Воспитательное значение детского фольклора презентация. Презентация "Роль фольклора в воспитании и обучении детей" презентация к занятию (младшая группа) на тему






1. Календарный фольклор заклички, игровые песенки. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, лей, лей. На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по целому ведру! небольшие песенки, сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.










Где пастушка, а где потешка? Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! Чей нос? Макеев. Куда едешь? В Киев. Что везешь? Рожь. Что возьмешь? Грош. Что купишь? Калач. С кем съешь? Один. Не ешь один!














Жеребьёвки Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности. Золотое блюдечко или наливное яблочко? Коня вороного или казака удалого? Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос.










Страшилки "Идет коза рогатая За малыми ребятами, Кто кашку не ест, Того - забодает!" это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность


В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр., Цель - переживание высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.




"Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов", или: "Девочка Света нашла пистолет, Больше у Светы родителей нет", или: "Мне мама в детстве выколола глазки, Чтоб я варенье в шкафе не нашел. Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо!"


«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»








1. … НЕ ГОРИТ, … НЕ ТОНЕТ. 2. … Антошка … на одной ножке. 3. … лежал, … побежал. 4. … долговяз, … увяз. 5. … вырастают, … облетают. ЛЁД СНЕГ ГРИБ ДОЖДЬ ЛИСТЬЯ В ОГНЕ НЕ ГОРИТ, В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ. Стоит Антошка, На одной ножке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдаёт. Зимой лежал, Весной в реку побежал. Шёл долговяз, В сыру землю увяз. Весной вырастают, Осенью облетают.




ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ: ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ. РАЗ СОВРАЛ - НАВЕК ВРУНОМ СТАЛ. КТО ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТ, САМ СЕБЯ ГУБИТ. КОНЧИЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО. ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ. ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ. САМ ПОТЕРПИ, А ДРУГОГО НЕ ВЫДАЙ. УЧИСЬ ДОБРОМУ, ХУДОЕ НА УМ НЕ ПОЙДЁТ. БЫЛА БЫ ОХОТА, БУДЕТ ЛАДИТЬСЯ РАБОТА.


Поговорки В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения. Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению. Хуже горькой редьки, Свалился как снег на голову широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.





1 слайд

«Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собой «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» Г.С. Виноградов

2 слайд

Тема проекта: Детский фольклор как своеобразное видение мира и особый вид устного народного творчества.

3 слайд

4 слайд

Проблемные вопросы В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор? Общее и различия в поэзии считалок и жеребьевок? Для чего нужны скороговорки? На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы? Зачем дети рассказывают страшилки? Как детский фольклор организует сферу дружбы?

5 слайд

Дидактические цели проекта Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов; Работать в команде над решением единой проблемы; Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность; Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа фольклорных текстов; Формирование умений выделять жанровые особенности фольклорных произведений; Формирование грамотности в области детского фольклора; Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературоведческих исследований.

6 слайд

Методические цели проекта формировать умения учащихся свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать умения выделять специфику каждого жанра; формировать способность к сочинительству; формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству; формировать желание собирать фольклор.

7 слайд

Описание проекта Проект проводится в рамках учебной программы в 6 классе и рассчитан на одну учебную четверть. Проектная деятельность выполняется по ходу изучения темы «Детский фольклор» и является итоговой в ее изучении, являясь самостоятельной работой учащихся. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В ходе работы над проектом учащиеся делают самостоятельные обобщения и выводы, проводя определенные наблюдения. Работа над проектом ведется как на уроках литературы, так и во внеурочное время VIZITKA

8 слайд

Основная идея проекта Данный проект предполагает привлечение интереса учащихся к устному народному творчеству посредством изучения детского фольклора, наиболее близкой шестиклассникам области народного творчества. В ходе реализации проектной деятельности учащиеся учатся анализировать произведения фольклора, выделять специфические особенности фольклорных жанров, выявлять жанровые связи и различия. Учащиеся активно приобщаются к собиранию произведений устного народного творчества. Но самое главное, что в ходе проекта раскрывается творческий потенциал ребенка. Учащиеся сами сочиняют произведения детского фольклора, учитывая все жанровые особенности. Кроме того, дети учатся работе с текстом с помощью компьютера (например, оформляют школьные газеты). Таким образом, данный проект рассчитан, прежде всего, на сочетание исследовательской деятельности с раскрытием творческих способностей.

