Женственность vs мужественность в современном мире. Что такое настоящая мужественность и женственность

Просмотрев в интернете статьи на тему мужественности и женственности, я нашел более-менее понятные и непротиворечивые мысли у трёх авторов (Жикаренцев, Торсунов и Оле Нидал). Вот некоторые из этих мыслей (пока не в систематизированном виде):

Женский элемент больше направлен на интуицию, открытость, ясность - качества охватывания вещей и понимания их. Мужской элемент больше связан с действием. Женщина поймет что-нибудь интуитивно, мужчина сделает скорее что-то практическое.
На уровне настоящей чистоты женский аспект является пространством, открытостью, потенциалом. Мужской аспект - это радость, игра пространства, в котором возникают разные вещи, когда беспрерывное выражение может быть пережито.
Целью, на уровне высшего соединения, является то, что женщина и мужчина учатся друг у друга. Если бы мужчина всё время был бы только мужским, а женщина - только женской, это было бы очень просто, но так происходит редко. Внешне мужчина может выглядеть так, как будто бы ежедневно для удовольствия двигает по два рояля, но внутренне даже самый большой сухарь имеет женские качества. Подобным образом, маленькая женщина, которая весит столько, что её можно носить в кармане, может управлять пятью верзилами и говорить, что им делать. Мы можем многому друг у друга научиться, ведь существуют три уровня: внешний, внутренний и тайный, на которых разыгрывается эта разнообразная игра.
Монах часто медитирует на женскую форму, чтобы получить её энергию. Одинокая женщина или монашка будет притянута к мужским формам. При взаимной встрече, мужчина учится интуиции и деликатности женщины, а женщина использует его энергию. На глубочайшем уровне встречаются пространство и радость. Мы должны знать, что когда сердце сильнее бьется, когда она внезапно выглядит, как принцесса, а он красивее всех, то выражаются исконные качества. Если это происходит, и мы знаем, что это согласуется на всех уровнях, мы должны сделать это совершенным. В действительности это приведение возможности на высший уровень. Встреча является посевом, обогащением и возможностью роста. Через различные состояния и возможности мы растем больше всего.

Лама Оле Нидал.

Больше всего я был поражён, когда понял, что женщины не могут понимать в мужском понимании этого слова, настоящей женщине это действие недоступно. Когда мужчина что-то говорит женщине или объясняет свою мысль, а женщина отвечает ему «Я понимаю», на самом деле она ничего не понимает. Отвечая так, она лишь констатирует для себя то, что у мужчины появилась та или иная мысль, и всё. «Это - факт,- говорит она себе,- и теперь мне с этим надо иметь дело». Вот что подразумевает женщина, когда говорит «Я понимаю!»
Слово «переживание» - единственное, которое я нашёл, чтобы свести вместе мужчину и женщину. Мужчина переживает окружающий мир и всё, что происходит в нём, с помощью думания и понимания. Женщина переживает происходящее с помощью движения чувств и принятия того, что есть. «Это - факт, это - так»,- говорит она себе, принимает и дальше имеет с этим дело.
Понимание для мужчины - это эквивалент женского принятия. Мужчина соединяется с предметом во время думания и понимания, женщина соединяется с предметом с помощью чувств и тех ощущений, которые в ней возникают. В этот момент она принимает данный предмет. Например, при воспитании ребёнка мужчина готов излупцевать его, чтобы тот думал и поступал так, как полагается. Женщина же любит ребёнка всяким.
Когда мужчина думает и понимает, а женщина принимает, говоря себе, что это - факт, они оба проявляют Любовь, потому что любовь - это единство. Так мужчина и женщина самой своей природой воплощают Любовь в жизни. Вы не знаете, что такое Любовь? Вы демонстрируете её незаметно для себя каждое мгновение.

Владимир Жикаренцев.

Хотелось бы привести один отрывок из ведического трактата о природе мужчин и женщин :
Она – речь, Он – мысль; Она – рассудительность, Он – закон; Он – разум, Она – чувство;
Она – повиновение, Он – правота; Он – сочинитель, Она – исполнение; Он – настойчивость, Она – спокойствие;
Он – воля, Она – желание; Он – жалость, Она – дар; Он – песня, Она – нота;
Она – топливо, Он – огонь; Она – сияние, Он – солнце; Она – движение, Он – ветер;
Он – хозяин, Она – богатство; Он – борьба, Она – могущество; Он – лампа, Она – свет;
Он – день, Она – ночь; Он – правосудие, Она – сострадание; Он – русло, Она – река;
Она – красота, Он – сила; Она – тело, Он – дух.

