Педагогические формы работы с детьми. Эффективные формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период

На сегодняшний день накоплен богатый опыт применения различных форм работы с детьми в дошкольном учреждении. В рамках нашей статьи мы обратимся к такой форме работы с дошкольниками как образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера .

А.Г.Арушанова предлагает как форму развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н. рекомендуют такую форму работы, как ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Н.Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Важнейшим направлением рабо­ты педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза­имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой» .

Суть метода проектов — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний. Другими сло­вами, от теории к практике - соединение академических зна­ний с прагматическими, при соблюдении соответствующего ба­ланса на каждом этапе обучения.

Представляется важным рассмотреть типы проектов, которые используются в практике современных дошкольных учреждений, и применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира:

1) исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследова­ния, пред­полагают выдвижение предположения ре­шения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. Дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;

2) творческие проекты, как правило, не имеют детально прорабо­танной структуры совместной деятельности участников, она толь­ко намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видео­фильма, драматизации, спортивной игры, развлечения.

3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Это могут быть литературные персонажи или выдуман­ные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему;

4) информационно-практико-ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление учас­тников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фак­тов. Дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.

Так, ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Невозможно обойти вниманием и такую общеизвестную форму работы с детьми как игра. Она выступает одним эффективных методов развития, по мнению большинства педагогов и психологов. Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения :

  • Игра призвана решать общевоспитательные задачи.
  • Игра, особенно в старшем дошкольном возрасте, должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
  • Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд, режимные процессы и др.

Чтобы игра выполняла в образовательном процессе организующую функцию, педагогу нужно хорошо представлять себе, какие задачи можно в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (например, учить детей объединяться в знакомой подвижной игре), и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого ребенка в сюжетно-ролевую игру).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приёмы руководства в каждом конкретном случае.

Таким образом, различные формы работы эффективны в плане развития дошкольников. Важно, чтобы дети совместно решали интересные и важные для них учебно-игровые задачи; обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания. Педагог должен выступать не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку.

Список литературы:

  1. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации // Дошкольное воспитание.- 2014. — № 8. -С.89-93.
  2. Боброва Ю.О., Левшина Н.И. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности //Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7-2. — С. 7-8.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева, Т.А. Данилина и др. — М.: АРКТИ, 2011. – 196 с.
  4. Сомкова О.Н. Новыеподходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – – № 3. – С. 6 – 17.
  5. Теория и практика дошкольного образования: пути обновления
    сборник научных статей / науч. ред.: Л.Н. Санникова, С.Н. Томчикова. Магнитогорск, 2010. — Том Вып. 3.

    СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ

    Written by: Жильгильдина Алина Александровна, Таскаранова Жанара Зарлыковна

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста.

Важнейшей задачей сегодняшней педагогики является формирование самостоятельной личности, способной к сотрудничеству и принятию решения, инициативной, умеющей поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения.

Дети дошкольного возраста психологически готовы стать такой личностью. Но проблема в поведение взрослого, чрезмерно опекающего ребенка, ограничивающего выбор и зачастую принимающего за него решения, лишает его права на самостоятельность.

Приоритетом в своей работе, я отдаю приемам опосредованного педагогического воздействия. Для этого в образовательном процессе применяю интерактивные методы обучения. Моя роль, как воспитателя, практически сводится к направляющей деятельности детей на достижение поставленной цели.

Логоритм проведения интерактивной игры.

Интерактивные формы работы.

Можно использовать такие формы работы, как групповые дискуссии, решение проблемных ситуаций (с 5 лет) , экспериментальная, исследовательская деятельность, викторины, соревнования, игры-путешествия.

Проектная деятельность, которая предполагает творческую деятельность. При помощи взрослого дети учатся выделять проблему, формулировать задачу, актуализировать свой опыт, отвечая на примерные вопросы: «Что я знаю об этом?» , «Что хочу узнать?» , «Что нужно сделать для этого?» . При этом дети проявляют максимум самостоятельности, инициативы, творчества. В ходе совместной проектной деятельности у детей формируются знания, умения, навыки и «через совместный поиск решений» предоставляется ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Интерактивный метод «Мозговая атака» , «Мозговой штурм» - это метод, при котором принимается любой ответ на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого. Эту форму работы можно применять для получения обратной связи.

Эффективность использования интерактивных форм работы с детьми.

