Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Ребенок холерик: характер и рекомендации по воспитанию

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик ? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1. Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

  1. Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.

Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.

Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

– один из четырех типов темперамента человека, его нервной организации (или психотипа). Это самый взрывной и самый неуправляемый тип.

Не надо путать психотип человека и его характер. Темперамент – генетически заложенный тип нервной системы, а характер – результат воспитания. Поэтому холерическая натура взрослого человека, сдерживаемая воспитанием (то есть под воздействием разума) вполне может вести себя сдержанно, и лишь в минуты большого эмоционального воздействия проявляться бурными всплесками эмоций.

У ребенка же нервная система еще неокрепшая, и нервные центры, отвечающие за его поведение, еще неразвиты в полной мере, поэтому ребенок холерического типа более часто подвержен смене настроений, от бурной радости и подвижности до горьких слез и желания уединиться.

Люди-холерики обычно легко уживаются в обществе, правда, общество достаточно быстро от них устает: им, как правило, всегда бывает необходимо выговориться, дать волю своим эмоциям. Часто холерики обладают весьма разнообразными талантами, обширными интересами, так как их мощный темперамент и внутренняя энергия «требуют выхода».

Это прирожденные лидеры, из холериков вырастают талантливые актеры, политики, художники, режиссеры – то есть, люди публичные, желающие и имеющие, что сказать другим.

Холерик-ребенок характеризуется своей подвижностью, громким голосом. Про таких детей говорят: способный, но чересчур активный и капризный. Они легко усваивают материал, но быстро устают от неподвижного сидения на уроке, и поэтому на переменах превращаются в маленький смерч, сметающий все на своем пути. Такие дети часто страдают от травм, у них постоянно ломаются вещи и игрушки. Приучить их к чему-то, требующему неспешности и аккуратности, очень трудно. Например, у девочки-холерики прекрасно и быстро справляются с уборкой квартиры, но вот тесто у них никогда не поднимается так, как у их подружек-флегматиков, а булочки из этого теста часто подгорают.

В обучении дети-холерики обычно все схватывают «на лету», если же этого не происходит, они часто теряют интерес к предмету, и тогда заставить их выучить урок – задача очень тяжелая. Вальдорфская педагогика рекомендует таких детей не сажать рядом, чтобы учителю не пришлось ежечасно гасить ссоры и скандалы на уроках, также не рекомендуется их подсаживать и к , чтобы не угнетать последних. Идеальный сосед для холерика – флегматик, которого даже полезно немного «расшевелить».

Любимый цвет ребенка-холерика – яркий, насыщенный оранжевый или солнечно-желтый. При большой доле красного цвета в его рисунках можно говорить о тревожности, излишней возбужденности в характере ребенка.

Вследствие воспитания, общественного сознания психотип холерика, обусловленный его врожденным темпераментом, как правило, сдерживается, сглаживается, и проявляется в полной мере лишь при сильном эмоциональном воздействии или под воздействием алкоголя, наркотиков или возбуждающих лекарственных препаратов. При воспитании ребенка следует учитывать его психотип и, чтобы снять его излишнее эмоциональное и нервное напряжение, рекомендуется сочетать обучение ребенка с посещением спортивных секций, различных кружков и других мероприятий, чтобы дать выход излишней энергии.

Зная тип темперамента ребенка, родители могут помочь ему раскрыть свои таланты и направить неуемную детскую энергию в нужное русло .

Темперамент ребенка проявляется еще в раннем детстве и определяет стиль поведения малыша, его манеру общения, предпочтения, отношение к игре, проблемные моменты в общении с друзьями и родителями.

Психологи выделяют четыре типа темперамента : холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. Однако представители какого-то из направлений редко встречаются в «чистом виде», чаще у человека смешанный тип, но, тем не менее, в его поведении достаточно выразительно присутствуют особенности определенного типа темперамента.

