Ребёнок в школе разные эпохи. Основные черты воспитания в разные эпохи

13:29 16.08.2013

Далеко не всегда дети занимали такое важное место в жизни родителей, как в наши дни. Даже наличие души у ребенка ставилось под сомнение. Американский историк и психолог, один из основателей психоистории Ллойд Демоз, проследил историю изменения отношения родителей к детям с древних времен до наших дней.

Пытаясь выделить периоды с разными стилями воспитания детей, следует признать, что психогенная эволюция с неодинаковой скоростью протекаете разных генеалогических линиях, что многие родители как будто «застряли» на более раннем этапе, что даже в наши дни есть люди, которые бьют, убивают и насилуют детей. Кроме того, существуют классовые и региональные различия, ставшие особенно важными в новое время, когда высшие классы перестали отсылать своих детей кормилицам и начали воспитывать их сами. Поэтому, составляя схему периодизации, которая приводится ниже, я ориентировался на наиболее развитых в психогенном отношении родителей в наиболее развитых странах, а датировку привожу по самым ранним упоминаниям в источниках того или иного стиля отношений с детьми.

Шесть последовательных этапов показывают постепенное сближение ребенка и родителя по мере того, как поколение за поколением родители медленно преодолевают свои тревоги и начинают развивать способность распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Кроме того, мне кажется, что схема дает еще и классификацию современных стилей воспитания детей.

1. Стиль детоубийства

(античность до IV века н. э.)

Над античным детством витает образ Медеи, поскольку миф в данном случае только отражает действительность. Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции, а возвратные реакции находили выражение в гомосексуальных половых актах с детьми.

2. Оставляющий стиль

abandoning (IV-XIII века н. э.)

Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежать проявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него - отправляли ли его к кормилице, в монастырь или в заведение для маленьких детей, в дом другого знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Символом этого стиля может быть Гризельда, которая охотно отказалась от своих детей, чтобы доказать любовь к мужу. Или, может быть, одна из популярных до тринадцатого века картин с изображением суровой Марии, которая крепко, почти до удушья сжимает в руках младенца Иисуса. Проекции по-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают, что видно из уменьшения числа гомосексуальных связей с детьми.

3. Амбивалентный стиль

(XIV-XVII века)

Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он по-прежнему был вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачей родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». У философов от Доминичи до Локка самой популярной метафорой было сравнение детей с мягким воском, гипсом, глиной, которым надо придать форму. Этот этап отмечен сильной двойственностью. Начало этапа можно приблизительно датировать четырнадцатым веком, когда появилось много руководств по воспитанию детей, распространился культ Марии и младенца Иисуса. а в искусстве стал популярным «образ заботливой матери».

4. Навязывающий стиль

(XVIII век)

Этот стиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций и фактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в гораздо меньшей степени был отдушиной для проекций, и родители не столько старались исследовать его изнутри с помощью клизмы, сколько сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже посредством этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, мастурбацию, даже саму его волю. Когда ребенок воспитывался такими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию и постоянным клизмам; его рано приучали ходить в туалет; не заставляли, а уговаривали; били иногда, но не систематически; наказывали за мастурбацию; повиноваться заставляли часто с помощью слов. Угрозы пускались в ход гораздо реже, так что стала вполне возможной истинная эмпатия.

Некоторым педиатрам удавалось добиться общего улучшения заботы родителей о детях и, как следствие, снижения детской смертности, что положило основу демографическим изменениям XVIII века.

5. Социализирующий стиль

(XIX век - середина XX)

Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении его волей, сколько в тренировке ее, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель, этот стиль отношений стал основой всех психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма. Особенно это относится к модели социологического функционализма. В девятнадцатом веке отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

6. Помогающий стиль

(с середины XX века)

Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвую" оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать «черты». Детей не бьют и не ругают, им прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены.

Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль, и пока еще немногие родители со всей последовательностью испробовали его на своих детях.

Из книг, в которых описываются дети, воспитанные в помогающем стиле, видно, что в итоге вырастают добрые, искренние люди, не подверженные депрессиям, с сильной волей, которые никогда не делают «как все» и не склоняются перед авторитетом.

