Чтение художественной лит-ры. Праздники, досуги, развлечения

В Музее Победы 21 ноября состоялась Международная научно-практическая конференция «Сталинградская битва. К 75-летию контрнаступления советских войск под Сталинградом». С научными докладами на конференции выступили ведущие российские и зарубежные историки. В ходе пленарного заседания и работы секций они обсудили значение Сталинградской битвы и ее отдельных стратегических операций, оценку этого великого сражения руководством союзников и Третьего рейха, ход битвы глазами рядовых участников и командующих, героизм защитников города на Волге.

Во время работы конференции состоялось заседание круглого стола «Музей и общество. Роль музеев в патриотическом воспитании граждан». Ведущие российские историки и учителя школ, сотрудники учреждений культуры и руководители школьных музеев из Москвы и различных регионов России обсудили ряд актуальных вопросов.

Какова роль в воспитании патриотизма школьного музея, каким образом он может связать разные поколения, как с его помощью расширить представления ребят о малоизвестных страницах Великой Отечественной войны – эти и другие вопросы во время круглого стола обсудили руководители музеев образовательных организаций.

Так, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН профессор Елена Сенявская в своем выступлении отметила, что сейчас идет процесс искажения истории Второй мировой войны. Один из ярких примеров – попытка пересмотра освободительной миссии Красной Армии в Европе. О необходимости школьным музеям активно участвовать в подготовке мероприятий к 75-летию Сталинградской битвы говорила Светлана Мелина, методист городского Методического центра Департамента образования города Москвы. Светлана Измайлова, заместитель директора Национального музея Республики Татарстан, рассказала о работе виртуального музея Великой Отечественной войны Татарстана.

С докладом на круглом столе выступила заведующая экскурсионным отделом Музея Победы Елена Наумова. Она поделилась с собравшимися опытом проведения музейных интерактивных экскурсий. «Даже самая познавательная лекция не сможет увлечь ребенка младшего и среднего школьного возраста. Поэтому наш музей разрабатывает для ребят интерактивные программы», – отметила Елена Николаевна. Сегодня в Музее Победы действуют такие интерактивные экскурсии, как «Мы победили», «Партизанскими тропами», «Наш отряд» и многие другие. Дети не просто играют, а благодаря элементам игры погружаются в атмосферу тех далеких лет, лучше запоминают факты и даты, получают новые знания и находят ответ на главные вопросы: что такое любовь к Родине, благодаря чему была одержана победа в Великой Отечественной войне. «Мы бы хотели, чтобы школьники взрослели на наших программах – приходили на занятия для самых маленьких, затем – на обзорные экскурсии, а в 8–11-х классах –

участвовали в обсуждении таких непростых тем, как преступления нацизма, ленд-лиз и т.д.», – подчеркнула Елена Наумова. Она также поделилась планами – развивать и расширять детский центр музея, создать дневной каникулярный лагерь для ребят, активно привлекать школы к сотрудничеству. «Следите за нашим сайтом, – сказала Елена Николаевна. – Мы всегда рады видеть вас в нашем музее!».

От ЮЗАО с докладом «Опыт взаимодействия общественных и некоммерческих организаций Москвы и военно-исторических музеев образовательных организаций» выступил Антон Никулин» (школа № 1161), руководитель музейного объединения «Родная земля, президент Фонда поддержки культурных и научно-просветительских инициатив «Родное наследие».

Наталья Янина
Проект «Растим патриотов России»

Проект «Растим патриотов России »

Тип проекта : познавательно - творческий.

Участники проекта :

Старший воспитатель;

Воспитатели группы;

Родители детей;

Инструктор по физической культуре;

Музыкальный руководитель.

Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта : Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания . В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста . Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Прикосновение к «живым» документам истории своей Родины будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма , гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Цель проекта :

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста ;

Воспитание гражданина и патриота своей страны , формирование нравст-венных ценностей;

Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи проекта :

Воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину , его силе и смелости;

Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ;

Расширить представления детей о Российской Армии ;

Расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

Знакомство детей с государственной символикой : гербом, флагом, гимном;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных ка-честв ребенка.

Развивать и обогащать речь детей, повышать эрудицию и интеллект;

Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

Этапы реализации проекта .

Подготовительный.

Определение темы и проблемы будущего проекта , постановка цели и задач.

Изучение и подборка литературы по данной теме.

Анкетирование родителей и опрос детей с целью выявления фундаментальных знаний по данной тематике.

Изготовление и приобретение атрибутов, необходимых для проекта (иллюстрации, открытки, портреты выдающихся личностей и т. д.)

Подготовительная работа с родителями детей, с сотрудниками ДОУ.

Основной этап.

«Познавательное развитие»

Блок – экскурсии.

Экскурсия в музей Центра Эстетического воспитания «По следам ВОВ» ;

Экскурсия к Вечному огню на Советской площади, к мемориальному -комплексу, на аллею Славы :

Экскурсия в музей «Военного и трудового подвига» ;

Встреча с ветеранами, участниками ВОВ.

«Речевое развитие»

Блок – беседы.

- «Герои нашего города, республики» ;

- «Города-герои» ;

- «Защитники Отечества» ;

- «Как хорошо, если мир на земле» ;

- «Каким должен быть настоящий мужчина» ;

- «Беседа о пограничниках» ;

Просмотр презентации «Наша Армия» .

Блок - чтение художественной литературы.

Чтение стихотворения Я. Пинясова «У вечного огня» ;

Чтение рассказа Е. Воробьёва “Обрывок провода”;

Чтение рассказа С. Алексеева «Первый ночной таран» ;

Чтение рассказа М. Исаковского «Здесь похоронен красноармеец» ;

Чтение рассказа А. Митяева «Мешок овсянки» ;

Чтение рассказа С. П. Алексеева «Первая колонна» ;

«Твои защитники» ;

Чтение рассказа Л. А. Кассиля «Памятник Советскому солдату» .

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование : «Наша армия родная» , «Вечный огонь» , «Поздравительная от-крытка для ветерана» , «Праздничный салют» .

Лепка : «Пограничник с собакой» , «Военная техника» , изготовление солда-тиков разных родов войск.

Аппликация : «Цветы защитникам Отечества» , «Открытка для папы» , «Они сражались за Родину» (поздравительная открытка) .