9 слайд

Этапы и ход работы 1 урок – организационный момент, знакомство с целями проекта и его выполнением, распределение обязанностей среди учеников. 2 - 4 урок – выявление особенностей детского фольклора, его отличие от взрослого фольклора, подготовка учащихся к выполнению презентации. 5 – 12 урок - выявление жанровой специфики детского фольклора, разбор отдельных жанров, подготовка учащихся к выполнению публикаций и веб-сайта. 13 урок - предзащита презентации и публикаций. 14 урок - предзащита веб-сайта. 15 урок – выполнение теста. 16 урок – защита проекта.

10 слайд

Темы исследований учащихся Свирщук Витана, Чернышова Анастасия, Мкоян Тигран – презентация «Добро пожаловать в мир детского фольклора» Королев Андрей, Королева Кристина, Неклюдов Олег, Борисова Юлия – бюллетень «Алло, мы ищем таланты…» Джабадари Вахтанг, Орлов Михаил – буклет «Страшное в жизни ребенка» Джабадари Вахтанг, Королев Андрей, Шилкина Анастасия, Сычева Анастасия – веб-сайт «Увлекательный детский фольклор»

11 слайд

Критерии оценивания Критерии оценки презентации Критерии оценки публикаций Критерии оценки web-сайта Результаты проектной деятельности

12 слайд

Итоги проекта В результате выполнения проекта все работы были защищены на отлично. Качество работы учащихся составило 100 %. В ходе работы над проектом практически все знания ученики получали исследовательским путем, в результате чего и был получен высокий процент качества. Благодаря проектной деятельности у детей начал вырабатываться устойчивый интерес к литературе и анализу фольклорного произведения, а также учащиеся класса решили выпускать ежемесячную газету «Алло, мы ищем таланты…». Проектную деятельность учащиеся намерены продолжать при изучении и других произведений.

«Нравственные ценности на литературе» - Художественные особенности романа Ф.М.Достоевского. Методологическая база. Час тихого чтения. Верность простым истинам. Духовно-нравственный идеал. Духовно-нравственные ценности на уроках литературы. Урок литературы. Честь. Любовь и уважение к Родине. Подготовка широко образованных, высоконравственных людей.

«Литературная математика» - Теперь ты знаешь, что еще кроме литературы связано с математикой. 9. Какой поэт в своем стихотворении поклонялся «царственным числам»? а)Ф.Тютчев; б) А.Майков; в) В.Брюсов. 8. Автор рассказа, где институтка Наденька решает задачу про трех купцов. а) С.Голон; б) П.Бажов; в) А.Чехов. 4. Известный русский поэт, автор строк «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». а) А.Пушкин; б) Н.Гоголь; в) С.Маршак.

«Урок литературы в 5 классе» - Я был в лесу листом. Приобщение. Ника Турбина. Добрый свет глаз. Встреча с удивительными людьми. Пушкиниана. Надя Рушева. Неожиданный подарок. Стихи-шутки пятиклассников. Если б я был олигархом. Если б я был президентом. Война и мир. Мастер и Маргарита. Творчество учеников. Черновик. Акварель. Ну вот и всё, окончен бой.

«Исследование по литературе» - Организация творческих исследований учащихся. Исследование. Художественный фильм. Темы сочинений. Летописец. Этапы учебно-исследовательской деятельности. Семинары. Работы. Погружение в историко-литературный контекст. Методический аппарат учебника. Литература. Талантливый поэт. Подходы к изучению литературы.

««Литература» 6 класс» - Звезда полей. Н.М. Рубцов. Музей Дон Кихота (Испания). Николай Михайлович Рубцов. Лесков «Левша». Ладило – бондарный инструмент. Путешествие. Музей Д`Артаньяна (Франция). Чирки – самодельная обувь. Митраша. Литературный портрет. Буреметр – барометр. Куртинка – островок. Крылов Иван Андреевич. Кунсткамера.

«Технологическая карта литературы» - Коллективное обсуждение результатов. Условия обеспечения учебной деятельности. Построение проекта. Этапы проектирования технологической карты. Коллективное обсуждение возможных способов. Фиксация затруднений в деятельности. Самостоятельная работа. Критерии самооценки метапредметных результатов. Этапы проектирования.