Ллойд Демоз ,

Историк, психолог, один из основателей психоистории

Если говорить о древних временах, то они отличались большой детской смертностью – так как большинство малышей умирали от болезней, которые люди еще не научились лечить. Например, первобытные племена постоянно испытывали голод и не всегда могли накормить детей.

Во время голода и засухи они были вынуждены избавляться от детей. А Древняя Спарта отличилась довольно жестоким обращением с детьми – спартанцы избавлялись от физически слабых младенцев. Они объясняли это тем, что в будущем эти дети не смогу защитить своих родителей и свою страну.

Отношение к детству в разные периоды истории

В средневековье довольно часто встречался родительский деспотизм. Парадоксально то, что в Средние века детство не выделяли, как особую стадию развития личности.

С самого раннего возраста ребенка одевали в ту же одежду, что и взрослого и даже на картинах можно встретить изображение детей в пышных и нарядных одеждах. Только в 16 веке появилась одежде для детей.

А в России 16 века было принято абсолютное повиновение детей родителям, об этом можно узнать из «Домостроя», свода житейских наставлений.

На сегодняшний день можно говорить о значительном улучшении условий для детей. Заметно снизилась смертность, а у многих сирот есть возможность попасть в полноценную семью.

Но наряду с этим все чаще и чаще встречаются неполные семьи, а родители настолько заняты работой, что довольно редко видят своих детей. Практически все дети посещают школы, и проводят там большое количество времени. Так у детей есть возможность активно общаться со своими сверстниками и познавать мир. У современных детей есть собственные комнаты, компьютер и деньги на расходы.

Со временем изменилась и система воспитания детей. Но необходимо учитывать, что в каждой стране есть свои обычаи воспитания. Например, в средневековой Англии было принято отдавать детей кормилице. Она воспитывала их до полутора года, до десяти лет они находились в родительском доме, а затем их могли отдать на воспитание в другие семьи или в монастырь, закрытую школу и университет.

В 17 веке царили довольно суровые нравы относительно воспитания детей – невозможно было представить себе этот процесс без телесных наказаний. Со временем к воспитанию стали относиться более лояльно, а в современном мире совершенно иные взгляды на воспитание детей.

Детство и государство

В Российской Федерации детство, как и материнство, находится под защитой государство. Это установлено в Конституции, положения которой указывают на определенные права ребенка и матери. Также права ребенка защищены в Семейном кодексе Российской Федерации.

Прежде всего, это касается благоприятных условий труда для матерей. Это необходимо для того, чтобы женщина могла сочетать работу и материнство.

ДЕТИ

О детях в Средние века и об отношении к ним существует множество мифов. Основные точки зрения можно свести к трем:

1. В Средневековье к детям были склонны относиться как к низшим, животным существам или как к несовершенным «маленьким взрослым», которых надлежало поскорее ввести в рамки и «окультурить» (отсюда жестокие наказания и суровая дисциплина, ранние браки, детская одежда, представляющая собой уменьшенную копию взрослой, короткий период детства и т.д.)

2. В Средневековье к детям относились особенно бережно и с любовью, памятуя об их хрупкости и слабости (несомненную роль сыграли высокая детская смертность и культ Младенца Христа).

3. В Средневековье к детям относились равнодушно, памятуя об их хрупкости и слабости J Чрезвычайно высокая детская смертность, буквально, не позволяла родителям слишком привязываться к своим отпрыскам; смерть младенца считалась вполне закономерным событием и не вызывала бурных эмоций.

Как мы видим, мнения историков порой прямо противоположны

Так или иначе, в глазах закона дети совершенно точно не считались низшими существами - за преступления в отношении детей закон карал так же, как и за преступления, совершенные в отношении взрослых (за преднамеренное убийство ребенка - как за преднамеренное убийство взрослого, и т.д.). И ответственными перед законом дети становились задолго до достижения совершеннолетия и обретения полной юридической дееспособности (мальчики в 14 лет, девочки в 12; совершеннолетними оба пола становились в 21 год

«Дети живут без мысли и без забот. Их легко рассердить и легко порадовать, и они легко прощают...

