Звук который слышат дети в утробе матери. Периоды особой активности

Малыш, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков тела матери. Он слышит, как бьется мамино сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, он даже слышит нежный голос мамы.

Когда ребенок начинает слышать?

На данный момент еще до конца не известно, когда малыш начинает осознавать свое окружение, но уже ясно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12-й неделе беременности.

Затем они постепенно усовершенствуются и к (плюс-минус), и ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Сначала он воспринимает их как вибрацию.

К 30-й неделе беременности малыш звук воспринимает как шум. Например, исследования показывают, что дети, родившиеся очень рано, до 30 недель после зачатия, реагируют на ритмичные звуки не так, как доношенные дети.

Исследования с помощью сканера 4D

Самые передовые средства ультразвукового сканирования позволяют увидеть, что в утробе матери еще не рожденные младенцы улыбаются, плачут и моргают.

Британские ученые отмечают, что образы, полученные с помощью сканера 4D, (объемное изображение в режиме реального времени), позволяют предположить, что лица детей, находящих в утробе, выражают эмоции, которые, в свою очередь, являются своеобразным рефлексом при подготовке к рождению.

Четырехмерный сканер позволил увидеть, что будущий ребенок начинает двигать пальчиками в возрасте 15 недель, в 18 недель он уже зевает, а в 26 - улыбается, моргает и плачет.

Ученые предполагают, что улыбки в утробе свидетельствуют о спокойствии и беззаботности существования в комфортной для них среде, в отличие от первых шести недель после родов, когда малыши не улыбаются, вероятно, вследствие столкновения со странным новым окружением, которое вызывает у них психологическую травму.

Двигается и танцует!

В три недели у младенца начинает биться сердце, хотя мамы его не слышат. Малыш в 12 недель уже имеет ручки, ножки и глаза. Ученые с помощью уникального прибора (аппарат способен сканировать положение эмбриона в четырех измерениях и транслировать видеоизображение из утробы матери на дисплей) увидели на экране жизнь 12-недельного малыша (срок, на котором некоторые женщины делаю аборт). Ребенок сосал пальчик, плавал, размахивал ручками. Ученых также поразил пляшущий мальчик, двигающийся в стиле брейк. После таких эмоциональных кадров сомневающиеся мамы категорически отказались бы прерывать беременность.

Новый метод исследования вызывает у будущих мам трепетную любовь к едва зародившемуся малышу, еще вдобавок такому танцору!

Сейчас все чаще говорят не только о пренатальной (т.е. «дорожденческой», если можно так выразиться) диагностике, но и о пренатальной психологии и даже о пренатальной педагогике. Скептики пожимают плечами, энтузиасты утверждают, что приступать к воспитанию ребенка надо чуть ли не до зачатия. Кто прав?

Попробуем рассуждать логически. Корректно ли считать стартовой точкой жизни момент рождения? Понятно, что нет. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом - это доказанный факт (да никто, собственно, всерьез и не подвергает его сомнению - даже самые заядлые скептики). Трудно себе представить, что все это «свалилось» на него сразу - в момент рождения. Известно, что ребенок, родившийся значительно раньше, чем ему «положено», реагирует на звуки и яркий свет. О чем это свидетельствует? По меньшей мере о том, что слуховой аппарат недоношенного ребенка уже в основном сформирован. Есть ли в таком случае у нас основания утверждать, что ребенок до рождения не видит и не слышит?

Откуда мы знаем?

Можно ли достоверно узнать, что чувствует и на что реагирует ребенок, находясь в утробе матери? В определенной степени - да. Чувственное восприятие не может не отражаться на физическом состоянии организма. Мы знаем по себе: сильное волнение заставляет сердце учащенно биться; слыша резкий громкий звук, мы инстинктивно вздрагиваем и т.д. Между прочим, именно на этой неразрывной связи между психикой и физиологией основан принцип действия пресловутого «детектора лжи», изобретенного в начале XX столетия. В первых модификациях этого устройства измеряли кожно-гальваническую реакцию человека, теперь - целый комплекс показателей, и в первую очередь - электроэнцефалограмму. Конечно, «лгуны» давно научились сознательно обманывать хитроумную машину, однако суть не в этом, а в том, что современная наука располагает весьма внушительным арсеналом средств, позволяющих по изменениям физиологических параметров человека зафиксировать его ощущения и даже (в весьма ограниченных пределах, разумеется) его мысли.

