Практики глубинной психологии - Символдрама – Психотерапия – Психосоматика. Мотив семья животных

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов) – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением , для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.

Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.
В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.-Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения .

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу.

Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы - стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.
Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте 1 – 2 раза в неделю в начале и 1 раз в 7 – 10 дней впоследствии.
Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной и групповой форме, а также в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией и игровой психотерапией.
В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:

  1. луг , как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
  2. подъем в гору , чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
  3. следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
  4. обследование дома ;
  5. Наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.
Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой.

Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии.
Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

Символдрама – это эффективный метод психотерапии, базирующийся на анализе образов, работе воображения, включающий арт-терапевтические элементы. Символдрама является проективным методом и обращается к подсознанию напрямую. На сеансе клиент расслабляется, представляет определенный образ, обрабатывает который с психологом, что позволяет мягко и нетравматично проработать травмы детства и глубокие противоречия. Данный метод позволяет проработать травмы, не вынося их на осознание, не вскрывая болезненные переживания. Человек в результате получает более устойчивую позитивную самооценку, которая дает ему шанс по жизни двигаться более успешно. Символдраму сравнивают с психоанализом, однако ее отличительное преимущество – отсутствие необходимости работать с психологом годами.

Символдрама в психологии

Фрейд говорил о своей мечте, чтобы психоанализ использовался на практике повсеместно. При жизни его это оказалось невозможно, оставался закрытым методом терапии. После же появилось много направлений, использующих принципы психоанализа для оказания широкой помощи населению. Одним из подобных направлений является символдрама, которая сегодня широко распространена на всем постсоветском пространстве.

Другое название символдрамы – кататимно-имагинативная психотерапия, обозначающая эмоционально-обусловленное проживание образов, идущих из души. Цель психотерапевта в этом методе – помочь обрести клиенту, обратившемуся за руководством, целостность, интегрировать различные отдельные амбивалентные части личности клиента через его познание себя.

Разработана символдрама в послевоенные годы немецким психотерапевтом Лейнером, первая публикация по символдраме датируется 1954 годом. До Лейнера исследования в направленном фантазировании проводил французский психотерапевт Дезолье.

Символдрама метод психотерапии, какой ориентирован на современный психоанализ, развитие идей Фрейда в работах психоаналитиков сегодня, а также и на аналитическую психологию Юнга. По сути метод символдрамы есть психотерапия через образы. Образ, который представляет человек, диагностирует многие его характеристики, эмоциональные проблемы, трудности отношений.

Одно из ключевых направлений символдрамы – работа с физической болью, психосоматическими заболеваниями. Выход через на бессознательные процессы позволяет мобилизовать ресурсы человека так, дабы справиться с недугом. Быстрый эффект наступает практически сразу, однако чтобы он закрепился, может затратиться около 2 лет. Притом когда клиент видит, что работа с психотерапевтом помогает ему, он мотивирован на долгую работу.

Символдрама позволяет также улучшить общее состояние организма, добавить сил, поднять общий тонус. Ряд исследований показывает, что наш иммунитет зависит от , человек заболевает, когда он теряет веру в будущее. Здесь помогут ресурсные образы, архаические мотивы, которые помогут подпитаться архаической энергией.

Символдрама метод психотерапии, зачастую использующий ландшафтные образы, среди них луг, ручей, цветы, гора. Все это подпитывает на уровне глубинных основ бессознательного. Представление образов – путь, по которому мы можем достаточно быстро выйти к природным ресурсами энергии в нас.

Сеанс символдрамы обычно включает 4 этапа. Сначала проводится предварительная беседа, клиент рассказывает, как себя чувствует, о событиях в жизни в последнее его время, повествует о своих проблемах, обязательно обсуждается биография человека, проговариваются сновидения, интимные моменты, запросы к психотерапии. Далее проводится упражнение , затем представление образа и обсуждение.

Можно ли трактовать символы самостоятельно? Символдрама работает с ночными сновидениями и так называемыми сновидениями наяву. Принципиально важно, что в символдраме используется диалог, именно через который вполне раскрывается . Психика диалогична, и в психотерапевтической работе частично функции контроля и вопрошающая функция делегируется психотерапевту. У клиента появляется возможность отдаться процессу, психотерапевт сопровождает, направляет, отражает его. Метод символдрамы применим от раннего до самого позднего возраста.

Сеансы психотерапии по методу символдрамы

Символдрама по обыкновению проводится в трех формах. Это индивидуальная психотерапия, какая проводится отдельными сессиями по 50 минут, как и стандартные психоаналитические сессии. Обязательной частью в символдраме является работа с дневником и рисунками клиента. Применяется также терапия пар, при ней образ одновременно воображают два человека. Даже за одно занятие можно снизить напряжение в паре супругов или, например, между подростком и родителем. Благодаря образу даже можно понять, успешным ли будет партнерство, продуктивно ли общение в нем. Работает также и групповая терапия с количеством обычно от 4 до 12 человек, которые совместно воображают, сидя или даже лежа в кругу головами к центру.

Лейнером предлагает специальные упражнения. Клиент расположился на кушетке или же в кресле, с ним проводится упражнение релаксации, дальше психотерапевт предлагает ему представить на заданную тему образ. Клиент рассказывает психотерапевту, что именно он представляет, продолжается это примерно минут 20.

Лейнер разделил символдраму на основную, затем среднюю и за ней высшую ступени. Мотивами для представления образов на основной ступени Лейнер дает следующие сюжеты: представить, что вы находитесь на лугу, идете вдоль ручья, поднимаетесь в гору, видите панораму, осматриваете дом или находитесь на опушке, где из темноты выходит существо, и с ним происходит взаимодействие. Эти техники очень простые, но они оказались эффективными для излечения самых различных нарушений. Это и невротические депрессии, фобии, вплоть до , психосоматические заболевания. Спектр применения этих техник широк, вплоть до сопровождения психотерапии тяжелобольных с онкологическими заболеваниями.

