Каким должно быть правильное воспитание подростка. Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

Возраст детей от 10 до 15 лет считается трудным не только для их мам и пап, но и для них самих. Связано это со многими серьезными физиологическими изменениями, которые сказываются и на состоянии нервной системы. Задача родителей - помочь повзрослеть ребенку максимально комфортно, поддерживать в тяжелые минуты и не потерять доверительную связь. Это становится возможным, когда мать и отец понимают причины нехарактерного ранее поведения своего ребенка.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Что происходит в подростковом возрасте

Перемены, которые происходят с подростком с 11 до 15 лет, очень стремительны. Психологи и врачи единогласны во мнении, в этот период происходит самый большой и серьезный скачок в развитии человека, результаты которого особенно заметны в сравнении с более размеренными изменениями ранних лет.

Все процессы, которые происходят в подростковый период, тяжело переносятся самим ребенком . У девочек они начинаются раньше, чем у мальчиков, примерно в 10 лет уже видны первые признаки. Изменения касаются как физиологии, так и психологии. Поэтому появляются проблемы с поведением и общением, зачастую становится сложно повлиять на дочку и в чем-то убедить ее.

Психологи утверждают, что этот период очень похож на кризис 3 лет: ребенку также хочется протестовать против всего, быть независимым, всем доказать свою самодостаточность и способность принимать важные решения.

Но переходной возраст более опасен, потому что дети действительно становятся самостоятельнее и в случае неправильного поведения родителей могут принимать ошибочные решения и совершать судьбоносные поступки. Если в 3 года малыш отделяется от мамы, то подросток - от семьи, ведь уже спустя несколько лет он с большой вероятностью покинет родительский дом и будет строить свои отношения.

Трудность этого кризиса еще в том, что подросток в отличие от 3-летнего малыша не может забраться на руки маме или папе, уткнуться в плечо, позволить себя успокоить и пережить с ними трудный момент - он уже "взрослый" и должен справляться с переживаниями сам или объяснятся с родными словесно. Но к этому возрасту часто отношения со старшими ближайшими родственниками портятся, дочери кажется, что все против нее и никто ее не понимает и искреннее доверительное общение с родителями - редкость.

Физиология

Физиологические изменения переходного возраста у девочек связаны с половым созреванием:

Перемена Описание
Изменения фигуры Подросток растет стремительно - становится значительно выше, руки вытягиваются и их длина становится непропорциональна размерам других частей тела. Из-за этого он чувствует себя неуклюжим, может часто спотыкаться и задевать предметы на своем пути. Многие девочки в этот период набирают в весе - из-за гормональных процессов увеличивается аппетит, а все тело начинает круглеть, приобретая женственные очертания
Болезненность Организм не всегда успевает быстро адаптироваться под увеличивающиеся размеры тела, поэтому работает напряженно и на износ. С этим связана постоянная усталость, апатия и желание спать. В этот период из-за большой нагрузки на все органы обостряются существующие хронические заболевания и появляются новые, которые могут остаться с девушкой на всю жизнь
Гормональные перестройки В процессе полового созревания в большем количестве продуцируются гормоны прогестерон и эстроген. Это может влиять на эмоциональное состояние ребенка, состояние кожи: обильные акне, прыщи и воспаления беспокоят большую часть подростков 13 лет и старше
Первые месячные Первые менструации сопровождаются слабостью и болезненными ощущениями.

Психика

Все процессы, происходящие с подростком, неизбежно сказываются на нервной системе. Самые яркие психологические и другие особенности девочек 10-14 лет, которые часто становятся причиной проблем во взаимоотношениях с окружающими:

Психологическая особенность Описание
Комплексы Набор лишнего веса, слишком большая или наоборот маленькая грудь, округлившиеся ягодицы, проблемная кожа почти всегда негативно сказываются на самооценке девочки-подростка. Комплексуют они и из-за появившихся во время физиологического взросления запахов: пота, изо рта. Стыдятся они и факта появления менструаций, - как и все новое, они вызывают у них моральный дискомфорт. Дети этого возраста склонны преувеличивать свои изъяны и утверждать, что они портят им всю жизнь
Утомляемость и слабость Связаны с неспособностью организма быстро адаптироваться ко всем внутренним изменениям. Многие некомпетентные родители эти возрастные особенности ошибочно воспринимают за проявление лени и нежелание чем-либо заниматься
Перепады настроения

Из-за больших доз половых гормонов эмоциональное состояние девочки нестабильно, его разные формы сменяются со скоростью доли секунд:

  • апатия;
  • возбуждение без конкретных причин;
  • раздражительность - от девочки можно часто услышать, что "все достало", "все бесит", "все не так";
  • вспыльчивость - ребенок начинает скандалить по малейшему поводу, причем масштабы его злости - "уничтожить все и всех";
  • унылость - часто у подростков "все плохо", "хочется умереть";
  • плаксивость без малейшего повода;
  • бесконтрольная ярость и ненависть к самым родным и близким
Снижение умственных способностей Ухудшается память, концентрация, способность высказывать свои мысли. Причина тому - гормональные перестройки
Негативизм и отрицание Все то же, что характерно для трехлетнего малыша, свойственно и подростку. От него часто можно услышать: "Я хочу сама", "Отстаньте от меня", "Я не буду делать то, что вы говорите", "Вы все неправильно делаете и думаете", "Не лезьте в мою жизнь" и подобное
Самоидентификация В период переходного возраста девочки открывают для себя, что у них есть возможность не послушать совета родителей, если их мнения не совпадают. Поначалу подростки злоупотребляют отказами и протестами, тем самым бессознательно испытывая отношения с родителями на прочность.

