти Бешеный темп и напряженность жизни современного человека оказывают пагубное воздействие на рабочую память. Ее ослабление влечет за собой целую череду неприятностей.Информационная перегрузкаСлабая рабочая память приводит к тому, что вам

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти Дирижер рабочей памяти помогает контролировать эмоции, что является важным шагом на пути к достижению счастья. Эти упражнения помогут укрепить рабочую память и научиться держать себя в

Из книги автора

Тренировка без рабочей памяти «Повторение – мать учения» – эту пословицу часто используют в спорте. Но нельзя сказать, что она справедлива на сто процентов. Как было уже показано на примерах, если в процессе повторения перед вашим мысленным взором прокручивается список

Из книги автора

Бег с пользой для рабочей памяти Слова песни Брюса Спрингстина Born to run можно и нужно воспринимать буквально. В своей книге «Мы рождены, чтобы бегать» (Born to Run) Кристофер Макдугалл говорит о том, что человеческое тело создано для бега, особенно для бега на выносливость. Ни

Из книги автора

Зрелость рабочей памяти Рабочая память достигает вершины своего развития только во взрослом возрасте. К этому времени завершается также важный для правильного развития мозга процесс миелинизации, в ходе которого клетки мозга покрываются белой защитной оболочкой –

Из книги автора

Закат рабочей памяти Чтобы узнать, как изменяется эффективность рабочей памяти в пожилом возрасте, мы обратились к исследованиям, проведенным другими учеными, а также провели несколько экспериментов самостоятельно. Значительная часть рассмотренных нами исследований

Из книги автора

Упражнения на проверку и развитие рабочей памяти 1. Проведите «румяный тест» (для детей в возрасте двух лет)Поставьте ребенка лицом к себе под предлогом того, что ему нужно вытереть нос. Вытирая нос, незаметно нарисуйте малышу небольшое пятнышко на носу помадой или

Из книги автора

Глава 8 Развитие рабочей памяти с нуля Самым воодушевляющим результатом новейших исследований, проведенных разными специалистами, в том числе и нами, является то, что рабочую память можно улучшить. В следующих главах мы рассмотрим различные способы ее совершенствования

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти 1. Методика быстрого умножения в уме Алгоритм, разработанный Рудигером Гаммом, заключается в том, чтобы последовательно перемножать числа слева направо, а затем складывать полученные результаты. Пример 1. Умножение двузначного

Из книги автора

Археология рабочей памяти Хотя поиски монолита еще не закончены, данные, полученные в ходе археологических раскопок, с большой долей вероятности свидетельствуют о значительном улучшении рабочей памяти на протяжении каких-нибудь десяти тысяч лет. Чтобы вам стало

Из книги автора

Разминка для рабочей памяти В разных главах этой книги вам были предложены упражнения для более эффективного использования рабочей памяти и получения от нее максимальной отдачи. В данном руководстве мы решили объединить все рекомендации, чтобы помочь вам овладеть

Научное исследование, проведённое недавно в Сан-Франциско (США) – лишь одно из огромного количества его аналогов, изучающих то, как кратковременная (или «рабочая») память способна существенно облегчить нашу деятельность во многих аспектах – например, повышая «многозадачность» нашего мозга или позволяя более быстро усвоить только что прочитанный сложный текст.

«Считается, что рабочая память – это одна из основных когнитивных функций человека, на которой базируются все высшие проявления умственной деятельности – такие, как речь, умение верно вести себя в экстремальной ситуации и принимать правильные решения в повседневной жизни», - заявляет Брэд Постл, работник Университета Висконсин-Мэдисон (США) и сопредседатель научного собрания Общества Когнитивной Неврологии (ОКН) (Cognitive Neuroscience Society), проведённого в Сан-Франциско и посвящённого вопросу рабочей памяти. Различные научные работы, доказывающие факт «пластичности» мозга (то есть его способности претерпевать изменения в зависимости от того или иного полученного опыта) и основанные на использовании разнообразных электромагнитных методик, позволили учёным как никогда отчётливо понять всю глубину потенциала рабочей памяти, добавляет Постл.

