Теоретические и практические основы экономического воспитания. Понятие трудового воспитания, его история и способы организации

1

В статье рассматривается проблема экономического воспитания младших школьников, влияние экономического нравственного и трудового воспитания на развитие личности в целом. Исследуются методы социально-экономического образования и воспитания детей и учащейся молодежи. Делаются выводы о том, что экономическое воспитание, с одной стороны, – это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Приводится перечень необходимых признаков экономически воспитанного человека, который образует смысловую конструкцию экономического воспитания и может служить основной для трансформации подходов, формулировки задач, выбора эффективных педагогических технологий и разработки моделей экономического воспитания младших школьников в школе.

экономическое образование

трудовое образование

личность

1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогика, 1982. – С. 23.

2. Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников. – М., 2000.

3. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. – М.: Профессиональное образование, 1996. – 64 с.

4. Семенихин В.А. Экономическое образование и воспитание в школе. – М., 1991. – С. 86–89.

5. Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников. – М., 1990.

Существенные социально-экономические преобразования в нашей стране в конце прошлого века изменили и доминирующие ценности общества. Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К.Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку подрастающего поколения к включению в хозяйственную жизнь общества. В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. С.Т. Шацкий считал, что при обучении детей необходимо касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми.

В педагогических трудах А.С. Макаренко большое внимание уделено воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны понимать суть производственного процесса и его экономическую целесообразность, способы эффективного труда.

Наиболее продуктивными в плане психологических и педагогических исследований проблем экономического воспитания были 60-80-е годы XX столетия. Во второй половине 80-х годов, когда в экономику СССР стали внедряться новые методы хозяйствования, в несколько иной плоскости начали рассматриваться вопросы трудового воспитания.

В работах Ф.П. Евсеенко, И.И. Зарецкой И.Л. Калиниченко особое внимание уделялось процессу трудовой подготовки и формированию таких личностных качеств, как честность, ответственность.

Исследуя методы экономического образования и воспитания школьников, И.А. Сасова писала: «Социально-экономическое образование и воспитание детей и учащейся молодежи в широком смысле предполагает включение выпускников в социально-экономические отношения, свойственные современному производству, воспитание у них потребности руководствоваться в своей деятельности не только личными, но и общественными интересами, повышать эффективность производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Это также воспитание образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, хозяйского отношения ко всем видам собственности». Ведущие отечественные исследователи А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов характеризуют экономическое воспитание; как систему мер, направленных на развитие мышления современного человека в масштабах своей Семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает формирование не только таких деловых качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности.

Н.Н. Поддъяков определяет понятие «экономическая культура» как формирование экономических качеств и свойств личности. К ним он относит экономические способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки и планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, экономическое сознание, экономическую нравственность, нормы, стандарты и привычки экономического поведения, экономические чувства.

Вопросам экономического образования и воспитания школьников посвящены работы многих исследователей. К настоящему времени различными авторами подготовлены программы, учебные пособия, методические рекомендации для начальной школы; по экономическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста (М.Л. Алферова, Г.Х. Гебеков, Е.Н. Землянская, И.А. Сасова, JI.C. Чернер и др.). Анализ работ вышеуказанных исследователей позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка школьников должна осуществляться с первых дней обучения в школе, а изучение экономики в начальной школе возможно как в учебном процессе, во внеурочной деятельности, так и в условиях дополнительного образования.

Понятие «экономическое образование» иногда отождествляют с понятием «экономическое воспитание». Л.Н. Пономарёв, В.Д. Попов подчёркивают, что такое отождествление неправомерно, так как не учитывает некоторое отличие, которое заключается в том, что экономическое образование формирует экономическую научную идеологию (систематизированные экономические знания, компетентность, позицию, деловые качества), а экономическое воспитание - психологию (мотивы поведения, установки, ценностные ориентации, личностные качества). Нельзя отрицать, что экономическое образование и экономическое воспитание тесно взаимосвязаны. Экономическое образование тоже выполняет функцию воспитательную, а экономическое воспитание - функцию познания экономических процессов. Однако цель и задачи экономического воспитания обширнее и многограннее. По мнению Н.И. Белкиной экономическое воспитание является важным фактором экономического образования человека. Такой позиции придерживаются многие исследователи Ю.К. Васильев, Г.Д. Глебова, Ф.П. Евсеенко, О.Н. Есина, Т.М. Кондратенко, В.Е. Ковалева, М.А. Лобанова, Е.Н. Неустроева, Н.П. Сабельфельд работы, которых посвящены проблемам экономического воспитания и экономического образования школьников.

На основе анализа работ вышеуказанных авторов можно сделать вывод о том, что экономическое воспитание, с одной стороны, - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Итак, экономическое воспитание способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения, а также формирования убеждений, мотивов в деятельности ценностных ориентиров личности.

Как отмечает Е.Н. Землянская, в процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и поведении. С одной стороны, главной движущей силой превращения экономических знаний в убеждения и поступки выступают экономические потребности и интересы личности, на формирование которых влияет уровень экономической культуры общества.

С другой стороны, согласно О.Н. Есиной, экономическое воспитание призвано стимулировать спрос на знания, развивать умение использовать экономические знания в процессе трудовой потребительской деятельности.

Формирование у школьников экономических качеств личности рассматривались в работах М.Л. Алферовой, Е.В. Савиной, Т.Е. Сергеевой, В.А. Семенихина. В процессе изучения публикаций указанных авторов отмечаем, что если ранее первостепенное значение придавалось формированию таких качеств, как бережливость, трудолюбие, то теперь ряд экономических качеств личности,формируемых в школьном возрасте расширился и в него вошли следующие качества: организованность» ответственность, последовательность, целеустремлённость, планомерность, исполнительность, самокритичность, активность. При этом отмечается наличие способности, которая обеспечивает накопление знаний, выработку умений и образование побудительных мотивов, стремления достигать в повседневной практической деятельности наибольших результатов при наименьших затратах.

