Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к россии у дошкольников. О любви к родине, патриотизме и национализме

Любовь к Родине – это очень сильное чувство. Это любовь к своей семье и тому месту, где ты родился и живешь. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. Любовь к Родине делает нас сильными. Это чувство помогло нашим прадедам совершить великий подвиг - победить в Великой Отечественной войне.
Максим Должиков. (13 лет, г. Москва)

Любовь к Родине - это любовь к стране, где мы родились. Родина - это страна, где живут наши родные и близкие люди. Мы говорим на родном языке, который слышим с детства, на котором мы говорили первые слова. Научились читать любимые книги и писать письма своим любимым. Слова мамы на родном языке - это тоже часть Родины.
Елизавета Мандрыкина (13 лет, г. Темрюк)

Любовь к Родине – это любовь к тому месту, к той стране, где ты родился и живешь. Это твои, и только твои воспоминания о том месте, где ты увидел впервые свет и сделал первый вздох. Любовь к Родине – это твоё желание, твоя возможность и твоя обязанность защищать своих родных и близких. Это тепло и руки мамы. Любовь к Родине – это самое теплое, чистое и честное, что есть у человека.
Артем Должиков (12 лет, г. Москва)

Любовь к Родине - это значит любить место, где ты родился, страну, где находится это место и государство. Для меня любить Родину, значит быть патриотом своей страны, воспринимать несмотря ни на что ее такой, какая она есть, гордиться тем, что я родился именно здесь, чтить традиции своего народа. Любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.
Елизавета Гирсанова (13 лет, г.Новороссийск)

Моя страна - Россия! Я горжусь тем, что я гражданин своей великой страны, которая победила фашизм и построила прекрасные города. Моя малая Родина-Мурманск, здесь я родился и живу. Это самый крупный в мире незамерзающий порт и я хочу связать свою будущую жизнь с морем. Я люблю свою семью, свой город, своих друзей. Хочу, когда вырасту, сделать их жизнь лучше и приложу все свои силы для этого.
Семён Бузмаков (13 лет, г. Мурманск)

Для меня " Любовь к Родине" - это в первую очередь уважение к истории моей страны, к народам и традициям. Ко всему прочему, " Любовь к Родине" должна выражаться в действиях и поступках. Наиболее ярко выразить свою преданность к Родине можно подробно изучив ее историю, побывав в знаменательных местах нашей большой страны. Для меня это понятие еще значит - получить достойное образование, чтобы быть полезным своей стране. Любить Родину - это знать ее героев, уважать их, поддерживать тот патриотизм, которым наградили нас наши деды.
Глеб Юрков (15 лет, г. Москва)

Любовь к Родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Любовь к Родине – это, прежде всего, любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, вырос, нашел верных друзей, встретил первую любовь, шагнул во взрослую жизнь. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина. Малые Родины сливаются в целую страну, к которой каждый ее гражданин испытывает возвышенные чувства - патриотизм, гордость, восхищение. Особенно это чувствуешь, когда находишься далеко от Родины.
Ульяна Алексеева (14 лет, г. Кондопога)

Если честно , я еще не могу в полной мере прочувствовать это выражение. Скорее всего, когда стану старше, то чувство это проснется. Пока я могу сказать, что у большинства русских людей две Родины: одна "малая" - тот регион, республика, край где он родился. А вторая, конечно, сама Россия! Люди скучают по своей малой Родине, если переезжают жить в другие края. Люди скучают по России, если уезжают жить заграницу. "Любовь к Родине" - это любовь к людям, с которыми ты вырос, любовь к родному дому и родителям. "Любовь к Родине" - это любовь к природе родного края, к климату, к традициям в семье и народе, с которыми ты жил или живешь. Тот, кем ты стал во взрослой жизни, было заложено в тебе в том крае, в котором ты родился и вырос. В нашей семье малая Родина - республика Удмуртия! Я не смогу сказать про Любовь к нашей Родине лучше, чем сделала это моя мама:
Сердцем вышита над русскою равниною,
Пашнями, лесами, и талмасами
Нитью родников, дорогой длинною,
И узорами на платьях нитью красною...
Сердцем видится мне родина - Удмуртия,
В летний зной, весной, в мороз и снег.
Ты смиренная моя, Удмуртия, и мудрая,
Предуралья древний оберег!
Собрала в одну семью моя Удмуртия
Сто народов, сто культур и сто сердец …
Каждый говорит земле: "Люблю тебя"
Каждый здесь хозяин и творец!
Даниил Журавлев (15 лет, г. Москва)

