Психологические особенности подросткового возраста. Подростковый возраст

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,- это возраст, когда формирование характера приобретает/заметное Место в общем процессе развития.

Какие же черты характера являются более или менее типичными для советского подростка, какие особенности поведения свойственны ему, что с этой точки зрения отличает подростковый возраст, составляет его своеобразие?

Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, как уже указывалось, является ярко Выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина).

Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними Нрава, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.

Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, выносливость, замечает появление у себя вторичных половых"приз-наков, словом, чувствует себя физически более зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить электроприборы, водопроводные краны и т. д.$. Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках нередко превосходят познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте,- он оказывает значительную помощь родителям (например, пилит и колет дрова), зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (скажем, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни - часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии по подготовке, лабораторных опытов, на пришкольном участке.

Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда - болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.

В подростковом возрасте появляются и постепенно занимают все большее место требования к взрослым, в том числе к родителям и учителям, свидетельствующие о формировании у подростков сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны взрослых. Подростки обнаруживают очень большую чувствительность к оценке их «взрослости» и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учету их взрослости и самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений со взрослыми для них очень важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают эти справедливые претензии и стремления.

Вот что говорил нам в откровенной беседе пятнадцатилетний мальчик: «Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй как равному, требуй, но требуй как от большого, даже наказывай, если провинился, но не как маленького. А что это такое: «Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!» Что я - первоклассник что ли?».

Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнания авторитета взрослых, игнорирования предъявляемых к ним требований.

Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств личности. Поэтому даже отдельные неудачи" или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.

Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке сил и возможностей, самомнению и самонадеянности. При чередовании тех и других подросток иногда очень быстро переходит от неуверенности к самонадеянности и наоборот.

В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится и такая свойственная им черта характера, как повышенная критичность по отношению к взрослым,"в частности к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям. Они часто с удовольствием подмечают отдельные промахи и недостатки учителей (ошибки произношения, отдельные неправильные обороты речи, нерегулярное чтение газет, отсутствие отдельных «бытовых» навыков, неумение ответить на иной вопрос и т. д.) не потому, что отрицательно относятся к ним, а потому что наличие промахов учителя и способность подростков заметить эти промахи расцениваются ими как своеобразное доказательство своей «зрелости», как подтверждение их «права» на соответствующее отношение со стороны взрослых.

Подростков, как уже указывалось, характеризует общий подъём жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. "Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны"подавляющему большинству из них. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем-то, хочет что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.

Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.

В педагогической литературе неоднократно указывалось на свойственную большинству подростков неустойчивость поведения, склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств и эмоций. Смелость и решительность может быстро смениться у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил, и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем, случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок, непочтителен. Без какой-либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких-либо внешних поводов глубокий, активный, действенный интерес к чему-либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию.

По-видимому, эти особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной"железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем отчасти можно объяснить их повышенную раздражительность, несдержанность. Имеет значение неравномерное кровоснабжение мозга, что приводит к быстрой утомляемости, следствием чего является возбудимость и раздражительность.

Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе и семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твердыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, «мягче», а ее внешние проявления малозаметны и- несущественны.

Все сказанное, конечно, не противоречит тому, что для советского подростка характерны жизнерадостность, бодрость, оптимизм - качества, которые в сочетании с активностью и энергией и делают этот возраст столь привлекательным.

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе все более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большее значение приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями.

Разумеется,. и здесь всё относительно. Более значительное развитие волевые черты приобретают уже в юношеском возрасте (16-20 лет), но и тогда еще нельзя говорить об окончательно сложившихся волевых чертах характера.

Подросток способен не только к отдельным волевым актам, что характеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанной единой целью цепи волевых действий, иначе говоря- к волевой деятельности. Младший школьник сравнительно редко самостоятельно ставит перед собой цели и задачи, требующие воли для их осуществления; обычно они ставятся перед ним другими людьми - учителями, родителями. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе их достижения.

В газете «Комсомольская правда» описывался подвиг сельского пионера из Акмолинской области Пети Кузьмина, -который, проявив незаурядные находчивость и мужество, сумел проникнуть в охваченный пламенем дом и с риском для своей жизни спас двухлетнюю девочку. Незаурядную настойчивость подростки способны проявить и в учебных делах. «Я плохо чертил,- пишет пятнадцатилетний школьник,- и решил выправить свой недостаток. Начал работать в чертежном кружке. Занятия кружка проходили по понедельникам, и почти каждое воскресенье я несколько часов тратил на чертежи. Много раз хотелось бросить эту затею, но я брал себя в руки. Чертил я очень много, некоторые чертежи переделывал по 7-8 раз. Теперь учитель говорит, что мои чертежи лучшие в школе. Но, главное, я вообще почувствовал себя сильнее и увереннее». И в большом и в малом способны подростки проявлять волю, особенно если достижение цели имеет для них «принципиальное» значение.

Наряду с этим воле подростков свойственны черты, свидетельствующие о том, что она еще находится в стадии развития и укрепления. Многие особенности проявления воли подростков (особенно младших) сближают их с младшими школьниками. Мотивы действий подростков приобретают все возрастающее общественно значимое содержание, но нередко можно наблюдать явный разрыв между высокими мотивами и устремлениями, с одной.стороны, и конкретными действиями и поступками,- с другой.

В этих случаях подростки не видят связи между различными видами своей деятельности. Желая быть активными строителями коммунизма, они энергично участвуют в помощи колхозам, но наряду с этим могут пропускать уроки, плохо выполнять учебные задания, так как не умеют оценить свою повседневную деятельность под углом зрения высоких общественных устремлений. У подростков Нередко можно наблюдать противоречие между высокой и благородной целью и недостойным способом ее реализации (наиболее частый, случай: благородное желание помочь товарищу реализуется через подсказку или предоставление возможности «списать»).

В одной из школ подростки, страстно желая собрать лом на строительство тракторов для целинных земель, унесли часть металлической ограды, принадлежащей домоуправлению. Иногда встречаются случаи, когда подростки прибегают к недозволенным способам выражения своего справедливого негодования по поводу того или иного проступка своего одноклассника, резко и бурно реагируя на нетерпимое нарушение правил поведения (ученик-новичок одной из школ допустил резкость по отношению к любимой учительнице, шестиклассники после уроков избили виновника). В другой школе пятиклассники таким же образом «проучили» ребят из соседней школы за то, что те весьма непочтительно отнеслись к двум девочкам из их класса. Наблюдался и такой -случай: группа подростков самочинно (применив силу) отняла пионерский галстук у одного из школьников за то, что тот категорически отказался принять участие в субботнике по озеленению района.

Во всех этих случаях психологическим, «источником» невыдержанности подростков была своего рода высокая моральная требовательность, «моральная чуткость» (объективно - весьма положительное качество). В подобных случаях необходимо требовать от подростков, не ослабляя их моральной чуткости, сдерживать себя и применять более действенные меры.

В большинстве случаев настойчивость подростков является еще незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели во всех видах деятельности. Многие подростки проявляют волю в каком-нибудь одном виде деятельности, не обнаруживая ее в достаточной мере в других видах.

