Творческая энергия божественной сущности. Структура (мужская энергия) VS творчество (женская энергия)

Адлер указывал, что на различные влияния, воздействующие на нашу жизнь, мы реагируем активно и творчески. Мы - не инертные объекты, пассивно воспринимающие все внешние влияния, мы активно ищем одни впечатления и отвергаем другие. Мы избирательно систематизируем и осмысливаем опыт, вырабатывая индивидуальную схему апперцепции и формируя четкую модель отношения к миру:

«Индивидуальная психология как наука возникла из попыток понять эту таинственную творческую энергию жизни, которая проявляется в желании развиваться, стараться, достигать... Это телеологическая сила, она выражается в стремлении к цели, и в этом стремлении все телесные и психологические усилия призваны действовать вместе. Бессмысленно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно, не привязывая их к личности в целом» (Adler, 1956, р. 92).

Каждый человек, считал Адлер, имеет центр, где он свободен. А раз мы свободны, мы отвечаем за наши действия и за нашу жизнь.

«Бесполезно строить психологию только на основе движущих сил (drives), не принимая во внимание творческую энергию ребенка, которая направляет эти силы, отливает их в определенную форму и снабжает достойной целью» (Adler, 1956, р. 177).

Адлер всегда подчеркивал позитивные, творческие, здоровые способности личности. Когда пациентка приходила к нему, Адлер спрашивал себя не о том, насколько она больна, а о том, сколько в ней здорового. Он полагал, что основа любого излечения заключается не в силе болезни, но в воле индивидуума к сопротивлению (Bottome, 1957).

Ядром адлеровской модели человеческой природы является творчество - способность формулировать (сознательно или бессознательно) цели и способы их достижения. Она достигает наивысшего развития в создании жизненного плана, который организует жизнь человека в последовательный жизненный стиль.

«Каждый человек приходит к конкретной цели преодоления трудностей с помощью творческой энергии, которая идентична его «я»» (Adler, 1956, р. 180).

По Адлеру, формирование жизненной цели, жизненного стиля и схемы апперцепции, в сущности, есть творческий акт. Творческая сила индивидуума организует и направляет его реакцию на окружающий мир. Адлер приписывал личности уникальность, самосознание и контроль над своей судьбой - качества, которым, по его мнению, Фрейд не уделял должного внимания в своей концепции человеческой природы. «Каждый человек представляет собой как единство персональных качеств, так и индивидуальный способ проявления этого единства. Таким образом, человек - и картина, и художник одновременно. Он - художник своей личности» (Adler, 1956, р. 177). Адлер подчеркивал, что мы не безвольные пешки в руках внешних сил. Мы сами выплавляем свою личность.

Для размышления. Три желания

Вы нашли старую запечатанную бутылку, выброшенную волнами на берег. Вы открыли ее, появился джинн и пообещал исполнить три ваших желания. Когда будете обдумывать, что загадать, помните, что желания должны оставаться в пределах человеческих возможностей. Они должны быть увлекательными, но правдоподобными.

1. Напишите ваши три желания.

2. Выберите одно, наиболее важное для вас.

3. Напишите о своем желании четко и подробно, как о главной жизненной цели.

4. Что вы делаете или собираетесь сделать для достижения этой цели?

5. Каковы препятствия для ее достижения?

6. Что вы чувствовали, когда писали о своей цели, принимая ее всерьез?

7. Если хотите, повторите пункты 3-6 для оставшихся двух желаний.

Социальный интерес.

Многие критики упрощенно воспринимали мысли Адлера относительно агрессии и стремления к власти, приписывая им слишком большое значение в его концепции. Центральным в позднейшей работе Адлера является понятие социального интереса (social interest). Под социальным интересом Адлер понимал «чувство солидарности, связанности человека с человеком... расширенное значение „чувства товарищества в человеческом обществе“» (Wolf in: Adler, 1928, p. 32n). Чувство общности (community feeling) касается участия, которое мы принимаем в делах других людей, не просто ради достижения собственных целей, но из «интереса к интересам» других.

«Все неудачники... есть результат недостаточного развития социального интереса. Все они неконтактные, одинокие существа, которые в большей или меньшей степени идут по жизни отдельно от всего остального мира, существа более или менее асоциальные, если не сказать антисоциальные» (Adler, 1964 b, p. 90).