Дети часто имеют дурные привычки и думают только о настоящем, пренебрегая будущим. Они любят игры и пустые занятия, не обращая внимания на то, что выгодно и полезно. Они считают важными дела, которые не имеют значения, и неважными важные дела. Они больше плачут и рыдают от потери яблока, нежели от потери наследства. Они забывают о милостях, оказанных им.

Они любят разговаривать с другими детьми и избегают общества стариков. Они не держат секретов, но повторяют все, что видят и слышат. Они то плачут, то хохочут, постоянно вопят, болтают и смеются.Вымытые, они снова пачкаются. Когда их матери моют их и расчесывают им волосы, они брыкаются, колотят руками и ногами и сопротивляются изо всей силы. Они думают только о своих животах, всегда желая есть и пить. Едва встав с постели, они уже жаждут пищи ».

Такими словами выразил средневековое восприятие детей францисканский монах 13 в., известный как Бартоломей Английский, в своей энциклопедии «О свойствах вещей».

Теория о средневековом восприятии детей как маленьких взрослых частично основывалась на том факте, что в средневековом искусстве дети одеты так же, как взрослые. Но это не совсем верно. На рукописных миниатюрах детская одежда, как правило, проще и короче взрослой. Миниатюры изображают детей за игрой в мяч, в куклы, в солдатики — то есть, за развлечениями, которым дети предавались во все времена

(а здесь явно и отец не прочь повалять дурака:)

Хронист Ламберт Ардрский рассказывает о том, что молодая графиня Гвинесс, вышедшая замуж в 14 лет, в первый год брака еще играла в куклы (а потом, видимо, появился ребенок :))). Хронист Гиральд Камбрийский вспоминает, что его братья строили замки из песка (в то время как Гиральд, будущий монах, строил монастыри и церкви).

Что средневековые взрослые смотрели на детей как на взрослых - распространенный миф. Нет ни одной миниатюры, на которой, предположим, дети пашут поле - зато есть множество рисунков, на которых дети заняты играми. Иными словами, старшие сознавали, что дети отличаются от взрослых и что у них иные потребности. Существовал отдельный суд, в котором разбирались дела осиротевших детей и охранялись их права на наследство до достижения ими совершеннолетия. Если дети ничем не отличались от взрослых, почему было не предоставить им самим защищать себя в суде?...

Средневековые педагоги почти сплошь соглашались, что младенческий возраст продолжается до семи лет. В этом возрасте ребенок не способен позаботиться о себе, он нуждается в постоянном родительском примотре. Впрочем, начиная с семи лет большинство детей уже способны выполнять определенные обязанности. Детство продолжалось от семи лет до, как минимум, полового созревания - 12-13 лет (разные авторы расходились во мнениях, когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь). Предполагалась даже некая «третья фаза», когда подросток становится физически зрелым и даже юридически ответственным, но еще не достигает состояния полной умственной зрелости (эта фаза длилась до совершеннолетия и даже дольше).

Обращаться с ребенком как со взрослым значит, в том числе, требовать от ребенка зарабатывать на жизнь и поддерживать семью финансово. В отличие от англичан викторианской эпохи, которые активно использовали детский труд (причем дети 6-7 лет наравне со взрослыми трудились на фабриках и в шахтах), детей в Средние века, как правило, до двенадцати лет не посылали на работу, за которую полагалась бы настоящая плата. У них, несомненно, были свои обязанности - помощь по хозяйству, в лавке, в мастерской, в «приемной» семье - но они не зарабатывали денег и не вносили свою лепту в семейный бюджет; их работа, по сути, считалась не работой, а обучением. Взрослых ролей не возлагали на детей чересчур рано. Обычно лишь после 7-8 лет им поручали различную работу, чаще всего домашнюю: мальчики следили за овцами или гусями, пасли или поили быков и лошадей, подбирали колоски после жатвы; девочки собирали дикие фрукты, приносили воду, помогали готовить.

