Детский сад с авторской программой никитиных. Не делать за малыша

Интересен опыт раннего развития творческих способностей семьи Никитиных. Его можно назвать самым естественным и ненавязчивым. Правда, в современных условиях он становится довольно сложным для самих родителей. Практически все есть в продаже, заботливые взрослые стараются удовлетворить любые желания ребенка, исходя из принципа «мой ничем не хуже остальных» (а это всего лишь следование собственным амбициям). В итоге ребенок всегда и во всем готов положиться на маму с папой, даже не подозревая, что многое он может сделать сам. Другая сложность — требование современных школ: первоклассник уже должен уметь читать, считать и даже писать. Напуганные родители ставят себе задачу вырастить вундеркинда и потому нагружают малыша до отказа всевозможными знаниями, но делают это по своему усмотрению. Вундеркинд же — это, в первую очередь, творец, а творец любит делать все по собственному желанию. Так и для ребенка — важно иметь желание выполнять предлагаемое дело. Например, насильственные чтения или занятия арифметикой приведут в дальнейшем лишь к отторжению филологических и точных наук. Вряд ли из ребенка, которого из-под палки усаживали за книги, вырастет писатель. Как же решались подобные вопросы в семье Никитиных? Рассмотрим основные элементы их системы.

Елена Алексеевна и Борис Павлович выдвигают три главные составляющие умственного развития детей:

1) обстановка, располагающая к разнообразной деятельности;

2) большая самостоятельность детей в занятиях и играх;

3) искренняя заинтересованность родителей во всех детских делах.

Никитины не решались определять, какие способности и в какое время лучше развивать. Они просто создавали благоприятную атмосферу для развития тех или иных сторон интеллекта. Во многом эта атмосфера зависит от профессий и увлечений родителей. Если, к примеру, ребенок постоянно слышит, как музицирует его мама, или видит, как отрабатывает боксерские удары отец, то тяга к музыке и спорту будет просто закономерной. Этим и объясняется существование целых династий врачей, писателей, музыкантов, инженеров и т. д. Так, занимаясь дома любимым делом, вы можете быть уверены, что ребенок пойдет по вашим стопам (конечно, при условии, что проявленный у ребенка интерес будет всячески поддерживаться). Но для полноценного развития и выявления талантов лучше всего создать обстановку, в которой малыш сможет сам выбрать себе занятие. И не стоит пугаться того, что, будучи, например, переводчиком, вы не справитесь с организацией обстановки для развития математических способностей. Объяснить числа и решить с ребенком элементарные задачки сможет любой взрослый независимо от собственных умений.

Создавать благоприятную обстановку, по мнению Никитиных, нужно как можно раньше. Особенно это важно в период активного познания малышом окружающего его предметного мира. Наступление данного периода у каждого ребенка происходит в свое время, обычно это связано с началом самостоятельной ходьбы (в среднем от 8 месяцев до года). Ребенок может без чьей-либо помощи передвигаться по квартире, а значит, он будет видеть больше, а «больше» пробуждает интерес практически ко всему, что встретится малышу на пути. Поэтому не скупитесь на кубики с буквами, таблички с цифрами, различные конструкторы, спортивные снаряды и не жалейте места на стене для географических и физических карт. Помните, ребенку интересно все! Поэтому не делайте из азбуки, чисел, нотной грамоты и чертежей великой тайны, считая, что малыш еще не способен воспринимать подобные вещи. Никитины советуют называть все эти явления интеллектуального мира так же, как и прочие предметы: стол, стул, диван, дверь, окно и т. д. Следуя этому простому правилу, Никитины замечали, что многое дети развивались быстрее: в 3 года — старались читать, в 4 — разбирались в планах и чертежах, в 5 — решали простейшие уравнения и путешествовали по карте мира.

Стоит заметить, что подобный подход к развитию способностей влечет за собой формирование таких положительных качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, ответственность. Никитины, сделав свою систему общественным достоянием, ни в коем случае не претендовали на то, что нашли способ выращивания вундеркиндов. Ведь вундеркинд — это исключение из правил. Они рассказывали о том, «как буквально каждого малыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым».

«Своевременное начало» — вот важнейшее условие, выдвигаемое Никитиными для развития заложенных в ребенке от рождения огромнейших возможностей. В 1969 году была опубликована работа «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей», в которой Борис Павлович ввел понятие НУВЭРСа. Эта интересная аббревиатура составлена из первых букв происходящего в человеческом мозгу процесса — необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. Не востребованные на раннем этапе возможности постепенно ослабевают, и развить их в дальнейшем будет сложно. Поэтому так необходимо позаботиться о создании условий, опережающих развитие. О каких же условиях идет речь? Во-первых, это пространство для творчества, или широкое поле деятельности. Вы, наверное, замечали, что малыши гораздо больше любят играть с вещами, которыми пользуются взрослые, нежели с мячиками, машинками и куклами. Так разрешите детям войти во взрослый мир предметов, обучая, конечно, правильному с ними обращению. Не стоит поощрять ломание и разбрасывание, хотя это и вовсе не произойдет, если вы при первом же знакомстве с вещью объясните ее предназначение и ценность. Никитины рекомендуют «идти навстречу любым намерениям детей что-то делать». Это позволит ребенку проявить себя творчески в той или иной области. Трехлетний Антон, рассматривая «Детскую энциклопедию», обратил внимание на таблицу Менделеева — и Никитины постарались создать обстановку, способствующую укреплению интереса малыша к химии. В дальнейшем младенческое увлечение привело возмужавшего Антона к поступлению на химфак МГУ.

Супруги Никитины настойчиво советуют не ограничивать ребенка исключительно детскими забавами, а предлагают следующие «игрушки». Настенные часы с большим циферблатом — установка ребенком любого времени с помощью шестеренки позволяет на пару лет опередить сверстников в освоении часов и единиц времени. Круглый шар под названием глобус и всевозможные карты развивают географические способности. А как интересно малышу, уже научившемуся читать, находить те или иные города, государства, реки, моря и океаны! Вы даже можете совершить со своим ребенком кругосветное путешествие, не выходя из дома. Другая «игрушка» — таблица сотен. Раньше ее нужно было изготавливать самому, а теперь, скорее всего, ее можно просто купить в магазине. Для начала следует рассмотреть с ребенком числа, затем начать называть их по порядку. Выучив порядок чисел, попробуйте считать предметы. Также можно поиграть в задачки: кто быстрее найдет число 15? 36? 78? По таблице сотен легко усвоить такое математическое действие, как сложение (находить суммы чисел по вертикали, горизонтали, диагонали). С азами геометрии можно познакомить детишек с помощью вырезанных из цветной бумаги фигур. Не бойтесь рассказать ребенку и названия составляющих фигуру линий: высота, медиана, радиус и т. д. Малыш рано начнет отличать угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности. Никитины считают, что даже знакомство с различными приборами (например, весами, секундомером или штангенциркулем и пр.), а также инструментами для работы с деревом и металлом не менее полезны для раннего развития.