Можно выделить три группы подростков в зависимости от развития у них настойчивости. (Исследование А. В. Полтева).

Первую группу составляют подростки, проявляющие настойчивость в нескольких видах деятельности (в учебной, общественной работе, в физическом труде, спорте и т. д.). В основе их настойчивости, как правило, лежат высоконравственные мотивы и цели (желание выполнить свой долг перед Родиной, стремление поддержать честь класса). При этом мотивы и цели учения у них преобладают над мотивами и целями других видов деятельности. Как правило, подростки этой группы в первую очередь выполняют учебные задания, а потом занимаются другими делами. Учение осознается ими как основной вид деятельности.

Вторую группу составляют подростки, проявляющие систематическую настойчивость только в учении. Причина этого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют от подростков хорошей успеваемости и ничего больше. Они не требуют от своих детей выполнения домашних обязанностей, не приучают к физическому труду.

Третью группу составляют подростки со слабо развитой настойчивостью в учении и в других видах деятельности (первая подгруппа) и подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе, но настойчивые в видах деятельности, не связанных с учением (вторая подгруппа).

Школьники этой группы не соблюдают режима дня, Henpoявляют самостоятельности в учебной работе, пользуются подсказками, шпаргалками, часто не выполняют.домашних заданий, пассивно ведут себя на уроках. «Трудно», «Не хочется думать», «Не интересно»,- говорят они, встретившись с трудностями. В результате они, как правило, учатся плохо или весьма посредственно.

Подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе могут проявлять настойчивость в других видах деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они имеют стойкие интересы.

Отметим еще одну особенность подростков. Хотя общее развитие их воли, как уже указывалось, идет в направлении ослабления роли непосредственно переживаемых эмоций и усиления сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций (особенно у младших подростков) как стимула действий продолжает оставаться еще весьма значительным. Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Многие из них не умеют владеть собой, не умеют сдерживать (когда это необходимо) свои порывы. Такие подростки не любят «терять время» на обдумывание, взвешивание, Торопятся быстрее перейти к действию, вследствие чего часто ошибаются.


!!Особенности проявления характера в подростковом возрасте. !!
!!Подростковый возраст - период становления личности, который доставляет немало проблем родителям, педагогам, а прежде всего самому ребенку. Стремительное физиологическое развитие, поиски собственного «Я», попытки индивидуализации и идентификации - вот далеко не полный перечень проблем, которые решает ребенок в подростковом возрасте. Каким будет будущее человека зависит от того, как проживет он этот трудный момент своего взросления. И немаловажное значение в этот момент имеют социально-педагогические условия формирования личности ребенка.!!
В данной статье описывается такое важное психологическое образование личности как характер, вернее его крайние формы проявления - акцентуации, ведь именно подростковый возраст формирует эти личностные особенности человека.
«Акцентуации» характера – понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера подростка, представляющие крайние варианты нормы и граничащие с психопатиями личности.
Особую остроту проблема акцентуации характера приобретает в подростковом возрасте. Границы подросткового периода совпадают с обучением детей в средних классах школы. За несколько лет ребенок взрослеет не только физически, но и умственно, нравственно, социально. Меняется состояние нервной системы подростка. На протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного моз га. Кора все больше приобретала способность оказывать тормозящее влияние на подкорковые структуры. Но вот в период полового созревания снова наблюдается усиление подкорковой активности; в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Личность подростка отличается дисгармоничностью и противоречивостью проявлений.
В подростковом возрасте формируется форма Эго-идентичности. Активный физиологический рост, половое развитие и созревание, важность мнения о себе, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы подросткового возраста Этот возраст относят к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обуславливает его исключительную сложность и противоречивость.
Именно в этом возрасте различные варианты характерологической нормы выступают наиболее ярко, так как черты характера не скомпенсированы жизненным опытом.
В переходном возрасте особенности характера заостряются, а при действии психологически неблагоприятных факторов, которые направлены к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении. Коррекцию отклоняющегося поведения подростка и консультацию родителей проводит подростковый психолог.

Подростковый кризис

Подростковый кризис или трудный возраст, переходный период и т.д. - это обычно возраст от 12 до 18 лет. Так же этот "сложный" возраст наиболее важный этап формирования личности большинства подростков. Именно в этом возрасте ярко проявляются особенности характера и индивидуальность человека, которые потом влияют на формирование разных сферах жизни личности.!!
В силу возрастных изменений, подростку часто не хватает внутренней гармонии и понимания себя, нарастает внутренне волнение, из-за чего ребенок может стать скрытным и замкнутым. Поэтому, очень важно создать гармоничные отношения в семье. Прежде всего, необходимо выяснить у самого подростка о его проблемах, душевных волнениях и жизненных приоритетах. Что само по себе уже не простая задача в этот период. Деликатно предложить свою помощь, прибегнуть к совету основываясь на личном опыте и уместных жизненных примерах. Конечно, такие намерения есть у многих родителей, но как это сделать?
Особое место занимают отношения ребенка со сверстниками в дружеском кругу, а иногда, и не в дружеском. Стремление взрослеющего ребенка к самоутверждению разными способами, часто вызывает тревогу и настороженность близких. Основная задача родителей и педагогов - помочь подростку разобраться в себе, понять себя и свои волнения, это поможет нормализовать взаимоотношения в дружеском коллективе. Это звучит замечательно, но сново вопрос: как этого добиться? Как часто, попытки взрослых остаются тщетны.
Некоторую помощь в прохождении подросткового кризиса может оказать понимание родными самой сути изменений, которые так стремительно и неожиданно проявились в подростке. Физиологические перемены организма - стремительный рост гормонов, изменения в росте, весе, пропорций тела влекут за собой резкие перепады настроения, закрытость и в то же время повышенную эмоциональность. Изменения в теле приносят волнения по поводу своей внешности и соотнесение себя с эталонами и стандартами красоты.
Вслед за физиологическими переменами наступают психологические изменения, которые проявляются в поведении, настроении, стремлениях и взглядах. Подростковый кризис не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Есть разные варианты проявления, обозначим крайние случаи: подростковый кризис "чрезмерной независимости" (отрицание авторитетов, негативные поведенческие проявления, агрессия, хамство, стремление к независимости любым путем, упрямство, наглость, противопоставление себя другим и т.д.) и подростковый кризис "чрезмерной зависимости" (полная несамостоятельность, зависимость от других людей, инфантилизм во взглядах и поведении, стремление быть со всеми и "как все", лояльность к авторитетам, желание быть "правильным" ребенком, возврат к более детским интересам и т.д.).
Конечно, второй вариант не доставляет хлопот и устраивает намного больше родителей и педагогов. Подросток стремится сохранить отношения по схеме "родитель - ребенок", и как будто, останавливается в своем психологическом развитии. Хорошо ли это для самого ребенка в его становлении как личности?
Подростковый кризис важный этап на пути взросления ребенка: формируется самостоятельность в поведение и мнение, а так же ответственность за свои решения. В это время появляются интерес к себе и своему внутреннему миру.
Именно на этом этапе развития ребенка формируется жизненная позиция и расстановка актуальных приоритетов. В этот период важно не только морально поддержать ребенка, но и создать гармоничные условия для развития и самореализации личности. Прежде всего, необходимо внимательно следить за эмоциональным состояниям и физическим самочувствием подростка. Ни в коем случае не допускать психологических перегрузок, срывов и стрессов. Тогда учеба и творчество будут приносить ребенку радость и удовлетворение, и поможет построить теплые и доверительные отношения с педагогами и ровесниками.
Подростковый период достаточно сложный для родителей и близких, часто опускаются руки и кажется, что нет сил справляться с проблемами. Кризис подросткового возраста - сложный период в развитии ребенка, часто ему нужна помощь и поддержка взрослого. Сохранение психофизического здоровья ребенка является важной задачей в период подросткового кризиса, так же это важный фактор развития и формирования гармоничной личности.

