Семья в современном обществе. Знакомьтесь: традиционная семья


У ребенка све особое умение думать и чувствовать,
онет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.
Ж. Ж. Руссо

Семья - это часть общественной системы. Общество, влияя на семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе. Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье повлияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги. Российские психологи выделяют несколько типов семей.

Семья патриархальная (традиционная).

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенными в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

  1. «Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
  2. «Я беспомощен» - у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
  3. «Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
  4. «Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые
    часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой
    немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

Семья должна стать традиционной в полной мере

В 2018 году в России начнут действовать новые меры материальной поддержки семей с детьми. Это выплаты на первого ребенка, помощь государства по ипотеке, обеспеченность яслями и др. Плюс продлевается действие программы материнского капитала. Считается, что эти меры помогут улучшить демографию. Однако они носят не демографический, а социальный характер и представляют собой меры материальной поддержки семей, т.е. помощь в том, что имеет .

Наше демографическое мышление построено на неверных посылках. Мы пребываем в гипнозе «финансизма» и считаем, что для выздоровления семьи нужно просто «вливать» в нее деньги. Представьте себе, что в больнице уже много лет лежит ваш тяжело больной родственник. Ему не становится гораздо лучше, и он продолжает находиться в тяжелейшем состоянии. А мы, вместо того чтобы лечить его, считаем, что нужно просто давать ему денег. Да, это скрасит его пребывание там, но НЕ вылечит . Примерно тот же самый прием используется по отношению к семье. Семью даже не пытаются лечить, а просто материально ей помогают. Даст ли это демографический эффект? Нет. Больному нужно помогать, но прежде всего больного нужно лечить!

Тот, кто работал на земле, знает, что плодоносить будет только здоровое дерево, давать потомство будет только здоровое животное. Все живое дает потомство только в здоровом состоянии. Нынешняя же семья нездорова, и ожидать от нее обильных плодов, т.е. деторождения, бесполезно. В чем нездоровье семьи? В том, что она стала институтом и относятся к ней, как к институту, такими вот мерами: у вас проблема – нате вам денег.

Могу сказать и по-другому. Семья перестала быть традиционной. Если мужчина и женщина заключили брак, это только первый шаг к ее созданию. К сожалению, подавляющее большинство семей традиционными не являются, поскольку живут не традиционными представлениями о семье, а представлениями ХХ века. А они являются извращенными. Могу их перечислить по пунктам.

Во-первых, это установка на малодетность – родить одного, максимум двух (при благоприятных условиях).

Во-вторых , это сама установка, что родители «принимают решение о рождении ребенка». От одних этих слов меня бросает в дрожь. Потому что жить в браке, избегая детей, – это избегать друг друга, это обесценивать сам брак. Это позор. Ожидать от такого позорного «брака», что он будет многодетным, бесполезно.

В-третьих , это готовность убивать своих детей.

В-четвертых , это установка на то, что работать должны оба родителя, а воспитывать – это дело тети в садике, учить – дело тети в школе.

Как же выглядит традиционная семья? Прежде всего, она создается в Боге и является иерархичной. Жене глава – муж, а мужу – Бог. Семья же неверующих по определению не является традиционной, поскольку там нет иерархии. Из-за этого она не будет и многодетной (исключения очень редки). Ведь современные супруги вообще не понимают своего предназначения.

Во-вторых , в традиционной семье детей не «планируют», а любят. И дети являются плодом любви, а не плодом «плана». А уж когда семье дастся новый ребенок, это только Богу известно. Дело супругов – не идти против Бога и воздерживаться друг от друга только на время поста и молитвы (см. 1 Кор. 7:5), а не жить для себя по принципу «максимум удовольствий, и никаких детей, а то дорого». Это человекоубийство, это убийство будущего.

В-третьих , в традиционной семье беззащитных детей не убивают. Что мы хотим исправить в демографии, если государство убивает детей!? Какое народосбережение? Детей вырезают, как скот. Я понимаю, что народ не готов к тому, чтобы вообще не убивать, но хоть какие-то потуги в ограничении убийств должны быть. Пока же нет никаких. В этих условиях все призывы к улучшению демографии останутся пустыми словами. Но самое страшное, что люди хотят убивать. Государство разрешает это делать, но идут на убийство сами люди. Они убивают СВОИХ детей.

В-четвертых , в традиционной семье материальное обеспечение семьи лежит на плечах главы. Жена в основном занимается домашним хозяйство и детьми. Поэтому у нее есть время на детей. Та семья, где женщина поскорее сдает младенца в «камеру хранения» — ясли или детсад, никак не является традиционной. И поддерживать этот институт – это значит разрушать семью. Жена – это, прежде всего, мать, а не работница в своем офисе. Женщин нужно вернуть в семью, а не вырывать из нее.

В-пятых , в традиционной семье детей воспитывают и учат родители. Как минимум они держат процесс обучения под плотным контролем. Вот такая семья традиционная. Та, где обучает детей школа, интернет, улица, — это не традиционная семья. А потом мы удивляемся, почему у нас разорвана связь между поколениями. Да потому, что родители, поклоняясь идолу своего «равноправия», в равной степени не занимаются своими детьми, перекладывая это на плечи государства – садика, школы, «общества», «коллектива». И потом же выдвигают претензии, мол, вы не так выучили моего ребенка. Да нет, это родители вначале его бросили.

В-шестых , традиционная семья создается на всю жизнь. Конечно, все скажут, что они заключают брак на всю жизнь, но спросите о личном отношении к разводам – и вы поймете, почем в России на 100 браков приходится 60 разводов. Потому что брак воспринимается как временное сожительство без обязательств. Не понравилось – разбежались. «Не сошлись». В традиционной же семье это невозможно.