Исследуя принципы и основные направления экономического образования в российской школе, В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская акцентировали внимание на качественной стороне подготовки школьников к жизни в обществе путём внесения соответствующих корректив в систему подготовки к производительному труду и экономического воспитания. В работах этих учёных прослеживается обоснование необходимости формирования элементарных хозяйственно-экономических представлений у выпускников общеобразовательных школ. Заметим, что в перечисленных работах указывается на необходимость формирования у учащихся таких качеств, как бережливость, экономность, расчётливость, деловитость. А.Ф. Аменд, объясняя этот факт, пишет: «Экономность, бережливость, расчётливость, деловитость являются экономическими, потому что они непосредственно включены в экономическую деятельность и служат её объективно необходимым элементом, формой реализации требований экономических законов и отношений общества. Вместе с тем они служат моральными, нравственными качествами».

Е.В. Савиной разработана модель формирования базисных элементов экономической культуры младших школьников, направленных в конечном результате на формирование у младших школьников готовности и способности разумного отбора, восприятия, внутренней переработки и дальнейшего использования вновь получаемых экономических знаний, умений анализировать, обоснованно принимать решения, формирование разумных потребностей, рациональной организации своего труда, а также на воспитание мотивов экономической деятельности, формирование ценностных экономических интересов. Считаем, что это усиливает нравственную сторону экономического воспитания.

В.К. Розов, И.Ф. Прокопенко, Л.И. Паномарев, О.В. Плахотник рассмотрели вопросы теории и методики экономического воспитания школьников, уделяя особое внимание формированию у учащихся младших классов таких качеств, как бережливость, экономность. Экономическому воспитанию младших школьников они отводят роль начального звена в формировании экономических представлений, знаний, акцентируя внимание тоже на нравственную сторону экономического воспитания младших школьников.

Рассмотрим наиболее важные для нашего исследования наработки в области развития экономического и предпринимательского мышления у подрастающего поколения.

Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе может выступать методологической основой для создания принципиально новой модели социально-экономического образования в общеобразовательной школе, способствующей изменению содержания экономического всеобуча, ведущей идеей которого становится подготовка учащихся к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

В концепции указана цель социально-экономического образования и воспитания, которая конкретизируется в следующих задачах:

  • воспитание свободного человека - собственника, хозяина, главного субъекта экономических отношений, умеющего рассчитывать и прогнозировать свою деятельность, оценивать своё положение в обществе с точки зрения экономической целесообразности и результативности;
  • формирование поколения, положительно настроенного к коренным преобразованиям, экономически способного воспринять «рыночную» модель поведения;
  • вооружение базовыми социально-экономическими знаниями и умениями, способствующими профессиональному самоопределению школьников и продолжению их экономического образования, позволяющими выпускникам учебных заведений вступить в рыночную систему отношений с учётом российской национальной специфики;
  • воспитание культуры деловых отношений;
  • развитие потребности в самопознании, саморазвитии и адекватной самооценке своей готовности к различным видам экономической деятельности.

Учитывая концептуально новые целевые установки, сущность экономического воспитания корректируется и, на наш взгляд, состоит в выработке в воспитуемом социально значимых качеств. В связи с этим складывается новое представление о современном экономически воспитанном человеке, по определению который:

  • владеет основами экономической теории для того, чтобы освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;
  • имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современного дня, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;
  • выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами;
  • осваивает основные модели экономического поведения и экономические роли;
  • обладает современным экономическим мышлением;
  • совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;
  • владеет экономическим языком, что позволяет ясно излагать свои мысли;
  • обладает навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;
  • владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;
  • уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд, гордится своими экономическими достижениями.

Приведенный перечень необходимых признаков экономически воспитанного человека образует смысловую конструкцию экономического воспитания и может служить основной для трансформации подходов, формулировки задач, выбора эффективных педагогических технологий и разработки моделей экономического воспитания младших школьников в школе.

Долгое время суть экономического воспитания многими педагогами сводилась лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости, Это, безусловно, важно и необходимо осуществлять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания, которое подменяется просвещением по поводу, например, рационального отношения к своему и чужому времени, деньгам и так далее, то есть сводится к нравоучениям, словесному воздействию, что в современных условиях малоэффективно.

На наш взгляд, экономическое воспитание может в свою очередь выступать средством, с помощью которого подрастающему человеку экономический мир делают понятным. В этом случае экономическое воспитание, обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.

Таким образом, экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой стороны, выступает как компонент, часть общего воспитания и развития личности. Напомним, ведь воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что экономическое воспитание - необходимая часть общего процесса развития и воспитания младшего школьника. При этом заметим, что это и особый тип воспитания, обусловленный процессами адаптации и социализации подрастающего человека в условиях изменения физических и духовных основ жизни, пересмотра норм, ценностей, правил «экономического общежития», а также естественных стремлениях к самостоятельности, предприимчивости, самореализации.

Рецензенты:

Цахаева А.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО ДГПУ, г. Махачкала;

Алисултанов А.С., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО ДГПУ, г. Махачкала.

Работа поступила в редакцию 27.01.2014.

Библиографическая ссылка

Юсупова С.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 1. – С. 143-146;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33521 (дата обращения: 22.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Благодаря экономическому воспитанию, ребенку будет намного легче войти во взрослую жизнь. И школа, и семья должны воспитывать в ребенке экономическую культуру, только так он сможет понять экономику и ее особенности.

Экономическое воспитание – это педагогическая работа, которая направлена на формирование у учащихся экономического сознания.

Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, а также о действующем экономическом механизме.

Очень важно чтобы экономическое воспитание было всеобщим, чтобы оно охватывало все социальные группы и категории населения, при этом главный акцент необходимо делать на формировании у детей научного подхода к оцениванию социальных проблем, самостоятельного мышления, развития сознания с экономическим уклоном. Все это должно в первую очередь соответствовать с экономическими законами теперешней перестройки жизни общества.

Экономическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте, так как личность человека начинает формироваться уже с 6-7 лет. Организованность, рачительность, бережливость и многие другие важные качества человека необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Следовательно, экономическое воспитание младших школьников должно быть систематическим и целенаправленным, чтобы в дальнейшем они могли понимать важность данного обучения.

Главная цель экономического воспитания – раскрытие окружающего предметного мира материальных ценностей, и обучение соответствующей форме поведения, которая поможет сохранить или приобрести эти предметные ценности.

Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов, и всех слоев населения. Чтобы школьник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше.

Результат экономического воспитания будет проявляться в правильном отношении ребенка к труду; в его поведении при решении вопросов расходования каких-либо ресурсов: одежды, обуви, денег, воды, электроэнергии, пищи, времени, здоровья и пр.

Школьники благодаря правильному экономическому воспитанию осознают, что зависимость благосостояния человека напрямую зависит от качества труда. Кроме того, школьники учатся распределять работу по времени, правильно измерять время и тратить его, учатся организовывать рабочее место. Дети овладевают различными приемами, которые, в итоге, во много раз повышают качество труда. Основы экономики это часть культуры, без которой в современном мире будет очень тяжело. Так, каждый ребенок должен понимать и знать эти основы, иметь определенные навыки.

Экономическое воспитание помогает школьникам осознать значение для человека природных ресурсов, и проникнуться разумным бережным отношением ко всей природе. Они получают правильные представления о том, какая может быть собственность, о карманных деньгах и их рациональном расходовании, о доходах и расходах семьи, о стоимости имущества учебного заведения, книг, расходов на ремонт школы и оборудования и пр.

Школьник в любом случае является участником экономических процессов. Он ходит вместе с родителями по магазинам, иногда самостоятельно делает покупки, это и является первичным экономическим опытом. Здесь состоит задача не в объеме экономических знаний, которые даются ребенку. В первую очередь, необходимо научить его верно распоряжаться этими знаниями.

Очень важно чтобы в экономическом воспитании участвовала не только школа, но и родители.

Обладание каким-либо «имуществом» развивает в человеке чувство ответственности, и способствует самостоятельности мышления. Именно поэтому родителям нужно соблюдать гарантии неприкосновенности собственности ребенка. Ребенок должен являться собственником своих вещей, нужно давать ему возможность распоряжаться ими самостоятельно. Это должно относиться абсолютно ко всему: деньгам, книжкам, игрушкам и пр. То есть, если ранее было оговорено, что какая-либо вещь принадлежит именно ребенку – нельзя его ругать за то, что он решил эту вещь кому-то подарить, или обменять, или он ее просто-напросто испортил. Лишь осознание последствий своих поступков может в будущем удержать ребенка от неверных шагов.

Другими словами, пусть лучше поймет, что зря подарил своему другу новый игрушечный самосвал, чем через 20 лет – что опрометчиво расстался с квартирой или автомобилем. Конечно же, при появлении какой-нибудь новой вещи, нужно попробовать найти ее «настоящего хозяина» и объяснить ребенку, что он с этой вещью может делать, как ею распоряжаться и т. д. Также можно рассказать воспоминания из своего детства, как лично берегли свои игрушки и вещи, и что из этого вышло. То есть нужно наметить перспективу «дальнейшей жизни» вещи. Благодаря этому ребенок будет готов к различным неожиданностям, с которыми он столкнется в будущем, ведь вещь может потеряться, разбиться, порваться или наоборот, сохраниться на много лет.

Ребенку необходимо постоянно объяснять, почему деньги можно потратить именно таким образом. Очень важно обсуждение покупки. Здесь возможные варианты, обсуждение соотношения стоимости и качества приобретаемой вещи, ее влияние на связь с друзьями, к примеру, купив этот диск можно будет пригласить друзей и послушать его вместе с ними. Это приучает ребенка к возможности выбора, а значит, приучает его к существующей альтернативе. Нужно советоваться с ребенком и при совместных приобретениях, особенно если они делаются для него. Польза в данном случае двойная: можно увидеть, как мыслит ребенок, что для него значит успешная покупка («как ни у кого», «как у всех», «выглядит дорого», «очень дешево», «все будут завидовать» и пр.) и получить взгляд со стороны.

Также необходимо очень четко соблюдать договоренности: отсутствие финансовых вливаний (дополнительных) , если ребенок первичной суммой распорядился нерационально; всегда нужно отдавать обещанное, в другом случае – никогда не обещать то, что он выполнить невозможно. Самая распространенная, при этом и самая страшная ошибка родителей – компенсация неправильно потраченного или утерянного ребенком. В данном случае экономическое воспитание школьников не принесет никаких плодов, так как родители не дают осознать ребенку утрату.

Также нужно в обязательном порядке определить систему поступления средств ребенку. Навыки обращения с денежными средствами формируются при непосредственном действии и его неоднократном повторении.

Система финансирования - это карманные деньги. Карманными деньгами ребенок может распоряжаться по своему усмотрению, даже, несмотря на советы и рекомендации взрослых.

Карманные деньги не должны быть способом наказания или поощрения. Это в первую очередь средство развития определенных экономических навыков, своеобразный инструмент для развития экономической культуры ребенка. Поэтому очень важно определить главные позиции системы финансирования: размер (сумма) выдаваемых средств; периодичность выдаваемых средств; что будет входить в перечень затрат; штрафы.