Что мы знаем?

Итак, что же достоверно известно современной науке о психо-интеллектуальном внутриутробном развитии ребенка? Не слишком много, но и не так уж мало.

Вкус и обоняние. К 13-й - 15-й неделе вкусовые рецепторы плода практически ничем не отличаются от вкусовых рецепторов взрослого человека. Между прочим, амниотическая жидкость, окружающая плод, может иметь отчетливый запах и привкус сильнопахнущих продуктов и специй, употребляемых в пищу матерью, - кэрри, тмина, чеснока, лука и т.д. (это известно еще с древности). Нет никаких свидетельств в пользу того, что ребенок в утробе может различать эти продукты по вкусу и запаху, однако известно, что недоношенный ребенок, родившийся на 34-й неделе, сразу же после рождения гораздо охотнее сосет сладковатую соску, чем безвкусную (точнее - с резиновым привкусом), - то есть способен отличить один вкус от другого и даже имеет собственные вкусовые пристрастия. Так что не исключено, что, скажем, узбекские дети с самого рождения «любят» плов, в русские - «щи да кашу»…

Зрение. Меньше всего известно ученым о внутриутробном зрении ребенка. С полной уверенностью можно сказать одно: в момент рождения ребенок лучше всего фокусирует взгляд на объектах, находящихся в 20-30 см от него (на таком расстоянии от глаз ребенка находится лицо матери во время кормления грудью).

Слух. Если о развитости обонятельно-вкусовых и зрительных ощущений плода судить довольно сложно, то абсолютно достоверно известно, что ребенок в утробе слышит! В течение большей части внутриутробного периода слух у ребенка, по всей видимости, доминирует над остальными четырьмя чувствами.
Исследования, проведенные около 10 лет назад в Белфасте, показали, что о «реактивном» - т.е. вызывающем реакцию - слуховом восприятии можно говорить уже через 16 недель после зачатия (раньше считалось, что лишь на исходе второго триместра)! Такие результаты поразили ученых: ведь это означает, что ребенок начинает слышать еще до того, как у него… заканчивается формирование ушей и слухового аппарата! Объясняют этот парадокс следующим образом: в процессе слухового восприятия на этом этапе принимает участие не только незрелый слуховой аппарат плода, но и его кожа (орган осязания , интегрирующий вибро-, термо- и болевые импульсы), а возможно, даже и кости. (У плода и у новорожденного ребенка чувства вообще практически невозможно отделить одно от другого - такое явление ученые называют «синестезией».) Полноценный слуховой аппарат формируется у ребенка приблизительно к 24-25-й неделе внутриутробного развития!

Кто лучше слышит?

Как это ни парадоксально, в каком-то смысле еще не родившийся младенец может больше, чем мы с вами: он нас слышит, а мы его - нет. Конечно, с помощью хитроумных лабораторных приспособлений можно не только услышать, но и увидеть малыша, но не переселяться же будущим родителям в кабинет акушера-гинеколога!

Для родителей, желающих начать общение со своим ребенком еще до его рождения, придумано устройство BabySound . Компактное и удобное, оно устроено по принципу электронного стетоскопа и абсолютно безвредно как для матери, так и для ребенка.

Приложите устройство к животу, наденьте наушники - и вы услышите самые удивительные звуки на свете - биение сердца вашего малыша! Что еще можно услышать? Как он ворочается, брыкается (дети есть дети!) и даже… икает (да-да, примерно с 10-й недели он частенько этим занимается)! Вы, если захотите, можете досконально изучить «распорядок дня» вашего крохи: когда он спит (а спит он немало - процентов 90 всего времени) - когда бодрствует, когда весел - когда задумчив. Вы узнаете, смешно ли ему, когда вы смеетесь (между прочим, УЗИ показывает, что, когда мама смеется, ребенок нередко начинает активно двигаться, по мере сил солидаризируясь с ее весельем), и грустит ли он, если вам плохо (согласно данным исследований, когда мама переживает стресс, у плода учащается сердцебиение, так что лучше переключиться с сиюминутной неприятности на мысли о ребенке - вы услышите, как он постепенно успокоится). А еще можно записать все, что вы услышали, на кассету и позже, уже после рождения малыша, проверить наконец, правда ли, что «внутриутробные» звуки успокаивают рыдающего младенца, настраивая его на вдумчиво-ностальгический лад.