Наконец, последнее. Что такое традиция? По-русски это предание (лат. trans – передача). Традиционная семья – это та, в которой передается слово Божие от родителей к детям. В более общем смысле – мировоззрение своей общности. Что может передать современная семья, если родители в среднем общаются с ребенком 10-15 минут в день? По другим данным, до 40 минут, из которых часть времени уходит просто на совместное сидение перед телевизором. То есть родители толком с детьми не общаются, возлагая все на пресловутую «социализацию». Нет, это не традиционная семья, не говоря уже о том, что у самих родителей зачастую нет твердого мировоззрения.

Много чем ещё традиционное представление о семье отличается от того, которое мы, заблудившиеся люди XXI века, считает традиционным. Наша задача – опомниться и начать с себя. Семью нам строит не государство, а мы сами. Потому и начинать нужно с себя. Другого пути у нас нет.

В этой статье мы кратко расскажем о каждом аспекте понятиях традиционной семьи и брака в современном обществе: основных функциях и их изменениях, видах, ролях, ценностях и их значении, кризисах, особенностях и тенденциях развития.

Разбираемся в терминологии

Пара, связанная узами брака, уже является тем коллективом, который среди людей считается семьей. Традиция объединения людей в более мелкие группы, нежели кланы или племена, имеет многовековую историю.

Поскольку это явление всеобъемлющее и фундаментальное, оно изучается различными науками:

  • социологией;
  • культурологией;
  • этнографией;
  • обществознанием.

Семейная ячейка в современном обществе несколько трансформировалась. Все дело в том, что ее предназначение перестало носить только практическую цель – воспроизводство потомства. Данный феномен может рассматриваться и в целом как социальный институт, и как малая группа.

Еще не так давно, пару десятков лет назад под одной крышей могли проживать несколько поколений сразу, что позитивно влияло на обмен опытом между представителями разных десятилетий. В современном же обществе наиболее распространена нуклеарная семья, то есть муж и жена с детьми.

Позитивной стороной подобного способа ведения быта становится мобильность. Отдельные поколения могут встречаться, проводить вместе отпуск, при этом сохраняя свою свободу и самостоятельность.

Негативный аспект такого расселения – высокая степень разобщенности. Из-за того, что семьи становятся более мелкими основаниями, иногда они включают только мужчину и женщину, теряется связь как внутри рода, так и с обществом.

Отсюда вытекает ряд неблагоприятных последствий:

  • утрачивается ценность брака;
  • нарушается преемственность поколений, а тотальный нигилизм молодежи порождает опасные течения;
  • становятся под угрозу сохранение и развитие гуманистических идеалов.

Предотвратить эти пагубные социальные явления сможет только обращение к своим корням. Возможность обитания в одном доме бабушек, дедушек, сыновей и внуков не всегда имеется, но показать молодому поколению, кем были их деды, и рассказать об истории рода легко, если в вашей библиотеки есть фамильная книга от Российского Дома Родословия.

Узнавая о своих предках, ребенок поймет, что они были такими же людьми с желаниями, целями и мечтами. Они станут для него нечто большим, чем фотографиями в альбоме. Малыш научится воспринимать непреложные ценности и в будущем сохранит их уже в своем доме.

Это особенно важно сейчас, так как институт семьи в современном обществе стоит практически на грани исчезновения. Молодые люди, обладая высокой степенью инфантилизма и преувеличенной ценностью личной свободы, не стремятся узаконивать свои отношения.

Традиционные малые группы практически уходят в прошлое, где ценность союза была превыше всего. О том, что важная роль ячейки пошатнулась, свидетельствует не только динамика разводов, но и приверженность молодежи к набирающей популярность философии чайлдфри (child-free), то есть к стремлению жить для себя, не задумываясь о продолжении рода.

Это обстоятельство приводит к тому, что нуклеарные союзы, где есть хотя бы один ребенок, заменяют бездетные, для которых такой образ жизни является осознанным выбором.

Виды семей в современном обществе


Существует ряд критериев, по которым можно описать малые группы. В настоящее время, чтобы описать данный коллектив ученые используют несколько оснований:

  • количество детей;
  • способ ведения родословной;
  • место проживания;
  • тип главенства.

Традиционная союз мужчины и женщины в настоящее время уже редкость. И дело здесь не только в общем настрое и стремлениях девушек и парней. Социальные условия меняются, и в угоду им трансформируется устройство малой группы. Ранее это было прочное фундаментальное образование, где чтили традиции и ценили непререкаемые авторитеты. Ныне же малая группа стала более мобильной, а взгляды – лояльнее. Возникают даже однополые союзы в некоторых странах: Швеции, Голландии, Бельгии, Канаде, Норвегии.

В Российском обществе современного типа по-прежнему преобладают не только классический состав семьи, но количество детей. Во многом на то, сколько поколений сосуществуют в одном доме, влияют материальные возможности, но тенденция к отселению молодой пары от родителей становится все более популярной.

Характер родственных связей

По данном признаку социологи различают нуклеарные и расширенные семьи. Первый вид представляет собой супругов с детьми, а второй подразумевает сожительство с родственниками жены или мужа.

Расширенные союзы были широко распространены еще в советское время, не говоря о более давних временах. Такой образ ведения совместного быта учил лояльности, уважению старших, формировал истинные ценности, способствовал сохранению традиций.

Количество детей

В наши дни многие пары отказываются заводить детей вовсе или стремятся воспитать только одного. Но из-за кризисных явлений в демографии само государство проводит политику, стимулирующую рост рождаемости. Правительство установило определенный размер выплат на второго и последующих детей.