Наверняка, вы не раз обращали внимание, как по-разному ведут себя детки , начиная с рождения: один карапуз спокойно сидит в колясочке и внимательно наблюдает за всем вокруг, а другого не удержишь на месте никакими игрушками и ограничителями, ему крайне важно вылезти и самому исследовать территорию. Причина - в темпераменте малыша , переделывать который нет смысла, а вот попытаться научиться понимать ребенка и общаться с ним, исходя из его личных качеств - давайте попробуем вместе.

У нас родился флегматик

Флегматичный малыш - довольно медлителен и спокоен с самого рождения. У него достаточно низкий уровень активности, он с трудом переключается с одной деятельности на другую.

Малыш-флегматик чаще всего много спит и , проснувшись - лежит спокойно, размышляет, рассматривает окружающее пространство, не требуя к себе немедленного внимания.

Подрастая, малыш не становится приверженцем шумных и быстрых игр , беготни, чаще всего непривередлив в еде, однако не любит новшеств в меню, предпочитая привычные блюда. У малыша есть ? Возможно, он будет просить родителей читать ему именно ее изо дня в день, не позволяя изменить ни единого слова.

Хотя кроха достаточно усерден, из-за присущей ему медлительности у него могут возникать проблемы еще в детском саду. Если требования и задания воспитателя нужно будет сделать быстро, у малыша-флегматика это может не всегда получаться.

Быстро принимать решения - также не для него, выбирая игрушку с флегматиком нужно быть готовым к тому, что перед покупкой придется пересмотреть весь ассортимент.

Советы родителям флегматика

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «С флегматиком сложнее всего быстрым родителям-холерикам. Именно они могут ежедневно выходить из себя из-за медлительности любимого чада. А малыш может нарочно двигаться еще медленнее, чтобы измученный ожиданием родитель сдался и быстренько сделал все сам. И тут уж выбирать родителям, какой стиль поведения для них наименее проблематичный: быстрое решение проблем или корреляция своих планов с темпераментом ребенка. Если ваш голос за скорость, с чистой совестью сделайте все быстро за ребенка или вместе с ним (соберите игрушки, уберите постель, помогите одеться) и спокойно преступите к следующему пункту программы - выходите на улицу или укладывайтесь спать. Если такое решение вопроса не ваш стиль, планируйте свои действия с учетом того, что на каждое действие ребенка нужно выделить необходимое (достаточное!) количество времени, а также не забывать регулярно контролировать выполнение поставленной задачи без излишней нервозности».

Флегматикам не просто в детском коллективе, будь то детский сад или школа. Они верные друзья и серьезные люди, но вот найти себе хорошего друга им сложно , ведь для этого нужно включаться в общие игры, которые не всегда интересны малышу.

Родителям стоит научить малыша общаться , проявлять инициативу, знакомиться с другими детками на площадке, чаще гулять в компаниях с активными малышами.

Безусловно, медлительность флегматика может очень раздражать, но не стоит называть ребенка копушей , ленивцем, неумехой и прочими «ласковыми» словами. Быстрее от этого он явно не станет, а вот обидеться и замкнуться может точно. Старайтесь концентрировать свое внимание на положительных сторонах малыша: он усидчивый, спокойный, серьезный, можно не переживать, что он куда-то залезет и упадет, что-то сломает или перевернет на себя.

У флегматиков существуют сложности спереключением внимания : такому ребенку сложно одновременно следить за тем, что рассказывает воспитатель или учитель и при этом выполнять какое-то другое, например, раскрашивать. Если в детском саду такая медлительность еще не будет серьезной проблемой, что в школе справляться с многозадачными ситуациями ребенку нужно будет ежедневно. Тренируйте внимание малыша:

  • давайте несколько поручений одновременно;
  • читайте вслух, когда кроха рисует или лепит, а потом спрашивайте, о чем был рассказ;
  • покупайте развивающие игрушки, в которых необходимо быстро переключать внимание, например, отличным помощником станет интерактивный коврик для игры в «Твистер»;
  • собирайте домик из конструктора и параллельно отгадывайте загадки.

