Зеленый. Основы цветоведения и колористика
1.2 Наука о цвете
Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет - характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.
Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.
Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.
Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.
Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.
В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом - красные цвета.
Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные - хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.
Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).
Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие - от черных.
Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые - отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота - темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее.
Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные - как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.
Основные понятия в науки «Цветоведение».
Смешанные цвета – это те цвета, которые получают путем смешивания основных цветов.
Ахроматические цвета – (неокрашенные) это белый, черный и серый.
Хроматические цвета - (окрашенные) это все цвета, кроме белого, черного и серого.
Теплые и холодные цвета – это деление цветов «по температуре» связанно с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, холодной – сине-голубая.
Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность, светлота.
Цветовой тон – это качество цвета, которое определено его названием.
Насыщенность – степень выраженности определенного цвета.
Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основную.
Контрастные цвета – противоположные по качеству цвета.
Колорит – (от латинского color - цвет) это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга (желто-красное, красно-синее). При нейтральном сочетании цвета «растворяются» друг в друге, и их трудно различить (зелено-желтые, сине-зеленые). Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга (красно-зеленое, желто-фиолетовое).
Палитра – 1) небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы; 2) перечень красок, которыми пользуется художник в своей творческой работе.
Для педагога, работающего с дошкольниками, в первую очередь важны эстетические законы восприятия цвета, характеристики самих цветов и их оттенков. Взаимоотношение цветов друг с другом, ведь удачно найденное цветовое сочетание может сделать детскую работу красивой и выразительной. На занятиях педагог вместе с детьми, как начинающий художник, открывает секреты цвета.
И наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи у старших дошкольников. 1.3 Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является...
Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта. Глава 2 . Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста 2. 1. Описание и обоснование методов исследования Данное эмпирическое исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 127 « ...
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Лекция 2 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЦВЕТЕ |
Рубрика (тематическая категория) | Искусство |
ʼʼОсновательное изучение великих художников, мастерски владевших цветом, привело меня к твердому убеждению, что все они были знакомы с наукой о цвете. Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля и Хёльцеля имели для меня большое значение. В случае если мы хотим освободиться от субъективной зависимости, то это возможно лишь путем познания объективных основополагающих законов цветаʼʼ
Цвет - одно из наиболее сильных средств информационного, эмоционального и эстетического воздействия. Им занимается целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны.
Физику интересует энергетическая природа цвета и возможность его измерения, физиологию – процесс восприятия светового излучения человеком и превращения его в цвет, психологию – проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, его способность вызывать различные эмоции. В измерении цвета большую роль играет психофизика – наука, изучающая взаимоотношения между физически измеряемыми стимулами* и ощущениями, вызываемыми этими стимулами. Анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта͵ причины и закономерности существования цветовых значений, правила их порождения и функционирования являются предметом психосемантики цвета .
Историю классификации цвета можно подразделить на 2 больших периода – с доисторических времен до ХVI века и с ХVII века до наших дней (детально см. по книгам Мироновой Л.Н. ).
Первобытные и нынешние примитивные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Это – огонь и кровь, молоко, земля и соответствуют им красный, белый и черный цвета. Эта триада нужнолго сохранила значение основной. Знаменитый английский этнограф, исследователь культуры африканских народов Виктор Тэрнер заявил: ʼʼ… к числу древнейших символов, созданных человеком, принадлежат три цвета – красный, черный и белый, ассоциирующиеся с продуктами человеческого тела …Три цвета͵ связанные с сильнейшими и древнейшими переживаниями человеком боли и наслаждения, являются основой первичной классификации мираʼʼ.
Затем к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китайцев), синий цвет неба (у китайцев и египтян) и зеленый цвет растительности (у всех народов). В эллинистическую пору античной культуры появляются другие способы классификации – цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие.
Развитие культуры привело к усложению классификации цвета. В средневековой Европе, где основой жизни являлась христианская религия и её догматы – цвета подразделялись на божественные и богопротивные. В христианском мистицизме рай выражен синим, ад – красным, земля – желтым. Серый и коричневый – презираемы. В эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной, так и средневековой классификациями цвета.