Думая о Родине , я думаю о той великой, прекрасной стране, в которой родилась, связываю понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Я чувствую гордость оттого, что являюсь частью этой страны, частью этого большого мира. Затаив дыхание, мы, с переполняющей душу, патриотизмом смотрим военные парады на главной площади страны, с гордостью и восторженной дрожью в голосе поздравляем ветеранов с Днем Победы. У каждого человека есть Родина, и для каждого она своя...Невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно, и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь все её недостатки и всё-таки любишь.
Мария Яковлева (12 лет, г. Астрахань).

Любить Родину – значит знать историю родной страны, уважать культуру, обычаи и традиции своего народа. Любовь к Родине у всех разная. Для кого-то это означает просто жить в своей стране, наслаждаться родными закатами и родным небом, ходить по родной земле, дышать родным воздухом. А для кого-то любить Родину – это прославлять свою страну, способствовать ее развитию и процветанию своими поступками, своим трудом – как физическим, так и интеллектуальным. Кроме того, считаю, что любить свою Родину – это еще и любить людей, своих сограждан, быть готовым помочь любому человеку и не занимать позицию «каждый сам за себя». Ведь все вместе мы – сила и мощь нашей страны, а по одиночке – просто жители, населяющие ее.
Екатерина Карпова (14 лет, г. Реутов)

Выражение «Любовь к Родине» для меня значит, в первую очередь, любовь к моей семье. «Любовь к Родине» каждого человека и всего русского народа к своей стране – это готовность всегда защищать свою Родину, её интересы и народ. Все русские люди еще в давние времена были друг другу «братья». В трудные времена русский народ много раз доказывал «чужакам» свою любовь к Родине, объединяясь и побеждая врагов, действуя по принципу любимого выражения Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!». Также «Любовь к Родине» - это любовь к родному языку, окружающей природе, городам, селам и поселкам, где проживают люди. Мы все радуемся победам наших спортсменов на международных соревнованиях, изобретениям мирового масштаба наших ученых, успехам наших соотечественников в различных областях деятельности. Родина может гордиться своими воинами, которые защищали ее от врагов, не щадя своей жизни. Если происходят какие-то неудачи, несчастные случаи, то их ликвидируют соответствующие службы, добровольцы, волонтеры. Мы все радуемся победам наших спортсменов на международных соревнованиях, изобретениям мирового масштаба наших ученых, успехам всех наших людей в различных областях деятельности. Разве это не проявление любви к Родине?
Алёна Олейникова (11,5 лет, г. Таганрог)

Родина-это моя семья , город, где я родился, страна, где я живу, язык, на котором я говорю. Куда бы ни закинула человека судьба, Родина-это место, в которое всегда хочется возвращаться. Я думаю, что каждый из нас должен быть патриотом своей страны. Патриот-это человек знающий, прежде всего, историю своей Родины. Без прошлого у нас не будет и будущего. Родина - это мама, которую каждый из нас бережет, лелеет, любит и благодарит за свое рождение.
Иван Моськин (12 лет, г. Керчь)

По моему мнению, любовь к Родине - это, прежде всего, уважение к ней. Человек, который любит свою Родину, не променяет её ни на что другое, какая бы она не была. Любовь к Родине - это гордость за её культуру и традиции. Человек, любящий Родину, старается не только сохранить всё это, но и изменить Родину в лучшую сторону. Он готов в любой момент пожертвовать ради неё чем угодно, даже собственной жизнью.
Диана Анисимова (15 лет, г. Москва).

