Как развивать реакцию у детей? Бег с высокой скоростью по лесу или парку. Развитие слуховой памяти

Задержка реакции - способность подумать, прежде чем начать действовать, не поддаться искушению сказать или сделать что-то до оценки ситуации. Отсутствие этого навыка у взрослых намного более заметно постороннему наблюдателю, чем наличие, потому что большинство из нас контролируют себя, что позволяет успешно взаимодействовать с окружающими как дома, так и на работе. Из этой статьи вы узнаете, как развить задержку реакции у ребенка.

Как развить задержку реакции у ребенка

Некоторые успешно пользуются навыком задержки реакции, пока не оказываются в эмоционально напряженной ситуации. В наше время быстрой связи злые письма, о которых отправитель жалеет тут же (или после получения злобного ответа), - обычный результат неумения сдерживаться. Наша способность думать, прежде чем действовать, также снижается, когда организм ослаблен алкоголем, недостатком сна или стрессом. Если вы склонны делать поспешные выводы, или действовать, не собрав необходимые факты, или говорить первое, что придет в голову, не подумав, - скорее всего, у вас плохо развит навык задержки реакции.

Учимся развивать навыки задержки реакции

Как мы уже говорили, навык задержки реакции возникает в младенчестве. Его зачатки позволяют ребенку «выбирать», реагировать или не реагировать на то, что он видит перед собой. До его появления малыши по большей части зависят от окружения. Если что-то попадает в поле их зрения, они зацикливаются на этом, пока не выяснят, что к чему. Вместе с навыком задержки реакции появляется возможность игнорировать помехи при достижении цели. Когда дети начинают понимать речь, способность сдерживаться развивается, потому что они могут усвоить правила, данные другими (например: «Не прикасайся к горячей плите»).

Как и настойчивость в достижении цели в наиболее развитой форме может быть высшим организационным навыком зрелого человека, задержка реакции - фундаментальный навык, основа для остальных. Ребенок, не способный противостоять импульсам, не может сам начинать работу, сосредоточиваться, планировать, организовывать свои дела или решать проблемы. Ребенок, умеющий подавлять сиюминутные импульсы, имеет значительное преимущество в школе, легче заводит друзей и в итоге успешнее достигает своих целей.

Способность ребенка задерживать реакцию

Известное исследование, проведенное много лет назад, показало, что дети различаются по способности задерживать реакцию, и именно это обусловливает их успехи в дальнейшем. Трехлетних детей оставляли в комнате с одной зефиринкой и давали выбор: съесть ее или подождать, пока не вернется взрослый и не даст им вторую. Через одностороннее зеркальное стекло ученые увидели, что некоторые дети могли сдержать импульс съесть сладость, разговаривая с собой, стараясь не смотреть на нее или отвлекаясь иным способом. Много лет спустя ученые проследили за успехами этих детей и обнаружили, что те, кто в трехлетнем возрасте смог сдержать себя, со временем получали лучшие оценки в школе, намного реже нарушали закон и были более успешны в других сферах.

Время проявлений навыков

По мере взросления дети становятся более искусными в применении основных организационных навыков. Однако к задержке реакции это утверждение не относится. Этот навык, по-видимому, часто нарушается в подростковом возрасте. Неврологи, занимающиеся изучением изменений мозга в этот период, обнаружили, что существует «разрыв связи» между подкорковыми структурами мозга, где возникают эмоции и импульсы, и предлобной корой, где принимаются рациональные решения.

Постепенно, в подростковом и даже зрелом возрасте, соединения укрепляются. В результате способность сдерживаться усиливается. Пока соединения не укрепятся, молодые люди чаще принимают решения интуитивно, не на основе рационального мышления, за которое отвечают лобные доли.

Подростки переживают и другие изменения, которые требуют контроля импульсов. Обретение автономии - важнейшая задача развития, которая упрощается, когда подростки попадают под влияние сверстников и начинают оспаривать родительский авторитет. К сожалению, хотя этот сдвиг и помогает повысить независимость, он также обусловливает большую импульсивность. Ко всему прочему, общество в целом ослабляет контроль, давая подросткам больше свободы в выборе, как и с кем проводить свободное время. И это может привести к неверным решениям. Если повезет, такие решения в результате станут хорошими уроками и не нанесут непоправимого ущерба детям или кому-то еще. Но мы можем повысить шансы на успех, если будем активно помогать детям учиться контролю импульсов.

