Постельное белье: характеристика тканей, параметры выбора, полезные советы. Постельное бельё

Евро Подходят для больших кроватей Евро стандарта.

Постельное белье из Перкаля Подборка текстиля из замечательного материала - Перкаль.

Откуда же взялось постельное белье? Если верить истории, то постельное белье зародилось в древнем Риме, по крайней мере, об этом свидетельствуют рукописи историков того времени. Из того, что удалось найти свидетельствовало, что они использовали заячью шерсть в качестве наполнителя для спальных матрасов, которые застилали простынями из шелка. Так же, древние римляне использовали вышитые льняные простыни.

Известно, что в и Европе, где-то в 15-16 веках, стали застилать кровати простынями, которые были вышиты разнообразными рисунками. В 15 веке начинает набирать популярность льняная ткань. Следом за ней, большее признание получают итальянские хлопковые ткани - бязь. Позже, появляются и другие атрибуты – полотенца, салфетки и скатерти. Но, в то время, постельное белье считалось роскошью, поэтому оно было доступно только высшим слоям населения, а среднему классу стало доступным только в 18 веке, к тому же, вместо всем привычного пододеяльника, использовалась вся та же простынь. Кстати, пододеяльник называется так именно потому, что раньше, под одеяло стелили обычную простынь. Отсюда и название – под+одеяльник.

В те времена были популярными белоснежные постели с различными кружевами, появилось понятие домашнего текстиля. Так, Европа была поглощена кружевной манией. Умения кружевного дела хранились в секрете, будто государственная тайна, а сами изделия вывозились контрабандой из-за своей невероятной стоимости. Постельное белье того времени, по праву, можно было называть предметом искусства, ведь, каждый рисунок, узор создавался как индивидуальный элемент украшательства.

К 20 веку постельное белье перестает быть роскошью, поэтому каждая хозяйка обзаводится постельными принадлежностями в своем доме. В эти годы жилищная проблема, вызванная революцией и Великой Отечественной войной, порождает необходимость в малогабаритных домах, а соответственно и небольших кроватях в целях экономии площади. Свое место, среди повседневного предмета обихода, занимает односпальное белье . Само понятие роскоши, в постельном белье, заменяется удобством и гигиеничностью. Так же появляется новый тренд – постельные накидки или покрывала. К этому времени постельное белье начинают продавать комплектами, в которые входит наволочка, простыня и пододеяльник.

Уже в наше время, постельное белье приобрело совершенно иной вид. Его производят сотни стран и фабрик, а разнообразие видов и рисунков – поражает. На сегодняшний день постельное белье шьют из, всеми известной бязи, сатина, поплина, перкаля и других материалов, которые, в принципе, все являются хлопковой ткань и различаются между собой, лишь, способом плетения.

Самыми популярными производителями, сейчас, считаются Италия, Китай и Ивановские фабрики, которые производят невероятное множество изделий для спален и кухонь.

Постельное бельё - изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное бельё» подразумевает единый комплект тканых изделий - обычно это пододеяльник, простыня, наволочка. Один стандартный комплект, как правило, включает 1 пододеяльник, 1 простыню и 2 наволочки. Всё бельё подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраса, подушек и одеяла, и бывает односпальным, полуторным и двуспальным.
Первые сведенья о постельное белье оптом иваново были найдены в рукописях древнеримских историков. Римская империя, которая известна своим вниманием к роскоши, изяществу и красоте, не могла оставить без всего этого свои ложа. Стало известно, что в 4 веке до н. э. римляне использовали матрасы, которые набивали заячьей шерстью, застилали их шелковыми простынями на каждый день, а для любовных утех использовали вышитые цветами льняные простыни.

К сожалению, больше до 15 столетия в истории нет ни одного упоминания о постельном белье. Только в эпоху Возрождения, в Европе, в знатных домах стали застилать кровати белоснежными простынями с пестрыми вышивками с разнообразными сюжетными линиями. В Италии, в эпоху Ренессанса, стали популярны чисто белые спальные принадлежности, а также белые полотенца, скатерти, салфетки. Спальное бельё было невероятной роскошью, по этому доступно только знатным семьям, владельца дворцов, аристократии.

В 16 веке на простынях и наволочках стали вышивать имена хозяев. Постельное бельё стали шить к величественным событиям, а вышивали на нём даты приуроченные к праздникам. Такие простыни были очень ценными, так как шили их в одном экземпляре.