Интересной находкой являются развивающие игры, разработанные Никитиными и названные своими создателями «ступеньки творчества». Сюда входят игры «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики», «Внимание». В основе этих игр лежат два обучающих принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Главным условием игры является неподсказывание взрослого. Ребенок должен додуматься до всего сам. Если сегодня он справился, к примеру, с двумя заданиями, а третье оказалось для него пока не по силам, не огорчайтесь сами и успокойте ребенка. Предложите отложить игру до следующего раза и обязательно подарите ему надежду на то, что в конце концов ему удастся справиться с этой задачей. Таким образом, «ступеньки творчества» станут отличной пищей для детского ума, а развитие ребенка, достигающего всего самостоятельно, пойдет легче и успешнее.

Теперь поговорим о роли взрослого в ракурсе раннего развития творческих способностей. Рассказав подробно о создании благоприятной обстановки, а также о том, как и во что играть, мы не заострили внимания на собственном участии в этом процессе. Сами Никитины на вопрос о том, что же нужно для раннего развития ребенка, долгое время отвечали так:

«Главное — создать условия для разнообразных занятий и впустить туда ребенка, предоставив ему максимальную свободу деятельности. А там уж все пойдет само собой». На самом деле они просто не замечали огромнейшего своего участия в многочисленных делах малышей. Если вам захочется вдруг развить у малыша художественные способности и вы купите мольберт, всевозможные краски, кисти, развесите по всему дому репродукции известных мастеров, а сами будете при этом шить брюки или писать книгу, то малыш, как ни странно, скорее заинтересуется не живописью, а тем, чем занимаетесь вы. И это вполне объяснимо: делать что-либо одному довольно скучно. Поэтому не загромождайте квартиру мертвым грузом, а если все-таки желание видеть в будущем свое чадо художником настолько велико, то примите сами живое участие в занятиях живописью. Думаю, что нарисовать солнышко, маму, папу или плюшевого мишку не составит большого труда, а когда ребенок войдет во вкус происходящего, ваше участие будет требоваться все меньше, и постепенно ученик превзойдет учителя. Аналогично следует поступать и в развитии других способностей.

Важнейшим принципом своей воспитательной тактики Никитины избрали пробуждение интереса. Традиционные «кнут» и «пряник» отвергаются ими. Причем «пряник», на их взгляд, может привести лишь к формированию в ребенке соображений типа «А что я буду с этого иметь?». Не купля-продажа, а добровольный познавательный, созидательный и творческий процесс — вот, что утверждают в своей системе Елена Алексеевна и Борис Павлович. Лучшей наградой для детей, которыми в процессе познания руководил не страх, не расчет, а интерес, будет понимание того, что цель достигнута самостоятельно. В целях развития самостоятельности Никитины рекомендуют ставить перед воспитанником житейские задачи (возраст детей примерно от 3 лет). Например, гуляя по парку, объясняйте малышу, как не заблудиться и как поступить, если вдруг потеряешься; в магазине предложите ребенку оплатить покупку, дав ему деньги и одновременно с этим научите проверять сдачу; попросите перевести «невнимательного взрослого» через дорогу — подобные ситуации можно перечислять до бесконечности. Главное здесь, что ребенок САМ сообразил, сделал, поборол нерешительность и боязнь.

Противники воспитания, основанного в первую очередь на желаниях ребенка и свободе выбора, пророчили детям Никитиных трудности с соблюдением школьной дисциплины. Но страшные прогнозы не оправдались благодаря одному парадоксу, а именно трудностям быта. Сейчас практически не существует квартир и домов без элементарных удобств. Поэтому просить помочь детей принести воды или наколоть лучинок, как это делали Никитины, неактуально. Однако даже при наличии в доме стиральных машин, пылесосов и посудомоечных машин всегда можно найти полезное занятие даже для самого крошечного малыша. И здесь важен подход к делу. Никитины советуют не заставлять детей что-либо делать, а именно просить помочь! Например, так: «А что, если помочь маме вымыть посуду? Вот она обрадуется!» Трудно не согласиться, что работа для других приятнее, а при достижении результата ощущаешь еще и радость, и гордость от выполненного. Работа по дому — это тоже своего рода процесс развития способностей — развитие усердия и терпения, которые пригодятся любому человеку для преодоления трудностей.

Никитиным понадобилось 18 лет, чтобы до конца осмыслить ими же разработанную систему воспитания, которая была подсказана самой жизнью. Нам остается перенять только этот бесценный опыт. Хочу, правда, заметить одну важную деталь: выполнение рекомендаций, перечисленных выше, оправдает все ваши ожидания только в том случае, если ваше сердце исполнено искренней любовью к своим детям. Из побывавших в гостях у Никитиных одни говорили: «Счастливые у вас дети...», другие: «Счастливые вы родители...». А Никитины и не отказывались от того, что они счастливые. Только они хорошо понимали, что это счастье «не само по себе пришло, нет, не само...

Большинство игр, разработанных Никитиными («Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат») предполагают совместную игровую деятельность детей и взрослых. Один и тот же комплект можно предложить начинающему и опытному игроку, малышу и взрослому. В этих играх заложено много вариантов и уровней сложности, с их помощью развивается логическое и образное мышление, они дают малышу представление о свойствах геометрических тел, формируют пространственное воображение, учат складывать часть в целое.

Подробно обо всех играх Никитиных можно прочитать в их книгах, можно купить готовые никитинские комплекты, а то и смастерить необходимые атрибуты своими руками. Для малышей лучше выбрать несколько вариантов попроще и постепенно перейти к сложным. Методики Никитиных хороши тем, что каждый сам может придумать правила или условия для участия в игре.

Игра «Сложи квадрат»

Это одна из известных никитинских игр. Смысл ее довольно прост: нужно складывать различные квадраты из всевозможных геометрических фигур. Для этого нужно взять кусок цветного картона размером 8x8 см и вырезать из него квадрат. Квадрат нужно разрезать на несколько частей, например два треугольника. Малыш должен собрать из этих фрагментов треугольник. Квадрат из красного картона можно разрезать на два прямоугольника. Квадрат можно разрезать на прямоугольник и два маленьких квадрата; на два маленьких прямоугольника и один большой квадрат; на четыре маленьких треугольника и т. д. Несколько квадратов можно разрезать на 2 части, на 3, 4, 5.

Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти задачки за несколько мин., начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

В комплекте Никитиных целых 24 цветных квадрата и 85 фрагментов. Для того чтобы не запутаться во фрагментах, можно пронумеровать квадраты и на обратной стороне сделать едва заметную подпись — № квадрата. Если вы решили сделать полный комплект, то нужно подобрать разные оттенки квадратов, чтобы квадраты отличались по цвету (можно, например, раскрасить их красками, смешав оттенки). Чтобы малышу было удобнее играть, фрагменты каждого квадрата выложите в отдельный маленький пакет или конвертик с номером. Вначале нужно давать малышу один квадрат, затем можно смешивать детали из нескольких разноцветных квадратов. Фрагменты квадратов должны находиться в одной коробке.

Как играть в эту игру? Например, можно вначале предложить малышу рассортировать фрагменты по цвету и оттенкам Затем предложить назвать известные ему фигуры. Начинать игру нужно с квадратов, разрезанных на 2 части, это просто и доступно малышу. Игра начинается с того момента, как малыш получает конверт или пакетик с фрагментами, достать фрагменты — это уже задание для маленьких пальчиков. Выложить фрагменты картона вплотную друг к другу без зазоров — следующее задание. Собрать квадраты из двух, трех, четырех конвертов — следующее, более сложное задание. Малыш все должен делать сам. Убрать фрагменты в конверты — тоже задание для малыша. С каждым днем задачу можно усложнять, смешивая фрагменты, чтобы перед игрой ребенок вначале рассортировал их по цветам и оттенкам. Позже, когда малыш освоится, можно соревноваться на время, кто быстрее соберет квадраты (для этого понадобится сделать два одинаковых комплекта игры). Для детей более старшего возраста задания можно усложнить. У Никитиных подробно расписаны примеры заданий (использование нумерации чисел на квадратах, создание новых квадратов).

Можно придумать и другой вариант игры — складывать другие фигуры. Можно вырезать из цветного картона различные геометрические фигуры и из них составлять фигурки животных, различные предметы.

Игра «Сложи узор»

Смысл этой игры заключается в том, что ребенок из цветных кубиков выкладывает всевозможные узоры. Вначале дайте малышу картинки с шаблонами узоров, а затем предложите выдумывать свои узоры. У Никитиных в комплекте есть специальные кубики для этой игры, в них четыре грани имеют один цвет, а две грани — два разных цвета, чтобы получился треугольник. Если вы будете мастерить кубики сами, можете раскрасить грани, как пожелаете. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре разных цвета.

Для игры с самыми маленькими нужно начинать с одного квадрата. Покажите малышу — положите на рисунок кубик с гранью нужного цвета. Рядышком — еще один цветной квадрат, на который малыш должен поставить кубик сам. В следующий раз раздайте малышу два, три квадрата, попросите создать дорожку (например, желтые грани — дорожка из песка), только потом можно переходить к построению простых узоров, а затем к сложным.

Удобнее всего работать (складывать узоры) в самой коробке. Для этого подберите коробку подходящего размера, чтобы кубикам было в ней удобно. Никитины предлагают несколько серий узоров по сложности: А, Б, В, Г, Д.

Для малышей от года до 1,5 лет рекомендуется играть с серией А — это собирание узоров одноцветных и двухцветных граней. Самое простое задание для новичков — выложить кубики в коробку, открывающуюся с двух сторон. Малыш складывает кубики в коробку, образуется какой-нибудь узор или однотонная цветовая гамма, малыш закрывает коробку крышкой, переворачивает ее, снимает крышку и... видит кубики другого цвета или другой узор, который может быть совершенно простым, например рамочка из кубиков желтого цвета, а внутри — все кубики синего цвета. Самый простой вариант — выстроить разноцветную башню из таких кубиков (по шаблону или по собственному замыслу, на скорость или на самую большую башню). Во время игры можно повторить название цветов или выстроить башню-радугу. Заодно можно выучить известную присказку «Каждый охотник желает знать...».

Уникуб

Это тоже кубики с цветными гранями, из которых можно складывать разнообразные трехмерные фигуры и композиции. Такие кубики можно купить, а можно изготовить в домашних условиях. В комплекте должно быть 27 кубиков, чтобы можно было сложить большой куб размером 3x3x3. Возьмите любой набор детских кубиков и обклейте их цветной бумагой таким образом, чтобы внешние грани всех кубиков были одного цвета. Грани верхнего слоя (9 кубиков) оклейте другим цветом. Верхние грани следующего слоя должны быть другого цвета. Снимите этот слой, а его неокрашенные грани окрасьте во второй цвет, верхние грани третьего слоя оклейте в третий цвет. То же самое сделайте с вертикальными слоями, обклеив грани разными цветами. Вначале нужно отделить те грани у 9 кубиков, которые спереди, затем задние, потом боковые справа, затем слева. Таким образом получается 27 разных кубиков, граней у кубиков шесть, а цветов используется только три.

Как играть с такими кубиками? Например, смешать кубики и сложить, как было первоначально. Все зависит от фантазии ребенка и взрослого, вариантов игры может быть большое количество. Из таких кубиков можно сложить поезд, стены вагончиков и паровозик — разные, разные фигурки, узоры — все, что вам захочется. В книге Б. П. Никитина «Развивающие игры» предлагается целых 50 вариантов.

Игра «Обезьянка»

Малыши очень любят копировать взрослых и друг друга. Для этой игры нужно несколько человек. Малыши рассаживаются вокруг стола на стульчиках. Взрослый придумывает историю про обезьянку, которая копировала движения людей (можно взять историю, предложенную в книге Б. Никитиным, а можно придумать свою). Смысл в том, что малышам предлагается повторить все действия за взрослым (ведущим). Ведущий берет со стола, например, кирпичики (пластмассовые или деревянные брусочки) или кубики, поднимает их над головой, прячет под стол, складывает из них различные фигуры, снова убирает и т. д. Малыши с такими же предметами делают то же самое. Главное — не ошибиться при выполнении заданий. Кубики можно ставить на стол быстро, со стуком или беззвучно, одной рукой или двумя — все зависит от фантазии ведущего. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.

Точечки

Для этой игры нужно заготовить карточки из картона. На карточках рисуются точки (кружочки), как на косточках домино: одна, две, три — и так до десяти, на одной карточке — пусто. На втором комплекте карточек рисуются цифры от 0 до 10.

Никитины предлагают использовать три комплекта карточек с точками с разным фоном (красным, желтым, зеленым) и разным расположением точек. Вариантов такой игры может быть огромное количество. Самый простой — разложить карточки подряд от нуля до десяти. Дальше зависит от фантазии играющих. Например, разложить карточки по цветам. Для этого заранее нужно смешать все комплекты. Затем собрать и выложить их в столбики.

