Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция. Дисциплина: как воспитать ее в ребенке – начнем с себя

Правильно воспитать своего ребенка и приучить его к дисциплине – непростая задача, и чтобы ее выполнить нужно запастись терпением и усвоить главное: и его дисциплина не одно и то же. Итак, как дисциплинировать детей, рассмотрим несколько советов.

Как распознать недисциплинированность?

Детскую недисциплинированность можно спутать с капризами и детской своенравностью. Например, отказ прислушиваться к советам и просьбам, резкость, грубость, склонность к конфликтам с педагогами и сверстниками, безразличие к урокам, неусидчивость, лень – это все проявления так называемого «протеста» . Но в чем же тогда заключается разница между капризом и отсутствием дисциплины? Детская недисциплинированность – это постоянное явление, которое выражается в излишней активности ребенка, в то время как «протест» или капризность — нечто временное, имеющее конкретные причины и проходящее.

Что порождает недисциплинированность в детях?

Нехватка внимания родителей. При такой нехватке ребенок будет делать все, чтобы привлечь к себе внимание;
Любознательность и пытливость. Обычно это свойственно очень маленьким деткам (1,5 – 2). Мир вокруг такой незнакомый и привлекательный, тут не до примерного поведения.
Недостаточное мотивирование со стороны родителей. Дисциплинированный ребенок понимает, зачем он должен выполнить что-либо. Безапелляционные просьбы и распоряжения не подойдут, в данном случае уместна грамотная мотивация. Например, «чем скорее закончим с уборкой комнаты, тем скорее освободимся и пойдем на прогулку» .
Поиск слабых мест папы и мамы. Для того, чтобы манипулировать родителями, ребенок часто ищет их уязвимые места.
Расхождение слов родителя с его делами. Часто взрослые требуют от ребенка определенного поведения, но сами ведут себя противоположным образом. Яркий пример — курящий родитель, который говорит, что курение – это плохо. Или запрещение мусорить от человека, который выбрасывает обертку на асфальт.
Отсутствие доверия во взаимоотношениях. Если доверительные отношения с родителями не складываются, ребенок бросает всякие попытки наладить контакт с мамой или папой. Доверие утрачивается, и ребенок винит в этом родителей.
Чересчур много «нельзя». Слишком требовательные родители сами способствуют тому, что ребенок становится бесконтрольным.

Чтобы дисциплинировать детей, нужно ли их полное повиновение?

Дисциплинированный ребенок – это не кукла, которая подчиняется вам и слушается с полуслова. Это живой человек, со своим мнением, характером, желаниями. Дисциплинировать ребенка правильно, значит развить в нем ответственность, собранность, умение уважать общепринятые нормы и подчиняться собственным целям. От родительского подхода к воспитанию зависит то, насколько самостоятельным, цельным и самодостаточным он вырастет. Излишняя требовательность и строгость могут воспитать неуверенного в себе, слабого человека. Выбирать вам.

Превратите дисциплину в семейную привычку

Современный бешеный ритм жизни зачастую не позволяет уделять достаточное время ребенку. А малыш живет в другом темпе и не понимает, зачем вам нужно куда-то бежать и проводить время на работе, вместо того, чтобы поиграть с ним. Лучший способ приучить ребенка к дисциплине – сделать ее семейной традицией! Как может проявляться семейная дисциплинированность? Несколько основных моментов:

Не забывать старшее поколение и систематически навещать бабушек и дедушек;
Вместе отмечать праздники и готовиться к ним;
В доме каждый выполняет свою функцию;
Установить определенный распорядок дня для всей семьи;
Привить всем домочадцам привычку не откладывать дела на потом;
Наводить частоту всем вместе и по определенным дням;
Культивировать почтительность к старшим.

