Почему дети интроверты учатся плохо. Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта

В последнее время общество больше начало говорить об интроверсии и экстраверсии. В Сети появилось множество статей о плюсах и минусах людей первого и второго типов и все чаще можно услышать «Я - интроверт».

Иногда кажется, что это просто модное веяние. Ну, кто бы мог подумать, что девушка, на странице в социальной сети которой полно фотографий с вечеринок, поделится статьей об интровертах и гордо напишет: «Да, это обо мне»?

Но такому веянию можно сказать большое спасибо! Согласно исследованиям, интровертами являются от одной трети до половины всех людей. Вы только подумайте: почти половина населения живет в «экстравертированном» мире. Согласитесь, ведь даже попасть на желаемую должность гораздо проще, если у тебя есть знакомые или хорошо «подвешен» язык. Но у интровертов это все тоже есть. Только в меньших количествах. А наличие псевдоэкстравертов показывает, что люди прекрасно адаптируются к условиям жизни.

Чтобы вовремя и безболезненно адаптироваться, нужно заняться этим с детства. Интроверт Сьюзан Кейн прекрасно справилась с этой задачей и решила помочь в этом другим людям. Сьюзан написала книгу «Интроверты. Как использовать особенности своего характера», где рассказала и об особенностях воспитания . Надеемся, эти советы помогут вам понять своего ребенка и помочь ему в адаптации.

ИНТРОВЕРСИЯ - НЕ БОЛЕЗНЬ

На самом деле, интроверту тоже может быть комфортно на вечеринках. Ведь уровень интроверсии у всех разный. Поэтому не всегда родители могут определить, к какому типу относится их ребенок или даже считают его застенчивость болезнью. Самое худшее, что может произойти с такой «болезнью» - врач, который согласится ее вылечить. В своей книге Сьюзан привела пример интроверта Итана. Его родители несколько раз обращались к детскому психологу, чтобы тот помог мальчику.

«Первый повод для беспокойства был достаточно простым. Семилетнего Итана несколько раз избил его четырехлетний братишка, но мальчик не дал ему сдачи. Родители мальчиков — общительные, заботливые люди, занимают высокие должности и увлекаются игровыми видами спорта, такими как гольф и теннис. Они восприняли агрессивность младшего сына как должное, но беспокоились о том, что пассивность Итана «может повлиять на его дальнейшую жизнь», - пишет Сьюзан.

Наверняка после этих строк вас захлестнула волна негодования. Как так: четырехлетний избил семилетнего и тот не дал ему сдачи?! Родителей мальчика это тоже обеспокоило. Они записали его на бейсбол и футбол, чтобы привить боевой дух. Но Итана эти игры не увлекли, он всегда спешил домой и садился читать. У него было всего несколько друзей и он не принимал активного участия в общественной жизни класса. Родители думали, что .

Первый доктор, к которому обратились родители Итана, утверждал, что их ребенок абсолютно здоров. Они решили записаться к другому специалисту, который все же решился «вылечить» мальчика. Как думаете, помогло ли такое «лечение»?

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА-ИНТРОВЕРТА

Лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка (как интроверта, так и экстраверта) - понять его и постараться увидеть мир его глазами. Сьюзан Кейн дала несколько советов о том, как воспитывать ребенка-интроверта.

