Оцениваем развитие мышления и моторики. Развитая моторная функция позволяет ребёнку трёх лет

Развитие детей, которым исполнилось 3-4 года, должно проводится с учётом их возрастных и психологических особенностей. В этом возрасте малыши очень активны, любознательны и сами тянутся к получению новых знаний. При этом они ещё недостаточно хорошо умеют концентрироваться и поэтому важно, чтобы во время занятий происходила систематическая смена упражнений, физические нагрузки чередовались с умственными.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет должны включать в себя упражнения на развитие:

Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.

Принцип построения занятий для дошкольников

Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

Занятия следует проводить после ночного или дневного сна - это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

Знания и умения детей 3-4 лет

Дошкольник в возрасте 3 - 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

  • различать и называть цвета;
  • считать до 10;
  • собирать простые пазлы из 4 - 6 частей;
  • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
  • видеть и называть несоответствия;
  • запоминать лёгкие стишки.

Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные - помимо непонимания могут спровоцировать протест.

Задания для развития детей 3-4 лет

Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант - использование уже готовых упражнений , применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.

Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:

Математика

В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10 , отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.

Развитие речи

Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.

  1. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
  2. Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
  3. "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
  4. Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.

Окружающий мир

Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток .

Музыкальные занятия

Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.

  1. Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную - быстрые.
  2. Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
  3. Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.

Творчество

В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.

Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.

Читайте в этой статье:

Дети наполняют жизнь своих родителей особым смыслом и новыми красками. Вырастить и воспитать ребенка правильно — вот главная задача, стоящая перед мамой и папой. Окруженное любовью и заботой дитя растет не по дням, а по часам и не замечает, как много бессонных ночей проводят родители у его колыбельки, как переживают за каждую, даже мелкую болячку и повышение температуры, сколько раз в день стирают простыни и ползунки. Особенно тяжело мамам приходится в первые 2 года, когда они почти неотлучно должны находиться при своих детях.

Но вот, наконец, наступает тот миг, когда на тортик в день рождения сыночка или дочки ставится три свечи. Могут ли родители по достижении ребенком 3 лет вздохнуть с облегчением? Каким должно быть детское воспитание и развитие в этом возрасте, и как родителям и их детям преодолеть новые трудности, с которыми они неизбежно столкнутся в это время?

Об особенностях предметной и игровой деятельности

Психологи называют 3-х летний возраст первой ступенью взросления малыша, в это время он осознает свое место в мире. В 3 года у детей происходит и первая разлука с родителями, так как для них открывает двери детский сад. Казалось бы, жизнь мам и пап должна стать легче, ведь у них появится больше свободного времени. Это действительно так, однако у ребенка в 3 года случается очередной кризис, доставляющий всем немало проблем. Родители должны заранее быть готовы к этому явлению и знать, как с ним справиться. Развитие детей 3-х летнего возраста продолжается с заметной интенсивностью. Какие же навыки и умения в эмоциональной, бытовой, игровой и речевой сферах должны быть сформированы у малышей в этот период?

Для детей 2-3 лет большое значение имеют предметы. Малыши очень любят трогать разные вещи, ощупывать их, складывать и собирать, что хорошо для развития моторики. Но если в раннем возрасте они осваивали только единичные предметы и не понимали связи или различия между ними, то в 3 года дети уже осознают это. Они чувствуют разницу между плоскими и объемными геометрическими фигурами и могут определять их на ощупь, подбирать по просьбе взрослых, сопоставлять с рисунком и даже называть их. Правильное предметное развитие заключается в том, что дети 3 лет умеют сравнивать вещи по размеру (выбирать больший или меньший предмет), складывать из них пирамидки, определять фактуру вещей (мягкость или твердость). В три года малыши могут по образцу сопоставлять около 7 цветов, некоторые цвета уже знают.

Дети в это время с удовольствием рисуют, но их изобразительная деятельность имеет свои особенности. Теперь на листах бумаги появляются не просто каракули, а те же овалы, кружки, прямоугольники. Ребенок нормального развития может не просто закрасить в книжке-раскраске предмет или дорисовать какую-либо недостающую деталь, он уже умеет изображать на рисунке простые предметы по собственному замыслу (дождик, облака, солнышко). Любовь к рисованию настолько велика, что в три года малыши покрывают своими «шедеврами» стены комнаты и предметы мебели. Еще детишки 3 лет начинают осваивать лепку: раскатывают пластилин или глину в руках, соединяют жгутики в колечки, могут вылепить шарик.