В 17 веке Голландия диктовала моду на шелковые и льняное бельё. Саксония опередила её в 18 веке. В эти времена постель стелили не так как в современном времени. Волосяные матрасы застилали несколькими простынями, разной плотности. Так как пододеяльники появились только в 20 веке, одеяла так же застилали простынями.

Среднему классу постельные принадлежности стали доступны только в 18 веке. Домашний текстиль все так же оставался белоснежным, но уже с кружевами. Мастерицы монастырей шили невероятной красоты кружевное бельё для богатых домов. Даже Петр Великий вызвал фламандских монахинь, что бы те обучили русских сироток своему искусству. В Орловской губернии стали шить невероятные кружевные батистовые и кисейные пологи, которые отправляли в Турцию и Англию.

В 19 столетии моду на вышивку сменяют узоры гладью, особенно преуспевает в этом Швейцария. В России в это время начинают шить бельё, скатерти и салфетки из льна, которые даже в современном времени не теряют своей популярности.

В 20 веке простыни, полотенца, скатерти и салфетки начинают украшать по краям букетами цветов. Постельное бельё перестает быть роскошью и теперь оно доступно многим домам. За чистотой и гигиеной начинают следить, как никогда раньше и у каждой хозяйки должно было быть постельных принадлежностей в избытке. Теперь стали уделять внимание покрывалам на постель и украшения в виде вышивок перенеслись на постельные накидки. Их украшали гербами домов, а в каждом знатном доме были свои мастерицы, которые занимались лишь искусством пошива и вышивки текстильных принадлежностей.

В современное время постельное бельё можно приобрести наборами для одного человека или для всей семьи. На сегодняшний день производители беспокоятся о комфорте своих покупателей, по этому создают гипоаллергенные краски и ткани, как биоматин. Бельё уже ассоциируется не только со сном, но и с настроением.

Виды постельного белья
По величине
По величине (размеру) бельё подразделяется на несколько видов. В зависимости от комплектации и назначения и исходя из величины матраса, одеяла и подушек бывает:

односпальным;
полуторным;
двуспальным.
Односпальное бельё пользовалось популярностью в XX веке, когда остро стояла проблема жилищной площади (после революции и Великой Отечественной войны) и предпочтение отдавалось малогабаритному жилью (из-за дефицита такового вообще) и малогабаритной мебели. Сегодня односпальное бельё практически не продается, но широко распространены виды постельного белья полуторного, двуспального, а также семейного типов и двуспальное бельё европейского стандарта. Для детских постелей производится особое бельё детских размеров.

Величина полуторного комплекта

пододеяльник - 150*210 см, 150*215 см, 160*220 см,
простыня - 160*210 см, 150*215 см, 180*260 см,

Величина двуспального комплекта

пододеяльник - 180*210 см, 180*215 см, 205*225 см,
простыня - 175*210 см, 175*215 см, 210*230 см, 220*215 см, 240*260 см,
наволочки - 70*70 см, 60*60 см, 50*70 см.
Величина комплекта двуспального европейского стандарта:

пододеяльник - 200*220 см,
простыня - 240*260 см,

Величина комплекта king-size стандарта:

пододеяльник - 220*240 см,
простыня - 280*290 см, 280*300 см, 290*300 см,
наволочки - 70*70 см, 50*70 см.
Величина комплекта так называемого семейного белья:

пододеяльники (2 шт.) - 150*210 см,
простыня - 240*280 см,
наволочки - 70*70 см, 50*70 см.

10.12.2015 / 1550

Тема постельного белья как неотъемлемого элемента домашнего быта и уюта всегда актуальна и востребована. С годами меняется мода на стиль и расцветку, появляются новые ткани и технологии окраса, навсегда ушли в прошлое накрахмаленные простыни и перьевые перины. Но как бы ни выглядели постельные принадлежности, они по-прежнему должны дарить комфорт и спокойный отдых, ведь качество ночного сна непосредственно влияет на самочувствие человека.

Как выбрать постельное белье

При покупке постельного белья потребители надеются, что их ожидания будут оправданы: комплект будет долго носиться, яркая расцветка не поблекнет, ткань не сядет, пододеяльник подойдет по размеру к одеялу и т.д. Наши полезные советы помогут купить качественное постельное белье, а знание ряда технологических аспектов позволит сделать компетентный выбор.