Если малыш уже умеет считать, можно попросить выстроить эти столбики по возрастающему количеству точек. Чтобы малышу было интереснее, можно придумать какую-нибудь сказочную историю, например, о мальчике, растерявшем свои веснушки, или божьей коровке, потерявшей свои пятнышки. Если малыш считать не умеет, то разложите вместе пустые карточки, карточки, на которых точек поменьше и на которых точек побольше, где больше всего (отработка понятий «меньше», «больше»). Если малыш только осваивает счет, раскладывайте карточки с одной, двумя, тремя точками. Можно играть в игру, кто быстрее найдет карточки без точек, с одной, двумя точками. Можно для малышей, умеющих считать и знающих изображение цифр, раскладывать карточки с цифрами, а под ними — карточки с точками. Можно складывать вместе карточки разных цветов с одной, двумя, тремя точками и считать, сколько получилось. Можно рядом выкладывать карточку с цифрой ответа. Можно, разложив карточки по рядам, задавать вопрос, что общего в карточках (в чем различие). Например, рисунок, количество точек, размер карточек, материал, из которого они сделаны, порядок расположения точек...

Внимание

Эта игра позволяет развивать внимание и память. Правила игры очень простые: малышу показывают фигуру, какой-нибудь символ, нарисованные на плотной бумаге. Рисунок демонстрируется несколько секунд, затем его убирают. Малыш должен зарисовать эту фигуру как можно ближе к оригиналу. Рисовать лучше всего на бумаге в клетку простым мягким карандашом. Заранее нужно договориться, какого размера будет рисунок (например, в три клетки), как будут расположены все нарисованные фигуры (на одной линейке в строчку или сверху вниз по вертикали). Картинку нужно показывать не больше 3 с.. После того как малыш ее нарисовал, покажите следующую карточку. За одну игру не нужно демонстрировать больше шести карточек. В книге у Никитиных представлены всевозможные рисунки-задания для этой игры, но вы можете придумать свои варианты. В эту игру можно играть сразу с несколькими малышами, устроить оценивание, о его правилах нужно договориться заранее.

Игры с рамками Монтессори

Что такое рамки Монтессори, мы говорили выше, семья Никитиных использовала их при занятиях со своими детьми. Правда, в те времена такие рамки приходилось изготавливать собственными руками, сейчас же родители могут приобрести их в магазине.

Самое простое и любимое занятие малышей — подбирать соответствующий рамке вкладыш и вставлять его. Единственный совет Никитиных — малышам до 2 лет нужно давать по 4—5 рамок с вкладышами (имеется в виду одна фигура — одна рамка). Педагоги советуют придумывать сказочные истории, называть вкладыши чем-нибудь интересным (например, окошко и ставни в домике феи). Малыши могут соревноваться, кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки. Опять же должна существовать какая-нибудь история. Например, вот-вот пойдет дождь, и нужно скорее найти все ставенки в теремке. Можно обводить контуры рамки и вкладышей. Никитины предлагали начинать с обводки контура самой рамки. Это для малышей выполнить проще, чем обвести контуры вкладыша. Начинать лучше с таких фигур, как круг или эллипс. Самое трудное задание для малыша — обвести контур звездочки. Затем можно предложить малышу раскрасить полученную фигуру цветным карандашом. Можно усложнить это задание — сделать фигуру с двойным контуром. Вначале нужно показать ребенку, что от него требуется: нарисуйте синий круг, а внутри вкладыша — поменьше и другого цвета.

Кирпичики

Еще одна игра, предложенная Никитиными — кирпичики. С ее помощью малыши учатся работать по чертежам, читать их, у них развивается пространственное мышление. Для этой игры нужно изготовить 8 деревянных (подобрать похожие, одинаковые) или пластмассовых брусочков. Ребенку дается чертеж, по которому он должен построить модель. В дальнейшем ребенок учится делать чертежи построенной модели, конструировать новые модели и чертить их чертежи. Из кирпичиков можно строить всевозможные модели машин, дома, пароходы, мосты. Конечно же, в этой игре соблюдается принцип «от простого к сложному».

Никитины назвали свои игры развивающими, это даже не совсем игры, это, скорее, игровые занятия, благодаря которым малыши учатся думать, творить, конструировать. Они призывали родителей заниматься вместе с детьми, творить вместе с ними, придумывать свои узоры, схемы, варианты. Занимаясь с детьми по системе Никитиных, вы воспитаете талантливых детей.

Система Никитиных

система никитиных признана в америке, японии, германии и родной россии. борис павлович никитин (21.01.1916-1999) и никитина лена алексеевна (31.01.1930) - родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.

биография

борис павлович никитин родился на северном кавказе в семье кубанского казака. в 1941 году окончил военно-воздушную академию им. н. е. жуковского, служил в истребительной авиации. там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. в 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в нио министерства трудовых резервов, затем — в институте теории и истории педагогики, нии психологии и институте трудового обучения и профориентации апн. в 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт макаренко.

лена алексеевна никитина родилась в 1930 году в поселке болшево московской области. мать, е.а. литвинова, - учительница. отец, а.д.литвинов, - военный инженер. в 1948 году лена окончила болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году - московский областной педагогический институт. два года работала учительницей в селе воеводское алтайского края. с 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. с 1960-го по 1980 г. - библиотекарем и заведующей болшевской библиотекой.

будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. борису павловичу на тот момент было 42 года, лене алексеевне - 28. их объединили общие интересы - педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

в 1959 г. у них родился сын алексей, 1960 - антон, затем ольга, анна, юля, в 1969 - иван и самая младшая - любовь.

как всё это начиналось

когда в семье никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. на тот момент борис и лена имели довольно примитивное представление о младенцах. они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. тогда борис и лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. а бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
словом, никитины доверились природе, или, как считает лена алексеевна «то, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». и результат не заставил себя ждать - сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем никитины тщательно записывали в тетрадочки - дневники. позже, эти записи и легли в основу книг никитиных.

интуитивно накопленный супругами никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

«правы ли мы»?

У супругов никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. те считали, что лена и борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
в 1965 г о семье никитиных был снят первый кинофильм «правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что никитины калечат своих детей. и это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

но никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. тоже самое относится и к ребенку после года - никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- совместный сон мамы и малыша.
- естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- избегание специальной стерильности.
- обучение гигиеническим навыкам с рождения - выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем - с использованием спорткомплекса.
- предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. это учит его в дальнейшем осторожности.
- при встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой. поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет - пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- с 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «мама устала, принесешь ей тапочки». делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

главная задача воспитания - развитие способностей

основная идея методики никитиных - нувэрс - необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей. каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

основные принципы методики никитиных

Сами никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:

во-первых , это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

в-третьих , это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию - накормить, одеть, уложить спать).

правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. как писал б.никитин « самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. а если упал, если неудача? тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("не горюй, еще получится!")».

и дети учат нас

Все психологические тонкости общения никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.

и вот два тому примера:

первый.

когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), лена и борис делали вид, будто не замечают этого. малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. и какое-то время никитины считали, что они делают всё правильно. но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. он был равнодушен к слезам брата. это заставило никитиных изменить свою тактику.

второй.

вся семья собралась за столом на ужин. самый маленький из детей, ему еще не было и года, сидел у мамы на коленях. взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. все перестали есть, настроение было испорчено. «ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. плачущий малыш пополз за ней. и только опомнившись, лена поняла, как была несправедлива к нему: «сын искал у меня понимания и помощи, а получил - за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»

ошибки воспитания

Разумно используя идеи никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. те же явные недочеты, о которых впоследствии лена и борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1. сосредоточенность на детях. несмотря на то, что и лена, и борис работали - всё остальное время они посвящали только детям.

2. семья никитиных жила в искусственно - изолированном мире. вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. дети не посещали детский сад - никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. в результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. в школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.

3. в семье никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. решение многих проблем легло на плечи лены, она была ведущим лидером.

4. серьезная жизнь порой подменялась игрой. у никитиных была мастерская. дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.

5. никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.

6. дети в семье никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. и соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. поэтому, если что-то детям никитиных не нравилось или было для них трудно - они этого избегали. когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания - никому этого делать не хотелось. детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу - и мама оставляла их дома.

7. семья никитиных жила как в аквариуме - в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди - гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. при этом у каждого посетителя было своё видение системы - начиная от доброжелательно - положительного и заканчивая агрессивно - обвинительным. а семья и дом - это наша крепость, это личное.

Многие считали, что дети никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. но сами лена и борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". дети никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. все они состоялись во взрослой жизни - каждый из них является специалистом в своей области. у всех есть крепкие семьи и, как минимум, двое детей.

список литературы

в книгах никитиных, как говориться, из первоисточников, вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. книги очень легко читаются - ведь они написаны живым родительским языком. если вам и не захочется последовать примеру супругов никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. никитин б.п. наши уроки. - л., 1992.
2. никитин б.п. первый год, первый день. - м.: знание, 1994.
3. никитин б.п. развивающие игры. — м.: педагогика, 1985.
4. никитин б. п. ступеньки творчества или развивающие игры. — м.: просвещение, 1991. ссылка
5. никитина л. а. мама или детский сад.— м.: просвещение, 1990.
6. никитины л. и б. мы и наши дети.— м.: молодая гвардия, 1979. ссылка
7. никитины л. и б. мы, наши дети и внуки. - пермь, 1997.
8. никитины л. и б. резервы здоровья наших детей. — м.: физкультура и спорт, 1990. ссылка
9. никитин б. п. детство без болезней. — с-пб.: ик «комплект», 1996.
10. никитин б.п. здоровое детство без лекарств и прививок. - м.: лист-нью, 2001.
11. никитина л. а. отчий дом. — 1982.
12. никитина л. а. я учусь быть мамой. — м.: лист-нью, 2002.
13. никитина л. а. исповедь. — 1991.
14. никитина л.а., соколова ж.с., блудова л.а. родителям xxi века. - м.: знание, 1998.

Материал к занятию.

Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, которую они разрабатывали, основываясь на наблюдениях за собственными детьми. Применяя свои революционные методы воспитания на своих детях, Никитины достигли неимоверных результатов и доказали, что возможности человека безграничны. Благодаря методике семьи Никитиных и ваш ребенок может превратиться в гармонически развитую личность с творческим и гибким мышлением.

Впервые Никитины заявили о себе в конце 50-х . годов. В небольшом подмосковном поселке стало известно о молодом семействе, чьи дети бегают босиком по снегу, выполняют неимоверные акробатические этюды и в то же время, в свои три-четыре года поражают своей эрудированностью и воспитанностью. Для столь юного возраста Никитинские дети обладали недюжими познаниями в математике, решали логические задачки, а в школе перескакивали через класс и изучали более сложную программу для их возраста.

Доказав состоятельность своей методики, Никитины принялись распространять ее по всей территории советского союза. Период наибольшей популярности методики раннего развития по-никитински пришелся на 60-70 -е годы.

Принципы методики Никитиных

Никитины говорили о двух основных ошибках, которые допускают большинство родителей в воспитании своих деток. Во-первых - это сверхзабота , сверхорганизованность в воспитании ребенка. Родители буквально не дают ребенку дышать, так как душат его своей опекой и уходом. Постоянные занятия, игры и упражнения, которые ребенок выполняет только под контролем родителей, никак не способствуют развитию его самостоятельности. Ребенку необходимо заниматься самостоятельной деятельностью, иначе он попросту не будет развиваться.

Второй ошибкой является заброшенность ребенка. Это диаметрально противоположная крайность, в которую впадают так же немало количество. Из-за нехватки времени или по другим причинам, мама и папа практически не общаются с ребенком. Это, конечно, не значит, что о нем не заботятся, его кормят, одевают, водят в детский сад. Но без постоянного контакта с родителями ребенок не может развивать в себе многие необходимые ему качества. Такая изоляция ребенка от родителей может привести к эмоциональной бедности, к задержке психического и эмоционального развития.

Именно поэтому, чтобы не допускать таких крайностей, Никитин основывал свою теорию на принципах естественности, близости к природе и творческом подходе . Дети должны сами распоряжаться своим временем и поступками. Роль родителей - не управляющий, а помощник в познании удивительного нового мира. Они должны помогать советом, если малыш не может ответить на тот или иной вопрос. Они ни в коем случае не принуждают ребенка заниматься той или иной деятельности, они просто способствуют тому, чтобы ребенок сам заинтересовался этим занятием, увлекся чем-либо .

В постоянном контакте, общении, совместной деятельности, должны развиваться творческие способности ребенка, его самостоятельность, инициативность и гибкость мышления. Именно так, по мнения Бориса Никитина, необходимо готовить детей к будущей взрослой жизни.

Итак, основные принципы звучат так:

  • свобода . Ребенок должен свободно заниматься творчеством. Родители не могут навязывать малышу специальные упражнения, занятия, уроки. Просто предложите варианты, и пусть ребенок занимается, чем хочет.
  • спорт . Дети должны быть одеты в удобную легкую спортивную одежду, а в доме обязательно должны быть спортивные снаряды. Таки образом ребенок сам потянется к спорту без вашего участия, ведь спорт станет привычной частью их жизни.
  • неравнодушие . Родители должны искренне радоваться за победы малышей и вместе переживать из-за неудач. Все детские игры и соревнования должны проходить под наблюдением родителей, а родители должны стараться показывать свою реакцию на все, что происходит.