Поговори со мною, мама…

Скептики могут сколько угодно фыркать и пожимать плечами, но мы возьмем на себя смелость утверждать, что еще в утробе матери ребенок способен к обучению! Правда, следует уточнить терминологию: родной речи вы его не научите, даже если будете говорить с ним с утра до ночи. Говоря о способности к обучению, мы имеем в виду уровень формирования рефлексов - но и это, согласитесь, немало! Например, в ответ на резкий громкий звук младенец вздрагивает, а его сердце начинает биться значительно чаще (боится?), а вот если этот звук повторяется с достаточной регулярностью, ребенок «привыкает» к нему и перестает реагировать. Успокаивающе действует на младенца и звук материнского голоса. Мало того, доказано (опять же на основании зафиксированных изменений физиологических параметров), что сразу же после рождения младенец узнает голос матери! Что это значит? Это значит, что в течение долгих месяцев, проведенных в утробе, малыш успел привыкнуть к этим звукам и - не побоимся этого слова - полюбить их!

Правда, не стоит думать, что плод в утробе слышит то же, что и мы с вами, и так же, как и мы с вами! Современная техника позволяет вести «репортаж»… прямо из матки. Американские ученые ввели в полость матки беременной женщины миниатюрный гидрофон и немедленно поняли, что материнская утроба - отнюдь не самое тихое место на свете! Чего только не слышит младенец: ток крови в материнских сосудах, бульканье и бурчание, доносящееся из маминого желудка и кишечника, звук ее голоса, пропущенный сквозь «фильтр» многочисленных препон, голоса других людей, доносящиеся извне и приглушенные солидной «звукоизоляцией»: амниотической жидкостью, плодными оболочками и материнской брюшиной… Проведите нехитрый эксперимент: принимая ванну, погрузитесь в воду с головой. Не правда ли, шум наполняющей ванну воды слышен теперь совсем по-другому, а прочие голоса и звуки доносятся как бы из другого мира? Вот вам слабая имитация того, что слышит ваш ребенок. С помощью BabySound вы можете слегка приблизить для него звучание вашего голоса к естественному (кто знает, может, так ему будет проще узнать голоса родителей после выхода из материнской утробы?). Только не напугайте малыша: как мы уже говорили, дети в утробе боятся резких и громких звуков! Можете негромким и нежным голосом… почитать ему сказку. Нет-нет, мы не собираемся утверждать, что он что-нибудь поймет, но он, возможно, запомнит ее звучание. Не так давно американский профессор психологии Энтони Де Каспер предложил одной беременной женщине на последних месяцах беременности ежедневно читать своему малышу какую-нибудь сказку. Будущая мама выбрала «Кота в сапогах». В первые дни после рождения мама, кормя ребенка грудью, читала ему «на выбор» разные сказки. Малыш начинал сосать заметно активнее, когда слышал «любимого» «Кота в сапогах». Можете дать вашему сыну или дочери послушать негромкую мелодичную музыку (что-нибудь вроде «Колыбельной» Брамса). Не все согласны с тем, что услышанная в утробе музыка влияет на дальнейшее развитие ребенка, но в том, что тихая, спокойная мелодия благотворно влияет на состояние плода, сомнений нет.

Одним словом, BabySound может стать помощником в общении родителей (причем не только мамы, но и будущего папы) с ребенком. А общение, как известно, - залог понимания!

Жизнь естественным образом зарождается в утробе матери. Эта простая истина известна всем, если упустить достижения науки и технологий, как бы инновационно это не звучало. Приставка «in» в латинском «novatio» означает «в направлении изменений». Само понятие «инновация», возникшее в XIX веке, получило новое применение в начале XX века в результате исследований в сфере экономических отношений.