Любое постельное белье должно обязательно удовлетворять двум требованиям: быть комфортным и качественным. Под комфортностью понимается способность ткани пропускать воздух и впитывать влагу. Такими свойствами обладают натуральные волокна: хлопок, лен, шелк. Качественными считаются изделия, сшитые из прочных, способных выдержать многочисленные стирки материалов и окрашенные стойкими безопасными красителями. Чем прочнее ткань, тем дольше постельное белье прослужит. Мягкое и тонкое полотно после нескольких стирок может превратиться в груду рваного тряпья. Не менее важно качество красителей, ведь полинявший после первой стирки комплект вряд ли порадует своим унылым видом. Интересует широкий ассортимент качественного постельного белья, которое прослужит долго? Переходите в интернет-магазин Сайлид .

Параметры выбора постельного белья

Материал. Способность постельного белья пропускать воздух и впитывать пот является обязательной, поэтому для его пошива чаще всего используются обладающие высокой гигроскопичностью натуральные ткани, такие как хлопок и лен. Белье из натурального шелка служит скорее предметом роскоши, чем постельной принадлежностью. Хлопковые ткани представлены различными по цене материалами: от доступного ситца и бязи до более дорого поплина и сатина. Допускается наличие синтетических волокон, которые увеличивают износостойкость материала, но их количество не должно превышать 30%.

Плотность ткани. Чем большая плотность ткани, тем большее количество стирок она сможет выдержать и дольше прослужит. Хорошее постельное белье должно быть сшито из тканей плотностью не менее 40 нитей на 1 см². Комплекты из тканей с мягкими нитями и рыхлым плетением недолговечны и подвержены скорому изнашиванию.

Стойкость окраски. Качественные красители не только обеспечат белью стойкий колор, сохраняющийся после многочисленных стирок, но и не нанесут вред здоровью, поскольку компоненты, использующиеся в дешевых красителях, могут стать причиной аллергии. Если рисунок одинаково хорошо виден на обеих сторонах полотна, значит, ткань соткана из окрашенных нитей и дольше сохранит свою расцветку, чем односторонние принты на готовом материале.

Качество швов. Постельное белье прострачивается специальным бельевым швом, обеспечивающим прочность соединения и исключающим открытые срезы и торчащие нитки. Необработанные края ткани говорят о низкопробном товаре. Действительно хорошее белье шьется из цельного куска ткани и не имеет срединных швов.

Дизайн. Современные производители предлагают большой выбор вариантов исполнения постельного белья. Пододеяльник может быть с фронтальным отверстием, боковой щелью, запахом посредине изделия или застегиваться на молнию. Наволочки могут быть на молнии, с пуговицами или запахом, очень популярны простыни с фиксирующей резинкой. Ну а в плане расцветки и рисунка выбор постельного белья поистине безграничен.

Упаковка и этикетка. Эти параметры позволят судить о добросовестности производителя и качестве продукции. На этикетке должна быть представлена исчерпывающая информация о товаре: состав ткани, размер, производитель, советы по уходу за изделием. Внешний вид упаковки и этикетке, качество полиграфии, фиксация к продукту говорят об уровне престижности компании.

Виды ткани

Белье для повседневного использования изготавливается из недорогих практичных материалов и находится в среднем ценовом диапазоне. Для качественного постельного белья используются материалы, которые отличаются прочностью, не линяют, не тускнеют и не садятся после стирки. При этом предпочтение отдается натуральным тканям на основе хлопка и льна, которые прекрасно впитывают влагу и пропускают воздух. Некоторые производители предлагают постельное белье из смесовых тканей, в которых к хлопку добавляют синтетические нити. Они отличаются невысокой стоимостью, повышенной износостойкостью, легко отстирываются и очень быстро сохнут. Для нарядных комплектов используются дорогие ткани: натуральный шелк, жаккард, перкаль.

Сатин

Ткань на основе 100% хлопка изготовлена из крученых нитей двойного плетения и характеризуется блеском и высокой плотностью. Сатин приятный к телу, гигроскопичный, воздухопроницаемый, практически не мнется, к нему не прилипает шерсть домашних животных. Лицевая сторона материала блестящая, гладкая и шелковистая на ощупь, а вот изнанка слегка шероховатая, благодаря чему белье не сползет и не сбивается во время сна. Белье из сатина очень долговечно – только после 200-х стирок оно начинает утрачивать свой блеск.

Бязь

Эта широко распространенная ткань для постельного белья на 100% состоит из хлопковых нитей, хорошо стирается, сохраняя при этом яркость окраски, и практически не мнется. Бязь получается в результате плотного плетения толстых нитей, не требует особого ухода, отличается гигиеничностью, гигроскопичностью, экологической чистотой, прочностью и высокой износостойкостью.