  • Многие заблуждаются, думая, что интроверты не хотят общаться. Нет, на самом деле такие детки тоже нуждаются в общении. Просто оно им нужно в меньшем количестве. Просто обычно такие детки очень осторожны и стараются избегать новизны. Зачастую у интровертов вызывает тревогу все новое: места, ситуации, люди. Поработайте с ребенком над его реакцией на новое.
  • С новыми ситуациями и людьми знакомьте малыша постепенно. Это . Объясните, что его тревога вполне естественна, но бояться все-таки нечего - нужно только сделать первый шаг. Например, собираясь на вечеринку по случаю дня рождения, заранее выясните, как она будет проходить, и обсудите с ребенком, как он поздоровается со своими ровесниками. Приезжайте на мероприятие пораньше. Так малыш освоит пространство еще без большого количества народа и у него сложится ощущение, будто остальные присоединяются к нему, а не он «вторгается» в уже сформировавшуюся группу гостей.
  • У каждого ребенка свой темп. Приспособьтесь к нему и не торопите малыша. Если ему нужно больше времени для адаптации в новом коллективе - это нормально. Когда ребенок совсем кроха, родители даже могут помочь ему познакомиться с детьми на площадке.
  • Не упрекайте малыша, если он сегодня не хочет играть с детьми. Ни в коем случае не называйте его застенчивым и не говорите об особенностях его характера с негативным оттенком. Ребенок будет воспринимать это как ярлык, а робость как устойчивое качество своего характера, которое нельзя контролировать. Во-первых, детки постарше уже сами понимают, что их застенчивость считается «пороком», а во-вторых, каждый ребенок может избавиться от застенчивости и адаптироваться к любой ситуации.
  • Обучайте ребенка навыкам самовнушения с самого нежного возраста. Подавайте ему пример общения.
  • Не заставляйте ребенка общаться с кем-то, кто ему неприятен или же с одноклассником, с которым у малыша никак не складываются отношения. Пусть у него с самого начала сложится благоприятное впечатление о социальных контактах. Да и все люди разные, поэтому нет ничего удивительного, что два разных человек не нашли общий язык. Вокруг еще много детей, с которыми может общаться ваш ребенок.
  • Научите ребенка простым социальным стратегиям, чтобы помочь ему справиться с неловкими ситуациями. Покажите ему, как всегда оставаться уверенным в себе. Для этого достаточно улыбки, прямой осанки и зрительного контакта.

КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ ДЛЯ ИНТРОВЕРТА

Всегда непросто. У маленьких интровертов могут быть свои требования к школе. Родителям стоит найти учебное заведение, которое подходит под такие критерии:

  • ценится независимость интересов и подчеркивается важность самостоятельности;
  • групповая работа проводится в умеренных объемах, в небольших группах, под внимательным руководством учителя;
  • ценятся такие качества, как доброта, заботливость, эмпатия, солидарность;
  • учеников призывают поддерживать порядок в классных комнатах и коридорах;
  • занятия проходят в небольших, тихих классах;
  • преподают учителя, понимающие суть застенчивости, серьезности, интроверсии и чувствительности;
  • строго выполняется программа по борьбе с травлей и запугиванием;
  • куда принимают учеников с родственными убеждениями, интересами и мышлением. Например, детей с высоким уровнем интеллекта, художественным талантом, отличными спортивными данными - в зависимости от того, чему отдает предпочтение ваш ребенок.

Как воспитывать, общаться и строить отношения с ребенком-экстравертом и интровертом?

Поговорим об этом со специалистом-экспертом, Викторией Пашкевич .

Виктория Пашкевич

ГЕНЫ, УСЛОВИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ

От чего зависит будет ребенок-экстравертом или интровертом?

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами и зависят от врожденных особенностей центральной нервной системы, которые регулируют баланс между процессами возбуждения и торможения.

Какую роль играют гены?

Сложно сказать. Состояние мамы во время беременности, способ родов, степень зрелости нервной системы, принятие/непринятие в семье - вот что влияет.

Экстраверсия и интроверсия - это адаптация ребенка к миру. Теплые отношения в семье непосредственно на нее влияют

Какую роль играет воспитание? Две крайности: ежовые рукавицы и вседозволенность как влияют на формирование типа личности?

Во-вторых, подумайте: Вы бережете границы своей семьи? Или каждому встречному-поперечному рассказываете о своих ссорах, проблемах. Думаю, выводы ясны.

Воспитание ребенка и мир в семье начинаются с личных границ

В-третьих, подумайте, может, есть доля правды во мнении окружения? Если да, то какими Вы видите своих детей в будущем? Вы уверены, что им нужно жить в замкнутом пространстве?

Хотя стоит отметить здоровое желание родителей отгородить свою семью, в том числе и детей, от аморального общения, безнравственных поступков, которые нормально воспринимает окружение.

Но запрещать мало, надо что-то давать взамен: ограничиваете общение с соседями, пойдите вместе с ребенком в секцию или кружок.

Нормальная здоровая семья не замкнута, живет миролюбиво, но по своим порядкам и законам.