К 3-м годам у малышей появляются уже предпосылки для игры, которая станет их основным занятием до 7-ми лет. Особенности игрового развития заключаются в том, что ребята начинают строить сначала из кубиков по образцу или по имеющимся рисункам домики, машинки, заборчики, а затем привлекают в строительную игру и другие геометрические фигуры (трапецию, треугольник). В это же время начинается развитие ролевой игры, то есть дети примеряют на себя роли шофера, мамы, папы, доктора. Они могут придумывать и выполнять игровые правила («режиссировать») или подражать действиям своих сверстников. Вместо одних вещей малыши 3 лет запросто используют в игре другие предметы (заместители), например, пятерню вместо расчески.

Как развить моторику и двигательную активность малыша?

Во время игровой деятельности и манипуляций с предметами происходит развитие мелкой моторики у детей. Особенно в этом плане хороши всевозможные ощупывания правой и левой ручками предметов или перекатывания карандашей ладонями. Для развития моторики можно проводить с детьми в 3 года игры на рисование, например, наперегонки обводить с ними геометрические предметы, рисовать запутанные линии лабиринтов. Еще хорошо использовать любой подручный материал, имеющийся в доме: пуговицы, крупу, горошины. Из него можно вместе с детьми выкладывать различные фигуры и даже насекомых: бабочек, гусениц. Для улучшения моторики можно учить малышей перекладывать горошины или спички из одной емкости в другую двумя разными пальцами попеременно: мизинцем и большим, средним и большим. Правильное развитие моторики — залог того, что ребенок быстрее научится писать, рисовать, хорошо держать в руках мелкие предметы.

Малыши в три года уже научились самостоятельно ходить, бегать, прыгать вверх и в длину, поэтому можно учить их осваивать и более сложные действия. В этом возрасте им следует показать игры с мячом -пусть попробуют бросать его, ловить, бить по нему ножками и ручками. Двигательное развитие заключается в том, что можно начинать учить детей плавать (естественно, с поддержкой взрослого) и кататься на трехколесном велосипеде. Зимой стоит попробовать поставить сынишку или дочку на лыжи или на коньки. Благодаря таким действиям моторика и детское развитие будут происходить быстрее и эффективнее.

О развитии памяти и речи 3-х летнего человечка

В 3 года у малыша происходит развитие памяти, поэтому важно в это время не упустить момент и дать ему возможность впитать в себя многие вещи. Наиболее значимым явлением наряду с запоминанием названий предметов является разучивание с малышом цифр, букв, складывание букв сначала в слоги, а потом и в простейшие слова. Дети 3 лет легко и просто запоминают сказки, учат стишки и песенки.

Важнейшим элементом детского развития является речь, ее нужно постоянно обогащать новыми понятиями, учить ребенка правильно строить фразы. В три года ребенок обязан знать свои имя и фамилию, показывать на пальчиках свой возраст, знать названия частей тела людей, животных, птиц, сопоставлять их и понимать, для чего они предназначены (ножки ходят, глазки смотрят). Должен знать, к какому полу принадлежит, называть людей по половому признаку и по возрасту (девочка, бабушка, дядя). Малыш 3 лет умеет называть по картинкам и вживую посуду, мебель, одежду.

Особенности речевого развития ребенка в три года заключаются в том, что он способен говорить фразами и простыми предложениями с правильными окончаниями, родом и числом слов.

Он задает родителям познавательные вопросы, может вести с ними диалог. Малыш умеет досказывать до конца неоконченные предложения, отвечает на вопросы взрослых и способен по картинке пересказать сказку, которую слышал несколько раз. В 3 года ребенок может поддерживать длительный интерес к прослушиваемой сказке и к разговорам родителей. Играя, он начинает сопровождать действия кукол речью и постепенно начинает называть себя не Петя, Миша, Маша, а местоимением 1 лица.

Эмоции трехлетних малышей и малышек

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года вступает в новую фазу. Он не просто плачет или смеется — малыш начинает испытывать такие чувства, как страх, стыд, застенчивость, ревность, лукавство. Он уже умеет сдерживать свои эмоции, например, не кричит без толку в людных местах, прислушивается к просьбам взрослых. В этот период ребенку нравится, когда его хвалят, и также он понимает, хорошо он сделал или плохо. Малыш начинает огорчаться из-за своих неудач и радуется своим маленьким успехам.