На средней ступени, к какой относится работа с отдельными сферами жизни, Лейнер предлагает представить себе значимое лицо, если это мать, то в образе коровы, если отец – слона. Проводился ряд исследований, которые доказали корреляцию между образом значимого человека и реальными с ним отношениями. При работе с интимными проблемами предлагаются, например, образы автостопа, куста розы, плодового дерева. Замечено, что если у человека есть интимные затруднения, то в образе человек не чувствует запаха. Происходит блокировка запахов, которые имеют вес в половой жизни, выборе партнера. При работе с агрессией предлагается образ дикой кошки, с идентичностью – идеал себя. На высшей же ступени предлагаются мотивы пещеры, вулкана, дыры на болоте.

Техники символдрамы

Клиенту предлагается расслабиться на кушетке, почувствовать опору над собой, закрыть глаза, снять накопившееся напряжение так, как если бы хотелось немного вздремнуть. Далее психотерапевт просит представить, например, куст розы, попробовать дотронуться до ее листков, стеблей. Спрашивает, насколько раскрылись бутоны, просит выбрать один понравившийся цветок и сорвать его.

Клиент сообщает, что куст у него находится в большом вазоне, цветы на нем – традиционные, розовые и красные, при этом замечает, что растение как будто подсохло, нуждается в поливе. Бутоны раскрыты, при этом,чем дольше клиент представляет образ, тем больше роза оживает, появляются и белые цветы. Однако на просьбу сорвать у него возникает явное нежелание, сообщает, что хочется прикасаться, понюхать, но не отрывать от стебля. Клиент рассказывает в течение 15-20 минут, терапевт, если нужно, задает наводящие вопросы, а затем трактует услышанное.

Данный образ отражает отношения клиента с противоположным полом и сценарий его полового поведения. В нашей культуре розы символизируют любовь, ее разные проявления. Здесь важно, какого цвета розы, есть ли бутоны или все цветы раскрылись, есть ли шипы и листья. Белые розы – символ чистоты, платонических отношений, гармонии. Красные розы – символ целомудрия. Терапевт обращает внимание клиента, что тот выбрал именно белую розу, которая появилась последней среди красных и розовых, хотя изначально не была видна. Степень раскрытия цветков отражает, насколько человек готов к интимным отношениям. Люди закомплексованные или не имеющие опыта в интиме представляют цветы в бутонах. Если цветок уже раскрылся, то можно говорить о том, что человек уже созрел к половым отношениям. Важно, есть ли на стеблях шипы – они отражают опасности, которые человек ожидает от интимных отношений. Если шипов очень много – это большое количество страхов, возможные предрассудки. Полное отсутствие шипов же означает игнорирование опасностей, связанных с половой жизнью. Рассматривая разные стадии во взаимодействии с цветком, мы можем видеть сценарий полового поведения мужчины, может он сорвать цветов или нет. Сорвать цветок собственно и означает половой акт.

Когда человек работает с образами – включаются глубинные бессознательные процессы, позволяющие выйти непосредственно на причину боли. Человек, который использовал разные способы, чтобы прекратить боль, и безуспешно, в течение 15-20 минут представляет образ и в этот момент боль проходит, приводя к осознанию ее психологической природы. Это мотивирует человека на дальнейшее прохождение психотерапии. Образы притом достаточно просты – клиенту предлагается представить то место, где ему хорошо, источник силы, ресурс. Для кого-то это картины природы, для другого, например, обычная квартира. Также, как показывает практика, человеку нужны контрасты – он может представить сначала гейзер, а потом спокойную воду. Или представить луг, мысленно лежать на нем, а затем почувствовать желание прыгать по нему.

Важным элементом здесь является следование психотерапевта на полшага за клиентом. Он не должен вести клиента, опережая его образы, а лишь сопровождать его, максимально полно давать возможность раскрыть себя в представлении образов. Следует быть предельно осторожным, чтобы не навязать клиенту свои образы. Любой вопрос должен быть открытым, не содержать в себе элемент ответа. Например, нельзя спрашивать, большое ли это дерево, правильным будет спросить, какого размера это дерево.

Символдрама (кататимное переживание образов) это один из методов современной психотерапии. Он заключается в представлении (фантазировании) образов на свободную или заданную психотерапевтом тему. Такую тему в символдраме принято называть мотивом . Разработчиком данного направления являться Ханскарл Лёйнер , а первое упоминание об символдраме встречается в его работе «Контроль интерпретации символа в экспериментальных процедурах», написанной в 1954 году.

Сеанс символдрамы выглядит следующим образом. Клиенту предлагается присесть (или прилечь) на кушетку, при этом он должен чувствовать себя максимально удобно и расслаблено (можно снять пиджак, расстегнуть пуговицы и т.п.). Психотерапевт с помощью голосовой инструкции пытается вызвать похожее на сновидения наяву представление образов – имагинации (фантазирования). Если при этом в инструкции упомянуть неопределенную тему (мотив) представления, то это сделать будет намного проще и быстрее. За первыми абстрактными образами обычно очень скоро следуют последующие, которые по разным причинам представлены в большинстве случаев образами ландшафта и образами встречи животных и человека. Клиенту необходимо сообщать рядом сидящему психотерапевту о содержании образов, которые он видит. Психотерапевт оказывает активную поддержку и участие только вначале сеанса, а когда клиент погружается в фантазирование, роль психотерапевта сводится к слушании фиксированию образов, эмоций и переживаний клиента. При этом психотерапевт должен сопереживать и сочувствовать, а в некоторых случаях направлять и структурировать «сновидение наяву». Но чаще всего психотерапевт занимает позицию проводника и наблюдателя.