«Социально-коммуникативное развитие»

С/р игры : «Российская армия » , «Пограничники» , «Мы-танкисты» , «Разведчики» , «Отважные лётчики» , «Сапёры» .

Забавы : «Силушка русская» , «Перевязка раненого» , «Проскочи на коне» , «Переправа» , «Перетягивание каната» , «Донесение» .

Театрализованная программа «Это священное имя «Мать» .

Проведение утренника «Сыны Отечества» .

«Физическое развитие»

Музыкально-спортивное развлечение «Мы играем в паповоз» (совместно с папами) .

Физкультурный праздник, посвящённый дню Защитников Отечества.

Блок - работа с родителями

Лектории, анкетирование, информационное консультирование, заседание круглого стола, участие в развлечениях и праздниках, помощь в изготовлении атрибутов, костюмов для детей, участие в конкурсах и фотовыставках, участие в экскурсиях.

Заключительный этап

Проведение отчетного концерта «Наша Родина - Россия » при участии Ветеранов ВОВ;

Создание вместе с детьми и их родителями панорамы «Они сражались за Родину!» ;

Фотовыставка, выставка детских рисунков, оформление стенгазеты «По страницам ВОВ» ;

Интегрированное занятие «Белокрылый посланник мира»

Мастер-класс «Игрушка военных лет» .

Предполагаемый результат проекта :

1. Развитие интереса к истории.

2. Воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

3. Приобщение к общечеловеческим ценностям.

4. Разностороннее развитие детей дошкольного возраста .

5. Повышение социальной компетентности дошкольников.

6. Расширение кругозора воспитанников.

7. Развитие творческого мышления у детей.

8. Преобразование предметно-развивающей среды группы.

9. Оптимизация сотрудничества с родителями.

10. Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

    Тема: «Есть такая профессия - Родину защищать».

    Цель: способствовать принятию старшими подростками нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

    Предварительная подготовка: оформление зала, подборка стихов и музыки, приглашение гостей - участников боевых действий в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чечне, цветы для ветеранов.

    Участники: учащиеся 9-11 классов, ветераны войны, войны в Афганистане, военных действий в Чечне.

    Место проведения: школьный музей.

    Сценарий мероприятия.

    Учитель.

    У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших страну в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Да, у времени своя память, но мы не вправе забывать ужасы всех войн, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили сегодня.

    Умирают солдаты дважды:

    От штыка или пули вражьей.

    От забывчивости живущих.

    На экране: Страница I. «Кто с мячом на землю Русскую придет, от меча и

    погибнет».

    1 ученик.

    Как говорит летописец, «плачь велик» стоял на Руси, когда в ее пределы вторглись кочевники: половцы, хазары, печенеги. Много врагов было у Киевской Руси. Но грозно звучало имя молодого князя - Святослава Игоревича. Почти всю жизнь он провел в походах: ходил на Оку, в Поволжье, на Кавказ, разгромил хазарский каганат. В союзе с венграми и болгарами вступил в военную кампанию против Византии. Святослав казался живым воплощением могучей силы руссов. Из глубины веков донеслись до нас слова князя, которыми он предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» в этих словах звучит не только уверенный вызов, но и тонкий расчет стратега. Недолго прожил князь - ратоборец, но 6 победоносных походов совершил.

    2 ученик.

    В то время как орды монголо - татар терзали Русь на востоке, с северо - запада ей угрожали рыцари - крестоносцы. И кто знает, как сложилась бы судьба нашей земли, если бы не один из тех, чьи имена навечно вписаны в ее героическую летопись. Борьбу за освобождение северо - западных земель от немецких и шведских рыцарей начал молодой Новгородский князь Александр Ярославич. Несмотря на свою молодость Александр показал себя гибким и дальновидным политиком и талантливым стратегом. Его блестящие победы в 1240 году на Неве и в 1242 году на Чудском озере обезопасили западные рубежи Руси.

    3 ученик.

    Раздроблена была земля русская на мелкие княжества, враги жестоко терзали её. Но не спешили князья объединяться. Черной тучей пришло на Русь монголо - татарское иго. Больше двух столетий стонала наша земля… Освобождение Руси, начало её возрождения связано с именем великого князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий - великий князь московский и владимирский, возглавив вооруженную борьбу русского народа против ордынцев, одержал победу в битве на реке Вожже в 1378 году, а затем и на поле Куликовом в 1380 году близ Дона. Тяжело далась эта победа, но она стала поворотным моментом в борьбе за независимость.

    4 ученик.

    Прошли столетия, объединилась Россия, укрепила свои границы на Балтике. Но не так успешно обстояли дела на Черном море: могущество Турции представляло большую опасность для молодой Российской империи. Именно в это время мир узнает великого полководца - А.В.Суворова. начиная службу унтер - офицером, дослужился до генералиссимуса. Главные военные уроки получил в Семилетней войне. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание солдат. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Его задача - полный разгром неприятеля. Самая знаменитая его победа - взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году. Турки гордо заявляли, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил!» 40 - тысячная армия в стенах крепости не боялась длительной осады. Суворов за 8 дней подготовил и осуществил штурм. За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы, он провел 60 крупных сражений и одержал 60 блестящих побед.

    5 ученик.

    Не прошло и века, а Россия вновь в опасности! У берегов Крыма стоят корабли Англии, Франции и Турции. Их главная цель: захватить Севастополь и уничтожить русский флот. Оказавшись перед лицом превосходящего противника, защитники города и не думали сдаваться. 349 дней продолжалась героическая оборона города. Командующим и душой обороны стал адмирал Павел Нахимов. В Крымской войне 1853 - 56гг. эскадра черноморского флота под командованием Нахимова разгромила главные силы турецкого флота в Синопской бухте.

    6 ученик.

    Навеки вошел в историю русского флота С.О.Макаров. Он впервые применил катера для минных атак боевых кораблей. Макаров руководил строительством ледокола «Ермак» и ходил в арктическое плавание, написал 50 научных работ. Последний этап жизни связан с русско - японской войной 1904 - 1905гг. Командуя Тихоокеанским флотом, Макаров разработал инструкции по управлению огнем по ходу корабля. С.О.Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», который во время маневра подорвался на мине и затонул.

