Проблемная ситуация в детском саду пример. Проблемная ситуация, её характеристики; типы проблемных ситуаций; способы создания
Новые образовательные стандарты введены не только в образовательных учреждениях, но и в детских садах. Выпускник дошкольного образовательного учреждения должен иметь определенные навыки:
- решать личностные и интеллектуальные задачи, соответствующие его возрасту;
- использовать полученные знания для постановки новых задач, их решения.
Ситуаций предполагает обучение, основой которого является получение знаний путем решения практических и теоретических задач. Педагог детского сада, применяющий подобную методику, развивает у своих воспитанников умение самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, анализировать полученный результат. Проанализируем различные приемы создания проблемной ситуации, с помощью которых дошкольники учатся самостоятельно искать информацию, использовать знания в обычной жизни.
Какова цель проблемного обучения
Решение проблемных ситуаций способствует формированию творческих способностей школьников, развивает их самостоятельность. Важно понимать, что подобное обучение предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми. Создание проблемной ситуации - задач воспитателя. Он должен пройти вместе с ребятами сложную цепочку, началом которой будет простое наблюдение, а результатом - активное участие в решении проблемы. Благодаря новым знаниям, получаемым в ходе такой совместной работы, ребенок узнает новые характеристики изучаемого объекта, учится ставить вопросы, искать на них ответы.
Особенности проблемного обучения
В России происходят серьезное реформирование образования, возникают новые методы и формы обучения дошкольников. В стране создаются дошкольные учреждения новых типов, направленные на формирование нравственности, интеллектуальных способностей детей Существенное внимание уделяется в дошкольном образовании именно поэтапному формированию умственных действий, умений решать проблемные ситуации, задачи, поставленные педагогом.
Актуальность обучения
Подобное обучение отличается от традиционной подготовки дошкольников познавательной активностью. Дошкольники получают навыки самообразования, самообучения, которые им пригодятся в школьной жизни. Качественный анализ проблемной ситуации - способ получения нового жизненного опыта.
История возникновения проблемной технологии
История применения проблемного обучения уходит корнями в глубокое прошлое. В трудах И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо предлагались «активные методы обучения». Проблемная ситуация - это способ приобретения нового опыта, стимулирование собственной деятельности детей. В начале 20 века американский педагог Дж. Дьюи разработал концепцию проблемного обучения. Он предлагал традиционный вариант обучения дошкольников и младших школьников заменить самостоятельным учением посредством решения различных практических задач. В результате многочисленных экспериментов, проведенных Дьюи, он убедился в том, что проблемные ситуации для дошкольников дают гораздо больше возможностей, чем вербальное (книжное, словесное) обучение, связанное с простым запоминанием материала. Именно Дьюи современная педагогика обязана появлением концепции «полного акта мышления». Активное обучение, предложенное в начале прошлого века, в России «прижилось» только с введением новых образовательных стандартов.
Примеры проблемных ситуаций для дошкольников
Приведем пример проблемной ситуации для дошкольников. Детям предлагаются кубики разной формы и размеров, из которых они должны построить дом. Получив задание, дети сначала должны продумать план своих действий, подобрать кубики по форме, размерам, чтобы конструкция дома получилась устойчивой. Если дети упустят данные моменты, они не смогут справиться с той задачей, которую перед ними поставил воспитатель. Во время совместной деятельности дети учатся общаться, формируется чувство коллективизма.
Суть проблемного обучения дошкольников
Подобное обучение имеет разновидности, в зависимости от того, как именно поставлена педагогом проблема. Проблемная ситуация направлена на персонализацию знаний, творческое развитие дошкольников. В детских садах широко развиты ролевые игры, которые подразумевают именно проблемное обучение. Примеряя на себя профессию доктора, ребенок учится общению с «пациентами». Такой опыт поможет ему в выборе будущей профессии, станет прекрасным стимулом для получения новых знаний. Находясь в дошкольном образовательном учреждении, ребенок учится преодолевать интеллектуальные затруднения, для него проблемная ситуация - это отличная возможность проявить себя. Именно проблема побуждает дошкольника к мышлению, учит его выбирать из большого объема информации только ту, которая ему потребуется для выхода из сложившейся ситуации. Противоречия, которые присущи данной методике, будут основным механизмом для активизации познавательной деятельности будущих первоклассников.
Любая проблемная ситуация - это непривычная для ребенка обстановка. Поиск оптимального зависит от творческого потенциала воспитателя. Проблемное обучение предполагает организацию через игру творческой и исследовательской деятельности дошкольников. Применяя разнообразные приемы формирования познавательной активности у своих воспитанников, педагог воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу детей. Воспитатель заботится о том, чтобы при получении новых знаний дети испытывали ощущение удовлетворения, удовольствия, радости. Созданная воспитателем проблемная ситуация - это возможность вызвать у детей чувство восхищения, неумения, удивления.