Развитие науки о цвете. Ренессансная наука о цвете вобрала в себя все, что было добыто предшествующими веками: учения материалистов Древней Греции, метафизику Аристотеля, мистику Платона, средневековую символику света и цвета͵ оптику Альхазена и Вителло. В это же время возникли зачатки объективного физико-оптического знания о цвете и цветовом зрении, понятые и развитые лишь века спустя. Это работы Леона Баттисты Альберти, Леонардо да Винчи, Вазари, Филесия, Телезио, Фичино, Райма, Лаплаццо.
Ученые, внесшие вклад в науку о цвете. В развитие науки о цвете внесли вклад ученые – физики, химики, физиологи, математики, психологи, а также практики, занимающиеся окраской тканиили гравировкой, художники, поэты, философы, этнографы, лингвисты.
Фундамент современных представлений о физической природе цвета и точной терминологии по цвету заложил Исаак Ньютон (1643–1727 гᴦ.), объяснив физическую природу цвета с использованием точной терминологии. Открыв зависимость между преломлением света и цветом, он первым попытался систематизировать мир цветов. Ньютон обнаружил, что луч белого света можно разложить на составляющие цвета (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Эксперимент Ньютона
Полученную непрерывную серию цветов он назвалспектром ,описал порядок следования цветов в нем идал им наименования: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фиолетовый . Следует обратить внимание на то, что это не отдельные цвета͵ а цветовые области . Считают, что Ньютон ввел семь наименований по аналогии с семью нотами в музыке. Этот порядок мы запомнили со школьных времен как:к аждыйо хотникж елаетз нать, г дес идитф азан (при замене наименования индиго на принятое в русском языке синий) . Он был первым, кто расположил цвета спектра в форме цветового круга (рис. 2.2) .
Понятие цветового круга оказало огромное воздействие на развитие науки о цвете (систематизации цвета) и ее применения на практике.
Рис. 2.2. Цветовой круг И. Ньютона
До середины XIX столетия противоречивые теории учения о цвете соединить не удавалось. Ньютон утверждал, что соединение всех спектральных цветов дает белый цвет, художники ссылались на то, что соединение пигментов разных цветов дает темно-серый цвет.
Но в 1852 ᴦ. Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821 – 1894 гᴦ.) – крупнейший немецкий ученый в области физиологи, физики и математики нашел причину этого несоответствия взглядов. Белый свет ему удалось получить смешением не всех цветных лучей, а всего двух световых потоков: пары желтый-синий или пары красный-зеленый. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он пришел к понятиям ʼʼаддитивноеʼʼ и ʼʼсубтрактивноеʼʼ смешение цветов.
Процесс сложения разноцветных потоков света он назвал ʼʼаддитивным смешениемʼʼ. Аддитивное смешение цветов можно продемонстрировать на базе смешения (сложения) световых потоков трех базовых цветов: красного , зеленого и синего . Это первичные аддитивные цвета.
Рис.2.3 Аддитивное сложение цветов
Рис. 2.4 Субтрактивное сложение цветов
Первичными субтрактивными цветами являются: желтый , пурпурный и голубой . Две триады цветов (именуемые по первым буквам английских наименований цветов, соответственно, RGB и CMY ) образуют полный шестицветный цветовой круг, который нашел широчайшее применение в современной технике. Оказалось, что он соответствует цветовому кругу, предложенному Гете (см. ниже рис. 2.5). Этот круг в силу объективной природы цвета не должна быть составлен из других цветов.
Открытие двух видов смешения оказало огромное влияние на все последующее развитие науки о цвете и на практическое применение цвета в современных компьютерных технологиях. Мониторы и сканеры могут применять аддитивную систему цветов, потому что это эмиссионные, или излучающие, устройства – они могут добавлять к темноте красный, зеленый и синий свет. Принтеры и типографские машины воспроизводят цвета на бумаге и других материалах, то есть имеют дело с отраженным светом. По этой причине в принтерах применяются субтрактивные цвета – голубой, пурпурный и желтый. Эти цвета являются дополнительными* к аддитивным. В модели аддитивного синтеза сочетания первичного аддитивного и первичного субтрактивного: синего и желтого, зеленого и пурпурного, красного и голубого цветов, подобранных в определенном соотношении, дают белый цвет.