Как себя вести родителям

Правильное поведение родителей помогает избежать:

  1. 1. Попадания ребенка в алкогольную или наркотическую зависимость, секту, неблагоприятную среду, плохую компанию.
  2. 2. Последствий ранней половой жизни: беременности или заражения венерическими заболеваниями.
  3. 3. Суицида.
  4. 4. Отдаления друг от друга: морального, когда полностью теряется доверие и падает авторитет старших, или физического, когда ребенок сбегает из дома.

Психология подростка устроена так, что несмотря на его поведение "ежика", ему так же, как и во все остальные возрастные этапы, необходима любовь, ласка и поддержка самых родных людей. Специалисты утверждают, что дети, которые не получают достаточное количество внимания, часто становятся жертвами насилия педофилов или обзаводятся вредными привычками.

Как мыслит девочка-подросток

Прежде чем выработать стратегию поведения, родителям важно понять несколько моментов, которые иллюстрируют смену мышления подростка:

  1. 1. Восхищение и идеализация родителей сменяется разочарованием : отец видится не таким уж сильным, успешным и всемогущим, а мать не самой красивой и доброй. Ребенок видит, что и взрослые могут быть неправы и совершать ошибки. Дочка может даже стыдится своих ближайших родственников.
  2. 2. Взгляды и мнения мамы и папы касательно разных ситуаций кажутся девочке 12-15 лет устаревшими и скучными. Это связано с особенностями возрастной психологии: к 35-40 годам людям хочется покоя, размеренности и стабильности. У них есть свой личный опыт, не всегда позитивный, они хотят уберечь от ошибок своего ребенка. Природа подростка требует авантюризма, риска, новизны и отрицания общепринятых правил. Личные взгляды кажутся единственно верными, их критика вызывает раздражение. Яркими примерами этого противостояния являются конфликты, возникающие на фоне расхождения музыкальных вкусов или стиля одежды.
  3. 3. Подросток очень остро ощущает себя одиноким. Он жаждет любви и понимания. Вместо этого большинство родителей, столкнувшись с первыми протестами и капризами, начинают жестко "воспитывать" и устанавливать новые правила. Это только отдаляет самых родных людей друг от друга, окончательно портит мнение дочери о взрослых, с которыми "бесполезно говорить, все равно ничего не понимают".

Особенно важно знать об этих сменах в мышлении ребенка нескольким типам родителей: тем, кто всегда "жили ради ребенка", тем, кто не доволен качеством своей жизни и достижениями на текущий момент, а также тем, кто всегда старались быть идеальными и "правильно" выстраивать взаимоотношения. Важно уметь объяснять конфликтные ситуации особенностями периода, а не принимать все слова дочки на личный счет - она еще ребенок и расценивать ее высказывания как оскорбления неразумно.

Что делать родителям

Советы специалистов, как вести себя родителям, в зависимости от ситуации:

Ситуация Советы
Конфликты

Ребенок в подростковом очень болезненно воспринимает ссоры с родителями, у него могут развиться серьезные психологические травмы, хотя внешне это часто выглядит так, будто ему все безразлично. В любой конфликтной ситуации важно:

  1. 1. Избегать диктатуры и приказов - так дочка почувствует себя непонятой, ненужной, неуслышанной, будет испытывать неприязнь к маме и папе, демонстрировать ее.
  2. 2. Никогда не допускать, чтобы подросток усомнился в том, что он любим. Взрослые от отчаяния склонны впадать в крайности и говорить, что "такая ты мне не нужна", "ты не заслужила хорошего отношения", "а за что тебя любить". В любой проблемной ситуации важно, чтобы звучало "я так считаю, потому что люблю тебя больше всего на свете и хочу тебе помочь сделать правильный выбор и избежать ошибок".
  3. 3. Выслушивать и уважать точку зрения ребенка.
  4. 4. Избегать повышенных тонов и оскорблений - девочке и так трудно справиться с неуверенностью в себе, а негативные высказывания от самых родных снижают самооценку
Жалобы окружающих Довольно часто на детей-подростков жалуются окружающие: родственники, соседи, педагоги. Темы этих жалоб: стал хамить, не хочет учиться, не выполняет просьб и указаний, нарушает правила. В этой ситуации ребенку необходимо точно знать, что мама и папа на его стороне и его интересы для них в приоритете. Если проанализировать каждое событие, в результате которого ребенка раскритиковал посторонний, станет очевидно, что последний не во всем был прав. Важно разобраться в ситуации, выслушать дочку, мягко сказать свое мнение и поинтересоваться, согласна ли она с ним. Любой оттенок недоброжелательного тона будет воспринят как вызов. Распространенная ситуация - родителям "стыдно" за своего подростка. Здесь нужно расставить приоритеты и выяснить для себя: что важнее - мнение человека, не знающего и сотой части о личности девочки, или комфорт самого дорогого человека. Фраза "Я люблю тебя всегда, хоть мне и бывает неприятно из-за..." должна звучать в таких ситуациях
Низкая самооценка