По крайней мере, современники сознавали, как опасно давать слишком маленьким детям не соответствующие их возрасту обязанности (присматривать за огнем, носить воду, заботиться о младших). Родители старались не оставлять детей без присмотра, даже в деревнях, где старшие были заняты работой почти целый день. Местные судьи обычно с порицанием перечисляют трагические случаи: «Маленький ребенок, оставшись без присмотра, вышел из родительского дома и упал в пруд; двухлетняя девочка, будучи оставлена без надзора, погибла. Мод, дочь Уильяма Бигга, оставили под присмотром слепой старухи, в то время как мать пошла в гости к соседям. Вернувшись , она обнаружила , что ребенок свалился в канаву и утонул . Семимесячного младенца оставили на попечении трехлетнего мальчика . Новорожденную девочку в колыбельке оставили под присмотром трехлетней Агнесс; та заигралась во дворе, а вернувшись, обнаружила, что младенец задохнулся». «Маленькие девочки нередко гибнут, падая в реку, в колодец или в котел, стоящий на огне, - предостерегающе пишет современник. - А из пятилетнего мальчика плохой опекун для грудного ребенка».

Средневековые медицинские энциклопедии говорят о детях отдельно от взрослых, поскольку дети нуждаются в особом уходе. Специальные трактаты - например, сочинение знаменитой Тротулы, преподававшей в 12 в. в медицинской школе Салерно - предписывали особо тщательный уход за новорожденными: в них содержались инструкции, как перевязывать пуповину, купать младенца, устранять слизь из легких и горла. А горе матери, потерявшей ребенка, порой бывало настолько велико, что требовалось вмешательство окружающих: «Одна дама в Лондоне, у которой умерла новорожденная дочь, прожившая всего два дня, так рыдала и вопила, как будто у нее разрывалось сердце. Она уверяла, что хочет сойти вслед за дочерью в могилу, и отказывалась от еды, так что ее пришлось кормить насильно».

Средневековое право также выделяет детей в особую категорию, наделенную личными и имущественными правами, которые в период малолетства требуют опеки. Само понятие малолетства подразумевало уязвимость и потребность в специальной защите.
(обратите внимание, заботливая мать отводит детей прочь от грешников, пляшущих вокруг идола)

Разумеется, шлепнуть малыша, который протянул руку к кипящему котелку, порой кажется гораздо более действенным и эффективным средством, нежели разъяснения или брань. В принципе, говоря о жестоких наказаниях детей, следует помнить, что не менее суровым наказаниям подвергались и взрослые. Впрочем, далеко не все воспитатели и наставники считали телесные наказания единственным возможным способом; так, педагог и ученый VIII в., монах Алкуин, в принципе возражал против них, утверждая, что телесные наказания не приносят никакой пользы и лишь отупляют ребенка, и предлагая взамен воздействовать на ученика убеждением и внушением. Порой воспитательные меры, действительно, могли зайти настолько далеко, что требовалось юридическое вмешательство: так, подмастерья не раз жаловались на жестоких хозяев, которые избивали их по пустякам и даже по-настоящему истязали (одному проткнули руку «каким-то железным предметом», другому сломали палец и т.д.). А некая жительница Лондона, к которой в мастерскую зашел поиграть маленький сын соседки и взял из корзины кусок шерсти, так ударила его кулаком по голове, что мальчик умер спустя два дня (заметим, что суд оправдал женщину, признав убийство непреднамеренным и случившимся в результате вполне законного желания «дисциплинировать» расшалившегося ребенка). Впрочем, за тем, чтобы «педагогическое воздействие» не сделалось чрезмерным, наблюдали не только власти, но и самые обычные люди. Так, соседи вмешались, увидев, что на лондонской улице какой-то лавочник бьет мальчишку-водоноса. Последовала потасовка, и мучителя вынудили оставить ребенка в покое. Соседи не знали мальчика, но, тем не менее, вступились за него. Более того, они отвели лавочника в суд и настояли, чтобы тот был оштрафован за причиненный ущерб.