Проблема ведь часто в том, что мы даем другому то, что хотим получить сами. Так, у женщин основных потребности три:

Близость

Безопасность

Благодарность

И у мужчин их тоже три, но совершенно иные:

Быть нужным

Быть свободным

Быть принятым таким, какой есть

Так и получается, что женщины всячески стараются окружить мужа вниманием, создавать с ним близкие отношения, особенно когда у него сложный период. Хотят помочь ему и в момент кризиса сделать все самой, чтобы его не тревожить. А в итоге мужчина только глубже погружается в кризис. Почему?

Потому что в кризисе ему нужно побыть одному какое-то время, а потом изо всех сил совершить самый сложный подвиг. И вот он – его выход из кризиса. А мужчины же всячески стараются дать женщинам то, что хотели бы сами. Когда она плачет – оставить ее одну, пусть придёт в себя. Когда она просит защиты, сказать ей, что она сильная и справится сама…

В итоге женщина считает, что муж ее не только обнаглел, но и вконец очерствел. Ей ведь хочется, чтобы ее пожалели, взяли на ручки. Мы по-разному понимаем слово «любовь». Для женщины любовь – это забота. Она чувствует себя любимой, когда о ней заботятся, опекают, помогают.

Для мужчины же любовь – это вера. Он чувствует себя любимым, когда близкий человек в него верит и говорит: «Ты справишься. Я точно знаю!». Стоит лишь начать давать друг другу те типы любви, которые нам нужны, отношения уже стабилизируются. Потому что каждый будет чувствовать, что его любят. Но для этого надо понять и крепко усвоить – мы разные. Мы созданы Богом разными не просто так. (

Сегодня многие хотят развить в себе мужественность или женственность. На этом желании уже вырос целый бизнес. Мужчины ходят на различные тренинги, которые через драки и агрессию якобы делают мужчин более мужественными. Женщины тоже не отстают и ходят на всякие “женские практики”, пытаются в себе развить соблазнительность, а также какие-то качества, которые автор тренинга посчитал женственностью.

В жизни же всё не так. Жизнь не знает стандартов, в ней каждый человек обладает своим собственным набором качеств, которые не могут влезть ни в какие рамки. Однако, можно встретить массу людей, которые искренне считают, что нужно чему-то соответствовать. Вот и начинают они кромсать себя и других, создавая свой идеал.

При этом пропагандируется какой-то фашистский подход, что те кто не отвечают этим рамкам, какие-то неполноценные и должны влачить жалкое существование. А люди слушают эти байки и верят, что кто-то может их судить лишь по каким-то незначительным личностным чертам.

Мужественность

Что такое мужественность? На самом деле если задать этот вопрос случайному человеку, то он вряд ли сразу найдется, что ответить. Скорее-всего скажет что-то насчет силы и кучу вариантов того, что мужчина должен делать.

Проблема всех стереотипов в том, что никто под них не подходит. Если вы вспомните всех мужчин, которых вы встречали, то поймете, что все эти люди непохожи.

Ну и как их загнать под стереотип?

Кстати, каков он стереотип настоящего мужика? Согласно стереотипу — это такой немножко бабуин, немного агрессивный “Самэц”, бесстрашный, как самурай и… немножко тупой. Интересная картина, но которая не соответствует действительности. И мало того, большинство под неё не подходит. И слава богу.

Дело в том, что такие люди не везде нужны. В современном мире ценится не только это(хотя и ценится), но и другие качества. Возьмем, какого-нибудь Билла Гейтса. Он уж точно не соответствует этому стереотипу, но при этом отлично справился со своей жизнью. Разбогател не потому, что он какой-то бабуин, а просто потому, что максимально использовал свои качества, те, которые ему даны от природы.

Люди неимоверно отличаются. Когда ребенок рождается, по нему очень скоро становится видно какой он. И ничем это не изменить. Вот есть у него определенный набор “настроек” и никуда ты их не передвинешь. Можно только найти место в жизни, где эти качества можно максимально реализовать.

А если пытаться стать тем, кем не являешься, то просто откажешься от того, что дано от природы.

Учитывая это, странно, что многие мужчины стремятся восстановить свою мужественность. Например, учатся зачем-то бить друг-друга по мордам(еще и деньги за это платят), как будто это что-то глобально в жизни меняет. Так уж случилось, что этот навык в современном мире совсем не востребован. Разве только в спорте, да в силовых структурах. Там да, полезный навык.

