Учим ребенка одеваться без капризов и лишнего стресса. Как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно: от простого к сложному

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным - умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна - мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс - утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности - неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку - пожнешь характер», - говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенка Навыки самостоятельного одевания
данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – .

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться - это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова

Как научить ребенка одевать колготки

Нашла на одном сайте интересную статью, возможно кому-то пригодиться. Мне понравилась идея сделать смайлики на обувь, чтобы не путать левый ботинок с правым. Автор Лена Чарлин.

Куртки, кофты и все, что можно надеть через голову

Если ребенку еще не исполнилось трех лет , скажите «нет» многочисленным пуговицам и пряжкам – маленькие пальцы пока не готовы к таким хитростям;

Достаньте младенческие одежки и предложите потренироваться в их надевании на мягкой игрушке или кукле . Девочки, как правило, учатся одеваться быстрее мальчиков, потому что у них есть замечательный навык – они любят наряжать кукол;

С толстовкой-худи на молнии легко справиться, если сначала надеть на голову капюшон, а уже потом засовывать руки в рукава;

Выбирайте футболки и кофточки с принтами и яркими рисунками спереди, чтобы ребенок легко отличал перед и спинку;

На однотонной одежде покажите, что ярлык всегда пришит сзади, а если вы отрезаете ярлыки, сделайте на вороте пометку перманентным маркером;

У любой одежды, которая надевается через голову, должна быть не тугая, эластичная горловина;

Покажите ребенку, что в воротник нужно просовывать макушку, а не лицо;

Разложите куртку на полу и покажите, как, сев спиной к куртке , можно продеть руки в рукава, а затем накинуть куртку на плечи. Если куртка с капюшоном, то, как и в случае с худи, проще всего сначала надеть капюшон на голову, а потом засунуть руки в рукава;

Покажите, как придерживать концы рукавов кофточек и рубашек, просовывая руки в рукава куртки .

Колготки и носки

Растягивайте свежевыстиранные колготки, засунув в них руку – так ребенку будет легче их надевать. В связи с этим не выбирайте слишком уж тонкие колготки, им и так предстоит много испытаний; - основная проблема надевания колготок в том, что дети сразу засовывают в них ногу, а не собирают колготки гармошкой. Поэтому можно разбить процесс надевания колготок как самого сложного предмета одежды на несколько этапов. Сначала потренируйтесь делать гармошку, но помогите с натягиванием. В следующий раз пусть ребенок сам засунет ногу в собранную «гармошку» и найдет пятку. В третье упражнение – наденет колготки до колен. Как только эти действия будут получаться, останется научиться одному – натягивать колготки до талии. Хотя, если у ребенка получается натянуть колготки и без «гармошки», можно отстать от него с более удобным способом надевания. В свое время он сам до него додумается;

Научите, как отличить переднюю и заднюю сторону колготок по количеству швов;

Многим девочкам вместо колготок надевают леггинсы с высокими носками или гольфами;

Выбирайте носки с ярко-выраженной пяткой и на размер больше (так их легче будет надеть), но с плотной резинкой. Покажите, как засунуть ногу внутрь носка, а затем подтянуть пятку на нужное место.

Брюки и юбки

Маленькие дети не умеют балансировать на одной ноге, поэтому для надевания брюк им необходимы стул или скамейка по росту (хотя многим удобнее одеваться на полу или на кровати);

Сначала учимся поочередно засовывать ноги в штанины. Начать лучше всего с шортов и делать это вместе, сидя рядом. Покажите на собственном примере, что одна нога должна приземлиться на пол и уже после этого можно просовывать в штанину вторую ногу;

До 3-4 лет оптимальными будут брюки и юбки с эластичным поясом, следующей ступенькой может быть одежда на кнопках. А уже затем можно переходить на пуговицы.

Пуговицы, кнопки и молнии

Проверяйте молнии на одежде при покупке: они должны быть с крупными зубцами и язычком, чтобы ребенок мог легко ухватить его пальцами и вставить в проем. Учиться застегивать молнию можно сначала на снятой кофте, а затем уже – на надетой;

На язычок молнии для удобства застегивания можно повесить небольшое кольцо или брелок;

Особенно сложные пуговицы можно пришить к одежде эластичной ниткой, так ребенку будет легче просовывать их в петли;

Если на одежде есть кнопки, покажите малышу, как придерживать основание пальцами, а затем накрывать его второй половиной кнопки до щелчка.