Главное, что необходимо запомнить родителям, это то, что они не должны мешать ребенку развиваться. Не нужно давить на детей, загонять их в рамки и собственное представление о правильных поступках. Помогайте ему познавать этот мир, не навязывая шаблоны и ярлыки.

Как признавались Никитины, целью их такого оригинального воспитания детей совсем не было раннее их развитие. Они просто заметили, что если создать определенные условия для развития тех или иных способностей, они будут развиваться гораздо раньше. Так, например, если ребенок еще не говорит, играйте с ним кубиками, карточками с буквами и тому подобными материалами, и он научится говорить и читать гораздо раньше остальных сверстников.

Физическое развитие

Никитины, как и многие педагоги, радели за гармоничное всестороннее развитие ребенка. Поэтому они уделяли внимание не только умственной сфере, но и физической. Ведь по большому счету, с помощью своего тела ребенок тоже познает окружающий мир, а чем здоровее будет тело, тем легче ему будет это дело.

Поэтому не нужно перегружать ребенка лишней одеждой, сковывающей движения, не нужно «пичкать» его организм тяжелой высококалорийной вредной пищей. Детство ребенка должно быть легким во всем, так он быстрее будет развиваться, ведь ничто не будет утяжелять его поход к знаниям. Обязательно в доме должны знать, что такое спорт и заниматься спортом. Ребенку необходимо с раннего детства знакомиться с различными спортивными снарядами. Закаливание так же очень полезно для здоровья малыша, именно ему Никитины уделяли довольно много внимания и благодаря этому, их дети никогда не болели.

Интеллектуальные игры по методике Никитиных

Основные принципы всех игр Никитиных:

  • Не стоит объяснять ребенку алгоритм решения задания, не подсказывайте ему, тем самым вы помогаете малышу развиваться. Ребёнок учится самостоятельно решать проблемы, нестандартно смотреть на ситуацию.
  • Никогда не требуйте от ребенка мгновенного успеха. Он не сможет с первого же раза правильно решить все задачи, более того, может он не сделает это и с третьего. Просто сложность задания слишком высота для уровня развития малыша.
  • Алгоритм решения в пособиях Никитина всегда зашифровывается в виде рисунка, узора, схемы или фигурок, собранных из конструктора, кубиков. Важно чтобы ребенок мог потрогать и увидеть эту подсказку, тогда он сможет проверить правильность решения задачи.
  • Большая часть всех никитинских игр не ограниченны только одним вариантом решением. Благодаря вашей фантазии и фантазии малыша вы сможете создать абсолютно новую игру на основе старой. Создание новых игр так же благотворно влияет на развитие творческих способностей малыша.

Уже больше полувека система педагогического влияния на развитие детей семьи Никитиных пользуется популярностью не только среди педагогов, но и родителей на просторах бывшего Советского Союза.

Методика Никитиных основывается на главном принципе – это раннее развитие ребенка как физическое, так и интеллектуальное. Она включает в себя все периоды ранней возрастной категории, начиная от родов и заканчивая дошкольным возрастом.

Сейчас основные постулаты этой системы не вызывают удивления или непонимания у родителей, так как они уже хорошо знают или хотя бы слышали о важности раннего развития для своего малыша. А еще совсем недавно основные правила методики у многих вызывали непонимание и массовые протесты. Они базировались на том, что ее основа не уникальна, и что детей, которые воспитаны по ней и достигли во взрослой жизни определенных вершин, не так уж много.

Но факты пользы такого раннего развития говорят сами за себя. Кроме того, методика семьи Никитиных принята одной из основных детских программ развития в такой стране, как Япония. Книги автора переведены на многие языки мира и активно продаются даже в наше время, а в Германии открылся институт имени семьи Никитиных, изучающий ранее развитие.

Из этой статьи вы узнаете

Кем были авторы

Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.

Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей. В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети, были завораживающим зрелищем для них. Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.

Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.

Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей. «Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении. Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

  • Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
  • Вторая ошибка – это заброшенность. При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет. При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Принципы воспитания

Все своды воспитания по методики семью Никитиных можно условно разделить на четыре основных принципа, которые воедино дают положительный результат в развитии малыша.

Система Никитиных предпологает:

Первый принцип основывается на свободе творчества детей на занятии. Не нужно специальных уроков, все они носят чисто познавательный характер, и только ребенок определяет то, чем он хочет заниматься, как и сколько. Основные правила для родителей:

  • не навязывайте определенную программу обучения;
  • не нужно объяснять правила, лучше вовлечь его в новый вид деятельности с помощью сказки, воспользовавшись интересом и желанием малыша подражать взрослому. Если это вызовет интерес ребенка – он будет играть и развиваться в этом направлении;
  • начало любой новой игры требует активного участия взрослого, но в дальнейшем его присутствие не обязательно.

Второй принцип – дать малышу делать все самостоятельно. Если определенное задание ребенку под силу, дайте ему возможность выполнить его самому. Пусть в первый раз не получится, но учиться новому путем проб и ошибок – это правильный путь к воспитанию личности. Для родителей важно помнить следующее:

  • не спешите решать проблему за малыша, дайте ему возможность подумать и решить самостоятельно;
  • если найти правильный путь для ребенка становится тяжело, вернитесь к более легкому, уже сделанному подобному заданию и снова начинайте по нарастающей, не забывая хвалить малыша за его маленькие победы;
  • если невозможность найти правильное решение заставляет кроху покинуть начатое, отложите занятие, пока снова не появится интерес.

Третий принцип – это гармоническое распределение внимания и на физические, и на умственные способности малыша. Не нужно акцентироваться на одном из пунктов. Они должны дополнять друг друга. Только в этом случае методика дает всестороннее развитие ребенку.

Совместная работа взрослого и малыша – это четвертый постулат методики семьи Никитиных. Помогая по хозяйству маме или отцу, девочки и мальчики учатся этому труду. При этом родители не забывают активно участвовать и в занятиях их малышей.

Похвала занимает очень важное место в воспитании ребенка. Такое утверждение закономерно, ведь любящие родители не могут не похвалить свое дитя за его достижения в решении той или иной задачи. Даже если ребенок потерпел неудачу, найдите способ похвалить его, не акцентируя внимания на его поражении, и он обязательно вернется и доведет дело до конца.

Воспитательные аспекты с момента родов

Уже упоминалось, что воспитательная методика семьи Никитиных берет свое начало с периода родовой деятельности у женщины. Хотя у педагога Б. Никитина были советы о поведении будущей матери и при вынашивании. Но все же, основа воспитания начинается с родовой деятельности.

Когда Лена и Борис Никитины отправляли свою дочь в роддом, они составили целый список с просьбами к врачам и медицинским сестрам учреждения.