Происходит развитие эмоционального сопереживания сказочным героям или персонажам мультфильмов. Ребенок 3 лет уже способен осознавать и понимать состояние окружающих его людей, может подражать им. Он запоминает плохих и хороших взрослых и ведет себя с ними по-разному: смело, доброжелательно или застенчиво, с боязнью. Свои чувства дитя начинает выражать жестами, мимикой и взглядом.

Несколько слов о кризисе 3-х лет

Ближе к 3-х летнему возрасту родители начинают замечать, что их чадо стало нервным и раздражительным. Оно отказывается от еды и любимых игрушек, не хочет слушаться старших и выполнять их просьбы. Многие взрослые пугаются таких явлений, считая, что развитие малыша дает какой-то сбой. На самом деле ребенок переживает кризис 3-х лет. Этот процесс обычный и необходимый, так как по его завершении для малыша наступит новая фаза жизни, им будет преодолена первая ступень развития. Кризис 3-х лет связан с началом осознания ребенком того, что он — самостоятельное существо, а не часть мамы. Именно поэтому малыш так резко пытается освободиться от ее заботы и делать то, что хочется ему. Ребенку нужно, чтобы родители интересовались его мнением, он хочет стать независимым, но еще не знает, как. Поэтому конфликтует с любимыми людьми, понимая: без них он не сможет сделать все, что хочет.

Что делать родителям в это время? Прежде всего, не ругать малыша, не обижаться на него и насильно не уговаривать что-то сделать. Лучше подойти к процессу воспитания более мягко. Например, спрашивать у ребенка совета, дарить ему взрослые предметы (старые часы, шариковую ручку). Если он не хочет чего-то делать, надо выполнить это действие с его игрушкой, тогда он повторит процесс и присоединится к нему (например, кормежка или умывание). Следует умело расширять сферу прав ребенка, но и напоминать о его обязанностях. Главным правилом этого периода развития является то, что надо стать малышу не родителями, а друзьями. Но не стоит перегибать палку, иначе в будущем сынок или дочка будет вить из взрослых веревки.

Как подготовить ребенка к садику?

На протяжении нескольких лет малыш будет посещать детский сад. Уже заранее стоит приучать его к этому событию. Прежде всего, он должен обладать особыми умениями, такими как самостоятельное раздевание и одевание, мытье рук, вытирание их полотенцем, выполнение легких просьб, пользование салфеткой и носовым платочком, умение держать ложку, регулирование своих физиологических потребностей. Ребенок должен знать и говорить в нужных ситуациях слова приветствия, благодарности и прощания.

Важно приучить малыша к общению со сверстниками и умению играть с ними. Болезненным моментом для ребенка является разлука с мамой. Поэтому нужно приучать его к ней постепенно и первое время оставлять малыша в саду на несколько часов, чтобы не травмировать его психику. Правильное воспитание и развитие ребенка — гарантия того, что он сможет в будущем стать самостоятельным, ответственным за свои поступки, умеющим дружить, любить и уважать окружающих человеком.

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

Осторожно: кризис трех лет

Считается одним из первых ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша - старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в самостоятельной деятельности: ребенок отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между "хочу" и "должен", а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых - помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова ("фрукты" вместо "груша" и "яблоко").
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий - совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, "высокий" (малыш указывает на дом) или "красная" (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.

Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Утром подошел к окну,
Удивился: "Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!

Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!"

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия "много" и "один", грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.

Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.

Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня моей дочери исполнилось 3,5 года. Мы также , поэтому я сама занимаюсь с детьми дома. И здесь я поделюсь своим опытом: как развивать ребенка в 3 года? На что обратить внимание в этом возрасте?

Я не смогу дать четкого рецепта — чем именно и сколько нужно заниматься с вашим малышом. К сожалению, таких рецептов не существует. Родители должны пробовать разные варианты, наблюдать за своим чадом, изучать его склонности и находить то, что подходит именно ему.

Один из минусов обыкновенного детского сада — в отсутствии индивидуального подхода к ребенку. Это просто невозможно в группе из 15-20 человек. Но если малыш занимается со своей мамой, он может извлечь из этих занятий максимальную пользу.

