Кабардинская одежда. Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды

Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков» Авторы: Гунченко Светлана, Соломатина Кристина Руководитель: Тесля Галина Васильевна Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный КБР»


Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются: кабардинцы (57,2%) русские (22,5%) балкарцы (12,7%).


Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.


Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет- одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен. Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин. Бешмет


Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов. Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Черкеска


По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками. Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Газырницы


Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Лето м они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и лето м. Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые. Папаха


Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. Башлык


Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки. Бурка


Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев. Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.


Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.


Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром. Эскизы подвесок - лопастей


Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы крестов: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц:


Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.


Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.


В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.


Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Со второй половины XIX века распространился такой вид одежды, как «парочка» (юбка - кофта). Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой. Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Казачки носили кружевные платки – «файшонки»


Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча. Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.


Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды. Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.


Женский костюм кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке имел общие черты. Это платье, схожее по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.


В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма, «парочки» казачек были совсем не похожи на национальные костюмы горянок. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. А женский костюм казачек отличался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов.


Выводы: Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе. Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур. Женское платье кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов. В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма и стал существенно отличаться от костюма горянок. В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек. Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. Женский костюм казачек отличался пестротой и яркостью сочетаний цветов. Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику. Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев, балкарцев и терских казаков оказалась верной.

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционной одежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общность сложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также и общий воинский быт.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей.

Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев являлись бешмет и особой формы штаны.

Короткий кафтан-бешмет надевали поверх рубахи. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка ручной работы пуговицы - узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизу на такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркивая стройность фигуры, на что кабардинцы и балкарцы обращали особое внимание, Длина бешмета была различной, но в большинстве случаев не достигала колен на 8-10 см. Правда, старики носили более длинные бешметы, чем молодые. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, ниже талии, вшитые боковые внутренние карманы. Шили его чаще всего из тканей черного, белого, коричневого цвета, а в горах - часто из домотканого сукна. Бешмет считался повседневной легкой верхней одеждой, его носили дома, в ней работали в поле. Для работы в холодную погоду его делали стеганым на тонком слое шерсти или ваты. Более зажиточные слои населения имели и праздничные бешметы, сшитые из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. При использовании бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнем с металлическим набором: пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и т.д.

Изготовление бешмета было делом сложным, требовавшим определенного мастерства, поэтому его шили известные сельские мастерицы.

Штаны, шившиеся из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства, преимущественно темного цвета, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Между штанинами вшивался ромбовидный клин. Носили их на плетеном шнурке, заправляя штанины в ноговицы. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Под коленом их подвязывали ремешками. В горных районах Балкарии штаны нередко шили из овечьих шкур.

Штаны у горцев были весьма удобные для быстрой ходьбы, бега, верховой езды.

Одежда, состоящая из бешмета, штанов и ноговиц, вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Все в ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяла бесшумно ходить по любым тропам, лазить по скалам и т.п.

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Она застегивалась у пояса на несколько (3-5) самодельных тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Количество газырей на одной стороне черкески кабардинцев колебалось от 8-ми до 10-ти, но обычно их было 8, что отличало кабардинские черкески от черкесок соседних народов, у которых число газырей доходило до 12-ти. Размеры их были различные. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, нередко слоновой, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками, соединенными в верхней части изящной цепочкой. В последствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Черкеска не имела карманов. Ее прямые и широкие рукава спускались значительно ниже кистей рук, поэтому ее обычно отворачивали. По обычаю, отогнутые рукава опускались во время танцев.

Длина черкески не была определенной, но у кабардинцев и балкарцев она была удлинена и спускалась ниже колен на 15-20 см и была длиннее, чем у соседних народов. Особенно длинные черкески, доходившие чуть ли не до земли, носили муллы и их ученики.

