Лего дупло на логопедических занятиях. Конспект занятия по легоконструированию в логопедии
«LEGO конструирование на занятиях по развитию речи»Работа по развитию речи с применением «LEGO» - технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ «LEGO конструирование на занятиях по развитию речи»»
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Игра – важнейший спутник детства.
Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются LEGO-технологии. Логопеды и педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов LEGO позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании
«LEGO» позволяет учиться играя и обучаться в игре.
История LEGOведет своё начало с 1932г. Сам знаменитый кубик LEGO, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился в 1947г. Слово LEGO – которое в переводе с латинского означает «я учился», «я собирал», официально было зарегистрировано в Дании только 1 мая 1954г.
В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов: «Ферма», «Дом», «Город»,…
Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в LEGO эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.
Основными компонентами работы с применением «LEGO» - технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической
составляющей речи.
Волшебные LEGO мешочки «Четвёртый лишний», «Обобщение».
Пушкина Елена
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши»
Тема :
Цель : Уточнить и расширить представления детей о мебели .
Задачи :
Коррекционно – образовательные :
Учить детей дифференцировать мебель по назначению .
Совершенствовать лексико – грамматический строй речи : активизировать словарь по теме, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, подбирать прилагательные к существительным, употребление уменьшительно-ласкательного суффикса
Коррекционно – развивающие :
Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей.
Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, память,
Коррекционно – воспитательные :
Воспитывать самостоятельность, активность на занятии, навык обращения с раздаточным материалом.
Образовательные области : социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, безопасность.
Оборудование : разрезные картинки по теме, картинка – схема комнат, предметные картинки по теме «Мебель » , ЛЕГО-дом
Орг момент. -,
Логопед подводит детей к построенному ранее дому из конструктора , читает стихотворение :
«Вот построен новый дом!
Тили – бом! Тили – бом!
Кто же будет жить в нем?»
«Тили – бом! Тили – бом!
Вот построили мне дом!»
Логопед достает лего-человечка .
Ребята, это-человечек Кирюша . А это - его новый дом. Но сможет ли Кирюша в нем жить , посмотрите внимательно? (нет, в нем нет мебели )
Правильно, и мы с вами сегодня поможем Кирюше выбрать мебель для его дома .
Предлагаю детям сесть на стульчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Много мебели в квартире .
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с больших,
А в буфет поставим чашку на каждое название мебели )
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали.
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (Ритмично попеременно хлопают
Много мебели в квартире в ладоши и стучат кулачками)
Расскажите, какая мебель должна быть в квартире?
Ответы детей. (логопед выкладывает картинку с изображением предмета мебели .
Для чего нужен стул?
Для чего нужен стол?
Для чего нужна кровать?
Для чего нужен шкаф, диван, кресло?
Правильно, но разве вся мебель стоит в одной комнате? -Нет
Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире (прихожая, гостиная, спальня, детская, кухня)
Какая мебель стоит у вас в гостиной?
В детской?
В прихожей?
На кухне?
Ребята, а сейчас давайте поиграем. Мы будем называть мебель ласково .
Игра «Назови ласково»
У нас диван, а у Кирюши- … .диванчик
У нас кресло, а у Кирюши –… креслице
У нас шкаф, а у Кирюши –…шкафчик
У нас стул, а у Кирюши –… . стульчик
У нас кровать, а у Кирюши – … .кроватка (стол, полка)
А сейчас я называю предмет мебели , когда он один, а вы- когда много
Игра «Один - много»
Стол - столы,
диван - диваны, кресло - кресла,
стул - стулья, кровать – кровати.
комод-комоды тумбочка -тумбочки
Игра «Подбери признак»
Стол у Кирюши – (какой) - письменный, новый большой
диван - – (какой) мягкий, удобный.,
кресло -(какое) большое широкое, удобное,
кровать -детская, игрушечная, мягкая,
-Мебель – изготавливают из различных материалов.
Игра «Что из чего»
Стол из стекла – стеклянный
Кровать из железа –железная
Кресло обтянуто кожей-
Кресло обтянуто плюшем-
Правильно. Скажите,:
Мебель для кукол . Какая мебель ?
Мебель для кухни . Какая мебель ?
Мебель для детей . Какая мебель ?
Про какую мебель можно сказать : деревянная? Деревянное? Деревянные?
Вы отлично справились с заданием. Вставайте, поиграем.
Физкультминутка :
«Кирюшкина кроватка »
Вот Кирюшкина кроватка , развести руки в стороны
Чтобы спал Кирюшка сладко , присесть, ладошки под щечку
Чтоб во сне он подрастал, медленно подниматься
Чтоб скорей большим он стал. Встать на носочки, тянуть руки вверх
Задание на внимание : делаем то, что я скажу.