Черты характера подростка

Сильные и слабые черты характера, «место его наименьшего сопротивления». Продолжение статьи "Характер подростка"
Тип
Сильные
стороны
характера
Слабые
стороны
характера
наименьшего
сопротивления»
Гипертимный
подросток
Активность, выносливость,
общительность, находчивость в стрессовых ситуациях
Тенденция разбрасываться и не доводить начатое дело до конца.
Легкомыслие
Ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов со сверстниками. Одиночество, монотонная работа. Жесткий контроль
Демонстративный
подросток
Артистизм, интуиция, способность заражать окружающих силой собственных чувств
Фантазирование, притворство, лживость, тщеславие, «бегство в болезнь»
Ситуации, в которых на подростка не обращают внимания или низвергают с «пьедестала»
Психастенический
подросток
Заботливость, способность брать на себя ответственность, способность концентрироваться на деталях
Мнительность, нерешительность, сомнения, тенденция к образованию ритуальных действий
Ситуация, требующая принятия решения, оперативных действий
Застревающий
подросток
Упорство в достижении целей,
выносливость.
Стрессоустойчивость
Повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, высокая конфликтность
Ситуации, в которых на авторитет подростка покушается более сильный лидер
Лабильный
подросток
Мягкость, способность к переживанию, развитое чувство благодарности
Резкая смена настроения в зависимости от ситуации
Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, отсутствие теплых эмоциональных отношений
Сенситивный
подросток
«Тонкокожесть», острое нравственное зрение, ориентация на истинные чувства людей
Повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности
Обвинения подростка в предательстве, стукачестве, вранье. . . публичные указания на его недостатки
Шизоидный
подросток
«Холодный» ум, глубокое знание того, чем интересуется, способность долго работать в одиночестве
Отгороженность, замкнутость. Трудности в установлении эмоциональных контактов
Ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать контакты со многими людьми и оперативно принимать решения

Конформный
подросток
Преданность к группе, консерватизм, стремление к устойчивости и стабильности
Чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму
Ситуации смены стереотипов. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой
Неустойчивый
подросток
Умение легко устанавливать контакты, получать от жизни яркие впечатления ежедневно, не переутомляться
Склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний
Ситуация бесконтрольности: отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки

Подростки не так уж часто обращаются к психологу самостоятельно. Чаще всего их «направляют» и «приводят» - родители, учителя, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних… Направляют и приводят в надежде, что психологу удастся разобраться в причинах «неправильного» поведения подростка и убедить его исправиться.
Как правило, психолог действительно старается вникнуть в проблему, однако он не спешит перевоспитывать подростка: он старается ему помочь - разобраться в себе, наладить отношения с окружающими, изменить поведение.
Проблемы подростка «принадлежат» не только ему одному. Ведь чаще всего они становятся заметными именно во взаимоотношениях со взрослыми. «Не хочет учиться», «не слушается», «грубит», «начал курить», «попал в плохую компанию», «всё время проводит за компьютером», «совсем не помогает по дому»…
Именно поэтому, работая с подростком, психолог обращается не только к подростку, но и к его окружению: к тем же родителям, учителям. Без помощи взрослых - поддерживающих, умных, порядочных и авторитетных – подросток не всегда может справиться с трудностями, разрешить свои проблемы, совершить правильный выбор.
«Неправильное» поведение – это внешнее выражение тех внутренних проблем и конфликтов подростка, которые возникают у него в процессе взросления и взаимодействия с миром. Не всегда подросток имеет желание как-то менять свою жизнь, даже если его поведение создает трудности ему самому и его окружению. У него часто не хватает на это мотивации, желания и сил. Впрочем, не только подростки - далеко не каждый взрослый бывает готов прислушиваться к советам специалистов и вносить коррективы в свое поведение.
Но, несмотря на вышесказанное, многие подростки обращаются за психологической помощью самостоятельно. Они приходят к психологу, потому что чувствуют, что их собственных сил не хватает для решения той проблемы, с которой они столкнулись. Они могут нуждаться в совете, в выслушивании, в совместном анализе. Они очень хотят понимания, потому что ситуация, в которую они попали, заставляет сомневаться в себе, в своих силах и возможностях, она заставляет их страдать.
С какими вопросами обращаются к психологу подростки – и те, которые пришли сами, и те, которых «привели»? Что их волнует? Какие проблемы приходится решать – подросткам и их родителям? Как и чем может помочь психолог?
Итак, подростковый возраст. Ступень развития, на которой видоизменяется поведение, эмоциональные реакции и мировоззрение подростка – порой до такой степени, что взрослые говорят: «его будто подменили», «он стал совсем другим» - непонятным, чужым и даже отвергаемым…
Этот кризисный и трудный период несет с собой специфические (и в то же время типичные) проблемы, определяемые именно особенным социальным статусом и состоянием психики подростка.
Рассмотрим взаимосвязь характерных особенностей подросткового возраста и проблем, с ними связанных.
В первую очередь следует отметить физическое и половое созревание, сопровождающееся изменением внешнего облика, различными вегетативными проявлениями, а также множеством новых переживаний, в том числе связанных с возникновением сексуального влечения.
Это означает, что подростки решают для себя задачу «привыкания» к новому физическому облику. Они становятся особенно чувствительными к замечаниям сверстников и взрослых, могут сильно страдать из-за несоответствия своей внешности принятым эталонам красоты. Неудовлетворенность внешностью может вызывать настоящие страдания, не всегда разделяемые взрослыми.
Однако, зная эту особенность, можно объяснить многие «непонятные» поступки подростков: чрезмерное злоупотребление косметикой, слепое следование вычурной моде, голодание, одержимость спортивными занятиями. Часы, проведенные у зеркала. Нежелание одевать шапку. И даже пропуски учебных занятий – после неудачных попыток «привести себя в порядок» - лицо, кожу, волосы…
В норме озабоченность собственной внешностью встречается у подавляющего большинства подростков и со временем проходит; реже такой синдром является проявлением особой формы подростковой психопатологии – дисморфофобии 1 (дисморфомании) 2 . В этом случае подросток демонстрирует болезненное недовольство собственной внешностью; у него существует представление о мнимом (или значительно переоцениваемом) физическом уродстве. Патологическая убежденность в наличии серьезного дефекта может сопровождаться попытками его исправления с помощью косметологов, хирургов или маскировки специальными прическами, одеждой, головными уборами. На патологическую природу данного переживания указывает сочетание убежденности в физическом дефекте со сниженным настроением (порой с суицидальными мыслями), с уверенностью в недоброжелательном внимании окружающих к этому дефекту и нарастающей социальной дезадаптацией подростка (отказ от посещения людных мест, стремление к уединению, потеря социальных контактов). Дисморфоманический синдром может возникать у подростков в рамках невроза, депрессии или при шизофрении.
В подростковом возрасте обостряется интерес к своим физическим и психическим особенностям, возрастает озабоченность по поводу своего физического, интеллектуального, характерологического или нравственного несовершенства, стремление к саморазвитию, повышенная рефлексия, попытка выработки мировоззрения. Многие достаточно рефлексивные подростки обращаются к психологу с просьбой «помочь разобраться в себе»; они с удовольствием выполняют различные тесты, определяющие их интеллектуальные способности, личностные особенности и особенности общения, склонность к различным видам профессиональной деятельности.
Одно из самых ярких свойств подросткового возраста – появление серьезной потребно сти в самостоятельности и независимости, которые нередко проявляются в оппозиционном поведении, «критиканстве», игнорировании авторитетов.
Именно с этой возрастной особенностью связано, пожалуй, самое большое число жалоб родителей, пришедших на прием вместе с подростками. Речь идет о подростковых конфликтах с родителями, продолжающими чрезмерно контролировать и опекать выросших детей.
Члены таких семей на приеме у психолога, часто наперебой доказывают свою правоту, не слыша друг друга. Как правило, родители предъявляют много претензий к поведению подростков и пытаются получить ответы на частные вопросы из серии «разрешать – не разрешать»; подростки же отстаивают свое право принимать самостоятельные решения. Если в целом между детьми и родителями хорошие, теплые и уважительные отношения, то, как правило, текущие вопросы удается решить путем переговоров. Труднее бывает в тех случаях, когда подростковое стремление к самостоятельности проявляется на фоне нарушенных (особенно хронически нарушенных) отношений в семье. Здесь, скорее всего, речь идет не просто о семейных разногласиях, а об устойчивом девиантном 3 поведении подростка, причина которого – в семейном неблагополучии. И тогда в длительной психологической помощи, направленной на преодоление последствий травматизации и налаживание отношений, нуждается и подросток, и родитель.
Не только родители являются значимыми людьми для подростка. В этом возрасте большую роль играет значимая группа сверстников. Большую часть своего времени подросток проводит, общаясь со своими сверстниками. В общении он узнает себя и других людей, удовлетворяет свои потребности в принадлежности, принятии и теплом отношении, завоевывает статус, учится быть с людьми в разных ситуациях, развивает свою индивидуальность.
Большинство подростков демонстрируют зависимость от своего окружения, подчиненность референтной группе; испытывают страх оказаться вне сообщества сверстников, стать «отверженными». Также любой подросток время от времени сталкивается с проблемами, возникающими в процессе общения. Дружба, одиночество, доверие, предательство, поиск своего места в группе, отношения с противоположным полом…
Если подростка отвергает семья и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаях подросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностям этой группы, в том числе асоциальным.
Серьезные изменения происходят в эмоциональной сфере подростков: для них характерна живость и выраженная неустойчивость эмоций, сверхчувствительность к внешним влияниям, импульсивность, противоречивость чувств, склонность к резким колебаниям настроения, беспокойству и тревоге. Такая особенность подростковой психики обуславливает глубину переживаний по значимым для подростка поводам: стрессы, разногласия и конфликты с близкими людьми могут переживаться достаточно остро. Поводов для стресса в подростковом возрасте великое множество: ссоры с родителями и сверстниками, разочарования в личных отношениях, неудачи в учебной деятельности, другие психотравмирующие ситуации…
Периоды сниженного настроения могут встречаться у всех подростков, однако у некоторых из них они могут достигать особенной глубины и длительности. Возможно, в таких случаях речь идет подростковой депрессии – или «юношеской астенической несостоятельности». Она проявляется в неспособности к концентрации мыслей, отвлекаемости, снижении активности и работоспособности, повышенной утомляемости, нарушениях сна. В последние годы отмечается рост количества детско-подростковых депрессий, связанных со школьным обучением и психотравмирующими взаимоотношениями с учителями – так называемых дидактогенных депрессий. Такие депрессии всегда сопровождаются явлениями школьной дезадаптации 4 , для профилактики и преодоления которой необходим комплекс психокоррекционных мероприятий, проводимых различными специалистами: психиатрами, психологами, семейными психотерапевтами и педагогами.
Еще одной проблемой, связанной со школьным обучением, является снижение учебной мотивации подростков. Педагоги и родители нередко жалуются на потерю интереса к учебе в средних и старших классах: подростки перестают выполнять домашние задания, нередко прогуливают уроки и не демонстрируют желания овладевать школьной программой. Объяснений этому феномену может быть несколько. Потеря интереса к учебе часто связана с невозможностью усвоить школьную программу. Именно в средних классах пробелы в знаниях учащихся становятся настолько явными, что уже не дают возможности двигаться вперед – сказывается недостаточность базовых знаний. К сожалению, существовавшая в школах система коррекционного обучения не восполняла эти «пробелы», а лишь немного облегчала учебную программу, лишая детей возможности наверстать упущенное и продолжить обучение. Педагогическая запущенность не свидетельствует об умственной неполноценности учащегося: она может быть связана с соматическим нездоровьем, психотравмой, неврозом и другими обстоятельствами. Своевременно не выявленная и не скорректированная, педагогическая запущенность неизбежно приводит к школьной дезадаптации: повторяющаяся ситуация неуспеха сначала ослабляет, а потом и вовсе «сводит на нет» учебную мотивацию подростка. Также существует мнение, что снижение учебной мотивации чаще всего встречается у инфантильных, незрелых подростков, которые не в состоянии сформировать собственную систему мотивов и ценностей.
Таким образом, проблемы психологического характера, возникающие в подростковом возрасте, могут быть вызваны разнообразными причинами.
Некоторые из них могут быть объяснены непосредственно особенностями подросткового возраста; они «корректируются» во взаимодействии с помощью гибкого, понимающего подхода взрослых – родителей и педагогов. Другие проблемы имеют более глубокие корни – они длительное время накапливались и зрели, а к подростковому возрасту проявились остро и ярко. Как правило, они связаны с хроническим психологическим неблагополучием подростков, с нарушениями значимых для них взаимоотношений, с неуспешностью в различных областях жизнедеятельности. Также существует класс проблем, связанных с психическим нездоровьем подростков.
Основная проблема заключается в трудности распознавания причин и механизмов возникновения проблемного поведения подростков. Именно поэтому так важна психологическая грамотность родителей и педагогов, их педагогическая компетентность и готовность оказывать помощь и поддержку подросткам. Именно поэтому бывают так полезны консультации психологов, помогающих объективно рассмотреть ситуацию и найти решение.