Насколько успешно ваш ребенок контролирует свои импульсы по сравнению со сверстниками? Нижеприведенный опросник поможет вам ответить на этот вопрос, подтвердив или опровергнув предварительные оценки. Вы сможете внимательнее изучить, как часто ваш ребенок использует этот навык.

Насколько успешно ваш ребенок сдерживает реакции

Шкала

0 - Никогда или редко

1 - Делает, но не очень хорошо (около 25% времени)

2 - Делает достаточно хорошо (около 75% времени)

3 - Делает очень хорошо (всегда или почти всегда)

Подготовительная группа детский сад

Младшие классы начальной школы (1-3-й)

  • Может придерживаться простых школьных правил (например, поднимать руку, прежде чем высказаться)
  • Может находиться рядом с другим ребенком, не трогая его
  • Может подождать, пока родитель договорит по телефону, прежде чем сказать ему что-то (иногда нужно напоминание).

Начальные-младшие классы средней школы (4-5-й)

  • Может разрешить конфликтную ситуацию со сверстниками без драки (иногда теряет терпение)
  • Следует школьным и домашним правилам, даже когда взрослых нет рядом
  • Может успокоиться в эмоционально напряженной ситуации после напоминания взрослых.

Средняя школа (6-8-й классы)

  • Способен не реагировать на колкие замечания или провокации сверстников
  • Может отказаться от развлечений или быстро спланировать «запасной» вариант
  • Не обижает друзей.

Если вы присудили по 2-3 балла каждой способности в соответствии с возрастом ребенка, вероятно, он не страдает от недостатка этого навыка, но может только выиграть от небольшой коррекции поведения. Если вы поставили только нули и единицы, скорее всего, ребенка необходимо обучить этому навыку. Чтобы помочь вам сформировать собственную стратегию корректировки, мы приводим пару подробных сценариев, описывающих ситуации, с которыми родители часто обращаются к нам.

В каждом случае мы описываем изменения среды, последовательность обучения навыку и стимулы, которые помогут ребенку закрепить его использование.

Правила обучения навыкам задержки реакции

Всегда учитывайте, что маленькие дети практически не могут контролировать свои импульсы. Вроде бы это очевидно, но, если ваш ребенок не только рассеянный, но и умный, легко забыть, что врожденный интеллект не связан с навыком задержки реакции, особенно если ребенку всего 4-6 лет. Этот навык начинает развиваться в младенчестве, но у дошкольников и учеников начальных классов очень много конкурирующих потребностей (желание съесть четыре шарика мороженого вместо одного, лечь спать попозже, потому что ни капельки не устал, или броситься через школьную парковку, забитую машинами, пытающимися выехать с нее, потому что увидел лучшего друга на другой стороне). Мы можем устранять соблазны: контролировать количество съеденных сладостей, определять порядок приготовления ко сну, устанавливать правила поведения (например, за столом и при общении с другими детьми) и обеспечивать надзор в ситуациях, когда импульсы могут довести до беды (вспомните о парковке). Определение границ помогает маленьким детям понять, что такое контроль импульсов, и развить навык задержки реакции.

Чтобы развить задержку реакции научите ребенка ждать удовлетворения сиюминутных порывов в течение некоторого времени. Умение ждать - основа развития более сложных навыков. Если у вашей дочери проблемы с ожиданием, установите таймер и скажите, что, когда раздастся сигнал, она сможет сделать или взять то, что хочет. Поначалу устанавливайте небольшой интервал и постепенно увеличивайте время ожидания. Порядок действий преследует ту же цель («Сначала сделай задание по правописанию, а затем играй в видеоигры»).

Требование «заслужить» то, чего хочет ребенок, - еще один способ научить ожиданию и сдерживанию импульсов. Если ребенку это тяжело дается, дайте ему возможность видеть свой прогресс, например, ведите график или таблицу.

Помогите детям понять, что слабый контроль импульсов чреват неприятностями. Иногда проблемы возникают естественным образом (например, если сын будет бить своих приятелей, они не захотят играть с ним), в других случаях придется применить наказание («Если ты не можешь делиться своей игровой приставкой с братом, я заберу ее на какое-то время»).

