Конспект проведения индивидуальной работы с демонстративным ребенком. Психологическая характеристика демонстративного ребенка

Контрольная работа

по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

на тему «Демонстративное поведение дошкольников»
План:

1.1. Демонстративные дети.

1.2. Особенности поведения демонстративных детей.

Выводы

Список литературы

1. Понятие «демонстративное поведение».

1.1. Демонстративные дети

Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении. Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди.

Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих.

Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят. У них проявляется жажда восторгов и похвал. Такие дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, уделяют им больше внимания.

Сверстник для них становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

В дет-ском саду демонстративные дети могут быть лидерами или активными озорника-ми, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявле-ниями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

^ 1.2. Особенности поведения демонстративных детей

В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами.

Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованы. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками. Поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль «самого примерного ребенка». Они часто фантазируют, лгут, сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.

Особый вариант развития - негативистическая демонстра-тивность, т.е. привлечение к себе внимания посредством созна-тельного нарушения требований взрослых. Такой ребенок дела-ет все наоборот - если его просят не шуметь, кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими спосо-бами, они прибегают к безотказному средству - нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наи-более неблагополучный.

Демонстративные дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако, в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. Самоутверждение и восхищенное внимание других является для них главной целью и ценностью. При этом, способом привлечения внимания может быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший»), так и действия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако, в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «Я». У многих детей острое желание обладать какой-нибудь машинкой или куклой связано не с собственными игровыми потребностями, а с желанием продемонстрировать свое имущество (а значит преимущество) перед другими. Как часто, получив в подарок новую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее, а чтобы «показать», «похвастаться». Нередко, самоутверждение достигается путем снижения ценности, или обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем не красивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей превалируют сравнительные формы: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т.д. Они постоянно сравнивают себя с другими и понятно, что это сравнение всегда «в свою пользу». Демонстративные дети проявляют повышенный интерес к действиям сверстника: следят, что получается у других, делают замечания и комментируют, при этом их интерес носит явно оценочный характер. Кроме того, для поведения демонстративных детей характерна высокая нормативность: дети часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети постоянно ожидают и требуют положительной оценки своих действий. Однако их правильные моральные поступки неустойчивы и зависят от ситуации. Одну и ту же проблему демонстративные дети могут решать по-разному, в зависимости от присутствия или отсутствия взрослого.

Демонстративные дети очень эмоционально и даже болезненно реагируют на порицание и похвалу других детей. Для демонстративных детей другой ребенок выступает главным образом как носитель определенного отношения, он интересен только в связи с тем, какое отношение к нему тот проявляет – ценит или не ценит, помогает или нет.
^ 2. Причины демонстративности.

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя заброшенными, «недолюбленными». Гипоопека как стиль воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в других людях, им постоянно нужно общество и общение. Но другие люди нужны для того, чтобы показать себя, чтобы было с чем сравнивать. При сравнении себя с другим проявляется ярко выраженная конкурентность и сильная ориентация на оценку окружающих. Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. Поэтому такие дети иногда совершают хорошие, благородные поступки. Однако соблюдение моральных норм носит явно формальный и демонстративный характер; оно направлено не на других детей, а на получение положительной оценки, на утверждении себя в глазах других. Собственная «доброта» или «справедливость» подчеркиваются как личные преимущества и противопоставляются другим, «плохим» детям. В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным, качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям напротив являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и тех или иных поступков. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Его «Я» находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Он уверен, что другие должны думать только о нем, восхищаться его достоинствами и выражать свое восхищение. Такой ребенок постоянно боится оказаться хуже других. Этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, что компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Главная трудность даже не в том, что такой ребенок неверно оценивает себя, а в том, что эта оценка становится главным содержанием его жизни, закрывая весь окружающий мир и других людей. Он буквально ничего не видит, кроме того, что о нем думают и говорят другие. Такое напряжение может вызвать не только зависть и ревность при встрече с более удачливым сверстником, но и различные невротические отклонения. Именно поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения.