    На экране: II страница. «Тот самый длинный день в году,

    С его безветренной погодой

    Нам выдал общую беду:

    На всех, на все 4 года…

    (Песня «Священная война»).

    Учитель.

    Не прошло и полувека, а на границах вновь заполыхал пожар войны - Великой Отечественной войны.

    1 ученик.

    «Умрем, но из крепости не уйдем!» - нацарапал кто - то из защитников крепости штыком. Это была клятва, и герои её сдержали: почти месяц маленькая крепость не пропускала целую дивизию, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией.

    2 ученик.

    1941 год - время тяжелых испытаний. Враг подступил к Москве. Но захватить столицу не удалось. С 30 сентября 1941 года советские войска вели под Москвой оборонительную, а с 5 - 6 декабря наступательную операции.

    Под командованием генерал - майора Панфилова героически сражались воины 316 стрелковой дивизии. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В тяжелых оборонительных боях дивизия отражала массированные атаки противника. Героизм защитников столицы не был напрасным. Разгром фашистских войск под Москвой стал первым крупным поражением Германии. Под Москвой был развеян миф о непобедимости гитлеровских войск.

    3 ученик.

    Летом 1942 года фашистская армия развернула наступление на южном крыле фронта. Под угрозой оказались нефтеносные районы Кавказа и плодородные земли Дона и Волги. До середины ноября 1942 года Советская Армия вела под Сталинградом оборонительные бои, в ходе которых был разработан план наступательной операции. 19 ноября в полном объеме, впервые за всю войну, осуществился массированный огонь, подавляющий оборону противника. Согласованные действия Юго - Западного, Донского и Сталинградского фронтов привели к тому, что группировка войск Паулюса была окружена и уничтожена. Это было начало коренного перелома в войне.

    4 ученик.

    Поражение под Сталинградом и на других фронтах подорвали военную мощь и боевой дух немецко - фашистских захватчиков. Летом 1943 года гитлеровское командование решило провести крупное наступление под Курском. Советские войска укрепили оборону, прежде всего противотанковую и противовоздушную, а 5 июля начали наступательную операцию.

    На батарее - ад кромешный.

    Земля взметнулась к небесам.

    И перебито, перемешано

    Железо с кровью пополам.

    Использованная литература:

    Видеоматериал:

    1. Александр Невский.
    2. Крымская война.
    3. От Кремля до рейхстага.
    4. 9-я рота.

    Музыка:

    1. Священная война.
    2. День Победы.
    3. Офицеры.

Просмотр содержимого документа
«"Растим патриотов России" »

Пояснительная записка

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. По В.И.Далю слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник и отчизник». В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам.

Разработка представлена в номинации: Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Сценарий данного мероприятия рассчитан на учащихся 9-11 классов. Встреча предполагает не только непосредственно общение с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, но и одной из задач имеет ознакомление ребят с фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность: способствует формированию патриотизма, личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятия авторитета армии. А кроме того развивает общий кругозор.

Патриотическое воспитание, на наш взгляд, должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов.

Для успешного проведения данного мероприятия необходимо провести некоторую предварительную работу:

    Наладить контакт с участниками локальных войн и ветеранами войны;

    Провести предварительную исследовательскую работу с учащимися по предложенной теме;

    Составить вопросы для гостей;

    Подобрать стихи, музыкальное сопровождение;

    Видеосопровождение;

    Мультимедийный проектор, экран;

    Подготовить зал в соответствии с тематикой и создание торжественно – официальной обстановки;

    Организовать по окончанию проведения мероприятия возложение цветов.

Изучение героического прошлого воспитывает у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну и людей живущих рядом. Развивает интерес к искусству, истории, заставляет задуматься о своей жизни, о своем месте в обществе, о своем развитии как личности.

Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать».

Цель: способствовать принятию старшими подростками нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

Задачи:

    сформировать представления о воинском долге и верности Отечеству, опыт нравственного поведения личности.

    эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Предварительная подготовка: оформление зала, подборка стихов и музыки, приглашение гостей – участников боевых действий в Великой Отечественной войне, Афганистане, Чечне, цветы для ветеранов.

Участники: учащиеся 9-11 классов, ветераны войны, войны в Афганистане, военных действий в Чечне.

Место проведения: школьный музей.

Сценарий мероприятия.

Учитель.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших страну в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Да, у времени своя память, но мы не вправе забывать ужасы всех войн, чтобы они не повторились вновь. Мы не вправе забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы жили сегодня.

Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей.

И спустя много лет, в грядущем

От забывчивости живущих.

О мужестве тех, кто защищал свою землю, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу пойдет речь сегодня.

(Звучит музыка. М.Глинка. «Славься» из оперы «Жизнь за царя»).

На экране: Страница I. «Кто с мячом на землю Русскую придет, от меча и

погибнет».

1 ученик.

Как говорит летописец, «плачь велик» стоял на Руси, когда в ее пределы вторглись кочевники: половцы, хазары, печенеги. Много врагов было у Киевской Руси. Но грозно звучало имя молодого князя – Святослава Игоревича. Почти всю жизнь он провел в походах: ходил на Оку, в Поволжье, на Кавказ, разгромил хазарский каганат. В союзе с венграми и болгарами вступил в военную кампанию против Византии. Святослав казался живым воплощением могучей силы руссов. Из глубины веков донеслись до нас слова князя, которыми он предупреждал своих противников: «Иду на Вы!» в этих словах звучит не только уверенный вызов, но и тонкий расчет стратега. Недолго прожил князь – ратоборец, но 6 победоносных походов совершил.

(Видеофрагмент «Александр Невский»).

2 ученик.

В то время как орды монголо – татар терзали Русь на востоке, с северо – запада ей угрожали рыцари – крестоносцы. И кто знает, как сложилась бы судьба нашей земли, если бы не один из тех, чьи имена навечно вписаны в ее героическую летопись. Борьбу за освобождение северо – западных земель от немецких и шведских рыцарей начал молодой Новгородский князь Александр Ярославич. Несмотря на свою молодость Александр показал себя гибким и дальновидным политиком и талантливым стратегом. Его блестящие победы в 1240 году на Неве и в 1242 году на Чудском озере обезопасили западные рубежи Руси.

3 ученик.