  • Роды без медикаментов. Применение анестезии в несколько раз ухудшает родовую деятельность и пагубно сказывается на здоровье и матери, и малыша.
  • Роды в положении полусидя.
  • Пуповина перерезается только после того, как в ней перестает пульсировать кровь.
  • Раннее прикладывание к груди. Это дает малышу спокойствие, чувство защищенности и понимание, что мама рядом.
  • Совместное присутствие новорожденного с матерью сохраняет их связь и в значительной степени успокаивает малыша.
  • Кормление по требованию. Это первый шаг к самостоятельности малыша. Он сам определяет, когда ему кушать. Кстати, перед процессом кормления грудью Никитин предлагал полностью раздевать кроху, чем вовлекал его организм в способность терморегуляции.

  • Не пеленать. Отсутствие движения и контакта с окружающим миром сокращает возможности крохи познавать его.
  • Закаливание. Применение воздушных ванночек сразу же после рождения – это путь к успешному и крепкому здоровью.

Многие их этих предпосылок сегодня используются в родильных домах и значительно улучшают процесс появления малыша на свет.

Если вы решились на методику воспитания ребенка по принципам семьи Никитиных, то при правильном подходе и выполнении всех требований вы гарантируете хорошее физическое и умственное развитие своего малыша.

Елена и Борис Никитины стали известны в нашей стране как учителя, родители и авторы, которыми была изобретена оригинальная методика воспитания детей. Кроме того, они являются приверженцами идеи, что творческие формируются с раннего детства. Никитины - счастливые родители семерых детей и бабушка с дедушкой двадцати четырех внуков.

Суть методики

Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Борис Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся (дом или квартира), должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творчества и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений.

Кроме того, необходимо много времени уделять занятиям со своим ребенком. Методика Никитиных устанавливает, что особое внимание нужно обращать на то, чтобы пособия для обучения малыша были немного сложнее на сегодняшний день, чем его возможности.

Основные идеи

Чтобы лучше понять названную методику, следует рассмотреть ее некоторые основные идеи.

  1. Нет нужды делать какую-то специальную зарядку, тренировки или уроки. Каждый из детей занимается ровно столько, сколько он хочет. При этом гимнастические занятия должны сочетаться с другой деятельностью.
  2. Каждый из родителей, будь то мама или папа, не должен с равнодушием относиться к навыкам и умениям малыша. Взрослые должны участвовать в соревнованиях, играх детей и в их жизни.
  3. Кормить новорожденного малыша необходимо по требованию, даже если ему захочется покушать ночью. Не нужно создавать никакого режима специально. То же самое касается и детей в возрасте после года. Елена и Борис придерживались правила не кормить малышей насильно.
  4. Методика Никитиных подтверждает и необходимость проводить регулярные процедуры закаливания, а также воздушные ванны. Дети при этом не должны находиться в абсолютно стерильной среде.
  5. Обучать основам гигиены малышей необходимо с самого их рождения. Для этого ребенка нужно выдерживать над тазиком, в том числе и в ночное время.
  6. Следует давать малышу специальные гимнастические упражнения, чтобы он был хорошо развит физически. Как подчеркивает методика Никитина, для детей желательно установить в квартире или доме спортивный комплекс, чтобы они могли тренироваться в свободное время.
  7. Детям нужно предоставлять полную свободу, чтобы дать возможность в полной мере познать окружающий мир. Такой способ поможет малышу занять активную позицию в жизни.
  8. Каждый из родителей должен знакомить ребенка с миром опасных предметов (к примеру, спички, ножницы). Малышу позволяется (под присмотром кого-нибудь из взрослых) дотронуться до горячей кастрюли или слегка уколоть палец иголкой. По словам Бориса Никитина, такой способ воспитания научит детей осторожности, и в будущем они будут аккуратно обращаться с опасными предметами.
  9. Если встречается большая угроза (например, автомобиль, окно, открытое настежь, или поезд), следует изобразить преувеличенный страх и опасение. Малыш должен взять такое поведение родителей за образец.
  10. Методика Никитина для детей гласит, что нельзя что-то категорически запрещать ребенку. Лучше говорить, что эту новую книжку нельзя рвать, а вот эту старую прочитанную газету можно.
  11. В первый раз давая малышу вилку, ложку или карандаш в руку, следует сразу же закрепить правильное положение предмета. В противном случае ребенка придется переучивать.

Игра «Уникуб»

В качестве поддерживающих описанную методику игр Никитины использовали "Уникуб". Он понравился многим последователям названной методики. В эту игру входят 27 кубиков. Каждая из их граней покрашена в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое И благодаря этой игре, в будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Самое простое рассчитано на ребят в возрасте от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, методика раннего развития рассчитана на несколько завышенные требования для ребенка, дающие ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживает множество родителей, но часть специалистов считает, что давать «Уникуб» маленьким не стоит, так как развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет не имеет смысла. Специалисты советуют играть в «Уникуб» младшим школьникам.

Методика Б. Никитина основана на том, что родители не должны заставлять малыша заниматься, если он не хочет это делать - не следует принуждать ребенка. А значит, и начинать разбираться с заданиями нужно с игры, которая должна проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Как играть в «Уникуб»

Для начала взрослые должны сами познакомиться с правилами игры. Авторы «Уникуба» советуют родителям попробовать собрать грани одних и тех же оттенков самостоятельно. Должен получиться куб. Малышу, конечно, может понадобиться помощь мамы или папы, но в будущем он будет с удовольствием играть сам.

Если же у ребенка не получается какая-либо модель, то взрослый не должен помогать. Лучше будет, если малыш на некоторое время отложит игру, а потом приступит к ней с новыми силами, пока не разберется сам. Как утверждает методика понравятся любому ребенку.

Никитины в своей книге «Интеллектуальные игры» дают рекомендации начинать заниматься с «Уникубом» с того момента, когда малышу исполнится 3 года. Дети могут сами определить, каков уровень их возможностей, при выборе заданий.

Но, как уже говорилось ранее, часть специалистов и педагогов настаивают, что данная игра больше подходит для дошкольников. «Уникуб», по их мнению, станет отличным подспорьем для родителей, которые готовят детей к поступлению в первый класс. Малыш благодаря таким занятиям станет более внимательным и усидчивым.

Игра "Сложи квадрат"

Следующая игра, которая входит в развивающую систему Никитиных, рекомендуется для развития логического мышления. Как утверждают авторы, она подойдет малышам, находящимся в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. «Сложи квадрат» выглядит как набор из различных геометрических фигур, из которых нужно собирать квадраты. Каждая их деталь покрашена в одинаковый цвет.

Игра представлена тремя уровнями сложности. В первом квадрат складывается из двух частей, во втором - из трех. С каждым новым уровнем число деталей увеличивается.