Любовь к Родине для каждого человека значит свое. Для кого-то, это последнее письмо с фронта, от которого все внутри сжимается и хочется плакать, для кого-то это просторы родных полей и свежесть лесов, для кого-то это двуглавый орел - символ силы и власти. А я считаю, что любовь к Родине соединяет в себе все это и даже больше. Родина начинается с семьи, дома, родного двора, "картинки в букваре" и все это мы любим и храним в своем сердце всю свою жизнь и готовы защищать даже воспоминания об этом. Мое отношение к Родине характеризует известное стихотворение, которое прозвучало в фильме "Брат":
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное.
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Больше мне добавить нечего!

Софья Любова (14 лет, г. Архангельск)

Я считаю, что «Любовь к Родине» - это когда ты готов защитить свою страну.

Родина, ты как мама мне!
Не зря есть ты в моей судьбе.
Родина я люблю тебя!
Родина ты все для меня.
Я в любую минуту пойду защищать тебя.
Родина ты жизнь моя!

Ксюша Гуреева (11, 5 месяца г. Москва)

Выражение «Любовь к Родине» для меня означает, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Гордиться ей и менять ее в лучшую сторону, прежде всего, своим примером. Переживать со своей страной ее тяжёлые периоды и разделять радость побед и достижений. Своей повседневной работой, службой, учёбой способствовать процветанию и развитию своей Родины, созиданию и движению вперёд. Знать и уважать историю и традиции своего народа. Быть добрым и честным, грамотным и уверенным в своих взглядах. С честью и достоинством представлять свою страну и свой народ за ее пределами, это очень актуально для нас как жителей Калининградской области, поскольку ввиду своего географического положения нам чаще приходится бывать в соседних странах Европы нежели в основной части России. Патриотизм и любовь к родному краю дают человеку чувство принадлежности к великой культуре и делают частью истории. Когда любишь свою малую Родину, где бы ты ни был, знаешь, что есть место, где ты счастлив.
Алиса Князева (14 лет, г. Калининград)

Любить Родину -значит быть достойным гражданином своей страны. Своими делами и трудом способствовать процветанию и развитию, созиданию и движению вперед. Уважать историю своего народа. Уважать и почитать старых людей, своих родителей, воспитателей и учителей, быть добрым и честным. Быть грамотным и уверенным в своих взглядах. Любовь к Родине-ощущение счастья.
Полина Дудник (13 лет, г. Темрюк)

Любовь к Родине для меня означает: моя страна в которой я родился, в которой я живу. Я хочу, чтобы в моей стране всегда был мир, что бы было ясное небо над головой. Любовь к родине есть в сердце каждого из нас. Просто кто-то чувствует острее и глубже. Другие же в круговороте повседневной жизни не задумываются об этом. Но если беда черным крылом накроет родную землю, каждый станет патриотом Отчизны.
Евгений Гречишкин (13 лет, г. Новороссийск)

Любовь к Родине есть в сердце у каждого. Только все мы воспринимаем это по-разному. Кто-то ощущает это довольно остро и глубоко, кто-то же в повседневной рутине не замечает этого. Для меня любовь в Родине – это любовь к месту, где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг, встретил друзей, шагнул во взрослую жизнь. И где бы ты ни оказался, всегда захочешь вернуться именно туда.
Маргарита Агабекян (13 лет, г. Новороссийск)

Любовь к Родине - это то чувство, которое испытывает человек к Родному краю, в котором был рожден и воспитан. Человек не предаст любимую страну и не покинет, а если и покинет, то будет сожалеть об этом и ждать возвращения в Родной дом. Именно из-за этой любви мы готовы сражаться с врагами и защищать свою землю на которой жили наши мамы и папы. Человек, который живет без чувства родины никогда не будет чем-то жертвовать ради этого Родного места - он просто переедет.
Анна Соколова (13 лет, г. Туапсе).