Мне кажется, что проблема в том, родители и учителя не принимают своих детей и учеников.

.................................................................................................................

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Отличительные черты ребенка-интроверта:

  • С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.
  • Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.
  • Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.
  • Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или, напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.
  • Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.
  • Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.
  • Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.
  • Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во‑первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Как общаться с интровертом


Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

  1. Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комната — идеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).
  2. Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении.
  3. Под зашитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.
  4. Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное задание.
  5. Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.
  6. Праздник! Праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.
  7. Требуется передышка. Если вы заметили, что ребенку стало не комфортно во время шумного торжества, тихонько уведите его в другую комнату или предложите посидеть в тишине, побродить туда-сюда или выйти на свежий воздух — это поможет ему прийти в себя. Скорее всего, потом он будет не против вернуться на праздник.
  8. Хорошенького понемножку. Перебор впечатлений, даже позитивных, — настоящее испытание для интроверта. Старайтесь не планировать слишком много развлечений, особенно массовых, в один день. Программу «кино — аттракционы — кафе — поход к бабушке» маленькому интроверту просто не осилить, сократите список минимум вдвое.
  9. В собственном темпе. ПНе торопите интроверта, не требуйте от него немедленного отчета «о пережитом» на выставке, в театре или на прогулке, не задавайте вопрос «как дела в школе?» в первые минуты после появления его дома. Он расскажет обо всем сам, когда проведет внутреннюю работу над собственными впечатлениями и мысленно составит план сообщения. Если видите, что ребенок увлечен каким-то делом, отложите расспросы.
  10. Слово не воробей. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. Будьте внимательны, старайтесь не задевать чувств ребенка — например, не стоит постоянно сравнивать его с шустрым и бойким одноклассником или награждать обидными прозвищами вроде «копуша» и повторять: «Ну сколько тебя ждать?»
Введите e-mail адрес:

Поведение ребенка приводит вас в замешательство? Он ведет себя не так, как вели себя вы в его возрасте. Он нерешительный, колеблющийся, сдержанный и малообщительный. Вместо того чтобы с головой погружаться в игры, он предпочитает стоять в стороне и наблюдать за другими детьми. При этом его общение ограничено всего несколькими людьми. С вами же он общается совершенно непредсказуемо - иногда без умолку рассказывает интересные истории, а иногда просто замолкает, и вы не можете понять, что происходит в его голове. Много времени он проводит в своей комнате в одиночестве. А его учитель говорит вам о том, что ему нужно быть активнее на уроках. Но что еще более странно при всем этом, так это то, что он, кажется, абсолютно доволен ситуацией. Если вы узнали своего ребенка, поздравляем, у вас интроверт.

Родители-экстраверты часто волнуются по поводу своих детей-интровертов и даже задумываются о том, не является ли их поведение каким-то отклонением от нормы. Конечно, дети могут испытывать тревогу и страдать от депрессии так же, как и взрослые. Здесь важно знать характерные признаки таких состояний, их подлинные симптомы. Так, иногда отказ от общения с друзьями и семьей наряду с низким уровнем энергии и потерей аппетита свидетельствуют о большем, чем просто интроверсия.

Однако многие дети-интроверты вообще не испытывают ни депрессии, ни тревоги. Они так ведут себя благодаря врожденной конституции , особому складу личности. Чем глубже вы примете естественную природу ребенка-интроверта, тем счастливее он будет.

Как заботиться о ребенке-интроверте

1. Знайте, что нет ничего необычного или постыдного в том, чтобы быть интровертом

В мире немало интровертов. В разных исследованиях их число варьирует от 25 до 30-ти процентов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие выдающиеся и талантливые люди.

2. Поймите, что конституция вашего ребенка обусловлена биологией

В мозге интровертов и мозге экстравертов есть некоторые отличительные особенности. Так, например, у них по-разному проложена нейронная «проводка» и движение нейромедиаторов происходит по несколько отличающимся траекториям. К тому же, в своей работе мозг интровертов и мозг экстравертов склоняется к разным отделам нервной системы (интроверты предпочитают парасимпатическую систему - «отдыхай и переваривай (т. е. анализируй и синтезируй)», а экстраверты - симпатическую - «дерись, беги или замри»). Кроме того, исследования обнаружили, что у интровертов в префронтальной коре (области мозга, ответственной за абстрактное мышление и принятие решений), количество серого вещества больше. Поэтому, если ваш ребенок более осторожен и сдержан, чем его сверстники-экстраверты, будьте уверены, что существует биологическое обоснование такого поведения.