В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

^ 3. Коррекция демонстративности у детей.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка становятся чуть ли не главными методами социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что положительная самооценка обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию уверенности в себе. Такое воспитание действительно подкрепляет и укрепляет положительную самооценку, уверенность в том, что я лучше всех. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе. А это, как было показано выше, является главной проблемой демонстративных детей. Такая сосредоточенность на себе и собственных достоинствах не дает возможности увидеть другого, превращает его в конкурента и соперника. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей (кто лучше, а кто хуже) должно стать одним из первых условий преодоления демонстративости. Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Дети и без постоянных похвал и оценок должны чувствовать уважение к себе и любовь близких взрослых. Только тогда они будут ощущать бесценность своей личности, и не будут нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ. Для преодоления демонстративности главное показать ребенку, что оценка и отношение других – далеко не самое главное в его жизни, и что другие дети вовсе не сосредоточены на его персоне. Они имеют свои интересы, желания и проблемы, которые не хуже и не лучше, а просто другие. Конечно, объяснять все это на словах дошкольнику бесполезно. «Сдвинуть» ребенка с такой «фиксированности» на себе можно открывая ему новые интересы, переключая на сотрудничество и полноценное общение.

Традиционные занятия дошкольников – рисование, лепка, конструирование и конечно игра открывают богатые возможности для этого. Ребенок должен испытать удовольствие от рисования или игры – не потому что он делает это лучше всех и его за это похвалят, а потому что это интересно, особенно если все это делать вместе. Интерес к сказкам, песенкам, рассматриванию картинок отвлекает ребенка от оценки себя и мыслей о том, как к нему относятся другие. Другие дети должны стать для него не источником обиды, а партнерами по общему делу. Он должен понять, что другие дети существуют вовсе не для того, чтобы уважать и хвалить его. У них есть свои интересы и желания, которые совсем не связаны с его персоной. Для этого важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность с друг с другом в реальном взаимодействии. Это, прежде всего ролевые игры, хороводные игры, простые игры с правилами и пр.

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

«Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало. Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываются, причесываются, делают зарядку, танцуют. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или "Тр-р-р-р" и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает "не синхронно", т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств». После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети, по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Царевна-Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет Царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку Царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое «Я» скорей всего перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.
Выводы:

Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с та-ким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстратив-ность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, посто-янно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид и т.п. Такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демон-стративности.

Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музы-кой, изобразительной деятельностью и др. Взрослым не следу-ет опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естест-венный выход (деятельность, в которой демонстративность со-циально санкционирована), эта личностная особенность не бу-дет препятствовать нормальному развитию.

Третья рекомендация направлена на профилактику негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнори-ровать его в случае неблаговидного поведения. Не следует под-даваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой це-ной). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка - отказ от общения с ним.
^ Список литературы:


  1. Каменская М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2005

  2. Профилактика нарушений в поведении дошкольников. / Авт.-сост.: И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова. – М.: Аркти, 2009

  3. Психолог в детском дошкольном учреждении. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996

  4. Рогов Е.И, настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995

  5. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения со сверстниками. // Дошкольное воспитание. №8. 2003

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА

Главное для демонстративных – постоянно быть в центре внимания, получать как можно больше знаков восхищения, почитания, одобрения. Люди этого типа сверх меры заняты собственной личностью, в этом смысле говорят об их крайнем эгоцентризме. Все остальные качества связаны с этим свойством и ему служат.

Внешность демонстративных обычно яркая и привлекательная. Живая мимика, бойкая речь, открытая манера общения – всё это бывает заметно с самого детства. Такие дети часто становятся любимчиками родителей, воспитателей и учителей, их балуют и хвалят. Они любят выступать перед гостями. В школе охотно записываются в самодеятельность.

Такой ребенок рано начинает ценить то, как он одет, обращает внимание других людей на свой костюм, платье. Часто истероидные дети приносят с собой (в детский сад, школу) игрушки, которые добавляют яркости своим хозяевам. Это не плюшевый мишка – родной и потертый, а суперкуклы в новых платьях, часы, чтобы войти с ними и произвести впечатление на других детей, а потом забыть их где-нибудь под столом…). Кроме того, истероидные дети рано замечают украшения у взрослых: «Какие у тебя бусики, я тоже такие хочу».

Казалось бы, что такое поведение чаще свойственно только девочкам, однако истероидность встречается и у мальчиков. Пример: «Максим, входя в группу детского сада, заявляет о своей новой роли громко, с некоторой паузой для большей значимости, он – пожарник. Ничего, что в данный момент все занимаются. Внимание ему обеспечено почти на целый день. До него никто никогда не называл себя пожарником или еще кем-то. Правда, Максим еще не знает, что должен делать пожарник, но у него красный костюм, и этим все сказано. На другой день он пришел в папином галстуке (надо сказать, что выглядел очень интересно), галстук доставал до пола, но Максима это не смущало, он гордо ходил и спотыкался, чем еще больше привлекал внимание и детей и взрослых».