По данному критерию выделяют пары:

  • бездетные;
  • мало-, средне-, многодетные.

Способ ведения родословной

В обществознании семья в современном обществе характеризуется по еще одному основанию, а именно тому, чья линия наследования главенствует. Различают патрилинеальные (отцовская линия), матрилинеальные (материнская линия), билинеальные (по обеим линиям).

Благодаря равенству обоих партнеров в настоящее время устоялась билинеальная традиция ведения родословных. Учесть все нюансы и хитросплетения обеих линий сложно, но Российский Дом Родословия составит фамильное древо, соединив две ветви материнскую и отцовскую.

Место проживания

Существует три вида ячейки в зависимости от того, где молодожены предпочтут остаться после свадьбы:

  • патрилокальные (живут в доме родителей мужа);
  • матрилокальные (остаются у родственников жены):
  • неолокальные (переезжают в новое отдельное жилье).

Выбор места жительства зависит от взглядов и традиций, сложившихся в роду.

Тип главенства

Ученые-социологи выделяют несколько типов сюзов по тому, в чьих руках сосредоточена власть.

  • патриархальные (отец – главный);
  • матриархальные (мать –главная);
  • эгалитарные (равноправие).

Последний вид характеризуется равноправием. В таком союзе решения принимаются совместно. Социологи считают, именно этот тип семьи, преобладающим в современном обществе.

Функции ячейки

В глобальном плане, а именно как социальный институт, брачный союз помогает заботиться о воспроизведении рода. Людям важно найти свое продолжение в другом живом существе. Цикличность жизни наполняет ее смыслом, и во многом поэтому мы стремимся дать все лучшее нашим детям.


Основной функцией семьи в современном обществе исследователи считают репродуктивную. Данный подход считается традиционным, потому как в нем находит свое отражение жизненный уклад многих поколений, которые были до нас и останутся после. Ведь в этом заложен естественный природный механизм.

В качестве малой группы значение союза мужа и жены по-прежнему велико. Он выполняет роль стартовой площадки – первейший коллектив, в котором человек знакомиться со способами построения общественных отношений. Именно в кругу близких людей ребенок усваивает нормы и правила человеческого общения, постепенно социализируется.

Помимо этих основных функций – репродуктивной и воспитательной – существует ряд других:

  • Регулятивная. Ограничивает инстинкты человека. Социум одобряет моногамию и верность одному супругу.
  • Экономическая. Ведение совместного хозяйство помогает человеку удовлетворять его первичные потребности.
  • Коммуникативная. Индивид нуждается в поддержке и духовном общении.

В настоящее время происходит некоторое изменений состава функций ячейки в социуме нового типа. На первое место выходят коммуникативная и хозяйственно-бытовая.

Производственная функция семьи по-прежнему сильна. Традиционно полагают, что дети должны быть рождены в браке. Молодые люди в возрасте до 18 лет нуждаются в материальной и моральной поддержке. В этот период идет активное усвоение опыта предшествующих поколений, формируется способность самостоятельно принимать жизненно важные решения. Ранние браки, как полагают специалисты, обладают высокой степенью неустойчивости и слабой реализацией репродуктивной функции.

Какие функции семьи изменились в современном обществе? Если раньше она была утилитарным образованием и служила только практическим целям – продолжению рода, то сейчас союзы заключаются ради поддержки и совместного достижения успеха, а также для обретения чувства социальной защищенности и спокойствия.

Проблемы развития молодой семьи и брака в современном обществе

Растущее с каждым годом количество матерей-одиночек, неполных союзов, а также пополнение численности воспитанников детских домов – все это является серьезными проблемами для развития рода в сегодняшних условиях.

Институт брака в наши дни по-настоящему стоит под угрозой разрушения. Социологи выделяют три проявления кризиса семьи в современном обществе.

  • Первое и самое очевидное: отделения ЗАГСов по-прежнему принимают сотни заявлений в год, но статистика говорит о резком снижении числа браков.
  • Второе кризисное явление заключается в том, что даже после нескольких лет совместной жизни пары решают разорвать свои отношения.
  • Третье печальное обстоятельство: разведенные супруги не вступают в браки с другими партнерами.

Отсутствия стремления завести детей во многих брачных союзах несет в себе множество потенциальных трудностей в демографической ситуации.

Тенденции развития семьи в современном обществе

Условия нашей реальности заставляют женщин активно включаться в социальную и трудовую деятельность. Дамы наравне с мужчинам ведут бизнес, участвуют в решении политических вопросов, осваивают не свойственные им профессии. Это накладывает отпечаток на наличие некоторых особенностей недавних браков.


Многие карьеристки не хотят жертвовать своим временем и уходить в декретный отпуск для ухода за ребенком. Технологии так стремительно развиваются, что даже недельное отсутствие на рабочем месте может стоить серьезного отката назад в плане развития. Поэтому в наши дни пары равномерно распределяют между собой обязанности по дому, воспитанию ребенка.

Если Вы по-настоящему задумывались над тем, как меняется семья в современном обществе, то наверняка поняли, что трансформации эти значительны, даже глобальны. Становится другим состав ячейки, роль и функции каждого ее отдельного члена. Но наряду с негативными тенденциями, ученые выделяют и плюсы. Брак мужчины и женщины рассматривается как союз, который аккумулирует в себе достижения обоих партнеров и заключается для поддержки и совместного развития. Такая философия может дать жизнь новой ветви рода.

Образуется еще одна первичная группа, где человек будет учиться любить, уважать и ценить взаимоотношения.

Правильное воспитание способно передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.