Средневековые родители любили своих детей, в общем, так же, как среднестатистические современные родители. Общество требовало иного воспитания, нежели в наши дни, но это не значит, что родительской любви не существовало. На каждого жестокого родителя, несомненно, можно найти пример родителя нежного и любящего. Миф о том, что средневековые родители не любили своих детей, в том числе, подкрепляется ссылками на то, что мальчиков (реже девочек) из знатных семей весьма в нежном возрасте отдавали на воспитание в чужие семьи (как правило, все же это была не вполне чужая семья, а родственники по крови или по браку). Отправка юных дворян в чужие семьи на обучение и воспитание служила многим целям: так, мальчики приобретали социальные навыки, учились подобающим манерам, ведению дел, усваивали «рыцарские добродетели». Во-вторых, «приемная» семья могла иметь более высокий статус, нежели родная, - в таком случае, мальчик имел шанс изрядно продвинуться в жизни. «Приемная» семья становилась фактически второй родной; создавались необходимые связи, расширялся круг полезных знакомств. В-третьих, образованные люди и представители церкви поощряли родителей отдавать детей на воспитание, памятуя о том, что в кругу чужих дети ведут себя иначе, нежели среди родных; родители, из любви к детям, зачастую не в состоянии воспитать своих отпрысков в должной строгости. Если ребенок в раннем возрасте не научится смирению и послушанию, он, скорее всего, не станет порядочным взрослым и в конце концов попадет в ад за свои грехи. Для девочек воспитание в «приемной» семье было полезно в том смысле, что воспитатели зачастую помогали подыскивать ей мужа и даже снабжали приданым. «Приемная» семья нередко осуществляла опеку, если подопечный терял отца или обоих родителей, не успев достигнуть совершеннолетия.

Дети оставались близки к своим родителям, братьям и сестрам, даже если проводили много времени порознь. Сохранилось немало задушевных писем, адресованных родным и близким. Когда юный Вильям Маршалл, будущий граф Пембрук, отбывал в Нормандию, чтобы стать оруженосцем, он, как сообщает его биограф, горько плакал, расставаясь с матерью, братьями и сестрами.

Взрослым случалось и отдавать жизнь ради детей. Одной августовской ночью в 1298 г. в Оксфорде от свечи загорелась солома на полу. Муж и жена выскочили из дома, но, вспомнив о своем младенце-сыне, жена бросилась обратно, чтобы найти его. Вбежав, «она глотнула горячего воздуха и задохнулась». В другом случае был убит отец, защищавший дочь от разбойников. «Однажды Джон Гарв, грузчик, шел по улице, когда какой-то юноша проскакал мимо на коне полным галопом и сбил с ног ребенка. Джон ухватил коня за уздечку и сказал беспечному всаднику, что надлежит быть осторожнее. Тот в ответ выхватил меч и убил благонамеренного лондонца на месте».

Жены крестьян и ремесленников сами выкармливали своих детей, если этому не мешали какие-то обстоятельства (например, болезнь). Состоятельные же женщины в 13 в. прибегали к услугам кормилиц настолько широко, что приходские священники в своих проповедях пытались противодействовать этой практике, утверждая, что она противоречит как Писаниям, так и науке. Скульптуры в церквах и миниатюры в рукописях изображают Деву Марию, которая кормит Иисуса, но проповеди и притчи слабо действовали на знать, которая продолжала приводить в дом кормилиц, которые не только вскармливали младенцев, но и ухаживали за подрастающими детьми. В семьях с достатком каждый ребенок мог иметь собственную няньку. Выбирая кормилицу, ответственные родители искали чистую, здоровую молодую женщину с хорошим характером и следили, чтобы она придерживалась правильного режима и диеты - побольше отдыхала, хорошо спала, воздерживалась от «соленой, острой, кислой и вяжущей» пищи, особенно чеснока, и избегала волнений.


Средневековые дети не переживали продолжительного периода формализованного взросления, который разработали современные системы образования. К детям относились как к «фактическим взрослым» с момента наступления половой зрелости, о чем свидетельствует ранний возраст, в котором мальчики и девочки считались способными вступать в брак.

