Постельное белье. История постельного белья: становление

Мы редко задумываемся об истории возникновения белья. Однако привычные нам постельные принадлежности вошли в обиход не так уж давно. Давайте проследим за периодами их развития.

I период – Древний мир

Наши далекие предки были людьми неприхотливыми, но даже они укладываясь спать, предварительно расстилали звериную шкуру. Наверно, такое белье оставляло желать лучшего, поэтому чуть позже на смену шкурам пришли многослойные подстилки из прессованной травы.

Уже к VI в. до н. э. люди научились получать волокна изо льна и изготавливать льняные ткани. По найденным на раскопках останкам историки установили, что в период с VIII до IV в. до н. э. люди спали на матрасах, набитых заячьей шерстью или сухой травой.

Предполагается, что ложе – некое подобие современной кровати – появилось сначала в Древнем Египте, а затем в Древнем Риме. Оно застилалось тканями и было доступно только самым знатным гражданам.

II период – Средние века

Первые постельные принадлежности слабо напоминали современное белье. Только в XV веке итальянцы – родоначальники привычных нам постельных принадлежностей – научились отбеливать ткани и белье стали украшать вышивками и кружевом. В то время нельзя было простынь купить , она изготавливалась на заказ и стоила очень дорого. Богатые вельможи заказывали белошвейкам белье с вышивкой фамильного герба.

В VII-XVIII вв. появилось цветное белье. Законодательницей мод по изготовлению постельных принадлежностей в Европе считалась Голландия. А в России моду на украшенное белье ввел реформатор Петр I. С этого времени молодые девушки из богатого сословия старалась перещеголять подруг и собственноручно нашить и украсить более дюжины постельных комплектов в приданое. Один комплект состоял из 3 простыней и 6 наволочек разного размера. Особым шиком считалось украсить нижний край кровати расшитым подзором.

Общедоступным постельное белье становится с середины XIX века.

III период – современные дни

В последнее столетие пошив постельного белья кардинально изменился. Если раньше можно было купить простынь исключительно из шелка, сатина и льна, то сейчас перечень бельевых тканей содержит более десятка наименований. За счет добавления искусственных волокон улучшилось качество материала:

Увеличилась прочность, износостойкость натурального материала.

Рисунок сохраняется долгое время.

Белье меньше мнется и легко разглаживается.

После Второй мировой войны пододеяльник стали выпускать в форме конверта. До этого времени он представлял собой простынь, приметанную или пристегнутую к одеялу.

Сочные, яркие расцветки пришли на смену однотонному белью и тканям с минималистическим рисунком. Сейчас продавцы специализированных магазинов предлагают белье на любой вкус и различный уровень достатка. Главное условие – приобрести белье от добросовестного производителя, который соблюдает технологию и использует качественные ткани.

Обсуждение статьи

О.БУЛАНОВА

На заре человечества люди не знали не только постельного белья, но и самой кровати – ее заменяло ложе из сухих листьев и мхов. Позже, с развитием цивилизации в примитивных жилищах появились примитивные матрацы, набитые сеном или шерстью животных. Оболочка для матраца делалась из домотканого холста, а одеялом служила шкура животного.

Постель служила годами, пока не изнашивался матрац или не вытиралась шкура -“одеяло”. Подушек, кстати, человечество долгое время не знало вообще, используя вместо них или собственный локоть, или охапку тех же шкур. И ни о каком постельном белье речи просто не шло, хотя без него постель представляла собой буквально заповедник для микробов.

Первые свидетельства о постельном белье из ткани нашлись в древнеримских летописях. Белье было или из местного шелка, или из египетского льна, весьма качественное и очень красивое. Более того, если для обычной постели узоры на простынях были из роз и персиков, то для постели любовников на белье красовались сатиры.

С закатом древней цивилизации и приходом варваров человечество опять на несколько столетий забыло о такой необходимой с точки зрения гигиены вещи. В средневековой Европе постельного белья не было где-то до XV в. Церковники запрещали не только использовать постельное белье (о котором, они, конечно, читали в летописях, хранящихся в монастырских библиотеках), но даже и мыться. Чистота есть грех! – говорили они. В Средние века белье заменяли шкуры редких животных. Стоили они очень дорого и, как правило, были результатом борьбы за сердце прекрасной дамы.