Для флегматика очень важно, чтобы в его жизни были ситуации, в которых он сможет почувствовать себя важным, первым, успешным.

Вечный прыгатель - вызывали?

Малыша-холерика легко узнать не только с пеленок, а еще с пребывания в животе у мамы. Даже в период беременности холерик регулярно устраивает концерты и футбольные матчи, не давая почти ни на минуту расслабиться будущей маме. После рождения именно холерики чаще всего - самые требовательные малыши, которые будут часами кричать, добиваясь своего и легко расстраиваться из-за любых мелочей. Колики у них часто протекают дольше и болезненней, чем у сверстников, они метеозависимы, склонны к аллергии, переборчивы в еде и очень привязаны к маме. Спокойным холерик бывает чаще всего на руках у мамы и у ее груди. Спокойный ночной сон - тоже не о них, холерики просыпаются как минимум 4-5 раз за ночь, иногда .

Энергичности им явно не занимать, поэтому малыш-холерик не будет спокойно лежать в кроватке даже в 4 месячном возрасте, а уж когда он научится ползать и ходить - о спокойствии родители смогут только мечтать.

Такой ребенок упорно добивается своей цели, любознателен и часто опережает в развитии своих сверстников, просто потому что ему все интересно.

Эмоций у холерика - хоть отбавляй, часто именно благодаря им он становится заводилой и лидером в любом детском коллективе. Ну а в детстве, пока покомандовать некем, справляться с потоком эмоциональности, вспыльчивости и подвижности придется родителям.

Малыши-холерики часто бывают перегружены впечатлениям и, но даже будучи уставшими, они не признаются в этом, отказываясь спать и не находя времени на еду. Именно таким деткам желательно ограничивать просмотр телевизора, общение с компьютером, а также переориентировать на занятия спортом и подвижными играми. Не стоит ограничивать двигательную активность холерика, важно ее организовывать и контролировать, такой малыш не любит бесцельности. Переутомившийся холерик может устроить из-за любого пустяка.

Часто малыш-холерик хорошо справляется с любыми поставленными задачами , но если у него не получается что-то сразу - интерес может пропасть, потому как напрягаться для достижения чего-то не его парафия. Если же навык освоен, ребенок часто теряет к нему интерес, так, именно у холериков дома наибольшее количество игрушек, с которыми он не играет, просто потому что они ему уже не интересны. У холериков хорошая память, но они нередко забывают какую-то информацию просто потому, что она не является для них важной.

В детском саду и школе холерик часто бросается выполнять задание, даже еще не дослушав до конца. Делает все быстро , хоть и правильно, но небрежно, с ошибками и исправлениями. Он понимает и схватывает общий ход решения задачи, но вот усидчивости чтобы все расписать и объяснить как того требуют правила холерику никогда не хватает.

Холерик довольно хвастлив и самоуверен, также у него могут возникать проблемы с дисциплиной, порядком и послушанием. Важно следить за тем, чтобы излишняя самостоятельность и склонность ребенка-холерика к необдуманным поступкам не привела в дальнейшем к неприятным приключениям, представители именно такого типа темперамента часто попадают в различные хулиганские компании.

Советы родителям холерика

В детстве малышу-холерику жизненно необходимы упорядоченность и спокойствие вокруг. Именно таким деткам помогают ежедневные ритуалы перед отходом ко сну или приемом пищи, которые дают ребенку сигнал настроиться и переключиться на происходящее.

Родителям нужно научить малыша доводить начатое дело до конца , а это задача не из легких. Помочь в формировании усидчивости и внутреннего контроля смогут не соревновательного характера, рисование, лепка, мозаика.

Стоит отметить, что ребенок-холерик очень любит общество, поэтому он вряд ли будет часто играть во что либо самостоятельно . Совместное времяпрепровождение с родителями, братьями и сестрами или друзьями - вот когда холерик будет чувствовать себя как рыба в воде.