Обычно, когда говорят о том, что кто-то недостаточно мужественен, то речь идет о простейшей манипуляции, когда от мужчины хотят того, что он делать не хочет.

Женственность

С женственностью история еще хуже. Тут наверчено еще больше глупых стереотипов: как надо выглядеть, как женщины себя ведут, что женщины должны хотеть, чем жертвовать и что терпеть.

Но мало того, что на женщин навешано множество традиционных стереотипов, но каждый день добавляются все новые. На женщинах сейчас зарабатывают миллиарды, каким-то образом каждый год навязывая всё новые стандарты. Женственность, как способ манипуляции, еще более распространена, чем мужественность.

Как психолог я прежде всего обращаю внимание на различные тренинги сомнительного содержания. Чего там только нет! И как мужчин обольстить, и соперниц победить, и кого выбирать в мужья. Запросы, конечно, актуальные. Вот только, положа руку на сердце, возможно ли всему этому научить?

Каждая женщина уникальна. То, что делает обольстительной одну, другую делает смешной. Мужчина, который одну сделает счастливой, для другой окажется воплощением ада на земле. Поэтому все рецепты, какой быть и за кого замуж выходить не эффективны и приносят один лишь вред.

В свое время заметил одну закономерность. Женщины, которые читают один очень известный женский журнал, где полно советов — очень быстро разводятся. Ведь там им наконец объясняют как жить. В результате, они свою жизнь разрушают.

В чем заключается настоящая мужественность и женственность?

Как это не удивительно, но рецепт настоящей мужественности и женственности один и он очень просто формулируется. Мужественность и женственность определяется привлекательностью для противоположного пола.

Это значит, что мужественны(женственны) вы или нет, зависит не от вас, а от мнения противоположного пола. Кроме того, это означает, что критерии могут варьироваться чрезвычайно широко, а значит на этот счет вообще не стоит беспокоиться.

Если убрать за скобки красоту, то и мужчин и женщин привлекает индивидуальность, естественность, порядочность и приспособленность к жизни. То есть способность честно и смело представить людям себя, не пытаясь выдать себя за кого-то другого. Когда человек пытается стать не тем, кто он есть, люди это чувствуют и подозревают какой-то подвох. Они не понимают, что именно их отталкивает, но дел иметь не хотят.

Поэтому будьте собой! Это лучшая стратегия.

Часто я слышу рассказы женщин о том, как они, влюбившись, полностью погружаются в чувства и теряют себя, а затем и любимого мужчину. Они окунаются в любовь, забывают обо всем и затем начинают бояться. Они боятся потерять мужчину и любят его все больше, и стараются для него все больше и делают для него много, а он все равно уходит. И чем больше женщина любит и старается, тем быстрее мужчина уходит.

Почему так происходит?

В статье я уже писала о том, почему нельзя слишком стараться и о том, что шаг к мужчине надо делать только тогда, когда он сделал к вам два.

Но многих женщин, все-таки, мучает вопрос, почему их любовь не нужна. А потому, что это суррогат любви, а не любовь. Вы дарите мужчине свои чувства в обмен на присутствие с ним рядом, и называете это любовью. Но под маской любви скрывается совсем другое чувство. Это вечный противник и самый главный враг любви – страх. Липкий, неприятный, сильный страх быть невостребованной, ненужной.

Женщина считает, что если она не будет слишком сильно любить (буквально «залюбливать»), то она не будет нужна. И она старается изо всех сил и в итоге получат то, чего больше всего боится – мужчина уходит. Потому что женщина начинает за ним бежать, а он, инстинктивно – убегать. Потому что чувствует неумение женщины быть счастливой «просто так», без него, чувствует ее недостаточность. Потому что не нужна ему женщина, стремящаяся решить свои внутренние проблемы и комплексы за счет него. Зачем ему женщина, вцепившаяся в него, как клещ и не дающая спокойно дышать?


Теперь вопрос в том, что делать в этом случае. Если вы сильно влюбились, ни минуты без него не можете, готовы делать для него все и не представляете свою дальнейшую жизнь без него.

1. Посмотреть правде в глаза и признать, что в основе испытываемых к мужчине чувств стоит не любовь, а страх одиночества.

2. Перестать решать свои внутренние проблемы за его счет.

3. И, что является самым главным и важным – начать развивать свою женственность и создавать свой, неповторимый и уникальный женский образ.