Шапки, варежки, перчатки

В первые две зимы лучше отдать предпочтение варежкам, а к трем годам дети обычно легко осваивают искусство надевания перчаток, находя домик для каждого пальца;

Лучше избегать завязок на шапках, выбирая модель на липучке или не требующую завязывания;

Заведите традицию, заходя в помещение, прятать перчатки в карманы куртки .

Обувь

До 5-6 лет старайтесь не покупать обувь на шнуровке, самая простая для маленьких рук застежка – это липучки;

Проще всего учиться обуваться летом , когда ребенок носит легкую обувь;

Удобнее всего обуваться, сидя на скамейке, ступеньке или маленьком стуле;

Научите ребенка различать лево и право. Для этого можно наклеить на задники обуви буквы Л и П или два смайлика на боковой поверхности, которые будут смотреть друг на друга, если ботинки поставить правильно. Пусть после прогулки малыш сам ставит свою обувь на полку так, чтобы ботинки «дружили»;

Учимся обуваться в три шага: 1. Покажите, как собирать вместе пальчики, а не расставлять их. 2. Предложите спрятать пальцы внутри ботинок 3. Попросите просунуть ножку до конца, чтобы пальцы достали до носка ботинок;

Покажите, что держать сапожки нужно, засунув два больших пальца внутрь. А если у ребенка обувь с меховым вкладышем – вкладыш нужно удерживать вместе с сапогом. - учимся разуваться в два шага: 1. Придерживаем задник пальцами (в первое время это делает родитель) 2. Высовываем ногу из обуви. Если ботинки или сапоги на молнии, потренируйте навык – сначала расстегнуть молнию до конца и только затем вытягивать ногу.

Шарфы и шнурки

Сначала учимся вязать узелки. Для облегчения процесса лучше всего взять шнурки двух разных цветов. После того, как узелки будут освоены, ребенок легко научится завязывать на себе шарф . А уже потом можно учиться завязывать шнурки на бантик;

Для поддержания интереса позвольте ребенку практиковаться на разной обуви членов семьи;

Подстройте уроки одевания под период «я сам!» - это лучшее время для поддержания инициативы. Позволяйте одеваться самому, особенно если ребенок настаивает. Делайте исключение только для действительно важных случаев, когда очень нужно поторопиться.

Хвалите!

Если хотите помочь, поддержите сначала не действием, а советом .

Выбирайте простые вещи для повседневной носки . Праздничные платья и модные рубашки на мелких пуговицах прекрасны, но надевать их, скорее всего, будете вы, а не ребенок.

Советуйтесь с детьми по поводу выбора одежды . Малыши с бОльшим удовольствием надевают полюбившиеся им вещи.

Если ребенок надел вещь неправильно, но сам, не спешите переодевать его сразу же – ведь он старался . Нет ничего страшного в том, чтобы час-другой походить в майке , надетой задом наперед, а потом «заметить» непорядок и предложить переодеться. Все детсадовцы время от времени ходят с колготками наизнанку и носками разного цвета, так что сразу понимаешь: сами одевались. Но какой же это у них повод для гордости!

Заранее приготовьте для него чистые, глаженые вещи, которые ему предстоит одеть. Сложите их с вечера в удобное и легкодоступное для ребенка место. Не забудьте и о верхней одежде, ведь если перед выходом вы обнаружите пятно на куртке, о котором позабыли с предыдущей прогулки, скорость одевания точно не увеличится от того, что вы помчитесь его застирывать.

Попытайтесь не давить на ребенка и не использовать в его адрес замечания: «не так», «ты делаешь неправильно», «да где ты видел, чтобы так одевались», «ты забыл одеть, застегнуть, завязать», «давай быстрее, что ты как черепаха» и т.д. Лучше похвалите его и предложите свою помощь там, где она действительно необходима. Ведь вряд ли заболеет от обморожения верхних дыхательных путей, если пропустит пуговицу. И едва ли его арестуют на улице, если шапка будет надета задом наперед. А вот поощрение и похвала только усилят его уверенность в себе и ускорят процесс. В конце концов, огрех всегда можно незаметно поправить в лифте или транспорте.