В совместных играх родителям важно учитывать, что изначально холерику будет очень сложно принять момент проигрыша . Эмоциональный взрыв и яркая реакция на каждую свою неудачу - часть темперамента холерика. Не стоит активно критиковать такие реакции, лучше мягко подсказывайте ребенку, что проигрыш - это нормально, и реагировать на него слишком бурно не стоит, а чтобы избегать подобных ситуаций, тебе стоит быть внимательным, думать наперед и просчитывать ходы.

Ребенка-холерика желательно начинать успокаивать приблизительно за два часа до сна: откажитесь от подвижных игр, заменив их на спокойные, прогуляйтесь на воздухе, и помните, что кроха гораздо больше устает от эмоционального напряжения, а не от физического.

Застенчивый Пьеро

Ребенок-меланхолик очень тихий, дисциплинированный, скромный и робкий. Часто такие дети почти не заметны в детском коллективе. Играть меланхолики предпочитают или в одиночестве или с одним хорошо знакомым ребенком. Активность - это не про меланхолика, он часто не может постоять за себя , теряется в шумном или незнакомом коллективе.

Часто меланхолики ведут себя не по годам рассудительно, любят находить всему объяснения, сочувствуют окружающим. Ребенок-меланхолик очень эмоционален , просто чувства и переживания он, в отличие от холерика, не показывает, они скрываются у него глубоко в душе за внешним спокойствием и равнодушием. Хотя любая неприятность способна довести малыша до слез, родители часто не подозревают о его переживаниях, ведь внешне ребенок абсолютно спокоен.

Меланхоликов нельзя критиковать , принимая все близко к сердцу, малейшее замечание может спровоцировать у ребенка грустные мысли о собственной никчемности и ненужности. Именно среди меланхоликов наибольшее количество пессимистов и людей, которые переживают депрессию, сомневаются в своих силах, испытывают .

Хотя меланхолик не испытывает большой потребности в общении, любые сложности в детском коллективе или проблемы с другом он переживает очень остро , страдая и чувствуя себя отверженным. Нерешительность мешает ребенку выяснить проблемы в отношениях, мнительность не позволяет оценивать себя адекватно, тревожные мысли о том, что это он сам во всем виноват угнетают желание общаться с окружающими.

Благодаря богатой фантазии и чуткости у малышей меланхоликов хорошо развиваются речевые навыки , они любят творчество и часто самовыражаются через рисунок. Ребенок-меланхолик не испытывает трудностей в обучении, хорошо воспринимает новую информацию, запонимает и применяет нужные навыки. Но даже если ребенок хорошо знает материал, стоит ему попасть в дискомфортную ситуацию, он забывает то, что знает, теряется, и редко может показать себя во всей красе. «У меня никогда ничего не получается» - одна из любимых фраз классических меланхоликов, они часто теряют веру в себя. И вот именно с этим состоянием необходимо бороться родителям таких суперчувствительных малышей, всеми силами вселяя в ребенка веру в самого себя .

Советы родителям меланхолика

У малыша-меланхолика обострено чувство вины и неуверенность в себе . Поэтому родительский крик для него крайне губителен. Приказы, прессинг, строгие рамки, ультиматумы и беспрекословное повиновение - тоже не для меланхолика. Если вы наедине и спокойным тоном объясните малышу, в чем он не прав, этого будет вполне достаточно, к тому же меланхолики крайне редко бывают непоседами, проказниками и хулиганами.

Именно деткам-меланхоликам крайне важен тактильный контакт со взрослыми, ощущение, что родители их принимают такими, какие они есть, понимают и поддерживают .