Всего в теме 19 презентаций


В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.


Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками младшего дошкольного возраста являются сказки.






Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего дошкольного возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь


А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале Учитель появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.


Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.




Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».


С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.


Оксан Семеновна Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.


Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.




Организованную образовательную деятельность и чтение художественной литературы проводим по методике Князева О.Л., Маханёва М.Д. Авторы широко используют фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки.


Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.


Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.


Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.


Использование малых форм фольклора способствует: Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Развитию памяти. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережно го отношения друг к другу.


Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает избавить малыша от отрицательных эмоций, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.


Для выполнения этих задач подобрали серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук да тук, Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга) Ладушки-ладошки, Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко. (руки на колени).










Используем потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.. 29





Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Фольклор – это устное народное творчество В переводе с английского языка означает: народная мудрость, народное знание. Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось. Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя. Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

3 слайд

Описание слайда:

Знакомство с ДЕТСКим ФОЛЬКЛОРом 1. Приобщает детей к народному искусству, народным традициям, праздникам, обычаям, национальной культуре. 2. Знакомит детей с жизнью и бытом, повериями древних людей, своих предков. 3. Учит в игровой форме различать добро и зло, любовь и несправедливость, уважение и зависть, хорошее и плохое, ценить и просто любить мир. 4. Способствует формированию и развитию детей и их творческих способностей. 5. Прививает детям навыки поведения в детском коллективе. 6. Воспитывает у детей эстетические чувства, уважение и любовь к истокам культуры своего народа.

4 слайд

Описание слайда:

Виды фольклора для детей: Материнская поэзия (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, частушки) Детский игровой фольклор (считалка, жеребьёвка, припевки, игры целовальные) Фольклор словесных игр (сечки, молчанки, дразнилки, скороговорки, голосянки, нелепицы, загадки, поговорки и пословицы) Детский календарный фольклор (заклички, приговорки) Современный жанр детского фольклора (страшилки, садистские стишки, детские анекдоты)

5 слайд

Описание слайда:

Колыбельная Баю – баюшки – баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит во лесок Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи Нашу Машу не буди. *** Баю – бай, Баю – бай, Поскорее засыпай! Прилетели гуленьки, Сели возле люленьки, Они стали ворковать, Нашу деточку качать. *** Баю – баю – баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке, Будет наш сынок ходит, Новы валенки носить. Поэзия пестования относится к творчеству взрослых для детей и связана с воспитанием, заботой и уходом за ними. Почему колыбельная песня исполняется ласково, напевно? Слово “колыбельная” произошло от слов “колебать”, “колыхать”,“качать”. Колыбельные – помогают усыпить ребёнка.

6 слайд

Описание слайда:

Пестушки, потешки Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ручки фатюнюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. *** У сороки боли, У вороны боли, У Феденьки заживи! *** С гуся вода, С Пети худоба. *** Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет, - Забодает, забодает, забодает. *** Наша Поленька в дому, Что оладушек в меду, Что оладушек в меду. Сладка ягодка в саду. Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Они очень короткие. Потешки (прибаутки) – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками, короткие рассказики, обращение к детям, похвала отличительных признаков характера, красоты.

7 слайд

Описание слайда:

частушки Эй, девчушки-хохотушки, Начинаем петь частушки, Начинаем веселей, Чтоб порадовать гостей. *** Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла - Я не удержалася. *** А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала – подружки. *** По деревне я шла И Ванюшку видела – Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. Частушка – один из самых популярных и любимых жанров народного творчества. Частушку можно услышать повсюду. Частушка – двух– или четырёхстрочные рифмованные песни весёлого, задорного, обычно любовного, сатирического или юмористического содержания. В основе ритмической организации частушки лежит 4-х-стопный хорей.

8 слайд

Описание слайда:

Считалки, жеребьёвки Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть: В кошки-мышки, салочки, Прятки, догонялочки. Книжки будем мы читать, Будем очень много знать. *** Шире, шире, шире круг. У Алёны сто подруг. Эта, эта, эта, эта, А любимая вот эта. *** Матки, матки, Смерти или живота? Дядю Федю Или белого медведя? Са хару кусочек Или красненький платочек? Наливное яблочко Или золотое блюдечко? Лисицу в цветах Или медведя в штанах? За печкой заблудился Или в ложке утонул? Канат вертеть Или с неба лететь? Шар катить Или воду лить? Коня вороного Или казака удалого? Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре. Жеребьёвая сговорка определяет деление играющих на 2 команды. Её роль – устанавливать порядок в игре. Создавая жеребьёвки дети часто импровизировали на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок.

