Создать доверительные отношения с малышом 6 месяцев. Пойми меня! Или как наладить доверительные отношения в приемной семье

Добрый день, мамы и папы. Отношения родителей и детей – это достаточно емкая тема, которая во все времена была, есть и будет актуальной. Каждый нормальный родитель мечтает о том, чтобы дочь или сын доверяли ему, стремиться быть ему близким другом, дать всю любовь и уберечь от всех проблем и невзгод.

Очень важно с первых дней жизни младенца, работать на построение между вами. Ведь основа вашей заботы – это любовь и доверительные отношения с детьми.

Как построить доверие между детками и родителями, как стать теми, с кем они будут делить все свои секреты и сокровенные тайны? Давайте поговорим на эту тему.

Этот вопрос можно было бы назвать риторическим, но тем не менее, многим родителям полезно было бы узнать, насколько полезно быть другом своему малышу, а не авторитарным диктатором, для которого дисциплина важнее всего на свете.

  • Вы сможете сохранить контакт с ребенком и достигать взаимопонимания даже в самые кризисные периоды, когда он будет взрослеть.
  • Вам будет проще понимать своего малыша, а ему понимать вас.
  • Вам будет гораздо проще внедрять правила для общения с сыном или дочкой, если вы построите доверие. Если чадо доверяет вам, значит вы для него являетесь авторитетом, а авторитетов слушают и им подражают.
  • Доверие в отношениях с детьми, гарантирует вам спокойствие в тот период, когда им необходимо будет предоставлять больше свободы и самостоятельности.
  • Если чадо вам доверяет, вы будете первым человеком, с которым он будет делиться всеми своими горестями и радостями.
  • Доверительные отношения с ребенком помогут вам воспитывать его, не прилагая титанических усилий и без негативных эмоций.

Отношения с сыновьями и дочерьми – это достаточно сложная сфера жизни родителей. С каждым годом кроха растет и становится другим, а задача родителей, постоянно подстраиваться под эти перемены, и более того – направлять их в нужное русло.

Отношения с малышами должны быть построены на любви, безусловном принятии и доверии. Вот важные правила построения доверительных отношений с ребенком.


Чтобы понимать, как установить доверительные отношения с детьми, важно понимать, что может помешать этому. Очень важно научиться строить доверие в отношениях со своими ребятами, но еще важнее, сохранить его и поддерживать.

Есть ряд распространенных родительских ошибок, которые просто уничтожают доверительные отношения между детьми и родителями. Иногда, после таких действий, на восстановление доверия дошкольников и школьников, могут уйти годы, а это практически все их детство.

Давайте рассмотрим, какие могут привести к разрушению доверительных отношений, чтобы не совершать их.

  • Ошибка, которая способна не только разрушить ваши доверительные отношения с детьми, но еще и развить у них комплекс неполноценности – это сравнивать их с другими, и ставить их сверстников им в пример.
  • Научитесь не раздражаться на своего несмышленыша – вы ведь тоже не всему сразу научились в детстве. Поэтому, нетерпение и раздражение по поводу того, что у маленького человека что-то не получается, может просто закрыть его от вас.
  • Всегда объясняйте свои запреты, а также отвечайте на все «почему» вашего несмышленыша. Во-первых, так вам будет проще построить доверие, ведь кроха будет понимать, что все что вы говорите – обосновано, а во-вторых – так будет проще добиться исполнения установленных правил. Ведь и у вас возникли бы проблемы, если бы вам сказали выполнять что-то что вам непонятно, и в чем вы вообще не видите смысла.
  • Никогда не смейтесь над страхами и чувствами своего малыша. Даже если вам кажется, что это очень весело, ни в коем случае. Так вы не только закроете сына или дочку и лишитесь его доверия, но еще и привьете ему ряд психологических проблем и .
  • Не отталкивайте своего недотепу, даже тогда, когда вам кажется, что он беспокоит вас по пустякам. Все, с чем сталкивается маленький человек, происходит с ним впервые, поэтому для него имеет архиважное значение.
  • Невнимание со стороны родителей, разрушает доверительные отношения с детьми. Не пропускайте мимо ушей слова вашего ребенка. Если он хочет поговорить с вами – сядьте и выслушайте, а не поддакивайте, занимаясь своим делом и не вникая абсолютно в суть излагаемого.
  • Всегда оставайтесь искренними по отношению к своему сыну или дочке, признавайте свои ошибки и не пытайтесь идеализировать себя. И , и школьники примут вас такими, какие вы есть, а если вы будете пытаться скрывать от них свои ошибки, во-первых, ничего не получится, а во-вторых – вы потеряете их доверие.