Самостоятельность дошкольника, гибкость, являются признаками умения и желания творить, сочинять, изобретать, придумывать новые образы.
Работая над проектом, ребенок получает от своей деятельности удовольствие, испытывает положительные эмоции. Только в таком случае можно будет говорить о полноценном развитии творческого потенциала дошкольника, формировании гармоничной личности.
Как создать проблемные ситуации
Противоречие является связующим звеном проблемного обучения, а потому важно правильно поставить перед ребенком вопрос. Чаще всего вопросы, абсолютно разные по структуре, задают сами дети: «Почему шуба не греет?»; «Почему растение пьет воду, а она из него не вытекает?»; «Почему у домашней курицы есть крылья, но она не улетает?»; «Почему земля круглая?» Те проблемы, которые выдвигают дети, воспитатель записывает или запоминает, а на занятиях адресует их всей группе. Воспитатель должен направлять детей на поиск ответа на вопрос, уделить внимание именно противоречию, чтобы в сознании ребенка зафиксировалось правильное решение. Педагог преднамеренно формулирует противоречия между научными фактами, которые известны ребенку, и жизненными ситуациями.
Примеры исследований
Изучая свойства воды, дети узнают о том, что на 80 процентов человек и животные состоят из воды. Для создания проблемной ситуации воспитатель спрашивает: «Почему наше тело не жидкое, ведь в нас так много воды?» Вместе с педагогом ребята ищут ответ и приходят к выводу, что вода - внутри организма, поэтому и не вытекает из человека. Воспитатель в ходе поиска ответа на поставленный вопрос выслушивает все доводы детей, поощряет их за активность, попытку проявить свои знания. После того как все ребята предложат свои ответы, совместно выбирается общее решение.
Для поиска правильного ответа можно провести и эксперимент. Дети вместе с педагогом (или родителями) натирают морковку, свеклу, картофель, выжимают сок, затем сравнивают объем полученной жидкости. Небольшое исследование, проведенное будущими научными работниками, станет для детей настоящим открытием. Создав проблемную ситуацию, воспитатель вынуждает своих подопечных получать знания, развиваться, самосовершенствоваться.
Необычные открытки
Проблемную ситуацию можно создать и на занятиях по физической культуре. Занятие «Поздравительные открытки для Пятачка» можно проводить в игровой форме. Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь подобрать для Пятачка подарок. В мультфильме про Винни-Пуха идет речь о подарке для ослика, поэтому вопрос о том, что подарить Пятачку, сначала кажется детям странным. Ребята предлагают разные предметы, которые бы можно было подарить Пятачку. Обычную гимнастику можно превратить в увлекательную мастерскую, в которой каждый ребенок будет занят изготовлением необычной открытки для героя мультфильма. Нужно не просто придумать открытку, но и найти для нее все детали. Для начала ребята заполняют свои волшебные шкатулки (ящики для работы). В каждый раздел ящика складываются определённые детали: кружочки, цветы, листочки. Вместе с воспитателем дети произносят волшебное заклинание, слова которого придумывает сам педагог. И только после такого необычного ритуала ребята приступают к созданию поздравительных открыток для сказочного Пятачка. Каждый ребенок получает в конце работы свою индивидуальную открытку, готовые изделия можно вывесить на специальном стенде.
Значимость проблемного обучения
Любая проблемная ситуация, предложенная педагогом, окрыляет дошкольников, помогает пробуждать и формировать познавательную активность, развивать творческий потенциал. Гипотеза, которую выдвигает воспитатель в начале занятия, также является вариантом проблемного обучения.
Заключение
При знакомстве детей с окружающим миром проблемное обучение является приоритетным. При необходимости решать определенную задачу ребенок концентрирует свое внимание, память, развивается, он гораздо быстрее адаптируется к повседневной жизни. При самостоятельной формулировке гипотезы дошкольники учатся ставить цели занятия, искать варианты и формы исследований. При создании любых проблемных ситуаций взрослые намеренно побуждают детей выдвигать гипотезы, учат их формулировать выводы. Ребенок не боится ошибиться, ведь он уверен в том, что его инициатива не будет наказана, а, напротив, каждое высказывание ребенка обязательно будет поощрено воспитателем.
Решать самостоятельно проблемы, не опасаясь ошибок, - это и есть конечная задача проблемного дошкольного образования. Современная образовательаня реформа в нашей стране претерпевает серьезные изменения, и введение новых федеральных образовательных стандартов в первую очередь связано именно с реализацией в дошкольных учреждениях проблемного метода обучения. Есть и первые положительные результаты подобного реформирования, подтверждающие важность и своевременность ФГОС. Дети, умеющие планировать свою деятельность, подводить итоги работы, не будут испытывать особых проблем во время обучения в образовательных учреждениях.