Со своей холистической точки зрения Адлер видел человека не только как нечто цельное само по себе, но и как часть большей целостности: семьи, сообщества друзей и знакомых, общества, человечества. Наша жизнь и вся наша деятельность протекают в социальном контексте:

«Любая ценность человека определяется его отношением к ближнему и той долей труда, необходимого для совместной жизни, которую он на себя берет. Благодаря своей работе на пользу этой совместной жизни он становится ценным для других человеческих существ, звеном в великой цепи, которая связывает общество, в цепи, повредив которую нельзя не повредить человеческому обществу» (Adler, 1928, р. 121).

В некотором смысле все поведение человека социально, потому что, как доказывал Адлер, мы развиваемся в социальном окружении и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес - это нечто большее, чем забота о непосредственном социальном окружении или конкретном обществе. В самом широком смысле он является заботой об интересах «идеального сообщества всего человечества, которое есть основная цель эволюции» (Adler, 1964 b, p. 35). Социальный интерес включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.

Сотрудничество.

Один из важных аспектов социального интереса - формирование способности сотрудничать. С эволюционной точки зрения способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных (maladaptive) жизненных стилей. «Если человек взаимодействует с другими, - писал Адлер, - он никогда не станет невротиком» (1964 b, р. 193). Те, кто внес наибольший вклад в развитие человечества, всегда были наиболее кооперативными личностями, и работа величайших гениев всегда была направлена на пользу общества (Adler, 1931).

«Однако людьми, которые действительно умеют встречать и решать свои жизненные проблемы., являются только те, кто в своих устремлениях выказывает тенденцию обогащать остальных, те, кто движется вперед по пути, несущему пользу и другим» (Adler, 1956, р. 255).

Для размышления. Сотрудничество на практике

Чтобы лучше уяснить, что Адлер понимал под сотрудничеством и социальным интересом, попробуйте в течение одной недели уделять столько времени, сколько вы сможете, помощи другим людям. Ведите запись своего поведения и своих ощущений. Примите решение не отказываться от исполнения любых разумных просьб, даже если придется потратить часть ценного для вас времени, энергию и деньги (если вы хотите сделать упражнение более обязывающим, сообщите своим друзьям, что выполняете это упражнение и целую неделю готовы быть в их распоряжении). Не просто ждите, пока вас попросят, но активно ищите возможность предложить свою помощь другим.

В конце недели проверьте свои впечатления. Как другие люди реагировали на ваши действия? Что вы чувствовали, помогая другим? Что вы узнали, выполняя это упражнение?

Адлер о женщинах.

Альфред Адлер занимал довольно радикальную позицию, считая, что все психологические различия между полами являются непосредственным результатом культурных отношений. Он отвергал принятую в обществе концепцию, согласно которой женщины рассматриваются как низшие существа, считая, что она создана для увековечения культурных систем мужского доминирования и мужских привилегий. Он предполагал, что

«девочка приходит в этот мир с предрассудком, постоянно звучащим у нее в ушах, который призван отнять у нее веру в свою ценность, поколебать ее уверенность в себе и разрушить ее надежду сделать когда-либо что-либо стоящее... Очевидные преимущества быть мужчиной (в нашем обществе) являются причиной тяжелых психических нарушений в развитии женщин» (1973, р. 41-42).

Адлер указывал также, что отношение общества к различиям между полами воздействует на развитие личности с момента рождения более глубоко, чем любые другие культурные отношения.

«Жизнь человеческой души есть не «бытие», а «становление»» (Adler, 1929, р. IX).


Похожая информация.