Во время переходного возраста девочкам нужно помогать чувствовать себя красивыми - это важно для формирования самооценки. Действенные способы:

  • регулярно озвучивать признания в любви;
  • делать комплименты касательно внешности;
  • покупать девочке ту одежду и аксессуары, которые ей нравятся;
  • позаботиться, чтобы у нее была необходимая для ее возраста косметика высокого качества: средства интимной гигиены, антиперспирант, туалетная вода, все, что нужно для ухода за кожей лица, волосами и ногтями, первая тушь для ресниц, блеск для губ и другое;
  • учить ее ухаживать за собой в домашних условиях, ходить с ней в салоны красоты, к парикмахеру и т. д.

Если девочка начала полнеть, всей семье необходимо:

  • перейти на правильное питание;
  • стать физически активными.

Такая поддержка личным примером и улучшением качества жизни поможет избежать последствий: чрезмерного веса, непривлекательности, проблем со здоровьем.

Ни в коем случае нельзя негативно высказываться по поводу лишних килограммов - это приведет только к пищевым расстройствам и другим психологическим проблемам, которые могут сопровождать человека всю жизнь

Первые отношения

Большинство девочек подросткового возраста не осознают всей серьезности последствий ранней половой жизни. Это абсолютно нормально для данного периода - у них еще нет ни знаний, ни опыта.

Многие проблемы возникают потому, что об "этом" не говорят в семьях и в школах. Чтобы поднять тему сексуальных отношений, между родителями и дочкой должно быть доверие. Стеснение мамы и папы как предлог избежать разговора специалисты считают безответственным уходом от прямой обязанности научить ребенка общаться с противоположным полом.

Родителям нужно спокойно и так искренне, будто они общаются друг с другом, рассказать все, что они знают о половой связи:

  • почему это естественно;
  • когда и чем это опасно;
  • насколько важно нужно быть уверенной в партнере;
  • какие методы контрацепции целесообразно использовать.

Необходимость таких разговоров у многих взрослых вызывает дискомфорт или страх по нескольким причинам:

  • с ними никто на подобные темы не беседовал и они просто не умеют этого делать;
  • им трудно осознать, что их дочь больше не ребенок и готова к получению информации о половых отношениях;
  • они считают, что подобное общение девочка воспримет как одобрение к началу сексуальной жизни;
  • в силу своих предрассудков и заблуждений они убеждены, что обсуждение темы секса с собственными детьми считается неприличным.

Но этот страх нужно преодолеть, подготовиться к разговору морально и информационно (если нужно - проконсультироваться со специалистами) и обязательно все расспросить и рассказать.

Психологи говорят, что наиболее частыми ситуациями, в которых возникает ранняя половая связь у девочек, считаются:

  • дефицит любви отца;
  • желание доказать партнеру "любовь";
  • стремление быть "как все";
  • случайная связь в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме секса первые отношения опасны разочарованиями, масштабы которых подростки часто преувеличивают. Очень важно интересоваться, поддерживать и успокаивать девочку, у которой не ладится что-то с парнем

Плохая компания

Компания друзей-сверстников - естественная среда общения подростков. Именно в ней они учатся выстраивать отношения, общаться, завоевывать авторитет, выходить из конфликтов. Любой опыт, полученный в этих процессах, бесценен.

Опасность заключается в том, что участники этого сообщества имеют большой авторитет у девочки, иногда он больше, чем родительский. Проявляется в таких ситуациях:

  • отказе учиться, если это не приветствуется в кругу друзей;
  • стремлении выглядеть так же, как другие участники группы;
  • желании доказать свою силу и независимость путем непослушания, курения, половой связи.

Родителям доказывать (особенно на повышенных тонах), что лидер компании плохо влияет на дочь - бесполезно. Специалисты рекомендуют просто переждать этот период, ведь потребность примыкать к толпе сменяется индивидуализмом к 16-17 годам. Но необходимо на протяжении всего времени быть готовыми выслушать, поддержать без грубых высказываний, помочь советом.

Если этого не делать, может случиться непоправимое - общество подростков отличается жестокостью и склонностью к самосуду

Помочь определиться

Часто дети 11-15 лет ошарашивают близких родственников своими новыми увлечениями и интересами. Особенно странными они кажутся в условиях столкновения более технически прогрессивного поколения нынешних ребят и их "отсталых" родителей. Стремление к развитию нужно поддержать и всячески поощрять:

  • советами;
  • деньгами;
  • обращением к специалистам: педагогам, людям, достигшим высот в этой сфере для обучения у них;
  • одобрением и высокими оценками успехов, изучением деятельности.

Если новое увлечение мешает учебе, но очень нравится ребенку и потенциально может стать делом его жизни - нужно найти компромисс и постараться организовать время так, чтобы дочь успевала везде.