Раздроблена была земля русская на мелкие княжества, враги жестоко терзали её. Но не спешили князья объединяться. Черной тучей пришло на Русь монголо – татарское иго. Больше двух столетий стонала наша земля… Освобождение Руси, начало её возрождения связано с именем великого князя московского Дмитрия Ивановича. Дмитрий – великий князь московский и владимирский, возглавив вооруженную борьбу русского народа против ордынцев, одержал победу в битве на реке Вожже в 1378 году, а затем и на поле Куликовом в 1380 году близ Дона. Тяжело далась эта победа, но она стала поворотным моментом в борьбе за независимость.

4 ученик.

Прошли столетия, объединилась Россия, укрепила свои границы на Балтике. Но не так успешно обстояли дела на Черном море: могущество Турции представляло большую опасность для молодой Российской империи. Именно в это время мир узнает великого полководца – А.В.Суворова. начиная службу унтер – офицером, дослужился до генералиссимуса. Главные военные уроки получил в Семилетней войне. Он создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны, а также на обучение и воспитание солдат. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Его задача – полный разгром неприятеля. Самая знаменитая его победа – взятие турецкой крепости Измаил в 1790 году. Турки гордо заявляли, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять, чем сдастся Измаил!» 40 – тысячная армия в стенах крепости не боялась длительной осады. Суворов за 8 дней подготовил и осуществил штурм. За свою долгую жизнь Суворов прошел все ступени военной службы, он провел 60 крупных сражений и одержал 60 блестящих побед.

(Видеофрагмент «Крымская война»).

5 ученик.

Не прошло и века, а Россия вновь в опасности! У берегов Крыма стоят корабли Англии, Франции и Турции. Их главная цель: захватить Севастополь и уничтожить русский флот. Оказавшись перед лицом превосходящего противника, защитники города и не думали сдаваться. 349 дней продолжалась героическая оборона города. Командующим и душой обороны стал адмирал Павел Нахимов. В Крымской войне 1853 – 56гг. эскадра черноморского флота под командованием Нахимова разгромила главные силы турецкого флота в Синопской бухте.

Гибель Нахимова на Малаховом кургане при обороне Севастополя болью отозвалась в сердцах всех защитников города.

6 ученик.

Навеки вошел в историю русского флота С.О.Макаров. Он впервые применил катера для минных атак боевых кораблей. Макаров руководил строительством ледокола «Ермак» и ходил в арктическое плавание, написал 50 научных работ. Последний этап жизни связан с русско – японской войной 1904 – 1905гг. Командуя Тихоокеанским флотом, Макаров разработал инструкции по управлению огнем по ходу корабля. С.О.Макаров погиб на броненосце «Петропавловск», который во время маневра подорвался на мине и затонул.

На экране: II страница. «Тот самый длинный день в году,

С его безветренной погодой

Нам выдал общую беду:

На всех, на все 4 года…

(Песня «Священная война»).

Учитель.

Не прошло и полувека, а на границах вновь заполыхал пожар войны – Великой Отечественной войны.

1 ученик.

Много суровых испытаний выпало на долю нашего народа. Не умирает память о страшной войне, которая началась 22 июня 1941 года, когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Первый удар на рассвете приняла на себя Брестская крепость. Не имея связи с командованием, гарнизон крепости создал штаб обороны.

(слайд: надписи на стене Брестской крепости:»Умрем, но из крепости не уйдем!»)

«Умрем, но из крепости не уйдем!» - нацарапал кто – то из защитников крепости штыком. Это была клятва, и герои её сдержали: почти месяц маленькая крепость не пропускала целую дивизию, поддерживаемую танками, артиллерией и авиацией.

(Видеофрагмент «От Кремля до Рейхстага»).

2 ученик.

1941 год – время тяжелых испытаний. Враг подступил к Москве. Но захватить столицу не удалось. С 30 сентября 1941 года советские войска вели под Москвой оборонительную, а с 5 – 6 декабря наступательную операции.

Под командованием генерал – майора Панфилова героически сражались воины 316 стрелковой дивизии. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». В тяжелых оборонительных боях дивизия отражала массированные атаки противника. Героизм защитников столицы не был напрасным. Разгром фашистских войск под Москвой стал первым крупным поражением Германии. Под Москвой был развеян миф о непобедимости гитлеровских войск.

3 ученик.

Летом 1942 года фашистская армия развернула наступление на южном крыле фронта. Под угрозой оказались нефтеносные районы Кавказа и плодородные земли Дона и Волги. До середины ноября 1942 года Советская Армия вела под Сталинградом оборонительные бои, в ходе которых был разработан план наступательной операции. 19 ноября в полном объеме, впервые за всю войну, осуществился массированный огонь, подавляющий оборону противника. Согласованные действия Юго – Западного, Донского и Сталинградского фронтов привели к тому, что группировка войск Паулюса была окружена и уничтожена. Это было начало коренного перелома в войне.

(на сцену приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Выступление ветеранов, вопросы учащихся).

(Видеофрагмент «Операция «Цитадель»).

4 ученик.

Поражение под Сталинградом и на других фронтах подорвали военную мощь и боевой дух немецко – фашистских захватчиков. Летом 1943 года гитлеровское командование решило провести крупное наступление под Курском. Советские войска укрепили оборону, прежде всего противотанковую и противовоздушную, а 5 июля начали наступательную операцию.

Самым крупным танковым сражением стало сражение у деревни Прохоровка (12 июля 1943 года), 1200 танков устремились навстречу друг другу.

На батарее – ад кромешный.

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

План вермахта под названием «Цитадель» был сорван. Победой под Курском и выходом советских войск к Днепру завершился коренной перелом в войне.

(Видеофрагмент «От Кремля до рейхстага»).

5 ученик.

Во всех крупных сражениях Великой Отечественной принимал участие выдающийся стратег – маршал Г.К.Жуков. командовал советскими войсками на р. Халхин – Гол, участвовал в битве под Москвой, в прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах, при освобождении Украины и Белоруссии, в Висло – Одеровской и Берлинской операциях. «Маршалом Победы» называют Г.Жукова. 8 мая 1945 года от имени и по поручению Верховного Главнокомандующего Г.Жуков подписал акт о капитуляции фашистской Германии, а 24 июня 1945 года маршал принимал парад Победы в Москве.

(Песня «День Победы»).