Всем известно, что существуют люди с ярко выраженными творческими способностями, которые добиваются значительных успехов в творческих сферах деятельности. Что же такое творчество и как развить в себе эти способности и реализовать их на практике?С точки зрения классической психологии существует два основных типа мышления: логическое и интуитивное. Иногда их ещё называют рациональным и творческим. Считается, что люди, у которых более развито творческое полушарие мозга, более склонны к творческой деятельности, а люди с преобладанием рационального типа мышления более склоны к точным наукам и логически обоснованной деятельности. С точки зрения Восточной философии существует такое объяснение. Творческая энергия – это энергия Творца, которая разлита везде во Вселенной в неограниченных количествах. Человеческий организм способен аккумулировать эту энергию и расходовать её по своему усмотрению. Способность к восприятию и использованию энергии у каждого человека разная.Считается, что практически все дети, за редким исключением, от природы способны свободно воспринимать творческую энергию. Практически все дети наделены от природы богатой фантазией, способностью творчески мыслить и генерировать необычные идеи. С течением времени, под влиянием взрослых, эти способности затухают. Но где-то в глубине души каждого из нас живёт маленький ребёнок и его нереализованные фантазии и мечты.
Соответственно, если вы хотите развить в себе творческие способности, ваш дремлющий потенциал, можно попытаться высвободить и реализовать тот потенциал, который остался невостребованным в детстве.
Что же блокирует нашу природную способность к творчеству? Когда, в какой момент мы потеряли её?
В детстве, как и множество детей, я любила сочинять маленькие четверостишья, считалочки и т.д. В начальной школе пробовала написать рассказ. Это получалось у меня легко и естественно. Рифмы и строчки сами выходили из-под пера и легко ложились на бумагу.
Тогда я решила показать свой рассказ родителям. Родители посмеялись над наивным детским сочинением и не выразили никакого восторга. Таким образом, моё творчество осталось неоценённым и не востребованным и на том и заглохло. И только после 30 лет, пройдя множество семинаров по личностному росту и самораскрытию, я сумела возобновить в себе способность к творческому самовыражению.
Со стихами вообще получилась интересная история. Будучи учащейся 5 класса, я написала стихи о романе своей одноклассницы с одноклассником. Стихи разошлись по классу, попали в руки классной руководительницы и родителей и меня сильно отругали за «запрещённую» поэзию.
Поскольку подсознание человека мыслит ассоциациями – «если отругали за стихи – значит писать стихи – это плохо», после этого я до 30 лет не то что не сочинила ни одного стиха, мне было трудно даже читать стихи других авторов. После того, как мне удалось расчистить и раскрыть свой творческий источник, за 2-3 года я написала большое количество стихов, песен, музыки и рассказов.
Итак, что же чаще всего является факторами, блокирующими наш творческий потенциал? Это может быть невнимание, критика и насмешки окружающих. Это может быть наша собственная стеснительность, боязнь показаться смешным, страх раскрыться перед окружающими. Это может быть мнение окружающих, что детское творчество – это что-то несерьёзное, недостойное внимания и бесполезное в реальной жизни.
Конечно, у каждого человека своя история «гибели гения внутри себя» и сколько людей, столько и различных индивидуальных причин потери творческого потенциала. И если вы решили воскресить тот талант, который дан вам изначально, для этого существует множество практических способов. Далее я приведу те, которые помогли мне самой избавиться от комплексов и возродить к жизни глубоко скрытые во мне силы.

Коррекция блоков творческого самовыражения


Подумайте о том, какую творческую способность вам хотелось бы раскрыть в себе и развивать её в дальнейшем. Теперь представьте, когда последний раз вы пытались заниматься этим видом творчества. Если это трудно вспомнить, представьте вообще любой случай из вашей жизни, когда вы пытались заниматься творчеством, который приходит вам в голову.
Попытайтесь вспомнить этот эпизод из жизни как можно подробнее и выделить то, что явилось блокирующем фактором в той ситуации. Сформулируйте для себя, что в данной ситуации заблокировало ваш творческий потенциал.
Теперь представьте тот момент, когда ваши творческие способности оказались перекрыты. Мысленно сфотографируйте этот момент и поместите его на лист бумаги перед вашим мысленным взором. Сейчас мы попробуем «исправить» то, что произошло.
Мысленно возьмите в руки мокрую тряпку и постепенно сотрите эту картинку. Вы также можете «смыть» изображение морской волной, течением реки, «вылив» на картинку воду из ведра или использовать любой способ стирания изображения, который вам нравится и который вам удобен.
Не торопитесь, у вас предостаточно времени, чтобы всё выполнить. Пока вы стираете картинку, мысленно простите себя и ваше окружение, которое само того не зная, заблокировало ваш творческий потенциал. У вас не должно остаться чувства горечи или обиды на людей и на себя, так как эти чувства могут воспрепятствовать вашему творческому самораскрытию в полной мере.
Когда работа будет закончена, откиньтесь на спинку стула, расслабьтесь и отдохните. Глубоко подышите, можете выпить воды или чая. Через некоторое время, когда вы отдохнёте и почувствуете, что готовы продолжать коррекцию, приступайте к следующему этапу – этапу возрождения творческого потенциала.
А теперь представьте, как бы вам хотелось, чтобы эти события развивались в той ситуации. Дайте волю своей фантазии. Не ограничивайте себя и не жалейте для себя ничего. Представьте как можно больше успеха, радости счастья. Не важно, что эти события выдуманы. Они дадут вам достаточно позитивной энергии для самопреобразования.
Наполните созданный образ положительными эмоциями. Не пожалейте времени и усилий. Представьте желаемые события ярко и в красках. Вы даже можете рассказать себе, как всё было классно, или можете нарисовать яркими карандашами на бумаге. Затем представьте себя в самый счастливый момент воображаемой ситуации, мысленно сфотографируйте эту сцену и поместите её на тот самый лист бумаги, который вы недавно отмыли.
Таким образом, мы заменили ситуацию блокировки вашего творческого потенциала и перепрограммировали её на успех.
Чтобы закончить работу, вы можете мысленно поместить получившуюся картинку в рамку и повесить её на то место в комнате, где, как вам кажется, ей будет удобно висеть. Также, если вы любите рисовать, можно изобразить получившуюся у вас картинку на бумаге и оставить себе на память. Эта картинка и тот позитивный потенциал, который вы в неё заложили, будет поддерживать вас в трудные моменты жизни. А если вы её повесите где-то на видном месте, она будет создавать ауру счастья и успеха в вашем доме.
Такую коррекцию рекомендуется провести со всеми ситуациями блокировки творческого потенциала, которые вы вспомните. Не обязательно делать всё сразу, за один день. Постепенно вы будете вспоминать различные ситуации из вашей жизни и понимать, что же произошло с вами и с вашим творческим потенциалом. Процесс коррекций должен происходить мягко, плавно и постепенно.
После того, как работа с прошлым завершена, вы можете поработать и в настоящем времени. Подумайте, какие ваши страхи, комплексы и т.д. мешают вам реализоваться в творческом плане в настоящий момент и скорректируйте их. Подумайте, чего бы вы хотели достичь в будущем, создайте яркий красочный образ и проделайте всё так же, как и в коррекции прошлых ситуаций.
Считается, что для достижения полного успеха одну и ту же коррекцию нужно проводить не один, а несколько раз. Также хорошие результаты даёт работа в паре с партнёром, когда всё, что вы делаете мысленно, проговаривается вслух.
Также существуют способы раскрытия внутреннего источника творческих идей и энергии вообще. Раскрытия этого источника даёт одарённость во многих областях творчества, облегчение общения и улучшение взаимоотношений с людьми, понимание себя и своего предназначения в жизни.
Если вы хотите раскрыть свой внутренний источник творчества, вам поможет следующее упражнение.