Возникновение последовательного образа, уменьшение насыщенности ярко-красного цвета после длительного наблюдения Гельмгольц объяснил утомлением сетчатки. Для точной характеристики цвета он предложил использовать цветовой тон, насыщенность и светлоту (яркость). Гельмгольц использовал мысль Томаса Юнга о том, что цветовое зрение обусловлено возбуждением в зрительном нерве 3-х типов рецепторов и довел её до идеи кривых сложения. Знание функций цветового сложения сделало возможным то, что в настоящее время называем "спектрофотометрическим методом цветовых измерений". Впоследствии работы Кёнига, Кольрауша, Шредингера, Лютера, Геринга, фон Криса, Рёша, Дитеричи привели к возможности измерений цвета.
Одними из первых исследований замечательного физика Джеймса КларкаМаксвелла были работы по физиологии и физике цветного зрения и колориметрии (1852–1872 гᴦ.). В 1861ᴦ. Максвелл впервые продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зелёного и синего диапозитивов, доказав этим справедливость трёхкомпонентной теории цветного зрения и одновременно наметив пути создания цветной фотографии. Он создал один из первых приборов для количественного измерения цвета.
Немецкий физиолог Эвальд Геринг (1834–1918 гᴦ.) внес огромный вклад в учение о цвете, разделив его на физическую, физиологическую и психологическую области. Сам он занимался исследованием процессов адаптации и опыта при оценке цвета в меняющихся условиях, цветовой памятью и константностью цвета. В отличие от своих предшественников Геринг считал, что основными цветами являются не три, а четыре цвета. Он оперировал парами дополнительных цветов: желтый – синий и красный – зеленый и полагал, что в сетчатке имеются три вещества, каждое из которых вызывает впечатление дополнительных цветов. Ощущение желтого и красного возникает в процессе разложения цветочувствительного вещества, а зеленый и синий – в результате его восстановления. К этим двум парам добавляется пара черный-белый.
Химика Вильгельма Оствальда (1853–1932 гᴦ.) вспоминают в первую очередь в связи с теорией цвета͵ хотя он был химиком, и ему была присуждена Нобелевская премия по химии за 1909 год. Он заложил фундамент методологии (исследований по проблеме развития науки и планирования научной работы с целью сделать ее более интенсивной) и занимался нормализацией организации науки в международном масштабе. На свои средства он основал институт организации умственного труда. Из его 45 книг 16 посвящены учению о цвете, а 5 – живописи. А ведь цветом он начал заниматься в 61 год. Он был основателем журнала ʼʼDie Farbeʼʼ. Его цветовая система (он был создателем "Руководства по гармонии цвета") широко использовалась в довоенной Германии.
Для характеристики цвета͵ в отличие от характеристик Гельмгольца, Оствальд предложил использовать долю абсолютного (полного, чистого) цвета͵ долю белого и долю черного. В сумме эти значения для каждого цвета составляют единицу. Эти характеристики впоследствии были использованы в других цветовых системах.
Цветом занимается наука и искусство . В течение двух последних столетий научные аспекты восприятия цвета являлись предметом интереса не только ученых, но и художников, музыкантов и писателей. Как сказал . Одним из самых замечательных основоположников науки о цвете был Давид Л. Мак Адам ʼʼПочти все, кто внесли вклад в науку о цвете, были одержимы интересом к цвету в искусстве. Использование объективных методов...вытекало из трудностей, свойственных проблемам цвета и его применения, решением которых они были увлеченыʼʼ.