"Любовь к Родине"- это любовь к людям, которые живут вместе со мною в моей стране, в моем городе, в моем доме. Наверное, так-же чувствуют и люди, живущие в других городах и странах. Мне очень грустно, когда кто-нибудь из моих знакомых переезжают в другой город, потому, что я привыкаю видеть этих людей рядом, дружу с ними, не хочу с ними расставаться. А если бывает необходимость мне уехать, то даже если интересно путешествовать, то потом хочется в свой город к друзьям и родственникам. И когда снова ты видишь-какой прекрасный мой город, наш дом и все близкие тебе люди, чувствуешь радость! Когда я стану взрослым - буду работать вместе с другими людьми на пользу своей страны, а если кто-то нападет на нас, то пойду в военно-морской флот защищать своих родителей, сестер, брата и всех русских людей. Это и есть любовь к Родине.
Андрей Шевченко (12 лет,г. Таганрог)

Продолжение следует....
(следите за обновлением информации на сайте).

Галина Сысоева
Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается : и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте .

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому . Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности . Значит, если мы будем , как таковое, и чувство привязанности к родному дому , то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др . Воспитываются эти чувства на разном материале : мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем бережливость , учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников . Эта задача остается актуальной всегда.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить : о дошкольном учреждении , о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе , наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране .

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Воспитатель должен стараться быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное , в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве . Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том , чем славен край родной .

Родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной» , «любовь к Отечеству» , «трудовой подвиг» и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов и площадей , в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности , о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима . Можно рассказать детям о своих любимых местах в городе , постараться через иллюстрации , фотографии, открытки показать им не только всю панораму города , но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам , опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах , как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т. п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу , необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины , поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего :

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи)

Везде соблюдаются традиции : Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении » отмечается, что четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах : школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Взрослые должны рассказывать о городе , показывать его. Дети вместе с взрослыми ездят по городу . Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с дошкольником , каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица дневная, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная : дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными.

Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города .

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников , расширяется – это район и город в целом , его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города , своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город , где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу , на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края , народными умельцами .

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь , вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку , но и по ознакомлению с природой, музыкой.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т . д.) .

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны - более доступными для ознакомления. Эти социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию , к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Такой подход не исключает задачу приобщения ребенка к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания .

Гордость за свою страну сплачивает и воодушевляет: достаточно вспомнить кадры кинохроники, где тысячи людей приветствуют Юрия Гагарина, или оказаться на улицах Испании после победы футбольной сборной. Но делают ли патриотические чувства нас счастливее? Социологи Тим Рискенс и Метью Райт (Tim Reeskens, Matthew Wright) решили понять, как влияют на самоощущение этнический патриотизм (основанный на общем происхождении, истории, религии) и патриотизм гражданский (который опирается на либеральные ценности, уважение закона и государственных институтов)*. Анализ данных опроса более 40 тысяч европейцев из трех десятков стран дал однозначный результат: только гражданский патриотизм делает нас оптимистами и повышает наше субъективное благополучие. Почему так происходит?

Мнение экспертов

Максим Руднев, социолог: «Чувство любви к Родине должно подпитываться гордостью, чтобы быть настоящим. Между тем россияне чаще испытывает стыд за свою страну, а повод для гордости дают разве что спортсмены. Возможно, поэтому многие говорят о «хорошем» прошлом и «плохом» настоящем, ищут утешения в великой истории. Разочарование и нелюбовь ко всему новому оборачиваются национализмом и не делают нас счастливее».

Дмитрий Леонтьев, психолог: «Обживая пространство вокруг себя, мы расширяем понятие «свое» до границ страны, а потом и до всего человечества. Так возникает толерантность – признание ценности других людей и культур. Она исключает враждебность к чужому и уже поэтому делает жизнь лучше. В желании же видеть во всем превосходство своего (этноса, государства, религии) проявляется групповой нарциссизм – склонность абсолютизировать свои представления и считать любые иные заведомо ложными».