Символдрама дает возможность увидеть бессознательные или предсознательные конфликты. Поэтому кататимное переживание образов эффективно используется при лечении неврозов, психосоматических заболеваниях, тревожно-фобических расстройств, депрессии, нарушений коммуникации и адаптации.

Метод символдрамы разделен на 3 ступени. Основная (включает мотив луга, ручья, горы, дома, опушка леса). Средняя (значимое лицо, сексуальность, агрессивность, идеал Я). И высшая ступень (пещера, окно на болоте, вулкан, фолиант (книга)).

Попробуем рассмотреть мотивы основной ступени более подробно. В основном каждому из мотивов этой ступени отводится один психотерапевтический сеанс, так как переживание образов требует длительной концентрации внимания и времени для вхождения в состояние «сновидения наяву» (в последующих сеансах это время может сокращаться).

После описания самого ручья, клиенту предлагается пройтись вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, сколько он сможет. Иногда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения (“фиксированные образы” – бетонная стена или дощатая перегородка, уход под землю). Они дают сигнал о существующих проблемах и признаках нарушения.

У источника вода может идти из-под земли, из скалы или из искусственно построенной трубы. Признаками нарушения или наличия конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой и т.д. Источник символизирует жизненную силу и жизнеспособность человека.

  1. Мотив гори. Он осуществляется с помощью двух приемов: 1) рассмотрение и описание горы издалека (форма, высота, какие деревья на ней растут и есть ли они вообще, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т.д.); 2) включает подъем в гору (от подножья до самой вершины). Мотив горы – это модель репрезентаций, т.е. отражение самых близких людей из раннего детства (эмоционально значимых лиц, чаще всего отца). Обычно клиент описывает гору средней высоты (около 1000 м.), поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, подъем на которую возможен, но с большими усилиями. Насторожить может описание горы как небольшого холма, кучи песка или снега, или наоборот очень высокая гора, покрытая снегом и ледниками.

Следующим шагом является поднятие на гору и обзор открывшейся панорамы . Обычно у пациента не наблюдается проблем с поднятием на гору, он проходит через лес и взбирается по внушительному подъему на вершину, откуда открывается панорама во все стороны (погода хорошая, вдалеке видны ухоженные поля, дома, дороги и занятые какими-то делами люди). Психотерапевту следует обратить внимание, если клиент вообще отказывается подниматься на гору, не может взойти (из-за трудности подъема или потери тропи), встающие на пути лесные завалы, глубокие овраги, что-то страшное у подножья горы и т.д.

П одъем” и “восхождение” на гору символизирует восхождение по служебной лестнице, карьеру, связанную с профессиональным образованием, а также, в более широком значении, связь с задачами, которые ставит перед человеком жизнь, и то, какие усилия он готов прилагает к решению этих задач. Высота представляемой горы тесно связана с уровнем притязаний клиента (уровень сложности задач, целей, которые человек ставит перед собою и пытается достичь). Обзор панорамы открывшейся на вершине горы символизирует следующее: вид назад – это взгляд в прошлое; вперед – ожидания от будущего; направо – акцентирует когнитивную, рациональную, и мужскую установку; вид налево – это эмоциональное и женское.

  1. Мотив дома. Образ дома переживается как выражение собственной личности или одной из ее частей. С помощью образа дома клиент проецирует себя и свои желания, пристрастия, защитные установки, а также страхи. Сначала клиент описывает дом снаружи – как он выглядит, похож ли на родительский или бабушкин дом. После этого он заходит в него и рассказывает, что находится внутри дома . Психотерапевту следует обратить внимание на то, каких помещений клиент избегает, они могут свидетельствовать о вытесненных проблемах. Насторожить должно также большое количество старых, поношенных и чужых вещей в доме.
  2. Мотив леса. Клиенту предлагается вглядеться во мрак леса, из темноты которого выйдет какое-то существо, животное или человек. Лес в данном мотиве символизирует бессознательное человека . Эти фигуры можно рассматривать как воплощение близких и значимых людей, или бессознательные тенденции и установки клиента. Цель психотерапевта заключается в том, чтобы вывести на свет из леса вытесненные тенденции . Нападение или враждебная реакция на символический образ демонстрируют агрессию клиента, направленную против себя самого, против затрагиваемой части собственного «Я». Иными словами, психотерапевт помогает клиенту принять часть себя, которая по различным причинам угнетается или вытесняется. Для этого он использует принципы кормления и насыщения .

Психотерапевт предлагает накормить животное наиболее пригодной для него едой (льву, медведю и волку подойдет мясо, а оленю – молодая зелень). Важно не просто накормить это животное, а перенасытить его голод, после чего оно стает усталым, сытым и ложиться отдохнуть. Животное уже неопасно и не боится, оно приветливое и доброжелательное, клиент может подойти к нему прикоснуться и погладить. Этот этап называется примирение: то бессознательное, что изначально казалось страшным и враждебным, после знакомства оказывается совсем не таким и принимается.

На этом часть работы на основной ступени кататимного переживания образов (символдрамы) заканчивается и следует либо завершение терапии, если методы смогли эффективно помочь человеку, либо переход на среднюю и высшую ступень. Надеюсь, мне удалось хотя бы в общих чертах ознакомить вас с таким современным методом психотерапии как символдрама. А также представить способы работы с мотивами на основной ступени данного метода.

Любите и берегите себя!