С чего у нас все начиналось

Когда моей дочери исполнилось 3 года, я подумала: «Нужно обязательно найти для нее подходящие кружки и секции». В этом возрасте большинство детей начинают ходить в детский сад, и в моем сознании был некий штамп, что я должна чем-то компенсировать отсутствие садика у нашей дочки.

К счастью, мы живем в Москве, и в нашем распоряжении очень-очень много разнообразных занятий. На любой вкус и кошелек.

Мы перепробовали несколько вариантов. Дочке все нравилось. Новые впечатления, новая обстановка, общество ровесников... Но через некоторое время я начала замечать, что моему ребенку идет это только во вред. Что 40 минут занятия для нее — очень большая нагрузка.

Чем бы в группе ни занимались, ей было тяжело держать внимание на преподавателе столько времени. Хоть рукоделие, хоть танцы... Все требует концентрации, нельзя расслабиться, просто побегать или сменить обстановку. И в конце у нас регулярно случались истерики.

Более того, посетив множество занятий, я задумалась, имеет ли все это смысл в 3 года? Да, если ребенок хорошо переносит такие кружки, то почему бы и нет? Но действительно ли карапуз нуждается в развивашках и спортивных секциях?

Нередко у меня складывалось ощущение, что занятия необходимы родителям (чтоб успокоиться насчет ) и преподавателям (чтоб заработать себе на хлеб). Для детей же это в лучшем случаевеселое развлечение. И с таким же успехом они бы сходили в детскую комнату торгового центра.

Однако, все дети разные. И здесь вы должны ориентироваться только на своего ребенка. Возможно, ваш малыш действительно нуждается в групповом уроке рисования или в регулярных хороводах. Прошу только об одном: отбросьте идею «ребенка надо активно развивать, иначе вырастит неразвитым» и трезво взгляните на свое чадо.

Есть очень общительные дети. Которым необходима вот такая групповая работа (или, может, нужно просто организовать им больше общения с ровесниками?). Возможно, есть дети, которые уже в 3 года так хотят обучаться танцам (именно обучаться, а не просто скакать!), что их обязательно надо отдать в соответствующую секцию... Что нужно именно вашему малышу?

Занятия дома

Примерно в 3,3 года мы отказались от своих кружков. Сейчас нервная система дочки стала значительно крепче, я уверена, она бы выдержала любое занятие без перевозбуждения. Но мы пока не торопимся никуда возвращаться.
Большинство педагогов, которым я доверяю, говорят, что имеет смысл ходить на спортивные секции и другие занятия не раньше 5 лет. Или даже 7. А в 3-4 года это — пустая трата денег.

Каждая мама сама решит для себя этот вопрос, мы же решили подождать как минимум до 4 лет.

В связи с этим возникает вопрос: чем заниматься с ребенком дома? Изучая эту тему, я пришла к следующим выводам:

  1. Главное, что должно развиваться в 3-4 года — . Однако, у здорового ребенка, живущего в обществе, речь развивается сама, без каких-либо усилий с вашей стороны. Как правило, трехлетнее чудо не замолкает ни на минуту.
  2. До 5-7 летнего возраста карапуз развивается в игре. И все, что ему нужно — как можно больше играть. И если вам хочется провести время с ребенком — лучше просто поиграйте.
  3. Если малыш в 5-7 лет не знает ни буквы, ни цифры, ни названия деревьев и не прошел ни одну «развивающую книжку» — не беда. Он прекрасно все это выучит в 5-7 лет. Более того, выучит гораздо быстрее, чем в четырехлетнем возрасте.
  4. До 5 лет ребенок очень нуждается в мамином внимании. А также — в принятии, любви и одобрении. Его еще рано заставлять учиться. Рано требовать каких-то знаний и навыков.
  5. Основа развивающих занятий для дошкольников — обоюдный интерес и удовольствие. То есть, если маме и ребенку нравится изучать буквы — изучайте наздоровье! Но только до тех пор, пока все от этого получают удовольствие.
  6. Ребенка до 5 лет нельзя испортить вниманием и отсутствием трудностей. Поверьте, он еще научится преодолевать препятствия. Работать над собой. Быть терпеливым и ответственным. Но всему свое время. До 5-7 лет большинство детей не готовы к этому.

Что мы делаем?