С XV в. мы находим упоминание о белье в некоторых богатых замках Италии. Почему богатых? Потому что менее обеспеченные такую роскошь себе позволить не могли. А Италия так же, как и ранее Римская империя, снова потихонечку ввела моду на постельное белье, а с ним и на скатерти, полотенца и салфетки. В эпоху Высокого Возрождения эти предметы обихода имели большое значение и ценились очень высоко.

Самым лучшим для изготовления белья считалось голландское полотно, а самыми лучшими мастерами – голландцы. Каждая вещь была уникальной и штучной: на ней мастер вышивал не только вензель заказчика или его герб, но и свое имя, и название местности, где жил и работал. Были даже простыни, на которых выткано стихотворение, посвященное тому событию, в честь которого заказывалось белье.

Именно по этой причине вплоть до XVIII в. комплекты белья считались роскошью, и лишь к концу XVIII – началу XIX в. стали доступны среднему классу. Было, как говорится, неписанное правило – белья должно быть много. Белье в то время (и так повелось и в течение долгих последующих веков) заказывалось дюжинами к важным событиям типа рождения ребенка или свадьбы.

Вплоть до XIX в. белье (включая скатерти, полотенца и салфетки) было исключительно белым, отделано кружевами или белой вышивкой. И по этой причине тоже (а не только из-за штучности и эксклюзивности) оно было предметом роскоши – бедный человек не мог позволить себе часто менять быстро пачкающееся белое белье. Количество и качество постельного белья долгое время являлось показателем положения семьи в обществе.

Считается, что в деле популярности постельного белья большую роль сыграла мадам де Помпадур. Сия дама вообще была большим ценителем новшеств и вводила их в моду, не покладая рук. В этом же XVIII в. входит в моду постельное и столовое белье, украшенное “дрезденским” кружевом – ажурной, изысканной белой вышивкой. Стиль получает название от эпохи – “рококо”. Белье становится все более изысканным и все более дорогим.

А что же простые люди? Они тоже уже привыкли застилать постель тканью, однако их белье было цветным, с многочисленными швами и, понятное дело, без кружев и вышивки. Однако в деревнях белья не было вообще. Более того, у крестьян не было даже подушки, которая прижилась к этому времени во всей Европе, не говоря уже о Востоке или Кавказе, где подушка – своеобразный фетиш.

Постельное белье, украшенное кружевами и вышивкой, стало входить в приданое, и чем его было больше, тем лучше. Эта мода перекочевала с правлением Петра I из Европы в Российскую империю, а оттуда и в Азербайджан. Чем больше было белья, тем состоятельнее считалась невеста, и тем престижнее было взять такую замуж. Для приданого делалось не просто белье, а так называемые свадебные комплекты, украшенные вензелями, кружевом, фестонами… В то время в свадебный комплект входили четыре наволочки и две простыни – нижняя и верхняя.

Материалом для свадебного гарнитура традиционно служил лен, тонкое “голландское” полотно, в особо богатых домах – шелк. В советское время этот обычай был практически утерян, лишь в некоторых семьях “из бывших” он еще держался. В Европе же он никогда не исчезал.

А почему не упомянут пододеяльник? И их вообще не было, вместо них использовалась простынь, которую пришивали к одеялу. Это относится не только к российской или аристократической азербайджанской постели, а вообще к европейской. Пододеяльник – изобретение новое, он появился лишь после Второй мировой войны. (После войны, кстати, из постельной моды ушло большое количество подушек, и, соответственно, наволочек, количество постельного белья стало минимальным, каждому – по одной наволочке, простыне и пододеяльнику).

Для улучшения внешнего вида белье у представителей среднего и низшего класса обязательно крахмалили – ведь очень часто вместо льна использовался хлопок, а это не такой глянцевый и прочный материал, как лен, а богатого вида белья хотелось всем. Этот обычай процветал в СССР, хотя в Европе его вовсе не было.