Черкеску носили застегнутой или подпоясанной поясом. Только старики могли носить ее нараспашку. Пояс являлся необходимой принадлежностью мужского костюма у кабардинца и балкарца. Его снимали только ночью и в дни траура. Он состоял из хорошо обработанного кожаного ремешка черного цвета шириной 2-3,5 см и металлических или серебряных бляшек. Пояса делались различных видов. Одни из них имели только пряжку, продержку и наконечник. Другие - несколько поясных бляшек различной формы и два боковых наконечника, по одному на каждой стороне; такие пояса носило старшее поколение. Мужчины среднего возраста носили пояса с четырьмя боковыми наконечниками; молодые мужчины (и женатые, и холостяки) - с тремя боковыми наконечниками на каждой стороне.

В большинстве случаев на ремешках, спускающихся по бокам, кроме наконечников, имелось по нескольку бляшек. Все они были украшены черненым орнаментом и позолотой. Металлические части пояса украшались гравировкой, чернью, филигранью с наружной стороны. Оборотная сторона оставлялась белой, на ней наносились инициалы мастера, различные изображения. На поясе обычно висели кинжал с прикинжальным ножом и изредка, по специальному разрешению, пистолет в кобуре.

С конца ХIХ в., когда кинжал из части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горского костюма, его изготовлением стали заниматься ювелиры.

Теплая верхняя мужская одежда

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев являлась шуба, которую шили из овчины, а лучшие экземпляры - из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

Верхней одеждой являлась и бурка. “Без нее, - писал Б.Е.Хижняков, - немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ, что придавало им колоколообразную форму. Воротник бурки имел специальную застежку. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках было неудобно, поэтому для пастухов и чабанов шили войлочные пальто, специальные бурки, которые были не только короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на несколько пуговиц.

Мужские головные уборы

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

ТРАДИЦИОННАЯНАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
Пока человек жил в пещере, окрасоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур снемалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ходшли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребностьприкрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, ипослужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не дожиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбычеловека за свое существование.
Постепенно с развитиемцивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже нетолько предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служитукрашением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянинуследовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушакаили пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная”рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которогобыло отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.
Шло время, менялисьобщественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так инациональная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционнойодежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общностьсложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также иобщий воинский быт.
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Мужская одежда кабардинцев ибалкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась онаиз местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерстьперерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно.Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счетразвитых торговых связей.
Основными частями мужскойодежды кабардинцев и балкарцев являлись бешмет и особой формы штаны.