Образ женственности

Важно понять, что нет смысла решать свои внутренние проблемы через мужчину. Для начала надо создать прекрасные и гармоничные отношения с самым близким человеком – с самой собой. И раскрыть в себе Женщину – маняшую, творящую и неповторимую.

Хорошо помогает раскрывать в себе женственность и учит жить из женского начала Юлия Пряхина, ее бесплатный курс “Пробуждение женственности” можно получить Здесь.

Любое отношение к вам людей это всего лишь отражение вашего отношения к себе. Меняете себя, меняется отношение к вам. И меняется не только отношение, но и окружение. Женственность рождается изнутри. А у многих женщин понимание женственности какое-то поверхностное, не глубинное, и, вследствие этого, и их отношения с мужчинами такие же.

Истинная женственность – это состояние души, в которое входит гармония, спокойствие, мягкость, плавность, гибкость, мудрость. Это нега, любовь, нежность, свет, тишина, благодать. И мужчин влечет к такой женщине, они притягиваются к ней, как к источнику чистой, свежей воды. Как к источнику покоя, радости и счастья. Такая энергия, такое состояние души уравновешивает, расслабляет, успокаивает, но и, в то же время, дает силы.

Истинная женственность – это внутренний свет, исходящий от женщины, в который хочется окунуться, и согреться в нем, и расслабиться. Это сила, которая способна притянуть самого лучшего и мужественного мужчину. И это сила любви, а не сила страха. Любви к себе, к миру, к мужчинам. Именно в такой последовательности – сначала к себе, потом к миру, а потом к мужчинам.

А если женщина не обладает этой внутренней силой, не светится изнутри, то какой бы красивой и яркой она не была, она не удержит рядом с собой настоящего, смелого и мужественного мужчину.

Женственность и мужественность

Сегодня женщины активно развивают в себе мужские качества, стремятся заработать, работают на двух работах и постоянно доказывают мужчинам, что они умнее, быстрее и сообразительнее. И в итоге притягивают к себе пьяниц, лентяев, разгильдяев и бабников.

Потому что не пользуются тем, чем с лихвой их одарила природа – своим потенциалом женской энергии.

Выше я описала , развивайте их в себе. А мужественность несет в себе другие энергии, такие как скорость, напор, движение, завоевание, давление, и в некоторых случаях, даже агрессия. И сегодня женщины развивают в себе мужественность, активно пользуясь этими качествами. Они пытаются решать свои проблемы давлением, напором, криками и скандалами. Они воюют, и в итоге проигрывают. Потому что мужественность рядом с мужественностью не уживется никогда – это война, это вечный конфликт.

А иногда роли меняются, и мужчина становится женоподобным, а женщина все более сильной. Мужчина перестает быть костяком, он становится неспособным принимать решения и зарабатывать деньги. И все это перекладывается на женские плечи, а потом ведутся разговоры о том, что настоящие мужики давно перевелись.

Не развивайте в себе мужественность, развивайте женственность и тогда вам не придется надевать на свой страх одиночества маску любви и пытаться удерживать возле себя мужчину, стараясь изо всех сил. Потому что он сам не захочет никуда уходить.

Возвращайтесь к своим женским истокам, развивайте свою женственность, откройте в себе потенциал безграничной женской силы, который сделает вашу жизнь прекрасной и по-настоящему счастливой.

И всегда помните, что изменяя себя, вы изменяете свое окружение и отношение к вам!


Если эта статья была полезна для Вас, и Вы хотите рассказать о ней своим друзьям, нажмите на кнопочки. БОЛЬШОЕ Спасибо!

Пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина», а гендер - в терминах «мужественность» (мужское начало) и «женственность» (женское начало). Однако эти понятия сосуществуют в тесной взаимосвязи. К ним применимы положения, развиваемые в трудах Дж. Лакоффа: развитие когнитивной лингвистики способствовало осознанию «человечности» языкового знака. Лакофф установил, что в языке отражается категориальное мышление человека, основанное на ряде принципов. В общих чертах они сводятся к следующему: «В каждой культуре существуют специфические для нее сферы опыта, которые определяют связи в категориальных цепочках.

… Существуют идеальные модели мира (в их число входят мифы и различные поверья), которые тоже могут задавать связи в категориальных цепочках «.

По мнению Лакоффа, «принцип мифа и поверья можно рассматривать как частный случай принципа сферы опыта. С этой точки зрения мифы и поверья - это сферы опыта, значимые для категоризации» [Лакофф, 1988, с. 16].