У меня есть для вас еще игра. Я приготовила вам картинки, но они с секретом. Что нарисовано на картинке, вы узнаете, если правильно ее соберете. (раздает картинки – паззлы) . На доске выставляются картинки-подсказки.
Ребята, какая мебель у вас получилась ? Куда ее можно поставить?
Молодцы, отлично справились.
Давайте расскажем Кирюше , из чего сделана мебель .
Игра «Что из чего»
Стол из стекла – стеклянный
Стул из пластмассы – пластмассовый
Кровать из железа –железная
Кресло обтянуто кожей-
Кресло обтянуто плюшем-
А теперь давайте поможем Кирюше выбрать мебель . («подходим» к дому, предлагаю детям брать предмет мебели и располагать его в комнате). Дети проговаривают свои действия.
11. Итог занятия.
О чем мы говорили сегодня?
Что мы делали на занятии?
Что особенно вам понравилось?
Молодцы, все хорошо работали.
Используемая литература
1. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Детство –пресс, СПБ. 2008
2. Г. Н. Соломатина О. Е. Громова А. Ю. Кабушко Конспекты занятий по развитию речи 4-5 лет. Т. Ц. Сфера, М. 2008
3. Н. Э. Терешкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Гном М. 2007
Публикации по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (из опыта работы) Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность. Будучи государственным коррекционным.
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием Лего-конструирования в старшей группе с ОНР Лексическая тема "ЛЕС" Образовательные: закрепление произношения звука Л; закрепление артикуляционных укладов. Коррекционные: активизация.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Головные уборы» с использованием элементов технологии ТРИЗ Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для педагогов ДОУ Тема: «Головные уборы».
Конспект образовательной деятельности по лего-конструированию «Знакомство с конструктором Лего Duplo» Цель: Познакомить с Лего конструктором Задачи: 1. Познакомить с историей появления конструктора лего. 2. Рассмотреть основные виды деталей.
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда логопедического пункта «Мой гость-тигрёнок» Тема: Автоматизация звука Р. Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные: - закреплять.
Конспект проведения совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Наша улица» Цель: коррекция нарушений развития речи детей при ознакомлении с правилами дорожного движения. Задачи: образовательная область «Речевое.
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда» Дмитриева М. Е., учитель-логопед.
Цель:
расширение и активизация словаря.
Задачи:
- автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- продолжать закреплять пространственное значение предлогов: В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД;
- закреплять умение образовывать сложные слова путём сложения, активизировать словарь сложными словами;
- продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов;
- продолжать развивать фонематические процессы;
- активизировать познавательные процессы (восприятие, память);
- продолжать обогащение словарного запаса детей;
- развивать мелкую моторику детей;
- формировать навыки самостоятельности, активности;
- формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: конструктор ЛЕГО, схемы построек, лазерная указка.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Актуализация знаний.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришли наши друзья. Помни что в их именах есть звук [Р]. Давай вспомним их имена.
Ответы детей…
… предлагают нам отправиться в ЛЕГО-страну. Вы хотите отправиться в путешествие?
Ответы детей…
- Сегодня нас ждет загадочный ЛЕГО-остров и волшебник который там живет. Как вы думаете, какой транспорт поможет нам добраться на остров? (детям предлагаются ЛЕГО-модели автомобиля, самолета и моторной лодки.)
Ответы-рассуждения детей…
Наша лодка не обычная у нее есть мотор. Как мы назовем лодку с мотором?
Ответы детей…моторная
Давайте заведем мотор и отправимся в путь…
Ррррр…
- А вот и наш ЛЕГО-остров, он очень маленький. Высадиться на него можно только с правой стороны. Причаливай нашу лодку к берегу.
Посмотри и назови, что ты видишь на острове (гора, пальмы, попугай, пират…)
Наши друзья узнали от волшебника-хранителя тайн, что на верхушке горы спрятан сундук с новыми ЛЕГО-деталями. Вы хотите узнать, что находиться в этом сундуке?
Ответы детей…
- Пират, живущий на острове, не хочет, чтобы мы забрали сокровища острова и хочет проверить нашу смекалку. Мы сможем подняться на гору только в том случае если построим лесенку из ЛЕГО-кирпичиков, используя предложенную схему.
Посчитайте сколько ступенек у нашей лестницы.
Дети считают: одна ступенька, две ступеньки…
- Подняться по лестнице мы сможет, если правильно произнесем слоговой ряд. ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ…
- Волшебник отдаст нам сундук с сокровищами, если мы правильно произнесем чистоговорки.