Что работает всегда

Универсальные советы, которые помогут пережить время переходного возраста:

  1. 1. Много общаться, делиться личным опытом и воспоминаниями. Пусть дочь знает, что мама на самом деле ее понимает, потому что переживала подобное.
  2. 2. Контролировать подростка, но без фанатизма. Родителям целесообразнее заниматься собой: саморазвитием, расширением интересов и круга общения, самосовершенствованием. Личный пример куда эффективнее длительных нудных нотаций от тех, кто не являются авторитетом для подростка.
  3. 3. Относиться ко всему с долей юмора.
  4. 4. Интересоваться вкусами, увлечениями, друзьями девочки и не критиковать их.
  5. 5. Доверять ребенку - фразы "ты еще бестолковая", "ты ничего не понимаешь, чтобы это решать" и подобные следует заменить на "Зная тебя, мою умную и рассудительную девочку, я верю, что ты не совершишь ничего такого, что тебе навредит, иначе я буду очень переживать за тебя. Но я бы поступила иначе, а ты решай сама, я тебе доверяю".
  6. 6. Не требовать от дочери невозможного: быть умнее, сообразительнее, успешнее. Формулировки типа "ты должна, потому что тебе уже... лет" тоже лучше не использовать.
  7. 7. Осознать, что ребенок нуждается в своих родителях и никто другой о нем больше не позаботится.

Специалисты рекомендуют не пренебрегать наказаниями за серьезные проступки. Но прежде чем их реализовать, нужно согласовать с ребенком, что за определенные действия будут такие санкции (четко аргументировать почему) и получить его согласие на них. Самыми эффективными наказаниями считаются лишения: интернета, карманных средств, свободного времени. От физического и психологического насилия необходимо отказаться.

Важно со всей серьезностью подойти к воспитанию и преодолению тяжелого периода, чтобы неосторожные действия и слова не испортили взаимоотношения ребенка с родителями или жизнь дочери.

С подростками родителям нелегко. Непредсказуемые действия, перепады настроения, эмоциональные вспышки без особого повода. Но почему дети этого возраста поступают именно так? Каковы мотивы, причины действий тинейджера? И главное, как от проблем переходного возраста избавиться без вреда себе, собственным детям? Как разобраться в том, что такое психология подростка?

Все начинается примерно в 12 лет. Юнец освобождается от детских иллюзий. Критическое мышление, гормоны постепенно разрушают наивное восприятие реальности. У тинейджера пропадает ощущение защищенности, вера, что «за родителями, как за каменной стеной». Стена вдруг оказывается из песка, разрушается.

И подростковая психология заставляет судорожно искать собственную идентичность. Здесь нужна помощь родных. Они должны отыскать «хорошее» я. А «угодить в плохую идентичность» подростку легко, ведь привязанности, зависимости тинейджера формируются невероятно быстро.

Психологические особенности подростков - коренные изменения во всем

В 12–17 лет человек активно развивается: растет скелет, меняются голосовые связки, начинают выделяться половые гормоны.

Главные же изменения происходят с мозгом. Именно здесь корень проблемы, причина, почему тинейджеры столь нестабильны. Эволюционно более «новая» часть коры больших полушарий, отвечающая за критическое мышление, умение планировать, действовать обдуманно, «созревает» позднее лимбической системы, регулирующей эмоциональную сферу. Этот древний отдел мозга человека формируется раньше. Вот почему в поведении тинейджера над рассудком доминируют импульсы, эмоции.

Половые гормоны - главное «оружие» лимбической системы для борьбы с рассудочной частью мозга. Тестостерон, эстроген подростков может полностью заглушить голос разума. Увы, эти гормоны не только пробуждают интерес к лицам противоположного пола, вызывают желание привлечь внимание. Тестостерон, эстроген еще виновники эмоциональных перепадов, тревожности, конфликтности. Ну а вместе с гормонами удовольствия, стресса (дофамин, адреналин) они способствуют появлению кучи . Именно избыток гормонов - главная причина, почему в подростковый период биполярное расстройство, шизофрения, прочие тяжелые психические заболевания начинаются намного чаще, чем в другие отрезки человеческой жизни.

Важно! Половое созревание - явление неизбежное. Нет смысла бороться с мастурбацией, увлечением «клубничкой». Но чтобы дети осознавали, что происходит, родители должны объяснить об особенностях человеческих репродуктивных органов, важности безопасного секса. Это оградит от нежелательной ранней беременности, опасных венерических заболеваний. Если поговорить сложно, нужно хотя бы дать ссылку на нужную информацию. Интернет ею изобилует. Психологические проблемы подросткового возраста - одна из популярных тем обсуждения.

Формирование собственного Я

Полноценное человеческое Я часто рождается в муках. Все начинается с подыскивания ролевых моделей. Подросток подобное делает постоянно, сравнивая собственное Я с родителями, сверстниками, учителями, кумирами.

Вскоре тинейджер понимает: от взрослых он отличается мало, хотя вынужден старшим почти безропотно подчиняться. Отсюда рождается конфликт, желание освободиться из-под непонятной опеки «таких же, как сам». Ребенок начинает копировать взрослых - поступает, одевается похожим образом, употребляет спиртное, пытается разговаривать на равных, спорит.