Подготовьте ребенка к ситуациям, которые потребуют контроля импульсов, предупредив заранее. Спросите: «Какие у нас правила для видеоигр?» или «Что ты будешь делать, если перед самой длинной горкой в аквапарке будет очередь ребят, которые хотят спуститься с нее?»

Отрабатывайте навык задержки реакции с помощью ролевых игр. Детям, как и взрослым, сложнее контролировать импульсы в напряженных ситуациях, когда они чрезмерно устали или слишком возбуждены (например, в праздники). В таких случаях сформулируйте предполагаемую проблемную ситуацию и сыграйте роль того, кто может негативно повлиять на способность вашего ребенка подумать, перед тем как действовать.

Перед тем как ребенок попадет в ситуацию, требующую определенного поведения, намекните ему об этом, а затем похвалите за самоконтроль. Допустим, вы усердно пытаетесь научить своего ребенка избегать драк, когда он выходит гулять с соседскими детьми. Перед тем как он выйдет на улицу, спросите: «Над каким поведением мы сейчас работаем?» - и затем посмотрите на результат. Тогда вы сможете быстро предложить вознаграждение, если ребенок покажет, что стремится контролировать себя. Очень важно, чтобы кто-то из родителей был в непосредственной близости (или как минимум мог наблюдать за ребенком на небольшой дистанции, например через окно), сам видел его поведение, а не надеялся на правдивый ответ. Ваше присутствие важно и потому, что вы должны поощрить и укрепить положительное поведение ребенка.

Детскому офтальмологу необходимо знать анатомию, физиологию и патофизиологию зрачковых путей, но они прекрасно описаны в других публикациях, поэтому в статьях на сайте мы обсудим лишь аспекты, касающиеся детской практики.

а) Развитие реакции зрачков . Реакция зрачков на свет отсутствует у младенцев со сроками гестации 29 недель или меньше, но обычно присутствует на сроках 31 или 32 недель. При рождении зрачки узкие. Они расширяются в первые месяцы жизни, и, вероятно, достигают максимального размера к концу первого десятилетия жизни, постепенно сужаясь в старости.

Амплитуда реакций зрачка у доношенных и недоношенных младенцев часто невелика, и, из-за изначально небольшого размера зрачков, ее часто бывает трудно оценить, особенно у младенцев с карим цветом глаз. Еще одно доказательство незрелости зрачковых рефлексов у младенцев - отсутствие реакции зрачка на решетчатый стимул у младенцев младше одного месяца.

Действие кокаина и гидроксиамфетамина на младенцев менее выражено, чем на детей постарше, что указывает на повышенный тонус симпатической нервной системы как на причину миоза . У глубоко недоношенных младенцев зрачок может быть еще полностью не сформированным; на седьмом месяце гестации зрачковая мембрана атрофируется и формируется зрачок. До 32 недель гестации мидриаз не должен обязательно считаться проявлением поражения центральной нервной системы, а отсутствие реакций зрачка не обязательно свидетельствует об афферентном дефекте.

Результаты динамической ретиноскопии свидетельствуют, что у младенцев в возрасте от шести дней до одного месяца жизни отсутствует аккомодация, которая развивается к 3-4 месяцу жизни. Это вызывает дефокус паттернов с высокой пространственной частотой, восприятие которых требует большей разрешающей способности, чем обладает глаз в раннем младенческом возрасте.

Однако фоторефракционные исследования выявили у новорожденного способность аккомодировать более чем на одну диоптрию, и способность к аккомодации быстро развивается в течение первого месяца и, в меньшей степени, в течение первых нескольких лет жизни, высокая амплитуда аккомодации отмечается начиная с четырехлетнего возраста и до развития пресбиопии.

б) Синкинезия при взгляде вблизи . При переводе взгляда с удаленно- на близкорасположенный объект происходит конвергенция глазных яблок, сокращение зрачков и аккомодация хрусталиков; эти процессы имеют различное происхождение, но связаны друг с другом как синкинетическая реакция. Нарушения соотношений между объемами аккомодации и конвергенции являются важными элементами патогенеза большинства случаев косоглазия у детей, и воздействие на это соотношение аккомодации/конвергенции - важный элемент терапии.

У не взаимодействующих с врачом детей исследовать реакции зрачков при взгляде вблизи труднее, чем реакции на свет. Наиболее важный фактор при исследовании - найти подходящий объект для фиксации, например небольшая подсвеченная изнутри игрушка для младенца, двигающаяся игрушка с достаточным количеством деталей для стимуляции конвергенции и буквы или цифры для умеющего читать ребенка.