На экране : III страница. «Служу Отечеству!-

Не громкие слова.

Служить Отечеству –

Наш долг перед Россией!

Учитель.

Россия прошла трудный, славный путь. Не раз русскому народу приходилось вставать на защиту Родины. Но и в мирное время нашим солдатам приходится брать в руки оружие.

Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Честь и слава всем, кто выполнял свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты. Одним их таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в 2 раза больше чем Великая Отечественная, но почему – то ее стараются не вспоминать. И нельзя не согласиться с мнением С.Алексеевич, автора повести «Цинковые мальчики», которая писала, что об этой войне мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, и не испугаться.

1 ученик.

Поговори со мной, трава,

Скажи мне, где берутся силы?

Меня ведь тоже так косили,

Что отлетела голова.

Казалось, нет нас – только пепел,

Но мы из этих страшных петель,

Как птица – феникс, поднялись.

2 ученик.

Мы шли пружинисто и дружно –

Две сотни ног в единый шаг

И слава русского оружья

Звенела в нервах и ушах.

Туда, где полковое знамя

Цепляло верхние слои,

Взмывали соколы орлами

И соловьями – воробьи.

Земля сама под шаг просилась –

Десантный шаг, и потому

От грома небо покосилось,

Берету вторя моему.

Из окон радостно сверкали

Сквозь вишен розовый туман…

И мы тогда еще не знали

Словца мудреного – «душман».

3 ученик.

За мужество и героизм, проявленные в период военных действий в Афганистане, 86 военнослужащих из состава Ограниченного контингента советских войск были удостоены звания Героя Советского Союза, из которых 28 человек, к сожалению, посмертно. Более 200 тыс. воинов – интернационалистов были награждены другими орденами и медалями СССР. Среди военнослужащих, награжденных правительственными наградами:

Нет оснований для утверждения, что советские войска потерпели поражение в Афганистане. По этому поводу генерал – полковник Б.Громов справедливо указывает на следующие неопровержимые факты: «Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили – в отличие от американцев во Вьетнаме – свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы – лишь то, что могли».

В целом все советские военнослужащие, а также обслуживающий их гражданский персонал в какую бы страну ни направляла их Родина, с честью и достоинством, очень часто в непривычных для себя физико – географических и природно – климатических условиях, с риском для жизни выполняли задания руководства страны и военного командования. Многие их них удостоились за это государственных наград.

(На сцену приглашаются ветераны войны в Афганистане. Выступления ветеранов, вопросы учащихся).

Учитель.

Все новые и новые горячие точки вспыхивают на карте нашей планеты и среди них Чечня.

(Фрагмент фильма «9-я рота»).

4 ученик.

На фоне бледно – розового цвета

Она уму и совести укор

Кто знал еще вчера названье это,

Что за чертою дальних, дальних гор?

В истории всегда свои загадки

С плеча судить мы вовсе не вольны

Кто виноват в кровавой этой схватке

Людей вчера еще одной большой страны.

5 ученик.

Судьбы, судьбы… Пограничник Евгений Родионов попал в плен в 1996 году. К блокпосту на Чечено – Ингушской границе подкатила машина с красным крестом. Он не смог стрелять по людям в белых халатах. «Враги» затолкали ребят в машину и увезли в Чечню. Так начался плен. Евгения казнили под Бамутом в самый день рождения. Ему было 19 лет.

Учитель.

Кто виноват? И что делать? Извечные вопросы… У каждого из нас есть свой долг, даже если мы очень редко над этим задумываемся: долг перед родителями, долг перед совестью, долг перед Родиной.

Война – явление жестокое. Но пока на Земле существует ненависть и злоба, будут продолжаться войны, которые наносят раны людям и уносят из жизни сыновей.

Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов – чувство великое и необходимое, чувство долга.

(Приглашаются участники войны в Чечне. Выступления, вопросы учащихся).

6 ученик.

Война, война…Кому – то очень больно,

А кто – то ищет новых благ и чин…

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Припомним и минуту помолчим.

(ведущие благодарят гостей и участников встречи, гостям вручаются цветы).

Вопросы, заданные учащимися:

    Сколько Вам было лет, когда Вы оказались на войне?

    Как к этому известию отнеслась Ваша семья?

    Был ли у Вас раньше опыт боевых действий?

    Как Вы думаете, сильно ли изменилось наше поколение, способно ли оно на подвиг?

    Что Вас потрясло на войне больше всего?

    Как долго Вы были там?

    Что Вам дала война?

    Какое задание было самым трудным?

    Были ли у Вас ранения?

    Что Вы чувствуете спустя долгое время?

    Какое было Ваше главное оружие?

    Какие – то забавные истории с Вами происходили?

Использованная литература:

    Алексеевич С. Цинковые мальчики.-М.: Просвещение, 1990.-125с.:ил.

    Афганистан болит в моей душе…: Воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане/ Лит.запись П.Ткаченко. –М.: Мол.гвардия, 1990. – 254 с.:ил.

    Великая Отечественная в письмах /Сост. В.Г.Гришин.- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1983.-351с.: ил.

    Великая Отечественная война: 1941-1945: Энциклопедия для школьников.- М.: ОЛМА –ПРЕСС, 2000.-447с.: ил.

    Венок славы. Антология худож.пр-й о ВОВ в двенадцати томах. – т.1-12.-М.: Современник, 1987.

    Митяев А.В. Героические страницы истории Родины: IX-XVIII вв.: Кн.для чтения учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 1991.-303с.: ил.

    Павленко Н.И. и др. История СССР с древнейших времен до 1861 года: Учеб.для студентов пед.ин-тов./Н.И.павленко, В.Б.Кобрин, В.А.Федоров.-М.: Просвещение, 1989.-559с.

    Полководцы Великой Отечественной: Кн.для учащихся ст.классов /Сост. А.М.Кучеров.-М.:Просвещение, 1988.-224с.: ил.

    Родина: Журнал.-1999.-№2.-126с.

    Родина.-2000.-№1-2.-225с.

Видеоматериал:

    Александр Невский.

    Крымская война.

    Ожившая история. Видеохрестоматия по истории.

    От Кремля до рейхстага.

Музыка:

    М.Глинка. «Славься» из оперы «Жизнь за царя».

    Священная война.