Нужны ли какие-либо изменения и инновации в отношениях между мужчиной и женщиной при рождении их ребенка - вопрос широко обсуждаемый и все более спорный. Но самой главной задачей будущих родителей всегда было и остается создание наилучших условий для того, чтобы рождающемуся человечку всегда было хорошо. Поэтому они вместе со всеми, кто их окружает, часто задают себе вопрос – что чувствует ребенок в утробе матери.

Зарождение жизни


В начале разговора об этом сразу хотелось бы заметить, что применять медицинские термины «плод» или «эмбрион» не очень хочется. Вряд ли будущая мамочка размышляет о том, что у нее внутри соединяются и растут какие-то клетки, она всегда думает о своем ребенке.



Жизнь малыша, как чаще всего принято считать, начинается с момента его появления на свет. Поздравления с его первым Днем рождения он принимает через 12 месяцев. Но в действительности, как считают, к примеру, в Китае, на этот момент он прожил уже 21 месяц. 9 месяцев в утробе матери – это тоже его жизнь. К такому мнению присоединяются и эмбриологи, гинекологи, психологи и, конечно, родители ребенка. Чего только стоят эмоции мамы от толчков малыша в ее животе! Она никак не может назвать скоплением неких клеток то крошечное создание, которое уже четыре недели спустя после зачатия являет собой организм с маленьким, самостоятельно бьющимся сердечком.

Я маленький человечек!


Двенадцать недель спустя у малыша в утробе матери уже есть крохотные ручки с осязательными клетками на кончике каждого пальчика, а черты лица становятся индивидуальными. Малыш с этого времени способен выразить всю палитру человеческих чувств на своем трогательном смышленом личике. Особенно хорошо это можно наблюдать у младенцев, родившихся преждевременно (на 25-й неделе). Они стонут и морщат лобик при их обследовании, но получают удовольствие на груди у матери, что сопровождается их улыбкой. Любое соприкосновение с телом мамы – это поиск защиты. В тревожных ситуациях малыш прислоняется головкой даже к кроватке - это напоминает ему привычную обстановку в утробе матери, где его окружали материнские тазобедренные кости.



Обратите внимание! Очень важны прикосновения и поглаживание живота беременной женщины, в том числе, если это исходит от отца ребенка.

Матка женщины – то самое защитное убежище, в котором малыш ощущает наибольшую связь с матерью, когда он участвует в ее жизни, в то же время, не находясь в изоляции от окружающего мира. Малыш реагирует на происходящее вокруг мамы, чувствует ее настроение, слышит разные шумы при работе всех органов ее тела – сердца, желудка, кишечника, пульсации кровеносных сосудов. Замечено, что процедура УЗИ не очень приятна младенцу в утробе, поэтому ее проводят обязательно согласно плану.



Звуки играют особую роль в развитии малыша. Чтобы понять, как он воспринимает звуки в утробе, нам достаточно окунуться с головой под воду. В таком приглушенном виде и воспринимаются им любые звуки. На 25-й неделе органы слуха ребенка уже полноценно развиты.

Обратите внимание! Очень важно уделять внимание общению с ребенком в форме тихой и эмоционально положительной беседы. Сказки и колыбельные песенки ребенок воспринимает уже в материнской утробе.

Такое общение для женщины всегда увлекательное и захватывающее. Мамочка задает себе вопросы – слышит ли ее малыш, понимает ли ее беспокойства и тревоги, ее усталость? Как сделать, чтобы ему было комфортно?



Дискомфорт ребенок испытывает при громкой музыке, особенно тяжелом роке, который сопровождается частыми шумными ударами. Он активно реагирует на ссоры родителей, на резкие движения тела матери, на громкий звонок мобильного телефона, на длительную работу миксера, на громкий удар дверцы автомобиля, на слезы матери. Агрессия между родителями наносит больший вред еще нерожденному малышу, чем алкоголь или курение, и часто приводит к выкидышу.

Обратите внимание! Младенец любит классическую, спокойную музыку, на более поздних сроках беременности матери хорошо воспринимает низкую тональность разговора отца.

