Как заставить ребенка учиться и нужно ли заставлять. Как быть с ленивым ребенком? Неожиданные советы психолога

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Пусть он будет занят!

Почему нам так хочется, чтобы ребенок почаще был занят — уроки, кружки и секции, «полезные» книги? Родители испытывают понятную родительскую тревогу-желание: дать детям все. Но взрослые часто ставят невыполнимую задачу: их дети должны получить от жизни максимум возможного, и образование — так им кажется — этому будет очень способствовать. Часто родители включены во что-то вроде соревнования: кто-то из детей их знакомых уже освоил иностранный язык или выигрывает олимпиады, и это сподвигает ждать от собственных детей аналогичных успехов. Часто родители боятся свободного времени ребенка, потому что тот, конечно же, «займется не тем», то есть будет поддаваться разрушительным искушениям просто терять время.

Почему отказ ребенка соответствовать этим запросам воспринимается как лень? Ленью вообще проще назвать то, что в психологии называется «сопротивлением». В слове «лень» при этом есть явно осуждающий оттенок и есть явный «виновник «- это тот, кто собственно ленится. Таким образом значительно легче перенести ответственность за детское сопротивление на самого ребенка, назвать «ленью», обвинить его и не разбираться, с чем именно связано его пассивное поведение.

Родители и учителя часть своего участия в формировании этого сопротивления вообще не склонны искать. Так удобнее: ленится же в таком случае ребенок.

Причины лени

    У ребенка нет собственного желания в том, что предстоит сделать . На самом деле есть совсем немного детей, у которых сформирована учебная мотивация, например, потому что есть не так много школ, которые заняты формированием этой мотивации. Когда взрослые создали развивающую и соответствующую среду (в идеале) для каждого ребенка, то желание учиться позволяет ребенку с интересом вовлекаться в задания, и он не выглядит ленивым. Если обучающий процесс построен скучно, неинтересно, унифицированно, в соответствии с чьими-то амбициями или концепциями, а не в соответствии с возрастом и интересами конкретных детей, то дети «ленятся».

    Ребенок в стрессе . Потребность учиться, как и потребность в развитии, может возникать только тогда, когда потребность в безопасности удовлетворена. Но наши дети в школе часто испытывают самый настоящий стресс. Сильные переживания (страх, стыд, напряжение) отнимают и силы, и возможности думать, отвечать, делать что- то в нужном темпе. У ребенка уходит много сил на переработку этих чувств. Поэтому он может выглядеть уставшим, «тормозящим», астеничным, апатичным. Вам может казаться, что за 4−5 уроков невозможно так устать, и вы начнете подозревать его в лени. Хотя в этом случае стоит поговорить с ним о его переживаниях: страхах, тревогах, напряжениях, связанных со школой. Спросить, например: «Тебе что-то там было трудно? Это связано с учителем, предметом, другими детьми?» А дальше уже разбираться с тем, что он ответит.

    Сопротивление давлению . Ваш напор и желание сделать из ребенка кого-то умного и способного вызывает много сопротивления, потому что психика устроена так, что больше всего охраняется идентичность, то есть собственное «я». Поэтому если ваш ребенок все-таки сопротивляется тому, чтобы вы из его «я» сделали что-то иное, то он пока еще здоров, а вот когда его сопротивление ослабнет или вы его сломите, то может произойти что-то более серьезное и печальное, нежели просто «ленящийся» ребенок.

    Заниженная самооценка, перфекционизм, неверие в себя тоже могут приводить к отказу от деятельности, который легко принять за «лень». На самом деле, если родители очень критично относятся к ребенку, «отражают» его в основном с точки зрения недостатков и сложностей характера, то все, что знает о себе ребенок, — это то, что он какой-то «не такой». А это означает, что и делать он все будет скорее всего как-то «не так». И тогда зачем ему делать это, если от родителей и учителей он будет слышать только недовольство и критику? Отстающие дети часто окончательно теряют мотивацию, так же как и дети родителей-перфекционистов, потому что становится невозможно угодить этим взрослым и получить позитивную обратную связь, добрые слова и положительные оценки.