Семья́ - организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что

«…сейчас глава семьи - не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном - роль лидера принадлежит мужчине.

Современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной семье, так же как и в традиционной, наиболее важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. Итак, в современной семья в некоторой степени продолжает отражать культурные традиции предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями;

В современной многодетной семье сокращена внешняя поддержка со стороны родственников. Родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье. Детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно. Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватья-кумовья, а также бездетные тетушки.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи

Семья стала меньше по численности;

Современная семья менее стабильна;

Уменьшилось число семей, где глава муж;

Семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

Значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

Традиционная семья организована так, чтобы сохранить образ жизни старшего поколения, повторить родителей в детях. Дети здесь - объект социализации, задача которой состоит в том, чтобы «вписать» их в четко заданные рамки существующих ролей, норм и ценностей.

В чем особенности современной семьи?

-- Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.

Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран - это явление естественное.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе...

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

В нашей стране широко распространены семьи - коммуны, так называемые "шведские" семьи, а также - гомосексуальные семьи.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Глава I. Трансформация семьи в современном обществе

Глава II. Отличия традиционной семьи от современной

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Как известно, семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. В то же время, семья - это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой “живую единораздельную и целостную историческую систему” (А.Ф.Лосев).

В истории науки существует давняя традиция, связанная с теоретическим изучением семьи, насчитывающая не одну тысячу лет (начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля).

Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья - способ физического и духовного бытия человека, выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель данных свыше функций. Семья - активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения социология семьи - это фокусировка внимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте бытия.

Социология семьи рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей - семьи. Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.

Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. А.Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью социальная необходимость, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак - легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 65. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей.

Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду определённую пространственную локализацию семьи - жилище, дом; собственность - экономическую основу семьи; общесемейную деятельность родителей и детей; некую общекультурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства: семья придает своим членам известное своеобразие.

В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Таким образом, цель данной работы исследовать институт семьи - его прошлое и будущее. Соответственно цели определены и задачи:

рассмотреть происхождение семьи и ее эволюцию в традиционном обществе, в том числе, типы и функции семьи;

рассмотреть развитие института семьи на современном этапе, рассмотреть будущее семьи.

Глава I. Трансформация семьи в современном обществе

Центральная проблема социологии семьи -- это проблема изменений современной семьи, изменений, начавшихся при капитализме и продолжающихся при социализме в условиях НТР. Основными факторами, причинами этих исторических изменений современной семьи являются индустриальная урбанизация и эволюция социально-экономических отношений, культуры.

Индустриализация производства (а затем и сельского, хозяйства) создает и требует для своего осуществления массовой, квалифицированной, мобильной в социально-профессиональном и географическом смысле рабочей силы, состоящей из отдельных индивидов -- наемных работников, носителей рабочих способностей, имеющих основным средством жизни заработную плату. Стоимость рабочей силы, особенно на ранних стадиях индустриального развития, не может быть высокой, величина индивидуальной заработной платы исключает содержание большого числа неработающих иждивенцев. Женщина (а в ранний период капитализма и дети) выталкивается на рынок наемного труда. Рост стоимости рабочей силы по мере индустриализации обусловлен потребностями ее образования, приобретения индивидуальной, нужной промышленности профессиональной квалификации, охраны работника от болезней, профессиональных травм и заболеваний в виде общественно организованной системы здравоохранения. При социализме охрана здоровья, получение образования и квалификации становятся всеобщими бесплатными обобществленными функциями социальной инфраструктуры, а семья лишь помогает их интегрировать и осуществлять Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина (русский период деятельности). - Самара: Социологический центр “Социо”, 1992..

Индустриальная урбанизация означает стремительный рост городов как центров наиболее эффективного производства, использования рабочей силы, как мест концентрации населения, культурных богатств, науки, организаций, профессий, инженерных и конечных стадий производства и центров управления экономическим и социальным развитием.

Индустриальная урбанизация разрушает экономический и социальный строй патриархально-феодального образа жизни, в частности сельскую и городские сословные общины, -- «отношения личной зависимости», по определению К. Маркса.

Как необходимое условие индивидуальной мобильности в межпоколенном, биографическом и географическом смыслах вместо большой семьи возникает малая супружеская нуклеарная семья.

Концентрация населения в городах делает невозможным сохранение большой семьи не только по профессионально-экономическим требованиям, но и вследствие остроты жилищной проблемы в городах. Достаточно вспомнить, что большую часть рабочей силы Петербурга XIX века составляли люди, живущие отдельно от семьи, работавшие и служившие в столице в порядке отхожего промысла, сезонного или многолетнего найма. Именно они заполняли ночлежки, общежития и доходные дома.

В городе невозможно территориальное сосредоточение широкого родственного круга, здесь возникает раздельное проживание взрослых родственников разных поколений -- иначе говоря, наиболее активно идет процесс нуклеаризации семьи. Он проявляется во все более раннем отделении молодежи от родительской семьи в связи со службой в армии, самостоятельным выбором профиля и уровня образования и места работы, профессий, а с другой стороны, и это основной процесс, в неолокальности при вступлении в брак или следующем вскоре после брака разделении брачных пар разных поколений. В городе закрепляется устойчивое разделение мест работы, учебы и местожительства, мест восстановления здоровья и мест долговременного отдыха (образ жизни приобретает мультилокальный характер). Это меняет требования к жилому фонду города, к социальной инфраструктуре в целом и обостряет и без того острые проблемы.

Темпы экстенсивного роста экономики в городах много выше темпов естественного воспроизводства населения на протяжении всего периода быстрой индустриализации производства.

