Вышивка бисером определение. Вышивка бисером

Бисер материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия

Когда говорят о бисере, имеют в виду прежде всего стеклянный. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера.

Музейные экспонаты Государственного Эрмитажа говорят о том, что первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Первоначально изделия из бисера служили людям талисманом, они пришли на смену амулетам из костей, зубов животных, раковин моллюсков, камней и защищали древних от злых духов.

Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. Воображение рождало удивительные легенды. На что, как не на слезинки, похожи прозрачные сияющие бусинки? В Туркмении появилась прекрасная и начальная легенда о драгоценном бисере: где–то в горах есть пещера – жилище Дэва (злого духа). Дэв похищает красивейших девушек и заточали их в ней. Прикованные к скале, красавицы вечно плачут, а слезы их превращаются в драгоценный бисер. Так гласит легенда .

В еще одной древнегреческой легенде рассказывается о возникновении стеклоделия: ,Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло”. Эту легенду первым приводит античный историк Плиний Старший в 1 веке, то есть относится она к периоду расцвета стеклоделия, которое переживал в это время Рим.

История науки традиционно связывает возникновение стеклоделия с Египтом, основанием чему служат многочисленные свидетельства, полученные в археологических раскопках, и исследования найденных предметов методом термолюминесцентного датирования. Долгое время несомненным свидетельством первенства Египта в возникновении стеклоделия считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (середина 3 тысячелетия до нашей эры); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад.

Археология Древней Месопотамии, в особенности – Шумера и Аккада, показала, что памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака – цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируется периодом династии Аккада, то есть возраст её – около четырёх с половиной тысяч лет. Тем не менее, бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает – есть все основания считать,что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет”.



Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер – мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от,фальшивого жемчуга”, изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по–арабски назывался бусра или бусер .

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу 16 – века. В 1670–1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из–за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт–Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по–прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания – изготовление бисера.

По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть–Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть–Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине 19 века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля,стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле”.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник – сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный – поневный, состоящий из рубахи, поневы и,сороки”. Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатством отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем что полностью скрывали волосы, так как. по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.

Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с 10 века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения.

С середины 18 века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения .

В светском искусстве распространилось шитье,в прикреп”. Прием берет свое начало в золотом шитье, когда нить закреплялась на ткани мелкими стежками шелковой или льняной нити. Основой для вышивки чаще всего служил холст, который могли дополнительно покрывать шелковой тканью, чтобы усилить игру света на бисеринках.

Их нанизывали на нить в определенном порядке и пришивали другой нитью поперечными стежками через промежутки в несколько бисеринок. При шитье,в прикреп” можно было располагать низки (нанизанные бисерные нити), повторяя форму изображаемого, по кругу, по спирали, подчеркивая изгибы и углы рисунка. Можно было взять за основу вышивку крестом. В этом случае низки укладывали тесными параллельными рядами, прикрепляя стежками через одну–две бусинки, причем строго в перекрестье нитей утка и основы.

Подобную вышивку можно было выполнить и пришивая каждую бисеринку отдельно. Поверхность вышивки могла быть полностью покрыта бисером так, что создавалась иллюзия полностью стеклянной вещи. В сюжетных композициях с фигурами людей иногда лицо и руки дописывали масляными красками, а одежду вышивали. При выполнении очень мелких изделий на бархате, шелке вышивали лишь контур изображения.

В качестве основы для вышивки кроме тканей иногда использовали и другие материалы. С 1830–х годах использовалась и бумажная канва – тонкий картон с рядами мелких отверстий, не вышитые участки (фон) подцвечивались акварельными красками.

Техника низания применялась для изготовления чехлов на шкатулки, подносы. Ткачество использовалось для создания поясов, витражей на подсвечники. Существовала и техника вдавливания бисера в воск. Мелкие его сорта наклеивали на бумагу, на веера и различные деревянные поделки. В конце 19 – начале 20 века бисером и стеклярусом украшали дамские туалеты.