9 слайд

Описание слайда:

Приговорки, припевки Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти. *** Сей, сей горох, Посевай горох! Уродись, горох, И крупен, и бел, На потеху всем; И сам тридесят – Для всех ребят. *** Божья коровка, Улети вверх ловко. Принеси нам с неба: Хлебу замену, Грибам подмену, Ягодам рост, Редьке длинный хвост. Игровые приговорки и припевки – маленькие произведения для организации игры с отголосками древних обрядовых игр. Игровое действие унаследовало свои формы, правило и порядок от древних языческих игрищ в честь Костромы, Коляды и Верила. В играх дети изображали семейный быт, трудовые занятия деревни. Например, игры Костромушка, Курилка, Солнце-золотые ворота.

10 слайд

Описание слайда:

Игры целовальные, обрядовые Селезень утку загонял, Молодой серу загонял, Пойди, Утица, домой, Пойди, Серая, домой, У тя семеро детей, А восьмой Селезень, А девятая сама, Поцелуй разок меня! *** НА СТУЛЬЧИКЕ Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова: Сам сижу на стульчике, Сам сижу на крашеном. Кто меня любит, Тот меня скупит. Кто меня скупит, Три раз поцелует! Раз, два, три! На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала. Целовальные – в них играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки); Обрядовые - были свойственны обрядам и праздникам. Например, забавы на Масленичные гулянья: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу; Сезонные – были распространены среди детей, особенно в зимнее время. Например,«Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «Воротики» и «Ручеёк».

11 слайд

Описание слайда:

скороговорки Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека - цап! *** Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. *** Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. *** Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок. *** Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка – Мышка забыла про кошку! Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они развивают дикцию. Бывают рифмованные и нерифмованные.

12 слайд

Описание слайда:

Сечки, молчанки Стих для 15 "сечек": СекУ – секУ – сЕчкУ нА пустОм местЕчкЕ, чЕсть - пЕречЕсть - пЯтнАдцАть – Есть! *** Стих для 20 "сечек": секУ – секУ – дЕсЯть- в нЕбе – крУглый мЕсЯц, стАну сЕчь – вЫсекАть, звЕзды нА небЕ считАть: счЕсть - двАдцАть – Есть! *** Ехали цыгане, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, кто промолвит слово, тот её и съест. Сечки –это стишки, сопровождающиеся ударом по дереву секущим предметом. В текстах сечек содержится зашифрованный счёт. Один из самых редких и древних жанров фольклора. Они связаны с процессом обучения счёту. Ритмические единицы – количество ударов по дереву. Молчанка – небольшое сихотворное произведение для проведения игры. Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то засмеялся и заговорил.

13 слайд

Описание слайда:

голосянки Соберемся на полянке И затянем голосянки! А кто не дотянет, Тот безголосым станет! Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-ей!.. *** Ну-ка, девицы – красавицы, Голосяночка вам нравится?! Тянем – тянем – голосим, А кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы!.. *** Голосянки, голосяночки, Голосим за прянички, Голос тянем до черты, А, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы!.. Голосянки и Молчанки связаны с одноимёнными святочными играми. Когда-то в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети. Участники игры в "голосянку" должны были тянуть конечный гласный звук без вдоха (на сколько хватит сил и воздуха в лёгких) как можно дольше, а дети старались их рассмешить, заставить перестать "голосить": первый замолчавший (сделавший вдох) считался проигравшим.

14 слайд

Описание слайда:

Небылицы, нелепицы Федул, что губы надул? Кафтан прожег. Можно зашить. Да иглы нет. А велика ли дыра? Один ворот остался. *** Фома, что из леса не идешь? Да медведя поймал! Так веди сюда! Да он не идет! Так сам иди! Да он меня не пускает! *** Что ваши девчата делают? Шьют да поют. А матушки? Порют да плачут. *** Фома, у тебя в избе тепло? Тепло. На печи в шубе согреться можно! *** Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун. Небылица весело учит различать действительность и фантазию, развивает воображение. Рисует необычные, небывалые картинки жизни. Небылицы-перевертыши играют роль загадок и прибауток. Для взрослых людей они предстают как нелепицы, а для детей - это смешные истории о том, чего не бывает!