Очень важно любить деток и всячески проявлять это. Доверие в отношениях с подрастающим поколением – это отличный инструмент для воспитания успешной личности.

Доверять родителям – значит полностью раскрывать перед мамой и папой свою душу и быть уверенным, что любой поступок или действие будет если не одобрено, то поддержано ими. Часто родители жалуются на то, что ребенок ведет себя скрытно, замкнуто. Как наладить доверительные отношения родителей и детей? Предлагаю несколько советов.

Доверие – исходное отношение ребенка к миру. Но детское доверие часто наталкивается на обман, непонимание и насмешку. Постепенно ребенок учится закрываться от окружающих, прятать свои чувства, скептически относиться к тому, что ему говорят. При этом кроха начинает понимать: одни люди заслуживают доверия, а другие нет. «Одинокий волк», не имеющий родственной души, которой можно «исповедаться» в своих поступках, ощущает себя глубоко несчастным. В этом заключается основа психологии детей.

Для того, чтобы ребенок имел возможность открыто высказывать свои чувства, необходимо дать ему уверенность в том, что он будет понят. Если родители не слишком внимательно относятся к чувствам ребенка, не спешат стать ему другом, чувства малыша «прячутся» и, таким образом, накапливаются, вытесняясь из сознания. Со временем «отдаленность» родителей может вылиться в различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию, агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.

Вся жизнь человека в социуме строится вокруг коммуникаций. Именно поэтому так важно с детства учить ребенка строить дружеские отношения, общаться. Взаимоотношения с родителями и близкими родственниками в данном случае будут лучшим прототипом «взрослых» коммуникативных и доверительных отношений с людьми.

Как родителям наладить доверительные отношения с детьми

1. Отношения родителей и детей должны быть максимально открытыми: выражайте свои чувства прямо и всегда будьте готовы к диалогу с ребенком. Чтобы выразить свое чувство, нужно, прежде всего, его осознать. Задайте себе вопрос: что я сейчас ощущаю? Ответив мысленно на этот вопрос, сообщите о нем ребенку так называемым «я-высказыванием»: я чувствую, что начинаю раздражаться, злиться, тревожиться, беспокоиться, или я очень рада, мне приятно, радостно, весело и т. д. Важно выражать все чувства, независимо от их окраски – как позитивные, так и негативные. Обычно родителям требуется время, чтобы научиться использовать «я-высказывания». Если использовать данный метод регулярно, очень скоро между родителями и ребенком исчезнет напряженность, элементы противостояния и враждебности, увеличится взаимное доверие друг к другу. Если родители скрывают свои истинные чувства и желания от ребенка, то он не сможет научиться разбираться в своих эмоциях.

2. Психология детей говорит о необходимости постоянного, но завуалированного внушения определенных поведенческих образов. Поощряйте ребенка на выражение чувств: важно, чтобы малыш научился выражать их не агрессивно (с истериками, криками и хлопаньем дверью, разбрасыванием вещей), а спокойно, с помощью слов.