Чтобы научить ребенка быстро одеваться, стоит попробовать отгородить его от всех плохих ассоциаций, которые могут быть связаны с этим нелегким процессом. Попробуйте на начальном этапе заменить водолазку, которую так тяжело натянуть через голову, кофтой на пуговицах и шарфом, а на молнии и шнурках - ботиночками на липучках. Понаблюдайте за , возможно, какая-то одежда трудно поддается ему. Попробуйте сначала убрать все, что вызывает у него трудности в одевании и плохие эмоции, и лишь со временем постепенно возвращайте «нелегкие» вещи в повседневную .

Вы можете провести одевание в игровой форме. Поставьте детские песочные часы и придумайте вознаграждение за то, что ребенок уложился в срок. Или устройте эстафету и одевайтесь наперегонки. Только учтите, что то , за которое одеваетесь вы, никак не может быть равно тому времени, за которое оденется ребенок. Если песочные часы будут рассчитаны на одну минуту, или вы оденетесь раньше, ребенок не только не справится с задачей, но еще и очень расстроится. В крайнем случае, отправьте ребенка одеваться немного раньше.

Мотивируйте ребенка . Объясняйте, что если вы сейчас поспешите, то у вас останется больше времени для вечерней игры, что вы успеете на самый волшебный автобус, что завтрак в саду будет вкуснее, если вы придете раньше. Говорите, как вы им гордитесь, какой он стал , самостоятельный, как вам приятно, что он уже умеет так одеваться сам. Сохраняйте спокойствие и будьте терпеливы. Многие вещи оказываются намного проще, чем кажутся.

Полезный совет

Попробуйте во время одевания убрать из поля зрения ребенка все вещи, которые могут его отвлечь.

Не отвлекайте его вопросами о том, все ли он взял для школы.

Не давайте никаких важных заданий в процессе одевания. Ребенок может забыть не только о них, но и о том, что не надел носки под сапоги.

Связанная статья

Подавляющее большинство родителей жалуются на утренние сборы ребенка в школу. Школьник не хочется рано просыпаться, встает с трудом, еле жует утреннюю кашу, капризничает, не хочет никуда идти. Родители нервничают, кричат, торопят и портят нервы и себе, и ребенку.

Когда, наконец, ребенок собран, до школы путь практически в бегах. А потом целый день бедные родители чувствую свою вину, и думают, как же помочь ребенку правильно организовать свое утро и избежать нервотрепки.

Как научить ребенка собираться в школу?

Для ребенка должен быть пример

Конечно, ребенок берет пример с взрослых. Умеет ли планировать свой день сам родитель? Так ли легко мама или папа собирается по утрам на работу? Конечно, в жизни случается разное, и не всегда получается все делать по плану, но ради ребенка нужно научить жить организовано и без спешки.

Родителю надо встать раньше своего чада

Родителю надо встать пораньше, уделить время себе, поднять настроение за утренним кофеем или чаем. А далее необходимо помочь малышу организовать свое утро. Так как у мамы или папы появилось свободное время для себя, остальное оставшееся время они могут уделить ребенку. Надо помочь достичь школьнику самостоятельности.

Планирование дня

Об утре необходимо позаботиться с вечера. Если ребенок поздно ложится спать, то и вставать с утра ему очень тяжело. За день малыш сильно устает как умственно, так и физически, поэтому полноценный отдых ему просто необходим. Если ребенок ляжет пораньше, то и вставать ему будет проще, да и получаться все будет намного легче.

Забота о гардеробе

Необходимо заранее позаботиться об одежде ребенка. Будет лучше, если она будет не только комфортной, но и легкой в одевании. Несмотря на то, что в таком возрасте ребенок это уже почти взрослый человек, все равно ему надо облегчить его новую жизнь хотя бы в этом. Лучше если одежда будет на удобных липучках или резиночках. В таком случае, ребенок сможет одеться самостоятельно и без лишних усилий. Тогда сохранятся нервы и у родителя и у школьника.