Полностью натуральное льняное полотно очень прочное, долговечное и ноское, но сильно мнется и тяжело гладится. Поэтому производители предпочитают добавлять ко льну хлопковые нити, в результате чего получаются мягкие тонкие полотна. Льняное постельное белье на ощупь немного грубое, с характерными узелками на поверхности полотна. Являясь природным кондиционером, лен охлаждает в жару и согревает в холод, проявляет гипоаллергенные и антисептические свойства.

Шелк

Натуральное шелковое полотно изготавливается из нитей, получаемых из кокона тутового шелкопряда. Шелковая нить, представляющая собой тончайшее протеиновое волокно, обладает высокой прочностью, мягкость, гигроскопичностью, великолепным блеском. Из шелка шьется элитное постельное белье, отличающееся роскошным внешним видом и высокой ценой. Оно практически не мнется, приятное на ощупь, долговечное, гипоаллергенное, обладает уникальной способностью подстраиваться под окружающую среду и регулировать температуру тела, отличается высокой износостойкостью, красивым внешним видом и изысканным блеском.

Бамбук

Чаще всего в составе постельного белья из бамбука непосредственно бамбукового волокна около 60%, оставшиеся 40% приходятся на хлопковое волокно. На ощупь бамбуковое полотно мягче хлопкового, шелковистое, но не скользкое. Бамбуковая ткань высокопрочная, с натуральным блеском, хорошо впитывает влагу, обладает гипоаллергенными и антибактериальными свойствами. Такое постельное белье станет идеальным решением для людей с чувствительной, склонной к раздражениям кожей, поскольку оно не вызывает дискомфорта и обладает противомикробными свойствами.

Жаккард

Термин «жаккард» означает метод плетения нитей и представляет собой безворсовую плотную ткань сложного плетения с рельефным узором из синтетических, натуральных или смесовых волокон. Чаще всего жаккардовое полотно для постельного белья является смесовым, хорошо впитывает влагу, отличается прочностью и долговечностью, обладает свойствами терморегуляции: летом создает прохладу, а зимой не даст замерзнуть.

Ситец

Ситец является недорогой хлопчатобумажной тканью, нетребовательной в уходе. Ситец на 100% состоит из толстых хлопковых нитей, образующих очень редкое плетение. Хотя тонкий и воздушный ситец прослужит меньше бязи, но на ощупь он нежнее и мягче.

Поплин

Поплин - способ переплетения ткани с мелким поперечным рубчиком. Поплиновое постельное белье чаще всего на 100% состоит их хлопкового волокна. Оно обладает прочностью и долговечностью, почти не мнется, хорошо пропускает воздух, мягкое и приятное на ощупь.

Фланель

Промозглой осенью и холодной зимой лучше всего согреет фланелевое постельное белье. Для качественного материала используется 100% хлопковое волокно с начесом плотного плетения. Это теплосберегающий, покрытый легким пушком, мягкий, очень комфортный и уютный материал. Фланель долговечна и не требовательна к уходу: с каждой стиркой ткань становится только мягче и нежнее.

Поликоттон

Поликоттон является смесовой тканью, сотканной из синтетических нитей полиэстера, доля которых составляет 5%-35% и хлопка. Хлопок придает поликоттоновому белью воздухопроницаемость, а синтетическая нить - прочность и долговечность. Ее наличие также позволило добиться устойчивых к стирке ярких насыщенных цветов, высокой износостойкости и хороших гигиенических свойств. Поликоттоновое постельное белье меньше пачкается, легко отстирывается, быстро сохнет, после стирки не садится и не деформируется, практически не мнется.

Микроволокно (микрофибра)

Микрофибра –100% синтетическая ткань из полиэстера, прочная, мягкая и приятная на ощупь, не имеющая склонности к скатыванию. Быстро сохнет, не выгорает, не линяет, не растягивается, не мнется, не садится, хорошо отстирывается, сохраняя яркие насыщенные расцветки.

Обзор брендов постельного белья

На российском рынке постельное белье представлено в основном продукцией отечественных производителей, среди которых лидирующие позиции безоговорочно принадлежат товарам из Иваново. Особую популярность снискали торговые марки «Василиса» и «АртПостель», которые радуют качественными и прочными изделиями из натуральных тканей: бязи, льна, сатина, поплина. Помимо этого, продукция бренда «АртПостель» отличается превосходным авторским дизайном и предлагает детские трикотажные комплекты.