Если семье неизвестны такие принципы и привычки, то приучить ребенка к дисциплинированности будет крайне сложно. В его голове может произойти путаница и хаос: во сколько нужно уснуть, как правильно разговаривать со старшими, во сколько вернуться домой с прогулки. Все эти вопросы (и многие другие) требуют четких ответов. Иногда родители не находят сил и времени для того, чтобы правильно среагировать на детский «бунт» и это чревато потерей дисциплинарных устоев в семье навсегда. Поэтому определенные правила в семье необходимы. Они должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся, как, например, необходимость чистить зубы. А главное подкрепить дисциплину собственным примером:

Приучаем любить, когда все на своих местах: вещи в комоде, кружки и тарелки в шкафу для посуды и т.п. Главное не забывать о поощрении: хвалить ребенка за правильные действия.
Устанавливаем единственно возможное поведение вне дома: уважительно относиться к пожилым, помогать девушкам, уступать место в транспорте и прочее. Дисциплинированный ребенок ведет себя правильно и культурно не только в стенах дома.
Устанавливаем единственно возможное поведение дома: вещи на своих местах, соблюдение вежливости и приличий, еда строго на кухне, соблюдение правил гигиены;
Организуем распорядок дня: конкретное время для сна; до сна определенные процедуры.

Умение организовать свое время, собранность и ответственность – качества, которые родители должны воспитывать в ребенке. Детская дисциплинированность – это билет в спокойную, уверенную, гармоничную взрослую жизнь.

Воспитание ребенка – сложное и очень ответственное дело. Каждые родители сталкиваются с недисциплинированностью и рассеянностью своего ребенка. Но как быть в такой ситуации, особенно, если она постоянно возникает? Решение есть и заключено оно в некоторых психологических и педагогических приемах. Конечно, многое в успешном конечном результате зависит от заботливости, наблюдательности и внимательности родителей, которые могут помочь разрешить эту постоянно возникающую проблему. Итак, поговорим о том, как прививать дисциплину, если ребенок рассеян.

Излишне внимательный или рассеянный?

Есть дети, которых характеризуют лишь два слова. Это медлительность и рассеянность. В этом случае подразумевается, что единственной причиной медлительности является рассеянность. Но мало кому приходит на ум, что причина может скрываться в избыточной внимательности! Это означает, что ребенок замечает гораздо больше других детей и взрослых, из-за чего не может сконцентрироваться на одном предмете или приказе, потому что видит много всего. Для того чтобы помочь такому ребенку, нужно делать ненавязчивые, но постоянные упражнения, помогающие развить усидчивость, концентрацию и сосредоточенность. Для этого есть много психологических упражнений и игр.

Такого ребенка также очень сложно уложить спать. Вам нужно быть внимательными к малышу и ни в коем случае не пускать все на самотек, иначе последствия могут быть очень печальными. Прежде всего, вам самим необходимо сконцентрироваться на том, чтобы уложить ребенка спать. Выключите телевизор и отложите все свои дела, потому что «между делом» у вас ничего не получится. Только по одному давайте ребенку указания. После того, как вы убедитесь, что ребенок вас услышал, переходите к следующему указанию.

Как привить ребенку дисциплину: 5 главных правил

Для того чтобы привить дисциплину рассеянному ребенку, необходимо соблюдать некоторые правила, которых не так уж и много. Итак, давайте рассмотрим 5 главных правил в привитии дисциплины:

  1. Составьте расписание режима на день и строго его придерживайтесь. Оформите свое расписание как можно ярче и красивей и повесьте на видное место. Можете это сделать вместе с ребенком, рассказывая ему о каждом пункте в режиме.
  2. Сформируйте у ребенка стереотипы поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Прививайте ребенку последовательность в действиях каждодневных процедур и будьте сами ему примером в этом. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чтобы он сам с удовольствием выполнял требования. Пообещайте ему поход в зоопарк или в цирк. Но делайте это осторожно, чтобы он слушался не из-за награды, а осознал то, что послушание гораздо лучше, нежели неповиновение и последующее наказание.
  3. Объясняйте и аргументируйте ребенку, почему и что правильно. Когда ребенок будет понимать, что такое хорошо и плохо, вы быстрее сможете привить ему дисциплину.
  4. Обеспечьте своего ребенка положительными и яркими эмоциями, впечатлениями. Пусть у ребенка появится авторитетный пример, которому он захочет следовать. Читайте ему познавательные сказки.
  5. Не убивайте в ребенке веру в чудеса и не забывайте вместе с ним играть в различные игры. В игровой форме ребенок легче сможет понять, что такое вести себя правильно.