Лучше всего выдавать средства ребенку раз в неделю. Сумма средств должна соответствовать возрасту ребенка, то есть чем ребенок младше, тем сумма будет меньше. Исходить нужно, конечно же, из своих возможностей, но необходимо поинтересоваться у самого ребенка, какая бы его сумма устроила. Этим будут определены его запросы. Если запросы будут слишком высоки, нужно их вместе откорректировать, при этом пояснив, что выделена может быть лишь определенная сумма средств.

Перечень затрат - это то, что ребенок должен или может покупать на карманные деньги. Ребенку надо чаще напоминать, что деньги – это средство, благодаря которому можно что-то получить. (Многие дети хотят стать богатыми, это является из мечтой. Лучше, если они будут хотеть иметь деньги, чтобы… открыть школу, построить корабль, путешествовать по миру и т. д.) Нужно обязательно интересоваться, куда были потрачены карманные деньги. Однако, не стоит настаивать на полном отчете о тратах – нужно уважать тайны ребенка.

Что же касается штрафов, то данная система должна быть построена в виде деловой игры: убытки не приносят больших потерь, но все же являются неприятными. Такая игра для ребенка может послужить хорошей диагностической процедурой. Благодаря игре можно будет посмотреть, насколько ребенок готов к ответственности, насколько он самостоятелен, внимателен и справедлив к различным потребностям окружающих. Ребенок должен научиться понимать ценность денежных средств, так как в будущем все это ему очень пригодиться.

Экономическое воспитание ребенка обеспечивает правильное развитие его мышления, у ребенка формируются экономические и нравственные качества, которые необходимы для экономической деятельности ребенка. Кроме того, экономическое воспитание учит ребенка предприимчивости, бережному отношению к собственности и общественному достоянию. Благодаря участию родителей в этом направлении воспитания, ребенок с ранних лет начинает понимать суть экономической культуры, что дает ему возможность не делать «больших» ошибок.

Анализируя все написанное выше, можно сделать вывод о ролях, которые выполняет школа и семья в экономическом воспитании детей. Благодаря такому воспитанию можно вырастить здравомыслящее общество.

КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом»

воспитатель, С.А. Обухова,

номинация:

«Лучший педагог, реализующий экономическое воспитание»

Современная семья, ее доходы и расходы

Цикл воспитательных часов

Тип занятия: воспитательный час (3 занятия).

Цель занятия: закреплять знания о семейных отношениях, о роли семьи в жизни человека

Задачи:

    образовательные: продолжать знакомство с понятиями «бюджет семьи», «расход», «доход»;

    воспитательные: воспитание экономичности, расчетливости;

    развивающие: формирование экономического мышления, способности соотносить потребности и возможности.

Форма работы: коллективная.

Методы работы: беседа, игра.

Оборудование (техническое оснащение) и дидактические материалы: мультимедийный комплекс слайды, таблицы и схемы.

Контингент участников: воспитатель, воспитанники младшего школьного возраста в количестве 6 человек.

Длительность: 30минут.

Ход занятия:

I . Вводная часть

Сообщение педагога «Современная семья, ее доходы и расходы».

Беседа «Что такое семья?»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы и сплочение коллектива.

Дидактические средства: слайды с изображением семейных взаимоотношений.

Содержание беседы:

Что же такое семья? Для большинства людей первым сообществом является Семья. Семья - это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры) или браком (муж и жена).

Стихотворение о семье

Семья-это труд, друг о друге забота.

Семья-это много домашней работы.

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

    О какой важной роли семьи идёт речь в стихотворении?

    Почему семья «это сложно»?

    Почему именно семья делает человека счастливым?

    Опираясь на определение семьи, ответьте, как связаны между собой её отдельные члены. (см. рис.1)

    мама ↔ папа

    брат ↔ сестра

    мама ↔ сын

    дедушка ↔ бабушка

Рисунок 1. Структура семьи

II . Основная часть

Занятие 1. из цикла

Беседа «Пословицы и поговорки о семье»

Пословицы и поговорки:

    Не нужен клад, когда в семье лад.

    В семье и каша гуще.

    Дерево держится корнями, а человек семьей.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

Вопросы для проведения беседы:

    Как вы понимаете, о чем говорится в данных пословицах и поговорках?

    Какие еще пословицы и поговорки на тему семьи вы знаете?

Сообщение педагога «Основу семьи составляет любовь»

Основу семьи составляет любовь. В семье нас любят такими, какие мы есть, со всеми недостатками и особенностями, даже когда мы не правы или находимся в ссоре с кем-то из родных, эта любовь никуда не уходит, она с нами. Мы всегда можем на неё рассчитывать, можем быть в ней уверенны.

Все члены семьи соединены между собой разнообразными отношениями. Невозможно в семье оставаться отдельным и независимым островком. Семейные связи охватывают всех членов семьи таким образом, что каждый из них оказывается зависимым от другого. Очень важно, чтобы эти связи и отношения были крепкими. Отношения между членами семьи могут складываться по-разному. История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с подростками, когда родители бросали их на произвол судьбы или отдавали в распоряжение чужим людям на подсобные работы. Сегодня такого нет, современное общество защищает права детей; охрана их интересов стала предметом заботы со стороны государства.

Вопросы для обсуждения:

Посмотрите на фотографии (рис. 2, 3) и ответьте на следующие вопросы:

    Какие качества хорошей семьи изображены на них?

    Назовите противоположные качества.


Рисунок 2.


Рисунок 3.

Вывод:

Одним из условий становления хорошей семьи являются добрые взаимоотношения. В такой семье царят понимание, уважение, поддержка, забота, ответственность. К каждому из этих слов надо добавить прилагательное «взаимное», так как всё в семье обоюдно, совместно.