Элитное чебоксарское постельное белье «Хлопковый Край» изготавливается из бязи, поплина или сатина, соответствует ГОСТу, сохраняет яркость красок после многократных стирок. Отечественная торговая марка «Мона Лиза» выпускает продукцию из шелковистого сатина, отличающуюся комфортом, оригинальным стилем и гармонией современных мотивов.

Российская торговая марка «Эльф» известна более 20-ти лет. Современные коллекции постельного белья изготавливаются из микросатина, поплина и махрового полотна, отличаются высокой степенью прочности и долговечностью эксплуатации, впечатляют современным дизайном и многообразием красок.

Российские текстильные компании «Домильфо» и «Казанова» предлагают широкий ассортимент постельного белья из различных тканей высокого качества безупречного пошива и современного дизайна. Продукция украинского торгового дома «Ярослав» изготавливается из экологически чистых материалов разного ценового сегмента.

Турецкий бренд TAC выпускает полноразмерные взрослые комплекты, выполненные в ярких или пастельных тонах с богатым разнообразием красок и рисунков, и детское белье с принтами любимых мультяшных героев. Торговая марка First Choice по-праву считается лучшим производителем бамбукового постельного белья, отличающегося высоким качеством, красивой дизайнерской подачей и яркими цветами. Элитное постельное белье представлено брендами Gelin Home и Home Sweet Home. Выполненное из гладкого сатина, сатина с шелком и мягчайшего мако-сатина, оно отличается стильным дизайном, украшено вышивкой, кружевом, стразами, органзой и рюшами, которые придают комплектам особую роскошь и нарядность.

Плотность ткани

Этот показатель зависит от способа плетения, а его цифровое выражение обозначает количество нитей в 1 см² материала. От плотности ткани напрямую зависит долговечность и износостойкость постельного белья. Естественно, чем выше плотность, тем долговечнее ткань. Например, у батиста низкая плотность, ниже средней у хлопка, средняя у льна, высокая у сатина.

Классификация материалов по плотности (количество нитей в 1 см²):

20-30 н. – низкая;
35-40 н. - ниже средней;
50-65 н. – средняя;
65-80 н.- выше средней;
85-120 н. – высокая;
130-280 н. - очень высокая.

Размер

При покупке постельных принадлежностей отправной точкой станет размер кровати, подушек и одеяла. Можно приобретать постельное белье в разнобой, но намного красивее смотрятся комплекты, которые представлены различными по размеру предметами в разной комплектации. В каждый набор входит простыня, пододеяльник и наволочки. Например, в семейный комплект входит широкая простыня и два полуторных пододеяльника.

Стандартные комплекты белья

Постельный комплект – это выполненный в одной цветовой гамме набор белья, включающий пододеяльник, простынь и наволочки, размер и количество которых может меняться.

Полутороспальное: 1 пододеяльник 215х145 см, 1 простыня 215х145 см, 2 наволочки 50х70 или 70х70 см.

Двуспальное: с простыней стандарта Евро: 1 пододеяльник 215х(175)180 см, 1 простыня 220х240 см, 2 наволочки 50х70 или 70х70 см, с маленькой простыней: 1 пододеяльник 215х180 см, 1 простыня 195х220 см, 2 наволочки 50х70 или 70х70 см.

Евро-стандарт: 1 простыня 220х240 (240х280) см, 1 пододеяльник 200х220 см, 2 наволочки 50х70 или 70х70 см.

Семейное (дуэт): 1 простыня 220х240 см, 2 пододеяльника 215х145 см, 2 наволочки 50х70 или 70х70 см.

Детское: 1 простыня 120×150 см, 1 пододеяльник 115×147 см, 1 наволочка 40×60 см.

Расцветка

Многие не придают особого значения расцветке постельного белья, поскольку оно, в отличие от , скрыто от посторонних глаз, но его цветовое выполнение оказывает не последнюю роль в формировании настроения. Цветовая гамма служит одним из инструментов создания атмосферы в спальне, которая может быть представлена в широком диапазоне от экспрессивной и кричащей до умиротворенно-успокаивающей. Расцветку белья выбирают в зависимости от личных предпочтений, но она ни в коем случае не должна вызывать раздражение. Цветовая палитра призвана восстановить потраченные за день силы и душевную энергию.

Довольно сомнительным является утверждение, что цвет постельного белья способен оказать существенное влияние на качество сна, но, если вы придерживаетесь данной точки зрения, то при выборе расцветки следует исходить из значения каждого цвета.