Зависимости
01.03.12 19:56
Представленный ниже текст является приблизительным сценарием классного часа (дискуссионного занятия) по профилактике зависимого поведения среди учащихся 8-11 классов. Занятие составлено таким образом, что для его проведения не требуется специальных наркологических или психологических знаний. Соответственно, ведущими классного часа могут быть не только приглашенные специалисты, как часто практикуется в образовательных учреждениях, но и школьные психологи, социальные педагоги и классные руководители.
Текст оформлен в виде диалога ведущего и учащихся, где курсивом выделены типичные ответы участников занятия, а ключевые вопросы ведущего выделены жирным шрифтом.
«Вне зависимости»
Последнее время в обществе часто обсуждаются проблемы различных зависимостей. Самые распространенные из них – это курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами; специалисты упоминают также про игровую зависимость и зависимость от компьютерных игр и Интернета. Проблема зависимого поведения волнует многих людей, она вызывает множество споров - среди подростков и взрослых, среди родителей и педагогов, среди врачей и психологов. Люди хотят знать, что на самом деле представляет собой состояние зависимости, кто находится в «группе риска» и можно ли помочь самим себе и своим близким. Предлагаю сегодня вместе стать исследователями этого вопроса.
- Какие виды зависимостей кроме алкоголизма, наркомании и курения вам известны?
Интернет-зависимость, трудоголизм, пищевые зависимости, спортивная зависимость, фанатизм, страсть к покупкам и трате денег, любовные зависимости, «адреналиновая» зависимость, ТВ-зависимость и др.
Да, зависимость может возникать как от психоактивных веществ (т.е. веществ, воздействующих на психику), так и от некоторых видов деятельности, и даже от других людей. Давайте определимся с основными понятиями.
- Как вы понимаете термин «зависимость»? Какой смысл мы вкладываем в это слово?
Состояние потребности в чем-то, способ забыться, уход от реальности, сильное стремление к чему-либо, невозможность жить без чего-либо.
Предлагаю вам одно из определений зависимости, которое, очень точно отражает суть этого феномена. Зависимость – это болезненное пристрастие и сверхценное отношение к выбранному «объекту», стремление полагаться на него с целью ухода от реальности и получения позитивных эмоций. Как вы сами заметили, «объектом» зависимости может стать и алкоголь, и наркотик, и религия, и работа, и еда, и игра, и другие люди. Зависимость может стать единственным смыслом жизни для человека, желающего спрятаться от реальности.
- А зачем человеку нужно прятаться от реальности?
У человека что-то не получается, с чем-то не справляется, ему скучно, хочется острых ощущений, в его жизни мало радости, он не умеет справляться с проблемами.
Да, зависимому человеку та реальность, в которой он живет, кажется недостаточно интересной, радостной и дружелюбной. Он пытается ее изменить.
- К чему стремится зависимый человек? Например, давайте подумаем, с какой целью люди принимают наркотики или алкоголь, что они в этом находят, о каких состояниях мечтают?
Радость, спокойствие, постижение неизведанного, общительность, уверенность, состояние «кайфа», активность, уменьшение боли, счастье, расслабленность и т.п.
- Человек, склонный к зависимому поведению, хочет таким образом изменить свою жизнь к лучшему, достичь каких-то важных для себя состояний. Удается ли ему это?
Сначала удается, а потом наступают различные вредные последствия.
Да, сначала «объект» зависимости может помочь забыть свои проблемы, избавиться от одиночества, почувствовать психологический комфорт. Но через некоторое время начинаются неприятности, потому что любая зависимость ограничивает человека, приносит с собой негативные последствия в разных областях - в области физического и психического здоровья, в материальной, социальной и духовной сфере.
- Рано или поздно зависимому человеку приходится платить некоторую цену за свою зависимость. Можно ли этого как-то избежать? Каким образом достижимы эти состояния без использования «объектов» зависимости?
Спорт, хобби, отношения с другими людьми, творчество, работа, дружба, любовь…
Да, позитивные состояния достижимы в том случае, если человек не ждет, что они чудесным образом возникнут извне - например, от приема психоактивного вещества.
На самом деле люди способны достигать их путем собственной умственной, физической, духовной, социальной и творческой активности.
- При каких условиях собственная активность человека может стать источником мощных положительных эмоций?
Если эти виды активности интересны и приносят радость, если удается достичь хорошего результата, если ты в своей активности не одинок, а окружен хорошими друзьями
Итак, мы с вами сейчас сформулировали хороший способ защитить себя от зависимостей. Если в нашей жизни есть хотя бы несколько занятий, которые:
1) интересны нам, радуют нас и хорошо у нас получаются;
2) помогают найти настоящих друзей и единомышленников;
3) делают нас более творческими, самостоятельными, здоровыми, умными и свободными,
то мы вряд ли будем разрушать себя разными видами зависимостей. Мы не будем бежать от реальности, а сможем почувствовать гармонию с собой и с окружающим миром.
- Сейчас я предлагаю каждому из вас письменно перечислить те занятия вашей жизни, которые отвечают этим требованиям. Это будут ваши ресурсы, ваша защита. То, что может сделать вас сильнее и счастливее.
Выполнение задания; желающие могут поделиться результатами.
Иногда бывает так, что из-за трудных жизненных событий или из-за долгого плохого настроения у человека нет сил и желания заниматься чем-то интересным. Что делать в этом случае?
Посоветоваться с близкими людьми, поразмышлять о проблемах и постараться их решить, попросить помощи у друзей, обратиться к психологу.
Да, любому человеку очень важно получать поддержку и помощь в трудных жизненных ситуациях. Каждый из вас сегодня получит визитки и буклеты «помогающих организаций» нашего района. Из них вы узнаете, где можно получить профессиональную помощь и сможете этим воспользоваться или передать эту информацию тем, кто в ней нуждается.
И в заключение – сюрприз. Для всех, и особенно для тех, кому непросто было выполнить последнее задание.
С помощью всех учителя нашей школы мы составили для каждого вот такой из вас «похвальный лист», в котором перечислили ваши способности и хорошие качества. В конце занятия вы сможете их забрать, прочитать, попросить своих друзей и близких дополнить эти листы, что-то дописать самостоятельно. Пусть эти «похвальные листы» станут вашими помощниками.
Время, оставшееся до конца урока, мы можем посвятить ответам на вопросы.
Спасибо вам за участие и за вашу активность.