Впрочем, браки детей заключались исключительно в аристократической среде, крестьяне и ремесленники этого не делали. Относительно ранний (на наш взгляд) возраст вступления в брак отнюдь не казался таковым в XIII веке - по вполне разумным причинам. Средняя продолжительность жизнь крестьян составляла 45-50 лет, у людей состоятельных - лет на десять больше. Женщины обычно переставали рожать в возрасте ок. 35 лет; весьма незначительное количество женщин рожали в сорок и старше. Иными словами, женщина была просто вынуждена взрослеть быстрее и раньше обзаводиться потомством… Девочка знала все, что ей надлежало знать об обязанностях жены и матери, уже в раннем подростковом возрасте. Для юных жен из знатных семей, помимо прислуги, как правило, в доме держали какую-нибудь почтенную матрону, с которой можно было посоветоваться - по поводу беременности, ведения хозяйства, выкармливания детей и т.д. Современники прекрасно понимали, что обязанности жены и матери - тяжкий труд; готовя девочек с ранних лет к роли будущей хозяйки дома, по вступлении в брачный возраст их, разумеется, не бросали на произвол судьбы, как кутят в омут, а, напротив, окружали помощью, советами и наставлениями.

Что было свойственно воспитанию детей на протяжении истории?

Это естественно и закономерно, что принципы воспитания зависят от эпохи и исторического периода, в который оно осуществляется. Но все же есть одно правило или закон, который сохраняется во все времена – это уважение и помощь старшим. Даже в первобытно общинном строе каждый ребенок активно участвовал в процессе коллективного (на тот момент разумеющегося) труда. Девочки учились женским премудростям, а мальчики получали и укрепляли навыки мужских обязанностей. На начальном этапе развития человечества групповой и общественный труд являлся основополагающим, так как такого понятия, как «частная жизнь», на тот момент не существовало. Это было связано с ярко выраженными инстинктами самосохранения и стадности первобытных людей, недавно перешедших из состояния дикого животноподобного существа в стартовое человеческое состояние. Так же как и труд, процесс воспитания ребенка тоже было коллективным.

Первобытнообщинный строй

В период, когда первобытные люди объединялись в группы без учета родовой принадлежности, структура воспитания была самой незамысловатой. Только с приходом этапа родовой общности воспитание стало усложняться, так как постепенно начало вводиться трудовое формирование личности. Трудовое воспитание заключалось в ознакомлении детей с названиями животных, растений, в обучении их принципам земледелия, скотоводства и собирательства. Также старейшины знакомили молодое поколение с традициями, нравами, историей рода, подвигами предков, с родовыми врагами и практически всегда прививали детям чувство мести и ненависти по отношению к ним, объясняя это священным долгом. Много внимания в то время уделялось священному культу, в который входили обряды (танцы, песни, игры и жертвоприношения). Не проходило воспитание и мимо культурного развития детей. В обязательном порядке их обучали индивидуальным, присущим только этой местности, песням, прикладным умениям и, конечно, сказаниям.

Когда век первобытнообщинного строя подходил к концу, в процесс воспитания стало внедряться военное дело. Когда приходило время все мальчики и девочки проходили обряд родового посвящения, включавший в себя применение публичных испытаний на силу и выносливость.

С преобразованием общественного строя воспитательный процесс также становился все более структурированным и сложным. Появилось классовое разделение, а кроме этого общество стало делиться на социальные группы, то есть на богатых и бедных.

Процесс воспитания ребенка в Античности. Рабовладельческий строй

Античность является эпохой наивысшего развития рабовладельческого строя. Особенно ярко это было видно на примере таких государств как Рим и Греция. Теперь богатые обучали своих детей, как надо управлять и руководить низшими слоями общества. Рабы же наоборот ограждались от знаний. Их уделом было беспрекословное подчинение высшим сословиям и непосильный каждодневный труд на них.

Но далеко не все рабы были согласны с таким существованием. Стараясь изменить свою жизнь, они воспитывали детей в стремлении к свободе, прививая ненависть к своим угнетателям.

Индивидуальные особенности воспитания затрагивали не только отдельные государства, но даже разные города в пределах этого государства. Например, в Спарте (Греция), только что родившихся детей осматривали старейшины. Сильных детей они оставляли, а слабых убивали. В период до семи лет спартанских детей воспитывала семья.
Там их учили быть неприхотливыми к пище и быту, не бояться темноты и с легкостью переносить лишения. С семи до восемнадцати лет мальчики обучались в государственных образовательных заведениях казарменного типа, где они в любую пору года спали на тростниковой подстилке на полу, ходили босыми и легко одетыми, а также питались, мягко говоря, без излишков. В 14 лет молодых людей начинали учить жесткому физическому влиянию на рабов, то есть их избиению.