Короткий кафтан-бешметнадевали поверх рубахи. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса насделанные из шнурка ручной работы пуговицы - узелки и петли. Он имел высокийстоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизуна такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркиваястройность фигуры, на что кабардинцы и балкарцы обращали особое внимание, Длинабешмета была различной, но в большинстве случаев не достигала колен на 8-10 см. Правда, старики носилиболее длинные бешметы, чем молодые. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а побокам, ниже талии, вшитые боковые внутренние карманы. Шили его чаще всего изтканей черного, белого, коричневого цвета, а в горах - часто из домотканогосукна. Бешмет считался повседневной легкой верхней одеждой, его носили дома, вней работали в поле. Для работы в холодную погоду его делали стеганым на тонкомслое шерсти или ваты. Более зажиточные слои населения имели и праздничныебешметы, сшитые из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. Прииспользовании бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнемс металлическим набором: пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и т.д.
Изготовление бешмета былоделом сложным, требовавшим определенного мастерства, поэтому его шили известныесельские мастерицы.
Штаны, шившиеся издомотканого сукна или плотной ткани фабричного производства, преимущественнотемного цвета, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Междуштанинами вшивался ромбовидный клин. Носили их на плетеном шнурке, заправляяштанины в ноговицы. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Подколеном их подвязывали ремешками. В горных районах Балкарии штаны нередко шилииз овечьих шкур.
Штаны у горцев были весьмаудобные для быстрой ходьбы, бега, верховой езды.
Одежда, состоящая из бешмета,штанов и ноговиц, вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Всев ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяла бесшумноходить по любым тропам, лазить по скалам и т.п.
Полный костюм горца включал всебя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкескаполучила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах.Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь вобщественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы ит.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено какнеуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканогосукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.
Черкеска плотно облегалафигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, изкоторого выглядывал бешмет. Она застегивалась у пояса на несколько (3-5)самодельных тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которыевкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в нихзарядами для огнестрельного оружия. Количество газырей на одной сторонечеркески кабардинцев колебалось от 8-ми до 10-ти, но обычно их было 8, чтоотличало кабардинские черкески от черкесок соседних народов, у которых числогазырей доходило до 12-ти. Размеры их были различные. У бедных крестьян онибыли простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - изкости, нередко слоновой, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками,соединенными в верхней части изящной цепочкой. В последствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качествеукрашения. Черкеска не имела карманов. Ее прямые и широкие рукава спускалисьзначительно ниже кистей рук, поэтому ее обычно отворачивали. По обычаю,отогнутые рукава опускались во время танцев.
Длина черкески не былаопределенной, но у кабардинцев и балкарцев она была удлинена и спускалась нижеколен на 15-20 сми была длиннее, чем у соседних народов. Особенно длинные черкески, доходившиечуть ли не до земли, носили муллы и их ученики.
Черкеску носили застегнутойили подпоясанной поясом. Только старики могли носить ее нараспашку. Поясявлялся необходимой принадлежностью мужского костюма у кабардинца и балкарца.Его снимали только ночью и в дни траура. Он состоял из хорошо обработанногокожаного ремешка черного цвета шириной 2-3,5 см и металлических или серебряных бляшек.Пояса делались различных видов. Одни из них имели только пряжку, продержку инаконечник. Другие - несколько поясных бляшек различной формы и два боковыхнаконечника, по одному на каждой стороне; такие пояса носило старшее поколение.Мужчины среднего возраста носили пояса с четырьмя боковыми наконечниками;молодые мужчины (и женатые, и холостяки) - с тремя боковыми наконечниками накаждой стороне.
В большинстве случаев наремешках, спускающихся по бокам, кроме наконечников, имелось по несколькубляшек. Все они были украшены черненым орнаментом и позолотой. Металлическиечасти пояса украшались гравировкой, чернью, филигранью с наружной стороны.Оборотная сторона оставлялась белой, на ней наносились инициалы мастера,различные изображения. На поясе обычно висели кинжал с прикинжальнымножом и изредка, по специальному разрешению, пистолет в кобуре.
С конца ХIХ в., когда кинжализ части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горскогокостюма, его изготовлением стали заниматься ювелиры.
Теплая верхняямужская одежда