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ру-ру-ру - мы поднялись на гору.
Ры-ры-ры - поиграли в ЛЕГО мы.
Ри-ри-ри - ты сокровища бери.
Итог.
Вы молодцы, справились со всеми заданиями, и теперь сундучок с новыми ЛЕГО-детальками по праву принадлежит вам. А это значит, что вы сможете продолжать фантазировать и конструировать в ЛЕГО-стране.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали, что видели и с кем познакомились? Какие задания пирата и волшебника были для вас сложными?
Ответы детей…
А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Я уверена, что вы будете продолжать радовать нас своими новыми, удивительными постройками из конструктора ЛЕГО. Желаю вам успехов!
Конспект составлен с учетом речевого диагноза (ОНР I – II уровня) детей, их произносительных способностей и учитывает специфику работы с такими детьми – многократное повторение речевого материала для его усвоения. В ходе занятия используется конструктор LEGO (набор «Семья»).
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) c использованием конструктора LEGO.
Тема «Мебель»
Программное содержание:
- Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.
- Совершенствование грамматического строя речи: образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Активизация самостоятельной речи детей, формирование речевой мотивации и инициативы.
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование :
- кукольная семья (мама, папа, ребенок),
- кукольная мебель (набор Лего).
Ход НОД
1. Оргмомент.
Назвать предметы круглой/квадратной формы
2. Основная часть.
Ребята, к нам из другого города приехала семья кукол: папа Витя, мама Лена, дочки Катя. Привезли с собой свою мебель, но по дороге она поломалась. Просили нас починить.
Логопед достает из коробки части 3х столов.
– Посмотрите, что это? Это ножка от стола и столешница. Коля и Петя и Маша, сможете починить? (дети собирают стол).
Коля, что ты собрал?
Петя, что ты собрал? (стол).
Маша, что собрала ты? У тебя не большой стол, а маленький… (столик)
Вы собрали …(столы).
Какого цвета твой стол, Коля? (Стол желтый).
Какого цвета твой стол, Петя? (желтый).
Столы какие? (желтые)
А у тетя столик какого цвета? (красный)
Для кого эти большие столы? (для папы и мамы).
А меленький столик для кого? (для дочки Кати)
Еще у нашей семьи есть вот такой предмет мебели. – Логопед достает детали шкафов. Кто поможет собрать шкаф? (дети собирают шкафы)
Логопед, обращаясь к каждому ребенку:
Что ты собрал? (шкаф)
А что ты собрал? (шкаф)
А ты что собрала? (шкафчик)
Что вы собрали? (шкафы)
Какого цвета твой шкаф (красный)
Какого цвета твой шкаф (синий)
Какого цвета твой шкаф (желтый)
Для кого эти большие шкафы? (для папы и мамы).
А для кого маленький шкафчик? (для дочки Кати)
Аналогично отрабатываются другие предметы мебели: стул, кровать.
3. Динамическая пауза.
4. Игра «Расставим мебель».
Вот мы и разобрали с вами всю мебель, которую привезли наши гости. Но теперь ее надо правильно расставить в квартире.
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением комнат.
Какие комнаты в квартире наших друзей, давайте посмотрим. Это гостиная здесь встречают гостей. Это спальня, в ней … (дети договаривают: спят) Кто в ней спит? (мама и папа). Это кухня, в ней готовят и … (едят). Это детская, комната для … (детей). У вас на столах картинки с изображением предметов мебели. Расставьте мебель по комнатам, где она должна стоять. У меня стул, я поставлю его в кухню. А что у вас?
Дети выходят по одному и располагают свой предмет мебели рядом с соответствующей картинкой комнаты.
Вопросы логопеда:
Что у тебя?
Куда поставишь …(называется предмет мебели)?
Если ребенок в состоянии произнести названия мебели и комнат, следим за правильным произнесением. Если нет – логопед
проговаривает названия сам:
Это шкаф. Он стоит в спальне.
5. Итог. Оценка деятельности детей.
Троян Н.А.,
учитель-логопед
Ольга Куприянова
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием Лего-конструирования в старшей группе с ОНР
Лексическая тема "ЛЕС"
Образовательные :
закрепление произношения звука Л;
закрепление артикуляционных укладов.
Коррекционные :
активизация речевой деятельности;
развитие пространственного ориентирования;
развитие лексико-грамматической стороны речи;
развитие связной речи;
развитие воздушной струи;
развитие мелкой моторики;
развитие слухового внимания;
развитие фонематического слуха;
развитие темпо-ритмической стороны речи и голоса;
развитие зрительной памяти.