Краеугольным камнем в тренировке этого аспекта умственной деятельности стала так называемая «задача n-назад» ("n-back" task), позволяющая перебирать в памяти сразу несколько предметов. Человеку один за другим предъявляется ряд образов (визуальных, звуковых, реже иных). При этом человек должен определить и указать, встречался ли предъявляемый образ 1 позицию назад (задача 1-назад), или 2 позиции назад (задача 2-назад), или 3 позиции назад (задача 3-назад), и так далее. Также в задачу могут быть включены звуки различного рода, либо человеку может демонстрироваться более 1 ряда символов (двойная, тройная задача n-назад, и т.д.).

Сьюзен Джэги, работник Мэрилендского университета (США) и её коллеги после длительных научных изысканий, занявших почти десятилетие установили следующую закономерность: люди, около месяца регулярно упражнявшиеся в выполнении задачи n-назад, уделяя ей по 20 минут в день, спустя месяц показали значительные улучшения не только в выполнении самой задачи, но также и подобных ей заданиях, которых они прежде никогда не видели. «Достигнутый эффект распространялся на такие сферы умственной деятельности, как контроль внимания, чтение и математические навыки», - прокомментировала Джэги. «Причём этот эффект сохраняется даже по прошествии нескольких месяцев, что позволяет назвать его долговременным».

Конечно же, во всём этом было очень много невыясненных до конца и противоречивых моментов. Например, то, какие именно факторы порождают влияние рабочей памяти на другие аспекты умственной деятельности – а также то, какие изменения претерпевает наш мозг в процессе непрерывных умственных тренировок. Благодаря проделанной работе Постл и его коллег, совместивших умственные тренировки с электромагнитной стимуляцией мозга, на эти вопросы отчасти удалось отыскать ответы.

Тренировки развивают межнейрональные связи.

Борнали Кунду, работник Университета Висконсин-Мэдисон и сотрудник научной лаборатории Постл при помощи метода транскраниальной магнитной стимуляции (transcranial magnetic stimulation) (ТМС) и электроэнцефалографии (electroencephalography) (ЭЭГ) измерил уровень активности в определённых участках мозга до и после ежедневных тренировок с задачей n-назад, после чего сопоставил полученные результаты. «Главным открытием стало то, что регулярные тренировки с задачей n-назад позволяют человеку держать в рабочей памяти большее количество предметов либо информации любого рода», поясняет Кунду накануне научного доклада о сделанном открытии. «Улучшение рабочей памяти, в свою очередь, ведёт к развитию межнейрональных связей между различными участками головного мозга – в частности, между теменной и фронтальной областями».

В ходе выполнения задачи n-задач перед участниками эксперимента (к слову, эксперимент проводился в строго индивидуальном порядке) на экран выводилась определённая последовательность элементов, после чего решающий задачу должен был назвать цвет и расположение элемента, который появлялся перед ним несколько позиций назад. Количество возможных цветов для каждого элемента было равно семи, в то время как количество возможных позиций составляло восемь. Контрольным заданием стала игра в «Тетрис», которая, хотя и тоже связана с перемещением разноцветных символов в различные положения, тем не менее не давала возможности запомнить что-либо из увиденного. До и после выполнения задачи n-назад, участники эксперимента должны были выполнить ряд тестов на развитие когнитивных функций, одновременно с этим их подвергали ТМС, а с помощью ЭЭГ определялась интенсивность работы межнейрональных связей.

После регулярных (5 раз в неделю по 5 часов в день, в целом более 5 недель) тренировок у участников эксперимента были обнаружены значительные улучшения рабочей памяти, в результате чего они получили возможность удерживать в ней больше информации.

Здесь очень важно отметить, что, помимо улучшений рабочей памяти, также имело место улучшение работы межнейрональных связей между дорсолатеральной префронтальной корой мозга (dorsolateral prefrontal cortex) и теменной корой (parietal cortex). «Такой результат мы получили в сравнении с участниками «контрольной» группы, которым вместо задачи n-назад была предложена игра «Тетрис» на всё тот же пятинедельный срок», - прокомментировал Кунду.