Теплой верхней одеждой укабардинцев и балкарцев являлась шуба, которую шили из овчины, а лучшиеэкземпляры - из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем,что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник,который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской изовчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.
Верхней одеждой являлась ибурка. “Без нее, - писал Б.Е.Хижняков, - немыслимо представить себегорца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, набазар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя,защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и напастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легкопереворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду еесвертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти. Ониимели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ, что придавало им колоколообразную форму. Воротник бурки имел специальнуюзастежку. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках было неудобно, поэтому дляпастухов и чабанов шили войлочные пальто, специальные бурки, которые были нетолько короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на несколькопуговиц.
Мужские головныеуборы
Головной убор кабардинцев ибалкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочнуюшляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины,папаху. Балкарцы носили папаху и летом.
Войлочные шляпы изготовлялисьиз высококачественной овечьей шерсти. В большинстве случаев они были белого,серого и черного цветов. В отличие от кабардинских, балкарские шляпы, имевшиенебольшое опущенное поле с перекрещивающимися на макушке шнурками, в большейстепени напоминали сванские. Балкарцы носили шляпы с приподнятыми полями.
Кабардинская войлочная шляпаимела продолговатую форму, вогнутое внутрь дно, приподнятые поля. Посрединетульи и вокруг полей она была обшита тесьмой или материей того же цвета, что ивойлок.
Кабардинские и балкарскиешапки имели различную форму. Одна из них была полусферической формы, с узкиммеховым околышком и шнурками от него, соединяющимисяна макушке. Такую шапку носили наиболее пожилые люди. Другой вид шапки имелмеховой околыш в 5-6 сми суконный верх. Третий - широкий суживающийся к верху меховой околыш инебольшой суконный верх.
Наиболее распространеннымцветом шапки был черный, но встречались и белые, и серые. Зажиточные слоинаселения носили шапки из среднеазиатского каракуля коричневого и серогоцветов. У кабардинцев такие шапки назывались бухарскими. Кабардинцы и балкарцыносили шапку в любое время года и в любом месте, снимали ее только ложась впостель. Таков был обычай. Шапка олицетворяла мужское достоинство. Покушение нашапку, ее сбивание с головы вызывали непрощаемуюобиду, смываемую только кровью.
Головной убор дополнялсябашлыком, изготовленным из белого, черного или коричневого домотканого сукна.Основной его частью был капюшон в форме равнобедренного треугольника, откоторого отходили в обе стороны длинные и широкие концы - лопасти длязавязывания у шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда изсеребряных или золотых ниток. К макушке капюшона с помощью такой же тесьмыпришивалась красиво сплетенная круглая кисть с бахромками из золотых илишелковых нитей. Башлык являлся не только дорожным, но и рабочим головнымубором, его носили пастухи, чабаны, табунщики и любой мужчина, отправляющийсяверхом или на подводе в путь. В холодную и ненастную погоду его надевали поверхшапки и завязывали у шеи, а если погода была хорошая, то башлык через плечозакидывался на спину, на бурку и держался на шее с помощью специальноготесемочного шнурка. Старики нередко носили башлык, перевязав им талию.
Мужская обувь
Значительным разнообразиемотличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части:паголенки и собственно обувь.
Паголенки делали из сукна,войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название,подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные,суконные). Наиболее распространенным цветом паголенок был черный, но изредкавстречались темно-серого и темно-коричневого цветов. Края их обшивали тесьмойили кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протиралсяпри ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными,но и украшала их.
Наряду с паголенками, широкоераспространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех жематериалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном,зажиточные слои населения.
Паголенки и ноговицы должныбыли плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, атакже завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчинызимой, весной, осенью, а балкарцы в горах - круглый год. Летом носили суконныепаголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей являлисьвойлочные и сафьяновые носки.
На ноги надевали чувяки изсыромятной кожи, которые не имели пришивной подошвы. Их делали из одного кускакожи крупного рогатого скота. Чувяки имели шов на заднике, носке и верхнейпередней части от носка по подъема. Форма чувяк в основном была однообразной,но встречались и такие, которые имели высокий задник, доходивший до щиколотки,и застежки из кожаных пуговиц. Распространенным видом обуви, удобным в горахдля охотников, чабанов, пастухов, косарей, являлись чувяки особой формы,имевшие подошву из сплетенных ремней. Балкарцы делали их из хорошо промятойсыромятной кожи, с которой даже не снимали шерсть. Чувяки надевали на босуногу, предварительно заполнив внутреннюю их часть хорошо промятой травой.Традиционной парадной обувью являлись сафьяновые чувяки, которые шили из кожиспециальным ажурным швом. Вначале они не имели подошвы, но потом их сталиподшивать. Чувяки из черного сафьяна носили зажиточные люди, надевая сверхукожаные галоши. Сафьяновые чувяки надевались на сафьяновые ноговицы. Зажиточныелюди надевали еще остроносые резиновые галоши.
В Балкарии также бытовалаобувь из войлока, обшитого кожей или с подшитой подошвой из сыромятной кожи.Вся местная обувь имела мягкую подошву, хорошо приспособленную к условиямгорной местности. Она была удобна для всадника и пешехода, способствовалазакаливанию ноги и выработке удивительно легкой, красивой походки горцев.
Традиционное развитие Кабарды и Балкарии, укрепление рыночных связей оказаливлияние на изменение обуви. Богатые горцы носили не только галоши, но и сапоги.