Формирование личности



В утробе матери младенец уже проявляет эмоции, активно реагирует на все происходящее вокруг него, особенно на настроение мамы. Поэтому она должна размышлять только о позитивном и заниматься только приятными делами, не забывая о физических упражнениях. Существует мнение о том, что будущее психическое развитие ребенка зависит от нервозности и стресса матери во время беременности. Тем не менее, немецкие ученые поспешили всех успокоить, опровергнув эту точку зрения. Дело в том, что младенец лишь на короткие периоды времени (мгновенно) реагирует на события, затем быстро переключает свое внимание и забывает о предыдущем.

Обратите внимание! Влияние на будущую психику ребенка оказывает только длительный стресс беременной матери. Материнское неприятие нежеланного ребенка приводит к нелюбви младенца к самому себе, а, значит, ребенок с трудом адаптируется в обществе.

Хочу кушать!


Младенец в утробе безмолвно сообщает о том, что проголодался, различными шевелениями и толчками. Его питание происходит через плаценту, куда поступают питательные вещества от продуктов, потребленных мамой. Околоплодная жидкость становиться горьковатой от крепкого чая, никотина сигарет, острых пищевых приправ и специй. Поэтому крайне важно, чем питается беременная женщина. Если мамочка взволнована или испугана, происходит зажим в ее теле, а, значит, плацента недополучает необходимое питание и кислород.

Любовь и защищенность, сытость и покой – вот те составляющие успешности маленького человека. Пожелаем ему приятного аппетита на радость всем.

Видео

Узнайте, как происходит внутриутробное развитие малыша:

Если вы думаете, что ваш будущий ребенок, находясь у вас в животе ничего не понимает, не видит и не слышит, то это не так. На данный момент еще до конца не известно, когда он начинает осознавать свое окружение, но известно, что первые связи между клетками мозга образуются примерно на 12 неделе беременности. Затем они постепенно усовершенствуются и примерно к 20 недели ваш малыш уже может слышать. Как раз к этому времени у него уже полностью развиваются уши и мозг реагирует на получаемые звуки. Сначала он воспринимает их как вибрацию и только к 30 неделе после зачатия звук воспринимается им как шум. Например, исследования показывают, что дети, родившиеся очень рано, до 30 недель после зачатия, реагируют на ритмичные звуки не так, как доношенные дети.

Ребенок, пребывая в матке, все время находится в окружении звуков вашего тела. Он слышит, как бьется ваше сердце, как легкие наполняются воздухом, как урчит ваш кишечник, как по венам и по пуповине бежит кровь, в конце концов, он слышит ваш голос.

Есть мнение, что ребенок за время пребывания у вас в животе, сильно привыкает к этим звукам и потом после рождения с легкостью их узнает. Особенно малыш привыкает к вашему сердцебиению. Поле рождения именно звук биения вашего сердца может с легкостью успокоить плачущего ребенка, достаточно приложить его к груди.

Кроме звуков вашего тела ребенок может слышать и звуки окружающей среды. Конечно же эти звуки отличаются от тех, которые слышим мы с вами. Они доходят до него несколько приглушенными, поскольку проходят через брюшную стенку, мышцы матки и околоплодную жидкость. Поэтому низкочастотные звуки он слышит лучше, чем высокочастотные. Новорожденные дети с легкостью узнают голос отца, если им приходилось часто слышать его до рождения. Мужской голос лучше воспринимается ими, чем женский.

Впрочем, ваш голос он запомнит одним из первых, поскольку слышит его чаще всех. В результате проведенных учеными исследований удалось выяснить, что пульс плода замедляется, когда он слышит голос матери.
Еще было установлено, что ребенок способен обучаться еще в матке. Если ему на протяжении нескольких недель до рождения читать одну и ту же сказку по нескольку раз в день, то когда он в очередной раз слышит эту сказку - его пульс замедляется. Он ее узнает. Значит где-то в его мозгу откладывается эта информация. А раз так, то после рождения малышу будет легче запоминать и учиться говорить.