Глубинная психология. Глубинная психология изучает бессознательную часть психики в которой, по выражению Фрейда, кипит котел самых разных страстей не доступных нашему сознанию. В этом кипящем котле находятся рядом, и, не противоречат друг другу, любовь, зависть, ревность, злость, ненависть. Эти чувства, находясь в глубинах бессознательного, проявляют себя в обход нашего сознания и во многом определяют наши поступки и действия и вносят основной вклад в развитие разных психологичских проблем. Глубинная психология исследует различные подходы и методы изучения бессознателного, способы управления выявленными бессознательными чувствами, а также определяет методические подходы психотерапии различных психологических проблем. В практике глубиной психологии наиболее широко используются психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга («юнгианский психоанализ») и символдрама. Основы психоанализа Фрейда и «Юнгианского психоанализа» изучаются в разделе «Теоретические и практические основы глубинной психологии». Изучение символдрамы выделено в отдельный раздел, т.к. символдрама обладает наиболее широким подходом к изучению бессознательных процессов.

Описание метода символдрама. Понятие «символдрама» (от греч. symbolon - условный знак и drama - действие) - это одно из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Символдрама – исцеляющее переживание образов. Символдраму также называют кататимно-имагинативной психотерапией, а также методом «сновидений наяву», потому что, погружаясь в представление какого-либо образа, клиент действительно пребывает на грани сна и сознания в мире фантазий, где время и пространство изменены и многое, как и в ночных сновидениях, происходит как бы «помимо нашей воли». В обычном состоянии нам свойственны привычные «защиты» - смущение, страх, мы часто чувствуем, что, размышляя на какую-то тему, анализируя свои поступки и чувства, мы натыкаемся на преграды, оказываемся в тупике, и наши мысли идут по кругу. Фантазирование на определенную тему, пребывание в расслабленном состоянии часто помогает избежать воздействия таких защит на продукцию нашего бессознательного. Так, клиенту необязательно вслух рассуждать о своих ранних отношениях с матерью и отцом, подробно рассказывать о своих сексуальных проблемах или глубоких переживаниях, часто проработка тех или иных трудностей в символдраме происходит, минуя сознание, в символической форме путем представления образов.

Символдрама базируется на принципе глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты. Символдрама способствует их переработке, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа, а также подходы аналитической психологии Юнга в их исследованиях роли символов и образных фантазий в психической жизни человека. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов берущих свое начало, как правило, в раннем детском возрасте, вытесненных в бессознательную часть психики и проявляющих себя на символическом уровне в сновидениях, «сновидениях наяву», образных фантазиях.

Символдрама дает возможность на символическом уровне глубоко пережить, проработать и принять то, что при использовании когнитивных техник психотерапии оставалось бы на поверхностном уровне. Благодаря этому, даже негативные переживания в образе имеют мощный психотерапевтический эффект. Представляя образы, клиент проговаривает о том, что происходит в воображении, о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы "сопровождает" его в образе и, если необходимо, направляет его течение в соответствии с запросом психотерапии. Представляя мотив, человек часто может подойти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства, словно речь идет о действительно реальных структурах, и в содержании "сновидений наяву" увидеть символическое представление своих бессознательных или предсознательных конфликтов.

Пример. Мотив "Ручей". Девочка, 6 лет, с невротическим заиканием представила, как пускает по течению ручья кораблик, и сама пошла вдоль берега, наблюдая за его движением. Кораблик попал в водоворот и начал тонуть. Девочка в образе подтолкнула его рукой, после чего кораблик продолжил свой путь к морю. После окончания представления образа девочка уже не заикалась. Водоворот в данном случае

символизировал заикание девочки.

В психотерапии по методу символдрамы важная роль отводится работе с рисунками, которая проводится пациентом после представления образов. Пациент погружается в мир спонтанного рисунка по мотивам своего образа, который на уровне бессознательных фантазий, на символическом уровне, помогает выразить и отреагировать чувства связанные с бессознательным конфликтом, а также систематизировать материал, полученный из бессознательного.

Символдрама имеет широкий диапазон психотерапевтического действия и может быть использована как для психологического консультирования (например, одна встреча с клиентом) и краткосрочной психотерапии (10 – 12 встреч), так и для терапии клиентов с тяжелыми личностными расстройствами (50 и более встреч). Особое место символдрама занимает в терапии психосоматических состояний как наиболее эффективная модальность для решения этого вида психологических проблем. Символдрама обладает высокой терапевтической эффективностью. Обычно, улучшение наступает уже после первых нескольких сеансов, вплоть до того, что иногда один единственный сеанс может значительно помочь человеку избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

  • индивидуальной психотерапии,
  • групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме "звезды" или "ромашки",
  • психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Психосоматика. Психосоматика изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: “Нет телесной болезни отдельно от души”. Древнегреческий философ Платон соединял тело и дух и утверждал, что телесное состояние есть отражение состояния психологического. Фрейд считал психосоматику таинственной неизведанной областью, которая располагается между психикой и сомой. Основой психосоматики является психоаналитическая психосоматика, которая в настоящее время является важной составной частью Медицинской психосоматики.

С созданием Медицинской психосоматики целостный взгляд на организм человека, как единство души и тела, стал опираться на научный фундамент, основанный на достижениях молекулярной биологии, эндокринологии, иммунологии. Родились новые направления в психосоматике, такие как психоонкология, психоиммунология, психоэндокринодогия. На основе достижения этих направлений психосоматики в Германии создано новое эффективное направление психосоматической терапии: “Иммагинативная психотерапия тела”. Данный курс является базовым для дальнейшей специализации в направлении “Иммагинативная психотерапия тела”.

Программа обучения охватывает четыре раздела, которые в своей органичной взаимосвязи представляют собой одно целое: Теоретические и практические основы глубинной психологии. Символдрама: практики психотерапии. Техника и практика психотерапии по методу символдрамы. Введение в теорию и практику психосоматики.

Раздел 1. Теоретические и практические основы глубинной психологии .