Традиционный национальныймужской костюм кабардинцев и балкарцев являлся одеждой воина, наездника,приспособленный к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев ибалкарцев, между которой не было существенных различий, была характерной темнаясдержанная цветовая гамма - черная, темно-коричневая, серая. Вообще, ни кабардинцы,ни балкарцы не любили яркие цвета, пеструю одежду. Это не соответствовало ихдуху и обычаям. Но башлыки и бешметы делались обычно других цветов, чем веськостюм, оживляя его ярким пятном. Богатые и знатные люди иногда носили белыебурки, черкески, папахи. Башлыки в ряде случаев представляли собой настоящиепроизведения искусства. Их отделывали галунами, золотым шитьем, изящными ивесьма сложными кистями из золотых и серебряных ниток. Подобные башлыки частослужили предметом подарка невесты родственникам будущего мужа. Украшало костюмвозможно более богато отделанное оружие, пояс.
Вместе с тем, кабардинцы ибалкарцы обращали большое внимание на опрятность одежды, на ее изящный покрой.Еще Хан-Гирей отмечал, что у адыгов,в т.ч. и у кабардинцев, не было принято одеваться пышно, цветисто. “Это, - писал он, - почитается у них не очень приличным, почему стараются болеещеголять вкусом, нежели блеском, чистоту же и опрятность предпочитаютпышности”.
Мужская одежда кабардинцев ибалкарцев не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но иотличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполнесоответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивалаширокие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость, силу. Искотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовалисебя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений.
Одежда кабардинцев ибалкарцев являлась и своеобразным украшением. Эти качества национальной одеждыобеспечили ей всеобщее признание на Кавказе.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Одежда кабардинок и балкарокимела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы.Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказесчитались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинкии балкарки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревяннымипланками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки.Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Корсет стягивалсяшнурками и снимался только в первую брачную ночь.
Поверх корсета надевалинижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее испускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногдазакрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшойстоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили изхлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выборматериала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник,передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычайкабардинских и балкарских женщин украшать эти части рубашки вышивкой икрасивыми узкими галунами.
Старухи носили рубахи изхлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда какмолодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др.Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шиласьиз шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашкиобязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себядома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, безворотника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. Вначале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кистируки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя иотдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя.
Парадное платье шили обычноиз бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску.Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукавупришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такоеплатье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длиннымшироким рукавом до кисти.
Нарукавные подвески, длинныерукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенныйсоциальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

Важной частью женской одеждыбыл кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру.Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи допояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Дляукрашения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногдавызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом,нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотныхтканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудькафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно откафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его такженадевали под платье.
Весьма важную роль в одеждекабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. Уженщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или простошироким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних летносили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, анаполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса изсеребряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Ихизготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряныйпояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил изпоколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты,кольца, часы на длинной цепочке.
Теплая верхняяженская одежда
По горскому обычаю девушки имолодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а моглилишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужниеженщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоемшерсти или ваты. Богатые кабардинки и балкарки иногда надевали бархатные,отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла,сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивалиподкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольныешубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками имолодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживалисьмусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин внедома.