Давление и сопротивление

Детям нужны правила и границы. Граница — это «ты пойдешь в школу, потому что у нас по закону всеобщее среднее образование. Ты не можешь туда не пойти (кроме особых случаев)». Давление — это когда вы вынуждаете его захотеть, когда он не хочет, измениться, когда он не может, то есть когда вы не требуете каких-то важных действий, а хотите, чтобы он, ребенок, был другим: чувствовал то, что вам надо, реагировал так, как вам надо. Самое «страшное», что может сделать родитель, чтобы убить детскую мотивацию — это начать считать его школу своим делом. Очень важно, чтобы ребенок учился сам, сам освоил школьные требования и мог просить родителей о помощи. А не родитель контролировал, проверял и по сути проходил школьную программу вместе, а то и вместо ребенка. Если ребенок сам отвечает за свое обучение, то он отвечает и за результаты этого обучения. Оценки тогда его, победы его и ошибки его. Но если мама собирает портфель, проверяет задания, делает проекты, ребенок будет волей-неволей уходить в пассивную позицию, ждать маминых контролирующих или управляющих указаний. Наша задача — это всего лишь помочь ребенку научиться учиться в первом классе, и далеко не всем детям нужна такого рода помощь.

«Обленился совсем!»

Хорошо бы, прежде чем обвинять ребенка в лени и «ничегонеделании», поинтересоваться, а что именно он делает сейчас — даже если вы его застали лежащим на диване и слушающим музыку. Беспокоитесь? Можно напомнить ему о предстоящих задачах и поинтересоваться, когда у него в планах их выполнение. Можно расстроиться из-за плохих оценок, тем более если вы понимаете, что ребенок мало вложился в результат, например, сказать: «Я очень расстроена, что ты не подготовился так, как было нужно, и получил двойку». Можно спрашивать «Тебе нужна помощь?», потому что лень, как мы уже описали, может быть симптомом какого-то переживания или возникшей сложности. Или вы можете сказать: «Я считаю очень важным тебе отложить сейчас все и заняться подготовкой к тесту».

Главное, помните: «ничегонеделание» — это способ ребенка отдохнуть, побыть с собой, переварить произошедшее, ассимилировать, присвоить то, что произошло. Это возможность снять с себя ответственность, потому что от нее устаешь. Возможность погрузиться в себя, соприкоснуться с каким-то творческими идеями. Это совершенно необходимый навык — прислушиваться к себе, потому что в гонке и череде событий и задач невозможно ощутить иногда даже самые тривиальные потребности и чувства. Способный прислушиваться и слышать себя ребенок будет значительно успешнее выстраивать свою жизнь. Ему не нужно будет себя ломать и предавать — значит, вся его энергия будет уходить на созидание, а не на сопротивление.

Что делать?

    Создать развивающую среду. Например, отдайте в школу, в которой понимают: учат не предметам, а учат детей. Не заставляйте ребенка читать, пока вы смотрите телевизор, а читайте сами — много и вместе с детьми, обсуждайте прочитанное. Если родители увлечены своим делом, это и заразительно, и воспринимается как норма. Увлеките игрой, поддержите в необходимости проявить усердие, радуйтесь, когда ребенку поддалось что-то трудное.

    Дать время. Иногда желание ребенка что-то сделать должно вызреть, стать явным. Но мы часто не даем детям времени для этого. Размышляющий и «слоняющийся» по дому ребенок у многих родителей вызывает раздражение и тревогу: так и хочется быстро нагрузить его чем-то полезным. Чего же хочет он сам, может так и остаться невыясненным, если торопить или предлагать свое.

    Отражайте. Любой ребенок что-то делает хорошо, и это далеко не всегда связано с учебой. «Объемное восприятие» собственной личности позволяет ребенку, а потом и взрослому находить опору внутри себя. Даже такие далекие от учебы навыки и качества, как «ты обаятельный», «ты способен помочь», «ты умеешь договариваться», «ты упорный», помогают потом опираться на себя и ощущать себя успешным.

    Помогите видеть прогресс и радоваться ему. Идея «С каждым разом у тебя получается все лучше и лучше» укрепляет самооценку и мотивацию, в отличие от любимых многими родителями слов «хорошо бы еще постараться». Эта фраза как будто отменяет маленькую, но важную победу ребенка над самим собой, запрещает ему «почивать на лаврах». Ребенок, привыкший побеждать, будет с удовольствием искать новых побед, а те, у кого ощущение победы все время отнимается, будут чаще «опускать руки».