Соблюдая все эти несложные рекомендации, вы совсем скоро увидите хороший положительный результат и сможете понять причину былой недисциплинированности и рассеянности ребенка. А потому сможете быстрее узнать, какие методы помогут с этим бороться лучше всего.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание. Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать?

Какой он, дисциплинированный — и недисциплинированный — ребенок?

Признаки недисциплинированности внешне схожи с детской капризностью и «протестом»:

  • Непослушание.
  • Отказ принимать те нормы поведения, что приняты в семье и обществе.
  • Конфликтные отношения в школе с учителями и одноклассниками.
  • Лень, развязность, излишнее упрямство, грубость.
  • Отсутствие интереса к труду и учебе, отсутствие каких-либо интересов при наличии негативных проявлений недисциплинированности.
  • Высокая отвлекаемость и интеллектуальная пассивность.
  • И др.

В чем отличие? Капризность — явление проходящее. Оно случилось, под воздействием определенных факторов прошло и забылось. Иногда — до следующего всплеска.

Недисциплинированность же — «величина» постоянная. Отличается она и от неусидчивости, которая не несет негатива и, скорее, отражает гиперактивность ребенка.

В чем кроются причины недисциплинированности?

  • Слишком любознательный и любопытный ребенок . Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
  • Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
  • Ребенку не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
  • Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
  • Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
  • Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
  • Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.

Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова?

Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям. Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии. У ребенка должно быть свое собственное мнение , и противоречия с родителями будут всегда (это норма).

Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.

Что имеется в виду под дисциплиной в свете ?

  • Уважение к старшим, которое основано на благодарности.
  • Традиция посещать на праздники бабушек и дедушек.
  • Совместная уборка в квартире по пятницам.
  • Подготовка к новому году всей семьей.
  • Распределение обязанностей по дому.
  • Выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха.
  • Определенный режим дня.
  • И пр.

При отсутствии семейной дисциплины ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др. Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.

Дисциплина должна быть столь же естественной , как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы.

  • Развиваем и пестуем тягу к порядку. Не забываем подкреплять ее своим примером, улыбкой и своевременной похвалой. Приучаем ребенка любить стабильность — посуду на кухне, одежду в шкафу, игрушки в ящиках и пр.
  • Приучаем к . В 8-9 вечера — спать. Перед сном — приятные процедуры: купание, мамина сказка, молоко с печеньем и пр.
  • Правила поведения в семье : игрушки на местах, мытье рук перед едой, послушание (просьба мамы и папы обязательна к выполнению), ужин исключительно в кухне (не на диване), после ужина — «спасибо» маме, и пр.
  • Правила поведения вне семьи: уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, и др.

Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Как приучить ребенка к дисциплине – инструкция для родителей

Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Дисциплина не предполагает . Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
  • Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
  • Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.

Чего нельзя делать, приучая ребенка к дисциплинированности – ошибки, которых нельзя допускать!

Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.

Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.

Поэтому, воспитывая дисциплинированность в чаде, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).

Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.

Правила есть правила.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Родители должны уметь дисциплинировать не только себя, но и своих детей, показывая на собственном примере правильное поведение прививая его с ранних лет. И если вы сделаете все правильно и вовремя, у вас не появится трудновоспитуемый ребенок или импульсивный ребенок.

Как приучить ребенка к дисциплине?