    ученая степень, должность, организация, город:Заместитель заведующего по воспитательно

    методической работе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи Электронный адрес: [email protected]Название статьи:«Растим патриотов с детства»Аннотация:В статье прописан алгоритм организации работы дошкольного учреждения па нравственно патриотическому воспитанию дошкольников. Автор раскрывает задачи, формы и виды нравственно патриотического воспитания. Особое внимание обращается на нормативно правовую основу и материальную базу в сфере законодательства. Прописана система работы конкретного образовательного учреждения по нравственно патриотическому воспитанию. Особое место отводится организации работе с семьей, повышению квалификации педагогов. Ключевые слова:Патриотическое воспитание, социальногуманитарное образование, ценностные ориентиры, формы патриотического воспитания, основные идеи, Родина, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, педагогические принципы.Ссылки на источники –список цитируемой литературы:1.Алексеева И. Растить гражданина [Текст] / И. Алексеева // Библиополе. –2009. №6. –С. 5154.2.Библиотеки –детям и юношеству [Текст]: сборник сценариев / БУК «ОБДиЮК». –Вып. 7. Омск, 2009. –91с.3.Бородин О. Любовь к Отечеству –родом из детства [Текст] / О. Бородин //Библиополе. –2009. №7. –С. 620.4.Васильева Т. России верные сыны [Текст] / Т. Васильева // патриот Отечества.2007. №2. –С. 25.5.Военнопатриотическое воспитание детей и юношества [Текст]: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». –Омск, 2009. –51с.6.Воротилова Е. Я гражданин, я –патриот [Текст] / Е. Воротилова //Патриот Отечества. –2007. №1. –С. 1920.7.Кваша Н. К России вечная любовь [Текст] / Н. Кваша // Патриот Отчества. –2003. №4. –С. 4041.8.Моя земля [Текст]: историкопатриотический альманах Омского муниципального образования / В.И. Непомнящих. –Омск, 2003. –28с.9.Мы любим страну, в которой живем [Текст]: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. –Омск, 2004. –40с.10.Прудникова Е. Храним любовь к родной земле [Текст] / Е. Прудникова //Библиополе. –2009. №7. –С. 6265.11.Россия глазами и душой [Текст]: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. Омск, 2002. –22с.12.Сахаров А. На поле ратной славы [Текст] / А. Сахаров //Патриот Отечества. –2008. №12. –С. 4344.13.Старинская О.Г. Откуда начинается Родина [Текст]: Сценарий праздника / О.Г. Старинская // Омская библиотечная панорама. –Омск, 2001. –С. 130 –135.14.Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы [Текст] / В. Филиппов // Патриот Отечества. –2004. №2. –С.1.15.Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков [Текст] / Т. Ширко // Патриот Отечества. –2009 №12. –С. 313Surname, name, patronymic of the author: MargaritaGayasovnaFilippova degree, position, organization, city: Deputy head of the educational methodical work of the Municipal budget of preschool educational institutions the kindergarten № 10 «Cinderella» str. OohsEmail: [email protected] title of the article: «keeping patriots from childhood»Abstract: In the article the algorithm of organization of work of preschool institutions PA moral and Patriotic education of preschool children. The author reveals the tasks, forms and types of moraland Patriotic education. Special attention is drawn to the legal framework and material base in the sphere of legislation. Written system of a particular educational institution on moral and Patriotic upbringing. Special attention is paid to the organization of work with families, improvement of professional skill of teachers.Key words: Patriotic education, socio humanitarian education, values, forms of Patriotic education, the basic ideas, the Motherland, the national doctrine of education in the Russian Federation, the pedagogical principles.

    Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

    любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

    к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.Д.С. Лихачев

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познаютих и сохраняют их в настоящем и в будущем.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.Идет обновление содержания общего социальногуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей,именно бездуховность, часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

    Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах: Целостности –в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; Гуманизации –личностноориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; Деятельного подхода –любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности; Интеграции –этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.; Культуросообразности –основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурносредового подхода к организации деятельности в детском объединении; Возрастного и индивидуального подхода –предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы: Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа; Историческое единстворусского народа; Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем: Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем; Достоинство, смысл и величие жизни человека; Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений; Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу; Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.Условия, которые необходимы для реализации этой работы: Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка; Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем; Обогащение содержательной деятельности путем включения культурноисторического, духовнонравственного, социальнопсихологического и других компонентов; Динамичность работы; Учет возрастных и психологофизиологических особенностей ребенка; Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; Становление высоконравственных, этических норм поведения.

    Истоки патриотических чувств –это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. В. А.Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

    Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:

    систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

    создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников;

    формировать социальную компетентность дошкольников;

    тематические занятия;

    создание развивающей среды по нравственнопатриотическому воспитанию;

    экскурсии по городу, в музеи;

    взаимодействие с родителями;

    Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника –процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности.

    Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социальноэкономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.

    Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи: 

    систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

    создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников; 

    формировать социальную компетентность дошкольников;

    вовлечь родителей в воспитательный процесс; Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовки педагогических кадров. Социальная компетентность педагога –один из существенных факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

    тематические занятия;

    создание развивающейсреды по нравственнопатриотическому воспитанию;

    экскурсии по городу, в музеи;

    взаимодействие с родителями;

    взаимодействие с социумом. Вышеобозначеннаяпроблема особо актуальная для нашего дошкольного учреждения. На протяжении последних 6 лет деятельность методической службы и всего коллектива направлена на решение задач нравственного –патриотического, гражданского, толерантного и духовного воспитания.

    Данную проблему мы стараемся решать, используя разнообразные формы и средства, с учетом национального –регионального компонента, и с целью обеспечения вариативности дошкольного образования, и соблюдения ФГТ к структуре ООПДО.

    Ежегодно в план методической работы на учебный год включается задача, направленная на решение проблемы этого цикла. Решается она при комплексе специальных мер –методических мероприятий с педагогами, мероприятий с детьми и родителями.

    На протяжении ряда лет педагоги детского сада в рамках реализации инновационной деятельности работают по парциальным программам экологического и патриотического воспитания.

    На базе ДОУ в течение последних лет функционирует около 15 кружков и студий различных направлений деятельности, которые способствует более эффективному процессу нравственно –патриотического, экологического, гражданского и толерантного воспитания.