Разговор о грядущем дне

Так как ребенок еще не достаточно самостоятелен, он не может запомнить всю последовательность действий с утра. Будет намного лучше, если что-то ему будет напоминать о необходимых действиях. Например, можно сделать стрелочки, по которым он будет идти, и выполнять задания. Или же можно развесить картинки, которые будут служить напоминанием о том или ином процессе. Все шаги должны быть расписаны, от чистки зубов до одевания обуви. А результаты можно прикрепить на холодильник в виде отчета. Для ребенка это будет своеобразная игра, и он с радостью начнет собираться в школу.

Позитивный настрой

Пусть родитель разбудит ребенка не обычными словами, а поцелуем или забавной песенкой. Можно включить детскую музыку, но не стоит начинать утро с мультфильмов. Иначе, ребенок будет долго смотреть мультик и не захочет идти в школу.

Сборы с вечера

Лучше всего будет, если подавляющее большинство дел будет сделано с вечера. Например, вечером необходимо правильно сложить одежду, чтобы с утра ее было легко одеть. Портфель так же к утру уже должен быть собран. Это избавит от лишней суеты. Родитель должен контролировать сборы ребенка вечером, чтобы он ничего не забыл. Однако, важно, чтобы и в этом у малыша была определенная самостоятельность. Ему можно напоминать, но делать все за него не стоит.

Ролевая игра

Часто бывает так, что малыш не хочет оправляться в школу по самым простым причинам. Возможно, у него не сложились отношения с учениками или с преподавателем. Бывает так, что школьника в образовательном учреждении могут обижать. И тогда малыш сопротивляется походу в школу изо всех сил. В таком случает маме или папе надо поговорить с ребенком, мягко и не навязываясь. Надо узнать все ли у него хорошо складывается в школе, есть ли у него друзья, как к нему относятся педагоги. Если выяснится, что есть определенные проблемы, то надо предпринять соответствующие меры. Когда все проблемы будут решены или улажены, процесс сбора в школу пойдет быстрее.

Похвала

Хвалить ребенка обязательно надо. Например, если малыш быстро собрался и не опоздал в школу, маме или папе необходимо это отметить. Так же надо подчеркнуть, почему так случилось, что за это утро было сделано лучше всего. Родители могу предложить поощрение, оно может быть чисто символическим. Можно накапливать баллы за успешные сборы и в конце недели, в случае положительного результата, отправиться всей семьей в цирк или в зоопарк.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Учим ребенка

самостоятельно одеваться.

Как только вы заметите у своего чада стремление к самостоятельности, значит пришло время учиться одеваться и обуваться. Умение самостоятельно одеваться – очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика. Лучшим возрастом для обучения является 2-3года. Именно этот период детские психологи называют «Я сам!». В этом возрасте дети впитывают всё как губка. Наилучшим примером самостоятельности являетесь вы - родители. Ребёнок с радостью будет всё за вами повторять. Но всему малыш научится далеко не сразу, ведь каждый ребенок индивидуален, его развитие зависит не только от темперамента, но и от воспитательной стратегии взрослых, так что запаситесь терпением и будьте готовы к постепенности.

А зачем спешить или сам потом как-нибудь- это неправильный подход! Ведь навык одевания не только экономит время родителей, но дает кое-что ещё.

Двигательные навыки – ребенок стоит на одной ноге, чтобы одеть штанину.

Улучшает понимание пространства и времени – ребенок узнает, как нужно одеваться для определенного случая и погодных условий.

Кроме того одевание учит ребенка видеть разницу между грязной и чистой одеждой. Но самое главное – навык самостоятельного одевания снимает дополнительную нагрузку с плеч родителей.

Развивает мелкую моторику рук.

Малыш, с пыхтением натягивающий колготки или сосредоточенно надевающий перчатки, вызывает умиление и восторг у взрослых.

Как удобно маме собираться на прогулку с ребенком, умеющим самостоятельно одеваться! Особенно утомляет этот процесс зимой, когда одежды слишком много. Но и в теплое время года приходится по несколько раз в день надевать и снимать с себя наряды – после сна, на прогулку, перед сном и т.д.

Когда вы приступили к процессу обучения нельзя требовать от ребенка самостоятельного одевания – это худший способ обучения.