Методика развития Никитиных предполагает, что совсем маленьким детям рекомендуется давать не более трех деталей для собирания. Что же касается малышей постарше, то они могут разобраться с квадратом из пяти частей. А дети, которые готовятся к школе, могут брать задания и посложнее - от семи деталей.

Насколько успешно будет выполнено задание, зависит в первую очередь от заинтересованности малыша в игре и уровня его подготовки. По отзывам родителей, лучше всего начинать играть в «Сложи квадрат» с обычных заданий. Такой подход пробудит у ребенка интерес к занятиям. Кроме того, каждое правильно выполненное задание нужно закреплять похвалой. Никитины убеждают, что такой метод закрепит положительное отношение к игре.

Принципы игры «Сложи квадрат»

Каждая из составных частей перемешивается взрослым, после чего малыш рассортировывает все по нужным цветам. Для этого он выбирает кучку деталей одного оттенка и постепенно складывает небольшого размера квадраты. Делать это нужно не торопясь, и каждая часть в результате должна превратиться в большой квадрат. Игру следует усложнять постепенно. Три первых квадратика составляют из трех деталей, а следующие уже из четырех и т. д.

С помощью такой игры, как утверждают приобретшие ее родители, малыш может легко развить сообразительность, и ощущение цвета. Ребенок учится логике, думая, какой набор геометрических фигур можно составить в квадраты. Следует постепенно усложнять задания «методом ледокола». То есть нужно на время перестать заниматься сложным заданием, чтобы с ним было легче справиться в дальнейшем. Такой подход позволяет детям решать задания самостоятельно, без участия мамы и папы.

Игра «Сложи узор»

В следующую игру, по словам Никитиных, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по отзывам родителей, и дошкольникам более старшего возраста интересно создавать узоры по образцу.

Игра представлена в виде 16 кубиков совершенно одинакового размера, каждая из граней которых покрашена в однотонный - синий, белый, желтый и красный - цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Помимо того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены узоры методики Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развить пространственное и художественные и конструкторские способности, а также фантазию и внимание. Названная игра пришлась по вкусу родителям малышей, более того, они обнаружили, что создать такие кубики можно и самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластмассы. Их грани можно окрасить или обклеить с помощью цветной бумаги.

Основные правила игры «Сложи узор»

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может сам выбрать подходящий ему по силам.

Каждый узор можно придумать самостоятельно или складывать по имеющемуся образцу. Во время наблюдения за старшими, которые создают конструкции, малыш с удовольствием сам начнет подражать им, а потом и делать свои рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральном масштабе на бумаге, а потом создать собственные изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором уже говорилось ранее. Это значит, что каждое из занятий следует начинать с небольшой паузы, при этом уйдя в обучении назад на несколько шагов. После того как малыш уже сможет повторить задание, с которым он знаком, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение "метод ледокола" Никитина, методика и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любая сложность в жизни ребенка может решаться так же. Если проблему не удается преодолеть сразу - лучше оставить ее решение и заняться им спустя некоторое время, с новыми силами.

Как заинтересовать ребенка игрой?

Вопрос, как заинтересовать игрой ребенка, волнует многих родителей. Для этого следует не отступать от некоторых принципов:

  1. Обучение должно приносить радость и малышу, и его родителям. На этом и построена методика обучения Никитиных. Ведь каждое достижение ребенка - это еще и достижение его мамы и папы. Победа окрыляюще действует на детей, а это является залогом его успехов в будущем.
  2. Малыша следует заинтересовывать игрой, но ни в коем случае не заставлять насильно. Каждое из заданий ребенок должен выполнять самостоятельно. Родители же должны набраться побольше терпения и не подсказывать правильное решение. Малыш должен думать и искать ошибки своими силами. Постепенно поднимаясь, он начнет справляться с заданиями все большей сложности. Такая методика Никитиных помогает ребенку развить способности к творчеству.
  3. Перед тем как поручить детям задания, взрослым необходимо попробовать выполнить их самим. Кроме того, родители должны записывать время, за которое они смогут найти ответ на то или иное задание. Не только ребенок, но и мама с папой должны учиться делать его очень быстро.
  4. Начинать следует с задач, которые по силам малышу, или с самых простых частей. Обязательным условием является успех, полученный в самом начале игрового обучения.
  5. Бывают случаи, по отзывам, когда малыш не может справиться с заданием. Это значит, что взрослые переоценили уровень развития своего ребенка. Следует устроить небольшой перерыв на несколько дней, а затем начать с заданий полегче. Лучшим решением будет, если малыш сможет выбрать необходимый уровень самостоятельно. Ни в коем случае нельзя его торопить, иначе у ребенка пропадет интерес к обучению.
  6. Порядок игры по методике Никитина определяется просто. Начинать лучше всего с игры «Сложи узор». Родители могут включаться в такое творчество вместе с детьми.
  7. Каждое из увлечений малыша проходит волнообразно. Это значит, что если у него начинает пропадать интерес к обучению, следует не напоминать об игре несколько месяцев. По истечении этого времени ребенку можно напомнить о ней, и он снова с удовольствием приступит к выполнению заданий.
  8. После того как малыш научится складывать модели и узоры по готовым инструкциям, можно переходить к новым. Для этого опытные родители советуют завести тетрадь и зарисовывать туда (можно поручить это ответственное задание ребенку) фигуры для выполнения.
  9. Можно устраивать небольшие соревнования. Дети в этом случае решают задания наравне со взрослыми участниками. При этом не нужно бояться, что авторитет родителей пострадает. Развивающая методика Никитиных предполагает, что малышам понравится конкурировать с мамой или папой.

Спорные моменты

Описываемая методика вызывает до сих пор много споров. Как подчеркивают ее противники, Елена и Борис Никитины делали основной упор на развитие интеллекта, трудовых навыков и физических возможностей детей, но не уделяли внимание нравственной, гуманитарной и эстетической стороне воспитания. С помощью этих занятий, говорят они, происходит интенсивное воздействие на левую половину мозга, а правая практически не затрагивается.

То есть в случае если у малыша наблюдаются склонности к гуманитарным наукам, занимаясь по системе Елены и Бориса Никитиных, родители могут упустить возраст, который чувствителен к развитию таких способностей.

Еще один важный вопрос касается физического закаливания. Несмотря на то что методика семьи Никитиных очень рекомендует это, осуществляя такие процедуры, следует не перестараться. Нужно следить за самочувствием своего ребенка. Есть дети, которые прекрасно реагируют на температуру +18°С, но есть и категория, не переносящая такие условия. В этом случае следует смягчать условия.

Но в целом, если выбрать из методики Никитиных только то, что подходит ребенку, как подчеркивают ее последователи, можно развить его способности без особых усилий.