Мальчикам, например, часто говорят: мужчины не плачут. Большинство психологов не рекомендуют употреблять этот воспитательный шаблон в отношении ребенка, ведь слезы – это способ снять эмоциональное напряжение. Благодаря слезам детям удается выбросить энергетический сгусток чувств, переполняющий душу. «Запирать» чувства внутри вредно для психики малыша. Постепенно учите ребенка проговаривать свои ощущения, вместо «выплакивания». Во-первых, мы отражаем факт: « Я вижу, что ты плачешь». Во-вторых, спрашиваем: «Почему/что ты чувствуешь, объясни словами, пожалуйста. Тебе так станет легче, и я наверняка смогу тебе помочь».

3. Решайте свои психологические проблемы, не делая ребенка их «заложником». Иногда не получается установить тесную эмоциональную связь с ребенком, причиной этому может быть незрелость чувств и характера, неуравновешенность взрослого. Такая ситуация свойственна тем родителям, у которых в детстве не было доверительных отношений с собственными родителями. В этом случае взрослым лучше обратиться за помощью к психологу, чтобы тот профессионально помог найти основную преграду детско-родительскому доверию.

4. Какую бы информацию ребенок вам ни «принес», постарайтесь сразу не оценивать, не спешите критиковать его оплошности и ошибки. Пусть он знает, что вам можно рассказать все и всегда, что вы надежный друг, который и пожалеет, и поддержит, и подскажет.

Эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное. Ребенок должен не только иметь хорошую память и уметь говорить, читать, но и понимать чувства других людей, уметь налаживать с ними отношения, сопереживать. Доверие в отношениях с близкими людьми поможет малышу развить эти нужные навыки, а родители всегда будут в курсе происходящих событий в жизни ребенка, которые имеют для него важное значение.

Эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное. Ребенок должен не только иметь хорошую память и уметь говорить, читать, но и понимать чувства других людей, уметь налаживать с ними отношения, сопереживать. Доверие в отношениях с близкими людьми поможет малышу развить эти нужные навыки, а родители всегда будут в курсе происходящих событий в жизни ребенка, которые имеют для него важное значение.

Если родители не слишком внимательно относятся к чувствам ребенка, не спешат стать ему другом, чувства малыша «прячутся» и, таким образом, накапливаются, вытесняясь из сознания. Со временем «отдаленность» родителей может вылиться в различные психоэмоциональные отклонения у детей: фобии, депрессию, агрессию, тревожность, застенчивость, плаксивость, и т.д.

Как наладить доверительные отношения родителей и детей? Предлагаем несколько рекомендаций.

1. Отношения родителей и детей должны быть максимально открытыми: выражайте свои чувства прямо и всегда будьте готовы к диалогу с ребенком. Чтобы выразить свое чувство, нужно, прежде всего, его осознать. Задайте себе вопрос: что я сейчас ощущаю? Ответив мысленно на этот вопрос, сообщите о нем ребенку так называемым «я-высказыванием»: я чувствую, что начинаю раздражаться, злиться, тревожиться, беспокоиться, или я очень рада, мне приятно, радостно, весело и т. д. Важно выражать все чувства, независимо от их окраски - как позитивные, так и негативные. Если родители скрывают свои истинные чувства и желания от ребенка, то он не сможет научиться разбираться в своих эмоциях.

2. Поощряйте ребенка на выражение чувств: важно, чтобы ребёнок научился выражать их не агрессивно (с истериками, разбрасыванием вещей), а спокойно, с помощью слов. Мальчикам, например, часто говорят: мужчины не плачут. Психологи не рекомендуют употреблять этот воспитательный шаблон в отношении ребенка. Благодаря слезам детям удается выбросить энергетический сгусток чувств, переполняющий душу. Постепенно учите ребенка проговаривать свои ощущения, вместо «выплакивания». Во-первых, мы отражаем факт: «Я вижу, что ты плачешь». Во-вторых, спрашиваем: «Почему? Что ты чувствуешь, объясни словами, пожалуйста. Тебе так станет легче, и я наверняка смогу тебе помочь».