Однако еще четко не отделяет собственную личность от других, слабо понимает, где проходят границы между персоналистической идентичностью и внешним миром. Именно поэтому тинейджер поступает неуважительно по отношению к окружающим, нарушает правила мира взрослых.

Противоречивость 12–14-летнего возраста также в том, что для юнца важно мнение взрослых, против которых он бунтует. Более того, родители по-прежнему остаются для чада главными ролевыми моделями. Поэтому важно, чтобы старшие показывали хороший пример. Если родители - нетерпеливые, любят скандалить, осуждать, жаловаться, нечего удивляться, что точно так же начнет поступать ребенок-подросток.

Общение – главная ценность

В компании приятелей тинейджер впервые по-настоящему самостоятельно социализируется, занимая определенное место в молодежной группе, встречаясь со сверстниками противоположного пола. Часто мнение друзей становится очень важным. Если приятели употребляют алкоголь, подростку стыдно соблюдать трезвость. Однако тинейджер отличается сильным непостоянством, все время ищет собственную идентичность. Приятели, компании, пристрастия, кумиры могут меняться часто. И это - одна из особенностей подросткового возраста, психологии тинейджера.

Опасность изгойства

Именно переходной возраст со всей силой проявляется нетерпимостью, нежеланием помочь тому, кто сильно отличается. Если подросток имеет проблемы с внешностью, жди беды. Обязательно найдутся те, кто посмеется, другие поддержат «за компанию».

Подобные проблемы у тинейджеров нередки. Они - немаловажная психологическая характеристика подросткового возраста. Из-за быстрой гормональной перестройки организма у 12–14-летних часто появляются заболевания кожи, лишний вес. Мальчики страдают неконтролируемой эрекцией.

Стать изгоем для тинейджера очень опасно. Все может закончиться не только замкнутостью, неврозами, а даже настоящей трагедией - попыткой суицида.

Запомните! Подростковый период мальчиков протекает более бурно. Они чаще девочек «отбиваются от рук». Для мальчиков-тинейджеров типичны чрезвычайная самоуверенность, стремление противопоставлять собственные взгляды мнению окружающих. Однако сохраняются противоречия. Индивидуализм, замкнутость странным образом уживаются с конформизмом, зависимостью от мнения «своей» группы.

Мальчики-тинейджеры чаще начинают чем-то сильно увлекаться - становятся «ботаниками», спортсменами, музыкантами. При этом подросток сильно преувеличивает собственные возможности. Мальчик 12 лет наделен тончайшей психологией. Надломить ее элементарно просто.

Возрастные особенности подростков 13–14 лет

В 14 индивидуум полностью освобождается от детских одежек, становится настоящим подростком со всеми противоречиями. Тинейджер одновременно:

  • стремится к личной свободе и признанию сверстников;
  • верит, что все по плечу, постоянно ощущая собственную неполноценность;
  • поступает так самоуверенно, словно изведал все, хотя обладает небольшим опытом.

Психология подросткового возраста: внешность - главный враг

Для 13–14-летних внешность нередко становится главным мерилом всего. Полные или «дрыщи» часто становятся «аутсайдерами», объектом насмешек.

Для девочек косметика, прически, духи, одежда вообще становится настоящим фетишем. Нередко желание походить на кумиров, крайне вызывает пищевые расстройства, страх растолстеть. Поэтому важно вовремя привить чадам (пока слушаются) правильное отношение к пище. Тогда для детей еда станет источником энергии, удовольствия.

Запомните! Диета подростков должна изобиловать цинком. Иначе организм перестанет вырабатывать нужное количество серотонина. Он регулирует настроение, защищает от вспышек злобы, депрессий. Подростковый организм цинка нередко содержит мало, поскольку данное вещество активно расходуется на быстро растущую костную систему.

Кроме того, из-за его нехватки организм тинейджеров переполнен дофамином. Этот гормон заставляет искать приключений, совершать необдуманные поступки. Определить, нет ли нехватки цинка, несложно - «подскажут» белые точки на ногтях.

Роль родителей для 13–14 летнего ребенка огромна. Именно они способны сделать так, чтобы чувство ответственности у чада ясно увязывалось с наградой или наказанием. Родители могут стать тем «конструктивным началом» жизни тинейджеров, которое поможет постепенно приобрести самоуважение, избавит от желания бороться со взрослыми.

Главное, не скатиться к злобному неприятию ребенка, начать видеть его исчадием ада, которое специально только делает, что вредит. Нужно научиться слышать подростка, идти на разумные компромиссы. Тогда постепенно удастся вновь вернуть утраченный авторитет.

Запомните! Многим 13–14-летним из-за активной перестройки организма (а не только привычки бодрствовать по ночам, гуляя с друзьями, зависая в соцсетях) трудно вставать по утрам, рано засыпать. Поэтому неправильно корить тинейджера за сон до обеда выходным днем. Никакой лени здесь нет - подросток просто-напросто хочет отоспаться за всю прошедшую неделю.

Новые психологические явления в 14–16 лет

У тинейджера, конечно, нет опыта родителей. Однако в 14–15 лет логические, аналитические способности ребенка уже практически такие же. Поэтому тинейджер слабо воспринимает приказы родных, когда не видит в командах никакой логики.