    Методическая работа с педагогами выстраивается следующим образом:КонсультацияСеминарПрактикумТематическая проверкаПедсоветВходе тематических проверок проводятся различные смотры –конкурсы: «Лучший уголок геральдики», «Лучший патриотический уголок», «Самая лучшая группа», а также проводится анализ предметно –развивающей среды и работы с родителями.

    В течение учебного годапроводится ряд конкурсов и смотров –конкурсов: конкурсы чтецов, конкурсы поделок, рисунков, акции милосердия. К каждому конкурсу разрабатываются положения, в которых прописываются основные требования и критерии оценки, состав жюри, сроки объявления победителей и лауретов. К каждому конкурсу чтецов разрабатывается сценарий с использованием ИКТ. По итогам каждого конкурса пишется справка и издается приказ. Все победители и лауреаты награждаются почетными грамотами и подарками в торжественной обстановке. Особенно радует нас тот факт, что родители с удовольствием не присутствуют на всех мероприятиях, проводимых в ДОУ, но и принимают самое активное участие. Нас не устает радовать и удивлять поток фантазии и креатива, творчества и вдохновения, которые с гордостью демонстрируют родители и дети в своих работах. Мы считаем, такую работу очень эффективной, так как она сближает, сплачивает, делает союзниками детский сад, детей и родителей. Очень отрадно было слышать от родителей в конце учебного года, а летом конкурсы будут? Это ли не победа и счастье для нас педагогов.

    Особо полюбилась традиция проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – здоровая семья», где родители с удовольствием окунаются в атмосферу сотрудничества, взаимопомоши, дружеского тепла и общения. С удовольствием они присутствуют на малых олимпийских играх, которые также становятся доброй традицией нашего коллектива. Родители становятся активными участниками процесса воспитания и образования детей, присутствуя и поддерживая своих детей на различных мероприятиях района. Большую помощь они оказывают нам в оформлении уголков и выставок, проводимых в ДОУ к различным датам.

    В преддверии празднования Дня Победы в детском саду проводится акция милосердия «От сердца к сердцу – «Подарок ветерану»,в ходе, которой все –дети, сотрудники, родители готовят подарки и памятные сувениры ветеранам, которые вручаются на празднике.

    Тема нравственно –патриотического воспитания настолько актуальна и интересна, что подвигла коллектив на участие в областномконкурсе министерства спорта, туризма и делам молодежи программ патриотического воспитания и в 2010 проект «Маленький патриот России» стал победителем этого конкурса и получил финансовую поддержку. В 20102012 годах коллектив детского сада и отдельные педагоги принимали участие в областном конкурсе «Лучший инновационный проект» и имеют сертификаты участников. В 2012 году 3 педагога дошкольного учреждения приняли участие в областном конкурсе программ патриотического воспитания «Расти патриотов». В 2011 годуколлектив дважды становился лауретом всероссийского конкурса «Росточек». В этом же году детский сад получил благодарственное письмо за участие во всероссийском конкурсе «Семья –основа государства».

    Тема для нас актуальна и востребована, и наш коллективбудет продолжать работу далее, вспоминая слова Байрона «Племя, не способное воспитать впотомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего» надеемся и верим, что нашу страну ждет Великое будущее.

    Проект

    «Растим патриотов».

    Обоснование значимости проекта.

    «Я помню свет далеких лет.

    В свою страну я верить буду».

    Это слова из музыкального произведения Е.Плотниковой «Песня о той весне». Они и легли в основу моего проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

    Слова этой песни так трогают душу, что слезы наворачиваются на глаза, и происходит переворот в сознании, возникает чувство сопричастности к происходящему по сюжету песни и видеоряда к ней, погружение в происходящее на экране через осознание- Война…Горе…Страх…Смерть…Боль…Май…Любовь…Семья…Родина…ПОБЕДА! ЖИЗНЬ!

    Мы живем, растем, учимся в прекрасной стране. Своей жизнью мы все обязаны всем тем, кто отстоял нашу Родину от немецко- фашистских захватчиков и защитил наше светлое будущее. Среди героических защитников Родины были и наши родственники- дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Это они отдали свои жизни за наше будущее, за будущее нашей страны. «Спасибо деду за Победу!»- наклейки с такими словами мелькают на стеклах машин в преддверии 9 мая. А ведь «Спасибо за Победу» надо говорить не 2-3 дня в мае, накануне праздника, а все 365 дней в году! Говорить всегда и всем нам- потомкам тех «офицеров и рядовых», что спасли нашу Родину от врага. И нельзя нарушать эту тесную связь поколений, ради них, ради нас самих и ради наших будущих потомков. Мы все должны помнить «свет далеких лет….», и этот свет будет нашим маяком в настоящем и будущем! Главное, нам- взрослым, учителям, родителям, воспитателям, не дать угаснуть этому «маяку», не опустить руки в трудном деле воспитания подрастающего поколения в сложный политический и экономический период не только для России, но и для всего мира.

    По моим собственным наблюдениям, как учителя и классного руководителя, для нынешнего современного поколения школьников понятия «патриотизм», «связь поколений» стало абстрактным, зачастую непонятным. Дети приходят в школу в 1 класс и практически ничего не знают о своей стране, о ее истории, о прошлом и настоящем. И моя задача, как классного руководителя, за четыре года начальной школы научить детей любить свою Отчизну и гордится ею, сформировать у каждого ребенка активную жизненную позицию – «я- гражданин России».

    Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьника на современном этапе занимает приоритетное место в российской школе. Данным направлениям я уделяю ведущее место в воспитательном процессе начиная с 1 класса, т.к. они помогают вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, помогут найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины, стать достойными гражданами своей великой страны.

    Опираясь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.г.», реализуя школьную «Программу по формированию ценности гражданственности и патриотизма», мной был разработан проект: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

    Цель проекта: воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, укрепление чувства сопричастности обучающихся к истории России в целом и истории своей семьи в частности, обеспечение преемственности поколений.

    Задачи проекта:

      Формирование у обучающихся начальной школы нравственности, чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории страны, своего города.

      Активизация интереса у младших школьников к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Родины.

      Расширение участия родительской общественности в патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей.

      Укрепление семейных традиций и улучшение взаимоотношений среди всех поколений в семье.

      Поддержка творческой активности обучающихся и их родителей, членов их семей по созданию литературных и художественных произведений патриотической направленности.