3. Решайте свои психологические проблемы, не делая ребенка их «заложником». Иногда не получается установить тесную эмоциональную связь с ребенком. Причиной этому может быть незрелость чувств и характера, неуравновешенность взрослого. Такая ситуация свойственна тем родителям, у которых в детстве не было доверительных отношений с собственными родителями. В этом случае взрослым лучше обратиться за помощью к психологу, чтобы тот профессионально помог найти основную преграду детско-родительскому доверию.

4. Какую бы информацию ребенок вам ни «принес», постарайтесь сразу не оценивать, не спешите критиковать его оплошности и ошибки. Пусть он знает, что вам можно рассказать все и всегда, что вы надежный друг, который и пожалеет, и поддержит, и подскажет.

Доверие - исходное отношение ребенка к миру. Доверять родителям - значит не бояться раскрывать перед мамой и папой свою душу и быть уверенным, что любой поступок или действие будет если не одобрено, то поддержано ими.

Литература

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Изд. Скрипторий, 2002.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Психология общения в детском возрасте». СПб.: Питер, 2008.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком - как?» М., 1997.

- Хочешь, я тебе что-то покажу? Только ты никому не говори. Это тайна.
- Давай.
-Cмотри!
- Детские ручонки заботливо счищают слой земли в месте известном только Создательнице Секретика, и глазам Лучшей Подруги предстает сокровище из блестящего фантика, красивого камушка и пера какой-то птички. Все это великолепие прикрыто ослепительно сверкающим на солнце стеклышком. Лучшая Подруга застывает в немом восхищении. Очень хочется потрогать этакую красоту, и как хочется, чтобы она стала твоей. Но нет, нельзя, это чужое. Секретик благоговейно закапывается, а Лучшая Подруга становится хранительницей ТАЙНЫ
.

*
- Мам, хочешь, я расскажу тебе тайну?
- Тайну? Тайну, наверное, рассказывать нельзя.
- Тебе можно, только ты никому-никому, - и, прижав губы к материнскому уху, малыш выпаливает свои, как правило, немудрящие секреты.

Первые секреты и тайны появляются у детей где-то в возрасте 4-5 лет. Обычно они довольно безобидны. Дети с удовольствием делятся ими с родителями, лучшими друзьями или теми взрослыми, к кому испытывают симпатию.

Появление секретов говорит об усложнении внутреннего мира растущего человека. Если раньше малыш был весь как на ладони, то теперь у него появляются какие-то переживания, знания, вещи, которые ему хочется защитить или о которых трудно рассказать.

Если дошкольник с трудом удерживается, от того чтобы не высказать все свои секреты, то младший школьник уже обычно понимает, что секрет на то и секрет, что его надо хранить при себе. Не важно свой он или чужой. А подростки, пытающиеся понять, кто же они такие, чего стоят и отделиться от родителей, не только убеждены, что секреты надо хранить, но и ревностно отстаивают свое право это делать.

Взрослым же частенько хочется знать о своем ребенке как можно больше. Секреты и тайны нас пугают: "А вдруг там что-нибудь страшное, вредное, опасное? ! А я не знаю, и, значит, не могу защитить".

Но что же делать? С одной стороны, важно уважать право ребенка на личную жизнь, иначе он никогда не научится отстаивать свои границы, с другой, хочется быть уверенными, что те секреты, которые хранит ребенок неопасны.

Я думаю, что ключевое слово здесь "неопасны". Нам не нужно знать всё-всё про личную жизнь ребенка, иначе, боюсь, этой личной жизни ни у него, ни у нас попросту не будет.
Иногда родителям кажется, что нужно владеть какими-то особенно хитрыми способами разговора с ребенком, специальными психологическими техниками или держать жизнь ребенка под неусыпным контролем, чтобы в случае чего не оказаться последним, кто узнает что-то важное.

К счастью или к сожалению, все одновременно проще и сложнее.

Для того чтобы вы могли быть уверены, что ребенок в случае какой-то беды придет именно к вам, вам нужны доверительные отношения с ним.