Часто дети, переступив определенный возрастной порог, перестают проявлять интерес к учебе. Такое отношение очень быстро приводит к снижению оценок и появлению других проблем в школе. В большинстве случаев вкус к учебе пропадает у подростков. Что делать в такой ситуации? Стоит ли заставлять ребенка учиться? Детским психологам знакома эта проблема, ведь она является весьма распространенной. Попробуйте использовать советы специалистов, которые дадут возможность найти подход к вашему отпрыску.

Определить корень проблемы

Для начала стоит поискать причину того, почему ребенок не хочет учиться. Это не всегда связано с ленью или тем, что чадо не любит школу. Самые распространенные проблемы подростков в школе:

  • Конфликт с учителем. Иногда школьник ухитряется испортить отношения с одним из учителей – часто это классный руководитель. Учитель тоже человек и может осознанно или нет занижать оценки подростку, который хамит или ведет себя вызывающе, что характерно для детей пубертатного возраста.
  • Отставание по определенному предмету, произошедшее вследствие болезни либо пропуска какой-либо части материала. Часто пробелы ведут к непониманию следующих разделов учебника, и проблемы нарастают как снежный ком.
  • Переосмысление жизненных ценностей. 6-9-классник просто не понимает, почему он должен учиться, и насколько важно получить качественное образование.

Есть и другие сложности, которые могут привести к нежеланию идти в школу и возникновению проблем с учебой. Однако все они, так или иначе, связаны с перечисленными факторами. Важно постараться найти время, чтобы поговорить с отпрыском, выяснить источник проблемы. Зная причину, легче искать выход.

Конфликт с учителем несложно решить, пообщавшись с педагогом. От родителей не всегда требуются какие-либо действия. Достаточно показать учителю, что вы беспокоитесь о своем ребенке, пообещать поговорить с ним дома. Учитель непременно оценит старания родителей, и ситуация может стать более благоприятной.

Отставание в учебе всегда можно наверстать. Некоторым детям легче заниматься с репетитором, а не с мамой или папой. Другим больше подходят занятия в группе, куда можно записать отстающего ребенка. Иногда младшие школьники боятся задавать вопросы учителю, переспросить о том, что задано на дом. С первоклассником нужно провести работу дома, объяснить, что поднимать руку необходимо, если есть вопросы.

Как заставить подростка учиться, если его интерес к учебе угас совсем? Обязательно поговорить с школьником, убедить в необходимости получения образования. Объяснить, что хорошая учеба даст возможность определиться в жизни, найти свой путь.

Ребенок уверен, что он хочет стать дизайнером, а значит, математика ему не нужна? Расскажите, что школьная программа является базой к получению профильного образования.

Маленькие хитрости

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Мы обрисовали общее направление психологической работы с ребенком. Далее мы поговорим о различных методах, которые станут отличным способом заинтересовать школьника в учебе и заставить взяться за уроки. Для каждого ученика как 1, так и 8 класса можно подобрать индивидуальную схему стимулирования к учебе. Стоит попробовать поискать ключик к сердцу своего школьника. Как научить ребенка учиться? Мы уверены, что наши советы помогут даже в самых сложных ситуациях.

Дух соревнования

Как научить ребенка учиться, если никакие усилия не помогают? Как показывает практика, детей любого возраста легко увлечь любым предметом, создав условия соревнования. Это можно сделать несколькими способами. Например, поговорить с родителями одноклассника и предложить им поучаствовать в подобной игре. Кто из двоих (троих, четверых) детей продемонстрирует лучшие оценки в конце недели, тот получит значок лучшего ученика. Затем этот же значок может перейти к другому ребенку.

Дома можно устраивать мини-соревнования. К примеру, кто из домочадцев быстрее решит задачу, или сможет выучить четверостишие. Тут придется изучать предметы вместе с ребенком, чтобы помочь ему получить удовольствие от победы.

Режим дня

Нужно четко продумать режим дня. Так как заставить ребенка учиться почти невозможно, стоит предложить ему некое поощрение после того, как он сделает уроки. После школы ребенок может отдохнуть, сделать то, что ему нравится. Дальше нужно выделить на домашнее задание пару часов, после чего он сможет посмотреть любимый сериал. Однако следует проверять уроки и не позволять смотреть телевизор (играть в компьютерные игры), пока не будет выполнено задание (рекомендуем прочитать: ). В данном случае это сработает, как стимул успеть все сделать до определенного времени.