Психолог о подростках в школе и семье. Теория и практика психодиагностики

Проблема личностных особенностей и межличностных отношений детей (подростков) представляет собой целый комплекс факторов.
Неустойчивость эмоциональной сферы, зыбкость границ «Я», тенденция самооценки к значительным колебаниям, роль ситуативных влияний, воздействие разных по своей объективной значимости «героев» из реальной действительности и из произведений искусства - все это создает выраженные трудности в определении типологической принадлежности ребенка. И все же следует пытаться выявить ведущие тенденции детского характера, лежащего в основе формирующейся личности.
Для изучения индивидуально-типологических особенностей детей удобен детский вариант индивидуально- типологического опросника ИТДО1. Методика представляет собой лаконичный опросник, направленный на изучение индивидуально-типологических свойств ребенка. Опросник содержит 61 утверждение, на которые ребенок должен ответить “Верно”, если согласен, и “Неверно”, если не согласен - по каждому утверждению. Пункты опросника не вызывают защитных реакций, так как направлены на свойства темперамента, а не на социально одобряемые или неодобряемые формы реагирования. Апробация ИТДО показала, что методика позволяет уловить основные, преобладающие тенденции характера ребенка.
Согласно теории ведущих тенденций, каждому ребенку присуща индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации, что и создает базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей даже при одинаковых средовых условиях. Понятие "ведущая тенденция" более емкое и динамичное, чем “черта”, “свойство”, ”состояние". Ведущая тенденция пронизывает все уровни и этапы формирования личности - от индивидуально-типологической предиспозиции и черт характера до сформированной личности. Словом, это – сквозная устойчивая личностная характеристика, проявляющаяся на всех этапах развития личности и на всех уровнях самосознания.
Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности ребенка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является «застывшей окаменелостью»: это - динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу.
Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У ребенка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально- личностной тенденцией.
Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное "Я" человека, в то время как его идеальное "Я" определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. У ребенка самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность еще слабо интегрирована, в связи с чем в переживаниях и поведении преобладают черты темперамента. Однако индивидуально-типологический стиль как врожденная черта характера уже отчетливо намечен. В формировании характера в качестве базовых свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора – стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя.
В первую очередь огромное значение в воспитании ребенка играет мать. Если она сама является выраженным акцентуантом гипотимного склада (сензитивный, с повышенной тревожностью, сверхответственный, альтруистически настроенный человек), то она чаще всего настолько боится за своего птенчика, что вредит ему гиперопекой и постоянными опасениями по любым поводам из страха, что с ним что-то случится. На каждом шагу ребенок слышит предупреждения об опасности. Мать стремится сделать все сама, подменяя своими действиями побуждения ребенка к самостоятельности. В этом случае природой заложенное чувство тревожности, необходимое для нормального выживания, раскачивается и заостряется до высокого уровня тревоги и в дальнейшем затрудняет жизненную адаптацию, превращая ребенка в существо беспомощное, безвольное, избыточно конформное, зависимое от более сильных окружающих лиц.
Если мать отличается выраженной акцентуацией по гипертимному типу, при котором избыточные черты независимости, беспечности, жажды самореализации сочетаются с вытеснением из сознания всего того, что осложняет жизнь, привносит озабоченность и тревогу, то ее метод воспитания проявляется как попустительство. Ребенок в такой ситуации растет недисциплинированным, не знающим ограничений своим прихотям и капризам; он не приучается к усидчивости и труду. В дальнейшем его адаптация затруднена в связи с неразвитым самоконтролем и отсутствием выработанных норм поведения в соответствии с моралью и нравственностью социума.
Если характер матери отличается выраженной несбалансированностью, чертами эмоциональной возбудимости, непоследовательностью требований, предъявляемых к ребенку, то ее методы воспитания - противоречивы и неадекватны: за плохим поступком может не последовать порицание или наказание, а за хорошее поведение ребенок не получит награды, поощрения. Приспособиться к материнской непоследовательности на основании здравого смысла ребенок не может, отсюда и его собственное Я не может формироваться на базе логических предпосылок. Такой метод воспитания не способствует интеграции личности; напротив, он может породить расщепление Я, привести к полной дезинтеграции.
Порочность приведенных выше стилей воспитания может быть отнесен не только к матерям, но и к отцам, и к учителям, так как их влияние на ребенка чуть менее значимо, чем материнское, но тоже велико.
Разберемся в тех личностных особенностях и стилевых характеристиках поведения ребенка, которые выявляются шкалами индивидуально- типологического опросника ИТДО и позволяют дать характеристику основным индивидуально-личностным типам.

Подростковый период - это время, когда мальчики и девочки становятся юношами и девушками. Он наступает в возрасте 14-17 лет и считается в психологическом плане одним из самых трудных и неустойчивых подростковых периодов.

Подростковый период мальчиков и девочек характеризуется резким гормональным всплеском. Ведущее место в гормональном пробуждении играет - отсюда возбужденность, обидчивость, раздражительность, смены настроения. Постепенно активность щитовидной железы уменьшается и на первое место выходит партия половых желез. Постепенно устанавливается гармоничность облика подростка, диссонанс в работе отдельных желез прекращается, половые железы входят в умеренный ритм - это зрелость подростка.

У небольшого количестве девочек (5-8 %) наблюдается юношеское увеличение щитовидной железы. Оно может протекать с понижением или повышением функции этого органа. При этом могут наблюдаться дискомфорт, повышенная утомляемость, склонность к запорам, покалывание в области сердца и другие неприятные для ребенка явления. В этом случае желательно показать ребенка врачу-эндокринологу.

Родители чувствуют, что ребенок вступает в сложный период своей жизни - период неконтролируемых эмоций, бунтарства и неосознанных желаний. В это время больших перемен восприятие всего нового становится у подростка более совершенным и тонким, развивается абстрактное мышление, повышается концентрация внимания. Окончательно формируется характер ребенка, его индивидуальные качества. Подросткам свойственна буйная фантазия, самостоятельность, чувство справедливости, оптимизм, жизнерадостность.

Кризис юношеского возраста характеризуется тремя основными признаками:

1. Отчуждение от мира взрослых и утверждение себя как личности .

Ребенок стремится обозначить границы своего «Я» в отношениях с другими людьми. Чужое мнение он уже не берет на веру, как это было 1-2 года назад, он высказывает свое мнение, даже ничем не подкрепленное, и пытается отстоять его всеми доступными ему способами. Подросток создает для себя свой собственный мир, у него свои тайны и переживания, свой взгляд на действительность. Он старается не допустить в этот мир взрослых, считая, что вторжение в него, - посягательство на его индивидуальность, на его «Я».

2. Противопоставление себя окружению, в особенности семейному .

Юный человек пытается отгородиться от родителей или просто взрослых с помощью вызывающей прически или экстравагантной одежды, он выбирает приятелей, которых родители не одобряют, бравирует крайними, нетерпимыми суждениями. Он добивается признания своей неповторимой индивидуальности, не отрекаясь от ценностей семьи и общества. Родители, часто не понимая причин такого поведения, бросаются из крайности в крайность: то проявляют чрезмерную строгость, то слишком большую снисходительность. А самое правильное, что они могут сделать в сложившейся ситуации, это донести до своего ребенка в спокойной, доброжелательной обстановке те сведения о половой жизни, которые тот ждет. Не только помощь, но и совет, нужный порой при возникновении тревожных ситуаций, чреватых опасными последствиями.