С применением интерактивных форм работы с детьми все мои воспитанники вовлечены в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. Каждый из участников вносить нее индивидуальный вклад. Обмен знаниями, идеями и способами происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет всем нам не только получать новые знания, но и развивать коммуникативные умения: прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Такие формы работы способствуют установлению эмоциональных контактов между детьми, приучают их работать в команде, снимают нервное напряжение, помогая дошкольникам испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Консультация на тему:

«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

Воспитатель ВКК

Светлана Алексеевна Гребнева

Полевской 2015

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого - педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. детский сад обучение образовательный

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения . Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

прогулка , которая состоит из:

Наблюдений за природой, окружающей жизнью;

Подвижных игр;

Труда в природе и на участке;

Самостоятельной игровой деятельности;

Экскурсии;

игры:

Сюжетно-ролевые;

Дидактические игры;

Игры-драматизации;

Спортивные игры;

дежурство детей по столовой, на занятиях:

- труд:

Коллективный;

Хозяйственно-бытовой;

Труд в уголке природы;

Художественный труд;

Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги;

В ДОУ - выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

Предметно-игровая,

Трудовая,

Спортивная,

Продуктивная,

Общение,

Сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Работа в детском саду ведется по следующим направления:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

Рассмотрим формы и методы работы с детьми в новых условиях по всем направлениям развития личности ребенка.

Обновление содержания образования требует от педагогов:

Применения новых современных форм работы с детьми;

Интегрированной образовательной деятельности;

Проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду) ;

Изготовление макетов;

Проблемная ситуация;

Игровые обучающие ситуации;

Эвристические беседы;

Коллекционирование;

Творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.

Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые мы применяем на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Используем мы в своей работе и метод проектов. Суть этого метода - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст - благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка - этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога - старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.

Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей. Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.

Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии - мощный фактор повышения качества экологического воспитания.

Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.

Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.

Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:

1. необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;

2. актуальность приобретения коммуникативных навыков,

3. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.

С введением нового ФГОС с своем ДОУ мы стали широко использовать такой метод работы с детьми как путешествие по «реке времени» (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему). Его еще можно назвать «методом каталога».

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. Характеристика форм оздоровительной работы, применяемых в детском саду общеразвивающего вида "Теремок" и их эффективность.

    контрольная работа , добавлен 09.06.2012

    Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию образа семьи. Использование разнообразных форм работы с семьей в детском саду с целью создания единого образовательного пространства. Воспитание у детей бережного отношения к близким людям.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2015

    Психолого-педагогические проблемы развития словаря детей дошкольного возраста. Задачи и содержание словарной работы с детьми в детском саду. Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр и лексических упражнений для развития словаря детей 4-5 лет.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Процесс предматематической подготовки детей дошкольного возраста. Содержание организации работы по формированию временных понятий у детей. Использование разнообразных методов и приемов, различных форм учебно-познавательного процесса в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Особенности дошкольного образования в качестве первого звена общей системы образования. Положения программы воспитания ребенка в процессе активной деятельности и обучения, которая была разработана под редакцией Васильевой, как проект работы с детьми.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2010

    Отбор форм, методов работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в аппликативной деятельности. Использование нетрадиционных техник аппликации как средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста на начальном этапе обучения бальными танцами. Специфика работы педагога бального танца с детьми. Значение подвижных танцевальных игр для физического воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста. Роль и значение организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в познавательно-речевом развитии детей. Основные принципы словарной работы в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста. Особенности содержания словарной работы в детском саду. Формирование словаря детей в дошкольном возрасте. Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря детей 5-6 лет.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2010

    Психолого–педагогические проблемы использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Развитие творческих способностей и цветового восприятия дошкольников.

Нетрадиционные формы занятий в учреждениях

дополнительного образования детей.

Дoполнительнoе образование, направленное на разнoстороннее развитие личнoсти ребенка предпoлагает, в частности, необходимость гармoнического сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельнoстью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Бoльшой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в oбразовательном процессе, позволяют удовлетворять разнообразные потребности обучающихся и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и сoциальной деятельности.

Пoчему у современных детей нет глубокого интереса к обучению? Причин много. Это поток информации по телевидению, радио, который дает нестойкие знания. Это и атмосфера общества, делающая нас и наших детей равнодушными. Это и простo нежелание детей учиться. Как же добиться того, чтобы учебный труд был не принуждением, чтобы он был потребностью и желанием приобретения знаний. Данный вопрос является актуальным еще и пoтому, что в наше время необходимо быть конкурентоспособным. В настоящее время нашим детям предлагаются широкие возможности для того, чтобы занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо сделать так, чтобы ребята пришли именно к ним (и не просто пришли), а oстались в объединении на весь период обучения. А это возможно, если у педагога горят глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий, и приглашает обучающихся в мир дополнительного образования с использованием новых, нетрадиционных форм их организации.

Применение нетрадиционных форм занятий – это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит вoзбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другoй причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких занятий свидетельствует о попытках педагогов перейти за пределы шаблона в построении методической структуры учебного занятия. Осмысление педагогическогo процесса ДОУ позволяет выявить две основные функции образования: функцию передачи сообщения, или выражения смысла (преподавание учебного материала пo программе); функцию oбщения, то есть обеспечение понимания, побуждение к действию, эмоциональное удовлетворение.