Раздел программы «Теоретические и практические основы глубинной психологии» знакомит с языком символов, языком бессознательного, который находит свое отражение в символдраме. Основные темы раздела «Психоаналитические теории о бессознательной системе психики», «Психоаналитические концепции развития объектных отношений и теория привязанности», «Психоаналитическая диагностика с основами психоаналитической терапии».

Тема «Психоаналитические теории о бессознательной системе психики». Теория психического аппарата. Первая топика. Система бессознательного, предсознательного и сознательного, их характеристики и свойства. Сексуальные и агрессивные влечения и их влияние на психику человека. Психоаналитическое понимание внутриличностного конфликта. Психопатология обыденной жизни, ошибочные действия. Клинический пример анализа ошибочных действий. Структурная модель психического аппарата (вторая топика). Инстанции Оно, Я и Сверх-Я, их характеристика и свойства. Клиническое значение структурной модели. Структурные изменения как цель психоаналитической психотерапии.

Тема “Классическая теория психосексуального развития З. Фрейда’’ . Психосексуальность. Теория либидо. Фазы развития либидо. Источники, цели и сила либидо. Выбор объекта. Свойства либидо. Дуальная теория инстинктов. Общая характеристика стадий психосексуального развития. Догенитальная организация либидо. Оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная фазы развития сексуальности. Довербальные фиксации и регрессии и их роль в формировании психических расстройств. Оральный эротизм. Анально-эротические фиксации. Понятие орального и анального характера. Эдипова ситуация. Эдипов комплекс у мужчин и женщин. Комплекс Электры. Зависть к пенису. Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс кастрации. Эдипов комплекс как ядро неврозов. Эдипов комплекс в клинической ситуации. Иллюстрация клинических случаев. Эпигенетическая теория развития Эриксона.

Тема “Аналитическая психология Юнга”. Структура личности в Аналитической психологии Юнга. Понятие Архетипа. Анима и Анимус. Архетип и комплекс. Коллективное и индивидуальное бессознательное.

Тема «Психоаналитические концепции развития объектных отношений». Определение объектных отношений. Британская школа объектных отношений (М. Кляйн, М. Балинт, Фейрбейрн, Д. Винникотт). Американская школа объектных отношений (М. Малер, О. Кернберг). Теоретические концепции объектных отношений представителей разных школ. Фазы развития объектных отношений. Параноидно-шизоидная фаза. Депрессивная фаза. Защитные операции на ранних стадиях развития. Расщепление, всемогущество, проекция, интроекция, проективная идентификация. Фазы развития взаимоотношений объектов. Процесс интернализации. Интроекция. Идентификация. Эго-идентичность. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Аутистическая и симбиотическая фазы. Стадия сепарации-индивидуации: дифференциация и либидинальный объект; подфаза практики; подфаза воссоединения; подфаза постоянства либидного объекта. Понятие о переходных объектах и переходных феноменах. Объектные отношения в клиническом контексте. Иллюстрация клинических случаев.

Тема “Теория привязанности”. Теория привязанности Боулби, теоретические и клинические аспекты. Типы нарушения привязанности. Трансгенерационная передача. Диагностическое интервью о привязанности.

Тема «Психоаналитические критерии диагностики психических расстройств». Исторический аспект диагностики психопатологических расстройств. Диагнозы Крепелина: неврозы и психозы. Современные критерии психоаналитической диагностики психических расстройств. Уровни развития личности: невротический, пограничный и психотический. Характеристики невротической, пограничной и психотической структуры личности. Защитные механизмы при разных уровнях развития личности. Сила Эго. Наблюдающее и переживающее Эго. Терапевтическое расщепление Эго. Эго-дистонные и Эго-синтонные проблемы пациентов. Типы организации характера. Патология характера. Иллюстрация клинических случаев.

Тема «Психоаналитическая диагностика с основами психоаналитической терапии» направлена на освоение слушателями теоретических и практических вопросов диагностики в психотерапии. Для любого вида психотерапии, как правило, важен психотерапевтический диагноз, то есть важно понимание структуры личности пациента. Так, например, при одном и том же запросе от «невротика» и «компенсированного психотика» терапевтический подход к ним будет различаться. От правильной диагностики зависит правильный выбор тактики и стратегии психотерапии (так же, как в медицине, при терапии соматических заболеваний). Диагностические психотерапевтические критерии наиболее полно разработаны и представлены в современной психоаналитической теории. В этом разделе рассматриваются также вопросы начала терапевтического процесса, сеттинга, специфики взаимоотношений «психотерапевт-клиент», специфики терапевтической беседы, типичных ошибок начала терапии (все эти вопросы являются общими для всех видов психотерапии), а также особенностей психотерапевтического процесса в зависимости от структуры личности пациента.

Раздел 2. Символдрама: практики психотерапии

Тема «Введение в основы символдрамы». В символдраме «сновидения наяву» или образные фантазии представляют собой символы, отражающие переживания, страдания и конфликты души человека. Наша жизнь наполнена символами. Они сопровождают нас во сне и наяву, в общении и взаимоотношениях, в познании и творении. Можно сказать, что мы живем в мире символов, а мир символов живет в нас. «Символы правят миром, а не слово и закон», сказал Конфуций. Образно говоря, символ - это живое существо, частица нашей собственной сущности, находящаяся в постоянном движении и трансформации. У человека с давних времен было знание о том, что символы способны структурировать время и пространство и тем оказывать влияние на ход событий, символы могут стать ключами для вхождения в другую реальность, в другую энергетику и другое измерение.