Исходя из такого осмысления категоризации, можно заключить, что категории познания не заданы природой вещей, не даны свыше, а образуются в процессе осмысления человеком мира и себя в мире. Категоризация происходит на основе опыта, а опыт человека как физического существа всегда связан с его телесной деятельностью. Отсюда в языке появляется «телесная метафора». Выражения рукой подать, два шага, одна нога здесь, другая там, делать что-либо у кого-либо за спиной и т.п. содержат телесную метафору, то есть осмысление мира через посредство собственного тела - первой сферы человеческого опыта. Следовательно, «наша концептуальная система зависит от нашего физического и культурного опыта и непосредственно связана с ним» [Лакофф, 1988, с. 16]. Это объясняет принцип антропоморфизма, действующий в номинативной системе любого естественного языка.

С этой позиции деконструкция, к которой призывают постмодернисты, для лингвиста может быть представлена как попытка через позднейшие наслоения проникнуть в «первосмысл» слова, раскрыть механизм концептуализации тех или иных понятий. В данном случае нас интересуют слова «мужественность» и «женственность» в их категориальном значении. В мифологии любого народа и в большом количестве философских трудов речь идет о женственности и мужественности как космогонических и метафизических категориях: «…например, в международном соперничестве: одни народы являются по преимуществу женственными, другие - мужественными.

Сложность и неоднозначность этих понятий связана с их метафоричностью, корни которой уходят в мифологическое мышление. Эти понятия встречаются во всех космогонических представлениях народов, являясь изоморфными двум ипостасям человеческого бытия - мужчинам и женщинам. Мужественность и женственность объединяют в себе совокупность противоположных начал.

В любой мифологической картине мира присутствует ряд бинарных оппозиций: верх - низ; свет - тьма; правое - левое и т.д. Во многих философских системах также имеет место ряд полярных категорий: природа - культура; активность - пассивность; рациональность - иррациональность, логика - эмоции; дух - материя; содержание - форма; власть - подчинение

Левый член каждой из оппозиций атрибутируется мужественности, а правый - женственности. Важно подчеркнуть, что каждая пара признаков составляет самостоятельную оппозицию, не имеющую причинно-следственной связи с принадлежностью людей к тому или иному полу. Однако половой диморфизм, имеющий место в реальности человеческого существования, все же рассматривается сквозь призму женственностимужественности. Каждому из полов приписывается набор соответствующих качеств, играющих важную роль в создании прототипа мужского и женского в общественном и индивидуальном сознании. Так, в древнекитайской мифологии и натурфилософии обнаруживаются два противоположных начала - темное инь и светлое ян, практически постоянно выступающие в парном сочетании. Примечательна история происхождения этих понятий: «Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно, стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п. Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе» [Мифы народов мира, т. 1, с. 547]. Такая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, существовала и в дописьменный период, получая иконографическое выражение. В индоевропейском мифологии «находящемуся на небе отцу - сияющему небу соответствует оплодотворяемая небом обожествляемая земля (часто в противоположность светлому богу - «темная», «черная») как женское божество - мать». В индоевропейской мифологии также прослеживается мотив единства неба и земли как «древней супружеской пары - прародителей всего сущего». Связь основных движущих сил мироздания с мужским и женским началом отмечается и в других культурах (ср. Ранги - отец-небо и Папа - мать-земля в полинезийской мифологии и т.д.). Миф об андрогинах также отражает дихотомию пола, раскрывая принцип гармонии, которая воцаряется при соединении мужского и женского начал.

Очевидно, что в основе понятий «мужественность / женственность» лежит концептуализация человеческого опыта и «телесная метафора». Эти категории отражают классифицирующую деятельность человеческого сознания, выводимую из названной уже «сферы опыта». Наличие двух типов людей - мужчин и женщин - мотивировало название философских категорий «женственность» и «мужественность», составив tertium comparationis (базу сравнения) метафоры.

Как понятия метафорические «мужественность» и «женственность» обнаруживают ряд специфических свойств. Означая «перенос», метафора состоит «в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс». Таким образом, метафора ассоциирует две различные категории объектов и потому семантически двойственна: она имеет два плана, что составляет наиболее существенный ее признак. Употребление метафоры в качестве номинации актуализирует в сознании два класса объектов - тот, с которым сравнивают, и тот, который сравнивают. Базой сравнения является в этом случае некоторая общая черта сравниваемых объектов. Метафора представляется «как пересечение двух концептуальных систем в целях применения к основному субъекту метафоры свойств и ассоциативных импликаций, связываемых с ее вспомогательным субъектом» [ЛЭС, с. 296]. Механизм метафоризации обнаруживает закономерности, обусловленные действием принципа антропоморфизма, то есть культурного и телесного опыта человека:

  • 1) tertium comparationis метафоры отсылает реципиента к реальным мужчинам и женщинам, которым также начинают приписывать данные природой черты: активность / пассивность, интеллект / эмоции и т.д. Как отмечал А. Белый, «не женщина вовсе определяет женственное: наоборот, женственностью определима она сама» [Белый, 1991, с. 103].
  • 2) образность метафоры, референтное несовпадение с tertium comparationis позволяет использовать ее в применении к объектам разного рода, не связанным непосредственно с полом. Так, мы говорим о мужественных поступках, о вечной женственности; в ряде историко-философских работ выдвигается идея о мужественности немецкого национального характера и женственности русского. Совершенно очевидно, что в таких случаях не производится прямого соотнесения с мужчинами и женщинами. Речь идет о комплексе признаков, объединенных под терминами мужественность / женственность. Мужское начало трактовалось «как аполлоновское начало формы, идеи, инициативы, активности, власти, ответственности, культуры, личности, разума, абстрактного понятийного мышления, сознания, справедливости. Женское начало - как дионисийское начало материи, пассивности, подчинения, природы, рода, чувства, инстинктивности, бессознательного, конкретного мышления, милосердия. Следует отметить, что такая трактовка мужских и женских качеств традиционна и для философии, и для массового сознания» [Рябов, 1997, с. 29].

Еще Аристотель отождествлял мужское начало с духовным, с формой, а женское - с телесным, с материей. Согласно его взглядам, мужское начало придает форму и движение материальному (женскому) и вносит в него душу. Такой взгляд на два начала сохранился практически до наших дней, и лишь философия постмодернизма систематически подошла к переосмыслению понятий женственности и мужественности, что, однако, мало отразилось на стереотипах обыденного сознания. Так, проблема женственности и мужественности подробно обсуждалась в трудах русских философов серебряного века - Бердяева, Эрна, Иванова, Булгакова, Розанова, Соловьева, Мережковского, Флоренского.

Как видно из сказанного выше, мужественность и женственность - важные атрибуты общественного сознания. Являясь универсальными, то есть присутствующими в любой культуре, концептами, они вместе с тем заключают в себе и определенную специфику, свойственную данному обществу. В соответствии с идеей Ю.Д. Апресяна, «специфические коннотации неспецифических концептов - это источник знания о наивной картине мира, запечатленной в языке, помогающий открыть «стереотипы» языкового и более широкого культурного сознания»». Разделяя имеющие долгую историю идеи Гумбольдта, неогумбольдтианства, американской этнолингвистики и связанные с ними более современные разработки проблемы в трудах А. Вежбицкой, Ю.Д. Апресяна, Д.О. Добровольского, мы считаем, что «каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка». Следовательно, мужественность и женственность как культурные концепты общественного сознания есть составная часть концептуальной системы личности. Они входят в состав моделей сознания (С-модели) и манифестируются в языке: «…естественный язык является тем инструментом, который дает возможность строить достаточно условные, но тем не менее адекватные модели фрагментов концептуальной системы индивидуума - С-моделей. Таким образом, С-модели в индивидуальном сознании моделируют мир, а с помощью языка в процессе речи строится их материальная модель - устный или письменный текст». Важно учитывать, что гендерные стереотипы, отражаемые языком, с одной стороны, культурно обусловлены, а с другой - осознаются индивидом в соответствии с его личным опытом, то есть С-модели коллективного сознания модифицируются в сознании отдельного человека.

В языке фиксируется гендерная стереотипизация, свойственная коллективному, «наивному» сознанию. В коммуникации с помощью имеющегося в данном языке набора гендерных стереотипов актуализируется отрефлексированный индивидуумом опыт. Средства языка используются как «инструмент, позволяющий индивидууму строить во внешнем мире знаковые модели, более или менее адекватно объективирующие фрагменты его концептуальной системы» [Каменская, 1990, с. 34].

Наивная картина мира, отраженная в языке не примитивна. Она имеет глубокую продиктованную жизненным опытом многих поколений логику, куда входит и наблюдение за типами людей, именуемыми мужчинами и женщинами, приписывание им определенных качеств и одновременно их оценку.

Исследование женственности и мужественности должно, таким образом, включать описание стереотипов, связанных с ними, и средства манифестации этих стереотипов в языке. В следующем разделе рассматривается понятие гендерного стереотипа.