Нуклеаризация семьи сопровождается малодетностью семей, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Другой ряд предпосылок малодетности формируется в связи с изменением внутренней структуры нуклеарной семьи. Обобщенно совокупность внутрисемейных изменений можно охарактеризовать как процесс индивидуализации семейных ролей. Его суть составляет изменение статуса личности и социально-культурной основы внутрисемейной организации.

Как наиболее яркая внешняя особенность изменения семьи в крупных городах, стремительная нуклеаризации на первый взгляд не означает ничего более чем превращение группы супруги -- родители -- дети (несовершеннолетние) в модальный, а затем и полностью доминирующий тип домохозяйства. Между тем, нуклеаризация означает многообразные позитивные и негативные структурные следствия, имеющие социальное и лично-групповое значение для населения больших городов. В условиях равенства мужчины и женщины в сфере труда (облегчаемого распространением общего и специального образования для обоих полов, гарантируемого социального обеспечения, здравоохранения и коммунального обслуживания) нуклеаризация автоматически ведет к снижению многодетности семей как условия реализации этого равенства Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000..

С одной стороны, малодетность создает условия для концентрации, усилий родителей на раннем воспитании и образовании детей в семье, учета индивидуальных склонностей и особенностей ребенка в процессе социализации, роста общественных и семейных ресурсов для содержания и развития личности в детском возрасте. Иначе говоря, малодетность создает условия для индивидуализации воспитания в семье, которые нелегко обеспечить в массовой школе или в детском саду. С другой стороны, малодетность освобождает взрослых для многолетней трудовой деятельности за пределами семьи, делает семейную группу мобильной и в социально-профессиональном, и в географическом отношении, т.е. делает возможной индивидуализацию профессиональной занятости, профессионального самоопределения и индивидуального выбора места проживания. Концентрация рождений в ранних возрастах жизненного цикла женщины способствует этому. Другое важное условие мобильности, разнообразия и качества рабочей силы -- ослабление межпоколенных связей, как упоминалось выше, обеспечивается нуклеаризацией. Раннее начало сексуальной жизни, беременность и брак облегчают отделение взрослых детей от родителей. Итак, ослабление родственных и родительских обязательств делает возможным развитие прав выбора профессии, перемены труда и местожительства как по причине индивидуальных склонностей, так и в силу меняющихся условий производства.

В период экстенсивного экономического роста в городах только с помощью миграции можно обеспечить растущую потребность в новой рабочей силе, ибо как темпы естественного процесса репродукции оказываются слишком низкими, так и все белее продолжительный процесс получения образования новыми поколениями слишком медленным. Вступающие в сферу труда не замещают выходящих на пенсию высококвалифицированных работников. Мигранты начинают в экономической системе города с рабочих мест неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Индивидуальная мобильность в профессии и между профессиями становится необходимостью также и по этой причине.

Вследствие малодетности и несоответствия естественного воспроизводства населения по темпам и режиму экстенсивному экономическому росту города, оборот миграции довольно высок, и в любой данный момент значительная часть населения проживает в городе временно, Это ведет к расширению общежитий и жилищ для одиноких людей -- второй по распространенности в городе группы домохозяйств по численности после нуклеарных семей. Одиночество обостряет проблемы нормального формирования брака и экономического статуса молодых семей. Возраст вступления в брак вначале повышается и лишь на поздней стадии индустриальной урбанизации начинает снижаться. Вероятно, аналогично меняется распределение рождений: на ранних стадиях откладываются первенцы и прерываются вторые и особенно последующие беременности; в будущем можно ожидать концентрации рождений в молодые годы матери или развития бимодальной модели. Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношеий. Автореферат докторской дисс. - СПб, 2003.

Поскольку состав семей меняется по жизненному циклу, дом перестает иметь фамильное значение. Экономически он более рентабелен тогда, когда находится в общественной собственности, неоднократно меняются жилищные условия на протяжении жизни человека. Проблемы обмена, распределения и перераспределения, жилья требуют постоянного юридического и административного внимания от системы управления городом. Без их регулирования никакая программа жилищного строительства не может насытить жилищные потребности горожан. Если механизмы перераспределения жилья неэффективны, тормозится брачность, рождаемость, растет напряженность в семье, в межпоколенных. отношениях, ухудшаются условия приживаемости мигрантов, задерживается рост образования и квалификации, растут сверхнормативные, излишки жилья. В соответствии с фазой индустриального и демографического развития города жилища типа общежитий и домов гостиничного типа для постоянного заселения могут постепенно переориентироваться с рабочей силы начальной квалификации (мигранты и учащиеся ПТУ) на престарелое население города (пенсионеры и инвалиды).

Индивидуализация семейных ролей является наиболее мощной внутренней тенденцией изменения семьи в городе. Ослабление структурных связей нуклеарного домохозяйства с системой родства, самостоятельность профессионального статуса супругов и статуса детей в системе образования и профессиональной подготовки делают основные социальные интересы членов семьи индивидуальными по способу проявления и внесемейными, социально-профессиональными и непосредственно общественными по содержанию.

Индивид приобретает умеренную свободу от обязательства перед другими членами семьи в досуге и почти неограниченную свободу общения за пределами семьи, в местах своих постоянных занятий -- работы, учебы, транспортных перемещений и т.п. Именно в этих местах, а не в семье, чаще всего завязываются знакомства в предбрачный период. Учеба и работа все более становятся способом реализации способностей и стремлений личности, направленным на актуальные социальные потребности, и постепенно теряют свое значение как механизм сохранения преемственности социального положения данной семьи.