Материальное стимулирование

Иногда помогает материальное стимулирование. Некоторые родители придумывают сложную систему поощрений за результаты учебы. Например, за положительные оценки ребенок получает определенную сумму, а хотя бы одна 2 полностью обнуляет баланс. Либо же в начале месяца родители начисляют школьнику сумму средств, из которой высчитываются деньги за каждую отрицательную отметку. То есть чем меньше плохих отметок получит ребенок, тем большую сумму получит в конце месяца.

Не стоит бояться вводить денежное поощрение для 5-классника или ребенка старше. Некоторые психологи считают, что это научит отпрыска обращаться с деньгами, не «сорить» ими, ценить заработанное. Уметь считать деньги – полезный навык, который пригодится во взрослой жизни.

Найти друзей

Если ребенок не хочет учиться, то он наверняка желает иметь вес в обществе. Как ни удивительно, но учеба – это один из способов социализироваться. Подросток перестал общаться со сверстниками, у него мало друзей? Его можно мотивировать тем, что знания помогут ему стать интересным собеседником. К тому же, людей, которые выделяются хорошими отметками, всегда ценят одноклассники.

Привлечь внимание

Попробовать сыграть на слабостях. В 11-14 лет у детей может случиться первая любовь, что также вносит диссонанс в учебный процесс. Сыну нравится девочка в классе? Предложите ему привлечь ее внимание. Можно вместе с отпрыском сделать подготовить по какому-либо предмету, или презентацию. Желательно, чтобы тема была интересная, и весь класс с удовольствием послушает докладчика. Положительный результат станет своеобразной победой, которая будет окрылять и подарит вкус к учебе.

Уделить время

Иногда плохой учебой ребенок старается привлечь к себе внимание родителей. Так бывает в семьях, где есть грудничок, который забирает себе все внимание мамы, а также там, где оба родителя работают допоздна.

Маме или папе стоит найти в плотном графике немного времени, которое будет использовано на общение с отпрыском. Можно поиграть с сыном в настольные игры, хорошо пообщаться за чашкой чая.

Психологи отмечают, что важно не количество времени, проведенного вместе с ребенком, а его качество. То есть данный промежуток времени должен быть насыщен – разговорами, действиями, событиями. Не стоит тратить с трудом выделенные минуты на упреки и порицания. Лучше найти позитивные моменты и сделать так, чтобы ребенок с удовольствием провел с вами время.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Очень важно всячески демонстрировать ребенку свою заинтересованность в его учебе, придерживаясь выбранной линии поведения, и не отступать в сторону. Отпрыск почувствует, что мама беспокоиться о его уроках, и будет стараться порадовать ее своими достижениями.

Есть и другие поведенческие элементы, которых следует придерживаться:

  • Никогда не отказываться в помощи в выполнении домашнего задания. Иногда мама слишком занята и не может уделить сыну время. Следует дать понять, что для родителей его учеба так же важна, и стараться придать ему уверенность в своих силах.
  • Помнить о силе похвалы. Многие родители забывают поощрять ребенка. Иногда действительно трудно найти хотя бы что-то, за что можно было бы похвалить. Вместе с тем, если регулярно ругать, покрикивать и критиковать сына, он не будет стремиться достичь результатов. Непременно найдите, за что похвалить школьника, наверняка у него есть сильные стороны. Например, сделайте акцент на хорошей памяти, либо на аналитическом складе ума. Если все делать правильно, со временем, ваш ученик будет стремиться развивать природные способности, чтобы его оценили еще выше.
  • Мягко контролировать ребенка, показывая, что вам интересно, что класс сегодня проходил на уроке. Это простая психология – мотивировать собственной заинтересованностью. Очень важно сразу вникать в учебу первоклассника, чтобы впоследствии не пришлось втягиваться в учебный процесс, когда он перейдет в 6-7 класс.
  • Нехитрый способ помочь школьнику с удовольствием отправляться на уроки – купить ему рюкзак или какой-либо школьный аксессуар. Небольшая обновка может сослужить хорошую службу.

Альтернативные способы обучения

Иногда ребенок не хочет учиться, поскольку некоторые дети просто не могут приспособиться к школьным правилам. В этом случае имеет смысл подумать об альтернативных способах обучения.

Очень часто дети начиная с 10 и 12 лет, особенно когда они находятся в подростковом возрасте, не хотят учиться. Различные занятия, растущий интерес к противоположному полу влияют на отсутствие желания учиться. При этом не стоит считать, что ребёнок глуп. Его мозг наполнен интеллектом, нужно просто направить его в нужное русло.