Символ непосредственно связан с образом, проявляет себя через образ, который является результатом отражения в сознании человека некоего объекта в процессе его переживания. Заряженный эмоцией образ приобретает психическую энергию и становится динамичным. Благодаря образам, всплывающим из бессознательного, символ как чудотворство воскрешает для нас исчезнувшее время и чувства. Реальное значение символов обычно не доступно сознательному разуму и может стать понятным только через сновидения и образные фантазии. Образные фантазии являются нам, как внутренние проводники, как материя самой жизни. Сновидения и образные фантазии – это важные сообщения от нас самих к нам самим. Если мы не понимаем языка, на котором говорит сновидение, мы пропускаем важные послания к нам нашего бессознательного. Понимание символического языка позволяет нам коснуться самых глубоких слоев личности. Символы как зеркало отражают состояние нашей души.

Тема «Символы и образы в психосоматике и психотерапии». Ночные сновидения и «сновидения наяву» как отражение бессознательной жизни человека. Понятие символизма. Символы как зеркало души человека. Явный и скрытый смысл сноведения. Символика сноведений. Развитие символизации как показатель уровня развития личности. «Сновидения наяву» и символдрама. Пример анализа сновидения в клинической практике.

Раздел 3. «Техника и практика психотерапевтической работы по методу символдрамы» состоит из четырех ступеней: основной (А 1-2), углубленной основной (В 1-2), средней (С 1-2) и психосоматической (Е 1-2). Каждая ступень состоит из двух циклов практических семинаров. На семинарах в режиме работы психотерапевта с пациентом на протогонистских сеансах происходит обучение различным вариантам ведения пациента в его образных фантазиях. Особое место занимает обучение работы с сопротивлением при представлении образов, которое всегда представляет, в символической форме, ядро психологического конфликта. На разных ступенях изучаются и отрабатываются в практике на протогонистских сеансах с «пациентом» определенные для каждой ступени варианты психологических проблем. Перечислим некоторые из них. Так, например, на практических семинарах основной ступени изучается специфика работы с проблемами связанными с фиксациями на оральной, анальной и эдипальной фазах развития (1-5 года жизни), что может соответствовать психотической, пограничной и невротической структуре личности. На семинарах углубленной основной ступени отрабатывается специфика работы с сопротивлением, проблемы идентичности, проблемы интеграции «Я» структур. На семинарах средней ступени изучаются подходы работы со значимыми объектами (объектные отношения), специфика работы с агрессивными влечениями, особенности работы с сексуальной проблематикой и др. На семинарах психосоматической ступени изучаются подходы и особенности психотерапевтической работы с психосоматическими пациентами. Приведенные примеры отражают лишь некоторую значимую проблематику, с которой работает симвлдрама. В символдраме разработаны подходы для работы с обширным кругом психологических проблем, с которыми слушатели познакомятся на практических семинарах.

Практические семинары «Техники основной ступени символдрамы» (А1-А2) знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинары включаеют в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы, разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: луг и ручей, а также тест цветок и мотив сосуд. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: гора, дом и опушка леса.

Практический семинар «Углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы» (В1-В2) продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Семинар дает более объемное представление о действующих принципах символдрамы на основной ступени, знакомит со специальными мотивами основной ступени символдрамы, происходит детальное прорабатывание техники психотерапевтического ведения пациента по образу, прорабатывается техника ведения предварительной беседы и последующего обсуждения. Расширяются возможности по успешному завершению случаев краткосрочной психотерапии, разбираются стратегии завершения курса психотерапии, работа З.Фрейда "Анализ конечный и бесконечный", мотив "Узелок в дорогу". В малых группах подробно прорабатывается мотив "Опушка леса" как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Определяется место и возможности супервизий в работе психотерапевта. Отдельное занятие посвящено символдраматической технике работы с ночными сновидениями. Особое внимание на этом семинаре уделяется техникам работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины (прорабатываются мотивы "Два берега", "Подарок", 3 формы мотива "Животное, растение, камень"), разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни, критерии определения половой конституции по Г.С. Васильченко.

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Мотив «Бабушки и дедушки». Разбор упражнения «Бабушки и дедушки». Обращение к месту силы. Протагонистский сеанс и его разбор.

Интегрирующие мотивы основной ступени символдрамы, направленные на проработку собственной идентичности: «Строительство дома», «Старинная мастерская по изготовлению сосудов». Два протагонистских сеанса, работа в малых группа и её разбор.

Практический семинар «Техника работы средней ступени символдрамы» (С1) у частники изучают технику символдрамы средней ступени: конфронтация символов, усиление конфликта, контакт глаза в глаза, фокусировка на теме конфликта. Прорабатываются основные мотивы средней ступени. Отрабатывается более гибкий стиль ведения.

Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: мотив “опушка леса” и его разбор.
Работа с мотивом значимое лицо. Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом форме. Техника “контакт глаза в глаза”. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах.
Представление значимого лица в символической форме. Корова как символический образ матери. Слон как символический образ отца. Два протагонистских сеанса. Упражнения в малых группах. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Куст розы для женщины – обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Два протагонистских сеанса. Упражнения в малых группах. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах и его разбор. Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования: психосоматические расстройства, невротическая депрессия. Представление льва как показатель агрессивных установок. Мотив “лев, нападающий на добычу” для канализации аутоагрессии на изначально вызвавший ее объект. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах. Мотив идеал Я в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах и его разбор.

Практический семинар «Ассоциативный метод работы в символдраме» (С-2) включает основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор. Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный. Сравнение работы со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос). История создания ассоциативного метода. Дискуссия 1960 г. Разбор случая пациентки Х.Лёйнера. Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах.

Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий». Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними. Протагонистский сеанс и его разбор.
Разбор упражнений в малых группах. Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры. Протагонистский сеанс. Упражнение в малых группах.
Особенности работы с возрастной регрессией. Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения. .

Раздел 4. Введение в теорию и практику психосоматики

Тема “Психоаналитические концепции психосоматики. Медицинская психосоматика.