Подобным же образом индивидуализируются и связи семьи и инфраструктуры города: социальная инфраструктура -- индивид -- семья. Экономической основой такого положения является самостоятельность индивида в сфере труда или образования или самостоятельность его как носителя определенного уровня благосостояния (потребительских и культурных интересов, дохода, жилищных условий и т.п.) в отношении к инфраструктуре. Индивидуализация внешних социальных функций и свойств членов семьи кажется само собой разумеющейся, между тем она по сути своей является новым качеством. Свойства индивида впервые становятся более стабильными, чем свойства его семьи.

Глава II. Отличия традиционной семьи от современной

Традиционная семья была большой в двух основных аспектах, как было характерно для подавляющего большинства населения СССР до первой пятилетки: это была форма совместного проживания нескольких брачных пар разных поколений или во всяком случае взрослых женатых или замужних детей и их родителей, а кроме того, большая семья была средне- или многодетной. Глава семьи - как юридическое лицо (и собственник) контролировал экономические ресурсы семьи, руководил ее жизнедеятельностью, представлял семью перед обществом, определял будущее ее членов и нес за них ответственность. Семья была относительно долговременной группой с постоянным местом проживания, которая существовала, как правило, дольше, чем жизнь одного поколения. Весьма важным качеством большой семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную мобильную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу. Семья с неизбежностью была посредником во всех взаимодействиях индивида с любым другим социальным институтом.

В большой семье связи между тремя поколениями - родители супругов, муж и жена, дети -- были одинаково сильны, непродуктивны в традиционном механизме социализации как трансляции опыта от старших поколений к средним и младшим. В малой семье связи между старшим и третьим поколением практически перестают иметь социальное значение, а связи между соседними поколениями социально активны лишь в начальный и конечный период жизненного цикла поколения, притом таким образом, что круг связей между тремя поколениями превращается в цепь связей между соседними поколениями -- один раз, когда родители воспитывают своих несовершеннолетних детей, и второй раз (и эта связь тоже имеет тенденцию к ослаблению) - когда дети содержат своих престарелых родителей. Чаще всего последняя нагрузка ложится не на первенцев, а па вторых и последующих детей. Между тем нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе. В меру сохранения связи между соседними поколениями происходит выравнивание экономического положения соседних поколений, а также, в меньшей степени, социального значения родственных линий мужа и жены. Поскольку нуклеарное домохозяйство является связующим звеном в сети родства и поскольку социальное положение жены и мужа в тенденции выравнивается, статусы жены -- мужа и родителей с женской и мужской стороны становятся подобны, ни одна из трех взаимосвязанных семейных групп не является структурно предпочитаемой, в принципе все межсемейные связи имеют основную тенденцию к симметрии и регулируются нормой взаимности. Однако положение старшего и младшего поколения, более высокого и более низкого экономического положения поколений сказываются на обменах между семьями. Нуклеаризация гарантирует автономию отдельных домохозяйств. Более низкое благосостояние молодых семей является стимулом профессиональных достижений молодых супругов и одновременно создает проблему для социальной инфраструктуры города. Итак, нуклеаризация, создавая необходимость формирования индивидуально-семейного благосостояния всякий раз заново, лежит в основе стремлений к профессиональным достижениям как основному средству получения самостоятельного жилья, имущества и доходов. Эта тенденция соответствует требованию непрерывного роста квалификации и качества рабочей силы.

Нуклеаризация семей уменьшает структурное разнообразие типов жилища в городе, средние размеры квартиры, но увеличивает число домохозяйств и тем самым обостряет жилищный вопрос.

Внутри семьи индивидуализация ролей преобразует весь семейный строй. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

Прежде всего, отметим разрушение старой системы внутрисемейной иерархии, которая распространялась как на отношения мужчин и женщин, так и на отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей, детей разного пола и возраста. В семье не только нет явно выраженного главенства одного статуса перед другими, но меняется тип зависимости между носителями разных семейных ролей. Хотя брак и родительство по-прежнему являются не только личным, но и правовым и моральным отношением, призыв к учету индивидуальных интересов всех лиц лежит в основе современной правовой нормы и юридической практики. Приоритет, который отдается интересам детей при разводе или лишении родительских прав, оправдан социальной несамостоятельностью детей. Во всех же остальных случаях не только объективные социальные интересы каждого члена семьи независимо от пола и возраста, но и их личные желания являются основой внутрисемейного взаимодействия. Практически исключением являются лишь дети ясельного возраста, но как только ребенок становится в состоянии сформулировать свои желания или возражения, с ними приходится считаться. Уважение к личности признается неотделимым от формирования и необходимости сохранения самоуважения. Иметь желания и реализовать их считается нормальным путем обнаружения внутренних ресурсов и способностей личности и средством ее развития. Проявление индивидуальности считается нормальным и высокоценимым качеством, иногда даже вопреки конформности к норме (хотя, как правило, при условии отсутствия диссонанса с соответствующими нормами морали и опытом взаимодействия данной семьи как группы). Моральная аргументация «странного» поступка или регулярного действия, если она сопровождается убедительными ссылками на индивидуальные особенности, особые условия, а также не противоречит интересам других членов семьи и более широкой морали, не только обычно принимается, но и служит средством развития морального сознания укрепляет моральную автономию личности перед лицом других членов семьи и посторонних.

Индивидуализация семейных ролей ведет к сильной тенденции к симметрии мужских и женских моделей поведения в семье, к совместности или взаимозамещению членов семьи в выполнении многих семейных обязанностей. Это требует реорганизации разделения труда» семье, переопределения особенностей мужской и женской субкультуры в обществе, установления новых границ качественного своеобразия половой психологии, социальных, возможностей ограничений для мужчин и женщин. Прежняя ценностная структура свойств мужского и женского характера, стиля поведения постепенно приобретает новый вид. Основа такой перестройки -- это переход от «иерархической логики» аргументации различия между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка, подростка или старика.