Из-за существенной разницы в возрасте и ребенка в корне отличаются. Взрослый и ребенок, очень часто не могут понять друг друга. Если взрослая делает больший акцент на саморазвитии и контроле своей жизни, то при дисциплинировании ребенка главными критериями становятся ранее воспитание, ответственность и развитие его внутреннего Я . Поэтому если ребенок не общается с одноклассниками, при воспитании ребенка ни в коем случаи нельзя прибегать к агрессии и физическому насилию, иначе детской психике можно нанести непоправимый ущерб проявляющийся в будущем , и , которые он будет нести в себе всю жизнь.

Что делать если ребенок капризничает

Чтобы дисциплинировать ребенка с ранних лет, ему нужно прививать ответственность и установить четкие границы того, что можно делать и нельзя. Нужно решить, должен ли ходить ребенок в детский сад. Не бойтесь хвалить собственных детей, но не перегибайте с этим. Покажите на собственном примере, что дисциплина — это серьезная ответственность, показатель зрелости и возраста, то есть чем дисциплинированнее ребенок, тем он старше и организованнее, даже если ребенок манипулирует плачем.

Чтобы правильно и быстро дисциплинировать ребенка нужно укрепить его самосознание, веру в собственные силы и заслуги, пусть даже они будут незначительные, но они стоят похвалы, которую он заслужил. Похвалу любит, даже взрослый ребенок.

Не бойтесь говорить о его поступках и действиях, даже если ребенок орет. Говорите с ним, как со взрослым, пусть он чувствует свою значимость в семье и ответственность перед родителями, объясните что такое деньги и ребенок. Он должен понимать, что все поступки, даже негативные, ведут к определенным последствиям, помогают ему развиваться и учиться на собственных ошибках, тем самым дисциплинируя его поведение и характер.

Создайте для собственного ребенка условия принятия самостоятельных решений, особенно если ребенок просит принять решение самостоятельно. Дайте ему право выбора без выбора, то есть сделать то или иное дело самостоятельно без сторонней помощи. Это даст серьезный положительный эффект: он почувствует личную независимость и самодисциплину при выполнении обязанностей. Ребенок должен видеть и чувствовать, что он часть семьи и некоторые важные обязанности, теперь находятся под его четким руководством и ответственностью.

Создайте для своего чада обязательные правила и постоянную работу, лучше сделать это в игровой форме, например помощь в повседневной работе, но с важным акцентом его значимости в этих делах. Пусть понимает, что вам необходима его помощь и без него никак не справится, это даст еще один положительный стимул для самодисциплинирования и ответственности перед родителями. Но не забывайте, что именно вы создаете атмосферу в семье и от вас зависит будет ребенок помогать и выполнять обязанности по дому или нет. Будьте открыты для собственного ребенка: относитесь к нему, как к взрослому, но не забывайте показывать свою доброту, любовь и доброжелательность. Ребенок легко сможет дисциплинировать себя, если будет чувствовать, что это ему необходимо, что вы положительно относитесь к его стремлениям, пожеланиям и решениям. Но не забывайте о четких ограничениях и обязательных правилах.

Ведите активный диалог с малышом, объясняя ему чего вы ждете от него, насколько это важно для вас и его будущего, не бойтесь говорить об ошибках и обсуждать их более подробно. Говорите о его поведении, не повышая тон, даже если оно не соответсвует вашим ожиданиям, уточните почему он делает так, а не иначе, что этому способствовало и как должно быть.

Проявляйте инициативу и интерес к ребенку, его делам, решениям и действиям это поможет своевременно увидеть проблему и решить ее без особых сложностей и усилий. И помните, дисциплинировать ребенка нужно с раннего детства, чтобы он вырос настоящей творческой личностью и всегда имел независимое мнение.

В магазинах огромное количество книг с советами, . А где найти время, чтобы прочесть все и найти то, что подойдет именно для вас? Мы предлагаем родителям просмотреть маленькую шпаргалку из книги Дэниела Сигела и Тины Брайсон «Дисциплина без драм».

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДИСЦИПЛИНИРОВАТЬ РЕБЕНКА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ТАКОЕ ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина должна быть активной, а не реактивной.