Определение понятия, формирование и развитие психосоматики. Медицинская психосоматика. Психофизиологические концепции психосоматики. Психоаналитическая психосоматика. Психосоматические концепции Фрейда. Конверсионная концепция психосоматики. Концепция актуальных неврозов. Психосоматические теории и модели ранних последователей Фрейда (Гродек, Дейч, Шильдер, Александер, Шур). Современные психосоматические концепции. Связь психосоматики с нарушениями развития Я и созревания объектных отношений. Психосоматика и архаичные болезни Я. Теория структурного нарциссического дефицита Амона. Теории инфантильности и дефицита развития. Теория инфантильности Рюша. Теория оперативного мышления Марти и Де Мюзана. Теория алекситимии Немиа и Сифнеоса. Психосоматические концепции Фрайбергера. Психоаналитические подходы к терапии психосоматических состояний. Использование символдрамы в терапии психосоматических заболеванийТ

Тема “Практический семинар «Терапия психосоматических расстройств с использованием символдрамы» знакомит с классификацией психосоматических расстройств, разбираются основные психоаналитические модели генеза и течения психосоматических заболеваний. Подробно прорабатываются стратегии психотерапевтического лечения психосоматических расстройств при помощи методов символдрамы. Прорабатываются мотивы: «цветок» для психосоматических больных, «мой луг», «место, где мне хорошо», «облако», три формы «инспекции внутрь своего тела», а также ряд других значимых мотивов для терапии психосоматических состояний. Знакомство с другими имагинативными техниками: коррекция психосоматического состояния больных сахарным диабетом при помощи эйдетических образов. Психотерапия при ожирении, нервной анерексии, бронхиальной астме, ревматоидном артрите, нейродермитах, психотерапия в онкологии. Отдельные практические семинары посвящены Пихосоматическим нарушениям в гинекологии. В цикле семинаров «Репродуктивная психосоматика и символдрама» освещаются следующие вопросы: Психологическое сопровождение беременности. Боязнь зачатия. Психогенное бесплодие. Нарушение менструального цикла и климактерические состояния. Спонтанные аборты и преждевременные роды. Сексуальные дисфункции. Другие психосоматические расстройства и состояния. Особенности психотерапии во время беременности с использованием символдрамы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В чем состоит метод символдрамы? Символдрама или Кататимно-имагинативная психотерапия – метод психодинамический психотерапии , ориентированный на работу с воображением клиента. Символдрама направлена на понимание бессознательных желаний, мотивов, конфликтов человека. Символдрама помогает проработать их как на бессознательном, так и на сознательном уровне.

Клиент на приеме представляет образы на заданную или свободную тему, как бы видит сны наяву. Символдрама используется в работе с травматическим опытом, невротическими и психосоматическими заболеваний, экзистенциальми проблемами (страх смерти, потеря смысла и пр.).

Метод символдрамы, называемый иначе кататимным переживанием образов (КПО), разработан немецким психотерапевтом Хансом Карлом Лейнером. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. «Symboldrama» представляет собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грёз наяву». Метод символдрамы включает в себя множество эффективных психотехник и принципов для интенсивной и краткосрочной профилактики различных негативных эмоциональных состояний. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, М. Балинга, Э. Эриксона, О. Кернберга и др.). Оставаясь на психоаналитических позициях, данный метод имеет много общего с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

Зачем? Большинство причин плохого самочувствия, скверного настроения и неудовлетворительных отношений находятся в так называемой бессознательной сфере человека. Жизнь в социуме накладывает жесткие ограничения на то, как человеку цивилизованному подобает реагировать. Мы не можем действовать так, как подсказывают наши инстинкты и чувства – убегать или драться в стрессовых ситуациях. Злится на самых дорогих и близких, потому что нам одновременно страшно потерять их любовь и благосклонность. Все эти невыраженные эмоции человек «складывает» в свое бессознательное и тяжелым мешком носит за своими плечами. А это очень взрывоопасный груз, который расходует нашу энергию. Отсюда хроническая усталость, подавленность и апатия. Бич современного общества.

А дальше? Бессознательное не знает слов. Оно мыслит картинками. Поэтому метод символдрамы позволяет именно на этом образном, символическом уровне «пообщаться» со своим же бессознательным. Выразить (гнев), отпустить (обиду), простить (родителя). И осуществить это в ненавязчивой форме путешествия по «ландшафтам своей души».

Почему по «ландшафтам»? Классические образы символдрамы задействуют воспоминания или фантазии о природе, архетипические образы, соотносимых с жизненными ситуациями, актуальными потребностями и конфликтами:

1. Луг - исходный образ каждой психотерапевтической встречи.

2. Гора и подъём в гору, чтобы затем увидеть панораму, открывающуюся с её вершины. Спуск с горы.

3. Обследование дома.

4. Следование вдоль речки (ручейка) вверх или вниз по течению.

5. Представление значимого лица (мать, отец, муж, начальник, учитель, друг) в виде символа (животного, растения, строения).

6. Наблюдение леса или пещеры и ожидание существа, которое выйдет из темноты этого леса или пещеры.

7. Лодка, появляющаяся на берегу реки или озера, на которой можно отправиться кататься.

8. Дерево.

9. Три дерева.

10. Цветок.

11. Представление себя на 10 лет старше.

12. Владение участком земли для того, чтобы вырастить или построить на нём что-либо.

13. «Наблюдение» за семьёй воображаемых животных и установление с ними контакта (эффективно в детской психотерапии, чтобы понять отношения в семье).

14. Путешествие внутрь своего собственного тела, разговор с его органами.

Задача психотерапевта выяснить, какой образ ближе Вам для проработки Ваших проблем.