Атмосфера в семье меняется: происходит сдвиг от системы наказаний и поощрений носителей соответствующих ролей, опирающейся на прочные и ясные традиции и на авторитет и власть главы семьи, к системе моральной оценки, морального спора, диалога и самообоснования, самооценки и оправдания, опирающейся на нравственную зрелость и убеждения всех членов семьи, на групповую и индивидуальную интерпретацию ситуации и относящихся к ней социальных требований и норм. Конечно, это обостряет атмосферу в семье, но в то же время делает напряженность в ней менее видимой для посторонних и даже для самих членов. Тем более важным становится взаимопонимание и доверие между супругами, родителями и детьми, а также откровенная коммуникация между ними как основное средство установления и поддержания взаимопонимания; Если эти условия не выполняются, растет отчуждение в семье, моральный диалог превращается в ссору, конфликт -- в насилие над личностью или стремление изолироваться от других в семье.

Индивидуализация охватывает не только сферу внешних функций членов семьи, разделение труда и моральные отношения в ней, но распространяется и на область досуга, свободного времени, проявляет себя в функциональной дифференциации жилого пространства в жилище. Каждому хочется иметь личное изолированное или условно изолированное пространство в жилище (в идеале -- комнату). Нормативный образ квартиры включает следующие элементы: каждому -- свою комнату, а кроме того -- общесемейную или гостевую комнату и места общего пользования6 . Индивидуализация проявляется и в контроле или преимущественном использовании многих вещей долговременного пользования в доме -- от посуды до телевизора или радио, от спортинвентаря до книг и стульев. И, разумеется, она доминирует в одежде и в предметах личного обихода и гигиены. Индивидуализация одежды особенно акцентируется при наличии двух или более детей близкого возраста презрительное выражение «обноски» характеризует отношение к попыткам следовать утилитарным соображениям и пренебрегать нормативными, индивидуализированными. Случается, требование индивидуализации благ вступает в противоречие с элементарными традициями воспитания и нравственности.

Индивидуализация досуга более характерна для отношений родители - дети. Что касается супружеских отношений, то здесь она сталкивается с нормой совместности любых важных внутрисемейных дел и мероприятий. Во всяком случае отпуск и выходные дни до сих пор рассматриваются, как совместное времяпровождение, так что индивидуализируются лишь отдельные элементы досуга (хобби, культурные интересы, творчество, общение вне семьи).

Тенденцию индивидуализации жилого пространства членов семей, которая вне всяких сомнений связана с обеспечением необходимых условий для стабильного утверждения и развертывания интересов, склонностей и способностей личности, сохранением жилой среды в соответствии с ее вкусами и потребностями, не следует смешивать с рядом внешне похожих на нее тенденций. Как упоминалось, в городе распространяются домохозяйства одиночек или лиц, живущих отдельно от семьи, а также групповых жилых ячеек и комплексов (общежитии, домов для малосемейных, интернатов, гостиниц и т.п.). Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

С одной стороны, проживание в одиночку; рассматривается, как правило, в качестве временного и вынужденного для человека этапа его жизненного цикла (следствие условий работы, учебы и т.п.). С другой стороны, эта псевдо индивидуализация способа проживания в городе есть негативное проявление трудностей формирования или сохранения семьи, обострение проблемы одиночества в добрачном юношестве, в бракоспособных возрастах, а также в престарелом возрасте. Стремление жить с близкими универсально для всех групп городского населения, поскольку отношения с близкими -- безусловная положительная ценность благополучия образа жизни в целом.

Другая тенденция -- это летний отдых детей отдельно от родителей: в пионерлагерях, на турбазах, детских дачах и т.п. Облегчая, как и проживание учащейся молодежи ПТУ, техникумов и вузов в общежитиях, формирование социальной и психологической самостоятельности детей, укрепляя их связи со сверстниками, раздельный отдых детей и родителей в определенной мере не соответствует всем стремлениям членов семьи. Широкий успех семейных форм отдыха в последние годы, поддержанный постановлениями правительства об их развитии, свидетельствует об этом.

Освобождение семьи от деформирующего влияния отношений собственности и наследования в полную меру осуществляется при социализме. Создавая условия для юридического и фактического равенства мужчины и женщины, социализм делает их субъектами брачного выбора. Желания, стремления, личные предпочтения людей впервые могут стать основой формирования новой брачной пары. Самостоятельность молодых делает необходимым их более раннюю психологическую и моральную зрелость. Появляется особый период в жизни человека -- ухаживание и добрачная социализация, когда отношения с лицами противоположного пола становятся особой сферой и ценностью в жизни молодежи и которые разворачиваются в основном за пределами семьи и родительского контроля -- в местах учебы, работы, общественно организованного досуга и общения. Группы сверстников приобретают характер особого института социализации молодежи, дополняющего влияние семьи, школы и средств массовой коммуникации, формирующаяся до брака психологическая и моральная зрелость молодежи становится основой личностного взаимодействия в браке, индивидуализация ролей в добрачный период находит продолжение в других фазах самостоятельной семейной жизни, как в отношении супружеского взаимодействия, так и в воспитание собственных детей.