15 слайд

Описание слайда:

Загадки Кто скрывался под кустом? Маленький трусишка, Он боится очень сильно Волка и лисицу. (Заяц.) *** Кто сидит в конуре? А потом она во дворе на траве Прыгает и скачет, Лает и играет. (Собака.) *** Любит он играть, мяукать, Любит кушать и лакать. Он пушистый, как игрушка, Серый маленький зверюшка. (Котенок.) *** Кто кусает, Громко лает, К дому она не подпускает? (Собака.) Загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная народная забава, испытание на смекалку, сообразительность. Загадка, как и пословица – это краткое образное определение предмета или явления. Но в отличие от пословицы загадка даёт определение в иносказательной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт, а может представлять собой и простое описание предмета.

16 слайд

Описание слайда:

Пословицы, поговорки Ну, кто из вас не согласится, Что без труда мечта мертва; Что дело мастера боится, Что жизнь дана нам для добра; Что друг не тот, кто медом мажет, А то тот, кто правду прямо скажет. Что долог день до вечера, Коли делать нечего, Что сам себя лишь тот погубит, Кто других совсем не любит. И, конечно, без труда Не вытащишь и рыбку из пруда. Помни! Тот, кто хочет много знать, Тот не должен долго спать. Согласитесь: лень и плут До добра не доведут. *** Друзья познаются в беде. Знал бы, где упадёшь - соломки бы подстелил. Мягко стелешь, да жёстко спать. Родина - мать, умей за неё постоять. Семеро одного не ждут. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. У кого есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… – ПОСЛОВИЦА.

17 слайд

Описание слайда:

дразнилки Обманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. *** Плакса, вакса, Гуталин, Проглотил Горелый блин. *** Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, То собака свалится. *** - Рева-корова, Дай молочка! Сколько стоит? - Три пятачка! *** Федорóк с вершок, Голова с горшок, Шапка колышком, Ножки бревнышком. Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие качества или просто привязанные к имени ребёнка. Полагают что они выросли из прозвищ и кличек, к которым добавлялись рифмованные строки. Дразнилки высмеивают трусость, лень, жадность, заносчивость, пьянство, но бывают и беспричинные.

18 слайд

Описание слайда:

Заклички, приговорки Дождик, дождик, пуще. На мамину капусту, На папин лен Поливай ведром. *** Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. *** Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денёк. *** Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила. Заклички – закликать, звать. Это обращения к различным силам природы, которые выкрикивались детьми хором или на распев. Обозначают некоторый магический договор с силами природы. Приговорки – обращения к живым существам, произносимое каждым ребёнком по одиночке. Дети подражают пению птицы или голосу животного. Это игра в обман или детская угроза, или звуковая дразнилка, или приговор на удачу.

19 слайд

Описание слайда:

страшилки Белая простыня Жили мать и дочка. Когда дочка подросла, она стала помогать матери по дому: готовить, мыть посуду и пол. Однажды она мыла пол и обнаружила под кроватью, в углу, большое пятно крови. Она сказала об этом матери. «Ты это пятно не стирай, - сказала ей мать, - а то меня больше не увидишь». Мать ушла на работу. А дочка позабыла её наказ, взяла ножик и поскребла пятно. Вечером мать не вернулась с работы. Дочь уже собиралась бежать к ней, как вдруг по радио объявили: «Закрывайте окна и двери. По городу летает белая простыня!» Девочка быстро закрыла дверь и окна. А вскоре увидела, что перед её окнами несколько раз пролетела белая простыня. Девочка обо всём рассказала старушке-соседке. А старушка ей и говорит: «В следующий раз, когда объявят, ты окна не закрывай, а залезь под кровать. Когда простыня влетит в твою квартиру, уколи иголкой свой палец и капни крови на то место, где было пятно. И вместо простыни появится твоя мать». Девочка так и сделала: только простыня влетела в квартиру, она взяла ножик, надрезала вену и капнула крови. И на месте простыни появилась её мать. Страшилки – это словесные игры детей 6-12 лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти, покойники, приведений. Страшилки закрепляются в традиции и передаются из уст в уста. Оригинален жанр страшных вызывалок (Как вызвать Бабу Ягу), цель которых – победить страх. В страшилках всё есть от фольклора.