3. Знакомьте ребенка с новыми людьми и обстановкой постепенно

Интроверты часто чувствуют себя встревоженными и взволнованными тем, что могут не справиться как в новых условиях, так и в обществе новых людей. Если вы планируете посетить общественное мероприятие, не рассчитывайте на то, что ваш ребенок немедленно включится в происходящее и начнет общаться с присутствующими там детьми. Если это возможно, приедьте заранее, чтобы он освоился и тоже почувствовал, как другие люди входят в пространство, которым постепенно «овладевают».

Другой вариант - попросить ребенка воздержаться от активного участия в событиях и отойти на комфортное расстояние - возможно стоять радом с вами, где он чувствует себя в безопасности, и просто наблюдать за событиями в течение нескольких минут. Спокойное наблюдение поможет ему осознать происходящее и немного адаптироваться.

Если нет возможности прибыть заранее или наблюдать за процессом со стороны, просто накануне обсудите с ребенком предстоящее событие, поговорив о том, кто будет присутствовать и что, скорее всего, будет происходить, какие чувства у него могут возникнуть и что он может сказать, чтобы завести разговор с тем, кто его заинтересует.

Независимо от того, к каким новым впечатлениям вы приучаете ребенка, помните: двигайтесь медленно, но поступательно. Не позволяйте ему отказываться от нового опыта, однако уважайте пределы его возможностей, даже если они покажутся вам экстремальными. Вместе с ребенком осторожно и деликатно познавайте и осваивайте то, из-за чего он так переживает.

4. Напоминайте ребенку о том, что он может делать перерывы в общении, если чувствует себя перегруженным или усталым

Следует помнить о том, что во время общения экстраверты чувствуют воодушевление и эмоциональный подъем, интровертов же оно, как правило, истощает. Если ваш ребенок уже постарше, он может самостоятельно уйти в тихую часть комнаты или на улицу, тем самым обезопасив себя от растраты последних сил. Если же ребенок еще маленький, он может не заметить момента наступления утомления, поэтому вам самим придется проследить за появляющимися признаками его усталости.

5. Хвалите ребенка, когда он проявляет социальную смелость

Пусть ребенок знает, что вы восхищаетесь тем, как он поступил. Говорите, например: «Вчера я видела, как ты разговаривал с новым мальчиком в вашем классе. Я знаю, как тебе было нелегко, но я горжусь тем, что ты сделал».

6. Отмечайте моменты, когда ребенку начинает нравиться то, чего он поначалу боялся

Говорите: «Ты думал, что ужасно проведешь время на дне рождения своего одноклассника, а в конечном итоге познакомился с новыми друзьями ». Со временем благодаря такому положительному подкреплению ребенок, скорее всего, сможет самостоятельно регулировать возникающие чувства волнения и страха.

7. Помогайте ребенку развивать свои увлечения

У вашего ребенка могут быть глубокие и, возможно, даже уникальные интересы. Предоставьте ему возможность для их практической реализации. Некоторым детям хорошо подходят футбол и музыка, но не забывайте также предлагать своему ребенку такие нестандартные занятия, как писательская студия или лагерь юных естествоиспытателей. Активное участие в их работе приносит счастье, прекрасное самочувствие, эмоциональное равновесие и уверенность , а также предоставляет ребенку возможности для общения с другими детьми, у которых такие же любимые увлечения (и, возможно, схожая конституция).

8. Поговорите с учителем об интроверсии вашего ребенка

Это поможет учителям правильно истолковывать его поведение. Некоторые педагоги ошибочно полагают, что дети-интроверты не часто высказываются в классе, потому что им не интересно или они не уделяют занятиям должного внимания. Наоборот, ученики-интроверты могут быть весьма внимательными и сосредоточенными, но зачастую предпочитают слушать и наблюдать, а не активно участвовать. Кроме того, если учитель знает об интроверсии вашего ребенка, он сможет деликатно помочь ему наладить взаимодействие с одноклассниками, участие в групповой работе или просто обычное пребывание в классе.