Внутри семьи связи между поколениями на первый взгляд кажутся сегодня односторонне функциональными -- детям нужны родители, чтобы обеспечить им гигиенические и бытовые условия, заложить в личности фундамент культуры: обучить речи, ходьбе, уходу за собой, привить детям социальный, личный и нравственный смысл исходных категорий человеческого существования - труда, долга, свободы, справедливости, поступка, решения, самоуважения и любви к человеку, смысла жизни и т.п. Многие другие родительские функции сегодня отпали или неузнаваемо изменились -- идет ли речь о передаче детям профессионального.опыта или секретов, приобщения к вере или к научным знаниям, к фольклору или к национальной культуре, к приличиям своего круга или к священным местам своей родины. Роль родителей сравнительно невелика в социальном контроле за поведением ребенка вне дома, в определении его будущего социально-профессионального, имущественного или брачного статуса, в воспитании детей своих детей -- внуков. Но все же функции родителей для детей фундаментальны и неустранимы.

Разумеется, ни у кого нет сомнений в социальной роли детей в демографическом воспроизводстве, в огромном потенциале молодежи как одного из самых мобильных, активных, ценных факторов развития социализма. Но какова же социальная функция детей для родителей? Верно, при большом числе детей, родители получают пособия, дополнительное жилье, приобретают права на льготы из общественных фондов потребления. Но эти меры лишь компенси-руют частично тяготы многодетных родителей, не ликвидируя их полностью. Взрослые дети помогают своим родителям или содержат их в старости, хотя это случается теперь все реже и реже. Функция заботы о пенсионерах обобществляется.

В традиционной семье дети были нужны родителям как рабочая сила, как гарантия устойчивости социального положения семьи, как средство обеспечения в старости. В современной семье дети становятся для родителей средством развития собственной личности, приобщения к сфере образования, моды, новых привычек поведения и потребления, источником сведений о новых профессиях и книгах, культурных событиях и социальных возможностях.

Различие семьи как социального института и малой первичной социальной группы, собственный опыт взаимодействия которой создает облик конкретной семьи, должно быть дополнено пониманием значения индивидуальных свойств и особенностей для историй конкретной семейной группы и ее структуры.

Заключение

традиционная семья современная

Основные выводы по работе следующие.

Говоря о семье, мы должны выделить два ее разных типа: традиционную и современную. Традиционная семья лежит в основе структурирования родовых и этнических социальных систем и отличается развитостью сложных внутрисемейных и межсемейных отношений, создающих устойчивую структуру общества (рода, этноса, клана). Как общественная организация, лежащая в основе этно-родовых систем, изначально семья является мощным структурным образованием, особым организмом, определяющим своими связями и напряжениями мотивы поведения людей, схемы распределения продуктов и результатов деятельности и даже ранних форм производства.

Традиционная семья - это образование, включающее не только супругов и их детей, но также братьев, сестер, дедушек и бабушек, а также множество других родственников, для определения которых в народной культуре существует множество терминов. Это, по сути дела, целостный родовой ствол или клан, образованный множеством людей и включенный в общую этническую систему. Традиционная семья, организовывая общество сложной и многоуровневой системой родственных связей, является энергетической системой, подчиняющей себе как потоки общественной жизни, так и формы психологической жизни человека. Начиная с ранних детских сказок и родовых мифов, человек усваивал ценности и правила семейной жизни, принимал их как неоспоримую логику своей жизнедеятельности.

Совсем иное образование - это современная городская семья, состоящая только из родителей и детей или вообще из одного или двух человек. Современный тип семьи - это локальные семейные системы, включенные в действующие формы государственной и профессиональной деятельности. Они отличаются от традиционной семьи, прежде всего, разрушенностью стабильных межсемейных родовых отношений.

Современная городская семья включена в формы деятельности и производства, которые сами уже не включены в ее структуру семьи. Профессиональные деятельности создают свои особые пространства взаимоотношений, где люди действуют как участники этих новых форм производства жизни, общаются и создают семьи. Современные семьи формируются в ритмах городской жизни как ее малые элементы, но сами семьи не определяют своей глобальной структурой и напряжениями логику организации общей деятельности. Общество и производство лишь включают в себя семью.

Список использованной литературы

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.

Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.

Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социол. исслед. 2003. № 7.

Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2004.

Панкова Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений. Автореферат докторской дисс. - СПб, 2003.

Рябова Г.Б. Семьеведение. Учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004. 171 с.

Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000.

Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. - 108 с.

Размещено на www.allbest.

...

Подобные документы

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Юриспруденция и брак. Воздействие современных социальных институтов российского общества на состояние института семьи. Проблема будущего семьи.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Изменение функций в нуклеарной семье. Современное состояние семьи в рф. Кризис или эволюция. Будущее семьи.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2007

    Анализ эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений, процесс нуклеаризации. Развод как "нормальное явление", его причины. Неполные семьи с одни родителем, уклоняющееся материнство, новые формы семьи. Рост обедневших семей и его последствия.

    презентация , добавлен 05.04.2014

    Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2013

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Трансформация института семьи на протяжении столетий и его состояние на современном этапе. Изменения в социальной структуре общества, приведшие к уменьшению роли в нем семьи, последствия такого положения. Негативные проявления в современной семье.

    реферат , добавлен 14.07.2009

    Теоретический анализ значимости института семьи для различных групп людей. Характеристика типов семьи. Особенности и методы соответствия между запросом к типу семьи и реализацией. Социальные проблемы современной семьи. Семья в демографической ситуации.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Трансформация семьи как социального института. Виды и категории семьи в Российской Федерации. Классические и современные формы семьи. Типы семейной структуры. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Понятие семьи, ее функции и история изучения. Основные подходы в современной отечественной социологии. Эволюция семьи и брака. Особенности пути от традиционной семьи к современной. Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи. Особенности проблем, появляющихся в семье. Причины краха семейных отношений в современном обществе. Пути решения семейных проблем.