Воспитательные :
вызывать и подкреплять положительные эмоции;
воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям;
прививать эстетический вкус.
Материал : картинки животных, их жилищ, детенышей, леса, схемы построек, лего-дупло , зеркало, вертушки.
Ход Занятия
I. Приветствие. Предлагаем ребенку присесть на ковер, где есть коробка с конструктором лего и поиграть в него самостоятельно.
II. Сопровождение педагогом свободной игры, вопросы и помощь.
III.Организационный момент. Вводится персонаж лего-человечек .
Этого человечка зовут Лука. И сейчас мы вместе с ним отправимся в
путешествие в чудный лес. Там живут дикие животные.
1. Зимой беленький, а летом серенький, прыгает ловко, любит морковку. Кто это?
Правильно. Это зайчик. Давай с тобой построим из ЛЕГО зайчика .
Очень любит он реветь, и зовут его - … «медведь» .Давай с тобой построим
ЛЕГО медведя . Аналогично выполняются другие постройки.
В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле сидит в тепле (Белка) .
Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл. (Ёж) .
2.- Какой заяц? (Заяц белый, пушистый, трусливый) .
Составь предложение о зайце.
Заяц живет в лесу. Заяц очень любит морковку.
Какой медведь? (Медведь бурый, косолапый) .
Медведь живет в лесу. Медведь любит мед. Медведь спит зимой в берлоге.
2. Какая белка? (Белка рыжая, пушистая, ловкая, трудолюбивая) .
Белка живет в лесу в дупле.
Белка любит орешки.
Какой ёж? (Ёж колючий) .
Ёж живет в лесу. Ёж любит грибы.
3. Игра «Один много» .
Один заяц, а много… (зайцев) .
Один медведь, а много (медведей)
Одна белка, а много… (белок)
Один ёж, а много… (ежей) .
Игра «Назови ласково» .
Заяц, а ласково… (зайчик) .
Медведь, а ласково… (медвежонок) .
Белка, а ласково… (белочка) .
Ёж, а ласково… (ёжик) .
Поиграем в семью.
Если папа заяц, то мама-зайчиха,а детеныш-зайчонок.
Папа медведь, мама – медведица,а детеныш – медвежонок.
Папа ёж, мама ежиха, детеныш – ежонок.
«Кто, где живет?» Ребенку предлагается самостоятельно назвать, кто из диких животных где живет, если он называет, то логопед показывает картинку и они вместе рассматривают ее.
4. Развитие связной речи – ребенку предлагается сказка, которую он должен пересказать, манипулируя с построенными героями - ребенку предлагается придумать рассказ либо про одного из героев, либо про лес, где все построенные на занятии герои живут .
6. Разговор человечка и зайца- повторение слогов с определенной интонацией.
Ла- ла- ла
7. Мимическая гимнастика. (меняем лицо человечку по просьбе педагога, радостное, грустное, злое, удивленное, испуганное и т. д.).
8. Я покажу тебе лицо человечка, а ты скажи- какая у него эмоция и повтори. Я называю тебе выражение лица (эмоцию, а ты мне найдешь лицо человечка с таким выражением и повторишь в зеркало. Веселое выражение лица- это когда улыбаются, покажи такое же лицо на лего человечке .
А как ты улыбаешься?
9. Выполняем с человечком артикуляционную гимнастику. Воздушная струя. Человечек задумался, что сильнее всех может дуть. Покажи,кто как будет дуть? Слабо- зайчик, белочка сильнее, и т. д.
IV. Рефлексия или завершение. Скажи, о чем мы сегодня говорили? Правильно, о лесе и его обитателях. Лес это наше богатство и его нужно ценить, беречь. Что делали? Что тебе понравилось? А что больше? Выражаем благодарность, хвалим и просим собрать конструктор в коробку .
Публикации по теме:
Использование лего-конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников Внедрение лего - конструирования в образовательный процесс старших дошкольников, является неотъемлемой и первостепенной задачей при планировании.
Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [л’]» Характеристика и артикуляция звука «Ль» 1. Звук «Ль». Согласный мягкий звук и обозначается квадратом зеленого цвета. - Д/и. «Поймать звук.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Цель: автоматизировать звук [р] в речи. Задачи: Коррекционно-образовательные упражнять в правильном произношении звука [р] изолированно,.
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Цель: постановка звука [Р]. Задачи: – формирование правильного.
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР (с использованием ЦОР) ТЕМА: Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте с использованием мнемотаблиц. ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мнемотаблица.