Подростки этого возраста хорошо ощущают неискренность. Если родители испытывают злость из-за поведения своего чада, а говорят, что обижены, то тинейджер сразу почувствует: с ним нечестны. Психология - для подростков скучное понятие. Но именно она развивает их интуицию, чувственность.

Первая настоящая влюбленность, поиск призвания

14–17-летние подростки обычно уже не только встречаются со сверстниками противоположного пола, но по-настоящему влюбляются. В этом возрасте чаще всего стартует (больше, чем «обнимашки-целовашки»). Тогда же подросток начинает понемногу «предавать» свою группу, более критично смотреть на приятелей, искать настоящую дружбу, где важно доверие, общие интересы, а не иерархия, статус.

Впрочем, любовью, дружбой все не ограничивается. Многих 15-летних уже не удовлетворяют быстро надоедающие увлечения. Им хочется найти призвание. При этом будущее еще кажется безоблачным.

Когда тинейджер находит свое призвание (или так думает), то преисполняется амбиций, желания «перевернуть мир». Психология подростка 16–17 лет устроена так, что он уверен: без проблем добьется выдающихся высот в любимом деле. Постепенно, приобретая опыт, превращаясь во взрослого, личность начинает более реалистично смотреть на собственные перспективы, возможности.

Более критичное восприятие собственных действий, интерес к «глобальным» проблемам

14–15-летние подростки начинают выходить из небольшого мирка субъективного восприятия реальности, более критично оценивать собственные поступки. Тинейджеры уже умеют откладывать удовольствие «на потом», понимают: блага нужно заслужить. В поступках становится меньше эгоцентризма.

Многие «почти взрослые» начинают интересоваться глобальными вопросами, пытаться понять, почему одни страны успешнее других, как работает экономика. Это помогает «примириться» с родителями, которые могут вновь обрести авторитет, если неплохо разбираются в таких вопросах. Тем более, что 15–16-летний тинейджер уже мыслит менее категорично, готов более спокойно относиться к противоположному мнению.

Проблемы современного подростка и беседа с психологом

Специалист поможет подростку «помириться» с родными, понять, что по-настоящему интересует в жизни. При помощи когнитивно-бихевиоральной коррекции, гипнотерапии психолог уберет внутренние конфликты тинейджера с окружающим миром, внушит веру в собственные силы, привьет ощущение самоуважения.

Немало полезного можно почерпнуть на страничке

Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они не пытаются понять своего выросшего ребёнка.

Переходный возраст

Подростковый период подразделяется на три этапа:
Ранний подростковый период: с 10-11 до 14 лет жизни
Средний: от 14 до 16-17 лет
Поздний: от 16-17 лет до взрослого возраста

Переходный возраст – это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию.

Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей. Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.

Сложная задача воспитания подростков: любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.

Трудности воспитания подростка

С 11 до 18 лет лети становятся юношами и девушками. В физическом и психическом состоянии подростка происходят изменения, требующие большого терпения и понимания окружающих и близких.

Для подростка характерно критическое восприятие действительности.
В его жизни появляются новые кумиры.
У подростка часто меняется настроение.
Повышаются финансовые требования.
Появляется свое мнение в оценке партнера и в вопросах выбора профессии.

В крайнем случае возможно возникновение болезненного влечения к наркотикам, анорексия или склонность к преступной деятельности.

При воспитании всех ли подростков возникают проблемы?

Какие трудности возникнут у подростка в период полового созревания, зависит от многих факторов: характера, темперамента, отношения с родителями и т.п. Если с детства отношения между ребенком и родителями были близкими и доверительными, то родителям бывает легче сохранить их и в трудном подростковом периоде. Чем демократичнее отношения родителей со своим ребенком, тем больше вероятность, что он их не отвергнет и не отдалится. Родители, пытающиеся с детства внушить своему ребенку, что они являются совершенными и достойными подражания, скорей всего будут безжалостно свергнуты с пьедестала, созданного ими самими. Подросток начинает открыто конфликтовать с матерью или отцом, дискутировать о стиле их воспитания, часто не избегая суровой критики. У него появляется ощущение собственной силы и значимости.

Как решать проблемы подросткового возраста?

Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на своего ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Конечно, период полового созревания — это временное явления, однако к этому надо отнестись серьезно и постараться понять своего ребенка. Иначе подросток будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству подростка. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Так как родители обычно считают своиметоды воспитания подростка правильными, то неожиданная критика ребенка выбивает их из колеи. Им кажется, что их ребенок неблагодарен и не прав. И все-таки необходимо постараться принять критику в любой форме, не прерывая разговора с эмоционально настроенным подростком. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно изложить свое мнение, тогда дети, возможно, смогут понять родителей, их позицию и даже с ней согласиться.

Родители не должны навязывать свое мнение детям. Молодые люди должны сами принимать решения и делать свой выбор, родители могут им только помочь.

В период полового созревания у подростка могут возникнуть серьезные проблемы, напр., трудности в общении, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.п. Если родители почувствовали, что их детям грозит реальная опасность и никакие разговоры не помогают, они должны обратиться к подростковому психиатру, психологу или школьному психологу.