Медитация на развитие творческих способностей и творческого потенциала
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, несколько минут медленно и глубоко подышите. Постарайтесь прийти в ровное спокойное состояние. Следите за своим дыханием и постарайтесь отрешиться от посторонних мыслей. Если вы будете просто концентрироваться на дыхании, мысленно повторяя «вдох – выдох», этого будет достаточно чтобы успокоиться и успокоить свои мысли.
Закройте глаза и представьте, что сейчас солнечный летний день и вы идёте по лесной тропинке. Вокруг вас летают бабочки, жужжат пчёлки. По обочине тропинке растут ягоды и грибы. Всё вокруг покрыто мягкой зелёной травой и цветами. Вы с удовольствием вдыхаете тёплый, душистый лесной воздух и продвигаетесь вдоль по тропинке. Вы видите пенёк на котором растут опята. Над головой чистое синее небо. В небе проплывают перламутровые облака. Вы дышите тёплым летним воздухом и успокаиваетесь всё больше и больше. Дорожка идёт дальше через лес и вам легко и приятно идти по ней.
Вы продвигаетесь дальше и дальше вглубь леса и видите перед собой поляну. Вся поляна покрыта мягким зелёным ковром травы, усыпана цветами и ягодами. В кронах деревьев гнездятся птицы, в тёплом воздухе летают пчёлы и бабочки, по деревьям прыгают белки. Вы выходите на поляну и видите, что посреди поляны течёт волшебный ручеёк. В этот момент вы понимаете, что этот ручеёк и есть источник вашей творческой энергии.
Вы приветствуете всех жителей поляны, желаете им мира и добра и подходите к ручью. Его вода чистая и прозрачная. Она искрится и переливается всеми цветами радуги как хрусталь. Вы приветствуете ручей и наклоняетесь, чтобы почерпнуть из него воду. Вы делаете глоток и умываетесь этой водой. Приятная прохлада, радость и лёгкость входят в вас вместе с этой живительной влагой. Весь воздух вокруг, на поляне наполняется творческой радостью и живительной силой.
Ручеёк становится всё больше и превращается в реку. Её живительная вода смывает с вас всю грязь и усталость. Вы ощущаете лёгкость и блаженство, плескаясь в этой реке и постепенно становитесь её органичной частью. Вам кажется, что вы давным-давно знаете эту реку жизни, эту поляну и всех, кто живёт на ней.
Побудьте немного на поляне, поплескайтесь в реке, поиграйте с жителями поляны. Отдохните и наберитесь живительной силы.
А теперь возвращайтесь обратно. Поблагодарите ручеёк и поляну за то прекрасное время, которое вы провели там. Попрощайтесь и обещайте, что ещё вернётесь к ним.
Вернитесь обратно той же дорогой, что шли на полянку. Придите в себя. Сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза и потянитесь. Сожмите и разожмите кулаки. Теперь вы можете сами в любой момент прикоснуться к живительному источнику творческой силы внутри вас.
Люди, прошедшие семинары по раскрытию творческих способностей отмечают появление большого количества новых идей, раскрытие новых направлений и возможностей в жизни, улучшение настроения и общего состояния, полосу везения и удачливости в жизни.