в) Врожденные и структурные аномалии . Встречаются следующие врожденные, структурные аномалии и дефекты развития зрачка:
Аниридия
Микрокория (врожденная идиопатическая)
Поликория и корэктопия
Колобома
«Полуостровковый» зрачок (peninsula pupil) (наследственная частичная атрофия сфинктера радужки с расширенными овальными зрачками)
Персистирующая зрачковая мембрана
Врожденный мидриаз и миоз
Зрачки неправильной формы
Аномалии пигментации радужки

- Изменения зрачков при высокой симпатикотонии . Описаны случаи интермиттирующего мидриаза с расширением глазной щели или без такового, развившиеся на фоне цервикомедуллярной кисты, периферических относительно спинного мозга поражений, опухолей легких, судорожных припадков или мигрени. При судорожных припадках и мигрени, вероятно, одновременно снижается тонус парасимпатической системы, но о симпатогенном спазме свидетельствуют бледность кожных покровов и потоотделение.

- Изменения зрачка при поражениях парасимпатической системы . Внутренняя офтальмоплегия (паралич сфинктера зрачка и аккомодации) иногда наблюдается при отсутствии наружной офтальмоплегии вследствие ядерных поражений. Нарушения двусторонние и часто сопровождаются другими параличами глазодвигательных мышц.

Поражения третьей пары нервов в зоне fossa interpeduncularis, где глазодвигательные волокна локализуются в верхнемедиальной части нерва, могут развиваться при аневризмах или опухолях и обычно сопровождаются наружной офтальмоплегией, но поражения при менингите могут вызывать изолированную внутреннюю офтальмоплегию.

Скорость (speed). Детям нравится ощущение быстрого бега. Если развивать эту скоростную способность, то значительная часть в процессе ее совершенствования у ребенка сводится к выработке навыка эффективно и экономично преодолевать первые несколько метров дистанции, а затем регулировать длину и увеличивать частоту беговых шагов для прохождения более длинной дистанции. Под скоростью следует понимать максимальную скорость, которую может развить и поддерживать ребенок обычно на короткой дистанции. В главе, посвященной технике выполнения движений долгосрочной тренировочной программы для детей младшего возраста, фокусируется внимание на большом количестве технических приемов для правильного выполнения бега. Это улучшит технику бега, которая, в свою очередь, будет интегрирована во все аспекты детской физической подготовки. Самые лучшие бегуны затрачивают незначительное количество времени на контакт ног с землей.

Ловкость (agility). Ловкость - это способность изменять направление движения без ущерба для равновесия, координации движений, силовых и скоростных качеств и контролирования тела. Поэтому необходимо практиковать тренинг ловкости во всех этих областях. К ловкости не следует относится как к чему-то само собой разумеющемуся и ей нужно обучать детей. Хороший уровень ловкости может также способствовать предотвращению мелких травм и повреждений посредством «обучения» мышц правильным способам активизации и контролирования мгновенных изменений, происходящих в голеностопных, коленных, тазобедренных, плючевых суставах, а также в суставах позвоночника, для принятия оптимального положения тела. Еще одним очень важным преимущественном тренинга ловкости у детей является его продолжительность. В детском возрасте человек более эффективно реагирует на программирование мышечной памяти и будет помнить и повторять движения автоматически.

Четыре стадии ловкости
1. Балансирование
2. Координация движений
3. Программируемая ловкость
4. Самопроизвольная ловкость

Несмотря на то что эти стадии ловкости имеют едва заметные различия и зачастую частично совпадают друг с другом, понимание каждой стадии способствует упрощению процессов преподавания и усвоению материала учащимися. Балансирование является основополагающим физическим качеством в спорте. В данном случае ловкости в умении стоять, ходить и останавливаться, одновременно фокусируя внимание на центре тяжести, правильной осанке и постановке стоп, можно научить, в связи с чем ощущение равновесия обретается относительно быстро. Примеры балансирования: балансирование стоя на одной ноге, балансирование стоя на гимнастическом бревне; ходьба по гимнастическому бревну; шаги назад с закрытыми глазами и прыжки на мини-трамплине с последующей остановкой. Для тренировки балансирования потребуется немного времени всего пару минут два или три раза в неделю.