К сожалению, старинных изделий из бисера сохранилось не так уж много. Бисер – материал нетленный, но ветшает ткань основа вышивки, рвутся нитки, любопытные внучки разрезают бабушкино рукоделие ради ярких бусинок. Кроме того, до начала 20 века бисер охотно скупали на переработку в эмалевые краски .

С отменой крепостного права начался упадок бисерного искусства в светском рукоделии. В народном же бисер продолжали использовать, но уже в конце 19 веке древнее искусство потребовалось возрождать. В 1891году М. Ф. Якунчикова устроила рукодельную вышивально–ткацкую мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии. Ученицы мастерской занимались вышивкой помещичьего типа и низанием простейших изделий. В наши дни сохраняется интерес к вышивке бисером среди многих мастеров, которые изготавливают картины, иконы, украшают одежду.

В 30–50–е годы 20 века искусство бисероплетения и вышивки возродилось. В моде были, расшитые бисером, сумочки и кошельки, платья. В 60–е годы стали популярны фенечки (в движении хиппи).

К большому сожалению, на данный момент утрачено множество старых секретов мастеров. Но интерес к бисероплетению окончательно не угас.

В наши дни интерес к забытому искусству пробудился вновь. В настоящее время создаются уникальные курсы и кружки по вышивке бисером и бисероплетению, так же часто можно встретить украшения из бисера на прилавках магазинов, выставках.

Большое вниманием пользуются картины, вышитые бисером. В них отображается разная тематика, такая как: духовное направление (иконы, церкви); копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский); мир животных и птиц, природа (пейзажи, натюрморты) .

Тех, кто сегодня стремится приобщиться к этому виду рукоделия, иногда смущает трудоемкость вышивки и ее кажущаяся сложность. Но, если разобраться, то при достаточном усердии и усидчивости необходимый опыт и мастерство быстро накапливаются, а, значит, и результаты не заставят себя долго ждать.
Современные мастерицы придумывают новые приемы работы с этим материалом. В наш век стандартных изделий как и столетия, назад женщина хочет быть неповторимой. Украшения из бисера, затейливая вышивка – это то что может выделить ее из толпы, придать некоторую изысканность ее наряду .

Традиция расшивать одежду , предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.

И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?

Подумать только, как давно это было. Но сначала получилось стекло.

Да-да, начнем со стекла, без него бы бисеринка не получилась.

Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.

А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла.

И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив


Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии. Впечатляющая география, не правда ли?

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе -миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве - кароляй, в Узбекистане - зебигардан, в Белоруссии - пляценки и горлячки, в России - ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Что было потом?

Конечно, в мире не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали древесную золу, (отсюда его название - «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.

А в конце XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.

В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.

Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной.

Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.

В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.

Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.


Бисер всегда привлекал внимание людей, наверное с тех пор, как появилось стекло. А когда оно появилось? Достоверных фактов нет, где впервые было оно получено. Одни соглашаются с легендой, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде – однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля – они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но куски селитры, чем оказались эти камни, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла. А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет? Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины.



История происхождения бисера
Название – бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый . Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Производство стекла было перенесено на остров Мурано не только с целью, избежать пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла – . Мастерам-стекольщикам под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу. Весь мир украшала Венеция своим бисером – сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера. В ХVIII веке появились конкуренты – Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Бисерное украшение одежды было настолько популярным, что становилось знаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце – из какой местности, какого рода, знатен ли, женат ли. Но особенно в ХIХ веке во Франции появились изысканные туалеты – в отделке были и бисер, и стеклярус.



История происхождения бисера в России
А что же у нас в России? Издавна стеклянные бусы были известны и здесь. В скифо – сарматскую эпоху уже бусы использовали в качестве украшения. Но здесь более ценился жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к бисеру появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет. А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ – го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – Вторая мировая война…



Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия снова радует нас своей неповторимостью, изяществом. Сейчас снова изделия из бисера востребованы. Бисер придаст очарование и яркость вашей одежде. Изделия из бисера блистают на подиумах, в бутиках, бисером украшают бижутерию и одежду, кошельки, сумочки, воротнички, пояса и другие аксессуары. Многие дизайнеры используют красоту бисера во всём разнообразии его блеска и цвета. Вы можете самостоятельно сделать множество красивых вещей, всё зависит от опыта, умения, желания и терпения. Именно терпения, потому что любое женское рукоделие требует терпения.