Энергия творчества: удивительный и прекрасный мир, который приоткроет нам двери в этой статье

Всякое творчество есть по сути своей молитва.
Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.

Иосиф Бродский

Приветствуем вас, дорогой читатель!

Любимое дело. Энергия творчества. Понятия, которые связаны друг с другом неразрывно. Соединяясь вместе, они рождают бескрайнюю и мощную силу, которая взрывает нашу жизнь на миллионы частичек радости, вдохновения, счастья бытия. Энергия творчества и любимого дела дает порой больше, чем просто наслаждение. Часто их союз становится пусть и шаткой, но безумно прекрасной основой, на которой строится сама...жизнь. А порой становится и ее смыслом...

На страницах нашего сайта мы решили открыть новую рубрику — “Энергия жизни”. В ней будут публиковать истории, эссе и интервью с интересными людьми. У каждого из них будет своя точка зрения на то, что такое в их жизни “Энергия” и как она проявляется. Но тем и интересней будет это многообразие мнений. Так потихоньку мы начнем собирать этот замысловатый паззл, чтобы понять, насколько по-разному для каждого из нас раскрывается многогранное слово “Энергия”.

Сегодня мы хотим предоставить слово Наталии Глебовой. Наталия — художник-иллюстратор, которая создает прекрасные картины. И мы попросили Наташу рассказать, что для нее означает творить, как в ее жизни проявляется энергия творчества, и что это для нее означает.

Слово автору.

Энергия творчества – это немыслимая движущая сила!

Если Вы однажды чувствовали вдохновение, Вы захотите испытать это еще раз. На мой взгляд, это как раз тот самый потенциал, который рвется наружу и заставляет Вас что-то делать. Я, под властью этого чувства не могу не рисовать.

Раньше я не понимала, вот женщина вдохновляет мужчину на подвиги, дает ему силы, а женщина то где их берет? Я нашла их в творчестве, хотя вдохновение для творчества тоже надо откуда-то брать, но это отдельная история.

Рисование для меня – это удовольствие и наслаждение многократного действия.

Приехала на отдых, вижу в кафе красивый фонарь, кайфую, пока рисую его желто-оранжевыми красками, брызгаю от души, капли летят во все стороны. Любуюсь на результат, довольна, что за 10 минут на белом листе остались мои яркие эмоции и впечатления от завтрака в кафе. И вот радостно, что ничего же еще не было 10 минут назад, и вот уже целая история и море положительных эмоций. Кроме того, каждый раз глядя на этот рисунок, я буду снова бывать в этом кафе, испытывать те же эмоции и слышать шум моря.

Отдельная радость- это отклики и благодарность от окружающих. И неважно кто это: родственники, друзья или тайская девочка, попросившая моя рисунок на память.

Рисование – это медитация , это прекрасная возможность побыть в настоящем моменте. Человек, начавший рисовать, смотрит иначе на мир, он замечает в нем больше прекрасного. Сначала медитируешь, разглядывая листья на деревьях и загадочные тени, потом – как растекается краска. Никаких мыслей. Это и есть единение с самим собой, со своим истинным «Я».

Рисование – это способ самовыражения . Каждому из нас присуща эта естественна потребность.

Кто-то выражает себя через одежду, кто-то пишет стихи или печет торты. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций.

Часто в жизни приходится делать не то, что хочется, а то что ожидают от тебя окружающие, казаться кем-то, а не быть таковым. В творчестве не нужно притворятся, можно отдохнуть и набраться сил.

Рисование – это реализация моего потенциала.

Когда я получила свои первые деньги за картину, я поняла, что такое реализация. Настоящая реализация! Я наслаждалась процессом рисования картины, потом восхищалась результатом, потом получила бурю положительных эмоции от заказчицы, а потом еще и деньги. Награда за результат от любимой деятельности – лучшая мотивация.

У каждого человека есть любимое дело. Оно действительно любимое, даже если я не буду получить за это деньги, я все равно буду рисовать. Это счастье – заниматься тем, что любишь.