Вот некоторые подсказки в обучении этому навыку:

  • Терпение и спокойствие родителей.
  • Хорошее настроение ребёнка.
  • Спокойная обстановка - без спешки и нервов.
  • Дружелюбный тон родителей - без приказов.
  • Никаких угроз!!! Нельзя подавлять инициативу ребенка.
  • Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо.
  • Превратите процесс одевания в игру. Подсказывайте ребенку, в каком порядке нужно надевать одежду.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания мешает сама конструкция одежды.

*Покупая носки, обратите внимание на резинку, она не должна быть тугой.

*Покупайте одежду с минимумом застежек, кнопок, шнурков. *Исключите водолазки или свитера с узким горлом. Самые удобные кофты с кнопками на плече.

*Выбирайте вещи с аппликаций для различения передней и задней части.

*Штаны и юбки покупайте на резинке.

*Рассмотрите вопрос о покупке одежды на размер больше.

Правила самостоятельного одевания:

  1. Сначала познакомьте кроху с одеждой. Изучайте с малышом предметы одежды, показывайте их и называйте вслух. Познакомьте ребенка с изнаночной и лицевой, передней и задней стороной одежды, расскажите, что такое рукав, ворот.
  2. Продумайте гардероб малыша. Одежда должна быть свободной и легко тянуться. Все что «маловато» и «туговато», лучше убрать. Ребенок пока что не сможет надеть облегающие колготки, но легко справится со «старомодными» в резиночку. Лохматые нитки на изнаночной стороне колготок принесут крохе много неприятностей – в них запутываются пальчики. Носки лучше покупать на размер больше и с не очень тугой резинкой. Кроме того, избавьте ребенка от необходимости бороться с хитрыми застежками. На первое время оптимальны одежда и обувь без застежек или на липучках, постепенно можно добавить крупные «молнии» и кнопки. А шнурки и кнопки подождут пару лет.
  3. Одевая кроху, озвучивайте последовательность действий: «Сейчас наденем трусики, потом носочки, потом штанишки» и т.п. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов одежды. Хорошо будет, если этот плакат Вы нарисуете совместно со своим ребенком: вырежьте из детских журналов подходящие картинки с изображением одежды и наклейте их на лист ватмана в том порядке, в каком нужно надевать все предметы одежды. Так ребенок быстрее запомнит этот порядок. Кроме того, чтобы ребенок не путал где перед, а где зад одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
  4. Сначала научите ребенка как следует раздеваться . Покажите, как вы снимаете варежки, куртку, колготки и т.д. Скажите крохе: «И ты так можешь, попробуй». Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему, если надо - практически снимите с него одежду, но пусть «последний штрих» останется за ребенком. Он должен почувствовать, что сам сделал это. Постепенно увеличивайте количество предметов одежды, снимать которые всегда будет сам малыш. Не забывайте хвалить его за успехи.
  5. Дети с удовольствием подражают примеру взрослых. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» - кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь.
  6. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место . Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, перебирать, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  7. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  8. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия , просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  9. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнование.
  10. Планируйте свое время таким образом , чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом новую науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Реально определите время для одевания. Если ребенку, чтобы спокойно одеться нужно 20 минут, не пытайтесь заставить его сделать это за 10.
  11. Предлагайте ребенку самому выбрать кофточку, разложите на выбор 2-3.
  12. Не помогайте, если ребенок сам не просит.
  13. Поиграйте с ребенком!

Вот какие есть игры-ОДЕВАЛКИ:

«Паровозики едут в туннели» пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели».

«Одень куклу (мягкую игрушку)» Скажите малышу, кукла собралась в гости, но её нужно одеть.

Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

«Ныряй!» Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам «нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.

Стишки - ОДЕВАЛКИ

Одеваться сам умею (О. Иванова)

Заглянуло солнышко

Утром к нам в окошко.

Щекотало солнышко

Щечку у Сережки:

Пора подниматься,

Пора одеваться!

Он уже умеет сам

Одеваться по утрам.

И носочки, и трусишки

Надевает сам мальчишка.

Вот надета и рубашка.

Ну, Сережка, молодец!

Стал натягивать колготки –

Сам управился, малец.

Синие штанишки

Вмиг надел мальчишка,

Башмачки на ножках

Застегнул Сережка.