Дисциплина не может быть просто реакцией на плохое поведение. Изначально это набор определенных принципов и стратегий, вроде внешней политики. В этом процессе нельзя брать «тайм-ауты».

Родители должны знать, как будут реагировать на плохое поведение, прежде чем это поведение «случится». Вам нужно знать, почему вы хотите отреагировать именно так, потому что вам придется объяснять, почему так, а не иначе.

H.A.L.T.

H.A.L.T. расшифровывается как голод, злость, одиночество и усталость. Когда человек находится в этих состояниях, эмоции зачастую бурлят вовсю. Как правило, такие эмоции немного проявляются и до того, как начнется громкая и пронзительная истерика. В этом случае важно заранее определить признаки приближающейся истерики и решить вопрос спокойно - без разбитых чувств и игрушек.

  • обеспечьте комфортное общение;
  • обосновывайте все;
  • перестаньте говорить и начните слушать;
  • реагируйте на то, что вы слышите.

Первый и третий принципы достаточно просты. Второй означает, что вы не должны минимизировать или отрицать причины, по которым ваш ребенок ведет себя неподобающим образом. А четвертый говорит о том, что родитель в устной форме признает, что он считает причину плохого поведения обоснованной: «Я понимаю, что ты злишься, потому что я забрал у тебя камни, которые ты бросал в ту девочку».

Верхний разум против нижнего

Авторы сравнивают мозг ребенка с кукольным домиком. Нижняя часть его (ствол головного мозга и лимбическая область) отвечает за основные функции (дыхание, моргание), врожденные реакции и импульсы и сильные эмоции (гнев, страх). То есть в «нижнем» мозгу расположены все основные потребности. «Верхний» более развит. Он отвечает за принятие решений, планирование, контроль над эмоциями и телом, эмпатию. Лучше всего мозг работает, когда верхние и нижние части «домика» объединены. Для этого нужно построить метафорическую лестницу, которая их соединит. То есть, обращаясь к инстинктам малыша, родители задействуют «нижний» мозг, а задавая вопросы - «верхний».

Авторы советуют разговаривать, а не сразу переходить к последствиям. Вместо того, чтобы сразу же наказать плохое поведение («Стань в угол»), начните диалог («Скажи мне, что случилось. Как ты думаешь, что теперь нужно сделать?»).

ВТОРОЕ ПРАВИЛО. ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ СОГЛАСОВАЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СЛЕДУЙТЕ ЕЕ ПРАВИЛАМ

  • Зачем? Что? Как? - Откажитесь от тайм-аутов и явных наказаний в пользу вопросов, с помощью которых ребенок научится думать о происходящем.

Спросите вашего ребенка, почему он поступил именно так. Спросите себя, какой урок вы может получить в этой ситуации и как ее улучшить. Допустим, ваш 4-летний малыш бьет вас, пока вы общаетесь с женой или готовите обед. Почему ваш ребенок так делает? Потому что он хочет обратить на себя внимание. Что вы хотите показать? Что есть лучшие способы, чтобы привлечь внимание. Как научить этому ребенка? Научите малыша извиняться и обязательно каждый раз выслушивайте его.

  • Перед тем, как наказать, наладьте контакт. После того, как ребенок сделал какую-то пакость, он находится в уязвимом состоянии. Он может паниковать, быть неуверенным в себе, чувствовать стыд и гнев.

Сразу же после инцидента наладьте физический контакт. Вместо того, чтобы стоять над ребенком и размахивать пальцем, опуститесь на колени, чтобы быть с ним на одном уровне, возьмите его за плечи или погладьте по спине. Физическое одобрение обезоруживает ребенка - он не может учиться и внимать родительским советам, если он напряжен.

  • Нет никаких доказательств того, что порка (то есть ) имеет хоть какой-то эффект. Разве что она заставит ребенка вести себя хорошо здесь и сейчас. Но это метод на один раз.

Выход - не шлепать малыша.