Юный человек в подростковом возрасте уже не ребенок, но он еще и не взрослый. Манеры его меняются быстрее, чем образ мыслей. Подросток охотно верит в то, что секс - это средство бросить вызов другому миру, миру взрослых. И он часто прибегает к этому средству, пытаясь доказать родителям, всем окружающим и прежде всего самому себе, что он уже не мальчик или девочка, а вполне сформировавшаяся личность, способная на самостоятельные поступки.

Родители, часто весьма неуклюже, дают подростку скудные сведения о половой жизни, боясь, что, получив эту информацию, ребенок воспримет ее как своего рода «побуждение к действию». Не получив от родителей ответы на интересующие его вопросы, подросток добывает необходимую информацию на стороне, на улице. Представления о половой жизни часто бывают извращенными, наполовину выдуманными, но тем не менее они интересны своей новизной и необычностью. Подросток начинает видеть в своем «просветителе» некий авторитет, начинает прислушиваться к его словам, подражать его поступкам. Это новое «острое блюдо» в его жизни, в отличие от чересчур «пресной домашней пищи».

В результате физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он может расстроиться из-за малейшего дефекта в своей внешности, преувеличивая его значение. Движения его становятся угловатыми, потому что он не может еще управлять своим новым телом так легко, как раньше; так же трудно ему управлять и своими новыми чувствами. Подросток становится очень обидчивым, болезненно реагирует на любые замечания, он стесняется своей угловатости, своих веснушек, слишком длинных рук и ног, малейшей погрешности в одежде. Он старается избегать представителей другого пола, а при общении с ними, чтобы не показать застенчивости и робости, - грубит и дерзит им. Это особенно часто проявляется у тех детей, которые в течение многих лет общались только с представителями своего пола.

Очень большое значение в развитии положительных черт характера у подростка имеет окружающая его обстановка. Если в семьях, где живут подростки , постоянно происходят скандалы, пьянки, то трудно ожидать, что он, как губка, не впитает в себя все то плохое, что его окружает. И ребенок в семье должен видеть не грубую эротику, а добрые сердечные отношения отца и матери, их уважение друг друга, постоянную готовность помочь близкому человеку в трудной ситуации.


Найти ещё что-нибудь интересное:

Когда ребенок начинает взрослеть, с ним происходит целый ряд изменений. Характер подростка нельзя назвать простым и зачастую родителям приходится нелегко находить со школьником общий язык, но знание некоторых основ психологии позволит достичь взаимопонимания.

Специалисты уверяют, что для подростка характерно определенное поведение. Именно в 13-17 летнем возрасте школьники доставляют немало хлопот родителям и учителям. Они стремятся доказать обществу свою независимость.

Специалисты считают, что именно в подростковом периоде формируется характер. Это не означает, что до этого и после ничего не будет закладываться. Просто во время полового созревания происходит выброс гормонов. Именно под воздействием изменения гормонального фона человек становится более чувствительным, эмоциональным и порой раздражительным. Он очень много думает, размышляет. В этот период происходит переосмысление ценностей.

Несмотря на то, что все люди разные, существует ряд характерных черт, которые присущи почти всем подросткам. Специалисты проводили исследования, в результате чего им удалось доказать, что во время переходного возраста школьники стремятся к индивидуальности, но в то же время становятся очень похожими друг на друга.

Подростковый период считается одним из самых опасных. В это время родителям нужно как можно больше времени уделять своим детям, стремиться сблизиться с ними, быть в курсе всех их проблем. Если момент будет упущен, это может привести к весьма неприятным последствиям. Старшеклассники очень ранимы и подвержены общественному влиянию. Если сын или дочь окажутся в плохой компании, исправить ситуацию будет уже сложнее.

Какие же черты присущи современным подросткам? Самая главная — это, пожалуй, стремление к независимости. В этот период школьники могут отдалиться от родителей. Если мамы и папы не найдут к своему ребенку правильного подхода, эмоциональная пропасть будет лишь увеличиваться. Некоторые психологи называют стремление к самостоятельности «чувством взрослости». При достижении определенного возраста ребенок желает самостоятельно принимать решения. Подросток имеет возможность наблюдать за тем, как с ним происходят определенные изменения. Он получает какой-то опыт, его тело развивается. Это и дает право думать, что теперь школьник уравнивается в правах с мамой и папой, может разговаривать с ними, как с приятелями.

Чтобы не потерять доверие подростка, взрослым, действительно, нужно переходить на более равноправное общение. Назидательный тон, приказы в данном случае не совсем уместны. Нужно показать подрастающему человеку, что с ним считаются, к его мнению прислушиваются, но при этом взрослые остаются его родителями.

Еще одной особенностью характера подростков является чрезмерная чувствительность к оценкам. Речь идет не только об отметках, выставляемых школьными учителями, но и о похвале или, наоборот, критике. Иногда некорректно высказанные замечания могут заставить школьника впасть в глубокую депрессию. Как правильно вести себя взрослым в такой ситуации? Чтобы у ребенка не возникало чувства неполноценности, необходимо избегать грубой критики, особенно если она является не совсем справедливой. Но и похвала может сыграть с подростком злую шутку. Нельзя, чтобы она была высказана за случайные заслуги. Школьник должен отчетливо осознавать, что никто не будет хвалить его просто так, что для достижения какой-то цели необходимо потрудиться, приложить определенные усилия. Чрезмерная критика приводит к депрессиям. Подросток может стать замкнутым или даже пугливым. Но отсутствие замечаний формирует у него завышенную самооценку. Когда с критикой ему все же придется столкнуться, это будет восприниматься весьма болезненно.

Для современных подростков характерна повышенная требовательность по отношению к взрослым. Нередко они подмечают все недостатки учителей, родителей. При этом отдельные промахи педагога могут обсуждаться в классе коллективно. Если родители начинают замечать за своими детьми такое, им нужно поговорить с сыном или дочерью, объяснить, что подобное поведение не совсем корректно и каждый человек имеет право на ошибку.

Для современных подростков характерно увеличение физической и эмоциональной активности. Они не могут сидеть на одном месте. Им постоянно хочется куда-то бежать, активно все изучать. В этот период очень важно найти для школьника подходящее занятие, направить его энергию в нужное русло. Если вовремя этого не сделать, подросток может попасть в плохую компанию и контролировать его станет гораздо сложнее.

Для подросткового возраста характерны частые срывы, эмоциональная нестабильность. Специалисты объясняют это высоким содержанием некоторых гормонов в крови. Даже незначительное происшествие может вызвать у старшеклассника очень бурные эмоции. Подростки часто действуют стихийно, не задумываясь о возможных последствиях. К сожалению, такое поведение скорректировать достаточно сложно. Родителям нужно чаще анализировать со своими детьми различные ситуации, показывать наглядно, к чему привело определенное поведение в итоге, как можно было избежать неприятностей.

Некоторые современные старшеклассники часто грубят взрослым и позволяют себе слишком многое. Этого допускать нельзя. Школьники должны уважать собеседника и ни в коем случае не допускать хамства в разговорах. В подростковом возрасте люди часто выбирают для себя «авторитетов». Очень важно, чтобы в роли примера для них выступали родители или старшие товарищи, братья, родственники, но никак не товарищи из плохих компаний.