Ну, а ты дружочек,

Сам одеться хочешь?

Я ОДЕТЬСЯ САМ МОГУ… (В. Зайцев)

Мне уже четыре года.

Я одеться сам могу.

Если тёплая погода –

Без пальто во двор бегу.

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щёткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень.

Одевая малыша на прогулку приговаривать:

Мы наденем сапожки

На маленькие ножки,

Мы наденем курточку

Нашему крошке.

Мы наденем шапочку,

Шарфик на шейку.

И пойдем на улицу,

Где солнышко светит.

Одеваемся на прогулку:

Надеваем мы штаны – раз, два, три!

Надеваем курточку – раз, два, три!

Застегнем мы кнопочки – раз, два, три!

А теперь ботиночки – раз, два, три!

… (и т.д. все, что надеваете)

Мы готовы – посмотри!

А сейчас пойдем гулять.

Будем с детишками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда,

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

Станешь ты, как гномик,

Цветик мой, родимый!

Посажу тебя в коляску,

Расскажу интересную сказку.

И еще один милый стишок:

Тетка Агашка,

Cшей мне рубашку!

Надо нарядиться -

Едем прокатиться!

Ботинок

Попросила мама сына:

Зашнуруй-ка свой ботинок:

Раз-два - вправо,

Раз-два - влево!

Он не хочет шнуроваться, -

Митя думал оправдаться.

И чтоб это доказать,

Узелочки стал вязать:

Раз-два - справа,

Раз-два - слева.

Вот! Мешают узелочки

Мне продергивать шнурочки!

Вова-растеряшка,

Где твоя рубашка?

Может, серые коты

Унесли ее в кусты?

Может, заяц приходил?

Может, ежик утащил?

Может плюшевый медведь

Захотел ее надеть?

Стал рубашку примерять –

Взял и сунул под кровать.

Вова-растеряшка,

Вот твоя рубашка!

Голубые варежки

Баю-баю-баюшки,

Голубые варежки.

Мама шила, вышивала,

Где с трудом,

А где легко.

Крепкой ниткой пришивала

Настенькино имечко.

Баю-баю-баюшки,

Именные варежки.

Поединок со шнурком

Ко мне братишка привязывается,

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю…

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать…

Шнурки

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не измывались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка,

А держали бы башмак

Крепко-накрепко.

Вот так!

М. Пластов

Как застегивать пуговицы

Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.

Как надевать обувь

Купите обувь на молнии или липучках, чтобы она хорошо раскрывались, и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.

Как надевать штанишки

Объясняйте ребенку, что надевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того, как ступни появились из-под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.

Как надеть футболку

Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.

Продемонстрируйте, как правильно надевать штаны – сидя на кровати или полу, вставать, только тогда, когда нога вылезет из штанов.

При одевании носков сложность состоит в том, что ребенок растопыривает пальчики и у него не получается натянуть носок до конца. Покажите, как нужно держать пальчики. Очень часто дети любят натягивать на себя папины или мамины носки, этим они удовлетворяют свою потребность быть похожим на родителя. Не запрещайте, пусть экспериментирует.

При одевании свитера объясните, что в горловину нужно лезть не лицом, а макушкой. Если Вы знаете, что горло у свитера узковато, растягивайте его руками, перед тем, как дать ребенку, покажите, что пространство большое и голова туда пролезет. Иначе ребенок утвердится в мысли, что одевать какие-то вещи очень сложно.

Научите собирать пальчики в кулачок при одевании кофт и свитеров.

Как научить ребенка обуваться?

Если не хочешь вызвать у ребенка отвращение к процессу обувания, покупай обувь на пол размера больше.

Перед надеванием максимально расстегни и раскрой обувь, чтобы нога легко прошла внутрь.

Поставь ботиночки рядом: левый слева, правый справа - это «ботиночки дружат», а если надеть их не на ту ногу, то «они поссорились». Покажи, как выглядит когда они «поссорились» и смотрят носами в разные стороны.

Что делать, если малыш не хочет учиться одеваться?

К 3-м годам ребенок перерастает стремление одеваться самостоятельно. Придется запастись терпением и отводить на сборы по - больше времени.