Иоганн Вольфганг Гёте – ученый, поэт, гуманист, автор труда ʼʼУчение о цветеʼʼ (1810 ᴦ.), один из непримиримых противников теории Ньютона. Научный интерес Гёте к цвету вдохновлен естественными оптическими явлениями и колористическими традициями Ренессанса в живописи, с которыми он столкнулся во время своей первой поездки в Италию (1786-1788 гᴦ.). Гёте рассматривал все явления, связанные с цветом, с позиций воздействия цвета на человека. Он различал воздействие на организм человека (физиологическое) и воздействие на его внутренний мир (психофизиологическое). Изучение воздействия различных цветовых впечатлений на психику позволило ему первым представить их в виде четкой системы. Основой его теории и системы стало наличие двух противоположных полюсов – света и тьмы. Гёте заметил, что после длительного восприятия какого-нибудь цвета в глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. Он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод – равновесие, гармония достигается при помощи дополнительных цветов. Сочетание противоположных в круге цветов он назвал гармоничным, сочетание родственных (соседних) – негармоничным, а сочетание отдаленных соседних цветов – характерным. Он построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем - ϶ᴛᴏ не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а цветовая взаимосвязь, состоящая из двух треугольников, или трех пар дополнительных цветов. Он считал, что ʼʼрадугу неправильно приводили до сих пор в качестве примера цветовой цельности: ей ведь не хватает главного цвета͵ чистого красного цвета͵ пурпура " . Его цветовой круг состоял из шести цветов: желтого, голубого, пурпурного, зеленого, сине-фиолетового, желто-красного (рис. 2.5). ʼʼС этими тремя или шестью цветами, которые удобно располагаются в виде круга, единственно и имеет дело элементарное учение о цвете. Все остальные, до бесконечности меняющиеся оттенки относятся уже скорее к прикладной области, относятся к технике художника, маляра …ʼʼ . Гете предложил объединить цветовые явления единым кругом, связи в котором оказались не случайными, а закономерности – устойчивыми. Не в каждом круге такая закономерность реализуется. Противолежащие цвета в круге выбирались таким образом, чтобы быть дополнительными друг к другу. Гете говорил, что диаметрально противоположные цвета являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя.
Эмпирический подход Гёте вынудил признать крайне важно сть включения в полный цветовой круг неспектрального пурпурного цвета. Пурпурный цвет занимает свое законное место во всех современных цветовых системах.
Рис. 2.5 Цветовой круг Гете
Гете относился к цветам как к видимому выражению чувств – эмоциям и подразделял их в отношении друг к другу следующим образом: характерные, гармоничные, бесхарактерные и слабые. Самые гармоничные цвета - ϶ᴛᴏ те, которые расположены напротив друг друга, на концах диаметров цветового круга. Именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга.
В отличие от его симметричного круга, цветовой круг Ньютона с семью цветами и неравными углами, не показывал симметрию и взаимозависимость, которые Гёте расценивал как существенные особенности цвета.
К ошибкам в смешении пурпурного цвета с красным и долгое использование в практике обучения в качестве трех первичных цветов – красного, синего и желтого мог привести тот факт, что Гете привычный нам ʼʼкрасныйʼʼ называл ʼʼжелто-краснымʼʼ, а пурпурный – ʼʼкраснымʼʼ (ʼʼНужно представить себе вполне чистый красный цвет, совершенный, высушенный на белом фарфоровом блюдечке кармин. Мы не раз называли данный цвет, вследствие его высокого достоинства, пурпуром... это высшее из всех цветовых явлений возникает из встречи двух противоположных концов (спектра), которые постепенно сами подготовились к соединению" .
Теория индукции, созданная Гете, впервые объяснила научным методом феномен цветовой гармонии. Он заметил, что всякий цвет порождает в органе зрения реакцию сопротивления этому пришедшему извне раздражителю. Происходит феномен автоиндукции: возникновение цвета͵ противоположного наблюдаемому. Так, красный порождает в органе зрения зеленый (требует зеленого), желтый требует фиолетового, синий - оранжевого. Теперь стало ясно, почему в живописи красный требует зеленого, а синий требует желтого.
Гете рассматривает и другие атрибуты цвета͵ связывая их с человеческими эмоциями. Он ввел список ʼʼплюсʼʼ, куда входят такой цвета͵ как желтый и желто-красный, несущие свет, силу, тепло и ʼʼминусʼʼ, к примеру, синий, который отождествляется с тенью, холодом, слабостью, тоской.