В период полового созревания школьники чрезмерно восприимчивы к любой информации. Именно поэтому специалисты считают необходимым проведение различных тренингов, семинаров. Не стоит недооценивать пропаганду здорового образа жизни. Школьники считают себя достаточно взрослыми, но в силу разных причин они не всегда в состоянии оценить, что является добром, а что — злом. Общение с профессиональными психологами поможет сделать правильные выводы.

Современные подростки отличаются доверчивостью. Именно поэтому они зачастую выбирают не совсем правильный путь. Мнения специалистов на этот счет расходятся. Некоторые считают, что нужно дать школьнику возможность ошибиться и проанализировать сложившуюся ситуацию, а другие думают иначе. Оптимальным решением со стороны родителей будет выбор гибкой политики. Нужно дать ребенку возможность сделать свои выводы, но в случае возникновения серьезной опасности оставаться в стороне все-таки не стоит. В некоторых ситуациях необходимо принять более жесткую позицию.

Характер человека сильно меняется в подростковом возрасте. Для переходного периода характерно нежелание быть таким, как все, стремление стать независимым от родителей. Мамам и папам стоит воспринимать это спокойно и без лишних эмоций.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из - за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

Характер (от лат. «character») - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается.

Амбивалентность и парадоксальность характера подростка впервые описал Ст.Холл, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Ст.Холл по праву назвал этот период периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

Карл Леонгард занимался изучением характера. Он впервые ввёл понятие «акцентуации». Им же разработана и описана известная классификация акцентуаций личности. Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой.

По его мнению акцентуированные личности - это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями.

В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А.Е.Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим. При этом избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям .

Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с данной акцентуацией), могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти “другие” ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.

В своих работах К.Леонгард использует как сочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера». Главным у него является понятие «акцентуация личности». Акцентуированные характеры зависят не от природно - биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной.

По мнению А.Е.Личко правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности именно об особенностях характера и типологии характера идет речь. По его мнению, акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний. Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь.

Акцентуация не является психиатрическим диагнозом. .

Явная акцентуация - эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация - эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления .

В работах отечественных психологов четко, а иногда и резко подчеркивается различие в понятиях личность и характер. При этом имеется ввиду, что понятие личность более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки, интеллект, способности и т.д. В западной психологии под понятием «личность» имеют ввиду ее характерологию, потому что характер - это не только базис личности, но и интегративное образование. В характере выражается и система отношений личности, ее установки, ориентации и т.д.

Типологии акцентуаций характера К. Леонгарда и А. Личко характеризует именно личность в различных ее аспектах.

Обращаясь к типологии акцентуаций характера К. Леонгарда нельзя не назвать выделенные им типы акцентуаций.

Гипертимический тип характеризуется большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С детства гипертимные подростки везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков - почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго случаются вспышками раздражения, гнева, агрессии. Хорошее настроение гипертимных подростков гармонично сочетается с хорошим самочувствием, высоким жизненным тонусом, нередко цветущим внешним видом. У них всегда хороший аппетит и здоровый сон. С родителями, педагогами, воспитателями легко возникают конфликты. К ним ведут мелочный контроль, повседневная опека, наставления и нравоучения, «проработка» в семье и на публичных собраниях. Все это обычно вызывает только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание, нарочитое нарушение правил и порядков. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя».

Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Такие подростки обидчивы, надолго запоминают и не прощают оскорбление личных интересов и достоинства. Окружающим кажутся злопамятными и мстительными людьми. Переживания аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного. Застревающая личность при неблагоприятных обстоятельствах может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником .

Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высоко развитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является инфантилизм.

У лиц педантического типа, в противоположность демонстративному, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Для данного типа характерны ригидность, инертность психических процессов, брюзжание, формализм, не уступают лидерство другим. В конфликты вступают редко, пассивны. Такие люди четко определяют план действий и во всём придерживаются его. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Пунктуальны, аккуратны, добросовестны, бюрократичны. Тяжело переживают травмирующие события.

Главной особенностью тревожного типа является повышенная тревожность, неуверенность в себе. Отличается робостью, иногда с проявлением покорности. Для данного типа характерна низкая контактность, минорное настроение, страдают многолетними страхами. Люди тревожного типа сторонятся шумных компаний, сверстников, подчиняются опеке старших. При наказании испытывают чувство вины. Сильно развито чувство долга, ответственности, высокие морально - этические требования. Исполнительны, дружелюбны, самокритичны.

Для циклотимического типа характерна смена гипертимических и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Центральной особенностью демонстративной личности является сильная способность к вытеснению. Для этого типа также характерны: потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Характерно легкое установление контактов, авантюризм, жажда лидерства, признания, властности. Тяга к интригам, отсутствие глубоких чувств, самоуверенность, высокий уровень притязаний. Такие люди часто провоцируют конфликты.

Для возбудимого типа личности характерным является выраженная импульсивность, инстинктивность, недостаточная управляемость поведения. Часто такой подросток груб, угрюм, раздражителен, вспыльчив. Провоцирует конфликты и активен в них. Никакой труд его не привлекает, часто меняет работу. Личность такого типа нуждается в коллективе, отличается властностью, выбирает слабых. Импульсивность и возбужденные реакции гасятся с трудом. Такие люди опасны для окружающих. У возбудимых личностей обоих полов в подростковом возрасте нередки импульсивные побеги из дому.

Дистимическая личность - противоположность гипертима. Дистимики обычно пессимистично смотрят в будущее, обладают низкой самооценкой. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. Такие люди - домоседы, замкнуты, угрюмы, заторможены, сконцентрированы на себе. Добросовестны, ценят друзей и готовы им помочь. Сильно развито чувство справедливости.

Главная особенность экзальтированного типа - способность восторгаться, восхищаться. Легко приходит и в чувство счастья и в чувство полного отчаяния. Такой человек словоохотлив, влюбчив. Легко привязывается к близким, друзьям. Участвует в спорах, но не доводит их до открытых конфликтов. Может быть и активен и пассивен. Возможны смены настроения, паникерство, обладает лабильностью психики. Даже при незначительном страхе у экзальтированной личности сразу заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот) . Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры - художники, поэты.

Таким образом, подростковый возраст является сложным и переломным. Это способствует росту агрессивных тенденций среди детей подросткового возраста.

Агрессивность - это устойчивая установка, готовность к совершению агрессивных действий. Агрессивность подростков выражает потребность в любви и внимании, в признании и уважении их, как личности. Из - за необходимости в самоутверждении подростковая агрессия часто превосходит агрессию взрослых.

Агрессивность может носить не только деструктивный, но и конструктивный характер. На возникновение агрессивности оказывают влияние следующие факторы: оценка другими людьми, намеренность и воприятие агрессии, желание возмездия.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, предполагающие усиление определенных черт, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, при устойчивости к другим. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях проявляются лишь в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.