Не менее богато представлены всевозможные узоры и рисунки. Постельное белье может быть украшено растительным принтом в виде нежных цветов, сочных тропиков, колоритных пальм и цветущих сакур или представителями фауны: забавными детенышами, дикими животными, пестрыми птицами, гордыми дельфинами, яркими бабочками. Очень популярны природные мотивы и пейзажи: море, горы, небо с облаками, закат солнца и т.д., встречаются этнические узоры. Довольно популярны абстрактные геометрические мотивы, представленные ромбами, зигзагами, кругами, волнами, сферами и пр. Любителям нестандартных решений придутся по душе оригинальные расцветки: звездное небо, репродукции картин, золотые монеты, мыльные пузыри, Эйфелева башня или египетские пирамиды.

Как ухаживать за постельным бельем

Новое постельное белье перед использованием необходимо выстирать;
перед стиркой белье следует рассортировать по цвету;
следует соблюдать режим стирки в зависимости от вида материала – для хлопка и синтетики используются разные режимы;
гладить постельные принадлежности нужно слегка недосушенными;
темные и цветные изделия гладятся с изнанки.

Версия 81647874 страницы «Постельное бельё» не существует.

Напишите отзыв о статье "Постельное бельё"

Отрывок, характеризующий Постельное бельё

Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…
Всё время, что он был на батарее у орудия, он, как это часто бывает, не переставая, слышал звуки голосов офицеров, говоривших в балагане, но не понимал ни одного слова из того, что они говорили. Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.
– Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
Другой, более молодой голос перебил его:
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.

Первобытные люди устилали свои жилища шкурами диких животных, которые, по сути, и являются прототипом первого постельного белья. Чуть позже место для сна стали устилать соломой, хлопком или шерстью животных. Конечно, спать на такой «постели» было неудобно. Древние римляне были первыми, кто начал использовать ткани в качестве постельного белья. Однако позволить себе такое могли только люди с очень большим достатком. В те времена бытовало мнение, что спать на постели с изображением цветов и фруктовых плодов полезно для здоровья – это придавало энергии и любовных сил.

История постельного белья в Европе начинается в XIV столетии с началом Эпохи Возрождения. Однако, как и в Древнем Риме, оно стоило очень дорого. Белье, как правило, было белого цвета, украшалось вышитыми орнаментами и кружевами. Причем иногда такие украшения носили несколько фривольный характер.

В Италии постельное белье приобрело популярность в XV веке. Кроме простыней, в это время появляются полотенца, скатерти и салфетки. В Нидерландах в XVI веке появилась мода вышивать на постельном белье имя мастера, который его изготавливает, а также название местности, где оно было изготовлено. По желанию мастера вышивали также имена заказчиков. В XVII веке основные производства льняного и шелкового белья были размещены в Амстердаме.

В конце XVIII века цены на постельное белье и другие изделия из тканей снизились, их смогли себе позволить люди со средним достатком. В этот период лидером по его производству становится Саксония. Качество белья со временем улучшалось, оно становилось тоньше, мягче, изысканней. Дорогие изделия конца XVIII века были непременно украшены дрезденским кружевом и вышивкой рококо.

В XIX веке на смену вышивке рококо приходит мода на вышивку белой гладью. Особенно популярной она стала в Швейцарии. В начале XX века пришла мода на украшение простыней, полотенец и других текстильных предметов быта белыми букетами. Представители высшего сословия того времени заказывали постельное белье, скатерти, салфетки и платки с изображением родовых гербов, вензелей и монограмм.

Подушки, перины и постельное белье были обязательной составляющей приданого невесты. Причем представления о том, как необходимо стелить кровать, несколько отличались от современных. К примеру, одну кровать было принято застилать тремя простынями. На кровати должно было лежать не менее шести подушек разных размеров в наволочках.

Пододеяльники в истории постельного белья появились лишь в середине XX века. В это же время меняются и традиции. Как и сегодня, на кровать постилают одну простынь и кладут одну подушку. Хотя в последнее время люди все чаще используют две подушки. Появилась традиция застилать кровати покрывалами.

Сегодня производители предлагают колоссальный выбор постельного белья разных цветов, форм и размеров. Белье изготавливают из различных тканей – бязь, сатин, хлопок, махра, фланель, полиэстер, лен. Наиболее ценится постельное белье, изготовленное из натуральных материалов, которые позволяют коже человека дышать во время сна. При этом оно отлично впитывает пот и жир. Несомненно, очень приятно и комфортно спать на таком белье.