Существует несколько приемов вышивки бисером. Самые распространенные из них это счетная вышивка по канве, счетная прямая вышивка, художественная вышивка.

Счетная вышивка по канве - самый простой и быстрый способ вышить картину. Для вышивки подходит любая картинка для вышивки крестом.

Бисер

Для счетной вышивки по канве подходит практически любой бисер. Но наиболее желателен бисер, подобранный в одной серии. Бисер продается на вес. Мы не будем давать точный расчет на каждое изделие, так как в некоторые вышивки идет от одной бисерины, до пятидесяти граммов разных цветов. Чтобы рассчитать, сколько его нужно на вышивку, посчитайте количество бисеринок в рисунке. В одном грамме бисера приблизительно пятьдесят штук среднего размера.
Бисер бывает разный по величине. Постарайтесь подобрать бисер так, чтобы его размер был немного меньше размера клетки канвы.

Канва

Канва бывает хлопковая, льняная и синтетическая. Самая лучшая канва - льняная. Она плотная и имеет хорошее переплетение нитей, что очень важно при вышивке бисером. Перед работой канву вставляют в пяльцы или натягивают на деревянную рамку (если вышивка очень большая). Чтобы натяжение канвы было лучше, ее можно накрахмалить или засахарить (промазать ее насыщенным сахарным сиропом). Его приготовляют так: в стакан горячей воды сыплют сахар до тех пор, пока он не перестанет растворяться. Затем канву вставляют в пяльцы, смачивают сиропом и высушивают Плотную льняную или хлопковую канву с плотным же переплетением нитей используют, если бисером заполняется все поле вышивки. В этом случае можно вышивать только по канве, не подкладывая ткань.

Если вышивка производится по ткани с ворсом, например по бархату или велюру, то канву подкладывают с изнанки вышивки и с изнанки же делают стежки, оставляя бисер, естественно, на лицевой стороне ткани.
Поскольку в бисеринках очень маленькие отверстия, для работы с ним применяют специальные иголки, которые продаются в магазинах вместе с бисером.

Иглы

Такие же, как и для плетения бисером. В рабочем наборе хорошо иметь две иглы, одну среднюю №11-12 и одну тонкую №13, Счетная вышивка выполняется иглой №12, а художественная - иглой №13.

Нитки

Для вышивки бисером нужны тонкие и прочные нитки. Такие нитки называются лен-лавсан № 35 или № 50. Вышивают такими нитками в два сложения. Ворсинки этой нитки не дают выскальзывать игле в момент вхождения в канву. Цвет нитки определяется цветом канвы. Нитка должна быть белой, даже если бисер черный, а канва белая.

Выполнение счетной вышивки по канве

Итак, вы приготовились вышивать. Учтите, что рисунок не переносится на ткань, а как бы считывается со схемы. Одна клетка - одна бисеринка. Вышивание производится горизонтальными или вертикальными рядами, бисеринка за бисеринкой. Каждая закрепляется в своей клетке канвы. Для вышивания можно использовать канву с готовым рисунком (такую же, как и для вышивки крестиком). Поскольку в процессе работы вы будете откладывать кривые и некачественные бисеринки, возьмите их немного больше, чем указано на схеме. Перед началом работы приготовьте необходимые вам цвета бисера.
Можно высыпать бисер на ворсистую тряпочку, тогда бисеринки не будут разбегаться. А еще лучше взять картонные крышечки от упаковок плавленого сыра, они белые, и цвет бисера будет хорошо заметен.

Разложите каждый цвет в свою крышечку, чтобы они не перемешивались, и их легко было бы убирать по окончании работы. Вставьте канву в пяльцы. Очень удобно расчертить ткань канвы квадратами по десять клеточек.
Вставьте нитку в иголку. Это достаточно трудный процесс, так как ушки в специальных иголках довольно маленькие. Для того чтобы нитка лучше пролезала в ушко, потрите ее кусочком воска и слегка сплющьте кончик.
Завяжите на конце нитки простой узелок. Если канва редкая, узелок можно сделать двойным. Выберите клетку, с которой начнете работу. Это должна быть левая верхняя клетка рисунка. Закрепите в ней нитку, сделав два-три маленьких стежка. К этой же клетке пришивается первая бисеринка. Когда до конца нити, на которой вы вышиваете, останется около десяти сантиметров, ее надо спрятать. Пропустите нить под ряд стежков, оставшихся от пришивания предыдущих бисеринок, и завяжите простой узелок, захватив нитку уже готового стежка.