9. Учите ребенка стоять за себя

Ребенка младшего возраста научите четко и выразительно говорить «стоп» или «нет», когда другой малыш пытается отобрать у него игрушку. Если ребенок уже старше и подвергается издевательствам или несправедливому отношению в школе, поощряйте его четко и ясно высказывать свою позицию обидчику или, если необходимо, взрослому. Для начала ему нужно объяснить, насколько важными являются характеристики его голоса: тон, громкость, интонации и т. д. Порой даже более важными, чем слова.

10. Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя «услышанным»

Прислушивайтесь к своему ребенку и задавайте вопросы, которые помогут вовлечь его в разговор. Многие интроверты - и дети, и взрослые - борются за то, чтобы их «услышали». Ведь интроверты живут внутренней жизнью и им необходимо, чтобы кто-то вызывал их на откровенность («выманивал» из их крепости). Без родителей, которые слушают и откликаются, как эхо, на то, о чем они думают, такие дети могут заблудиться в собственных мыслях.

11. Помните: ваш ребенок может и не обратиться за помощью

Интроверты, как правило, впитывают проблемы (трансформируют их в свое внутреннее «приобретение», придавая им субъективный характер). Ваш ребенок может и не рассказать вам о сложной ситуации в школе или конфликте с другом, хотя желает этого и/или может получить пользу от наставничества взрослого. Поэтому задавайте вопросы и искренне слушайте, при этом ничего не выпытывая и не превращая беседу в допрос.

12. Не называйте ребенка «застенчивым»

«Застенчивый» - это слово, имеющее негативный оттенок. Если ваш ребенок-интроверт довольно часто слышит слово «застенчивый», он может поверить в то, что его дискомфорт при общении с людьми - это неизменная («пожизненная») черта характера, а не чувство, которым он может научиться управлять. Более того, слово «застенчивый» отражает сдерживание и подавление, которое испытывает ребенок, и не помогает ему понять истинную причину своего внутреннего состояния - конституционную интроверсию. К тому же то, что зачастую выглядит как застенчивость , в случае с ребенком-интровертом застенчивостью может и не являться и зачастую не является.

13. Не переживайте о том, что у ребенка всего несколько близких друзей

Интроверты ищут в отношениях глубину, а не ширину. Они предпочитают маленький круг друзей и, как правило, им не интересно быть в центре всеобщего внимания сверстников.

14. Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве

Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, например, походы в школу, общение или даже привыкание к новому расписанию, - истощает его. Если он проводит время в одиночестве в своей комнате, возможно, читая книгу, играя на компьютере или просто размышляя о событиях своего дня, не обижайтесь и не делайте из этого вывод, будто ребенку не нравится быть со своей семьей. Скорее всего, как только он зарядится энергией, он захочет снова проводить время с родными и близкими.

15. Радуйтесь конституции вашего ребенка

Не просто принимайте ребенка таким, какой он есть; цените и дорожите тем, какой он. Дети-интроверты зачастую добры, вдумчивы, сосредоточены и, когда их окружение приятно и вызывает доверие, могут быть очень интересными собеседниками.

Оцените публикацию

Вконтакт

Сьюзан Кейн

Как бы мне ни хотелось, чтобы школы и учителя пересмотрели свой подход к оценке внутриклассных дискуссий, я все же считаю, что ты получишь немало плюсов, если постараешься стать активнее и научишься озвучивать собственные мысли, а не хранить их в себе. Твои идеи заслуживают того, чтобы о них узнали и оценили их!

Исследователи выяснили, что в типичной групповой среде вклад интровертов со временем начинают ценить все больше. Окружающие понимают, что хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное, если уж решаются заговорить.

А раз ты не любишь принимать участие в дискуссиях, постарайся разобраться, почему тебе это так неприятно. Если ты поймешь причину страха, тебе будет проще выработать стратегию его преодоления. Постепенно ты научишься излагать свои мысли так, как нравится и удобно тебе.