Женские головныеуборы
Важнейшей частью одеждыявлялись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастныеразличия и изменения в семейном положении кабардинок и балкарок.
Девочки носили платок илиходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего сдревнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХв. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшеговсем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка.
Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля1915 г.под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось:“Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головнойубор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своемселении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должныподвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случайнарушения”.
Когда наступал период“созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочкуразличных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную илиокругленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужскойшлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых исеребряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшаласьрадиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение ввиде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередкошишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике,полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными,украшенными чернью, позолотой, филигранью. Передняя часть дошедших до насшапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна.
Во второй половине ХIХ в.кабардинки и балкарки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Ониимели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, ониобтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой,располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотаякисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской,что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Более широкоераспространение она имела в Балкарии.
Низких шапочек, известных подназванием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в периодсовершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Ихносили, в основном, девушки. Женщины (как и невесты) до первого ребенка носилишапочку с белым шелковым платком с бахромой. Балкарки, в отличие от кабардинок,носили шапочки, украшенные спереди рядами монет, побрякушек.
Шапочка после рожденияпервого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этомквадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что дваконца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив имиголову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец,опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора наженский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает надревность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактическиперешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы.Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком,шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязкипокрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платкиносили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большиетонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и другихцветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверхшапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платкидвух видов - с бахромой и без нее с различными узорами.
Постепенно шапочка, как ипарадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. Вначале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики,кружевные косынки, шарфы вологодской работы.
Женская обувь
Обувь кабардинок и балкарок восновном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные исафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностьюи вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами.Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным,коричневым, серым и т.д.).
Войлочные и сафьяновые носки,в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки.Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, аиногда украшенные галунами сафьяновые чувяки.
Повседневной обувью считалисьи сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарииженщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи.
В Кабарде,а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошвебез задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью.
Девушки княжескогопроисхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули,украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было труднопередвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувьюпользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств.Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др.
В конце ХIХ в. женщины взажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке,напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носомгалоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высокихкаблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длиннойшнуровкой и фабричные туфли.
Кабардинцы и балкарцы незнали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтомуизготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы,которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели праваотказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу.
Умение шить красивую одежду,хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому ввоспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушкипродолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали имразличные подарки, помогали по хозяйству.
Постоянное внимание крукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек кмоменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению.Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени.Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощьюсвоих подруг, соседок и т.д.
В целом, женская одеждакабардинок и балкарок, как и мужская, отличалась скромностью, строгостьюцветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами,золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды,сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуруженщины.
Традиционный национальныйкостюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набораотдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениями особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнееженской. В мужской одежде XIX-начале XXв. Вышивка употреблялась очень редкоитолько на башлыках, ноговицах и сафьяновых чувяках. При этом преобладающимвидом была вышивка вприкреп (дыщэидэ).Женская одежда была более живописной. В формах и способах украшения одеждыкабардинцев проявлялся особый стиль. Основной упор делался на линию узора,обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелосьмного общего. Для него было характерно чувство формы вещи, проявляемой в умелойкомпозиции орнамента, и выделении основных конструктивных деталей.
ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯОДЕЖДА В НАЧАЛЕ XXв.
В начале XXв. и женский, и мужской костюм кабардинцев балкарцев восновном сохранил свой покрой, свою форму. Он, как и прежде, шился в талию,плотно обтягивая фигуру, был скромным, строгим и изящным. Но вместе с темпроизошли существенные изменения. Под влиянием развивающихся рыночных отношенийи в мужской, и в женской одеждепоявилось много новых видов одежды фабричного или кустарного производства:женские шали, платки, шарфы, чулки, туфли, мужские сапоги и т. д.
Изменился и материал, изкоторого изготавливалась одежда. Всё больше использовались фабричные ткани дляпошива мужской одежды, а женская в основном шилась только из покупногоматериала. Наряду с бархатом и шелком, ситцем и сатином женскую одежду сталишить из бумазей, кашемира, частично из сукна. Процесс сближения одеждыкабардинцев и балкарцев с русской и общеевропейской усилился. Об этомсвидетельствовало все более широкое распространение таких видов одежды, какимиявлялись сапоги и галоши, юбки и кофточки, платки и пальто, да и превращениепарадной вышитой шапочки и платья свадебно-праздничную одежду.
Более широкое использованиепокупных материалов в пошиве одежды, особенно женской, стало нарушать цветовуюгамму, одежда становилась более пестрой. Вместо традиционных галунов дляукрашения одежды стали использовать готовые позументы, тесьму и кружевафабричного производства. При сохранение основных традиционных принципов покрояженской одежды, по сравнению с мужской, претерпела более существенные изменения,свидетельствовавшие о сближении женской одежды с общеевропейской.
Таким образом, одежда и обувькабардинцев и балкарцев во второй половине XIX-XXв. ужепретерпели определенные изменения, но в целом сохранили свои традиционныеособенности.
ПОСЛЕСДОВИЕ…
Национальная одежда выражалавкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлениемнародного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть нетолько изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей частихудожниками и модельерами - создателями новой современной одежды.
Содержание….
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА стр.1
Теплая верхняямужская одежда стр.5
Мужские головныеуборы стр.7
Мужская обувьстр.8
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДАстр.10
Теплая верхняяженская одежда стр.13
Женские головныеуборы стр.14
Женская обувьстр.15
ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯОДЕЖДА В НАЧАЛЕ XXвстр.17
Список используемой литературы….
Г. Х. Мамбетов - ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
В. Н. Кудашев - ИСТОРИЧЕСКИЕСВЕДЕНЬЯ О КАБАРДИНСКОМ НАРОДЕ
М. З. Соблиров– КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В КОНЦЕ XIX– НАЧАЛЕ XXв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются: кабардинцы (57,2%) русские (22,5%) балкарцы (12,7%).