Высокий уровень умственного развития в подростковом возрасте с 14 до 16 лет сочетается с низким уровнем развития личности, попросту незрелостью. Именно этот закон и влияет на неверную оценку жизненных приоритетов. Именно поэтому многие родители и мучаются вопросом, как заставить ребёнка хорошо учиться.

Прежде чем пытаться заставить сына или дочь хорошо учиться, нужно понять причины, почему ребёнку лень посвящать время учебы, почему ребеночек не хочет посвящать себя учебе в классе. Доказанный закон, что если применять в отношении ребёнка силу, то привить желание к учебе не получится. Именно поэтому нужно понять, что именно отбило желанием в течение года получать знания в школе на достойном уровне.

Причины отсутствия желания учиться в каждом возрасте могут быть свои. Может быть просто лень. Причём нежелание учиться возникает у некоторых детей в 12 задолго до того, как ребенок идёт в школу. Мозг ребенка с малого возраста сопротивляется необходимости напрягаться и входить в новую среду, быть среди чужих людей в классе.

Ещё при походе в детский садик многие дети плачут и не хотят туда ходить. Эта проблема в классе лишь усугубиться ещё в первом классе, а в подростковом возрасте 15-16 лет добавиться ещё переходный период, который влияет совершенно особенным образом на гиперактивного подростка. Пройдут года, прежде чем ребёнок станет взрослым и изменит отношение. Но и сейчас вашему чаду не 2 года.

Причины отсутствия у сына или дочери в 13 лет желания учиться могут быть как психологические, так и банальное нежелание. На самом деле если у ребёнка есть проблемы, они могут быть серьезнее, чем у взрослого. А взрослому нужно вовремя их заметить, распознать, обсудить и помочь решить, не тратя на это годы.

Родители ребёнка в 13 не должны реагировать агрессивно на нежелание получать образование. Первое, что должны сделать родители – нужно выйти с ребёнком на откровенный разговор. Как вступить с ребёнком в откровенный диалог помогут понять советы психолога.

Основными причинами отсутствия желания учиться являются:

  1. Боязнь сверстников;
  2. Отсутствие общего языка со сверстниками или учительницей;
  3. Отсутствия интересующих ребёнка предметов;
  4. Лень;
  5. Первая любовь;
  6. Другие интересы, которые ребёнок реализует не в школе.

Если в 10 и 12 лет основными причинами нежелания учиться в течении года можно назвать плохую адаптацию ребёнка в классе, отсутствие общего языка со сверстниками или учительницей, то в 13 лет может идти речь уже о первой любви, а в 14, 16 лет тем более. Кроме этого причинами отсутствия желания учиться в 14 лет может стать появление собственных интересов, хобби и увлечений. Тогда ваша дочь или сын захотят посвящать все время именно увлечению, а не находиться в классе в школе на неинтересном уроке.

Очень частой причиной плохой учебы сына может быть отсутствие контакта со сверстниками, негативный психологический климат в классе или в школе вообще. Мозг ребёнка в возрасте от 10 до 16 лет очень чувствителен в отношении того, насколько хорошо с ним общаются окружающие. Если у подростка конфликт с кем-то в школе, это может сказаться на нежелании учиться и быть в школе вообще. Он не видит себя в коллективе, ему лень быть в социуме.

В 12, 13, 14, 16 лет нежелание подростка посещать школу можно связать с первой любовью. В этом возрасте неокрепшая личность, в душе которой зародились первые чувства хочет проводить все время с объектом своей любви, а не в классе. Если ваша дочь стала пропадать допоздна на улице, сбегать с уроков, или у вашего сына появилась подруга, он привёл домой девочку, тогда будьте на чеку и готовьтесь к тому, что возможно в школе в течении года начнутся проблемы.

Кроме этого в любом возрасте, особенно в подростковом появляются увлечения и хобби. Желание заниматься любимым делом оказывается на первом месте, а учеба от этого соответственно страдает.
Родители должны понимать, что заставить ребёнка учиться хорошо невозможно. Советы психолога в первую очередь направлены на появление мотивации к хорошей учебе.

Как заинтересовать учиться

Если вы не можете заставить ребёнка учиться на отлично, вы испробовали все способы, применяли жесткие , но чадо не хочет заниматься, нужно читать советы психолога. Если хотите мотивировать своего ребёнка в течении года к учебе, избегайте стандартных ошибок многих родителей. Начните с себя.