Существовала мода и метод застилки кровати. Обязательно должно было быть три простыни; первой из грубого холста укрывался волосяной или шерстяной матрац, на который клалась пуховая перина, потом шла простыня из более тонкого холста, потом льняная с вышивкой. Это было очень грамотно: ведь чем больше слоев ткани, тем теплее зимой и прохладнее летом, тут играет роль воздушная прослойка. Да и гигроскопичность у трех слоев гораздо выше, чем у одного. Понятное дело, таких заумных слов в то время не знали, но действовали на уровне интуиции и опыта предков. А лен, кстати, самая лучшая по показателям гигроскопичности ткань.

Подушки выстраивали горкой поверх покрывала, которое тоже богато украшалось; подушек было много, не меньше трех штук, идеально – шесть, и все разного размера. Подушки покрывались кружевной накидкой. По боку кровати обязательно шел кружевной или богато вышитый подзор. Он пришивался, как правило, к верхней простыне и обязательно должен был выглядывать из-под покрывала. И пришивался лишь с одного боку – потому что кровати стояли исключительно боком к стене.

Самое красивое белье в роду береглось, передавалось по наследству, им хвастались знакомым и родственникам, понимавшим толк в рукоделии. Женщина, которая не имела много постельного и столового белья, считалась плохой хозяйкой, вообще эта сторона жизни – и столовое, и постельное, и нательное белье – считалась одной из самых важных, белья должно было хватать на все случаи жизни: на свадьбы, крестины, приезды гостей, которые жили в домах месяцами.

В Европе в XIX в. были очень популярны различные издания и книги, посвященные домоводству, одна из самых известных таких книг – труд англичанина Томаса Хопа “Убранство жилого дома”, выпущенная в 1807 г. Эта книга стала настольной у женщин не только в Англии, но и Франции, Австрии, Швейцарии, России.

К ХХ в., с его развитием промышленности и увеличением населения, постельное белье с ручной вышивкой стало уделом немногих. Красивого постельного белья стало не хватать, потому что люди не желали спать на обыкновенной “голой” простыне. Такие “голые” простыни и пододеяльники безо всякого украшения вошли в обиход только в советское время. В это время с бельем вообще было плохо.

Увеличению количества красивого белья помогло развитие текстильных технологий, в частности, изобретение машинной вышивки. Стоимость белья значительно снизилась, количество, соответственно, увеличилось. А дальше… Дальше все пошло семимильными шагами. Был нарушен стереотип столетий, что белье должно быть только белым. Появилось сначала белье пастельных тонов, а потом и цветное – где-то к 1960-м гг., вариант белого аристократического белья т.е. классический немного отходит назад.

Пока еще цветной рисунок идет на белом фоне, но и это было уже смелым. Лишь к концу ХХ в. появляется белье, цветное на всей своей “протяженности”. Поначалу этого примитивного, но страшно модного цветного белья в СССР не было и в помине. Жалкие потуги советской промышленности были способны лишь на мелкий ромб и цветочек.

Менялся покрой пододеяльника и наволочек. В разных странах придумывали что-то новое, что-то свое. Особо отличилась Америка, в которой удобство и новизна всегда ценились выше традиций. Только там могло прийти в голову придумать простынь на резинке и одноразовое белье из нетканых материалов. Первое прижилось, особенно в отельном бизнесе и в качестве нижней простыни-наматрасника, а вот второго мир не принял. Если только в поездах в некоторых странах.

В 1990-е года в республиках бывшего СССР из-за всеобщей нехватки появились не только конфеты из сои, но и белье из синтетики. Оно было дешевым и ярким, как раз таким, какое было необходимо истосковавшемуся по дефициту бывшему советскому человеку.

Версия 81647874 страницы «Постельное бельё» не существует.

Напишите отзыв о статье "Постельное бельё"

Отрывок, характеризующий Постельное бельё

Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…
Всё время, что он был на батарее у орудия, он, как это часто бывает, не переставая, слышал звуки голосов офицеров, говоривших в балагане, но не понимал ни одного слова из того, что они говорили. Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.
– Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
Другой, более молодой голос перебил его:
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.