Светлана Федорова, психоаналитик: «Этнический патриотизм означает сильную привязанность к Родине, которая может вызывать архаический страх симбиоза со всемогущей матерью, способной поглотить. И тогда любовь к Родине на бессознательном уровне может тревожить нас. Тот, кому недостаточно самого себя, самореализации в семье, сексе, работе, вынужден опираться на мифы о великой расе, истории или культуре. Эта искусственная «подпорка» не может заменить собственного «Я» и сделать человека счастливым».

Акоп Назаретян, политический психолог: «Современный образованный человек все чаще мыслит себя не как часть конфессии или нации, а в масштабах цивилизации. Поэтому когда мы ограничены рамками этнической общности, то испытываем когнитивный диссонанс, проще говоря, мы несчастливы. Напротив, там, где слабее разделение на «наших» и «чужих», у граждан возникает чувство взаимного уважения и сопричастности ко всему происходящему в их стране. Снижается агрессивность и уровень насилия, появляются основания для оптимизма».

«Люблю отчизну я, но странною любовью…» (Лермонтов)
Любовь к родине, чувство патриотизма… Как их объяснить? За что мать любит своего ребенка? А за что мы любим своих матерей? Ведь далеко не все дети, если внимательно присмотреться, достойны материнской любви. Но это – взгляд постороннего человека.
Так и любовь к родине. Она есть, так как есть страна, в которой родила тебя мать, где родились и покоятся с миром на кладбищах твои предки. Именно в этой стране, а не в другой. И невидимые нити связывают тебя с твоим родом, следовательно и с родиной. Поэтому ты и любишь ее той любовью, которую объяснить тяжело: видишь все ее недостатки и все-таки любишь. Есть родной язык, который ты слышишь с детства, который ты выговорил первые слова. И тебя поняли. Прочитал первую книжку родным языком, и она тебе очень понравилась. Много книг еще прочитаешь в будущем. Может, и другими языками. Но родной будет язык твоей мамы, язык, которым говорят все вокруг в твоей стране. И родное слово, родной язык – это тоже часть твоей родины.

Есть мир твоего детства. Из него многое запало в душу. Вот дорогой дедушка вышел из подъезда посмотреть, как я впервые иду в школу. До конца нашей улицы я ощущал его взгляд. А вот в воскресенье поехали на озеро. Я еще не умел плавать и очень боялся, что отец в воде выпустит меня из своих рук. Но рука отца была и крепкой и надежной. Мне стало стыдно за свою трусливость. Так я начал учиться плавать. А крепкая рука отца – это тоже моя родина.

Есть школа, где мы слово «родина» впервые прочитали по слогам. Есть в школьном коридоре наше окно. Садясь на его подоконник, мы с ребятами и строили виды на будущее и наблюдали за девчонками, любовались самой красивой из них – Зиной Филатовой, в которую мы были влюблены все поочередно. Эти воспоминания будут со мной всегда. Они – мой школьный причал, моя родина.

Есть в нашем городе одно заветное место: любимый нами, моими одноклассниками, гидропарк. Весной и осенью он очень красивый, но главное – не многолюдный. Тогда нам кажется, что он только наш. Какие вербы купают свои ветви в воде! Какие лужайки! Как там весело играть в волейбол! После выпускного вечера мы пойдем туда встречать рассвет. Хотя это может кому-то показаться странным, но наш парк – это мое родное, моя родина.

Совсем недавно мне стали более понятные чувства М. Лермонтова, описанные в стихе «Родина»:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Достаток крестьян радовал поэта. Понятие о достатке сейчас другое, а чувства те же самые. Когда я вижу богатые дома с усадьбами, с иномарками возле красивых ворот, у меня нет желания пробормотать: «Откуда у людей такие деньги?» Нет никакой зависти, только незнакомая многим отрада. Так как чем больше богатых и обеспеченных людей – тем лучше моей родине. А руины, заброшенность, убогость – это должно остаться в прошлом.