Мягкость - необходимо качество для родителей меланхолика, и не потому, что вы воспитываете «кисейную барышню», даже если это мальчишка, а потому, что только так от ребенка можно чего-то добиться. Конечно, акцентировать внимание ребенка на его повышенной ранимости не стоит, ведь роль страдальца так привлекательна для манипуляций со взрослыми. Важно развивать сильные стороны такого малыша, всегда быть готовыми выслушать, понять, посочувствовать, прийти на помощь и мягко перевести внимание на позитив , на то, что получилось и удалось.

Для ребенка-меланхолика важно найти направление, в котором он будет успешен . Конечно, ему не всякое подойдет, например, в спортивной секции лучше обращать внимание на неколлективные виды спорта, без яркого соревновательного элемента с другими детьми, шума и гама.

Если малыш хорошо рисует или лепит - не зарывайте его талант в землю, отправьте в художественную школу, ему важно слышать похвалу. И если его педагог по специальности будет им доволен, малыш воспрянет духом и почувствует себя увереннее и лучше.

Конечно, ребенок-меланхолик будет много раз перестраховываться, говорить, что у него ничего не выходит, что лучше все это оставить прямо сейчас, чтобы потом не мучиться, отказываться от борьбы. Но если родителям удастся в такие моменты поддержать и переубедить ребенка, что у него все выйдет, стоит только попробовать, результат вас действительно обрадует, ведь среди меланхоликов много тонких и незаурядных ребят.

Сравнение с окружающими весьма проблематично для меланхолика. Если такой ребенок услышит от родителя традиционное: «А вот соседская Леночка уже умеет…», скорее всего, он не станет делать то, о чем его просили хотя бы из принципа. А еще из-за боязни не соответствовать высокой планке мифической Леночки. Поэтому у таких детей для мотивации необходимо сравнивать их достижения с ними же: «Раньше у тебя не получилось нарисовать такой ровный кружок, а сейчас, посмотри, очень даже красиво получилось, умница», «Раньше ты не мог сам раскачать качели, а сегодня все сделал без проблем, ты - молодец!». Так меланхолик будет меньше сомневаться в себе и хотя бы на время поверит в свои силы.

Солнышко в доме

Активный сангвиник действительно как солнышко - яркий, эмоциональный, впечатлительный. Такие малыши открыты миру, часто пребывают в хорошем настроении, улыбаются, общительны, первыми идут на контакт.

Сангвиники достаточно легко привыкают к новой обстановке , находят новых друзей , поэтому пребывание в садике или поход в школу не представляет для них проблем. Из таких малышей вырастают отличные путешественники - им очень нравится открывать для себя , и пусть сначала это будет парк на другом конце города, будьте уверены, если ему там будет интересно, то поездку можно считать успешной.

А для развлечения сангвиника не стоит прикладывать особых усилий, этот ребенок с одинаковым удовольствием готов как прокатиться , так и просто побродить по заброшенным дорожкам в дубовой роще. Чтение, спорт, творчество - у сангвиника нет каких-либо особых предпочтений, при чем он часто успешен во многих направлениях.

Без новых впечатлений ребенок начинает скучать, поэтому часто берется за несколько дел одновременно , не всегда успевая все сделать в срок или достаточно хорошо. Но сангвиник не унывает, он соглашается с тем, что был не прав, но при этом не перестает неутомимо открывать для себя все новые и новые горизонты.

Дети-сангвиники редко капризничают , хорошо осваивают новые знания, не испытывают проблем с речью, часто становятся заводилами, но без проблем готовы уступить свое место кому-то другому, так как достаточно неконфликтны.

У малыша-сангвиника могут возникать проблемы с сосредоточенностью и внимательностью, иногда он бывает рассеянным и несерьезным при выполнении заданий. Проблема становится серьезной, если задача, над которой работает ребенок, ему не интересна. Взять себя в руки и довести начатое до конца для сангвиника достаточно проблематично, поэтому он легко может вместо решения скучного примера заняться чем-то интересным, например, болтать с соседом по парте.