2 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

3 слайд

Описание слайда:

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет- одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен. Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин. Бешмет

4 слайд

Описание слайда:

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов. Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Черкеска

5 слайд

Описание слайда:

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками. Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Газырницы

6 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом. Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые. Папаха

7 слайд

Описание слайда:

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. Башлык

8 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки. Бурка

9 слайд

Описание слайда:

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев. Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

10 слайд

Описание слайда:

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

11 слайд

Описание слайда:

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром. Эскизы подвесок - лопастей

12 слайд

Описание слайда:

Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы крестов: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц:

13 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

14 слайд

Описание слайда:

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

15 слайд

Описание слайда:

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

16 слайд

Описание слайда:

Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Со второй половины XIX века распространился такой вид одежды, как «парочка» (юбка - кофта). Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой. Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Казачки носили кружевные платки – «файшонки»

17 слайд

Описание слайда:

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча. Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

Археологические материалы, относящиеся к национальной одежде народов Кабардино-Балкарии позволяют судить о материалах, использовавшихся в одежде, и отчасти о женском костюме.

Женский головной убор представлял собой остроконечную войлочную шапочку с конической верхушкой из бронзы или серебра. Найдены также бронзовые пластинки в форме диадемы, украшенные штампованным точечным геометрическим орнаментом.

Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережьем Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов (овчины, кожи, овечья шерсть, из которой валяли войлоки и ткали сукна) служило скотоводство.

Кабардинские женщины были прекрасными ткачихами. Изготовленные ими сукна шли на шитье мужской одежды, а в более ранние периоды из них шили женские платья и шали. Для изготовления обуви использовались шкуры крупного рогатого скота и коз. Из овчин они шили шубы, шапки, иногда штаны, которые носили на кошах. Из шерсти валяли войлочные шляпы, высокие теплые чулки, ноговицы и обувь, а также бурки, и шили особую пастушью одежду - гебенек.

Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1, 2, а иногда и 3-х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданое и служили свадебными подарками. К общему наименованию платков и шалей прибавляли определяющее слово, характеризующее материал. Так, например, платок плетенный из шелковых ниток; из шелка, затканного рисунком; тонкие шелковые платки кустарной работы, украшенные набойкой.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески. В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу. Походной одеждой служила бурка. На голову надевали меховую папаху или войлочную шляпу, а в непогоду башлык. На ногах носили ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подъеме или с подошвой, сплетенной из ремней. Известны были войлочные чулки, мягкие носки из сафьяна. Бытовал пояс из кожи с металлическим набором.

Основной одеждой кабардинцев, как и других народов Кавказа, в их повседневной обстановке был бешмет. Его носили дома, во время работы.

Черкеска была, в основном, выходной и праздничной одеждой, и ее имел не каждый. Ее шили из домотканого сукна естественных цветов шерсти - черного, белого, серого, бурого. Белая черкеска считалась более нарядной. Длина черкески изменялась согласно моде. Особенно длинную (до щиколотки) черкеску носили отдельные франты. Она была удобна только для всадника. Обычно черкеска была чуть выше или чуть ниже колен. Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. Если он был без черкески, пояс надевали на бешмет. Пояс из узкого ремня с металлической пряжкой и наконечником украшали различной формы бляшками. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.