Доверительные отношения - это не когда вы все знаете о ребенке. Доверительные отношения - это, когда ребенок уверен, чтобы он вам ни сказал и ни сделал, вы не перестанете его любить и уважать. Вы можете быть рассержены, удивлены, озадачены, расстроены, испуганы, разочарованы, но вы все равно будете его любить и придете на помощь, если нужно.

Для ребенка важнее то, что вы делаете, чем то, что вы говорите. Сколько бы вы не произносили прочувствованных фраз о том, как вам важно его доверие, ребенок лучше запомнит то, что, собственно, было, когда он рассказал вам какой-то неприятный секрет. Справился взрослый со своими переживаниями? Смог помочь ребенку справиться с теми переживаниями, которые мучают его? Помог разобраться в ситуации? Защитил? Или добавил своей реакцией негативных эмоций? Защитил от какой-то неприятности, но зато заставил себя почувствовать полным ничтожеством?
Конечно, взрослые тоже люди. Мы можем сильно испугаться услышанного, рассердиться или полностью растеряться и почувствовать себя беспомощными. Это нормально при условии, что мы можем распознать и назвать свои переживания. "Знаешь, все это здорово неприятно, и я пока никак не пойму что делать, мне надо подумать или давай подумаем вместе, " - гораздо лучше, чем "Ты вообще соображал, что делаешь. Я, конечно, пойду и разберусь, но ты у меня... "

Помимо выстраивания доверительных отношений, что является основой основ, важны еще несколько вещей.

  1. Старайтесь не пугаться переживаний ребенка. Если родитель регулярно впадает в панику или же хватается за сердце, ребенок 10 раз подумает, прежде чем что-то рассказать. Большинству детей совсем не хочется "убивать" своих взрослых.
  2. Не запрещайте ребенку чувствовать и выражать свои чувства в корректной форме. "Ты что злиться на меня вздумал! " или "Нечего из-за всякой ерунды так переживать" - лучший способ дать ребенку понять, что чем вы меньше знаете, тем лучше.
  3. Стыд - одна из самых трудных для проживания человеческих эмоций. Если вы понимаете, что ребенку уже стыдно за свои слова или поступок, посочувствуйте, расскажите, как сами были в сходной ситуации. Он запомнит, что с вами можно делиться даже постыдным. Вы поможете пережить стыд и справиться с ситуацией.
  4. Начинайте первым говорить о сложных темах. Все, что не расскажите вы сами, расскажут ребенку другие люди. Не факт, что их взгляды, например, на секс, алкоголь, наркотики совпадут с вами.
  5. Чутко относитесь к состоянию ребенка, отмечайте изменения в его поведении. Если ребенок ведет себя необычно, стал более возбужденным, агрессивным или подавленным, имеет смысл сказать, что вы это заметили и попросить поделиться тем, что с ним происходит.
  6. Уже начиная с дошкольного возраста, можно говорить с ребенком о том, что секреты бывают приятные и неприятные или безопасные и опасные. Приятные (безопасные) секреты делают тебя радостнее и счастливее, их хочется хранить, как хранят сокровище. Неприятные (опасные) заставляют тебя чувствовать себя плохим, странным, неправильным, от них бывает грустно, страшно или стыдно. Их хочется хранить, только потому что думаешь, что если расскажешь, с тобой не захотят общаться, или будет очень стыдно, или случится какая-то беда. Такие секреты надо обязательно рассказывать родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь. Никто ни сверстники, ни взрослые, ни даже члены семьи не имеет право требовать от тебя хранить неприятные (опасные секреты). Чтобы там ни было, расскажи мне. Я сумею тебя понять и прийти на помощь.
  7. Родителям подростков важно заботиться о том, чтобы у ребенка были доверенные взрослые за пределами семейного круга. Безусловно, вы должны их знать и быть уверены, что они не принесут вашему ребенку вреда. Подростки проще говорят о своих секретах с посторонними доверенными взрослыми, чем с родителями.