Почему нам иногда кажется противоестественным «подавать голос»? Вот несколько распространенных причин:

Кое-что из перечисленного связано с боязнью неловких ситуаций: ты боишься сделать что-то не то и опозориться при всех. Этого страха стыдиться не нужно. Большинство людей время от времени переживают его, просто у некоторых он особенно силен.

Когда страх завладевает тобой, имей в виду: ты не один такой. Старайся преодолевать страх постепенно, маленькими шажками, например поднимай руку, если точно знаешь ответ на вопрос.

Чем чаще ты будешь так поступать, тем больше у тебя появится маленьких побед над собой. И со временем тебе станет намного легче в школе (даже если сейчас ты считаешь, что это невозможно). Если ты ежедневно испытываешь страх в присутствии большого количества людей и он мешает тебе делать то, что нравится, советую обратиться к психологу или консультанту.

Однако, чем чаще ты будешь высказываться вслух, тем отчетливее начнешь понимать, что всегда давать правильный или «идеальный» ответ и оправдывать ожидания окружающих совсем не обязательно. Некоторые причины, перечисленные выше, связаны именно со стремлением к совершенству, от которого страдают многие интроверты. Это палка о двух концах: с одной стороны, оно обеспечивает высокое качество твоей работы, а с другой - может помешать тебе высказываться публично, потому что далеко не всё, что мы говорим или делаем, идеально.

Нежелание подавать голос не всегда связано со страхом, беспокойством или перфекционизмом. Нередко интроверты попросту не хотят болтать попусту (и многие, с кем я говорила, хотели бы, чтобы все люди следовали этому правилу!). В отличие от «думающих вслух» экстравертов мы, интроверты, предпочитаем сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Наше умение глубоко сосредоточиться на той или иной теме - настоящий дар. Но когда учитель неожиданно вызывает нас, мы буквально застываем, ведь нам некогда было подготовиться! Часто мы, интроверты, уделяем так много внимания содержанию и ясности наших ответов, что предпочитаем помалкивать, а не брякать что ни попадя. Иногда к тому времени, когда мы мысленно сформулируем нужный ответ, дискуссия уже заканчивается.

Подростки, которых я опрашивала, работая над книгой, придумывали самые разные стратегии, позволяющие им быть услышанными. Многие признавались, что чем чаще они участвуют в дискуссиях, тем проще им становится учиться.

Самое главное - создать комфортные условия для участия в обсуждении. Порой достаточно просто занять правильное место. Один из учеников, с которым мы говорили, всегда старался сесть в первом ряду. Таким образом, отвечая, он не видел лиц одноклассников и не испытывал сильного напряжения, обычно возникавшего под их взглядами.

Еще один мальчик признался, что ему нравится сидеть с друзьями, - они помогают ему поддерживать положительный настрой. Другие ребята научились во время ответа сосредотачиваться на ком-то из дружелюбно настроенных одноклассников и обращаться к ним (а не к тем, кто кажется равнодушным и высокомерным).

А кому-то помогают мысли о том, что другие люди тоже нервничают! Например, шестнадцатилетняя Лола из Квинса, штат Нью-Йорк, заметила, что ее одноклассники настолько поглощены тем, какое впечатление производят на окружающих, что им нет дела до ее волнений.

Правда в том, что любой человек чувствует себя уязвимым, когда делится с кем-либо своими мыслями. Даже люди, которые кажутся уверенными в себе, переживают, правильно ли они ответили. Так что проблемы у всех одинаковые.

Некоторым отвечать в классе проще, чем общаться со сверстниками на повседневные темы. Генри из Торонто учится в шестом классе. На уроке у него есть возможность высказаться, не участвуя в диалоге. Он отвечает, а потом учитель вызывает следующего, и мальчику не приходится стараться поддерживать разговор, как обычно бывает в дружеском общении.

Грейс, с которой мы познакомились в начале главы, научилась отвечать не сразу, а через некоторое время, когда «созреет». Такая стратегия оказалась эффективной. Но можно поступить и наоборот - подготовиться заранее и ответить первым. Когда я училась в Гарвардской школе права, мне помогало именно это.