В хорошей семье важно всё: то, как ведется хозяйство и как воспитываются дети, как удовлетворяются интересы всех её членов и как разрешаются конфликты. Создание такой семьи - заслуга всех её членов, и прежде всего взрослых. Ведь дети следуют уже установленным нормам отношений и соблюдают сложившиеся семейные традиции и обычаи

Задание 1. Заполните схему (рис.4), ответив на следующие вопросы:

    Какие качества должны преобладать в семье, чтобы всем было уютно находиться под крышей своего «дома»?

    Какие негативные качества лучше оставить «за порогом дома»?

Рисунок 4.

Инструкция к заданию 1.: Воспитанники из множества карточек с качествами (доброта, злоба, вежливость, грубость, трудолюбие, лень и т.д.) выбирают необходимые и прикрепляют их на домик.

Занятие 2. из цикла

Сообщение педагога «Что такое бюджет семьи. Доходы и расходы»

Задание 2. Внимательно посмотрите на картинки (рис. 5-9) и опишите их, используя следующие вопросы: Что изображено на картинке? О чем «рассказывает» картинка? Как бы вы воспользовались информацией, которую видите на картинке?


Рисунок 5. Бюджет семьи: расходы и доходы


Рисунок 6. Бюджет семьи: понятие


Рисунок 7. Виды семейного бюджета


Рисунок 8. Бюджет семьи: доходная и расходная часть семейного бюджета


Рисунок 9. Расходы семьи: личные и общие расходы

Занятие 3. (итоговое) из цикла

III . Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Выводы. Рефлексия:

Задание 3. Внимательно посмотрите на картинку (рис. 10) и ответьте на вопросы.


Рисунок 10.

Сообщение педагога Притча «Волшебная копейка»

Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. «Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей. «Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька.

Вопросы для обсуждения:

    Какая основная мораль этой притчи?

    Какие качества по отношению к своей семье проявил герой притчи?

Задание 4. Семья – единство помыслов и дел. Внимательно посмотрите на картинку (рис. 11) и ответьте на вопросы.

    Как вы понимаете выражение «семья – единство помыслов и дел»?

    Как Вы думаете, почему символом праздника семьи в России стала именно ромашка?

    Какой бы символ данного праздника предложили Вы, и почему?

Рисунок 11. Семья – единство помыслов и дел

Рынок предъявляет к человеку большие требования : своеобразного трудового образца жизни, сформированности таких качеств личности, как самостоятельность, деловитость, организованность, добросовестность др.
Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.

Исходя из этого в своей работе классного руководителя, я отвожу особое место экономическому воспитанию младших школьников.

Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
И, конечно, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче материала разнообразных технологий.
С учетом возрастных особенностей учеников, выделила несколько разделов, на которые было обращено внимание в работе с учениками начальной школы:
Подготовительный - 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы

1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин
2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.
3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.
Ребята на протяжении 4-х лет обучения составляют познавательный, экономический словарь - азбуку.
Технология «Алфавит»
Тема «Экономика»
А - акция, аукцион
Б - банк, банкрот
В - вето, виза
Г - гарантия
Д - доход, депозит и т.д.
сайт
На занятии, посвященном определенной букве ученики знакомились с экономическими терминами, начинающимися на данную букву, узнавали их лексическое значение, этимологию слова и сферу применения экономического понятия. На занятии обобщения закреплялись знания при работе по всему алфавиту. Составление экономических кроссвордов и ребусов, сочинение стихотворений, использование игр со словами стимулировало интерес детей к экономике.

В подготовительном - 1 классах большое место отводилось сюжетно-ролевым играм: «Магазин», «Почта», «Торговый центр» и т.д. В гости к ребятам приходили сказочные герои (Кот в сапогах, Соловей-разбойник, Золушка, известный Диснеевский утенок). Широкое использование на данном этапе получили пословицы, поговорки, сказки.
На занятии о доходах и расходах семьи ученики разбивались на 5 групп - лесных семей: «Ежики», «Зайцы», «Барсуки», «Лоси», «Белочки». Каждая группа высчитывала месячный доход семьи. Узнавали, могут ли маленькие члены семьи помочь своим семьям сделать необходимые покупки.

Ученики обсуждали эти вопросы и приходили к выводу, что ежата могут собрать для продажи на базаре дикие яблоки, груши, грибы. Зайчата могут разносить лесную почту, доставлять телеграммы и т.д. в конце занятия ребята подвели итог, что тоже могут приумножить богатство своей семьи:

Помощь семье в проведении режима экономии, мелком ремонте вещей;
- участие в продуктивном труде со взрослыми (труд в саду, на огороде и т.д.)
При планировании своей работы использую технологию сотрудничества. Работает связь «учитель - ученик - родители». И частыми участниками воспитательных занятий были родители.
Во 2 классе мы работали по разделу «Богатство и люди». Ребята пришли к ответу на вопрос: «Каким путем достигается богатство?», «Что бы ты сделал, если бы стал богатым?». Было проведено путешествие по Стране Увлечений, где ребята показали, что и увлечения могут стать источником их доходом в будущем.

Учениками были составлены «свод правил дружной работы», «Кодекс бережливых во время труда», «Азбука организованности».
В классе «Клуб деловых людей», в состав которого входили ученики и родители. Клубом был разработан и принят Устав:
1. Профессиональная подготовка человека - бизнесмена.
2. Честность и порядочность.