Ему хочется пойти гулять или в гости? Конечно, но если сам оденется. Но не надо сразу ставить ультиматум. Поначалу довольствуйся малыми победами: пусть сам наденет носки, трусы или даже только шапку. Ненавязчиво увеличивай процент его самостоятельных действий.

Предоставь право выбора одежды. Но предлагай не более двух предметов каждого вида, так ребенку легче определиться.

Преврати одевание в игру: пусть шапка будет короной, валенки – сапогами-скороходами, собачка молнии – кабиной лифта. Самое время проявить фантазию по максимуму!

Не настаивай на самостоятельном одевании, когда ребенок не выспался, устал или болен. Услышав: «Я сам!» не гаси инициативу, помогай только, когда тебя об этом просят. Хвали за успехи и все у вас получится.


Как сладить с премудростью одевания, чтобы дети не мешали действиям родителей, а то и вовсе - научились одеваться самостоятельно?

Иногда процесс одевания превращается в настоящую битву. Ребенок крутится, выворачивается, капризничает, пытается улизнуть. Как научится ладить с этим процессом?

Ребенок не хочет одеваться: какая причина

Процесс одевания кажется ребенку достаточно скучным и утомительным. Маленькие дети постоянно находятся в движении - изгибаются, выворачиваются, отказываются выполнять указания. Их интерес быстро переключается, им хочется двигаться и узнавать новое.

С малютками поступать проще - положите рядом яркую игрушку, а потом вручите ее малышу. Яркий предмет привлечет внимание ребенка, пока вы меняете подгузник. Вы можете разговаривать, петь, издавать необычные звуки, удерживая внимание малыша.

Старайтесь не делать проблемы из темы одевания. Когда ребенок растет, его прогресс периодически сменяется регрессом. Поддерживайте желание ребенка действовать и помните что к 5-6 годам он вполне будет справляться сам.

Как научить ребенка одеваться: решение

Чем старше становится ребенок, тем больше он может перенимать на себя в процессе одевания. Научиться раздеваться легче для ребенка, чем одеваться. Поэтому стоит попробовать освоить этот навык сначала.

Самое сложное - это научиться застегивать пуговицы, молнии, застежки. Тренироваться лучше, когда у вас есть достаточно времени. Уделите внимание отдельным операциям, покажите, как победить пуговицы, и ребенок сам с удовольствием начнет одеваться.

Вас удивит, когда одевающийся самостоятельно ребенок, вдруг начнет мешкать, зависать и отказывается: «Не хочу», «Мама одень меня». Это случается, когда интересное занятие вдруг превращается в обыденность, становится утомительным и скучным. Вы можете заставить его - и превратить игру в обязательство.

А можете пойти навстречу. Если он устал, капризничает или просто хочет, чтобы вы о нем позаботились. «Хорошо, давай поиграем в маленького. Я тебя буду одевать и рассказывать, как это делать правильно». Или же распределите задачи. Возьмите себе самое трудное - рубашку и пуговицы, а ребенку предложите «одолеть» ботинки. Помните - игра возвращает интерес и желание действовать.

И еще несколько хитрых находок для родителей:

  • Приучите ребенка к тому, что есть четкий алгоритм одевания. Нарисуйте вместе с ребенком последовательность и приучите его сверяться с этим рисунком в процессе одевания.
  • Поощряйте ребенка самостоятельно выбрать вещи на сегодняшнюю прогулку (из тех, которые вы считаете уместными). Это заинтересует его.
  • Покупайте вещи, которые легко надевать.
  • Превратите процесс в игру: «А теперь давай нырнем в свитер, закрывай глаза и задерживай дыхание...»
  • Превратите процесс в соревнование: «Скорее, нам нужно одеться быстрее папы! Торопись, он уже застегивает рубашку...», «А мы сможем одеться, пока папа считает до 10?»
  • Применяйте «мостик в будущее» (прогнозирование, указывание на «светлое будущее») как метод убеждения: «Надо быстро одеться, чтобы пойти в парк / на горку / магазин игрушек».
  • Чтобы обойти сопротивление ребенка применяйте прием «выбор-без-выбора»: «Что ты наденешь сначала - носки или рубашку?», «Ты хочешь одеваться стоя или лежа?»