Введение

Сегодня мы живем в современном мире, и многие вещи воспринимаем как должное, не задумываясь об их происхождении. Но иногда становится интересно, как, `например, человек стал использовать постельное бельё. Какой народ стал первым его использовать, каким оно было и чем отличается от современных комплектов постельного белья.

А тем не менее у постельного белья очень богатая история, этот незаменимый на сегодняшний день предмет обихода изменялся и развивался на протяжении многих лет. С древних времен человек использовал шкуры животных, солому и шерсть, чтобы не замерзнуть ночью.

К сожалению, неизвестно время появления первых спален, однако известно, что отдельные комнаты для сна использовали шумеры. Скорее всего, они уже тогда использовали какие-нибудь подстилки и покрывала, и это был первый шаг на пути к развитию постельного белья.

В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть ассортимент и качество современных комплектов постельного белья. А также исследовать рынок постельного белья и узнать предпочтения потребителей по отношению к материалу и производителю. Это поможет выявить существующие проблемы и пути их решения.

постельное белье сегмент рынок

История происхождения постельного белья

История постельного белья зародилась столетия и даже тысячелетия тому назад. Впервые об использовании постельного белья стало известно из истории древнего Египта. Это подтверждают и найденные при раскопках льняные обертывания Рамсеса II и занавеси Тутанхамона. В древние времена для постельного белья использовались различные натуральные материалы, например, хлопок, шелк, лен.

После постельное белье стали использовать в Древнем Риме. Но оно было доступно только обеспеченным гражданам, остальные же использовали циновки, шкуры и шерсть животных, а также солому. Но уже вскоре на смену этим подручным материалам пришли матрацы и постельное белье. И особое внимание уделяли тканям, так как они соприкасалась с телом и должны были вызывать приятные ощущения.

В средние века рыцари добывали на охоте шкуры редких животных и дарили их свои дамам сердца в знак любви. А дамы, в свою очередь, чтобы продемонстрировать свою симпатию к тому или иному рыцарю украшали этими подарками свою спальню, особенно было модно нарывать кровать шкурами.

Но история " классического" постельного белья начинается в эпоху Возрождения, в Италии. В те времена особой популярностью пользовались белые простыни, полотенца, скатерти и платки. Но цены на такие изделия были высоки, и позволить себе такое белье могли только состоятельные люди. Каждый комплект белья был предметом искусства. Все украшения делались в ручную и были уникальными. Традиционно постельное белье украшали кружевами, вышивкой и разнообразной росписью. При создании белья выбор цвета, узора и материала имел очень больше значение. На все приготовления уходило много времени и сил, но результат стоил того.

Постельное белье поражало своей красотой и изысканностью. Поэтому оно оставалось предметом роскоши аж до XVIII века.

В XVIII веке постельное белье стало доступным среднему классу, а после второй мировой войны начинается уже массовое производство. Количество предметов постельного белья сокращается, а дорогие материалы заменяются ситцем и бязью. Что касается цветовых предпочтений, то большую популярность приобретает постельное белье ярких насыщенных цветов.

Существует мода и на постельное белье. Она развивалась и менялась так же часто, как и на все остальное. Модные дома Франции и Италии придумывали целые коллекции постельного белья. В древности выбор расцветки и узора зависел от религиозных верований народа. Так, например, присутствие на постельном белье солнца символизировало победу света над тьмой и защищало спящего от нечистой силы. А вода была символом живого и нового. Также изображали различных животных, каждый зверь что-то обозначал и служил оберегом. Уже после стали популярны цветочные мотивы, различные узоры и орнаменты.

На сегодняшний день на прилавках магазинов можно увидеть постельное белье всевозможных расцветок, как однотонных, так и с различными рисунками, вышивками и украшениями. Также постельное белье стало общедоступным. В современном мире существование без комплекта постельного белья считается немыслимым. В комоде у каждого человека присутствует минимум три комплекта постельного белья: одно используется, другое стирается, а третье лежит в шкафу. И тогда ни один из комплектов быстро не износиться, а прослужит вам долго, сохраняя сой первоначальный вид.