Особенности развития подростков

В процессе воспитания подростка родителей могут насторожить многие моменты — родители начинают беспокоиться. Но не нужно бояться обычных вещей, которые являются нормальным развитием подростка (как физиологическим так и психическим):

Физиологическое развитие подростка

Половое созревание: у девочек — начало менструаций, у мальчиков — поллюции.
Быстрый рост и заметные внешние изменения: у девочек — женские формы тела, у мальчиков — рост бороды, мутация голоса.

Психическое развитие подростка

Состояние беспокойства и жажда новых впечатлений.
Осознание собственной значимости и желание самоутверждения.
Поиск примеров для подражания.
Появление новых друзей, критическое отношение к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрезмерная чувствительность.
Мечтательность.
Желание завязать отношения с противоположным полом.
Излишняя самостоятельность в принятии решений.

Как воспитывать подростка

В течении подросткового возраста, дети очень сильно прогрессируют. Безусловно, предстоит пережить множество кризисов, однако, в конечном счете, ваш ребенок станет независимым, ответственными, общительными молодым взрослым.

Так что, рекомендуем вам запомнить девиз многих родителей подростков: Мы проходим это вместе, и мы выйдем из этого - вместе! Этот принцип можно расшифровать. Собственно, эта статья – как бы карта, по которой можно ориентироваться, воспитывая подростка.

Самоподготовка

Не пускайте на самотек. Родители, которые знают то, чего ожидать, справляются с этим намного лучше. И чем больше вы знаете, тем легче вам будет.

Вот что может действительно помочь:

Изучайте интернет ресурсы и книги о подростках.

Вспомните свой собственный подростковый период. Вспомните, как вы боролись с прыщами, общались со сверстниками, воспринимали свое половое созревание.

Ожидайте изменений в настроении своего ребенка. Будьте готовы к возможным конфликтам, ведь ребенок пытается стать взрослым.

Подготовка вашего ребенка

Лучше начинать говорить о предстоящих изменениях заранее. Скажем, разговор о менструации после того, как она уже началась, не очень актуален. Детей беспокоят вопросы о различиях между мальчиками и девочками, откуда они берутся, и так далее. Не перегружайте их лишней информацией - только отвечают на вопросы.

Ну, что говорить – вы ведь знаете своего ребенка. Когда вы заметите, что Ваш ребенок начинает шутить по поводу пола или когда внимание к вторичным половым признакам увеличивается. Это — хорошее время, чтобы влезть со своими собственными вопросами, такими как:
Ты замечаешь какие-нибудь изменения в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь странные чувства?
Накатывает ли иногда вроде как беспричинная грусть?

Ежегодный визит к врачу также хорошее время, чтобы поднять эти вопросы. Доктор может сказать Вашему ребенку в пред подростковом возрасте - и Вам - чего ожидать за следующие несколько лет. Визит к доктору может послужить отправным пунктом для хорошего обсуждения созревания.

Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуждение, тем более вероятно Ваш ребенок сформирует неправильные представления или смутится или испугается физических и эмоциональных изменений.

Кроме того, чем ранее Вы открываете линии коммуникации, тем лучший шанс Вы имеете сохранения их открытыми в течение всего подросткового возраста. Дайте ребенку свои детские книги по половой зрелости, написанной для детей, проходящих это. Поделитесь воспоминаниями о Вашей собственной юности. Нет ничего лучшего, чем знание, что мама или папа прошли это.

Постарайтесь помогать ребенку, но делайте это непринужденно.

Как разговаривать с подростками?

Конечно, общаться с подростками непросто. Но отступиться и просто стараться общаться поменьше, опасаясь грубости и недоверия, гораздо хуже. Разговоры — это один из методов, когда ненавязчиво, но эффективно может происходить процесс воспитания.

В первую очередь, запомните, что в разговоре не надо касаться (с критической стороны) внешности ребенка: в десятый раз перекрашенных волос, рваных джинсов и прочих вещей, к которым дети этого возраста относятся крайне болезненно. Это их стиль, средство самовыражения, и с этим пока ничего не поделаешь. Для разговоров есть темы поважнее и поинтереснее.

Хотите поговорить? Схитрите. Начните разговор между делом, по дороге, в машине, когда готовите ужин. Так вы избежите естественной настороженности, которую вызывают серьезно сказанные фразы типа: «Нам надо серьезно поговорить». Не давите на подростка, говорите мягко и доброжелательно. Если вам действительно важно сохранить доверие, не читайте лекций. Лучше попробуйте вместе порассуждать на тревожащую вас тему в будущем времени: «А что если…?» Воспитание – это не выдача готовых вариантов поведения и реагирования. Предложите ребенку подумать и найти варианты действий в тех или иных ситуациях самостоятельно, расскажите что-нибудь из своего личного опыта.

Уважайте друг друга. Но будьте тверды в тех моментах, которые вы считаете важными, которые касаются здоровья и безопасности ребенка. Никогда не пытайтесь доказать что-то подростку если видите, что он рассержен, устал или просто не готов спокойно обсуждать проблему. Дайте ему возможность остыть и прийти в себя. Не переходите на повышенные тона сами. Требовать к себе уважения справедливо в том случае, если вы сами относитесь к подростку уважительно и тепло.