Большая часть людей начинает сравнивать детей друг с другом, мол «Петя учится, а ты нет», «Вася отличник, а ты хорошист». Такие нравоучения не добавят мотивации ребёнку и не заставят его взяться за учебу, ему не лень было учиться.

В подростковом возрасте в 15-16 лет они наоборот на корню это желание отобьют. Не стоит мотивировать фразой «ну хоть на троечку». Мозг человека формирует мышление, которое может наложить отпечаток на всю будущую жизнь, что главное, не побеждать себя и обстоятельства, а принимать участие, что главное, хоть как-то, чем вообще никак.

Отчасти такая психология вполне благоприятна, но в ней есть изначальный настрой на поражение. Закон в том, что с помощью такого мышления вы не добьётесь от ребёнка учиться на отлично и быть лучшим в классе в течении года.

Пытаясь запрограммировать мозг подростка на учебу и знания, не стоит употреблять уничтожающие достоинство человека фразы. Если родители будут говорить о сыне плохо, утверждать, что их дочь ничего не сможет, то это также будет программировать мозг на неуспех. Если вы хотите вырастить удачливого сына, не используйте эти программы.

Как заставить ребенка учиться или Как приучить ребенка к школе?

Как замотивировать, стимул для учебы

Если родителям важно действительно мотивировать на успех, чтобы их чадо действительно хотело хорошо учиться, тактика должна быть совершенно иной. Нужно формировать позитивное мышление с самого детства. Говорите ребеночку о том, что если он будет учиться, то сможет получить профессию. Профессия нужна для того, чтобы достойная зарплата. С достойной зарплатой можно хорошо жить, помогать папе, маме, своей стране. Это жизненный принцип и закон.

  • Важно, чтобы мозг подростка принимал сигналы родителей и ребёнок понимал важность его положительных оценок. Правильно поощрять желание получить хорошую отметку в течении года, развивать желание двигаться вперёд, покорять вершины, ставить цели и из них выполнять, отбить лень. Советы психолога сводятся к тому, что ребёнка нужно заинтересовать учебой.
  • Учитывая, что в наш развитый 21 век компьютером интернет-технологий многие знания чадо в свои 14,16 лет получает из телевизора и компьютера, в школе ему приходиться осваивать то самое неинтересное, что на улице или в телевизоре он не увидит – , правила математики и физики.
  • Мозг устроен таким образом, что программы, заложенные родителями, сохранятся в человеке на всю жизнь. Если вам важно, станет ли ваше чадо стало успешным членом общества, с первого года его жизни нужно правильно общаться с ним, выражать свои требования и устанавливать свои родительский закон, отбить лень.

Как заставить подростка учиться

Подростковый период – наиболее опасный и тяжелый для родителей. В этот период вашего некогда гиперактивного малыша просто подменяют и характер становится просто невыносим. Важно не растеряться правильно расставить для него жизненные приоритеты в жизни. Тогда ваш сын или дочь сможет хорошо окончить школу, и дальше в жизни будет вести себя активно и целеустремленно.

Если вы хотите подросшего мальчика или девочку заставить относиться к учебе серьезнее, то не стоит применять давление. Вы можете увидеть неадекватную реакцию, нужно правильно на неё отреагировать, чтобы ребёнок от вас не закрылся. Не бойтесь показать себя слабым перед ребеночком.

Если в 10,12, даже в 13 лет можно попытаться заставить относиться к учебе в течении года с умом силой, то в 14,16 лет вас будет ждать отпор. В подростковом возрасте чадо часто ведёт себя вызывающе. Так устроен человеческий мозг.

Почему нельзя заставлять учиться

Нельзя насильно прививать любовь к труду и школе, если туда ходить лень. Для подростка в 14-16 лет важно, чтобы с ним общались наравне. Родители должны быть в курсе того, что происходит в классе, в школе подростка, с чем связано низкое желание к успехам в учебе.

Не нужно сразу ругать . Лучше попытаться договориться, чем заставить хорошо делать то, что не по душе. Обозначьте границы дозволенного и домашний закон, сколько времени позволено тратить на игры и пустое времяпрепровождение, сколько времени должна занимать учеба. Советы психолога направлены на уменьшение расстояния между детьми и родителями, налаживание контактов и доверительного отношения друг к другу. Во многом этот психологически закон решает проблему нежелания учиться.

Как помочь ребёнку хорошо учиться? Воспитание детей. Мамина школа