3. Умение умно рисковать.
4. Здоровый образ жизни.
5. Умелое следование правилам этикета (настроение, внешний вид и т.п.)
6. Обязательной этической нормой является меценатство.
4-й год занятий показал, что дети неплохо ориентируются в вопросах школьной экономии. Ребята работали в группах, брали интервью у библиотекаря школы (узнавали о цене книг, журналов, газет, оборудования и инвентаря, зарплате библиотекаря, перспективах технического оснащения библиотеки. Может ли библиотека приносить доход), у заведующей столовой (познакомились с понятиями «дотация», доходами и расходами столовой, условиями работы работников столовой), с учителями трудового обучения совершили экскурсию по школьным мастерским, обсудили стоимость оборудования, инструментов, материалов.
А директор школы рассказал, из чего складывается бюджет школы, его использование, о перспективах развития школы. Итогом занятий стал отчет о проделанных корреспондентских рейдах.
Проведенная работа по экономическому воспитанию показала, что ребята интересуются миром экономики. Владеют экономическими понятиями, знакомы с этимологией экономических терминов. Итогом работы были представленные учениками экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Счастливый случай по вопросам экономики (3 класс).
Задачи игры : дать детям возможность показать знания по вопросам экономики, воспитывать культуру взаимоотношений.
Класс оформлен плакатами, ребусами

Книга: Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.

1.2.6. Обучения экономике младших школьников

Экономическое образование и воспитание направлены прежде всего на развитие у каждого ребенка бережного отношения к собственности, выработка умения рационально использовать имеющиеся ресурсы для удовлетворения разнообразных потребностей. Экономическое воспитание призвано сыграть важную роль в формировании у учащихся таких качеств, которые бы отвечали общественным интересам и способствовали всестороннему развитию личности. Своего времени А. С. Макаренко указывал на то, что каждый человек является участником общественного производства, и чем лучше она подготовлена для этого, тем больше пользы принесет государству и себе. Хозяйственное воспитание наших детей должно заключаться в подготовке не только полноправного члена семьи, но и хозяина-гражданина. Предмет «Основы экономики» занимает важное место в школьном образовании, ведь это одна из тех дисциплин, которые влияют на формирование мировоззрения и экономического мышления ребенка.

В экономическом образовании и воспитании учащихся принимают участие различные социальные звена: школа, семья, внешкольные образовательно-воспитательные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации. Главную роль в осуществлении экономической подготовки подрастающего поколения играет школа, а в экономическом и общем воспитании - семья. Поэтому чрезвычайно важным является гармоничное взаимодействие этих звеньев экономического образования, особенно в начальных и средних классах.

Семья - социальный организм, который имеет свои органы управления и координации. Именно здесь маленький человек достигает понимания нормативных требований, приобретает опыт выполнения распоряжений, переживает порицание, радость одобрение, опыт ответственности и согласованности. Благодаря принятым в семье нормативно-практическим установкам у детей со временем вырабатываются понятия о цели, средства, ожидаемые результаты деятельности, взаимные права и обязанности, о мерах, которые применяются за отклонений от принятых в семье норм. Семья - первый коллектив, с которым сталкивается ребенок. Именно в кругу близких ему взрослых она овладевает опытом совместных целей и труда, деятельного сочувствия, общности интересов, сплоченности, осознанной дисциплины и организованности. Поэтому изучение основ экономики на примере семейного хозяйства (по программе «Экономика семьи») дает возможность органично сочетать содержание учебного предмета с повседневной жизнью ребенка, основываясь на особенностях психического развития младших подростков, и, в свою очередь, способствовать этому процессу.

Младший школьный возраст - период интенсивного формирования человеческой личности. Развивается способность к подражанию, благодаря чему дети овладевают понятиями о назначении предметов, способами их практического использования, усваивают поведение старших. Формирование подрастающей личности - это косвенный результат внешних воздействий на нее. Происходит оно путем отбора и переработки всего, что возникает на жизненном пути школьника, с постоянной помощью и под руководством взрослых, которые учат и воспитывают. Природа и потребности индивида сказываются на его отношении к окружающей среде, на том, какие из внешних воздействий являются для него важными. Поэтому дети имеют разные стимулы к активности, разные интересы, наклонности, вкусы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активное формирование способностей к познавательной деятельности. В этот период интенсивно развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание.

Внимание младшего школьника возникает благодаря образном, наглядном, ярком учебном материала и его эмоциональности изложения. Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием ответственности в отношении к учебе и с формированием положительных мотивов обучения. Возможности волевой регуляции внимания в этом возрасте ограничены. Ребенок не может волевым усилием заставить себя учиться, а способен сосредоточенно работать лишь под влиянием близкой мотивации (получить отличную оценку, чтобы заслужить благодарность или похвалу учителя или родителей). В этот период формируется и закрепляется мотив достижения успехов. Дети безгранично доверяют взрослым, особенно учителям, и часто самооценка ребенка зависит от характера оценок, которые дают старшие. В процессе специально организованных видов детской деятельности и занятий, отличающихся между собой интенсивностью и новизной, у детей развивается опыт организации внимания, которая подчиняется определенному заданию, приобретает черты произвольности и уже характеризуется определенным напряжением, концентрованістю и устойчивостью. Произвольное внимание активизируется, если искусственно сделать привлекательным то, что само по себе неинтересно, создать эмоциональную насыщенность и заинтересовать.

Основные приемы обеспечения устойчивой длительной концентрации внимания:

стремиться к устойчивому преодоления отвлекающих моментов;

сформировать у ребенка соответствующий интерес;

не допускать однообразия в работе детей (в течение занятия выполнять действия, операции 3-4-х видов);

не чрезмерно детализировать задачи (ребенок может не понять, что от нее требуется);

подобрать оптимально сложные задачи;

пользоваться в процессе объяснения и выполнения работы наглядностью: образец стимулирует желание сделать что-то лучше;

использовать рисунки, макеты, которые можно изготовить вместе с детьми;

применять различные способы и приемы работы для выполнения задач;

предлагать детям вслух повторить суть задания, инструкцию для их лучшего понимания и осознания.