      Взаимодействие образовательного учреждения с организациями дополнительного образования.

    Срок реализации- 4 года (1-4 класс начальной школы).

    Финансовый ресурс: благотворительность родительской общественности:

      печать фотографий,

      брошюрирование: «Книги Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!» и проекта, посвященного Герою Советского Союза Ю.С.Соколову,

      георгиевских ленточек,

      солдатских пилоток,

      воздушных шаров,

    • расходных материалов для декоративно-прикладного творчества детей.

    Затраченные ресурсы: временные ресурсы. Расспросы родственников, поиск информации в семейных архивах и порталах интернет-ресурсов, в архиве музея истории школы.

    Участники проекта-

    Башкинова С.Б., классный руководитель,

    ученики 1 «В» класса- 31 человек,

    родители – 59 человек,

    бабушки, дедушки учеников,

    Костикова Н.Н., руководитель музея истории школы, педагог внеурочной деятельности,

    Лейко И.Я., заведующая школьной библиотекой.

    Описание проекта:

    Этапы реализации проекта:
    Первый этап – 1 год (Подготовительная часть: сентябрь 2015г.): Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;

    Составление программы внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия»;

    Разработка экскурсионной программы в рамках реализации данного проекта;

    Выбор с детьми песни к школьному песенному конкурсу «Битва хоров», разучивание песни и подготовка к конкурсу.
    Работа с родителями:
    Родительское собрание по теме: «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников», знакомство с проектом.

    Первый этап реализации данного проекта 2015-2016 учебный год. 1 класс.

    Мероприятия в рамках проекта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию: «Я помню свет далеких лет. В свою страну я верить буду».

      Участие в школьном творческом конкурсе «Битва хоров», посвященном 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне»- ноябрь 2015г.

      Создание социально-значимых проектов:

      «Его имя носит наша школа». Проект о выпускнике нашей школы -Ю.С.Соколове, Герое Советского Союза создан с привлечением к поисковой работе родителей обучающихся- октябрь-ноябрь 2015г.

      «Книга Памяти 1 «В» класса». Проект создан при участии инициативной группы родителей, на основе семейных фотоархивов, личных писем с фронта и архивных документов Интернет-ресурса «Подвиг народа», «Мемориал»- апрель –май 2016г.

      Проведение тематических классных часов, уроков Мужества, посвященных Великой Отечественной войне с привлечением участников ВОВ- октябрь 2015 -май 2016г.г.

      Проведение библиотечных уроков-презентаций: «Блокадный Ленинград»- декабрь 2015г., «Дети Освенцима»- февраль 2016г.

      Участие в муниципальном конкурсе творческих проектов «Идет война народная..: наш город в годы войны, посвященный 75-летию начала Великой Отечественной войны»- участник и победитель Поволоцкий Максим (Апрель 2016 г.)

      Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Изумрудный город» (Центр разработки и проведения Всероссийских и Международных конкурсов, викторин и олимпиад. http :// изумрудныйгород .дети ) (май 2016г.)

    Номинация

    «Этот праздник со слезами на глазах».

    Название работы: «Вечная память героям!»

    Адоньева Виктория

    Номинация

    «Спасибо за Победу!»

    Название работы: «Спасибо деду за Победу!»

    Крестьянинова Полина

      Участие в Международной межпредметной олимпиаде «С чего начинается Родина?» (http ://infourok .ru )- 30 участников, 5 призеров -22 марта 2016г.

      Участие в Международном детском творческом конкурсе «Артсеть» (апрель-май 2016г.) Творческие работы детей размещены на сайте данного конкурса

    (http : //артсеть .рф )

      Участие в патриотических школьных, муниципальных, Всероссийских акциях:

      «Белый голубь Памяти» - изготовление белых голубей поименно на каждого участника войны- родственника ученика нашего класса- 29 апреля - 05 мая 2016г.

      «Георгиевская ленточка»- весь период проведения акции.

      Исторические экскурсии по г.о. Железнодорожный в рамках внеурочной деятельности по курсу «Моя Родина-Россия» –март-май 2016г.

      Музейная педагогика. Презентации «Мой город во время войны», «С выпускного бала на фронт», «Горожане, защищавшие Родину», «Памятники моего города»- октябрь-апрель 2016г.

      Участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк» на экранах кинотеатра «Люксор» (9 may @luxorcinema .ru ) - май 2016г.

      Проведение видео-урока «Вспомним тех, кто нам жизнь подарил…», посвященного Памяти павших родственников обучающихся 1 «В» класса в Великой Отечественной войне- 11 мая 2016г. Видео-урок подготовлен семьей Никольских.

      Родительские собрания по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания.

      Изготовление подарков папам, дедушкам к празднику «День защитника Отечества»- 15 -19 февраля 2016г.

    Достигнутые результаты I -го этапа реализации проект а :

    «Я помню свет далеких лет.

    В свою страну я верить буду».

      Воспитание патриотизма и чувства гордости за Родину, за своих родственников, вершивших историю страны, за свою семью.

      Вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, социально-значимой направленности. Охват учащихся -100%.

      Создание «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!».

      Знакомство родительской общественности, педагогического коллектива школы, учащихся начальной школы с «Книгой Памяти ВОВ «Я помню! Я горжусь!»

      Размещение «Книги Памяти» в сети Интернет на школьном сайте (http://www.moy-school7.ru/).

      Размещение «Книги Памяти ВОВ. «Я помню! Я горжусь!» на демонстрационном стенде в музее истории школы.

      Размещение видеоверсии «Книги Памяти «Я помню! Я горжусь!» на видеохостинге по следующей ссылке: https://youtu.be/7dFMeu43iuk

      Привлечение родителей в воспитательный процесс детей. Это способствовало повышению заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма и коллективизма у детей.

    Родители и дети – стали активными участниками проекта (на примере создания «Книги Памяти 1 «В» класса» четко прослеживается совместная семейная поисковая деятельность (рассматривание исторических фотографий семейных альбомов, подбор фотографий военных лет, поиск информации о воевавших родственниках в военных архивах).

      Положено начало социальному партнерству: родительская общественность-школа- классный руководитель.

      Участие Поволоцкой М.А.. мамы ученика 1 «В» класса, в работе Регионального круглого стола