Координация движений. Развитие реакции - это цель овладения простыми двигательными навыками в условиях физически более тяжелых нагрузок. Это физическая активность, которая включает в себя одновременно два или более двигательных процессов. Работа по обучению навыкам координации движений зачастую медленная и методичная, с акцентом на правильной биомеханике во время выполнения трудных со спортивной точки зрения физических упражнений. Тренинг координации движений может быть усовершенствован посредством разделения процесса обучения этому навыку на несколько частей, а затем постепенного их объединения. Физические упражнения на координацию движений включают в себя работу ног, бег по кругу, повторение «в зеркальном отражении» движений партнера, ритмические и циклические двигательные действия, например отработка ударов мячом руками об пол и прыжки. Более сложные упражнения - «ходьба, ставя одну ногу в пространство между ступеньками лестницы», прыжки через барьер вперед и в обратном направлении».

Третья стадия тренировки ловкости называется «программируемой ловкостью». Прежде чем можно будет обучаться навыкам манипуляции и осваивать многие другие сложные спортивные движения, необходимо отработать выполнение образцов и последовательностей движений.

Упражнения для развития программируемой ловкости могут выполняться на высокой скорости, но должны разучиваться на низких, контролируемых скоростях. Примерами являются разминочные упражнения на площадке с зигзагообразными дорожками, челночный бег и упражнения «быстрые ноги» с лестницами, расположенными в форме буквы «Т», каждое из которых включает изменение направления движения наряжу с выполнением знакомых стандартных движений. В этом процессе не задействован фактор спонтанности движений.
Как только эти виды упражнений будут освоены и начнут выполняться на регулярной основе, время и качество выполнения будут улучшаться и станут заметными успехи в развитии силы, «взрывной» силы, гибкости и способности контролировать тело. Это верно для детей с любыми физическими возможностями.

Последней и самой сложной для освоения, подготовки и выполнения является стадия самопроизвольной ловкости. На этой стадии дети выполняют задания с неизвестными заранее требованиями и не по заученным образцам движений, а спонтанно. Здесь учительтренер может задействовать визуальные и слуховые навыки таким образом, чтобы ребенок был вынужден в считанные доли секунды принимать решения относительно движений на основе различных стимулов. Уровень навыка теперь становится гораздо ближе к уровню, необходимому дл «хаоса», с которым приходится сталкиваться в реальных игровых ситуациях. Самопроизвольная ловкость может развиваться посредством таких игр, как салки, игра с мячом - «прочитай задание и выполняй», и более специфических упражнений, например, прыжок и приземление, за которыми следует команда учителя медленно выполнить неожиданное движение.

Тренировка ловкости трудна, забавна и увлекательна. Здесь имеется возможность для использования огромного количества игр и упражнений для разнообразий, гарантирующего, что тренировочный процесс не станет кучным или трудным и мучительным. Ловкость не является навыком, необходимым только тем, кто наделен способностями элитного спортсмена - попробуйте целенаправленно перемещаться в переполненном покупателями торговом центре!

Быстрота (qickness). Когда бегут увеличивает скорость бега, должно генерироваться много энергии и передаваться посредством ступни на землю. Это действие подобно тому, как, наматывая полотенце («ногу») на ролик и удерживая рукой один конец, вдруг с силой потянуть его на себя, чтобы раздался резкий звук с другого конца («ступни»).

Благодаря ускорению тело в считанные доли секунды переходит из статического положения в движение. Мышцы фактически удлиняются, а затем моментально укорачиваются - процесс начинается как «эксцентрический» с последующим «концентрическим» сокращением. Этот цикл работы мышц называется циклом удлинения и укорачивания.

SAQ-тренинг сфокусирован на улучшении функционирования нервно-мышечного аппарата, который влияет на этот процесс таким образом, что инициированное движение - боковое, линейное или вертикальное - является автоматическим, «взрывным» и точным. Промежуток времени между раздражением и ответной реакцией - это время, которое требуется для того, чтобы мозг получил сигнал и отреагировал на него, посылая импульс мышце, заставляющий ее сокращаться. Это то, что помогает ребенку во время игры поворачиваться направо, налево и снова направо, а затем быстро бежать к боковой линии или вратарю отреагировать в считанные доли секунды и спасти игру. При продолжении SAQ-тренинга нервно-мышечный аппарат перепрограммируется, и ограничительные психические блоки и преграды устраняются. Последовательно передаваемые от мозга импульсы беспрепятственно поступают к мышцам, в результате чего ребенок инстинктивно ускоряет движение.