Я люблю свою страну, но любовь моя не слепа. Я вижу многое, что вызывает во мне боль и злость, досаду и негодование. Я слышу потоки лживых обещаний осчастливить народ. Но эту злость и негодование я не переношу на весь свой народ. Не надо обобщений «Наш народ некогда не научится честно работать!» Да, хватает еще в нас бездельников, иждивенцев и просто нечистых на руку. Но не они олицетворяют наш народ. Мой народ – это мои любимые родители и учителя, старший брат, друзья, добрые соседи, спортивные наставники. Это мои любимые поэты и писатели, артисты и музыканты. Они – моя родина. Странными выглядят, наверное, мои соображения, за что я люблю родину. Но разве обязательно любить за что-то?


Зачатки чувства любви к рсідине можно обнаружить уже у -маленького ребёнка, дошкольника, когда у него впервые пробуждается эле"ментарное сознание, когда он проявляет способность обнаруживать свои желания и чувства. Первоначальный мир ребёнка-это его семья, родные, товарищи, детский сад, дворик, где он бегает и играет, окружающая обстановка н т. д. От этих конкретных условий и отношения к ним зарождаются у ребёнка те представления, понятия и чувства, которые в дальнейшем окажут влияние на формирование чувства любви к родине. Свои чувства любви к окружающему, родителям, товаришам, привычку и привязанность к своим игрушкам, комнате ребёнок проявляет очень рано. . Воспоминания детства сохраняются обычно, как дорогие и любимые на всю жизнь. Ребёнок- дошкольник, в особенности, когда он начинает читать, слушать рассказы, понимать разговоры старших, наблюдать поведение и понимать рассуждения взрослых, сам начинает проявлять своё отношение к окружающему.
Первые проявления чувства любви к родине у ребёнка в раннем возрасте охватывают сравнительно узкий мир, они отправляются от непосредственных переживаний, связанных с окружающей обстановкой, с людьми, их поведением, рассуждениями. С начала посещения школы мир ребёнка расширяется. Школа - нот главное, что теперь захватывает его чувства, сознание, мир его обогащается новыми фактами, знаниями, он сам становится участником большого коллектива школы, пионерской организации. комсомола. Чувство любви к родине углубляется, осмыс-ливается в соответствии с расширением мира ребёнка, разви- тнем его сознания, более ясным пониманием человеческих отношений. Дети 7-8-летнего возраста обычно знают название родной страны, говорят о её просторах и богатствах, называют знакомые города, народы, живущие в Советской стране, они приучаются любить и ценить родной язык, культуру и быт своего народа.
Письменные работы учащихся третьих классов ряда школ Москвы о родине, написаиные в J946/47 учебном году, показывают, что чувства любви к ней постепенно зреют у детей и вытекают из понимания окружающей их жизни, под влиянием обучения и воспитания. Дети пытаются ответить на вопрос о мотивах этого чувства: многие говорят о любви к вождям советского народа Ленину и Сталину. Некоторые указывают, что родина дорога и любима потому, что она создала счастливое детство, что она богата и могуча, красива и хороша, что она обеспечила возможность всем учиться.
В подростковом и в особенности в юношеском возрасте высокое чувство любви к родине приобретает характер моральной оценки, становится осознанным проявлением моральных устоев молодых людей.
Сочинения, проводимые в V--VII, VIII-X классах средней школы показывают, что у учащихся имеются ясные представления о чувстве любви к родине. При этом учащиеся указывают на источники и мотивы любви к родине. Сочинения свидетельствуют о постепенной усложняемое™ оценочных суждений, (МОТИВОВ этого чувства, отношений к поступкам людей, искренне любящих славное прошлое родины и в особенности её настоящее.