Советы родителям сангвиника

Похвала и поощрение - отличные принципы в работе и воспитании сангвиника, если малыш заслужил хорошее слово, не забывайте сказать, что именно он сделал хорошо, обрадоваться, что он уделил должное внимание качеству выполненной работы. Например, если сангвинику не напомнить, что при отработке навыков письма необходимо стараться, писать он будет как «курица лапой», при чем абсолютно искренне не видя в этом проблемы.

Сангвиники очень любят учиться , поэтому в классе или группе детского сада такой ребенок чувствует себя достаточно комфортно. К тому же у него не возникает проблем в общении , взаимодействии, его часто хвалят учителя, ставя в пример детям. Сангвиники при этом не зазнаются , для них привычно быть хорошими, знающими, правильными. Но иногда они могут попадать и под . В таком случае с ребенком следует много и аргументировано разговаривать. Сангвиник - готов признать проблему и согласиться на компромисс, в том случае, если вы докажете ему, что он был не прав.

Для ребенка-сангвиника очень важен пример его семьи, а также оценка родных и близких. Если ребенок знает, что маме или папе не нравится его выбор, он будет страдать, и чаще всего выберет то, что сделает его хорошим в глазах значимых для него людей.

Каким бы ни был темперамент вашего малыша, главное - не пытаться его изменить, а любить его таким, какой он есть.

Как известно, все люди обладают определенным темпераментом. Существует четыре вида темперамента человека: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Если вы определили, какой темперамент у ребенка, тогда к его воспитанию можно подходить именно с этой точки зрения. Итак, вы определили, что ваш малыш холерик, значит, воспитывать его нужно, исходя именно из этих его личных качеств.

Какими же личными качествами обладает ребенок-холерик? Следует учитывать, что такой ребенок очень активен, он способен быстро принимать решения, несколько излишне самоуверен, целеустремлен и непоседлив. К тому же он абсолютно не умеет ждать, предпочитает идти на риск, не задумываясь о последствиях. Ребенок-холерик достаточно часто ввязывается в споры и драки. Исходя из всех этих качеств, следует знать, что воспитание детей, обладающих таким темпераментом, - совсем непростая, требующая большого терпения задача.

Проблемы детей-холериков

Проблем у детей-холериков достаточно много, так как они очень часто не прислушиваются к наставлениям и советам родителей и воспитателей, спешат сделать так, как сами решили. Все поручения спешат выполнить сразу же, никогда не дослушав до конца то, что и как нужно сделать, поэтому результаты не всегда положительные, к тому же часто задание выполнено небрежно.

Ребенок-холерик вспыльчив, зачастую даже агрессивен, не способен идти на компромисс. Несмотря на то, что часто затевает ссоры, такой ребенок всегда имеет много друзей и приятелей.

Достигая подросткового возраста, дети-холерики нередко закатывают истерики, угрожают попыткой суицида, однако, к счастью, угрозы используют только в качестве манипуляций взрослыми или друзьями.

Как воспитывать детей-холериков


Чтобы правильно подойти к воспитанию ребенка-холерика, необходимо четко осознавать все его плюсы и минусы.

  • Поскольку холерики очень активны и импульсивны, необходимо с раннего возраста постараться направить их энергию в мирное русло. Лучший вариант справиться с переизбытком энергии - отдать ребенка в спортивную секцию. Тренировки научат ребенка контролировать себя, а также будут способствовать умению концентрироваться на поставленных задачах.
  • Воспитывая ребенка-холерика, используйте занятия, которые помогают контролировать процессы торможения, например, рисование, конструирование, лепку. Помимо этого, всегда обсуждайте и анализируйте с ребенком все, что он видит и слышит.
  • Учитывая, что холерики очень самолюбивы, не следует стыдить ребенка в присутствии посторонних людей, а также ставить в пример других детей, в ответ ребенок может начать относиться к этим людям с враждебностью и пренебрежением.
  • Знайте, что ребенок-холерик просто не способен контролировать свое поведение. Может, позже с вашей помощью он и сумеет делать это, но пока не может, так что, воспитывая ребенка-холерика, запаситесь любовью и терпением.