Вышивание горизонтальными рядами

Выведите нитку на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы. Наберите бисеринку на иголку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Для первой бисеринки повторите эту операцию два раза. Сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку из нижнего левого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в верхний правый угол той же клетки. Аналогично доделайте весь ряд (рис. 1а).
Для перехода ко второму ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки и выведите нитку на лицевую часть из верхнего правого угла нижней клетки канвы. Наберите бисеринку и пройдите в нижний левый угол той же клетки. Сделайте стежок вверх по изнаночной части вышивки и выведите нитку из верхнего правого угла следующей клетки канвы. Наберите бисеринку и далее действуйте аналогично (рис. 1б). Для перехода к третьему ряду сделайте стежок вниз по изнаночной части вышивки, выведите нитку на лицевую сторону в нижний левый угол нижней клетки канвы. Продолжайте ряд. Видите, направление пришивания бисеринок меняется: первый ряд вышивается слева направо, второй ряд справа налево, третий ряд снова слева направо, но бисеринки должны иметь одинаковый наклон

Счетная прямая вышивка

Счетную прямую вышивку можно выполнять по любой ткани с хорошим переплетением нитей. Начинают вышивать с центрального ряда мотива. Вставьте ткань в пяльцы. Проведите по середине натянутого полотна вертикальную линию. От этой линии вы будете вышивать вправо и влево. Проведите горизонтальную линию в верхней части вышивки, строго перпендикулярно вертикальной линии. Это будет верхняя граница вышивки. Можно провести еще несколько вертикальных и горизонтальных линий, своеобразную разметку, она поможет вам правильно подгонять ряды. Пришейте первую бисерину.
При прямой счетной вышивке бисерины располагаются вертикальными (или горизонтальными) рядами, бисеринка за бисеринкой, как бы собранные на одну нить. Выведите нить на лицевую поверхность вышивки. Пройдите в уже набранную бисерину, наберите две следующие за ней по рисунку.
Пройдите на изнаночную сторону вышивки, немного отступите назад, выведите иглу на лицевую сторону между второй и третей бисеринками (рис. 5а). Наберите следующие две бисерины.
Таким способом вышейте весь ряд. Закрепите нить в полотне и поднимитесь по ряду к первой бисерине (рис. 5б). Этот проход сгладит все неровности.

Художественная вышивка

В отличие от счетной вышивки позволяет вышивать дуги, кривые и различные контуры. Детали (мотивы) такой вышивки могут быть расположены как плотно друг к другу, так и на некотором расстоянии друг от друга, что позволяет использовать такую вышивку, как для вышивания картин, так и для декорирования одежды.
Для художественной вышивки подходит любой контурный рисунок для вышивки гладью, батика или просто картинка из детских раскрасок.

Бисер

Для художественной вышивки подходит мелкий бисер с блеском. Так же очень красиво смотрится мелкий граненый бисер и бисер с различными металлическими напылениями. Чем мельче используется бисер, тем аккуратнее получается вышивка.

Нитки

Вид ниток зависит от материала, по которому выполняется вышивка. Если это тонкая ткань (шелк, шифон), то используют шелковые нитки, не толще №35. Если это ткань, более плотная, например, креп, трикотаж или бархат, то используют лавсановые нитки 33Л - 35Л или полиэстер.

Ткань для вышивки

Может быть любая, но вышивать по тонким тканям, нужно самой тонкой иглой и мелким бисером. Если вышивка на тонкой ткани занимает большой объем, но с изнаночной стороны подкладывают второй слой ткани.