Пример 1. Мотив "Ручей". Мать девочки дошкольного возраста обратилась по поводу фобии своего ребёнка - девочка боялась переходить мосты. Это затрудняло её передвижение по городу, так как в городе были одни сплошные мосты... Было проведено всего 3 сеанса, после чего фобия исчезла без следа. Девочка визуализировала сначала мелкий ручеёк, по которому она ходила босыми ногами, ощущая дно. Просьба представить досочку, по которой можно перейти воду, не замочив ног, наткнулась на сопротивление. Это был блок. Тогда аналитик начал медленно «строить» этот мостик. Сначала в речушку был положен камушек, который можно было ощупать ногой. Затем камушков стало больше, затем их стало столько, что по ним можно было перейти ручей. В конце концов были принесены два больших камня, между которыми и был перекинут деревянный мостик. Через три сеанса страх ходить по реальным мостам у девочки прошёл.

Пример 2. Мотив «Цветок». Пациентка 30 лет. Замужем. Образование среднее специальное гуманитарное. Работает. Детей нет. Обратилась с проблемой «пустоты в жизни». Мотив был представлен на первом сеансе. Пациентка представила розу.

Образ записан на альбомном листке простым карандашом от руки: «Я представила розу, зависшую в пространстве. С тугим, толстым, тёмно-зелёным стеблем с частыми и густыми колючками, с одним тёмно-зелёным листком. Когда трогала этот стебель, то чувствовала силу, мощь, свежесть и защищённость, а колючки не такие уж и колючие, просто очень густые. У цветка не было корней, он из цветочного магазина. Сам цветок был не очень большим, как будто не совсем распустившимся очень плотным бутоном, тёмно-красного цвета. На ощупь лепестки атласные, чуть влажные. Когда дотронулась до густоты середины цветка было чувство, что узнала тайну цветка – его происхождение (он из огромного розария), возраст (около 30 лет), желания. А желание такое, чтобы его поставили в чистую, свежую воду в шикарном, старом хрустальном графине. Я сделала, что хотела – поставила в этот хрустальный графин, и он чуть распустился и стал более бордовым и выросли новые свежие зелёные, нежные листья. Я почему-то почувствовала радость. На прощание с образом я его поцеловала в самую серединку»

Рисунок: Символическое значение данной розы – символ эротизма. Символическое значение отдельных частей данного цветка:

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – в данном случае чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная сила, где к окончанию образа отмечена её увеличение.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ; стержень личности, ось, опора; отражение преобладание архетипа АНИМУСА (прямой и твёрдый стебель).

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; ИЗБЫТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО – утрирование опасности.

С данной пациенткой ведётся работа в режиме символдрамы по проблеме развития женственности (анимы), как одним из компонентов заполнения «пустоты в жизни».

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

1)в форме индивидуальной психотерапии;

2)в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме "звезды" или "ромашки";
3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная психоаналитически ориентированная сессия психотерапии. В ряде случаев (экстренная ситуация, коучинг, высказанная потребность клиента) возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:
1)предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);

2)упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), клиент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

3)собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста клиента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);

4)последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Нужно отметить, что в психотерапии по методу символдрамы важная роль отводится работе с рисунками, которая производится после представления образов. Она не только способствует развитию фантазии, но и помогает систематизировать материал, полученный из бессознательного. В кататимно-имагинативной психотерапии разработана специальная техника работы с рисунками. Иногда для нее может потребоваться целый сеанс, так как в нарисованном содержится важная информация для осознания.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 - 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Не рекомендуется, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы чаще, чем 3 раза в неделю, так как между сеансами должно пройти некоторое время, "инкубационный период", в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне (инсайт). На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях можно проводить полуторные или двойные сессии.
Обычно, улучшение наступают уже после первых нескольких сеансов, вплоть до того, что иногда один единственный сеанс может значительно помочь человеку избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Практикуются также домашние задания: ведение дневника и рисование того, что представлялось в образе. Анализ записей и рисунков приводит к осознанию пережитого уже на сознательном уровне, а не только на уровне эмоций.

Для кого? Данный метод хорошо применяется:

В индивидуальном сотрудничестве (с взрослыми и детьми);

В психотерапии пар;

В налаживании детско-родительских отношений;

В групповой работе.

При заболеваниях, обусловленных психоэмоциональными факторами:
- эссенциальная гипертония;
- диабет,
- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
- ревматоидный артрит,
- гипертиреоз и тиреотоксикоз,
- бронхиальная астма,
- язвенный колит,
- нейродермит, псориаз, экзема,
- головные боли,
- мнительность и надуманные болезни,
- боли в спине, руках и плечах,
- жалобы на боли в сердце,
- вегето-сосудистая дистония,
- головокружения, потливость,
- проблемы с испражнением и мочеиспусканием.

При психологических трудностях и неврозах:

Депрессия, нежелание жить, потеря смысла жизни,
- послеродовая депрессия,
- печаль, тревожность и страхи, гнев и раздражительность,
- навязчивые мысли и действия,
- нарушения сна и памяти.

При решении расстройств пищевого поведения:

Одержимость похудением и истощение (анорексия, булимия);

Ожирение и постоянное желание поесть.

Сексуальные расстройства:

Болезненные половой акт и менструации;

Бездетность;

Трудности в вынашивании беременности;

Нарушение полового влечения и потенции.

А также с целью:

Познать себя, лучше разобраться в себе, своих желаниях, мыслях, планах;
- перестать быть одиноким, научиться строить гармоничные отношения с противоположным полом;

- «Семейное счастье - где оно?» Психотерапия пар, психология отношений и налаживание взаимопонимания;

- «Как пережить этот ужас?» Помощь при пост-травматических стрессовых расстройствах;
- «Как жить дальше?» Решение экзистенциальных проблем и вопросов (отношение к жизни и смерти, рождения и утраты, поиск смысла жизни и собственной роли в ней).