Интонация, с какой говорят истероидные дети, тоже особенная. В каждой фразе слышится манерность и театральность. Это заметно даже у тех детей, которые еще не говорят или говорят «на своем языке».

Таких детей не надо просить встать перед фотоаппаратом, камерой. Они позируют сами: улыбаются, принимают те или иные позы, не дают фотографировать других детей, все время встают перед ними и, когда проявляешь пленку, видишь, что на ней больше всего фотографий маленьких истероидов.

При этом они играют любые роли, легко меняются, легко переключаются в общении с одним ребенком или взрослым на другого, если это позволяет стать более заметным или значительным. Истероидные дети привязаны к тем людям, которые обеспечивают им желательное восхищение, поклонение, помощь в преодолении трудностей. Однако стоит только перестать обращать внимание на истероида, как он переориентируется на кого-нибудь другого, более внимательного к его особе.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ИСТЕРОИДНОГО ХАРАКТЕРА?

На первый взгляд, демонстративные производят впечатление очень эмоциональных людей. Однако их эмоциональность особенная: они остро реагируют на любые события, которые задевают их лично, и значительно менее внимательны к проблемам других.

На «болевые точки» демонстративных действует всё то, что мешает им выглядеть особенными и исключительными. Это может быть любая критика их высказываний, мнений или действий; отказ в их настойчивых просьбах; потеря внимания и отказ в любви; утрата авторитета в компании, потеря видной позиции. На все это демонстративные любого возраста дают бурные реакции.

Диапазон таких реакций простирается от капризов ребенка с театральным паданием на пол до угроз утопиться, повеситься (которые, как правило, не выполняются). Примечательно, что свои эмоции демонстративные сознательно или полусознательно используют в общении. При самой бурной реакции они внимательно наблюдают действие своего «страдания» на других, и в следующий раз повторяют то же с большей силой.

Умение манипулировать окружающими с помощью своих эмоций – одна из очень характерных черт демонстративных. Эта способность хорошо иллюстрируется известным диалогом с ребенком:
- Ты кому плачешь: маме или бабушке?
- Б-а-а-бушке!
Ребенок плачет бабушке, но ведь он плачет, то есть переживает. Вопрос: что это за переживание? Оно искреннее? И да, и нет, потому что оно РАССЧИТАНО на чувства бабушки.

При столкновении с реальными трудностями и отсутствии внимания истероидные дети быстро теряют интерес к тому, чем заняты. Однообразные занятия, требующие сосредоточенности на деталях, последовательности и настойчивости быстро утомляет истероидного ребенка, особенно если за ним не наблюдают и не стимулируют его «несомненный успех».

При этом если ребенку не удается избежать трудностей, он может заболеть. Следует помнить, что у истероидных детей, при невозможности избежать занятий и задач, вызывающих напряжение психики могут проявляться различные, вплоть до физиологических, защитные реакции самосохранения: желудочно-кишечные расстройства, нарушения дыхания, признаки простудных заболеваний и пр.

ПРОБЛЕМЫ ИСТЕРОИДОВ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Демонстративный дошкольник - часто просто живой яркий ребенок, иногда, правда, немного капризный и избалованный. Однако с начала школы возникают проблемы, связанные с нежеланием упорно трудиться. Приготовление домашних уроков сопровождается слезами, жалобами на плохих «непонимающих» учителей, торговлей с родителями.

Отношения с одноклассниками тоже неспокойные. Они наполнены острыми переживаниями соперничества, ревности, обиды за невнимание, отказы дружить. В результате демонстративные вступают в конфликты, обвиняют в «изменах», организуют «коалиции». В младших классах они нередко берут на себя роль «клоуна» или «шута», надеясь тем самым завоевать авторитет и симпатии.

Демонстративные подростки также используют разные средства: броскую одежду, модные хобби, дорогие часы или мобильники, выдуманные рассказы про положение отца или обеспеченность семьи, впечатляющие истории из личной жизни. Однако успех среди сверстников бывает недолгим. Они быстро обнаруживают ложь или потуги возвыситься, не подкрепленные настоящей силой характера. Такой подросток оказывается в положении «короля на час», и тогда он меняет компанию в поисках тех, кто оценит его «по достоинству».