Тренировка быстроты начинает с «иннервации» (изолированных быстрых сокращений мышц, окружающих сустав», например, при повторении одного и того же «взрывного» движения через короткий период времени, в частности, в беговых упражнениях «быстрые ноги» и с бегом по прямой. Эти быстро повторяющиеся движения активизируют в организме «механизмы», обеспечивающие движение в скоординированной манере для развития скорости. Интеграция тренинга быстроты и тренировочный процесс в течение года посредством использования бегового упражнения «быстрые ноги » и упражнений на быстроту реакции в результате приведет к тому, что мышцы будут обладать более высокой скоростью процесса активизации. Это означает, что дети будут способны осуществлять быстрое и более контролируемое ускорение движения. Цель тренинга - обеспечить осуществление «взрывного» ускорения на первых 1-3 метрах дистанции. Представьте себе, что механизм «зажигания», происходящего посредством связи между нервной системой и мышцами, подобен аналогичному процессу в автомобиле. Правильный расчет времени, скорости и плавности переключения скорости означает, что ускорение движения колес и, следовательно, и автомобиля будет осуществляться более эффективно и что колеса не подведут и водитель не утратит контроля в данной ситуации.

Разбирается в самых «реакционных» видах спорта, дает советы и видеоурок Анна Зайцева , тренер по теннису с 20-летним стажем.

С чего начать?

Итак, для развития реакции подходят виды спорта с движущимся предметом, особенно: сквош, настольный теннис, баскетбол, теннис, футбол…Чем раньше вы займетесь способностями малыша быстро реагировать на меняющуюся реальность, тем лучше. Начинать можно с тех пор, как только вы заметили, что ребенок способен ловить и бросать мячик, бегать и прыгать!

Используйте поролоновые мячи и мячи сниженной упругости, жесткости - 25% от жесткости стандартного теннисного мяча. Поролоновые мячи приятные на ощупь, детям нравится их ловить и сжимать. Кроме того, они не только не оставят синяков на ребенке, но и сохранят стены в квартире и обеспечат покой соседям.

Одновременно с тренировками, или до/вместо них, вы можете начать заниматься с ребенком в домашних условиях. Упражнения легкие и вызывают радость и у взрослых, и у детей. Смотрите видео.

Сквош или теннис?

В крупных городах появляется все больше площадок для сквоша, где могут тренироваться и дети. Чем полезен и интересен сквош?

Анна Зайцева:

Стенка всегда была отличным «партнером» для теннисиста. Цель теннисиста-новичка - удержание мяча (не терять мяч) несколько ударов. Этому легче научиться, начав играть о стенку. Более того, технику, то есть. удар справа, слева, слета, смэш, подача и тип подкрутки (плоский, резаный, крученый) можно отработать со стенкой.

Переход на корт будет значительно проще. Превратить отработку техники и долбление стены в захватывающую игру – задача тренера. Пробуйте оба вида спорта, и вы увидите, что захватит вашего ребенка больше.

Миф об «однобокости» физнагрузки в теннисе

Многие родители боятся отдавать ребенка в теннис из-за устойчивого мифа, что развивается одна рука – та, которая держит ракетку и идет сильная нагрузка на ноги.

Миф комментирует Анна Зайцева :

У новичков 3-6 лет на первых порах вся тренировка проходит на ногах, хоть и на половине корта через мини-сетку, а вот ракетка используется лишь часть времени. Дети играют в игры, развивающие подвижность, реакцию, равновесие и координацию.

Во время же использования ракетки основная нагрузка приходится на кисть, т.к. самая первая задача теннисиста научиться удерживать мяч на ракетке.

У спортсменов, переходящих к бОльшему размеру корта и к более жестким мячам (50%, 75% жесткости от стандартного мяча), увеличивается и нагрузка на мышцы рук. Однако, на данном уровне и работа ног начинает играть значительную роль. Больше корт – больше движения. К моменту овладения стандартным мячом теннисисты подключают дополнительно занятия фитнесом и силовые тренировки, поэтому нагрузка идет на все тело.

Смотрите вторую часть домашних упражнений с мячиками. Теперь и с двумя. Это весело!