Наталия Глебова
(Для заказа работ вы можете обращаться сюда )

Творите, дорогие друзья! Ищите то занятие, что откликается в вашей душе, в вашем сердце. Находите для него время, находите для него возможности. Не дайте рутине и быту забрать у вас радость и энергию творчества. Наслаждайтесь жизнью и проживайте ее не просто на 100% а на 1000%!

Хотите прожить это лето, наслаждаясь легкостью бытия? Встретить себя настоящую и не упустить ни одной грани той атмосферы, несущей счастливые перемены, очарование и тайну, которая окутывает нас именно летом и дает возможность изменить всю свою жизнь в сторону мечты?

Примите участие в квесте-путешствии от Школы Образных Решений IDEA-class «ZOOM этого лета »! Позвольте себе это приключение с множеством ценных открытий и счастьем от встречи с собой настоящей.

Конфликт - это не только ссоры и несовпадение взглядов. На самом деле он всюду: в желаниях, когда мы хотим того, чего у нас нет; в обстоятельствах: когда что-то идет не так, как мы задумали. Конфликт поглощает нашу энергию, если с ним неправильно обращаться. Новый взгляд на спорные ситуации предлагает книга «Конфликт - это подарок» : оказывается, конфликт из разрушающего действа можно превратить в энергию и творческую силу!

Что такое конфликт

На самом базовом уровне конфликт - это разрыв между нашими желаниями и тем, что происходит с нами в действительности. Конфликт подстерегает нас повсюду. Скажем, офисный работник хочет получить свой латте до 7:50, чтобы не опоздать на работу, но в Starbucks, как назло, длиннющая очередь. Руководитель хочет, чтобы его команда сплотилась вокруг стратегического видения, а у ребят, видите ли, много вопросов. Кому-то нужно завтра чувствовать себя отдохнувшим, но сегодня вечером он хочет задержаться у телевизора, посмотреть три эпизода любимого сериала. Мы хотим, чтобы отметили нашу упорную работу над проектом, а получаем от клиента критику. Мы убеждаем себя в правильности принятого решения, но испытываем сомнения.

Что происходит, когда возникает конфликт? Каким органом вы его ? Учащается ли сердцебиение? А как ведет себя желудок? Вы ощущаете жжение или тяжесть? Возможно, руки становятся холодными и липкими, а к шее приливает жар. Или волосы на загривке встают дыбом? Может быть, вы замечаете путаницу в мыслях или всплеск эмоций. Кто-то замыкается в себе. Кто-то буйствует. Некоторые научились принимать это как должное. Но для большинства из нас конфликт - это, конечно, стресс. И чем серьезнее конфликт, с которым мы сталкиваемся, тем сильнее его эмоциональное, физическое и психологическое воздействие на нас.

Конфликт порождает энергию

Прежде чем дать положительную или отрицательную оценку роли конфликта, разобраться в том, как на него реагировать, важно понять, что конфликт порождает энергию. И она проявляется в самых разных формах. вас может захлестнуть поток мыслей и фантазий о том, что делать дальше. У кого-то учащается сердцебиение и краснеет лицо из-за повышения уровня кортизола в крови. Кто-то испытывает непреодолимое желание дать отпор или сбежать.

Конфликт вырабатывает энергию, тут все просто и ясно. Конфликт неизбежен. Не будет преувеличением сказать, что конфликт - это часть великого вселенского замысла. Он необходимая составляющая человеческого существования. Люди созданы непохожими друг на друга. Именно поэтому у нас разные потребности, желания и стремления. Конфликт возникает, когда они сталкиваются.

Конфликт - это энергия. Он неизбежен. Остается только решить: что делать с энергией конфликта?

Куда направить эту энергию

Наш многолетний опыт работы с межличностными конфликтными ситуациями показывает, что при их возникновении люди вступают в борьбу. И расходуют энергию на эту битву, которая обычно принимает одну из двух форм: мы боремся «против» или «за».

Борьба «против» - это процесс противостояния и разрушения. Здесь приходится принимать чью-то сторону, создавать враждующие лагеря, рассматривая противостояние исключительно с точки зрения победы или поражения, в противоборстве решая проблему несоответствия между тем, что мы хотим, и тем, что получаем. Борьба «против» ведется повсюду. В политике и религии. В новостях. В социальных сетях. Достаточно прочитать любой пост на Facebook, чтобы составить представление о том, как самоуверенные, нравоучительные, предвзятые и догматичные суждения создают атмосферу непримиримой борьбы «мы против них». Борьба «за» - это процесс взаимного сближения и созидания. В этом случае мы смотрим на решение любой проблемы как на улицу с двусторонним движением, выбираем беспроигрышную стратегию и принимаем общую ответственность за устранение противоречия между тем, что мы хотим, и тем, что имеем.