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕМОНСТРАТИВНОГО РЕБЁНКА?

Демонстративного ребенка нельзя захваливать или делать из него «кумира семьи». Именно для такого характера это особенно нежелательно. Когда взрослые непрерывно восхищаются и гордятся демонстративным ребенком, их горячие восторги льют воду на мельницу его стремления к позиции исключительности. Со временем это может создать убеждение, что успех и поклонение ему положены в жизни, просто потому, что он такой. Похвала такого ребенка должна быть строго дозирована.

Другая нежелательная крайность - напротив, лишать демонстративного внимания и вообще игнорировать его. В этом случае он будет страдать. Тактика «золотой середины» состоит в том, чтобы выказывать ему свое одобрение, только когда он трудится упорно и добросовестно. Именно в таких случаях стоит обращать на него внимание, а в других - нет.

Следующий подводный камень, который подстерегает родителей и близких - это эмоциональные манипуляции демонстративного ребенка. Ни в коем случае нельзя уступать его плачу и крикам, которые он устраивает в ответ на запрет или отказ в выполнении его желаний. Тем более нельзя уступать, когда он кричит и плачет! Твердое родительское «нет», сказанное без повторений, всего один раз, и сохранение спокойствия - единственные меры, которые помогут ребенку избавиться от наклонности так себя вести.

Наконец, важное направление воспитания личности демонстративного ребенка состоит в преодолении его повышенного эгоцентризма. Для этого необходимо неустанно обращать его внимание на других - их состояния, дела, потребности. Стоит положительно подкреплять каждое его сочувственное движение к другому, заботу и переживание о другом. На почве потребности в похвале это поможет развитию альтруистических чувств.

Ослаблению эгоизма ребенка очень способствует забота родителей о себе. Хорошо, когда они показывают не на словах, а на деле, что их интересы не менее важны и нередко имеют приоритет.

Знаете ли вы людей, у которых постоянно проявляется демонстративное поведение ? Думаю, что знаете и знаете, как с ними непросто. Но демонстративное поведение у детей также имеет мало приятного. Такие карапузы просто выводят из себя своих родителей, воспитателей и учителей, перетягивая всё одеяло на себя. превращается в битву с необъятным Я, которое мешает всем жить и подталкивает к нежелательной реакции со стороны окружающих.

Второклассница Маша проявляет почти постоянно демонстративное поведение . Просто диву даешься, как она умудряется любую ситуацию использовать для того, чтобы обратить на себя внимание. Ну, к примеру, вы немного ударились о край стола. Что будете делать? Маша будет громко стонать и охать, пока все в классе не обратят на неё внимание. То есть, чем быстрее она получит свою порцию признания, тем быстрее можно будет начать урок.
Хорошо, если в классе одна такая Маша, но если их несколько…

Истоки демонстративного поведения

К 5 годам потребность в признании и уважении выходит на главные позиции. Их начинает волновать, что о них думают окружающие. Невнимание и упреки начинают вызывать обиду. У дошкольников появляется конкуренция. Малыши начинают сравнивать себя с другими. И вот здесь начинаются все проблемы. Если кроха оценит правильно свои достоинства и достоинства другого, то дальше он не будет требовать к себе повышенного внимания. Если же здесь будут несоответствия того, что думает кроха о себе и что думают окружающие, то может появиться стойкое желание доказывать во всем свою правоту и требовать к себе побольше внимания. Получается, что у дошкольника выходит на первый план необходимость положительной оценки со стороны окружающих, чтобы удовлетворить гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Особенности демонстративного поведения у ребенка

Главная особенность ребенка с демонстративным поведением - желание привлечь внимание к своей персоне любыми возможными методами. Эти карапузы являются достаточно активными в общении, но обычно их не интересует собеседник, он служит им лишь платформой для демонстрации себя. Они хотят не просто внимания, а восхищения. Стремятся при любом удобном случае показать свое имущество, свои способности.

Негативной стороной этого становится агрессия. Ведь если их кто-то не принимает, то они начинают раздражаться, провоцировать скандалы, жаловаться. Невозможность быть выше другого подталкивает их к такому решению: если я не могу быть выше, пусть другой станет ниже. К примеру, увидев, что у кого-то поделка из пластилина лучше, демонстративный ребенок поспешит сказать: «Какая у тебя некрасивая поделка! Я умею делать лучше тебя!»