Способы переноса рисунка на ткань

Если вы умеете рисовать, возьмите гелиевую ручку (для светлой ткани желтого цвета, для черной ткани серебряного) и нарисуйте его. Если вы пользуетесь готовым рисунком, разрежьте его на части и обведите каждую часть на ткани, как если бы вы делали аппликацию. Этот метод очень хорош для черной или непрозрачной ткани. Для светлой ткани можно воспользоваться куском стекла и лампой. Это делают так. На две стопки книг кладут стекло. Под стекло прикрепляют скот-чем рисунок и устанавливают лампу. На стекло кладут ткань и обводят детали рисунка той же гелиевой ручкой.
Пользоваться мелом, мылом или копиркой я не советую, так как линии нанесенные мелом толстые и быстро стираются, а копирка может испачкать ткань.

Техника вышивки

Вышивание прямой линии

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань прямую линию. Закрепите нить на изнаночной стороне ткани, пройдите на лицевую сторону, наберите первую бисеринку. Снова пройдите на изнаночную сторону, сделайте стежок назад равный размеру бисеринки, пройдите в первую бисеринку.

Наберите вторую бисеринку, пройдите на изнаночную сторону, сделайте стежок назад равный размеру бисеринки, пройдите во вторую бисеринку (рис. 7).

Наберите следующую бисеринку. Старайтесь, чтобы бисеринки располагались без промежутков, как можно ближе другу. Чем мельче бисер вы возьмете, тем ровнее получится вышивка.
Вышейте весь ряд. После окончания вышивания снова выйдите на лицевую часть вышивки и стяните ниткой все бисеринки ряда. Стяжка поможет сгладить все шероховатости, возникшие в процессе работы.
Таким образом, следующий ряд начнется с той же стороны что и первый. Вышейте несколько прямых рядов. Бисеринки рядов должны плотно прилегать друг к другу. Этого проще добиться, если при пришивании бисеринки вводить иглу с наклоном в сторону предыдущего ряда, а при вторичном проходе в бисеринку выводить иглу между уже вышитым рядом и тем, который вы вышиваете.

Вышивание простых деталей на примере круга

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань выбранный рисунок детали украшения, например круг (рис. 8а).
Художественная вышивка бисером во многом похожа рисование простым карандашом. Вспомните уроки рисования шара: сначала выбирается источник света, в нашем случае будем считать, что свет падает с правой стороны на уровне середины шара. Затем рисуется контур предмета, и параллельно ему накладываются штрихи, от самого темного места до самого светлого. Чтобы вышить круг, соблюдая эту последовательность, потребуется три этапа работы.

Первый этап.

Вышейте дугу соответствующую, самому темному месту контура. Эта луга будет называть основной или направляющей. Она займет чуть больше половины контура (рис. 8б).

Второй этап.

Основное поле круга заполните дугами, идущими параллельно основной, соблюдая порядок, описанный для прямой линии (рис. 8в).

Третий этап.
Оставшееся на контуре место заполните бисеринами, которые образуют завершающую дугу. Основная и завершающая дуги образуют контур вышивки.

Вышивание сложносоставных деталей

Нанесите на закрепленную в пяльцы ткань выбранный рисунок детали украшения, например лист (рис. 9а). Лист состоит из нескольких деталей. Чтобы вышить лист, потребуется три этапа работы.

Первый этап.
Для начала наметьте основные дуги каждой детали и вышейте их (рис. 9б). Цвет бисеpa в дугах может меняться в зависимости от цвета детали. Если в процессе вышивания появляются элементы идущие поперек дут (например, прожилки на листе), их вышивают в первую очередь.

Второй этап.

Основное поле каждой детали заполните дугами, идущими параллельно основной (рис. 9в), соблюдая порядок, описанный для прямой линии.

Третий этап.
Оставшееся на контурах каждой детали место заполните бисеринами, которые образуют завершающую дугу. Основная и завершающая дуги образуют контур вышивки. (С)

Вышивка бисером для начинающих – отличный вариант освоения техники плетения. Этот вид творчества позволяет создавать яркие картины, переливающиеся множеством бликов и оттенков. Также такая вышивка может быть использована для украшения одежды, создания аксессуаров. Перед тем как приступить к работе, необходимо ознакомиться с особенностями техники, а также инструкциями по вышивке для начинающих.