То, что ставилось Гете в вину, – художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе Гете убедительное подтверждение. В его учении правильные положения, касающиеся психологического воздействия цвета͵ уживаются с неверными представлениями о физической природе света. Так, он считал, что белый свет представляет собой единое целое и неразложим.
Филипп Отто Рунге (1777 – 1810 гᴦ.) – выдающийся живописец романтической школы, современник Гёте. Их взгляды совпадали. Он предложил все многообразие цветов представлять не в виде цветового круга, а в виде шара (подробнее см. в разделе ʼʼСистематизация цветаʼʼ).
У. Тернер (1775-1851 гᴦ.) интересовался работами Исаака Ньютона, изучил книгу Гёте о цвете и на ее базе создал некоторые композиции.
Проблемами цвета и его законами Эжен Делакруа (1798-1863 гᴦ.) активно занимался всю свою жизнь. Делакруа в своих работах применял принципы, почерпнутые из книг ʼʼЗакон одновременного контраста цветовʼʼ ("De la loi du contraste simultane des couleurs et de l"assortiment des objets colores considere d"apres cette loi dans ses rapports avec la peinture"), 1839 ᴦ. и "Цвета и их применение в производственном искусстве при помощи хроматических кругов" ("Des couleurs et leurs application aux arts industriels a l"aide des cereles chromatique"), 1864 ᴦ., Мишеля-Эжена Шёвреля (1786-1889 гᴦ.) – известного французского химика, члена Парижской академии наук, управляющего красильным производством на гобеленовых мануфактурах в Париже.
Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Один из базовых принципов его теории: яркие, контрастирующие цвета͵ взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друг более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространяются по поверхности, в результате получается практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный. Работа с красителями и крашением навела его на мысль об изучении взаимного влияния цветов. Каким образом следует смешивать цвета? Когда краски гармонируют и когда контрастируют? Результаты его исследований оказали большое влияние на улучшение художественной и эстетической ценности продукции не только на мануфактуре Гобелена, но и на других фабриках Франции. Благодаря достижениям Шевреля улучшилось качество цветной печати по ткани и бумаге, производство географических карт, мозаик и даже декоративное садоводство.
На принципах его теории импрессионисты разработали свой подход к цвету, включающий применение всей гаммы красок без смешивания, отделение локального цвета от цвета͵ окрашенного светом и расположение мельчайших точек чистого тона друг подле друга с таким расчетом, чтобы эти тона смешиваясь в глазу зрителя, создавали третий цвет. Этот химик разработал законы цветовой гармонии, принятые и в настоящее время. Οʜᴎ послужили основой развития пуантилизма. Его интересовали проблемы, возникающие при взаимодействии цветов на поверхности. Он установил, что эффект одновременного цветового контраста и цветовые сдвиги тем больше, чем ближе по размеру сравниваемые цвета и чем ближе они находятся друг к другу.
Позже интерес к книгам Шеврёля проявил художник Йозеф Альберс и представители школы оп-арт, искавшие пути повышения яркости цвета.
Многие художники ознакомились с теорией цвета по книгам авторов, которые упростили труд Шевреля и включили в них понятия, применимые в живописи. Одним из таких авторов был Огден Николас Руд (1831-1902 гᴦ.) американский физик, художник, преподаватель, который стремился навести мост между наукой и искусством. В своей книге ʼʼModern Chromaticsʼʼ, 1879 ᴦ., он объяснил многие понятия, которые были еще неизвестны многим художникам: различные типы смешения цветов, цветовые характеристики и т.п.
Неоимпрессионисты Жорж Сёра (1859-1891 гᴦ.) и Поль Синьяк (1863-1935 гᴦ.) оказались под глубоким влиянием книги Огдена Руда и применили свои знания при создании своих полотен.
Иоханнес Иттен (1888-1967гᴦ.), швейцарский художник, теоретик нового искусства, крупнейший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателей знаменитого Баухауса, разработал теорию о цветовых контрастах. В своей книге ʼʼИскусство цветаʼʼ он разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового проектирования. Она написана на базе наблюдений за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов.