В январе 2013 года я выступала с лекцией о книге «Интроверты» на одном мероприятии в Вашингтоне. Когда пришло время отвечать на вопросы, на сцену поднялась моя подруга Энджи. Мы с ней познакомились во время учебы в школе права и недавно снова начали общаться. Энджи заявила, что в колледже даже не подозревала, что я интроверт.

Все удивились, включая меня. Но Энджи заметила, что на занятиях я всегда первой тянула руку. Разве интроверты так поступают?

Я понимала ее растерянность. В Гарвардской школе права занятия проходят в больших аудиториях, спроектированных по типу амфитеатра, а педагоги придерживаются сократического метода в преподавании. Профессор вызывает студентов в случайном порядке, и когда тебя вызовут, ты не можешь уклониться от ответа. Это очень страшно, но, раз ты записался на курс, значит, должен отвечать.

Правила я знала, но очень не хотела, чтобы меня вызывали неожиданно. Поэтому накануне каждого занятия я готовилась по нескольким темам - в зависимости от того, что мы изучали в тот или иной момент. Потом, набравшись смелости, тянула руку первой и отвечала как можно раньше, не дожидаясь, пока дискуссия перейдет в незнакомую мне область. В результате вероятность того, что профессор вызовет меня ближе к концу занятия, а я не буду готова, становилась гораздо меньше. Я знала, что последними спрашивают тех, кто еще не отвечал.

У этой стратегии оказалось еще одно неплохое преимущество, подтвержденное социальными психологами: оказывается, мысли людей, высказывающихся первыми в группе, как правило, наиболее весомы. И действительно, в ходе обсуждения профессора не раз возвращались к моим ответам, отчего я (совершенно неожиданно) начинала ощущать себя увереннее.

Естественно, не мне одной пришла в голову эта уловка. Когда Дэвис учился в средней школе, он и помыслить не мог о том, чтобы выступить перед всем классом. И однажды получил первую в жизни четверку. Учитель английского объяснил, что участие в классных обсуждениях тоже влияет на оценку, и, поскольку Дэвис никогда не поднимает руку, он не может поставить ему пять, как бы хорошо тот ни сдал письменный экзамен.

«Выбор был не из легких, - вспоминает Дэвис. - Получай четверку или тяни руку». Дэвис гордился отличными оценками и не хотел соглашаться на более низкий балл, поэтому заставлял себя поднимать руку и читать вслух. «Поначалу было очень страшно. Я боялся запнуться, боялся, что язык начнет заплетаться. Лоб покрывался испариной. Но я все равно тянул руку», - говорит он. Решившись на такой смелый шаг, Дэвис преодолел страх и оставил его далеко позади, о чем я подробнее расскажу дальше.

Среди читающих мою книгу наверняка есть те, кому кажется, что страх перед выступлениями в классе преодолеть невозможно. Но все далеко не так! Ты сможешь победить его и поймешь, что это гораздо легче, чем кажется. Генри говорит, что со временем ему стало настолько просто отвечать в классе, что он даже полюбил, когда его вызывают к доске!

Поверь, ты сможешь сделать то же самое.

Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Многие люди испытывают то же самое, но это не значит, что нужно постоянно молчать. Если у тебя не было времени прочесть предыдущую главу, вот несколько советов, которые тебе помогут.

Отвечай первым. Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.

Определи, когда и с чего лучше начать . Когда тебе комфортнее всего вступать в дискуссию? Разработай стратегию и присоединяйся к обсуждению, когда тебе легче сделать это. Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.

Пользуйся конспектами. Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.

Общайся с учителем. Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.

Наблюдай за одноклассниками. Отмечай, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются, и их ошибки можно понять и простить! Поняв это, ты станешь спокойнее относиться и к собственным промахам. Поймешь, что, если ответишь неправильно или твой голос немного задрожит, ничего страшного не случится. «Если ты ответишь неправильно, учитель просто спросит кого-то еще», - замечает одна весьма проницательная девушка по имени Энни.

Найди мотивацию. Лучший способ выжить в школе - увлечься чем-то. Это не значит, что все застенчивые и тихие ребята должны стать лидерами среди сверстников и баллотироваться в президенты класса - ничего подобного! Подумай о том, что важно именно для тебя. Если тема обсуждения тебе небезразлична, ты сможешь высказываться по ней свободно.