Гусева Виктория Владимировна
Этапы процесса решения проблемных ситуаций
В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному - познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания.
Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия», то есть решение проблемной ситуацией определяется вовлечением личности в мыслительный процесс .
Психологи выделяют три основных, характерных компонента :
1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие. Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблема ситуации .
2. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности. Одна из негативных сторон традиционного обучения - угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщении готовых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой : потребность мышления, открытость новому, любознательность. В развивающем же обучении - грамотная, своевременная постановка проблемы побуждает каждого включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.
3. Творческие возможности и достигнутый уровень знаний. Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации .
Этапы процесса решения проблемных ситуаций :
1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов :
Что будет входить в наводящие вопросы?
«Что нам надо вспомнить для решения вопроса ?» ,
«Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы ?»
2. Процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения . Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.
Что такое гипотеза?
Гипотеза - это утверждение, которое требует доказательств, выступает в роли предположений или догадок
решения . Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.
4. Рефлексия
Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере .
Ситуация : дети узнают, что их друг или он сам заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Ночь ему придется провести в лесу одному. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.
Постановка проблемы : как можно помочь герою не замерзнуть ночью?
1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний : с помощью наводящих вопросов.
Дети перечисляют варианты :
Найти избушку (не нашел)
Зажечь костер (нет спичек)
Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)
Сделать шалаш (нет топора)
Накрыться ветками
Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)
Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)
Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др. Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)
2. Решение проблемы : - поиск ответа во внешних условиях. Можно использовать вариант «домашнее задание» - спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей. Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать : дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и . Важно, чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.
3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения .
Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?
Надеть теплую кофту
Накрыться «ветками»
Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)
Свернуться калачиком
Попрыгать.
4. Рефлексия.
Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)
Как мы решили проблему ? (придумали разные способы)
Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес - брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).
Человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.
Таким образом, создавая проблемные ситуации , мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает Алексей Михайлович Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем . Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы », что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития.
Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира» , но и на математике, развитии речи, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему , необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.
Вопрос к аудитории : Что входит в деятельность педагога при создании проблемы ?
Ответ : деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации , формулировку проблемы , управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Вопрос к аудитории : Что входит в деятельность детей при решении проблемы ?
Ответ : деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации , формулировку проблемы , самостоятельный поиск, подведение итогов.
За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук.
Шаг № 1 Обсуждение проблемного поля , из которого формируется задача.
Шаг № 2 Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме, вопросы : «Как быть?» , «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения , поощрение самых необычных).
Шаг № 3 Формулировка противоречия.
Шаг № 4 ИКР (идеальный конечный результат) - Когда сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5 Обследование ресурсов объектов для решения противоречия .
Шаг №6 Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения .
Шаг № 7 Рефлексия : «Что делали?» , «Как?» , «Зачем?»
Трудности использования игровых проблемно-практических ситуаций состоит в том , что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально-познавательному общению со взрослыми и сверстниками, а педагог должен овладеть поистине виртуозным мастерством, чтобы опосредовано, без видимой опеки, выполняя определенную игровую роль, направлять поисковую деятельность детей, избегая авторитетного давления на них.
Использование игровых проблемно-практических ситуаций в познавательном процессе не должно быть случайным.
Каждая проблемно-практическая ситуация имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их решения практических коллизий, отказываясь от репродуктивной деятельности.
Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности.
Поэтому главным девизом можно взять следующие слова : «Стремись учить не всему, а главному, не сумме знаний, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в потоке»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – «ДЕТСКИЙ САД № 170 «АНТОШКА»
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Разработчик: воспитатель
Олеся Алексеевна Миселёва
Барнаул, 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Ситуации на развитие мышления дошкольников…………………………….6
Ситуации на нахождение внутренних ресурсов……………………………….11
Ситуации с противоречиями……………………………………………………13
Ситуации межличностных отношений сверстников………………………….15
Ситуации к НОД………………………………………………………..………..18
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»………………………………....20
Методическая основа…………………………………………………………....22
Введение
«Феномен проблемной ситуации в том,
что она является источником
мыслительной деятельности»
Рубинштейн С. Л.
Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Пояснительная записка
Одним из блоков игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.
При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий. Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности. Игровые ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий.
Цель создания проблемных ситуаций – развивать умение дошкольников решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения.
Задачи:
1. Развивать умение дошкольников осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений.
2. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций.
3. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
4. Развивать умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки.
Используемые методы:
- игровой;
- эвристический (частично-поисковый);
- исследовательский;
- объяснительно-иллюстративный.