Йозеф Альберс (1888-1976 гᴦ.), художник и теоретик цвета͵ один из лидеров геометрической абстракции, член школы искусства и индустриального дизайна Баухауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что исходя из определенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка. В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд ʼʼВзаимодействие цветовʼʼ, где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как крайне важно й первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма.
Кандинский В.В. (1866 –1944 гᴦ.), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в., преподаватель Баухауса. Особенно известным стал его курс ʼʼЦветʼʼ, в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый – треугольник, красный – квадрат и синий – круᴦ. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с ʼʼне-цветамиʼʼ - черным и белым.
Альберт Х. Манселл (1858-1918 гᴦ.), художник и преподаватель Массачусетской художественной школы, заинтересовался методом для обучения детей цвету. Исходя из того, что музыка оснащена системой, с помощью которой каждый звук определяется высотой тона, интенсивностью и длительностью, для обозначения цвета использовал систему, основанную на цветовом тоне, светлоте и насыщенности. В течение многих десятилетий эта система, носящая его имя, широко использовалась в США, где ее обозначения были включены в государственные стандарты США и Американского общества испытания материалов (ASTM). На обозначениях Манселла основаны все японские стандарты по цвету, а Британский институт стандартов использует ее в стандартах для обозначения цвета красок. До настоящего времени систему Манселла используют в научных исследованиях как образец равномерного цветового пространства.
Следует отметить работы российских ученых в области цвета. Первые идеи трехкомпонентности цветового зрения высказаны нашим великим ученым Ломоносовым М. В. в его ʼʼСлове о происхождении света͵ новую теорию о цветах представляющем, июля 1 дня 1756 ᴦ. говоренномʼʼ.
Причиной света͵ по Ломоносову, является ʼʼзыблющеесяʼʼ (колебательное) движение частиц эфира. Эфир состоит, как думал Ломоносов, из частиц троякого рода, отличающихся друг от друга своим размером. Три рода частиц эфира могут совмещаться и приводить в ʼʼколовратноеʼʼ (вращательное) движение три рода частиц материи. При этом ʼʼпервой величины ефир совмещается с соляною, второй величины со ртутною, третьей величины с серною... материеюʼʼ
Из этих же материй состоит и ʼʼдно окаʼʼ. Посредством ʼʼдна окаʼʼ мы видим цвета͵ благодаря тому, что ʼʼефирные частицы сцепляются с совместными себе частицами первоначальных материй, тела составляющихʼʼ. Итак, по Ломоносову, разная степень возбуждения трех различных цветоощущающих ʼʼматерий дна окаʼʼ лежит в базе видения нами всех цветов окружающего мира.
ʼʼНаконец, нахожу, – формулирует Ломоносов основную идею своей теории цветов, – что от первого рода ефира происходит цвет красной, от второго желтой, от третьего голубой. Протчие цветы рождаются от смешения первыхʼʼ. То есть, по его мнению, основными цветами являются красный, желтый и голубой.
Российские ученые XX века – колориметристы и светотехники: Н.Д. Нюберг, С.В. Кравков, Г.Н. Раутиан, Л.И. Демкина, Н.Т. Федоров, М.М. Гуревич, В.В. Мешков, С. О. Майзель, Е. Б. Рабкин и множество специалистов, занимающихся цветовыми измерениями в различных отраслях промышленности, внесли большой вклад в науку о цвете и ее применение.
Глава российской школы колориметрии – Юстова Елизавета Николаевна. Всю свою жизнь (97 лет) до самых последних дней она посвятила колориметрии. Автор фундаментального исследования и определения основной физиологической системы RGB
зрительных приемников глаза и характеристик их спектральной чувствительности. Разработала новые оригинальные таблицы для обнаружения дефектов цветового зрения, комплекс метрологических средств для организации службы цвета в стране, образцовое колориметрическое оборудование. Решение фундаментальной задачи определения спектральной чувствительности человеческого глаза, блестяще ею выполненное, приведено в знаменитом курсе физики Ричарда Фейнмана. Ее девиз: ʼʼЛюбовь в жизни - ϶ᴛᴏ вектор.