История появления постельного белья неразрывно связана с историей создания кровати как таковой и/или появления в жилище спальной комнаты.

Зачастую заслугу создания кровати приписывают египтянам, как создателям «колыбели» цивилизации. Однако всё же первенство создания кровати принадлежит шумерской цивилизации, которая гораздо старше, чем египетская. Ориентировочно пять тысяч лет тому назад шумерами стали в жилищах выделяться отдельные комнаты. Комнаты эти предназначались для сна и обустраивались специальным местом для этих целей - подобием современной кровати. Конечно же, на кровати шумеров не лежал ортопедический матрац с пружинными блоками, имеющий стороны, соответствующие времени года. Кровать древних шумеров была достаточно жесткой. А вот имелось ли у шумеров постельное белье - остается неразгаданной загадкой.

Так или иначе, но именно шумерам принадлежит первый шаг к тем прекрасным, уютным спальным комнатам, которые сегодня имеют место быть. Документально же, первые упоминания о постельном белье встречаются гораздо позже - в XV веке. Между датой появления первой кровати и первого комплекта постельного белья пролегли не просто столетия, а тысячелетия. Дошедшие до наших дней исторические очерки рисуют именно такую картину. Мимо воли задумываешься о том, что может быть какие-то документальные подтверждения, о более раннем появлении постельного белья были утеряны и летописцы просто не предавали этому большого значения, так как были заняты описанием подвигов своего народа. Подвергать сомнениям такую колоссальную цифру заставляет факт того, что мы с вами жители планеты, которая сегодня проходит стадию развития высоких технологий и где господствует повышенный комфорт.

Для нас существование вещей, которые нас окружают в повседневной жизни - это само собой разумеещеся. А вот стоит исключить какую-нибудь вещь (пустяковую на первый взгляд) и мир в наших глазах рушится и становится ущербным. К таким вещам можно отнести и постельное белье. Постельное белье - это не воздух. Постельное белье - это не вода. А вот несколько дней, а вернее ночей, без постельного белья может сделать жизнь невыносимой. Дискомфорт во время сна без постельного белья станет причиной недосыпания, а отсутствие гигиены может стать причиной появления различных заболеваний. Давайте не будем думать о неприятном, а лучше вернемся уже к ранее упомянутой дате - XV веку.

Так вот, первые упоминания о постельном белье, датируемые этим временем, говорят о жителях Рима, которые застилали свои ложе тканями изо льна. На этих тканях рисовали различные цветочные узоры, а также персонажей мифологии того времени. Безусловно, что постельное белье в те времена было роскошью и позволить его могли только очень богатые и знатные особы. Кстати говоря, лен закупали у египтян, поэтому многие высказывают предположение, что идея застилать тканью кровати сначала возникла в Египте.

В любом случае, необходимо признать, что Италия стала неким детонатором, который произвел «бум» по всей Европе. Во многих городах Европы зажиточные семьи стали облачать свои спальные места тканями. Эти ткани старились всевозможно украсить и предать им изысканности, утонченности и пикантности. В качестве украшений применялась вышивка гладью и кружева. Достаток семьи стал определяться количеством комплектов постельного белья. Когда знатные дамы приходили в гости друг к дружке, то их встреча не обходилась без демонстрации всех существующих комплектов постельного белья.