Постановка проблемных ситуаций может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка.
Ситуации на развитие мышления дошкольников
Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном). 1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? 2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? Ситуации с огнём3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? 4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуации с водой5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? 6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
Ситуации с природой
7. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
10. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
11. В островок «Природа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
12. В островке «Природа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
13. Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)14. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
«Грибы»
15. Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
«Транспорт»
16. Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
«Дома», «Свойства материалов»
17. Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
«Фрукты»
18. Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
«Свойства материалов»
19. В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
« Язык мимики и жестов»
20. Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
« Погодные условия»
21. Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
« Свойства металлов»
22. Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
«Стороны света»
23. Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
«Объём»
24. Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
«Погодные условия»
25. Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?
« Измерение длины»
26. Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…
« Выше, ниже»
27. Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
«Лекарственные растения»
28. Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
«Почва»
29. Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
« Свойства дерева»
30. Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
« Часы»
31. Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
«Свойства воздуха»
32. Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.
«Увеличительные приборы»
33. Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
«Средства связи»
34. У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
«Свойства бумаги»
35. Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
Свойства копировальной бумаги»
36. Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
«Свойства магнита»
37. Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
«Дружба красок»
38. Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Ситуационные игры на нахождение внешних ресурсов
«Кот в одном сапоге»1. Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?«Вот так игра»2. Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»3. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?«Помоги Золушке»4. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?«Подготовка к празднику»5. Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? «Рассеянный Петя»6. Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек? Ситуации на нахождение внутренних ресурсов«Открытки для Дины»1. Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?«Красная Шапочка»2. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?«Помоги Оле»3. У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.«Молочные проблемы кота Матроскина»4. Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?«Корзинки для козлят»5. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Чудный лесник»
6. В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?«Жители города Кисельска»7. С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо – кисель, а его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.«Варенье для Карлсона»8. Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Ситуации с противоречиями
Дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм. На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
1. Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.Как Буратино достать ключ?
В ситуации выделяется задача или вопрос.Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
2. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
Противоречие: ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
3. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? Противоречие: Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
4. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
Противоречие: Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
5. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком? Противоречие: Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.
Ситуации межличностных отношений сверстников
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.
1. - Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь? - А я видела, как Соня сломала цветок. Что можно сказать о поступке Сони? Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
2. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. Никита закричал.
- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно. Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
3. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала. - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила. Права ли Наташа в такой ситуации?
4. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. - Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?
5. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Анатольевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
6. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
7. Светлана Владимировна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит. Светлана Владимировна, а Оля не отдает мою куклу. Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу. Что сказала Светлана Владимировна Наташе?
8. Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился. Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
9. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе. - Ты предатель. Рома обиделся. Как ты думаешь, почему?
10. Рита и Саша дежурные в мини-центре природы. Саша сказал:- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют. Рита рассказала об этом Галине Анатольевне. Права ли Рита? Как бы ты поступил?
11. В приемной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит. - А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается. Галина Анатольевна сделала замечание Рите. Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
12. Света выходит в приемной и громко говорит. - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой. Почему обиделась Света?
13. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. Витя говорит:- Не нужна мне ваша добавка. Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
14. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю:
- Поправьте мне одеяло. - Я хочу в туалет. - А Саша громко сопит, мне мешает. Как бы поступили вы?
15. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал:- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
Ситуации к НОД
1. В сказке «Золушка» мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взял бы с собой, потому что все люди равны.
2. Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: «Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу». Как бы ты поступил на месте детей?
а) засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: «Они совсем черненькие!»;
б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
3. В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а) посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
4. Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:
а) засмеялись, показывая пальцем на старика;
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как поступил бы ты?
5. В сказке «Сивка-Бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: «Сиди, дурачок, дома!» Как бы поступил ты?
а) так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: «Ты останешься за хозяина».
6. Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?
а) правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
Ситуации на тему «Что было бы, если бы…»
1. «…люди не знали об опасности»
Задачи: Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
2. «…в детском саду объявили тревогу»
Задачи: Способствовать умению дошкольников правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
3. «…съесть незнакомую ягоду»
Задачи: Познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; развивать умение высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; способствовать воспитанию чувства меры.
4. «…собака напала на ребенка»
Задачи: Способствовать умению детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; развивать умение выражать свои мысли полными предложениями; способствовать воспитанию любви к животным.
5. «…взлететь высоко, как птица»
Задачи: Познакомить детей с разнообразием птиц, развивать умение понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь.
6. «…питаться только сладостями»
Задачи: Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме.
Методическая основа
Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: nsportal.ru.
Интернет.
Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе
Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город МоскваОписание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.
Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.
Игровые ситуации
Вежливая просьбаЦель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.
Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?
Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.
Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.
Проблемные ситуации
1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.