Самой частой жалобой молодых родителей является неусидчивость ребенка, его чрезмерная подвижность и энергичность. Они жалуются на то, что он все время куда-то бежит, везде лезет, хватается за все и сразу. Все дело в том, что малыш родился с особенным типом темперамента - холерика . У него подвижная нервная система, изменить которую невозможно. А вот правильное воспитание с учетом ее особенностей - это то, что нужно.

Особенности детей-холериков

Таких детей отличает высокая подвижность, возбудимость. Часто окружающие называют его живчиком, так как он не может даже несколько минут усидеть на одном месте, все время бегает, шумит. Он даже кушает очень быстро, проглатывая пищу, не прожевав ее. Находясь практически все время в возбужденном состоянии, дети-холерики имею проблемы со сном. Они не могут долго заснуть по вечерам, а ночной сон очень беспокойный, просыпаются они даже от малейшего шороха.

У холериков часто меняется настроение, они очень вспыльчивы, импульсивны, нередко агрессивны. Они не умеют сдерживать своих эмоций, что приводит к постоянным ссорам и конфликтам с окружающими.

Дети-холерики просто обожают коллективные игры. У них отлично развита кратковременная память, они быстро запоминают правила, но и мгновенно забывают их. Они легко приспосабливаются к новым условиям.

Риск, приключения для маленьких холериков является жизненным смыслом. При этом они любят принимать любые решения самостоятельно, не терпят, чтобы кто-то вмешивался в них. Часто они работают на публику и при этом ждут поддержки и одобрения со стороны «зрителей».

Как воспитывать ребенка холерика

Энергии у маленького холерика слишком много, поэтому необходимо своевременно обратить ее в полезное русло. Отдайте его в какую-либо спортивную или танцевальную секцию. Особенно полезны для таких детей хоккей и футбол, так как они имеют правила, которые учат сдержанности.

Все силы следует бросить на развитие усидчивости. Любые спокойные занятия пойдут ребенку на пользу - лепка, рисование, конструктор и прочие.

Ни в коем случае не ограничивайте ребенка в движениях, они являются для него жизненно необходимыми. Помните, что это физиологическая особенность и сдерживать себя он не сможет, как бы ему этого ни хотелось.

По отношению к ребенку-холерику недопустимы любые силовые методы наказания. Они еще больше усилят возбуждение и напряжение у ребенка. Говорить с ним следует спокойно, но твердо.

Перед сном недопустимы различные подвижные игры. Предложите ему посмотреть спокойный развивающий мультфильм или поиграть в настольную игру. В противном случае вы не сможете уложить его долгое время.

Не пытайтесь учить ребенка, когда он возбужден. В этот момент он все равно не услышит вас. Для начала переключите его внимание на что-то спокойное, а только затем разговаривайте и учите.

Больше времени проводите на улице. Холерики, как правило, не выносят замкнутых пространств. На улице он сможет выложить всю свою энергию. После этого предложите ему заняться играми на развитие внимания или почитать интересную книжку.

Создайте дома мирную обстановку без ссор и конфликтов, не разрешайте ребенку смотреть телепередачи со сценами насилия, жестокости.

Не забывайте о похвале. Поощряйте его за сдержанность, терпеливость, усидчивость, а не только за какие-то конкретные успехи.

Большое внимание уделяйте и развитию таких качеств, как вежливость и толерантность. Покажите ребенку способы релаксации, благодаря которым он сможет контролировать свое состояние.

Как на земле нет ни одного дерева с одинаковыми листочками, так и нет двух детей, похожих друг на друга. Все они разные, со своими индивидуальными характеристиками. Кто-то податливый и послушный, а кто-то агрессивный и несдержанный. Но каким бы он ни был, это ваш ребенок. Найдите к нему подход, и тогда воспитание пройдет без особых затруднений.