Популярность постельного белья и триумфальное шествие, с котором постельное белье покоряло новые города и страны, привела к тому, что стали образовываться текстильные мануфактуры, специализировавшиеся либо на создании самого полотна, либо на его украшении. Кроме того, с других стран приглашались специалисты, на плечи которых возлагалась задача обучения тем или иным премудростям (техникам плетения) местных мастеров и мастериц. В этом аспекте хотелось бы освятить один факт, связанный с нашей страной и никем другим, как Петром Первым. Так вот, по указу только что упомянутого государя было привезено (толи по приглашению, толи за достойную оплату) тридцать фламандских монахинь, под чутким руководством которых должен был осуществляться процесс освоения плетения брабантских кружев, девочками сиротами, находившимися на попечении церковных приютов. Век восемнадцатый вошел в историю как век кружевного и вышитого постельного белья. Говоря об истории постельного белья и касаясь нашей родины, несправедливо было бы обойти стороной предприимчивую помещицу Протасову, на мануфактурах которой работали сотни мастериц, из рук которых выходили отменные наборы постельного белья, экспортируемые в Англию и, представьте себе - в Турцию (являющуюся сегодня мировым экспортером текстильных изделий).

Говоря о постельном белье надо сказать о том, что для его создания применялось различное сырье: лен, хлопок, шелк. Применяемое сырье обуславливалось территориальными принадлежностями, т.е. в Японии и Китае распространено было шелковое постельное белье, в Европе долгое время альтернативы льняному постельному белью не существовало, пока хлопок не предъявил свои права на лидерство.

Как было сказано ранее, постельное белье было очень дорогим. Высокая цена обуславливалась ручным трудом, а потому необходимо считать знаменательной датой год 1733, когда англичанин Джон Кей для ручного ткацкого станка создал первый механический челнок, позволяющий сократить человеческий труд к минимуму и получать широкие ткани. Лавры, конечно же, достались не изобретателю, а предпринимателю Эдмунду Картрайту, который запатентовал это изобретение. Остается надеяться, что изобретателя не обидели и воздали ему по заслугам. С этого момента начинается вереница постоянных технологических усовершенствований станка, что позволяет улучшить качество продукции и удешевить ее.

Ещё один станок, который стоит отметить, - это станок великого Жозеф Мари Жаккарда, французского изобретателя, а по жизни простого ткача. В 1808 году Жозеф Мари Жаккардом был создан станок, на котором получалась узорчатая ткань. Только представьте себе, какой восторг испытываем мы при виде жаккардового постельного белья, сложно представить тот экстаз, который испытали в 1808 году, увидев завораживающе красивую и изысканную материю, из которой тут же стали делать не только одежду, но и постельное белье. Благодаря Жозеф Мари Жаккарду наряду с бязевым, сатиновым, полотняным плетением, применяемыми для создания постельного белья стоит жаккардовое плетение, а вернее возглавляет весь этот список, так как по красоте ему равных нет и сегодня.

Время шло, постельное белье видоизменялось: оно приобретало цветность, различную установленную размерность. Кстати говоря, пододеяльник в том виде, в котором мы привыкли его представлять, появился лишь после второй мировой войны. До этого применялось две простыни, одна из которых подкладывалась под одеяло, а вторая клалась на него.

А что же мы имеем сегодня? Научно-технический прогресс преподнес нам несколько сюрпризов в виде синтетических нитей, которые стали применять в производстве тканей для постельного белья. Сюрприз получился не совсем однозначным, так как если присутствие синтетических нитей в ткани незначительное, то это в разы может повысить некоторые эксплуатационные характеристики и эстетические, а если комплект постельного белья произведен исключительно из синтетических нитей, то сюрприз становится не совсем приятным, а скорее возмутительным. Так сегодня можно встретить постельное белье, на этикетке которого написано - поликатон. Это означает, что оно состоит наполовину из хлопка, а наполовину из синтетики (возможно другое долевое участие). Еще встречаются очень красивые комплекты постельного белья с надписью - атлас. Если это постельное белье произведено из крученой хлопковой нити с помощью атласного плетения, то такой комплект прослужит долго, принося не только эстетическое удовольствие. Но львиная доля постельного белья из атласа на рынке производится из синтетики, а красивое атласное плетение и синтетический блеск толи необразованные продавцы, толи думающие, как побыстрее сбагрить товар, выдают за шелк.

Будьте предельно бдительны и обращайте внимание на то, что пишет производитель на упаковке, а так же имеет ли упаковка необходимую маркировку, свидетельствующую о качестве товара и его легальности.

Сегодня постельное белье может быть.