Еще один интересный факт. Дети, которым матери включали классическую музыку в 2 и 3 триместрах, развивались быстрее, говорить начинали раньше, чем те, детки, которые не получали музыкальной стимуляции. А еще они легко запоминали музыкальные отрывки и имели музыкальные способности.

Как видите, с детьми нужно заниматься еще до рождения. По крайней мере с ними нужно разговаривать, петь им песни, рассказывать сказки и тогда между вами установится очень крепкая связь, которая поможет вашему малышу лучше и быстрее адаптироваться в таком новом и неизведанном для него мире.

Говорят, ребенок в утробе матери и слышит, и чуть ли не видит… Правда ли это? И какая она внутриутробная жизнь ребенка? Как, еще нерождённый малыш, реагирует на внешний мир? Как развивается плод и каким образом сказывается в будущем его внутриутробная жизнь? На эти и другие вопросы отвечает врач-гинеколог высшей категории Полина Сергеевна ДЕРЕВЯНЕНКО. Беседовала Людмила СЛАВИНА.

«Что это за наука — пренатальная психология? Когда она появилась?»

Пренатальная, то есть дородовая, психология появилась не так давно. Дело в том, что прежнее представление о дородовой жизни будущего человека, как о периоде чисто биологического существования в последние годы забыто окончательно и бесповоротно. Теперь уже аксиомой считается, что у плода развиваются не только части и системы организма, но и познавательные функции и органы чувств. А некоторые исследователи утверждают: начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже по-своему понимает, что происходит вокруг, реагирует не только на внутренние изменения в лоне матери, но и на внешние раздражители, которые доходят до него. Пренатальная наука изучает дородовую психологию ребенка.

«Правда ли, что будущий ребенок слышит? И как же это происходит?»

— Хорошо известно, что орган слуха у зародыша начинает формироваться одним из первых. К четырем месяцам плод слышит музыку. На бравурную и громкую он реагирует активным шевелением, спокойная и мелодичная музыка его успокаивает. Известны случаи, когда беременные женщины вынуждены были уходить с концертов рок-музыки из-за невыносимо бурной реакции плодa.

Беспокойством плод реагирует на ссоры и крики родителей. Подчас они могут привести к выкидышу, и неизвестно, какова причина такого развития событий — то ли резкие колебания гормонов в организме матери, то ли сама по себе угроза, содержащаяся в бурных криках и оскорблениях, с которыми протекает скандал.

Известно, что еще не родившиеся дети запоминают мелодии, слова, целые выражения и даже детские стишки , если их часто читать в последние месяцы беременности. Мать двухлетней девочки однажды услышала, как ее дочь повторяет: «Вдох — выдох, вдох-выдох» — команды, которые звучали на курсах будущих матерей.

Народившиеся дети слышат и распознают голоса родителей, реагируют на их интонации. Врачи советуют будущим матерям как можно чаще разговаривать с ребенком. После рождения такие дети бывают спокойными, реже плачут.

Внешние звуки плод слышит своеобразно — низкие частоты как бы отсекаются, высокие слышны отчётливее. Именно с этим психологи связывают материнский инстинкт разговаривать с новорожденным: особым, высоким голосом — он звучит понятнее и безопаснее, чем низкие звуки.

«Читала, что в Древней Греции беременным женщинам запрещали смотреть на все безобразное, некрасивое. И вменяли в обязанность систематически любоваться прекрасными рисунками, статуями, пейзажами. Якобы будущий малыш видит то же, что и мать, и это сказывается на его развитии … »

— Пока неизвестно, различает ли плод красивое и некрасивое, но то, что нарождённый ребенок реагирует на свет, доказано. Если врач осматривает беременную с помощью фетоскопа (прибор для внутриутробного исследования), то яркий свет от него пугает ребенка. Он переворачивается, стремясь укрыться от луча, плотно смыкает веки. Возможно, следующей новостью о внутриутробной жизни будет как раз то, о чем вы спрашиваете, и выясните, что плод действительно склонен к прекрасному.

«Есть ли у плода вкусовые ощущения? Трудно поверить, что он различает вкус , но слышала и такое».