20 слайд

Описание слайда:

Садистские детские стишки Девочка в поле лимонку нашла. «Что это, дядя?» - спросила она. «Дёрни колечко!» - ей дядя сказал. Долго над полем бантик летал. *** Маленький мальчик нашёл ананас, Им оказался немецкий фугас. Вымыл он ручки и сел за стол есть… Череп нашли километров за шесть. *** Дочка у мамы просила конфетку. Мама сказала: «Сунь пальцы в розетку». Быстро обуглились детские кости. Долго смеялись над шуткою гости. *** Дети в подвале играли в гестапо: Зверски замучен сантехник Потапов. Дети в подвале играли в СС: Зверски замучен спартаковец Гесс. *** Маленький мальчик по стройке гулял, Тихо к нему подъезжал самосвал. Не было слышно ни крика, ни стона, Только ботинки торчат из бетона. Садистские стишки - жанр современного русского юмористического фольклора. Это четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем («маленький мальчик» или «девочка»), обычно в результате техногенного воздействия. Составлены в нарочито лёгкой форме, что создаёт впечатление абсурда. Детей всегда волновали вопросы смерти. Но поскольку в официальной советской культуре тема смерти и страха была под запретом (разрешено было лишь героически гибнуть на благо Родины) фольклор восполнил недостаток рассуждения о смерти. Жизни человека могут угрожать не только минные бомбы, но и бытовые вещи: бритва, лифт, автомобиль, холодильник... Смерть настигает персонажей черного юмора везде: дома, на улице, в поле, на чердаке..

21 слайд

Описание слайда:

Детские анекдоты Дети, начертите квадрат со стороной десять сантиметров! - Марьиванна, что же это за квадрат такой - с одной стороной?! *** Учитель: - А теперь я докажу вам теорему Пифагора. Лентяй с задней парты: - А стоит ли? Мы вам верим на слово. *** Сема, сколько твоя мама должна заплатить за 2 килограмма яблок, если 1 кг стоит 2 рубля? - Не могу сказать господин учитель, моя мама всегда торгуется. *** Недавно в детском саду №5 прошел концерт Мэрлина Мэнсона. Он думал, что он исчадье ада, отродье сатаны... А оказалось, что он банальный бабай! В 19 веке слово "анекдот" означало приключившееся с кем-то подлинное происшествие. Современный анекдот - чаще вымышленный комический случай. Детские анекдоты лаконичны, умны, каждое слово выверено и взвешено. Они рождаются на злобу дня и легко передаются из одного детского коллектива в другой, с интересом воспринимаются детьми и взрослыми. Юмор в них редко глумливый, чаще добродушный. Главное же - анекдот дает точную формулировку запретной правды, опровергая "взрослую" ложь. Проговаривая запретный анекдот, дети дышат свободой от родительского и государева ока.

22 слайд

Описание слайда:

Детский дворовой фольклор Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его в палату, Он украл там шоколаду. Привезли его на крышу, Он украл там дядю Мишу. Привезли его домой, Оказался он живой. *** Цыпленок жареный, Цыпленок пареный, Пошел по улице гулять. Его поймали, арестовали. Велели паспорт показать. Паспорта нету – Гони монету, Монеты нет – Иди в тюрьму. Тюрьма закрыта, Окно разбито. Цыпленок прыг, и был таков! *** – Чижик-Пыжик, где ты был? – На базаре водку пил! Выпил рюмку, выпил две – Закружилось в голове! С помощью этих стишков и дразнилок дети взаимодействуют с коллективом, ищут границы моральных норм. Используя ритмичный звукоряд, часто бессмысленный, дети избавляются от негативных эмоций, отделяют свой уголок мира от взрослых (из-за "неприличности" или "недоступности для понимания"), где являются полными хозяевами. ЧИЖИК-ПЫЖИК Эта незамысловатая детская песенка имеет глубокие исторические корни и несет смысл, уже неведомый маленьким ее исполнителям. Песня родилась в начале 20 века в Петербурге. Чижик-пыжик - вовсе не птица, а студент Петербургского Императорского училища правоведения. За яркие цвета мундира (желтый и зеленый), совпадающими с цветами оперения этой птицы, студентов прозвали «чижиками»