Процессы мышления младших школьников тесно связаны с действиями. Значительную роль также играют непосредственные представления, развивается понимание причин явлений, которые происходят с окружением. Дети овладевают довольно большим количеством понятий, природа которых чаще жизненная, а не научная. В процессе обучения у младших школьников развивается воображение - ученики успешно могут представить и отразить различные промежуточные состояния объекта. Учитывая это, детям можно предложить решение задачи, условия которой представлены в виде абстрактной схемы. Репродуктивная воображение развивается через формирование у школьников умения определять и объяснять определенное состояние объекта, если в описании это прямо не указано, но вытекает из него закономерно, а также понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. Учителем это может быть использовано во время проведения с детьми обучающих игр «Представьте себе». Дети понимают, что эта ситуация не состоялась; они считают ее условным и могут предсказать ее последствия. Стремление младших школьников выявлять условия возникновения и построение каких-либо предметов является одним из важнейших психологических факторов развития творческого воображения. Этому способствует также организация учителем работы малых групп.

Развитие понятийного мышления у детей начальной школы прочно связан с предметами и явлениями, при этом преобладает направленность на решение конкретных задач, связанных с активной деятельностью (игрой, рисованием, элементарными трудовыми процессами). Постепенно у младших школьников формируется умение абстрагироваться, делать обобщения и выводы. Усваиваются новые понятия, формируется система представлений, используются умозаключения, в частности гипотетические. Обобщения у детей этого возраста чаще охватывают внешние признаки, связанные с практическим применением предметов. Младшему школьнику доступно понимание многих причинных связей между явлениями, однако оно почти не выходит за пределы его небольшого собственного опыта.

В процессе восприятия ребенок накапливает знания о предметах и явления не как сумму определенных ощущений, а усваивает взаимосвязи между предметами и их свойствами. Дополнения имеющихся сведений из прошлого опыта ускоряет процесс распознавания и способствует успешной адаптации к среде. Известно, что ребенок «мыслит руками» - голова учит руки, а руки - голову. Основной способ решения разнообразных задач - практическое действие. Образ объекта восприятия возникает, когда ребенок так или иначе является активной в отношении него, то есть если она активно занимается предметной деятельностью. Система, с помощью которой создавался образ, сворачивается, и каждый раз, когда ученик обращается к этому образу, он воспроизводит соответствующую, хотя и преобразованная, систему действий. Развитие мышления проявляется также в стремлении узнать неизвестное, понять, осмыслить то, чего в предмете не дано. Чтобы научить мыслить, нужно ставить такие задачи, при выполнении которых дети могли бы использовать полученные ранее знания в новых условиях.

В процессе обучения младших школьников формируется особый вид восприятия - наблюдения. Поэтому на уроке нужно побуждать учащихся к расширенному формулировки задач, научить должным образом воспринимать те или иные явления и действия. Для этого целесообразно постоянно демонстрировать соответствующие примеры, объяснять приемы осмотра, созерцание вещей, предметов, явлений.

В младшем школьном возрасте происходит качественное психологическое преобразование памяти, процессов сохранения и воспроизведения информации. При этом прямая задача - запомнить - отходит на второй план, но результаты непроизвольного запоминания остаются достаточно высокими. Ошибочно считать, что лишь произвольное запоминание приводит к полному усвоению учебного материала. Оно происходит и с помощью непроизвольной памяти, которая опирается на способы логического осмысления. Процесс усвоения информации состоит из многих действий, особых навыков, которые организуют память школьника.

Учитель должен объяснить ученикам, как надо запоминать. А для этого нужно анализировать учебный материал, группировать, сопоставлять его составные части: запоминание в таком случае происходит механически или логически - путем установления существенных связей между элементами. Этот процесс самопроизвольно улучшается, если объект включен в активную самостоятельную деятельность, ведь развитие произвольной памяти наиболее эффективно происходит в осмысленной деятельности. Дети запоминают прежде всего движения, действия, образы вещей, пережитые чувства и состояния, слова близких людей.

В ходе организации обучения младших школьников на основе активизации познавательной деятельности выявлена их способность к усвоению научных понятий, рассуждения, обобщения, осознания разнообразных внешних и внутренних связей как между отдельными качествами предметов, так и между самими предметами. Основным критерием полноценного обобщения знаний является умение ребенка привести и объяснить конкретный пример или рисунок. Эта особенность предопределяет широкое использование наглядности в обучении детей 9-11 лет. Наглядные изображения и описания преимущественно лежат в основе суждений школьников о признаках и свойствах предметов и явлений. Однако не следует все изучение базировать на рисунках - они должны быть своеобразным «толчком». Развернутых объяснений учителя и материала учебных пособий в основном достаточно для овладения понятиями без непосредственного оперирования предметами. Со временем нужно постепенно увеличивать количество суждений, которые формируются у детей без использования наглядности. Постепенно младшие школьники приобретают умения выделять логические связи между отдельными блоками усвоенных знаний, овладевают приемами классификации, анализа, сопоставления, выделение главных моментов и объединение их в целостную картину. Следствием этого является абстрактное суждения и обобщения знаний. Однако нельзя научить работать только через наблюдение и обсуждения. Настоящие представления и переживания, связанные с трудом, формируются только при активной деятельности самого ребенка, а знания о работе других людей найдут применение в его практической деятельности.