P.S. Даже если ваш ребенок спокоен, или флегматичен, развивайте его реакцию, и пусть он не станет первой ракеткой мира, но эти способности пригодятся ему в повседневной жизни: от катания на велосипеде и лыжах, до вождения автомобиля. Занимайтесь с ним дома, водите на тренировки, и все получится!

Фото: pinterest.com, tennisworld.com, tabletennismaster.com

А как вы предпочитаете развивать реакцию у ребенка?

Методическая разработка по теме:

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности проявления скоростных качеств . Основные формы проявления быстроты человека :

1. - время двигательной реакции

2.- скорость одиночного движения

3. – максимальный темп движения.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производиться от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Современная физиология считает, что эти данные формируются у детей до 10-13 лет и в дальнейшем почти не изменяются. Вот почему необходимо уделять особое внимание развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.

Упражнения для развития быстроты реакции в подготовительной части урока :

1. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

На один свисток- присесть, встать продолжить движение; на два- поворот, отталкиваясь двумя ногами на 360° , продолжить движение. Для 3,4х классов можно дать третье задание (по хлопку изменить направление движение).

2. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

По свистку последний ученик выполняет бег с ускорением, пробегая мимо всего класса, становиться первым.

3. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет по порядку. Учитель называет порядковый номер,ученик с этим номером выполняет задание:

Бег с ускорением, становиться первым;

Бег с ускорением, до центра зала, вернуться на свое место.

4. Ходьба(бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2ой. Учитель называет номер, ученики с этим номером выполняя бег с ускорение добегают до круга 9ориентира)в центре зала, коснуться рукой линии, вернуться на свое место.

5. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2,3,4ый. По команде ученики с одинаковыми номерами должны построиться в четыре колонны(шеренги)в указанных местах. Можно использовать обручи разных цветов для ориентиров, а расчет выполнить по цвету.

6. Задание «Бегает,прыгает, летает» .

Ходьба в колонне по одному с заданным интервалом. Когда учитель называет животное, которое бегает - ученики выполняют бег в колонне по одному. Когда учитель называет животное, которое прыгает- выполняют прыжки на двух ногах. Если названа птица- бегут поднимая и опуская руки.

Упражнения для развития быстроты реакции в основной части урока :

1.Выбегания по сигналу из различных исходных положений (И.п.):

И.п. - стойка ноги врозь;

И.п.- стойка ноги врозь, спиной по направлению движения;

И.п.- прыжки ноги вместе, ноги врозь(без продвижения);

И.п.- прыжки на двух ногах (без продвижения);

И.п.- прыжки на двух ногах в приседе вокруг своей оси;

- И.п.- упор присев;

И.п.- упор лежа.

2.Выбегания по сигналу в парах (первый убегает, второй должен догнать и дотронуться рукой до плеча, до определенной линии).Расстояние 1,5 метра, затем 1 метр. Поменяться ролями.

3. Эстафеты(круговая, с бегом,прыжками).

4. Подвижные игры:

«Пустое место» – веселая, подвижная игра для школьников, хорошо развивающая реакцию детей и рассчитанная на большое количество игроков.

Описание игры
Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный - в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры:

  1. Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом
  2. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование
  3. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный - в противоположную
  4. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место
  5. Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим

"Шишки, жёлуди, орехи" .

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

«Вызов Номеров»

Подготовка. Место, инвентарь и подготовка - те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры: 1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3-го класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Упражнения для развития быстроты реакции в заключительной части урока :

  1. Игра «Запрещенное движение» Правила: Учитель показывает движение, которое нельзя делать. Потом быстро показывает упражнения, ученики повторяют все движения, кроме «запрещенного». Ученик, повторивший «запрещенное движение» делает шаг вперед, продолжает играть.
  2. Игра «Класс смирно!» Правила: Учитель называет движение, если перед этим сказано слово «класс» (например: «Класс! Руки вверх» ученики выполняют. Если слово «класс» не сказано, ученики не выполняют задание. Ошибившиеся делают шаг вперед, продолжают играть. Постепенно увеличить темп игры.
  3. Игра «Рыба, птица, зверь». Правила: Учитель по очереди делает передачу мяча с отскоком от пола ученикам и говорит на выбор птица, зверь или рыба, ученик в соответствии с заданием говорит название. Выполняет обратно передачу мяча учителю. Если название повторяется, ученик выбывает из игры. Играют до последнего ученика.