Что еще надо помнить родителям?

Имеет значение количество сил и времени, которые родители тратят на воспитание. Крайности, как и в любом деле, здесь излишни. Ситуации, когда ребенок становится единственным смыслом жизни или наоборот, за его воспитание принимаются в случае серьезных проблем, как правило, не способствуют формированию ответственной гармоничной личности.

Родители, на плечах которых лежит воспитание подростков, важно быть адекватными, гибкими и быть способными к принятию и прогнозированию развития событий.

Они должны видеть и понимать особенности подросткового возраста у своего ребенка, чувствовать происходящие в его душе изменения.

При этом воспитание подростков должно подстраиваться под его индивидуальное взросление, адаптироваться к изменениям в семье и ее окружении. Родители должны принимать существование других точек зрения, возможно отличающихся от их собственных.

И важно помнить, что на любых детей навешивание ярлыков: «хулиган», «бандит», «лентяй», — не оказывает ожидаемого полезного действия, а имеет совершенно обратный эффект. Хулиган? Хорошо, буду хулиганом!.. И постепенно ребенок теряет уверенность в собственных возможностях к исправлению и начинает подтверждать все сказанные про него слова.

На первый взгляд может показаться, что все особенности подросткового возраста способствуют отдалению ребенка от семьи, но это только на первый взгляд. У подростков очень сильна потребность эмоционального контакта и доверительного близкого общения с родителями. Очень важен эмоциональный фон семьи. Атмосфера любви и взаимоуважения поможет пережить многие трудности и депрессии. Не скрывайте свои чувства, чаще говорите своим недавно совсем ещё малышам, а теперь уже подросткам, как вы их любите и цените, даже таких колючих, как они есть. И они обязательно ответят вам взаимностью.

Воспитание подростков

Возраст от 14 до 16 лет считается самым сложным в воспитании детей, так как это период пубертата, когда сходятся вместе гормональные, психологические, и социальные проблемы. Подростковый период тяжело переживается не только родителями, но и самими тинейджерами. Задача родителей – максимально облегчить прохождение ребёнком такого непростого, но необходимого этапа взросления.

Делать это надо тактично, уважительно, именно в подростковом возрасте дети начинают принимать наркотики, уходят из дома, примыкают к экстремистским группировкам, попадают в секты. За каждым таким «выплеском» стоит ребёнок, которого не нашёл понимания дома в среде самых близких людей.

Первое, на что нужно обратить внимание родителей и учитывать это при общении с подростками, — гормональные изменения продуцируют большинство подростковых проблем. Бурный рост, изменения в теле, практически обязательная дистония приводят к перепадам настроения, повышению температуры, раздражительности, беспричинным слезам, вялости, повышенному аппетиту. Эти проявления уйдут сами собой, как только закончится активный рост, к 18-19 годам.

Второе – это психологические изменения. Ребёнок постоянно отторгает всё, что предлагают ему родители, и активно принимает всё, что предлагают ему друзья и музыкальные кумиры. Причём, касается это всего: от выбора стиля одежды и музыкальных пристрастий до характера питания, сленга, походки и жизненных устремлений. Родители должны учитывать, что если подросток хочет пойти в кино или боулинг, но ему предложили такой досуг родители, подросток откажется. Даже если очень хочет, мечтал посмотреть фильм, а потом он будет переживать, плакать, но не пойдёт.

Это необходимо самому подростку: чтобы стать взрослым он должен полностью оторваться от родителей, поэтому всё родительское принимается в штыки. Если надо провести воспитательно-нравоучительную беседу, то лучше обратится к своим друзьям, у которых есть ребёнок чуть старше (20-22 года). Те несколько фраз, которые бросит он за столом в гостях с небрежной улыбкой, запомнятся вашему подростку лучше, чем часы занудных родительских лекций.

В период 14-16 лет подростки стараются максимально оградить свою личную и внутреннюю жизнь от постороннего вмешательства. Идеально, если у ребёнка будет своя комната, которую можно и оформить по своему вкусу и с подругой уединиться, да и просто полежать музыку послушать. Входить в комнату к тинейджеру можно только после стука, особенно маме в комнату сына, а папе в комнату дочери.

Никогда не приходите с уборкой – пусть подросток сам убирает в своей «берлоге»: вытирает пыль, пылесосит, разбирает вещи в шкафу и т.д. Если ребёнок будет уверен, что в его отсутствие никто не трогает вещи, не перекладывает, не листает дневники как личные, так и учебные, он будет чувствовать себя спокойнее дома, доверие между родителями и ребёнком возрастёт.

Если нет возможности выделить подростку отдельную комнату, то можно купить ему небольшой ящик или сундучок, который будет запираться на ключ. В этом сундучке можно будет хранить личный дневник, фотографии и т.д.

Временами родителям кажется, что подростковый период не кончится никогда, на самом деле, он пролетает также быстро, как всё детство ребёнка.

Пройдёт несколько лет и родители увидят, что их тинейджер из гадкого утёнка превратился в прекрасного лебедя, который, расправив крылья, покинет своё гнездо.

Удачи вам, дорогие папы и мамы!

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.