Вышивка бисером для начинающих – отличный вариант освоения техники плетения

Перед началом вышивания необходимо тщательно подготовить свое рабочее место, ведь именно оно создает половину успеха мастерицы.

  1. Над рабочей областью обязательно должна быть установлена настольная лампа.
  2. Рабочую область следует покрыть тканью, имеющей белый цвет. Соблюдение этой рекомендации позволит быстро найти упавшую бусину.
  3. Увеличить скорость вышивания можно, если разложить весь бисер по цветам.
  4. Перед началом работы необходимо подготовить схему вышивки.

Учиться вышивать бисером можно на более бюджетных материалах. Бисер следует подбирать такой, в который легко проходит тонкая игла. Оптимальным вариантом считается использование бисера стандартного размера. Переходить на вышивку мелким бисером следует только после набора определенного уровня опыта. Стоит учесть, что вышивание мелким бисером имеет свои сложности: некоторые бусины не могут пройти через ушко даже самой тонкой иглы.

Как вышивать бисером новичку (видео)

Как вышивать бисером на ткани: правила для начинающих

Многие мастерицы вышивают бисером по ткани.

Такая техника вышивки имеет индивидуальные особенности, поэтому чтобы облегчить творческий процесс, необходимо придерживаться следующих правил:

  • рисунок следует нанести на ткань с помощью копировального листа, после набора определенного опыта допускается вышивание без переноса рисунка – с отметкой вышитого шага в схеме;
  • облегчить процесс вышивания можно, закрепив ткань на пяльцах или натянув на раму;
  • вышивку следует производить с помощью капроновой или хлопчатобумажной нити;
  • для темных тканей следует подбирать нити тон в тон, а для светлых допускается использование бежевых, светло-серых и белых оттенков;
  • узелки можно завязывать только маленькие – едва заметные;
  • закреплять бисерину допускается приемом обратного стежка;
  • оптимальным вариантом для начинающих будет игла №11.

Многие мастерицы вышивают бисером по ткани

Все перечисленные выше правила позволяют максимально облегчить процесс обучения технике. Хобби станет комфортным, успокаивающим и интересным.

Галерея: вышивка бисером (25 фото)























Выполняем картину из бисера: пошаговый урок для начинающих

Вышивание картин бисером – дело довольно-таки кропотливое. Однако сделанный таким способом предмет искусства поражает своей красотой и оригинальностью.

В процессе работы над картиной потребуется:

  • рама;
  • бисер;
  • отрез ткани, соответствующий раме;
  • игла;
  • капроновые нитки;
  • калька;
  • ножницы;
  • воск.

Учимся вышивать картину пошагово:

  1. На бумаге рисуется эскиз будущей картины. Начинающим мастерам можно воспользоваться уже готовой схемой.
  2. Ткань натягивается на раму с обратной стороны. Легче всего сделать это с помощью канцелярских кнопок.
  3. Затем рисунок переводится на ткань с помощью кальки.
  4. К задуманному рисунку подбираются цветовые отношения бисера.
  5. Нить вдевается в игольное ушко, на ее кончике делается маленький узелок.
  6. Игла вкалывается в область начала вышивки с изнаночной стороны. Это необходимо для того, чтобы узел не был виден на поверхности картины.
  7. На иглу надевается бусина, а затем игольный кончик снова втыкается в ткань в максимально близком расстоянии от бусины.
  8. Затем делается небольшой стежок, и игла снова вытаскивается на лицо.
  9. Затем берется следующая бусина, которая аналогичным образом закрепляется на ткани.
  10. Таким способом следует укладывать бисерины по всей поверхности ткани в соответствии с выбранным рисунком.
  11. Последняя бисерина закрепляется с изнаночной стороны с помощью узелка.

Укладывать бисерины следует плотно, но так, чтобы ткань не шла складками. В противном случае, некоторые участки картины будут топорщиться. Для вышивания картин бисером можно использовать представленные схемы.


Вышивка бисером на одежде для начинающих: пошаговая инструкция

С помощью бисера можно эффектно украсить одежду, тем более эта технология декорирования часто используется известными модельерами и находится на вершине моды.