Подростки и юноши любят советскую родину потому, что она са-мая свободная страна в мире, что в ней нет угнетения и унижения человека, что не богатство, не знатность рода, а труд на своё советское общество делают человека знатным, своего рода общественным деятелем. Их любовь к родине построена на постепенно складывающихся коммунистических взглядах, формирующемся коммунистическом мировоззрении. Они начинают понимать истинный смысл долга перед родиной, ответственности за её судьбу, испытывают чувство национальной гордости за свой народ, за свою славную родину. Эти чувства сложились у подростков и юношей постепенно под влиянием полученных в школе знаний, идейным воздействием воспитателей, учителей и родителей, советской жизни, личного жизненного опыта. Отдельные факты и явления подростком и юношей осознаны и оценены по- новому, в свете своих моральных установок и убеждений.
В «Молодой гвардии» Фадеева любовь к родине охватывает родные и близкие сердцу переживания-детства и юности, любовь к своему городу, его развитию и строительству, в которые вложен кусочек жизни молодых люден Краснодона.
«Уля, её подруги и товарищи по школе росли вместе со своим городом. Совсем ещё маленькими школьницами и школьниками
в праздник древонасаждения они участвовали в посадке деревьев и кустов на заваленном мусорными кучами и заросшем лопухами пустыре, отведённом городским советом под парк... И вот он разросся, этот парк, и стал любимым местом отдыха для взрослых, а для «молодёжи он был даже не местом, а самой. жизнью в пору ее юного цветения... Так росла молодёжь вместе со своим парком, вместе со своим городом,..» 1.
Эти чувства согреты горячей любовью к родине.
Любовь к родине-это и любовь к советской школе, в которой учащиеся впервые получают знания, научаются понимать законы, по которым строится жизнь, многое узнают о своей родине, её прошлом, героическом настоящем и великом будущем, научаются любить свой народ» быть преданными родине. Валя Борц и Сергей Тюленин в здании школы, куда они прибежали после захвата немцами Краснодона, в пустых коридорах и классах с голыми стенами, - ощутили вдруг тот (мир, в котором они росли, который неотделим от них и который ушёл, казалось, навсегда.
«Этот мир казался когда-то таким обыденным, заурядным, даже скучным. И вдруг он встал перед ними такой неповторимо чудесный, вольный, полный откровенных, прямых и чистых отношений между теми, кто учил и кто учился... И сердца и Серёжки и Вали на мгновение распахнулись, полные такой любви к этому ушедшему (миру и смутного благоговения перед высокой свя-тостью этого мира, который они в своё время не умели ценить»
Этот мир - родина, чувство - любовь к ней. Советские юноши и девушки ясно сознают свой долг перед родиной и, если нужно выполнить его, не жалеют сил и жизни. Любовь к родине у героев Краснодона была неотделима от ненависти к немецким оккупантам и изменникам родины. По свидетельству матери Олега -Елены Кошевой, когда начальник полиции Орлов при іопросе Олега спросил, что заставило его организовать боевой и гряд, он ответил: «Вечикая любовь,к отчизне и страстная нена- шгеть к вам, изменникам». В стихотворении Маргариты Алигер Войцу» проводится мысль о том, что чувство к советской роді! не слагается из совокупности конкретных переживаний чело- века в прошлом, тесно связанных с настоящим. Как бы ни была родина велика, человек помнит то место, где он родился, русскую нес і по, которую пели бабка и мать, дом, где состарились отец и мать, скамью у порога отеческого дома, на которой присаживался иг раз; школьное крыльцо, шумливых ребят возле него, спокойна лицо учительницы, знакомую парту, доску, класс, знания, полученные в школе; рощу, в которой гулял, любимую девушку.
1 А. А. Фадеев, Молодая гвардия, 1946, стр. 23. 8 Т а м же, стр. 152.
«Понимаешь, ведь это и есть как раз то, что родиной ты зовёшь».
Моральные убеждения советского человека, его мировоззрение" придают этим отдельным переживаниям и фактам идейно осознанный характер сложного чувства родины, великого и святого.
§ 3,