Необходимой одеждой для горцев - скотоводов, проводивших многие месяцы на горных пастбищах, была шуба - тон, сшитая из овчины. Покрой ее был близок к черкеске. Ее надевали на бешмет или черкеску, а иногда и под нее. Грудь была закрыта, застежка на пуговицы из шнурка; воротник из овчины - стоячий. Ее называли сборчатая шуба.

Дорожной одеждой всадника, обязательной принадлежностью табунщика служила бурка, изготовление которой было сложным делом. Бурка закрывала всадника целиком, а так же прикрывала и лошадь. Она защищала всадника от дождя, снега, ветра и солнца.

Мужская одежда кабардинцев отличалась значительной стабильностью.

Общий облик мужского костюма кабардинцев - подтянутый статный силуэт типичен для горцев Кавказа.

В своей основе женская одежда и по наименованиям и по покрою почти не отличалась от мужской, но благодаря характеру тканей, некоторым деталям отделки и украшений кажется непохожей на нее.

На тело надевалась длинная рубаха туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинным, до кисти рукавом. Повседневные рубахи шили из бумажной ткани неброских цветов. Излюбленные цвета темно - красный, желтый, реже синий и белый. Очень любили шелк с отливом. У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Он достигал длины до колен и ниже и был виден из — под рукава платья.

Под рубашку надевались штаны. Внизу они заправлялись в сафьяновые носки или обувь.

С 10-12 лет на девушку надевали поверх рубахи, кафтанчик. Постепенно те части кафтанчика, которые не были видны из — под платья (спину, верхнюю часть рукавов), стали делать из более дешевой ткани, а потом кафтанчик распался на более дешевые части: воротник, нагрудник, полочки, висящие на пояске, и нарукавники от локтя до кисти.

Распадение кафтанчика повлекло за собой и изменения в форме застежек. Эти застежки, ранее по своей конструкции отвечали функции туго стягивать полы кафтанчика на груди. Когда же, в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник, данная конструкция застежек оказалась неудачной, так как при отсутствии натяжения они самопроизвольно растегивались.

В связи с этим мастера - ювелиры изменили их устройство.

Поверх кафтанчика надевалась платье. Женское платье, в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.

Праздничное платье кабардинской девушки, особенно богатой и знатной, обильно украшалось галунами и золотым шитьем. Галунами обшивали борта, подол, низ рукавов. Вдоль разреза спереди, по подолу, иногда на груди располагалось золотое шитье. Таким же образом расшивались платья черкешенок, адыгеек и балкарок, но по характеру орнамента карачаевские и балкарские платья выделялись монументальностью и массивностью вышивки, преобладанием золотых нитей в шитье над серебряными. Нарядные платья шили чаще всего из бархата - темно - красного, или из плотного шелка - гладкого или с жаккардовым узором.

Типы поясов изменялись с течением времени, но появление нового типа пояса не вытесняла более старые формы, которые обычно оставались у старшего поколения. Наиболее старый тип пояса представлял собой ремень из сафьяна, на котором крепились девять «кусков»из серебра - небольшая пряжка, восемь блях - круглых, овальных, прямоугольных или фигурных. Второй тип - пояс целиком из серебра, составленный из прямоугольных пластинок, соединенных шарнирами, и фигурной пряжки, застегивающейся на крючок или стержень.

Для всех народов Северо-Западного и Центрального Кавказа характерно преобладание нашиваемых украшений. Но, пожалуй, наиболее их количество характерно для карачаевцев. Так на груди разреза иногда нашивали выпуклые, полые, овальные или миндалевидные серебряные подвески - зынгырла, прикрепляли серебряные треугольные футлярчики. К рукаву по шву от локтя до кисти иногда пришивали листовидные подвески, на рукавах же носили цепочки, соединенные у локтя и кисти бляшками.

Большой интерес представляет бунлукъ. Под этим названием известны обычные браслеты, носившиеся на запястье, а также браслет, надевавшийся или даже нашивавшийся на низ рукава платья или кафтанчика в виде обшлага.