В процессе вышивания потребуется:

  • футболка;
  • бисер;
  • клеевой флизелин;
  • утюг;
  • капроновые нитки;
  • игла.

Пошаговые уроки по вышивке на одежде:

  1. На плече с помощью мела отмечается ровная вертикальная линия. Нарисованная линия должна являть собой продолжение плечевого шва.
  2. Для того чтобы вышивка была прочной и футболка не растягивалась, на изнанку следует приклеить флизелин.
  3. Для этого берется пара отрезов флизелина, каждый кусочек укладывается на изнаночную сторону ткани так, чтобы клеящая сторона располагалась внизу.
  4. Горячим утюгом флизелин приклеивается к ткани.
  5. На рукавах отмечается расположение квадратов. Нужно отметить все углы каждого элемента.
  6. Отрезается половина метра капроновой нити. Со стороны изнанки нитью с узелком на конце выполняется стежок в верхней части рукава так, чтобы игла оказалась на лице.
  7. Пришивается первая бусина. А затем по представленному рисунку пришиваются и остальные бусины, бисер. Также вышивку следует дополнить стеклярусом. Каждый элемент закрепляется с изнаночной стороны.
  8. После выполнения первого мотива, ниже нужно вышить второй. Ракой рисунок добавит законченности образу.

Если использовалась кофта с длинным рукавом, можно шить столько мотивов, сколько позволяет свободная площадь. Стирать такую одежду следует только в специальном мешке, вывернув ее наизнанку.

Как вышить бисером на канве?

Самая простая технология вышивки бисером – по канве. Это обусловлено тем, что канва подразумевает под собой строгий строй нитей, образованный сплетениями и отверстиями, куда с легкостью проходит игла.

Необходимые материалы:

  • бисер 15 размера следующих цветов: темного коричневого, желтого, оранжевого, красного, зеленого, охра;
  • бисер 11 размера: коричневый и желтый;
  • канва 16 или 18;
  • нить;
  • игла.

Техника вышивания по кайме будет осваиваться с помощью следующей схемы:

Инструкция:

  1. Начать работу следует с подбора размера канвы. Понадобится канва 3.5 на 4 квадрата.
  2. Нить проводится с изнанки на лицо, набирается первая бисерина, игла переводится на изнаночную сторону и закрепляется тройным узлом.
  3. Аксессуар возвращается на лицо, первая бисерина пришивается на 1 стежок. Все стежки будут выполняться по схеме полукрест.
  4. Первый ряд вышивается до конца, последняя бусина фиксируется 2 стежками.
  5. Аналогичным образом выполняется второй ряд. В его начале и конце необходимо помнить о закреплении бусин 2 стежками.
  6. Все бисерины должны располагаться по одной диагонали в положении друг над другом.
  7. Таким способом вышиваются все ряды. Когда вышивание дойдет до выступов, каждый из них следует прошить по отдельности.
  8. Чтобы вышить вторую половинку выступа, необходимо провести нить с изнаночной стороны через квадраты канвы.
  9. Последняя бусина закрепляется с изнаночной стороны на два стежка и три узла.

Из такого осеннего листа можно изготовить замечательную брошь, вырезав канву по краю с припуском и посадив ее на фетр. Чтобы края листа смотрелись более закончено, их следует обработать крестовым швом. Затем на фетр крепится булавка для броши.

Простые схемы вышивки бисером

Чтобы бисеровышивание приносило новичкам максимум удовольствия, первое время им следует облегчать свой учебный процесс. Для этого можно пользоваться готовыми схемами вышивки, представленными ниже.


Представленные схемы позволят новичкам быстрее овладеть техникой вышивания, а также научиться правильно подбирать цветовые отношения бисера для создания гармоничного образа картин. Стоит учесть, что легкие схемы вышивки также могут помочь и в отработке различных стежков, которые дают различную степень прочности готовой работе. Впоследствии сама мастерица сможет выбрать для себя наиболее приемлемый вариант пришивания бисерин к поверхности ткани, а также комбинировать их в своей работе.

Вышивка бисером для начинающих (видео)