Тренировка рабочей памяти также способствовала улучшению результатов в различных тестов на развитие когнитивных функций, причём, как уже было сказано, к этим тестам участники эксперимента не готовились заранее – и именно тех функций, развитие которых напрямую зависит от межнейрональных связей между ДПК и теменной корой.

Особо стоит отметить тот факт, что, по данным ЭЭГ, активность межнейрональных связей, напротив, снизилась в ходе выполнения двух тестов – первый заключался в том, что участнику предлагалось определить отличия между быстро сменяющимися последовательностями квадратов, второй же состоял в том, что участник должен был найти красную букву «С» среди набора красных и синих букв. По мнению Кунду, «вероятнее всего, нейронные цепи, активирующиеся в ходе выполнения этих двух тестов, как бы «перекрывают» друг друга, таким образом обеспечивая приток активности даже к тем нейронным цепям, которые, казалось бы, совершенно не связаны с рабочей памятью».

Перспективы практического применения в медицине.

Многие учёные, специализирующиеся на когнитивной неврологии, вплотную занимаются изучением вопроса, как развитие рабочей памяти сможет помочь людям с различного рода заболеваниями, к примеру, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

«Если нам удастся точно установить, как почему и в какой именно момент активизированные во время «тренировок» нейронные цепи переносят активность на ранее не задействованные цепи, нам откроются новые перспективы лечения страдающих различными расстройствами неврологического либо психического характера», - подчеркнул Постл.

Джэги вместе с её научной командой наряду с Торкелом Клинбергом, научным работником Каролинского Университета (Швеция) (также выступившим с докладом на симпозиуме в Сан-Франциско) успешно применили данную методику к детям, страдающим расстройствами внимания. «Причина, по которой развитие памяти частично устраняет симптомы СДВГ, может крыться в том, и рабочая память, и внимание задействуют одни и те же участки головного мозга», - поясняет Кунду.

«Различия в развитии рабочей памяти имеют прямое отношение к тому, насколько у того или иного человека развиты различные когнитивные функции, в том числе чтение и понимание прочитанного текста и многое другое, что отражается в результатах выполнения соответствующих тестов», - добавляет она. «В некоторых случаях подобный «эффект переноса» стал полной неожиданностью для меня – к примеру, у участников эксперимента улучшились показатели в тестовом упражнении на стрельбу по мишеням, хотя оно задействует лишь первичную и вторичную области двигательной коры мозга и мозжечок - и, казалось бы, совершенно не связано с памятью».

По словам Джэги, когнитивные функции – это отнюдь не нечто неизменное, как мы привыкли считать. «Хотя, несомненно, здесь и присутствует элемент наследственности, тем не менее, многие из когнитивных функций «пластичны» и способны изменяться посредством накопленного человеком опыта или целенаправленных тренировок», - прокомментировала она. «В ходе нашего исследования мы обеспечили такую тренировку посредством развития памяти, однако существует множество других способов – например, физические упражнения, занятия музыкой, медитации, подбор специального питания или даже особый режим сна».

Подводя итог, Джэги отметила, что, несмотря на столь обнадёживающие результаты исследования, учёным необходимо понять многие аспекты проделанной работы, к примеру, такие как «индивидуальные особенности человека, от которых зависит, насколько высоких результатов он добьётся после умственной тренировки и степень выраженности «эффекта переноса», а также то, в течение какого времени сохраняется этот эффект и как его можно применять в повседневной жизни – к примеру, повысить продуктивность собственного обучения в университете».

Наш мозг - удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины. Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).

Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители. Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами.

Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени. Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.

Анализ 20 научных исследований показал , что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.

Подвижный интеллект - это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний.

Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения.

Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).

Тест на долговременную память


Викиум


Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.

Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.

На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.

Brain Metrix


А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч.
При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться.

На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно - вы и так достигли совершенства.

Eidetic


Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.
Работает только под iOS.

Fit Brains


Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains - единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.

Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки.

По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.

UPD. Добавлен проект «Викиум».

Теги: Добавить метки