Размещено на реф.рф
Взаимодействие между приемником и излучателем. Один человек излучает любовь, а другой принимает ее. Колориметрия это тоже любовь. Любовь глаза к цвету! ... что касается колориметрии, то я сейчас не представляю себе жизни без нее. Такая наука одна на свете: она не может без живого человека, ведь главный измерительный прибор, изначальный инструмент колориметрии - ϶ᴛᴏ наш глазʼʼ.
Лекция 2 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЦВЕТЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 2 ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЦВЕТЕ" 2017, 2018.
Цветоведение
Наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет - характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.
Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.
Цвет
Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.
Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.
Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.
Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.
В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом - красные цвета.
Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).
Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные - хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.
Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).
Цвет (физическое) - различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Естественный цвет тел зависит от отражения одних лучей и поглощения других лучей спектра.
(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Цвет - краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть.
(Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов)
Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.
(Большая советская энциклопедия)
Теория цвета
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр.
Ньютон показал, что белый свет состоит из всех цветов спектра. По мере развития волновой теории света стало ясно, что каждому цвету соответствует определенная частота световой волны.
Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, т. е. он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. В общем спектре электромагнитных излучений видимое излучение составляет очень небольшой процент.
(видимый свет)
Цвет предметов возникает в процессе отражения и поглощения волн, главным образом, в процессе поглощения. Предметы сами по себе не имеют никакого цвета, цвет создаётся при их освещении. Все живописные краски являются пигментными. Это впитывающие (поглощающие) краски, их смешение происходит по правилам вычитания.
Приверженцы опытов Ньютона понятие цвета трактуют так: цвет - это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения.
Вместо ньютоновского механистического понимания взаимодействия как сложения и разложения элементов (цветов), логическая теорема Гёте моделирует диалектический синтез, намеренно используя логические конструкции, соответствующие теперь общепринятым гегелевским: "противоположности", "единство", "качество", "отрицание отрицания", "возникновения нового" и тому подобному, то есть понятия, описывающие не статику, а динамику, процесс. Учение Гёте было по достоинству оценено Гегелем, ставшим его приверженцем и адвокатом против нападок последователей Ньютона.
Классификации цветов
Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические - это белый, черный и вся гамма оттенков серого. К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки.
Иногда цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета - тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый - холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета холодные и тёплые. Например, холодный синий - ультрамарин, теплый синий - кобальт.
Холодные и теплые цвета
Характеристики цвета
Характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них - различные психические, эмоциональные реакции. Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон, насыщенность и интенсивность, чистота цвета, температура цвета.
Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом.
Тон - количество света, заключённого в данном цвете. Тон есть степень насыщенности светом, а светлота - неотъемлемое качество любого цвета.
Цветовой тон - это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра...
Оствальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого. В противоположность ему Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны.
Но интенсивность - это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета - это скорее психологическое понятие, нежели физическое: "не чистый" оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.
Гёте выделил три основных (первичных) цвета: красный, желтый и синий и три вторичных, полученных смешиванием первичных: оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Более развернутая модель - двенадцатичастный цветовой круг содержит не только основные и вторичные, но и третичные цвета.
Цветовой круг Манселла
В 1905 г. американский ученый Манселл предложил свою цветовую систему, названную цветовой системой Манселла, определяющую три атрибута цвета: цветовой тон (hue), цветность (chroma) и величину или яркость (value). Цветовой тон у Менселла делится на пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, синий, и пурпурный. Кроме того, каждый цвет имеет 10 градаций. Величина яркости или темноты цвета, определяется в 11 шагов от белого до черного. Цветность, то есть мера насыщенности (или чистоты цвета) разбита на 15 степеней.
В начале XX века немецким ученым Оствальдом была предложена цветовая система, предполагающая 8 цветовых тонов с четырьмя базовыми цветами: желтый, ультрамариновый синий, красный и цвет морской волны (зеленый). Эти цвета далее делятся, образуя цветовой круг из 24 цветов - цветовой круг Оствальда. Кроме того Оствальд в своем круге выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады. В более полной объемной цветовой модели Оствальд ввел изменение светлоты от белого к черному и насыщенности цвета от чистого цвета к серому.