Если конфликт неизбежен и он , а создание чего-то нового требует сил, то все встает на свои места. Определяющим фактором становится использование энергии конфликта - продуктивное для созидания или деструктивное для разрушения. Выбор зависит от нас. Каждый человек способен трансформировать энергию конфликта в созидательную силу.

Такое понимание конфликта в значительной степени отличается от того, чему меня учили в школе, и даже расходится с тем, что я нахожу в большинстве книг по лидерству. Общепринятая мудрость гласит, что конфликт нуждается в управлении, подавлении или контроле. Почему? Да потому что большинство привыкло бороться «против» во время конфликта. Когда мы спрашиваем людей, что первое им приходит на ум, когда они думают о конфликте, чаще всего слышим в ответ: «очень угнетает», «люди страдают», «ничего хорошего из этого не выходит», «избегаю по возможности» или «стараюсь выйти победителем». И мало кто с энтузиазмом говорит о нем как о творческой силе. Точно так же нам редко попадаются руководители, которые освоили искусство конструктивного, созидательного конфликта.

Отказ творить – своеволие, противоречащее нашей истинной природе.

Вы когда-нибудь испытывали тошноту? Нет, не физическую, а экзистенциальную — подобную той, что испытал однажды Антуан Рокантен, герой самого знаменитого романа Жан-Поля Сартра. Откуда появляется это чувство? Если верить тому же Сартру, тошнота — это своеобразный предел отчаяния человека, не видящего смысла в своём существовании. Это отчаяние человека, который, будучи погребён под искусственной моралью мира, хочет обрести истинную свободу, быть, а не существовать.

У меня есть только мое тело, я – одинокий человек со своим одиноким телом… Я хотел одного – быть свободным.

И, знаете, что? Рокантен находит выход из этого состояния, и этот выход — творчество: творчество как способ воскресить самого себя, творчество как способ возложить на себя всю ответственность за происходящее, как способ примириться с самим собой и оправдать собственное существование.

И если Сартр как истинный философ и художник лишь указал направление, в котором стоит двигаться всем страждущим и мечтающим о духовной свободе, то современная эпоха породила целую гильдию деятелей, предлагающих реальные инструменты развития творческого мышления и креативности.

Джулия Кэмерон — одна из самых ярких и удивительных представителей этой гильдии. Пройдя большой творческий путь как автор стихов, сценариев и пьес, и преодолев не один творческий тупик, Джулия (которая кому-то больше известна как “бывшая жена и соратница” Мартина Скорсезе) разработала программу развития творческих способностей, которую описала в книге “Путь художника”. Книга надолго стала бестселлером и попала в топ-1000 самых лучших книг, по версии Amazon. Неплохо, да?

Источник: smartprogress.do.

На мой взгляд, секрет сумасшедшей популярности “Пути художника” заключается в глубоком гуманизме, пронизывающем всю книгу. Кэмерон уверена, что творчество — не удел избранных, а способность каждого из нас, что всю жизнь через нас проходят потоки творческой энергии, которую не то чтобы нужно вызывать, ей не нужно мешать. Во введении она пишет:

Вот уже десять лет я веду семинары, целью которых является высвобождение творческого начала. Моими учениками были художники и не художники, музыканты и режиссеры, домохозяйки и адвокаты – словом, любой, кто хотел научиться жить более созидательно, занимаясь каким-либо искусством. Более того, любой, кто хотел бы научиться искусству жить творчески. За эти годы я нашла, изобрела, угадала разные приемы, а также была одарена ими свыше. Используя их, преподавая и рекомендуя другим, я видела, как исчезали преграды, мешающие творчеству, и менялись судьбы людей, и все лишь благодаря тому, что мы привлекали Великого Создателя к открытию и пробуждению в нас творческих сил.

Вот 5 принципов творчества, в которые глубоко верит писательница:

  1. Творчество – естественный порядок жизни. Жизнь – это энергия, чистая творческая энергия.
  2. Существует невидимая, неиссякаемая творческая сила, которая служит основой жизни, пронизывает и вдохновляет всех и вся, включая нас.
  3. Когда мы открываем себя творчеству, мы открываем себя творчеству творца внутри нас самих и в нашей жизни.
  4. Мы и сами представляем собой творения и должны в свою очередь продолжать созидание посредством собственного творчества.
  5. Творчество – это Божий дар. Использование его есть наш ответный дар Богу.