Это действительно так. Еще не родившийся ребенок, как и все дети, любит сладкое и не любит горькое. Если в амниотическую жидкость, в которой он плавает, добавляют глюкозы, плод глотает ее в два раза больше, чем обычно. А введение туда горького лекарства глотательный рефлекс уменьшает. Причем, глотая горькое, плод делает совершенно ту же гримасу, изображающую отвращение, что и взрослый человек.

«Говорят, что плод чувствует настроение матери, реагирует на ее курение, засыпает вместе с ней .» Неужели это все правда?»

— Плод действительно повторяет все действия и даже настроение матери. Он дремлет, когда мать засыпает, просыпается вместе с ней. Если мать спокойна, то и плод ведет себя спокойно. Если она нервничает, то он либо замирает, либо активно шевелится. Но есть у него и свои потребности. Если мама долго сохраняет малоподвижность, ему не хватает кислорода, и он начинает бурно шевелиться, дрыгать ножками. Если мать, напротив, активна, он может устать и укачаться. Кстати, именно с этим связаны и традиции укачивания новорожденного на руках или в люльке.

Пятимесячный плод двигает головкой, если живот матери погладить рукой, а если лить холодную воду, плод очень недоволен, сердится, бьет ножками.

Реагирует плод и на курение матери. Причем не только на поступление в кровь вредных веществ, но даже и на ее желание закурить: женщина еще только думает о сигарете, а его сердечко уже начинает биться учащенно. Причина в том, что из-за курения плод получает намного меньше кислорода, а это вызывает у него болезненные судороги. А предвкушение табака· женщиной, видимо, как-то меняет гормональные реакции.

На физические травмы плод реагирует уже со второго месяца жизни. Если ударить по животу матери, он пугается, пытается спрятаться, сжаться.

«Читала где-то: от того, как носит мать ребенка, хочет она его или нет, зависит, каким он станет во взрослой жизни. Ну, это уж, по-моему, просто фантастика, причем не научная … »

— Да нет, не фантастика, а именно научные разработки. Ученые установили, что опыт, полученный в ходе беременности, всерьез влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Желанные дети, уже в утробе матери ощущавшие ее любовь и радость, более уверенны в себе, спокойнее реагируют на стрессы, имеют в целом позитивное восприятие жизни доброжелательны, контактны, легче учатся. Дети нежелательные, напротив, ощущают неуверенность, чаще впадают в депрессию, ждут от жизни одних неприятностей и ударов, недоверчивы, с трудом сходятся с людьми, испытывают трудности в учебе.

Объяснить это с точки зрения науки несложно: материнские переживания и эмоции прямо связаны с изменениями гормонального фона ее организма, а тот, в свою очередь, формирует реакции ребенка, его физиологию.

«Я наконец-то жду малыша. Передать, как мы с мужем счастливы, невозможно. Очень хочется, чтобы родился и вырос здоровым, крепким и был счастливым. Знаю, что восточные традиции ведут отсчет возраста человека не с даты рождения, а с момента зачатия.
Пожалуйста, посоветуйте: как мне вести себя во время беременности, чтобы малышу было хорошо? У меня еще очень маленький срок, надеюсь, я не опоздала».

Если вы ждете ребенка, постарайтесь создать для него благоприятные условия с самых первых дней его бытия. Конечно, не курите, больше гуляйте, правильно питайтесь.

А еще современный подход к осознанному родительству подразумевает активное общение с будущим ребенком с первых месяцев беременности.

Хорошо рассказывать будущему малышу сказки, стишки, включать приятную, мелодичную музыку. Если у него есть старшие братья и сестры (это, по-видимому, не ваш случай — по крайней мере, пока), стоит привлекать к общению с ним и их. Тогда после рождения он будет распознавать их голоса как родные.

Не стоит в это время бурно выяснять отношения, ссориться, скандалить — вы можете напугать нерожденного малыша на всю оставшуюся жизнь. А вы ведь хотите, чтобы он рос спокойным, уравновешенным и счастливым.

Согласны, дорогие читали? Что вы интересного наблюдали /наблюдаете в поведении ребенка во время своей беременности? Поделитесь вашим опытом в комментариях!