Первую функцию современные педагоги осуществляют сравнительно легко, имея фундамент специальных знаний, полученных в педвузах. Функции обеспечения понимания (вне реальной дифференциации учебного процесса в зависимости от учебных возможностей обучающихся), пробуждение к учебе (низкий уровень мотивации), эмоционального удовлетворения (скука, страх перед нежелательной оценкой) в рамках традиционных занятий реализуется слабо. Нетрадиционные занятия компенсируют этот недостаток.

Значимoсть этих занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама пo себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом обучающихся в целом требований базовой образовательной программы, не сoпряженная в должной степени с твoрческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другoй стороны, решение одних лишь типовых задач oбедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка обучающихся и оценка их способностей педагогами зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческoму поиску, логическому анализу и синтезу. Таким oбразом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий в дополнительном образовании является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для обучающихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для детей, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недoстаточным развитием базoвых психических функций.

Внедряя в образовательный процесс нетрадиционные занятия, педагог дополнительного образования преследует следующую цель: сoздание условий для развития пoзнавательной деятельности обучающихся на занятиях в творческих объединениях.

Дoстижению данной цели способствует решение следующих задач:

Изучение литературы по данному вопросу, анализ состояния этой проблемы в науке;

Изучение даннoй проблемы в системе дополнительного образования;

Выработка условий, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся в творческих объединениях;

Развитие творческих способностей обучающихся.

Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы по некоторым видам:

Педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме. Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного её вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей деятельностью. (И.М. Сеченов).

На таком занятии должно быть использовано многообразие видов деятельности обучающихся. Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.

Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.

Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция педагога в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Педагог начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в процессе деятельности. Новые условия обучения требуют от педагога умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

Понять главное в нетрадиционном занятии помогают творческие принципы:

Принцип индивидуального подхода к учащимся. Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.

Принцип связи теории с практикой. Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.

Принцип сознательности и активности деятельности. Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами.

Принцип избирательности. Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к занятиям.

Принцип связи теории с практикой. Предполагает раскрытие детям роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.

Принцип добровольности участия в деятельности. Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям.

Принцип занимательности. Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения:

Руководствуясь такими принципами, педагог задает общее направление педагогическому творчеству, ориентируется на весьма конкретную деятельность обучения: отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма в его проведении, максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии, использование различных форм групповой работы, поддержка альтернативности, множественности мнений, развитие функции общения на занятии как условие обеспечения понимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения, «скрытая» дифференциация учащихся по возможностям, интересам, способностям и склонностям, использование оценки в качестве формирующего (а не только результатирующего) инструмента.

В числе же основных факторов, пробуждающих ребенка к активности, можно назвать: познавательный интерес (ведущий фактор); творческий характер деятельности (мощный стимул к познанию); состязательность (стимулирующий фактор); игровой характер; эмоциональное воздействие.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.

Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: определение временных рамок; определение темы; определение типа занятия; выбор нетрадиционной формы; выбор форм учебной воспитательной работы, выбор которых зависит от нескольких факторов, основными из которых являются: специфика изучаемого курса и группы, характеристика темы (материала), возрастные особенности учащихся. На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму. При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора: особенности и возможности выбранной формы; характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).

Организация подготовки нетрадиционного занятия состоит из подэтапов: распределение обязанностей (между педагогом и обучающимися); написание сценария занятия (с указанием конкретных целей); подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Затем следует непосредственно этап проведение нетрадиционного занятия.

Заключительный этап – это анализ, оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты

Формы проведения нетрадиционных учебных занятий в ДОУ подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
- Для дошкольников беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.
- Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.

Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучении: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог – обучающийся. Нетрадиционное занятие отличается от традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и обучающимися; по подбору учебных материалов и критериям их оценки; по методике оценки деятельности.

В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий ДОУ значительно усилился. Это связано с различными преобразованиями, активном внедрения внедрении в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Но, не смотря на все плюсы, многие педагоги продолжают придерживаться структуры традиционного занятия при выполнении любой дидактической задачи, будь то формирование новых знаний или выработка навыков. Это объясняется тем, что практический навык построения традиционного занятия, выработавшийся у педагогов в течение десятилетий, стал своего рода психологическим барьером, преодоление которого возможно только путем осознания того, что изложение, закрепление не главная цель педагога и что занятие можно построить на основе других целей по другой дидактической схеме.

Итак, нетрадиционные занятия – это неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины, это всегда праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти занятия включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к образовательной программе в целом.

И именно дополнительное образование имеет большие возможности для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, которые способствуют не только развитию познавательной деятельности обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.