Я занимаюсь с дочкой каждый день в дневной сон младшего сына. Как правило, мы сидим вместе и читаем книги. Иногда — рисуем или лепим. Иногда — по просьбе дочки изучаем цифры и буквы (без ориентации на результат).

С недавних пор стали заниматься по программе "Школы трехлетки ". Но повторюсь, в этом нет большой необходимости! Лично мне очень нравится эта программа — она исследовательская, необычная, безумно интересная и разнообразная. Возможно, однажды напишу отзыв по ней.

Программа хороша тем, что в ней много идей, интересных трехлетке. Это подается в форме игры, затрагивает все сферы — и речь, и творчество, и ритмы, и исследование мира... Моя дочка с восторгом изучала тени с фонариком в темной комнате, осваивала рисование тушью, проводила эксперименты с театром теней и т.д.

Вы можете попробовать пройти открытое бесплатное занятие школы. Возможно, вам тоже понравится. Возможно — нет. Тут все очень индивидуально, важно найти свой подход.

Но в любом случае, про развитие детей в 3 года важно помнить только одно: малыш нуждается в игре и в общении с мамой. Остальное — второстепенно.

Видео о развитии речи:

Для растущего организма ребенка 3-5-тилетней возрастной группы необходим сбалансированный прием белков, жиров и углеводов. Из необходимой нормы - 65 г белка, приблизительно 2/3 должны быть животного происхождения. Это достигается за счет употребления в пищу легкоусвояемого мяса (телятина, говядина, курица) и молочных продуктов. Ребенок дошкольного возраста нуждается в ежедневной норме порядка пол-литра молока и других молочных продуктов (кефир, творог). Помимо белков, с молочными продуктами в рацион ребенка войдут кальций, фосфор, магний и другие необходимые микроэлементы.

Растительные белки растущий организм должен получать из различных круп, бобовых продуктов и свежих овощей. В этом возрасте рассыпчатые каши ребенок с удовольствием употребляет в качестве гарнира к мясу или рыбе, а также в виде самостоятельного блюда. В каши нужно добавлять сливочное масло в небольших количествах. Общей необходимый объем жиров для ребенка от 3 до 5 лет не должно превышать 65 г, из них не менее 15% - растительного происхождения. Излишне жирная пища в этом возрасте плохо усваивается, особенно если ее употреблять на ночь.

Углеводы помогают усвоению жиров и белков, их потребность этого возраста составляет 270 г. При составлении меню для своего малыша учтите, что углеводы содержаться не только во фруктах, но еще в овощах и крупах. Такие продукты, как шоколад и какао, при отсутствии аллергии не вредны, однако стоит избегать их чрезмерного употребления. Производные какао-бобов возбуждающе действуют на нервную систему, и если ваш ребенок относится к категории - лучше совсем исключить их из рациона.

Для хорошего пищеварения ребенка в этом возрасте необходимо приучать к салатам из свежих фруктов, овощей и зелени. Вареная и жареная растительная пища тоже должна быть в рационе. Например, оладьи , овощное рагу, фаршированный перец, запеченная тыква и т. д. Растительная клетчатка обеспечивает нормальную перистальтику кишечника и профилактику запоров.

При приготовлении пищи для ребенка можно использовать приправы для улучшения вкусовых качеств, однако нужно учитывать и предпочтения. Не всем детям нравится чеснок, имбирь или перец. Для разнообразия детского меню можно иногда давать ребенку мясные или рыбные консервы, соленья и копчения. Но не стоит ими увлекаться.

В этом возрасте оптимальным считается четырехразовый режим питания, т.к. еда переваривается в желудке примерно за 4 часа. Общий ежедневный объем пищи составляет от 1500 г для 3-х летнего до 1800 г для 5-ти . Это усредненный показатель, и некоторым детям может потребоваться большее или меньшее количество пищи. Однако перекармливать ребенка не стоит, избыток пищи чреват проблемами с пищеварением и лишним весом.

Чем разнообразнее будет меню у ребенка, тем больше полезных веществ он получит. И конечно, при сервировке блюда стоит уделять внимание красивому оформлению. Например, сочетание ярких овощей на гарнир к мясу, каша с кусочками фруктов или смайлик из варенья на запеканке - эти «штрихи» в сервировке помогут накормить полезной пищей даже привередливого в еде кроху.