В речи дошкольника и школьника с демонстративным поведением постоянно встречаются сравнительные формы: быстрее/медленнее; красивее/некрасивее; лучше/хуже и т.д. Все сравнения в любом случае идут в их пользу - как же иначе?

Дети-демонстраторы являются великими критиками, они запоминают плохие действия других людей, чтобы в нужный момент вытянуть их на свет. Иногда они не думают другим детям сказать что-то или выполнить действия, постоянно вмешиваясь, чтобы подсказать и направить на верные действия.

Дети с демонстративным поведением обладают еще одним интересным качеством. Они не отвечают на просьбы о помощи, а потом сами, как бы снисходя, предлагают ее. Демонстративного Диму на занятии сосед просит дать карандаш, Дима делает вид, что не слышит. Через время он смотрит на рисунок соседа и громко восклицает: « Ой, у тебя все такое мрачное! Хочешь я дам тебе желтый карандаш, чтобы ты украсил свой рисунок?»

А вот другие оцениваются только по тому, как они относятся к самому демонстратору. К примеру, «Саша очень хороший, потому что он дал мне конфету», «Валя очень добрая девочка, потому что она помогла мне рисовать. Я ей тоже когда-то помогала, еще больше, чем она мне».

Демонстративное поведение у ребенка не так трудно распознать. Гораздо труднее разобраться с ним и подкорректировать . Ведь такой малыш когда-то станет взрослым. Но это уже другая история и другая тема.

Вконтакте

ирина храмцова
В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство . Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать?

Демонстративность - эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения - желание ребенка нравиться , быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий - положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства : кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу : «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью - традиционная форма демонстрации себя . При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка . Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности : «Я круче всех - у меня есть телефон» .

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника - с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит - наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком , необходимо учитывать причины его демонстративного поведения .

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими - главный мотив всех действий и поступков такого ребенка . Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.

Чаще всего демонстративность характерна для единственного ребенка в семье , из которого родители (бабушки, дедушки) сделали кумира. В детском саду такой воспитанник жаждет того же внимания, поклонения и восхищения, какие дают ему близкие люди. Поэтому не исключено, что будет перебивать других и говорить сам, хвастаться своими рисунками и поделками, командовать в играх или «помогать» воспитателю в ходе режимных моментов. Если добиться внимания не получается, он будет обижаться, злиться, обзываться, грубить, не слушаться взрослых.

«Кумиру семьи» необходимо уделять внимание «малыми дозами» . Например, похвалить его поделку, погладить, иногда обнять, дать небольшое задание, поручение (вынести игрушки на прогулку, раздать материалы к занятию и т. п.) .

Демонстративно может вести себя дошкольник, родители которого очень заняты на работе или в семье родился еще один ребенок . В этом случае он недополучает тепла, ласки, любви - в результате у него формируется привычка получать внимание только негативным способом. Так как родители и воспитатели чаще всего не понимают истинных причин такого поведения или не желают вникнуть в суть проблемы, то своим неправильным поведением только усугубляют ситуацию.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.

Кроме того, если в группе демонстративные дети , по возможности следует отказаться от соревновательности в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, он начинает ориентироваться на оценку окружающих и демонстрировать свои преимущества перед другими.

Необходимо переключить внимание ребенка на сотрудничество , общение в ходе совместного рисования, лепки, конструирования или игры. Можно рассматривать с ним иллюстрации, картины, читать и обсуждать литературные произведения, например :

«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев) ;

«Кто сшил Видеку рубашку» (Ф. Левствик) ;

«Осенняя сказка» (А. Каралийчев) ;

«Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) и др.

Важно создавать ситуации и организовывать игры, в которых дети могут пережить общность и сопричастность друг с другом в реальном взаимодействии . Приведем примеры нескольких игр.

«Волшебные очки» . Необходимые материалы - фантазийные очки (маскарадные) . Педагог сообщает о том, что у него есть волшебные очки. В них можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. Педагог надевает очки, подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). Затем он предлагает детям поочередно надеть очки и назвать качества своих товарищей. В случае если кто-то из детей затрудняется, педагог помогает - дает подсказку. Повторы в этой игре не страшны, но желательно стремиться расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов» . Педагог предлагает детям провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями и преимуществами, а соседом. Ведь так приятно - иметь самого лучшего соседа! Педагог просит детей посмотреть внимательно на того, кто сидит справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств.

В данной игре не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен и «масштаб» достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы.