При этом в разговоре о “Божьем даре”, Кэмерон делает пометку, что ни о какой догме речи не идёт, и под этим словом мы может понимать то, во что сами верим — “благосклонную направляющую силу”, “поток”, “разум”, “Вселенную”, “Высшую силу”, “источник”, “духовное электричество” и т.д., и т.п.

Главная её мысль сводится к тому, что каждому из нас дана сила творчества, и причины, по которым мы не пользуемся ей, связаны с теми стандартами, что нам привили (если творить, то обязательно нечто гениальное, иначе и не стоит браться), а также со страхом неизвестности и, того хуже, неудачи. Этот страх выработал в нас ”внутреннего Цензора”, который блокирует творца, напоминая о рисках и неудачах, диктуя то, что правильно, проверено и безопасно (ведь творчества это всегда свобода, и не каждый из нас готов к ней).

Опыт – мой собственный и тех, кого я могла наблюдать, – заставил меня поверить в то, что творчество – это наша истинная сущность, а все, что заводит нас в творческий тупик, неестественно и лишь мешает процессу, который когда-то был так же обычен и так же чудесен, как и тот, что дарит жизнь цветку на конце тонкого зеленого стебля. Я нахожу этот процесс установления духовной связи простым и безыскусным.

Впрочем, кроме внутреннего Цензора, у нас есть множество защитных механизмов, которыми мы блокируем творческую энергию. Как водится — у каждого свой любимый. Кто-то заглушает мысли о творчестве и свободе едой, кто-то ставит во главу угла одержимость несчастной любовью, которая парализует волю и желание изменять свою жизнь к лучшему, а кто-то защищается сверхурочной работой, не понимая, что трудоголизм, — это способ уйти с головой в монотонную работу, чтобы скрыться от других жизненно важных вопросов и потребностей, этакое бегство в кусты. Чего только не придумал человек, чтобы погрузить своё сознание в туман.

Мы начинаем ощущать свой истинный потенциал и огромное количество возможностей, которые открываются перед нами. Это нас пугает. Тогда мы принимаемся за то, что отвлекает нас и останавливает наш рост. Если мы честны сами с собой, то знаем, что именно для нас наиболее губительно. Подсказка: чаще всего именно то, что мы защищаем как свое неотъемлемое право.

Главная цель “Пути художника” — вытащить человека из этого плотного тумана, дать ему шанс посмотреть на жизнь под другим углом и раскрепостить свою творческую энергию, пустив её в нужное русло (у каждого — своё).

Источник: amazon.com.

Книга представляет собой своеобразный курс творческого возрождения, который рассчитан на 12 недель работы над собой, состоящей из наблюдений, коротких письменных заданий, абсурдных игр и ежедневных открытий. Каждая неделя — это рассмотрение и преодоление определённого круга проблем, которые мешают творить (преодоление страха и восстановление чувства безопасности, обретение чувства индивидуальности, приобретение силы, восстановление чувства целостности, защищённости, расширение представлений о возможностях, развитие сострадания и т.д.). На каждую неделю Кэмерон даёт круг заданий, как, например, эти:

— Вспомните себя в восемь лет. Чем вам нравилось заниматься? Какие вещи вы любили больше всего? А теперь напишите письмо от себя восьмилетнего к себе теперешнему. Что бы вы сказали?

— Опишите себя в восемьдесят лет. Что вы делали после пятидесяти, что доставляло вам удовольствие? Будьте предельно конкретны. А теперь напишите письмо от себя восьмидесятилетнего к себе теперешнему. Что бы вы себе сказали? Какие интересы посоветовали бы удовлетворить? Какие мечты поддержали бы?

— Заведите «папку образов»: если бы у меня были вера или деньги, я бы попробовал(а)… Перечислите пять желаний. На следующей неделе внимательно следите за связанными с ними образами, символикой и т.п. Если попадутся – вырезайте их, фотографируйте, покупайте, рисуйте, словом, собирайте. Теперь заведите «папку с мечтами», которые вам наиболее близки. Наполняйте её на протяжении курса.

Они помогают вскрыть истинные проблемы, которые прячутся глубоко внутри нас и которые мешают нам не только творить, но и жить полной жизнью. А, как известно, найти и осознать проблему — это уже полдела.

Но кроме этих попутных заданий, Джулия Кэмерон выделяет 2 правила развития креативности , которым необходимо следовать на протяжении долгого времени.

Во-первых, Кэмерон предлагает ежедневно создавать “утренние страницы” — небольшие трёхстраничные тексты, которые вы пишете сразу же после пробуждения. Всё-всё, что вам придёт в голову. Не нужно гнаться за литературностью, не обязательно до конца оформлять какие-то мысли: главное, записывать поток, не подвергая его анализу и критике.