В процессе обучения нужно учитывать, что в этот период совершенствуются такие качества ребенка, как трудолюбие и самостоятельность. В их становлении очень важную роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка к успехам. Особое значение для развития младших школьников имеет мотивация достижения успехов - оценка взрослого окрыляет, раскрывает то лучшее, что есть в маленького труженика. Необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельности, поручать выполнение большего количества дел без посторонней помощи и больше ей доверять. Самостоятельность - необходимое условие развития умственных способностей, любознательности и догадливости. Она активизирует всю познавательную деятельность личности, раскрывает пространство мысли, толкает к поиску. В основе этого качества - творческое мышление, что отходит от шаблонов и проявляется в том, какими способами решаются мыслительные задачи. Для развития творчества совсем не обязательно придумывать что-то невероятное. Годятся задания типа «лабиринта» или «головоломок», созданные совместными усилиями детей и взрослых, разнообразные конструктивные задачи. Главное - направить детей на то, чтобы они стремились воспользоваться уже известной им информацией, искали разные способы решения, прибегали к многих попыток, не стеснялись задавать вопросы, искали различные комбинации.

Работоспособный школьник активен, ориентирован на близкого взрослого как на авторитет и образец для подражания, он стремится к новизне и способен обучаться по трудовой программе родителей, которая становится его собственной. Тема труда взрослых органически связывается с явлениями окружающей социальной жизни ребенка. В связи с этим одним из важных требований является организация последовательного наблюдения за тем или иным видом труда взрослых, особенностями профессиональной деятельности, которые школьнику важно увидеть и понять. В этот период формируется система качеств, характеризующих психологическую готовность к учебной труда: умение слушать инструкцию взрослого, воспринимать задачи, быть внимательным к процессу и результату своей работы, отражать в игре трудовую и профессиональную тематику; способность самостоятельно решать несложные умственные и практические задачи; чувство ответственности.

Вне деятельности нет познания. В любых видах она является основным условием развития ребенка. В деятельности ученик и формируется, и проявляет свою личность, свои интересы, вкусы, способности и наклонности, умения и навыки, черты характера: волю, настойчивость, целеустремленность, опрятность и т.д. Младший школьник стремится к активности, к действенного состояния, хочет влиять на свое окружение, сделать его для себя близким и понятным. Ребенку легче быть деятельным, энергичным, создавать и преобразовывать, чем пассивно созерцать. Следовательно, задача взрослых - превратить естественную активность ребенка в целенаправленную разумную деятельность.

Еще одно важное требование к организации деятельности младших школьников - добиваться, чтобы они достигали поставленной цели, не бросали дело на полпути. Часто дети, приступая к выполнению какого-то задания, сначала проявляют большую активность, действуют энергично и решительно, а потом интерес ослабевает, со временем исчезает совсем, и дело, за которое так старательно взялись, остается незавершенной - не хватило настойчивости. Конечно, надо иметь в виду неустойчивость интересов младших школьников (они могут бросить, не закончив одно занятие и перейти к другому, которое в эту минуту их больше привлекает), их легкую эмоциональную возбудимость, неспособность к длительному сосредоточению внимания на чем-то одном и другие психические свойства. Однако следует также помнить, что настойчивость не только проявляется, но и формируется именно в умении достигать цели, доводить начатое дело до конца.

Важно также развивать умение работать для общей пользы, организовывать свою работу, оптимально распределять время, создавать условия для выполнения работы, отвечать за качество своего труда, действовать быстро и экономно, планировать свои действия, находить применение своим способностям, стремиться улучшить собственные достижения, работать в рабочих группах, использовать необходимые пособия и рекомендации. Целесообразно использовать различные задачи - новые и достаточно сложные, простые и знакомые. Первые способствуют развитию гибкости ума, сообразительности, смелости решений. А возвращение к несложной, знакомой работы позволяет закрепить важные умения и навыки, стимулировать критический подход к привычным результатам, создает возможности для творчества (замысел можно дополнить новыми деталями, видоизменить, усложнить). С развитием познавательной деятельности возникают такие чувства, как удивление сомнения, уверенность, удовлетворение и радость от сделанного дела. Чтобы работа не стала повинностью, важно не отрывать ее от интересов, потребностей, эмоциональных переживаний ребенка. Этому способствуют беседы о том, что делают родители, какова общественная польза от их труда, разговоры о выпуске продукции, количество, качество, производительность труда, расход материалов на изготовление продукции. Полезно наводить детям факты и цифры, поскольку это дисциплинирует, убеждает, стимулирует размышления. Часто целесообразно обучать детей в игровой форме, увлекая их делом.

Конечно, дети не научатся работать, только играя. Труд и игра - два разных вида деятельности. Первый предполагает наличие в задании определенной сложности, обязательность достижения конечной цели. В игре не привлекательный конечный продукт (часто его здесь и нет), а сам процесс. Поэтому детям важно подтверждать понимание того, что труд - преимущественно серьезное занятие, естественное и необходимое условие жизнедеятельности, а не только развлечение, радость и восторг.

1. Активизация обучения в экономическом образовании / Ковальчук Г.А.
2. РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ
3. 1.1. Основные направления оптимизации учебного процесса в экономическом образовании
4. 1.1.1. Требования к специалисту и развитие человеческих ресурсов в современных условиях рынка труда
5. 1.1.2. Формирование профессиональных умений будущих специалистов: обучение через действие
6. 1.1.3. Уровне компетентности будущих специалистов и моделирование уровней усвоения знаний учебного предмета
7. 1.1.4. Технология обучения в модели профессиональной подготовки будущих специалистов
8. 1.2. Факторы активизации обучения в экономическом образовании
9. 1.2.1. Особенности взаимодействия как фактор активизации обучения
10. 1.2.2. Организация содержания обучения
11. 1.2.3. Совершенствование организационных форм обучения
12. 1.2.4. Факторы активизации дидактических процессов
13. 1.2.5. Особенности обучения взрослых в экономическом образовании
14. 1.2.6. Обучения экономике младших школьников
15.