Победителя выбирают дети, но педагог может высказать свое мнение. Чтобы победа стала значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом (бумажная медаль «Лучший хвастун» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

«Рукавички» . Необходимые материалы - вырезанные из бумаги рукавички (количество пар равно количеству пар участников игры, цветные карандаши. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на орнамент других рукавичек.

Педагог предлагает детям порисовать в парах. Предварительно он перемешивает рукавички и раздает по одной каждому ребенку . Задача детей - по команде найти свою пару и как можно быстрее раскрасить свои рукавички. Для этого они заранее должны договориться, какими цветами будут раскрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителями становятся те дети, кто быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

Анализ игры :

Легко ли было действовать сообща, как одно целое?

Как вы договаривались? Кто выбирал цвет карандашей?

Что вы чувствуете?

«Небоскреб» . Материалы - складной метр, два-три деревянных кубика на каждого ребенка , деревянные цилиндры. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера.

Педагог предлагает детям взять по два кубика и сесть в круг на пол : «Сейчас все вместе вы будете строить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести, чтобы он не развалился. Один из вас начнет строительство - положит в центре кубик. Следующий кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом можно говорить друг с другом и вместе принимать решение, как поступить дальше. Я буду считать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Я буду измерять, на какую высоту уже поднялся небоскреб».

Желательно комментировать действия и стратегию детей, поддерживать те их решения, которые направлены на сотрудничество.

Анализ игры :

Понравилась ли игра?

Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

«Неожиданные картинки» . Материалы - бумага и восковые мелки на каждого ребенка , музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2–3 мин. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки - каждый своему соседу слева. В течение 2–3 мин они работают с рисунком соседа. И так далее до тех пор, пока рисунки не совершат полный круг. Если группа большая , игру можно остановить после

Анализ игры :

Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

Какой рисунок тебе нравится больше всего?

Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

«Герой дня» . Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре : «Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет… (называет имя ребенка ) ». Для первого раза нужно выбрать ребенка , который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений . «(Имя ребенка , встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим… (имя ребенка ) как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой - большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать (имя ребенка ) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь (имя ребенка ) . Представьте, что вы заливаете (имя ребенка ) не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. Скажите (имя ребенка ) приятные слова, например : «Я рад, что ты ходишь со мной в одну группу » , «Я люблю с тобой играть» , «Ты моя подружка» , «Ты мне нравишься» . Вы можете высказать (имя ребенка ) свои пожелания, например : «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня» , «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» .

Эта игра может стать одним из важнейших событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы . С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу.

Игру можно проводить ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце дня. Тогда у каждого ребенка появится шанс хотя бы раз стать «героем» .

Подобные игры формируют общность с другими и дают возможность увидеть в сверстниках друзей и партнеров. А чувство общности и интерес к другому - тот фундамент, на котором строятся полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие Смирнова Елена Олеговна

Глава 4. Демонстративные дети

Глава 4. Демонстративные дети

Хвалиться и демонстрировать свои достоинства любят все дети. Однако часто демонстративность перерастает в устойчивую личностную особенность. Основным мотивом поведения ребенка становится похвала окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту (особая форма «показного альтруизма»). Демонстративность может проявляться не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного «я». Так, получив в подарок красивую игрушку, дети часто несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении, однако в большинстве случаев они не испытывают реального интереса к партнеру. Они говорят преимущественно о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Причем способами привлечения внимания могут быть как просоциальное поведение, так и действия, выражающие агрессию.

Демонстративные дети ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: дерутся, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем обесценивания другого. Например, увидев рисунок сверстника, демонстративный ребенок может сказать: «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок». Вообще в речи демонстративных детей доминируют сравнения: лучше/хуже; красивее/некрасивее и т. д. Для демонстративных детей характерна также высокая нормативность поведения: они часто объясняют мотивировку поступка тем, что так надо. Используя социально-одобряемые формы поведения, дети ожидают положительную оценку своих действий. Однако их правильные моральные поступки ситуативны и неустойчивы. Если демонстративные дети и делятся со сверстником, то они комментируют свой поступок и обращаются к взрослому за поддержкой. Например: «Я дам Кате конфету, потому что хорошие дети всегда делятся с тем, кому не досталось». В случае отсутствия взрослого тот же ребенок и не думает делиться с партнером, несмотря на его просьбы. Таким образом, в просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально помочь сверстнику.

Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы.

Демонстративные дети проявляют яркий интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Например: «Нет, ты не так делаешь, смотри, как надо».

Ярко выраженная конкурентная направленность проявляется в том, что ребенок изо всех сил старается обесценить деятельность сверстника. Он пытается доказать, что на месте сверстника он справился бы гораздо лучше. Так, Настя Д., как только взрослый дал задание ее партнеру, стала громко возмущаться: «А почему Никитке сказали делать? Он не умеет и в тихий час плохо себя вел. Воспитательница его ругала. Можно, я лучше сделаю, ну пожалуйста». При этом она неотрывно наблюдала за действиями Никиты, пыталась сама вставить элементы в его мозаику.

Конкурентность проявляется также в реакциях ребенка на успехи и неудачи сверстников. Когда взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника, демонстративный ребенок с жаром поддерживает его. В ответ на похвалу взрослого ребенок, напротив, начинает возражать.

Можно заметить, что представления о собственных достоинствах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Это проявляется в характере высказываний: их яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих.

В отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких как агрессивность или застенчивость), демонстративность часто не считается отрицательным и проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально-одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего, стремление к признанию, честолюбие считаются залогом успешной жизненной позиции. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другому, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков.

Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности и помочь ребенку в ее преодолении.

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Глава 10. Откуда берутся дети Набор детей в детский сад – сложный и длительный процесс. А главное, практически непрогнозируемый. Будьте готовы к тому, что учебный год вы начнете с 5–6 детьми, а дальше они будут набираться «в час по чайной ложке».Мнение, что все хорошие

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Глава 1. Агрессивные дети Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе, волнующих не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся,

Из книги Успеть сделать, пока ребенок не вырос. Приключения, игры, опыты автора Ризо Елена Александровна

Глава 2. Обидчивые дети 2.1. Феномен детской обиды, выявление обидчивых детейСреди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться в

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Глава 3. Застенчивые дети 3.1. Выявление застенчивых детейЗастенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей. Среди них такие, как

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Глава 4 Дети и творчество По мнению некоторых родителей, творческие способности нужно развивать, только если у ребенка обнаружился ярко выраженный талант к рисованию, лепке, музыке, танцам. Остальные, мол, прекрасно проживут и так. Но это глубочайшее заблуждение: любой

Из книги Наши хорошие подростки автора Литвак Нелли

Глава V Что же едят наши дети Из этой главы вы узнаете: Почему наши дети любят вредные продукты Как правильно составить рацион ребенкаЧестно говоря, мы не уверены, что все взрослые питаются правильно. Если же учитывать многочисленные противоречивые рекомендации

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора

Глава 6. Недоношенные дети Любой новорожденный нуждается в неусыпном внимании и трогательной заботе. А рождение недоношенного ребенка возлагает на родителей и врачей повышенную ответственность за его дальнейшее развитие и здоровье.Природа определила срок вынашивания

Из книги В ожидании чуда. Дети и родители автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 5 Голландские дети Самые счастливые подростки в мире Они носятся стайками на велосипедах, в школу и назад, заполняют в субботу вечером специально для них отведенные бары в центре города, они сидят за кассами супермаркетов по пять-шесть часов в неделю, чтобы

Из книги Уход за ослабленными новорожденными автора Луковкина Аурика

Из книги Французские дети едят всё автора Бийон Карен Ле

Из книги Малышу виднее. Cекреты спокойных родителей автора Соломон Дебора

Глава 4 Недоношенные дети Недоношенными считают детей, родившихся до истечения 37 недель беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Эти показатели вследствие их значительной индивидуальности могут быть отнесены к условным критериям недоношенности,

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Глава 8 Дети, которые учатся ходить Как ни смешно это звучит, жизнь под одной крышей с ребенком, который учится ходить, целительна. Все наши чувства, будь то умиротворение или грусть, ощущение, что нас любят или, напротив, отвергают, – обостряются. Это напоминает

Из книги автора

Из книги автора

Глава 7 Дети-«отказники» или дети из неблагополучных семей – «что лучше?» Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье? Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой

Из книги автора

Глава 8 Утрата семьи: что теряют дети? Интеллектуальные, эмоциональные и социальные нарушения, свойственные детям, воспитывающимся в учреждениях, объясняются не только плохим обращением в кровной семье, но также и фактом разрыва с этой семьей. Таким образом, мы говорим о