Девочкам тоже отводилась важная роль. Их также воспитывали нравственно и физически и готовили к воспроизводству сильного и здорового потомства. Кроме этого на них возлагалась ответственность за охрану города в военный период, когда мужчины уходили на поле боя, или отправлялись следить за рабами.

Афины, по сравнению со Спартой, являлись демократической рабовладельческой республикой. Это был центр торговли. Здесь рабы принадлежали конкретным рабовладельцам, а не государству в целом. В Афинах населению даже было предоставлено хоть и ограниченное, но право по управлению государством. Также афиняне имели возможность самостоятельно, в семье, воспитывать детей. Воспитание в этом городе было разностороннее. Детям прививали нравственное, эстетическое, физическое и умственное образовали. Но оно, все же имело классовое ограничение, так как только дети рабовладельцев могли его получать. Но заметьте, что в списке всех сфер воспитания и образования отсутствовал труд, так как он был уделом только класса рабов.

Так же как и в Спарте, все афинские дети до семи лет воспитывались в домашних условиях. Но в богатых семьях ими занимались кормилицы и няни, то есть рабы. Уже в то время дети рабовладельцев активно играли с волчками, мячами, куклами и лошадками, и конечно в детских ежедневно звучали рассказы и басни Эзопа. После семи лет мальчиков отдавали в платные школы, где процесс воспитания ребенка заключался в глубоком умственном и эстетическом развитии. А девочки вели затворнический образ жизни. Они проживали на закрытой женской половине, где их обучали чтению, письму, игре на музыкальных инструментах и правилам ведения хозяйства. Дети же рабов не имели права посещать школу.

Термин «школа» имеет греческое происхождение и переводится как «покой» и «досуг». Термин «педагог» так же греческого происхождения и дословно переводится – «детоводитель».

Раннее средневековье

В раннем средневековье главенствующее место заняла католическая церковь, которая, соответственно, и стала устанавливать правила воспитания детей. В первую очередь она напрочь убрала все привитые античностью принципы гармоничного воспитания. Нечто похожее происходило и в христианстве, которое пропагандировало рождение ребенка как первородный грех, искупить который можно только воспитывая детей и живя в «страхе Божьем». В этот период широко были распространены так называемые «богоугодные» заведения, в которых проживали дети, рожденные вне брака и дети сироты. Это были закрытые и благотворительные учреждения.

Эпоха Возрождения

Это эпоха возрождения принципов античного воспитания. Снова на Олимп стало восходить гармоничное развитие детей. Теперь центром мироздания становится сам HomoSapiens. С этого момента развитие человечества пошло по пути гуманизма. Появившиеся гуманисты-педагоги старались взращивать разносторонне развитых и свободомыслящих людей. Они не принимали ни в какой форме метод «кнута» и пропагандировали уважительное и бережное отношение к ребенку, делая акцент на том, что он личность.

Хотя в гуманистическом учении были и свои недостатки. Одним из главных недостатков было классовое деление, не дающее детям бедняков обучаться на уровне с детьми из богатых семей.

Чем дальше шла история, тем большее количество детей могло получать образование. Вопросы воспитания всегда рассматривались и напрямую зависели от эпохи, сословия и особенностей личности родителей. К счастью наша современность предоставляет нам значительно больше возможностей, которыми, при желании может воспользоваться каждый. Но всегда люди, не похожие на общую массу, были гонимы.

С течением времени и отношение к людям, а тем более к детям, с особенностями развития менялось. Постепенно их старались социализировать, но как оказалось – это довольно не простая задача и далеко не все граждане в нашем обществе готовы и способны принять таких людей. Получается так, что зачастую необходимо воспитывать не людей с физическими и психическими особенностями развития, а тех, кто их окружает.

Все мы знаем, сколько сил требуется для процесса воспитания ребенка , а для их требуется в несколько раз больше. Но самое главное, чтобы процесс воспитания был наполнен любовью и пониманием. Именно тогда он принесет свои плоды.

Любите и цените своих детей, не смотря ни на что!